Научная статья на тему 'Маломерные суда бытового назначения как вид «Транспортной» недвижимости'

Маломерные суда бытового назначения как вид «Транспортной» недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / МАЛОМЕРНОЕ СУДНО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / SAILING CHARTER MEANS / THE SMALL SIZE VESSEL / THE STATE REGISTRATION / CIVIL TRADABILITY / REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левитин В. Б., Кузьмина И. Д.

Анализируются критерии отнесения маломерных судов к категории недвижимого имущества, в целях их совершенствования вносятся конкретные предложения по модернизации правовой модели государственной регистрации средств водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSEHOLD PURPOSE SMALL SIZE VESSELS AS A KIND OF «TRANSPORT» REAL ESTATE1RGTEU

In article criteria of reference of small size vessels to a real estate category are critically analyzed, with a view of their perfection specific proposals on modernization of legal model of the state registration of means of a sailing charter are brought.

Текст научной работы на тему «Маломерные суда бытового назначения как вид «Транспортной» недвижимости»



ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

каких обстоятельствах изменился статус, каков индивидуально-психологический фон изменений, потому что все это окажет влияние на другие статусы.

Прекращение брака само по себе не исключает продолжения общения с бывшим супругом, а также не меняет правового положения супруга как родителя, родственника или собственника имущества. Очевидно, что сохранив доброжелательные отношения в период расторжения брака, мужчина и женщина, скорее всего, также мирно смогут решить иные вопросы, которые неизбежно будут возникать в связи с воспитанием, содержанием детей, использованием общего имущества. Задача медиатора — нивелировать конфликт, что

весьма актуально для процедуры расторжения брака, поскольку субъектам семейного спора важно сохранить долгосрочные партнерские отношения для дальнейшего взаимодействия.

Безусловно, в рамках настоящей статьи не может быть предложенная полная конструкция медиации как способа урегулирования споров, возникающих из семейно-правовых отношений. В тоже время, представляется, что применение медиативных процедур при расторжении брака (как наиболее частых се-мейно-правовых спорах) вполне обосновано, а сформулированные автором выводы могут быть восприняты как предложение к дискуссии.

МАЛОМЕРНЫЕ СУДА БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ВИД «ТРАНСПОРТНОЙ» НЕДВИЖИМОСТИ

В.Б. ЛЕВИТИН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права РГТЭУ

E-mail: levitinvb@rambler.ru;

И. Д. КУЗЬМИНА,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

E-mail: kuzmina-58@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Анализируются критерии отнесения маломерных судов к категории недвижимого имущества, в целях их совершенствования вносятся конкретные предложения по модернизации правовой модели государственной регистрации средств водного транспорта.

Ключевые слова: средство водного транспорта, маломерное судно, государственная регистрация, гражданская оборотоспособность, недвижимое имущество.

HOUSEHOLD PURPOSE SMALL SIZE VESSELS AS A KIND OF «TRANSPORT» REAL ESTATE

V.B. LEVITIN,

candidate of jurisprudence, associate professor of the civil and labor law RGTEU;

I.D. KUZMINA,

doctor of jurisprudence, assistant professor, head of the department of civil law and process of the Kemerovo institute (branch) of the Russian state trade and economic university

Annotation. In article criteria of reference of small size vessels to a real estate category are critically analyzed, with a view of their perfection specific proposals on modernization of legal model of the state registration of means of a sailing charter are brought. Keywords: sailing charter means, the small size vessel, the state registration, civil tradability, real estate.

Понятие недвижимых вещей, закрепленное в п. 1 ст. 130 ГК РФ, представляет собой многокомпонентную правовую конструкцию, включающую в качестве основного элемента традиционные для данной сферы гражданского оборота имущественные объекты: земельные участки, участки недр, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты

незавершенного строительства. Объединяющим признаком для данных видов имущества служит прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.

Наряду с этим к категории недвижимости современный российский законодатель относит подлежащие государственной регистрации (выделение авт.)

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, которые условно можно именовать объектами «транспортной» недвижимости.

Разумеется, критерии нуждаемости в государственной регистрации отдельных групп указанных имущественных объектов (воздушные суда, средства водного транспорта, космические объекты) могут различаться и должны учитывать целый ряд свойственных лишь им социально-значимых факторов.

Однако, непреложным остается положение отечественной цивилистики о том, что основания отнесения тех или иных видов имущества к категории недвижимости не могут избираться произвольно. Категория маломерных судов бытового назначения представляет собой весьма многочисленную и разнообразную группу товаров массового потребления и включает в себя различные виды моторных, парусных, парусно-моторных и гребных судов (яхты, катера, моторные лодки, многокорпусные суда, водные мотоциклы, байдарки, каноэ и т.п.), используемые физическими и юридическими лицами в целях, не связанных с предпринимательской и иной профессиональной деятельностью, т.е. в основном для занятия спортом и активного отдыха.

Следует иметь в виду, что ст. 131 ГК РФ, определяющая правовые рамки системы государственной регистрации имущественных объектов, предусматривает целый ряд регистрационных процедур. Наряду с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в предусмотренных законом случаях могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ).

Кроме того, на основании специального указания в законе возможна также регистрация прав на движимые вещи (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

При этом лишь государственная регистрация имущественных объектов имеет правоустанавливающий характер, отражающий ее направленность, в первую очередь, на достижение частно-правовых целей: охрану и защиту субъективных гражданских прав собственника, иного законного владельца данного имущества.

Другие из перечисленных выше регистрационных процедур указанным свойством не наделены и призваны обеспечить, главным образом, реализацию публично-правовых функций государственного управления в той или иной сфере.

Применительно к средствам водного транспорта, прежде всего, это связано с тем, что закон относит транспортные средства к числу источников повышенной опасности, адресуя их владельцам более строгие правила привлечения к имущественной ответственности за причинение вреда (ст. 1079 ГК РФ) и обязанность соблюдения особого правового режима эксплуатации.

Различные по целям и правовым последствиям регистрационные процедуры обусловливают необходимость разграничения соответствующих критериев их применения.

Вполне логично, что Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 17 июня 2010 г.), детализирующий предписания ст. 131 ГК РФ, исключил морские суда и суда внутреннего плавания из круга имущественных объектов, подлежащих обязательной государственной регистрации на общих основаниях, предусмотрев необходимость принятия специального федерального закона. Поскольку данный законодательный акт, пока не издан, применяется действующий порядок регистрации прав на средства водного транспорта1.

Указанный порядок страдает наличием весьма существенных недостатков и требует критического отношения. Связано это с отсутствием единого нормативного правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации средств водного транспорта.

Правила государственной регистрации маломерных судов2, также не регулируют порядок государственной регистрации многих видов судов бытового назначения: большинства прогулочных, спортивных и парусных судов.

Существенным элементом характеристики гражданско-правового режима и потребительских свойств средств водного транспорта является также общедоступность их эксплуатации или наличие определенных квалификационных требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим их использование, реализуемых с помощью лицензирования (аттестации) судово-

1 Часть 2 п. 1 ст. 4, ч. 2 п. 1 ст. 33 ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 17 июня 2010 г.).

2 Пункт 2 «Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России»., утв. приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. № 500 (в ред. от 21 июля 2009 г.).

№ 7 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

61

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

дителей. В отношении судоводителей маломерных судов эти требования определяются ведомственными нормативными правовыми актами3.

Полагаем вместе с тем, что неудачная, многослойная структура нормативной правовой базы в данной сфере и связанное с этим перенесение на отраслевой, зачастую подзаконный, уровень значительной части функций по регламентации порядка и условий государственной регистрации судов во многом обусловливает возможность массовых нарушений порядка приобретения и реализации гражданами прав собственности на средства водного транспорта как имущественные объекты и коррупционную составляющую процесса их взаимоотношений с представителями контрольно-надзорных органов.

В связи с этим представляется важным скорейшим образом завершить процесс формирования модернизированной правовой модели системы государственной регистрации морских судов и судов внутреннего плавания, предусматривающей значительно более узкий круг средств водного транспорта бытового на-

значения, подлежащих государственной регистрации в качестве объектов недвижимого имущества.

Литература

1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»

2. Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утв. приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. № 500 (в ред. от 21июля 2009 г.).

3. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». URL://http://www.mintrans.ra.

3 Приказ МЧС России от 29 июня 2005 г. N° 498 «Об утверждении правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России» (в ред. от 21 июля 2009 г.).

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ

А.Н. ЛИНЕВ,

кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела нормативно-правового обеспечения ГУВО МВД России

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: аnton-linev@mail.ru

Научный руководитель: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Н.Д. Эриашвили

Аннотация. Результаты изучения положений законодательства Российской Федерации и материалов судебной практики подтверждают, что возникновение и осуществление собственниками помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен такой дом, зависит от своевременности выражения ими своего волеизъявления на его формирование.

В статье сделан вывод о том, что до определения границ земельного участка, занятого многоквартирным домом и предназначенного под размещение объектов, используемых для его эксплуатации и благоустройства, указанный земельный участок или его часть могут быть на законных основаниях предоставлены во владение, пользование и распоряжение физическим и юридическим лицам.

Ключевые слова: земельный участок, многоквартирный дом, долевая собственность, общее имущество.

ABOUT SEVERAL ASPECTS OF ARISING AND REALISING PROPERTY RIGHT TO LAND PLOT, WHERE TENEMENT-HOUSE IS SITUATED

A.N. LINYOV,

candidate of jurisprudence, deputy chief of department of standard legal support

of GUVO Ministry of Internal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.