Научная статья на тему 'Место и роль предпринимательства в региональной экономике'

Место и роль предпринимательства в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1550
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгова Татьяна Валерьевна

Рассмотрены особенности малого бизнеса в региональной экономике, исследованы проблемы малого предпринимательства, дана характеристика государственной поддержки малого бизнеса, определена роль предпринимательства в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF BUSINESS IN REGIONAL ECONOMICS

It considers features of small business in regional economics, investigates problems of small business, gives characteristic of state support of small business, determines a role of business in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Место и роль предпринимательства в региональной экономике»

Т.В. ДОЛГОВА

МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, региональная экономика.

Рассмотрены особенности малого бизнеса в региональной экономике, исследованы проблемы малого предпринимательства, дана характеристика государственной поддержки малого бизнеса, определена роль предпринимательства в российской экономике.

T.V. DOLGOVA

PLACE AND ROLE OF BUSINESS IN REGIONAL ECONOMICS

Key words: entrepreneurship, small business, regional economics.

It considers features of small business in regional economics, investigates problems of small business, gives characteristic of state support of small business, determines a role of business in the Russian economy.

Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого предпринимательства.

Предпринимательство - это процесс реализации личного замысла, приумножения богатства, связанный с определенным, иногда значительным, риском, полным посвящением себя созданию собственного дела, поиском путей предложения своим потенциальным клиентам нового товара или услуги.

За последние годы в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

В развитии малого предпринимательства Российской Федерации существуют некоторые особенности, отличающие его от малого бизнеса большинства зарубежных стран. Наиболее значимыми из них являются:

- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Успешному развитию малых предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровне мешает множество проблем. Анализ литературы позволяет выстроить следующий перечень наиболее часто упоминаемых факторов-проблем, негативно воздействующих на структуру и эффективность рассматриваемого сектора:

1) несовершенство юридической базы (правовая незащищенность субъектов малого предпринимательства, слабость и нестабильность соответствующих аспектов хозяйственного законодательства, в том числе налоговых);

2) дефицит финансовых средств, затрудненность получения ссуд, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес;

3) имущественные проблемы, связанные со сложностями получения производственных площадей и служебных помещений;

4) наличие административных барьеров, создаваемых властными органами различного уровня;

5) неравноправное положение субъектов малого предпринимательства в отношении доступа к государственным и муниципальным заказам;

6) отсутствие условий для нормальной конкуренции на ряде сегментов российского рынка, монополизация последних;

7) неэффективность государственного регулирования, отсутствие или несовершенство механизма господдержки малых предприятий (речь идет о различных формах регулирования и поддержки);

8) сложившийся в России (в советский и в постсоветский периоды) негативный имидж предпринимателей и их деятельности [1].

Эти общие для всего сектора малого предпринимательства в России проблемы могут по-разному, с различной остротой проявляться в регионах страны, где наличествуют неодинаковые экономические, политические и организационно-методические предпосылки деятельности субъектов сектора, о котором идет речь. Данные различия зависят от региональной специфики каждого субъекта РФ, на которую оказывают влияние некоторые факторы. К числу таких факторов относится дифференциация уровней социально-экономического развития регионов, степеней их реформационно-рыночного развития.

Другой фактор связан с деятельностью региональных властей, усиливающих или, наоборот, гасящих вышеупомянутые негативы общегосударственного регулирования рассматриваемого сектора [1].

Так, основы господдержки малого предпринимательства закладываются федеральным законодательством, однако субъектам РФ предоставляется возможность в рамках своей компетенции конкретизировать общие правовые установки - адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. Наряду с этим законодательство, о котором идет речь, предоставляет региональным властям фактически полную свободу в регулировании ряда важных аспектов деятельности малого бизнеса. В частности, в дополнение к приоритетам, установленным на федеральном уровне, регионы вправе определять собственные отраслевые приоритеты в его развитии. Кроме того, они правомочны создавать соответствующие специальные фонды, изыскивая дополнительные источники финансирования. В качестве меры поддержки малого предпринимательства региональные власти также могут привлекать его субъектов к участию в региональных госзаказах, тем самым обеспечивая дополнительные возможности сбыта. Наконец, у субъектов РФ остается такой эффективный инструмент стимулирования предпринимательской активности, как корректировка ставок некоторых федеральных налогов, установление ставок и льгот по субфедеральным, включая местные, налогам.

Особенности регионального законодательства в области поддержки малого предпринимательства обусловливают также различную остроту проблемы неравноправия его субъектов при получении государственных и муниципальных заказов, а также проблемы, связанной с наличным уровнем развития инфраструктуры поддержки. Соответствующие вопросы регулируются именно региональным законодательством, причем крайне важно то, как последнее реализуется на практике.

Следующий фактор, который также следует иметь в виду, - это фактор специфики географических и экономико-географических параметров. К примеру, сегодня все более значимой становится проблема информационного обеспечения деятельности малых предприятий, а возможности развития телекоммуникационной инфраструктуры и мера доступа хозяйствующих субъектов к современным сетям связи, в том числе к интернетовской, в настоящее время в значительной мере определяются степенью удаленности регионов от центра страны.

Ясно также, что для удаленных от центра регионов более затруднительно участие в крупных тематических предпринимательских конференциях и выставках-ярмарках, как правило, организуемых в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах европейской России. Между тем участие в таких мероприятиях, с одной стороны, позволяет предпринимателям получать необходимую информацию о существующих механизмах господдержки, изменениях в правовой базе, и т.п. С другой стороны, это - один из наиболее действенных механизмов привлечения инвесторов, а также выхода на внешние рынки. Таким образом, малые предприятия, расположенные в европейской части страны, способны более эффективно решать проблемы информационного обеспечения, привлечения инвестиций и развития внешнеэкономической активности [1].

На деятельность малых предприятий существенно влияет и сложившаяся в регионах отраслевая структура хозяйства, включая меру развитости таких сфер региональных народнохозяйственных комплексов, как образование и наука, а также юридический консалтинг.

Изучение малого бизнеса в качестве сущностного компонента регионального экономического организма в последнее время вызвано рядом оснований.

Во-первых, становится очевидным преимущественно региональный (и даже - местный) характер малого предпринимательства на нынешнем этапе формирования новой российской экономики. Этим малый бизнес в России качественно отличается от зарубежного, и соответствующая отечественная специфика подлежит тщательному изучению.

Во-вторых, общие для всего сектора российского малого предпринимательства проблемы весьма по-разному, с совершенно различной остротой проявляются в регионах нашей огромной страны.

В-третьих, за последние пять лет малый бизнес в регионах России претерпел серьезные изменения, касающиеся утверждения не только более или менее устойчивой региональной специализации, но и форм работы, состава участников, параметров внешней среды (в том числе отношения населения) и т.п. [1].

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, являются наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:

- рынок капитала (сейчас он ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов и общеэкономической конъюнктуры);

- рынок труда (в России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения);

- рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости (он слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован).

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

- приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

- содействия структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечения личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

- создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы;

- вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирования социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

- освоения и использования местных источников сырья и отходов крупных производств;

- содействия деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть не чем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эф-

фективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлении - все это и составляет вклад малых предприятии в экономику страны.

Литература

1. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России / М. Еваленко // Российский экономический журнал. 2003. № 2.

2. Орлов А.В. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы / А.В.Орлов. М.: ТЭ-ИС, 2006.

3. Рубэ В.А. Малый бизнес: история, теория, практика / В.А. Рубэ. М.: ТЭИС, 2005.

ДОЛГОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1983 г. Окончила Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского университета. Область научных интересов - предпринимательские отношения в регионе. Автор 5 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.