Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как системный фактор восстановления экономики проблемного региона'

Малое предпринимательство как системный фактор восстановления экономики проблемного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсамбаев Н. М.

По мере развития общества от доиндустриального к постиндустриальному малый бизнес по-разному интегрируется в хозяйственную структуру общественного производства. На доиндустриальной стадии развития малые предприятия составляли основу экономики, на промышленной стадии они вытеснялись крупным бизнесом из производственной и хозяйственной структуры экономики. Однако и на индустриальной стадии развития для малого бизнеса сохранились определенные ниши для приложения его сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как системный фактор восстановления экономики проблемного региона»

тельности и возможных отклонениях, в частности, с применением программных средств ППП EXCEL, что позволяет значительно повысить эффективность подобного анализа путем практически неограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительных переменных. В качестве недостатков этого подхода можно отметить достаточную трудоемкость практического использования.

Анализ вероятностных распределений потоков платежей. В целом применение этого метода анализа рисков позволяет получить полезную информацию об ожидаемых значениях NPV и чистых поступлений, а также провести анализ их вероятностных распределений. Вместе с тем использование этого метода предполагает, что вероятности для всех вариантов денежных поступлений известны либо могут быть точно определены. В действительности в некоторых случаях распределение вероятностей может быть задано с высокой степенью достоверности на основе анализа прошлого опыта при наличии больших объемов фактических данных. Однако чаще всего такие данные недоступны, поэтому распределения задаются ^ исходя из предположений экспертов и несут в себе большую долю субъективизма. _л Деревья решений. Ограничением практического использования данного метода является и исходная предпосылка о том, что проект должен иметь обозримое или разумное число вари® антов развития. Метод может быть полезен и применим только в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый момент времени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в ^ свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.

Z Помимо рассмотренных, в области инвестирования достаточно широко используются L£j методики статистических оценок риска. В частности, с применением показателей коэффи-;> циента вариации, ковариациии и других количественных оценочных величин и коэффициентов. Все эти методы, основанные на приемах статистики и теории вероятностей, подробно представлены в специальной и экономической литературе, посвященной проблемам оценки ^ рисковых отношений и др.

□ В целом, говоря о статистических, экспертных и комбинированных методах оценки рис-^ ка, отметим то общее, что подчеркивается некоторыми экономистами, изучающими данную О проблематику. А именно, статистические способы расчета степени риска требует наличия D значительного массива данных, которые далеко не всегда имеются в распоряжении предприми нимателя. Поэтому сбор и обработка данных могут быть весьма дорогостоящими, трудоемки-

0 ми, и, поэтому, малоприменимыми на практике. а

ф

s ЛИТЕРАТУРА

> 1. ДмитриевМ.Н. Количественный анализ риска инвестиционных проектов / М.Н. Дмитриев, ^ С.А. Кошечкин. http://www.bre.ru/risk/5615.html.

1 2. Кувалин Д.Б. Инвестиционная политика российских регионов // Проблемы прогнозирова-£ ния. 1999. № 1.

I—

££ 3. Мисаков В.С. Стратегия развития инвестиционного потенциала в регионе // Перспектива° 2006. - Нальчик: КБГУ, 2006. С. 126-131.

о

0

1_

0

1_

о

| АРСАМБАЕВ Н.М.

о

0 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР £ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА

S

1 -

I—

о ф

™ По мере развития общества от доиндустриального к постиндустриальному малый бизнес § по-разному интегрируется в хозяйственную структуру общественного производства. На до-ф индустриальной стадии развития малые предприятия составляли основу экономики, на про-s мышленной стадии они вытеснялись крупным бизнесом из производственной и хозяйственен ной структуры экономики. Однако и на индустриальной стадии развития для малого бизнеса о сохранились определенные ниши для приложения его сил. Он становится одним из сущест-0) венных источников налоговых поступлений, создания дополнительных рабочих мест, насы-

э

щения региональных и местных рынков товарами и услугами. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест оно снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Процесс разграничения прав и полномочий федеральных органов и органов управления субъектов Российской Федерации и осуществление приватизации, резко увеличившей число хозяйствующих субъектов и ставшей базой массового развития предпринимательской деятельности, привел к тому, что малое предпринимательство стало играть важную роль в социально-экономическом развитии регионов России. В настоящее время, когда стала насущной задача перехода российской экономики на инновационную модель развития, заметно актуализируются проблемы изучения малого бизнеса как системной составляющей именно социальной рыночной экономики. В инновационной модели развития экономики, на которую нацеливается Россия, роль малого бизнеса неуклонно возрастает, но его полное значе- ^ ние обнаруживается в границах именно социальной рыночной экономики.

Для регионов со значительными проблемами в развитии экономики малое предприни- [] мательство может стать тем звеном, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь, т.е. ® разрешить ряд острейших не только экономических, но и социальных проблем территории. Так, для Чеченской Республики, с учетом большой армии безработных, главнейшей задачей ^ является создание дееспособных малых предприятий в приоритетных, в том числе иннова- И ционных, сферах. В экономически развитых странах этот вид бизнеса имеет существенную ^ государственную поддержку, благодаря чему доля малых предприятий в общем количестве ;> предприятий, которые являются источником рабочих мест для 50-80% занятых и создают до 70-80% новых рабочих мест, составляет в США свыше 55%, Японии - 77%, Великобритании -49%, Франции - 60%. На долю малого бизнеса в этих странах приходится от 40 до 67% ВНП.

Малый бизнес в РФ развивается уже более 15 лет, однако показатели его состояния и раз- □ вития все еще незначительны, а доля малых предприятий в экономически показателях Рос- ^ сии в несколько раз ниже, чем в экономиках развитых стран. На фоне больших региональных О различий в стране разброс данных по отдельным регионам просто впечатляет. В настоящее 0 время наблюдаются значительные диспропорции в уровнях развития малого предпринима- ф тельства на территории России. Федеральные округа сильно различаются по числу малых § предприятий и числу замещаемых рабочих мест. Анализ статистики малых предприятий в ф региональном разрезе обнаруживает еще большие, нежели на уровне федеральных округов, § территориальные диспропорции в уровне развития малого предпринимательства. Так, по > оценкам специалистов, в Южном федеральном округе к регионам, достигшим относительно ^ высокого уровня развития малых предприятий, относятся Краснодарский край и Ростовская ^ область, а к регионам с наименьшим уровнем развития сектора малых предприятий - Калмы- т кия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан. Разрыв между Краснодарским краем и Кал- ££ мыкией по числу малых предприятий составляет 49,5 раза. Разрыв между Ростовской облас- ^ тью и Ингушетией по числу замещенных рабочих мест равен 315,8 раза. ^

Исследование ключевых социально-экономических показателей развития регионов £5 ЮФО показывает достаточно высокий уровень социально-экономического развития регио- 2 нов с развитым малым бизнесом и наличие серьезных социально-экономических проблем в ^ регионах, где малый бизнес не получил должного развития. По мнению специалистов, коли- о чество малых предприятий, которое может стать критической массой для экономического о прорыва в Чеченской Республике, должно быть не ниже 5000 ед. Оптимальной цифрой яв- ^ ляется 15000-20000 малых предприятий. На начало 2007 г. количество малых предприятий | (юридических лиц) в республике (по экспертной оценке) составило свыше 5 тыс. единиц. о После начала осуществления активной господдержки малого бизнеса, среднесписочная & численность занятых в малом предпринимательстве, по данным правительственных органов Чеченской Республики по поддержке малого и среднего бизнеса, составила 18,5 тыс. о человек и увеличилась по сравнению с 2005 г. (т.е. перед началом осуществления респуб- ^ ликанской программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2006-2010 § гг. «От выживания - к процветанию!») на 14%. Отраслевая структура малых предприятий о претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде й

всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная. Сохраняется ориентация малого предпринимательства на госзаказ и быстроокупае-мые сферы бизнеса, не требующие при этом больших стартовых капиталов. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. По оценкам межрайонных инспекций ФНС России по Чеченской Республике, теневым сектором частично или полностью охвачено более 50% малых предприятий. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о необходимости более эффективной господдержки малого предпринимательства.

Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринима-^ тельству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства разработана Про-_о грамма поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на о 2006-2010 гг. В Программе применен принципиально новый концептуальный подход, в соот-® ветствии с которым Чечня, как регион с восстанавливаемой экономикой, должен развиваться как особая социально-экономическая и экономико-географическая зона. Специфика данного ^ подхода заключается в необходимости постоянного внимания и господдержки, учета особен-2 ностей региона при реализации общегосударственной политики. Главная цель Программы

□ заключается, во-первых, в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятству-;> ющих адаптации региона к условиям рыночной экономики. Во-вторых, полнее реализовать ° благоприятные предпосылки развития, создавать условия для быстрого выхода из кризиса и

ускоренного, относительно средних российских показателей, развития в будущем. д В условиях социально-экономической трансформации региона большое значение для

□ Чечни имеет активная государственная политика на рынке труда. Так как активная реструктуризация экономики региона - задача достаточно длительная, то процесс смены места ра-

"V" боты и переквалификации должен быть дополнен специальными мероприятиями по закреп-о лению населения в Чеченской Республике и развитию сферы занятости. Решение проблем, ю связанных с ростом безработицы и переквалификацией, можно решить через самозанятость, о т.е. организацию собственного дела. Для того, чтобы добиться количественного и качественен ного роста предпринимательского сектора экономики в Чеченской Республике, необходимо ^ построение эффективной системы поддержки малого предпринимательства с особым акцен-^ том на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям.

0 В рамках Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Рес-

1 публике на 2006-2010 гг. комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнеса су и предпринимательству разработан План мероприятий по развитию и поддержке малого

предпринимательства в Чеченской Республике на 2007-2012 гг., одним из основных разде-^ лов которого является развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. о Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает организацию в

2 Чеченской Республике Центра развития малого предпринимательства, системы бизнес-цен-5 тров, бизнес-инкубаторов, информационно-маркетингового центра, юридического центра и о т.п. В условиях недостаточности первоначального капитала, ограниченных возможностей о накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным ресурсам

малые предприятия и индивидуальные предприниматели не имеют стимулов для собственно-^ го развития, совершенствования рыночных механизмов и повышения качества продукции. С этими факторами непосредственно связаны такие проблемы, как смещение активности мало-

0 го предпринимательства из производственной сферы в торговлю и торгово-посредническую ™ сферы, развитие «теневого» рынка и неучтенного оборота денежных средств. В 2006-2010 гг. § финансовая поддержка малого предпринимательства в Чеченской Республике будет сочетать ^ меры прямой и косвенной государственной поддержки, координацию деятельности органов

1 и организаций, содействующих повышению инвестиционной активности малого предприни-о мательства, создание и развитие кредитно-гарантийной методики, методики микрокредито-о вания, стимулирование инвестиционной активности финансовых институтов, работающих с 00 субъектами малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.