Малое и среднее предпринимательство
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА*
Вера БАРИНОВА
Заведующий лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией инновационной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. E-mail: [email protected] Юлия ЦАРЕВА
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской федерации. E-mail: [email protected]
Проведенное РАНХиГС исследование показало, что институциональные факторы имеют определяющее значение для развития малых и микропредприятий. Средние предприятия более устойчивы к особенностям институциональной среды, и их число в том или ином регионе в первую очередь зависит от численности его населения и размера доступных рынков.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, микропредприятия, институциональная среда, институциональные факторы.
Развитие предпринимательства традиционно рассматривается в контексте институциональных условий, которые создают среду для ведения бизнеса, определяют объем трансакци-
Рис. 1. Число малых предприятий (без микропредприятий) в России в 2008-2017 гг. тыс. ед.
300
150 -
ЗгЗг^^ГМГМгЗгМГМГМ
Годы
Источник Росстат.
онных издержек, связанных с выполнением стандартных процедур - регистрации, подготовки документации для участия в госзакупках, уплаты налогов и т.д.
В России постоянно предпринимаются меры по совершенствованию институциональной среды. Так, в 2016 г. была создана Корпорация развития МСП1; целевой показатель общего объема договоров по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства на конец 2018 г. должен составить 3 трлн. руб. На платформе «Деловая среда» в феврале 2018 г. открылась услуга онлайн-регистрации бизнеса. На региональном уровне действует множество институтов развития.
Несмотря на проводимую политику поддержки, ожидаемого ускорения динамики развития МСП не прослеживается, что особенно очевидно на примере малых предприятий - показатель «число малых предприятий» по итогам 2017 г. оказался существенно ниже уровня 2008 г. (См. рис. 1.)
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 7 (68) (апрель 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. 1 МСП — малые и средние предприятия.
58 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 5 • МАЙ-ИЮНЬ 2018
Заметим, что в 2016 г. число малых предприятий снизилось с 243 тыс. в 2015 г до 173 тыс. - рекордно низкого значения за весь рассматриваемый период. Отчасти это можно объяснить повышением критерия по доходу для микропредприятий до 120 млн. руб. за год2, что позволило фирмам, ранее считавшимся малыми, перейти в категорию «микро», а такие фирмы и составляют большинство предприятий сферы МСП в России.
Если рассматривать объем оборота малых предприятий в сопоставимых ценах, то с 2011 г. отчетливо прослеживается динамика небольшого, но устойчивого его снижения. (На рис. 2 и 3 представлены соответственно оборот и инвестиции в основной капитал малых предприятий за период с 2008 по 2016 гг.)
Нами была протестирована гипотеза о наличии возможного влияния некоторых институциональных факторов на развитие МСП в
Рис. 2. Оборот малых предприятий в России в 2008-2016 гг. в текущих (Росстат) и сопоставимых (расчеты авторов) ценах, млрд. руб.
20 000
Годы
В текущих ценах -В ценах 2008 г.
Источник: расчеты авторов по данным Росстата.
Рис. 3. Инвестиции малых предприятий в основной капитал в России в 2008-2016 гг. в текущих (Росстат) и сопоставимых (расчеты авторов) ценах, млрд. руб.
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
В текущих ценах -В ценах 2008 г.
Источник: расчеты авторов по данным Росстата.
5 о
Годы
2 Действовавший до 2016 г. критерий относился к выручке, но устанавливал предельное значение в 60 млн. руб. за предшествующий год без учета НДС (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556).
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 5 • MAY-JUNE 2018 5 9
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
России с помощью эконометрических моделей, построенных для различных типов предприятий сферы МСП с учетом их характеристик (специализация, размер)
Оказалось, что средние предприятия более устойчивы к особенностям институциональной среды, чем малые (включая «микро»): из всей совокупности институциональных факторов на число средних предприятий в регионе оказывает значимое положительное влияние только доступ к финансированию (банковским кредитам); корреляция между числом средних предприятий в регионе и индексом его обеспеченности банковскими услугами составляет 0,47. В целом же число средних предприятий в регионе фактически определяется численностью его населения и размером доступных для него рынков.
В отличие от средних предприятий предпринимательская активность малых (включая «микро») практически полностью определяется институциональными факторами, из которых наиболее важны: инвестиционный риск,
доступность банковских кредитов, качество человеческого капитала, а также административная нагрузка и криминогенная обстановка. (См. рис. 4.) Для деятельности малых предприятий обрабатывающей промышленности существенно влияние факторов технологического развития региона и доступности банковских кредитов.
Сильнее всего с предпринимательской активностью коррелируют индекс обеспеченности банковскими услугами (фактор «Доступность кредитования») и число выездных проверок Федеральной налоговой службы России (ФНС) (фактор «Административная нагрузка») в расчете на общее число предприятий. Рост индекса обеспеченности банковскими услугами в регионе на 0,1 (индекс принимает значения в диапазоне от 0 до 1,94) приводит к увеличению в нем малых (включая «микро») предприятий в расчете на 1000 человек экономически активного населения (ЭАН) на 2,127 предприятия. Рост числа проведенных выездных проверок ФНС к общему
Рис. 4. Институциональные факторы, влияющие на уровень предпринимательской активности в регионе, и корреляция между ними и предпринимательской активностью*
от = -о,43
Качество человеческого капитала
(среднее число лет обучения)
СО!« = 0,32
Предпринимательская активность
(число малых предприятий к ЭАН)
ССШ = -0,34
Криминогенная среда
(число лиц, совершивших экономические преступления, на 100 тыс. жителей)
ССЖИ =
Другие факторы
(например, безработица, рыночный потенциал, ВРП)
* — СОРР — корреляция. Источник составлено авторами.
Административная нагрузка
(выездные проверки ФНС к общему числу предприятий)
60 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 5 • МАЙ—ИЮНЬ 2018
числу предприятий в регионе (принимает значения от 0,15 до 10,51) на одну проверку приводит к сокращению числа малых предприятий в нем на 0,56 предприятия.
В Послании Президента России Федерально Собранию РФ от 1 марта 2018 г. отмечалось, что развитие малого предпринимательства — это «масштабный резерв экономического роста»3, при этом были названы целевые ориентиры: «к середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40%, а число занятых вырасти с 19 до 25 миллионов человек».
Проведенное исследование позволило установить, что создание благоприятных институциональных условий в регионе может оказать соответствующее воздействие прежде всего на малые предприятия. Поэтому для реализации поставленных в данном направлении целей поддержка этим субъектам предпринимательства должна концентрироваться на предоставлении им льготных кредитов с простой процедурой получения, снижении инвестиционных рисков, улучшении качества правовой среды и человеческого капитала — уровня образования, знаний и навыков.
Наиболее важными для развития малого бизнеса инициативами последних лет являются: смягчение критериев для применения упрощенной системы налогообложения, установление моратория на плановые проверки4 для малых предприятий, программа стимули-
рования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5») и программа «Инвестиционный лифт», обучающие программы Корпорации МСП «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства».
Вместе с тем увеличение числа средних предприятий не может быть достигнуто только за счет улучшения институциональной среды в регионах — институциональные условия для масштабирования малых предприятий до средних по регионам не различаются. Для этой цели актуальна общая политика регионального развития: повышение транспортной доступности, поддержание прироста населения и удержание квалифицированных кадров в регионе, увеличение валового регионального продукта (ВРП).
Для улучшения качественных характеристик сферы МСП, в частности для создания и поддержания высокого уровня предпринимательской активности среди компаний обрабатывающих отраслей, большое значение имеют развитие технологий, проведение согласованной научно-технической, инновационной, промышленной и экономической по-литики5.
Высокая инертность предпринимательской активности, уровень которой в регионе определяется ситуацией в предыдущих периодах, свидетельствует о значимости последовательной и предсказуемой политики по развитию предпринимательства в регионах России. ■
3 Послание Президента Федеральному Собранию, 01.03.2018 г.: [Электронный ресурс]. ШЬ: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56957
4 Мораторий действует с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. Он касается большинства видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (перечень исключений зафиксирован в ст. 26.1 ч. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и распространяется на малые предприятия и ИП, не осуществляющие деятельность в ряде сфер).
5 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 5 • MAY-JUNE 2018 61