Т.В. ДОЛГОВА
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, региональная экономика.
Рассмотрены особенности малого бизнеса в региональной экономике, исследованы проблемы малого предпринимательства, дана характеристика государственной поддержки малого бизнеса, определена роль предпринимательства в российской экономике.
T.V. DOLGOVA
PLACE AND ROLE OF BUSINESS IN REGIONAL ECONOMICS
Key words: entrepreneurship, small business, regional economics.
It considers features of small business in regional economics, investigates problems of small business, gives characteristic of state support of small business, determines a role of business in the Russian economy.
Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого предпринимательства.
Предпринимательство - это процесс реализации личного замысла, приумножения богатства, связанный с определенным, иногда значительным, риском, полным посвящением себя созданию собственного дела, поиском путей предложения своим потенциальным клиентам нового товара или услуги.
За последние годы в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.
В развитии малого предпринимательства Российской Федерации существуют некоторые особенности, отличающие его от малого бизнеса большинства зарубежных стран. Наиболее значимыми из них являются:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
Успешному развитию малых предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровне мешает множество проблем. Анализ литературы позволяет выстроить следующий перечень наиболее часто упоминаемых факторов-проблем, негативно воздействующих на структуру и эффективность рассматриваемого сектора:
1) несовершенство юридической базы (правовая незащищенность субъектов малого предпринимательства, слабость и нестабильность соответствующих аспектов хозяйственного законодательства, в том числе налоговых);
2) дефицит финансовых средств, затрудненность получения ссуд, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес;
3) имущественные проблемы, связанные со сложностями получения производственных площадей и служебных помещений;
4) наличие административных барьеров, создаваемых властными органами различного уровня;
5) неравноправное положение субъектов малого предпринимательства в отношении доступа к государственным и муниципальным заказам;
6) отсутствие условий для нормальной конкуренции на ряде сегментов российского рынка, монополизация последних;
7) неэффективность государственного регулирования, отсутствие или несовершенство механизма господдержки малых предприятий (речь идет о различных формах регулирования и поддержки);
8) сложившийся в России (в советский и в постсоветский периоды) негативный имидж предпринимателей и их деятельности [1].
Эти общие для всего сектора малого предпринимательства в России проблемы могут по-разному, с различной остротой проявляться в регионах страны, где наличествуют неодинаковые экономические, политические и организационно-методические предпосылки деятельности субъектов сектора, о котором идет речь. Данные различия зависят от региональной специфики каждого субъекта РФ, на которую оказывают влияние некоторые факторы. К числу таких факторов относится дифференциация уровней социально-экономического развития регионов, степеней их реформационно-рыночного развития.
Другой фактор связан с деятельностью региональных властей, усиливающих или, наоборот, гасящих вышеупомянутые негативы общегосударственного регулирования рассматриваемого сектора [1].
Так, основы господдержки малого предпринимательства закладываются федеральным законодательством, однако субъектам РФ предоставляется возможность в рамках своей компетенции конкретизировать общие правовые установки - адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. Наряду с этим законодательство, о котором идет речь, предоставляет региональным властям фактически полную свободу в регулировании ряда важных аспектов деятельности малого бизнеса. В частности, в дополнение к приоритетам, установленным на федеральном уровне, регионы вправе определять собственные отраслевые приоритеты в его развитии. Кроме того, они правомочны создавать соответствующие специальные фонды, изыскивая дополнительные источники финансирования. В качестве меры поддержки малого предпринимательства региональные власти также могут привлекать его субъектов к участию в региональных госзаказах, тем самым обеспечивая дополнительные возможности сбыта. Наконец, у субъектов РФ остается такой эффективный инструмент стимулирования предпринимательской активности, как корректировка ставок некоторых федеральных налогов, установление ставок и льгот по субфедеральным, включая местные, налогам.
Особенности регионального законодательства в области поддержки малого предпринимательства обусловливают также различную остроту проблемы неравноправия его субъектов при получении государственных и муниципальных заказов, а также проблемы, связанной с наличным уровнем развития инфраструктуры поддержки. Соответствующие вопросы регулируются именно региональным законодательством, причем крайне важно то, как последнее реализуется на практике.
Следующий фактор, который также следует иметь в виду, - это фактор специфики географических и экономико-географических параметров. К примеру, сегодня все более значимой становится проблема информационного обеспечения деятельности малых предприятий, а возможности развития телекоммуникационной инфраструктуры и мера доступа хозяйствующих субъектов к современным сетям связи, в том числе к интернетовской, в настоящее время в значительной мере определяются степенью удаленности регионов от центра страны.
Ясно также, что для удаленных от центра регионов более затруднительно участие в крупных тематических предпринимательских конференциях и выставках-ярмарках, как правило, организуемых в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах европейской России. Между тем участие в таких мероприятиях, с одной стороны, позволяет предпринимателям получать необходимую информацию о существующих механизмах господдержки, изменениях в правовой базе, и т.п. С другой стороны, это - один из наиболее действенных механизмов привлечения инвесторов, а также выхода на внешние рынки. Таким образом, малые предприятия, расположенные в европейской части страны, способны более эффективно решать проблемы информационного обеспечения, привлечения инвестиций и развития внешнеэкономической активности [1].
На деятельность малых предприятий существенно влияет и сложившаяся в регионах отраслевая структура хозяйства, включая меру развитости таких сфер региональных народнохозяйственных комплексов, как образование и наука, а также юридический консалтинг.
Изучение малого бизнеса в качестве сущностного компонента регионального экономического организма в последнее время вызвано рядом оснований.
Во-первых, становится очевидным преимущественно региональный (и даже - местный) характер малого предпринимательства на нынешнем этапе формирования новой российской экономики. Этим малый бизнес в России качественно отличается от зарубежного, и соответствующая отечественная специфика подлежит тщательному изучению.
Во-вторых, общие для всего сектора российского малого предпринимательства проблемы весьма по-разному, с совершенно различной остротой проявляются в регионах нашей огромной страны.
В-третьих, за последние пять лет малый бизнес в регионах России претерпел серьезные изменения, касающиеся утверждения не только более или менее устойчивой региональной специализации, но и форм работы, состава участников, параметров внешней среды (в том числе отношения населения) и т.п. [1].
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, являются наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:
- рынок капитала (сейчас он ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов и общеэкономической конъюнктуры);
- рынок труда (в России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения);
- рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости (он слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован).
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
- приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействия структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
- привлечения личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
- создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы;
- вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- формирования социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
- освоения и использования местных источников сырья и отходов крупных производств;
- содействия деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть не чем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эф-
фективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлении - все это и составляет вклад малых предприятии в экономику страны.
Литература
1. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России / М. Еваленко // Российский экономический журнал. 2003. № 2.
2. Орлов А.В. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы / А.В.Орлов. М.: ТЭ-ИС, 2006.
3. Рубэ В.А. Малый бизнес: история, теория, практика / В.А. Рубэ. М.: ТЭИС, 2005.
ДОЛГОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1983 г. Окончила Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского университета. Область научных интересов - предпринимательские отношения в регионе. Автор 5 научных статей.