Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как системный фктор восстановления экономики проблемного Регина'

Малое предпринимательство как системный фктор восстановления экономики проблемного Регина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсамбаев Н. М.

Определены основные направления формирования приоритетов государственной и региональных властей в отношении поддержки малого предпринимательства в сфере производства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как системный фктор восстановления экономики проблемного Регина»

малое предпринимательство как системный фактор восстановления экономики проблемного региона

АРСАМБАЕВ Н.М.

о

о

i— ф

Определены основные направления формирования приоритетов государственной и региональных властей в отношении поддержки малого предпринимательства в сфере производства в регионе.

Ключевые слова: малое предпринимательство; социальная рыночная экономика; реструктуризация экономики региона; инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Коды классификатора JEL: 1_ 25, 1_ 26

По мере развития общества от доиндустриального к постиндустриальному малый бизнес по-разному интегрируется в хозяйственную структуру общественного производства. На доиндустриальной стадии развития малые предприятия составляли основу экономики, на промышленной стадии они вытеснялись крупным бизнесом из производственной и хозяйственной структуры экономики. Однако и на индустриальной стадии развития для малого бизнеса сохранились определенные ниши для приложения его сил. Он становится одним

из существенных источников налоговых поступлений, создания дополнительных рабочих мест, насыщения (тд

региональных и местных рынков товарами и услугами. Малое предпринимательство способствует формиро- _о

ванию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюд- []

жетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест оно снижает остроту безработицы, (О обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Процесс разграничения прав и полномочий федеральных органов и органов управления субъектов Рос- ^

сийской Федерации и осуществление приватизации, резко увеличившей число хозяйствующих субъектов и И

ставшей базой массового развития предпринимательской деятельности, привел к тому, что малое предпри- Ш

нимательство стало играть важную роль в социально-экономическом развитии регионов России. В настоящее ]> время, когда стала насущной задача перехода российской экономики на инновационную модель развития,

заметно актуализируются проблемы изучения малого бизнеса как системной составляющей именно социаль- ^

ной рыночной экономики. В инновационной модели развития экономики, на которую нацеливается Россия, □

роль малого бизнеса неуклонно возрастает, но его полное значение обнаруживается в границах именно со- О

циальной рыночной экономики. ^

Для регионов со значительными проблемами в развитии экономики малое предпринимательство может стать тем звеном, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь, т.е. разрешить ряд острейших не только экономических, но и социальных проблем территории. Так, для Чеченской Республики, с учетом большой

армии безработных, главнейшей задачей является создание дееспособных малых предприятий в приоритет- о

ных, в том числе инновационных, сферах. В экономически развитых странах этот вид бизнеса имеет сущест- ф

венную государственную поддержку, благодаря чему доля малых предприятий в общем количестве предпри- §

ятий, которые являются источником рабочих мест для 50-80% занятых и создают до 70-80% новых рабочих > мест, составляет в США свыше 55%, Японии - 77%, Великобритании - 49%, Франции - 60%,. На долю малого бизнеса в этих странах приходится от 40 до 67% ВНП.

Малый бизнес в РФ развивается уже более 15 лет, однако показатели его состояния и развития все еще незначительны, а доля малых предприятий в экономически показателях России в несколько раз ниже, чем

в экономиках развитых стран. На фоне больших региональных различий в стране разброс данных по отде- а

льным регионам просто впечатляет. В настоящее время наблюдаются значительные диспропорции в уров- ^

нях развития малого предпринимательства на территории России. Федеральные округа сильно различаются о

по числу малых предприятий и числу замещаемых рабочих мест. Анализ статистики малых предприятий в 2

региональном разрезе обнаруживает еще большие, нежели на уровне федеральных округов, территориаль- о

ные диспропорции в уровне развития малого предпринимательства. Так, по оценкам специалистов, в Южном 9

федеральном округе к регионам, достигшим относительно высокого уровня развития малых предприятий, ^

относятся Краснодарский край и Ростовская область, а к регионам с наименьшим уровнем развития сектора ¡2

малых предприятий - Калмыкия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан. Разрыв между Краснодарским о

краем и Калмыкией по числу малых предприятий составляет 49,5 раза. Разрыв между Ростовской областью и ^

Ингушетией по числу замещенных рабочих мест равен 315,8 раза. ^

Исследование ключевых социально-экономических показателей развития регионов ЮФО показывает доста- £

точно высокий уровень социально-экономического развития регионов с развитым малым бизнесом и наличие $

серьезных социально-экономических проблем в регионах, где малый бизнес не получил должного развития. По >||

мнению специалистов, количество малых предприятий, которое может стать критической массой для экономи- ^

ческого прорыва в Чеченской Республике, должно быть не ниже 5000 ед. Оптимальной цифрой является 15000- ф

20000 малых предприятий. На начало 2007 г. количество малых предприятий (юридических лиц) в республике ^

(по экспертной оценке) составило свыше 5 тыс. единиц. После начала осуществления активной господдержки о

малого бизнеса, среднесписочная численность занятых в малом предпринимательстве, по данным правительс- §

твенных органов Чеченской Республики по поддержке малого и среднего бизнеса, составила 18,5 тыс. человек ^

и увеличилась по сравнению с 2005 г. (т.е. перед началом осуществления республиканской программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2006-2010 гг. «От выживания - к процветанию!») на 14%. Отраслевая структура малых предприятий претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная. Сохраняется ориентация малого предпринимательства на госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших стартовых капиталов. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. По оценкам межрайонных инспекций ФНС России по Чеченской Республике, теневым сектором частично или полностью охвачено более 50% малых предприятий. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о необходимости более эффективной господдержки малого предпринимательства.

Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства разработана Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. В Программе применен принципиально новый концептуальный подход, в соответствии с которым Чечня, как регион с восстанавливаемой экономикой, должен развиваться как особая социально-экономическая и экономико-географическая зона. Специфика данного подхода заключается в необходимости постоянного внимания и господдержки, учета особенностей региона при реализации общегосударственной политики. Главная цель Программы заключается, во-первых, в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к условиям рыночной эконо-^ мики. Во-вторых, полнее реализовать благоприятные предпосылки развития, создавать условия для быстрого Ь выхода из кризиса и ускоренного, относительно средних российских показателей, развития в будущем. ^ В условиях социально-экономической трансформации региона большое значение для Чечни имеет ак-X тивная государственная политика на рынке труда. Так как активная реструктуризация экономики региона - задача достаточно длительная, то процесс смены места работы и переквалификации должен быть дополнен специальными мероприятиями по закреплению населения в Чеченской Республике и развитию сферы занятости. Решение проблем, связанных с ростом безработицы и переквалификацией, можно решить через самозанятость, т.е. организацию собственного дела. Для того, чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в Чеченской Республике, необходимо построение Ь эффективной системы поддержки малого предпринимательства с особым акцентом на создание институтов 00 содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям. В рамках Программы поддержки и развития О малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. комитетом Правительства Чеченской ¡=у Республики по малому бизнесу и предпринимательству разработан План мероприятий по развитию и под-ф держке малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2007-2012 гг., одним из основных разделов

0 которого является развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Развитие инфра-ф структуры поддержки малого предпринимательства включает организацию в Чеченской Республике Центра ё развития малого предпринимательства, системы бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, информационно-мар-о. кетингового центра, юридического центра и т.п. В условиях недостаточности первоначального капитала, ог-$ раниченных возможностей накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным

1 ресурсам малые предприятия и индивидуальные предприниматели не имеют стимулов для собственного ф развития, совершенствования рыночных механизмов и повышения качества продукции. С этими фактора-о ми непосредственно связаны такие проблемы, как смещение активности малого предпринимательства из

производственной сферы в торговлю и торгово-посредническую сферы, развитие "теневого "рынка и не® учтенного оборота денежных средств. В 2006-2010 гг. финансовая поддержка малого предпринимательства о в Чеченской Республике будет сочетать меры прямой и косвенной государственной поддержки, координа-з цию деятельности органов и организаций, содействующих повышению инвестиционной активности малого ^ предпринимательства, создание и развитие кредитно-гарантийной методики, методики микрокредитования,

0 стимулирование инвестиционной активности финансовых институтов, работающих с субъектами малого ^ предпринимательства.

^ В соответствии с этим должны формироваться приоритеты государственной и региональных властей в ^ отношении поддержки производства в регионе. Необходимы следующие приоритеты: реального сектора над § трансакционным, устойчивых и развивающихся предприятий над «законсервированными», инновационных, £ наукоемких и высокотехнологичных производств, гарантий инвестиционных вложений как отечественных, £ так и зарубежных, социальных задач над узкофискальными. Все действующие предприятия-производители ^ должны быть разбиты на ряд категорий в соответствии с основным родом деятельности (с\х перерабаты-

1 вающие, промышленные перерабатывающие, промышленного производства, высокотехнологичные, нау-о коемкие и т.д.), их экономическим положением, на основе анализа динамики развития за последнее время ш (перспективные, среднеперспективные, малоперспективные, неперспективные). Каждой категории должны '! соответствовать определенные виды господдержки. Оказываемая поддержка должна вести к расширению до-о ходной базы местного бюджета и не носить благотворительный характер. С целью сдерживания роста уров-■т ня безработицы в Чеченской Республике следует установить систему налоговых скидок в зависимости от Ц числа людей, занятых в производстве (и от объема фонда заработной платы). Установленная скидка должна ° компенсироваться ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета), 9 либо соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных. Это позволит О обеспечить создание основ эффективной поддержки предпринимательства Чеченской Республики, доступ

предпринимательских структур к необходимым ресурсам и устойчивое социально-экономическое развитие региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихтер А.В. Малый бизнес в рамках российской инновационной экономики// Вестник СибГАУ. - Красноярск: Изд-во СибГАУ. 2007. № 2.

2. Логинов В.Н. Проблемы развития инновационного предпринимательства в регионе. // Вестник Чувашского гос. ун-та им. И.Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2006 г.

3. Материалы Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству за 2006-2007 гг.

4. Программа поддержки и развития малого предпринимательства Чеченской Республики на 2006-2010 гг. «От выживания - к процветанию!». Грозный. 2006 г.

теоретические положения оценки сбалансированности экономики промышленно развитого региона

ГАРАЕВ М.М.

Удмуртский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: orgconsult@mail.ru

П

Л

Оценка качества управления экономикой региона является важной задачей повышения ее эффектив- q

ности. В данной работе автор предлагает свою точку зрения в отношении проблемы оценки сбаланси- jp

рованности развития экономики региона с учетом структурных составляющих ее результативности. J

Ключевые слова: уровень развития регионов; мониторинг; экономический потенциал; сбалансирован- ^

ность экономики региона щ

Коды классификатора JEL: R 32, R 38 q

Ь

Важным направлением исследования проблем обеспечения устойчивого развития экономики промыш- 00

ленно развитых регионов является формирование и развитие методологии оценки их потенциала и текущего ^ состояния, в том числе и путем их сравнительного анализа. Типология регионов предполагает определение

соотношения уровня развития регионов исходя из определенного набора некоторых показателей, обеспечи- о

вающих сравнительное изучение наиболее важных составляющих данных территорий. Например, под реги- о

оноведением понимается «...область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение ф

специфики социально-экономического, политического, культурного, природного, экологического развития ^

относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами» [1, с. 43]. Учет различных £1

аспектов развития исследуемых объектов является затруднительным для практического использования при m

формировании стратегий развития экономики промышленно развитых регионов из-за необходимости одно- i

временного учета различных по степени значимости критериев сравнительного анализа. 0

Типология регионов может быть ориентирована на решение различных задач. Например, она исполь- о

зуется для оценки инвестиционного климата, выявления динамики и специфики производства, оценки со- i

циальных условий развития экономики, а также особенностей формирования социальной или бюджетной ®

политики. Для анализа общего состояния регионов осуществляется исследование всего территориального о

разнообразия путем разработки сложной комплексной системы показателей с учетом существующих про- о

блем их выбора и применения. Например, Н. В. Зубаревич по результатам исследования проблем оценки jj

социального развития регионов показал последствия отсутствия возможности обеспечить реализацию сов- ^

ременных принципов отбора индикаторов качества жизни: «.все региональные показатели доходов, уровня q

бедности и занятости имеют относительную достоверность, так как они рассчитываются на основе выбороч- q

ных обследований домохозяйств. Для оценок безопасности крайне сложно найти единственный индикатор ^

как для экологического состояния (в масштабах региона), так и для личной безопасности. При отсутствии §

приемлемых индикаторов, отражающих состояние, пространственные различия и динамику рассматриваемо- о го компонента, более корректно не оценивать некоторые компоненты качества жизни» [4, с. 83].

Одной из целей типологии регионов является оценка качества различных аспектов развития экономики g

регионов. Исходя из вышесказанного, особого внимания заслуживает перечень направлений мониторинга £

регионального развития, предложенный В. В. Климановым. Согласно его мнению, данный мониторинг может ^

быть условно разделен на следующие четыре составляющие: мониторинг общественно-политической ситуа- ™

ции в регионах страны, мониторинг правовой ситуации в регионах, мониторинг развития региональной и му- s

ниципальной экономики, мониторинг социальной сферы регионов [5, с. 30]. Примером первых двух направ- о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лений выступает исследование С. Жаворонкова, В. Мау и К. Яновского, посвященное изучению политических =т

и правовых факторов экономического роста в российских регионах. Данные авторы предлагают рассмат- 2 ривать пять групп ключевых показателей, характеризующих различные аспекты экономико-политической ° ситуации в регионах: безопасность личности, наличие и реальность демократии, стабильность политической 9

0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.