Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как объект стратегического управления инновационным развитием региона'

Малое предпринимательство как объект стратегического управления инновационным развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Н.А.

Рассмотрены аспекты функционирования малого предпринимательства в условиях трансформации социально-экономической системы региона. Обосновано, как региональная среда определяет отраслевую специфику и масштабы роста малого предпринимательства. Развитие малых форм предприятий в результате ее позитивных изменений способствует оптимизации структуры экономического пространства региона, обеспечивает качественные характеристики воспроизводства его потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как объект стратегического управления инновационным развитием региона»

УДК 334.012.64 (571.56)

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Н. А. СТЕПАНОВА, ученый секретарь E-mail: stepanova@yaknet.com Институт региональной экономики Севера

Рассмотрены аспекты функционирования малого предпринимательства в условиях трансформации социально-экономической системы региона. Обосновано, как региональная среда определяет отраслевую специфику и масштабы роста малого предпринимательства. Развитие малых форм предприятий в результате ее позитивных изменений способствует оптимизации структуры экономического пространства региона, обеспечивает качественные характеристики воспроизводства его потенциала.

Ключевые слова: малое предпринимательство, регион, стратегическое управление, инновационное развитие, внутрирегиональная интеграция.

Современная ситуация в России свидетельствует о повышении роли малого предпринимательства в экономике и социальной сфере. Сегодня на российский малый бизнес приходится более трети хозяйственного оборота и более 6 % инвестиций в основной капитал. Малые предприятия обеспечивают более 30 % занятости в экономике, реализуют около 2,7тыс. инновационных проектов. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. малое предпринимательство, а особенно наукоемкий, высокотехнологичный его сектор, рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода субъектов Федерации на инновационный путь развития. При этом уровень насыщенности экономической системы малыми формами хозяйствования все еще признается недостаточным.

Обоснование закономерностей и факторов функционирования малого предпринимательства в экономической системе региона в условиях перехода

на инновационный путь развития, на взгляд автора, является актуальным для эффективного использования ресурса предпринимательства, адаптации возможностей его использования в условиях конкретных регионов. Важно обеспечить качественное развитие данного сектора экономики региона и признать предпринимательство одним из основных инструментов внедрения и распространения новых технологий, обеспечения гибкости, устойчивости экономической системы регионов в целом.

Малое предпринимательство — совокупность хозяйствующих субъектов, входящих по законодательно определенным формальным критериям в данную размерную группу предприятий и обладающих в соответствии с количественными ограничениями устойчивыми чертами мелкомасштабных форм хозяйствования как специфической общественной формы мелкого производства в условиях рынка и осо -бого типа предпринимательской деятельности. Для выявления закономерностей и факторов функционирования малого предпринимательства в едином хозяйственном комплексе региона экономическую систему региона целесообразно представить: • как совокупность субъектов хозяйствования с разными масштабами деятельности, входящих в состав отдельных отраслевых подсистем. Крупные предприятия, как правило, представлены в ресурсоемких отраслях, средние — формируют основу перерабатывающих отраслей, малые компании действуют во всех сферах. Они совместно используют природные, материальные, финансовые и трудовые ресурсы в комплексе с соответствующей природной основой территории региона и обеспечивают

достижение экономических и социальных целей его развития;

• совокупность природно-климатических, биологических, экономических, социальных, административных условий и факторов, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов и действующих относительно независимо от их воли;

• относительно замкнутое территорией региона пространство, система экономических взаимодействий хозяйств различного потенциала, форм собственности, технологических укладов, видов и масштабов деятельности, развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения, обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих субъектов на основе устойчивого территориального разделения труда и общности экономических интересов;

• воспроизводственную систему, представляющую собой процесс восстановления, прежде всего производительных сил региона. Не просто возобновление ими объемов производства, элементов национального богатства (и, соответственно, потребления продукции и услуг), а формирование и рациональное развитие экономического потенциаларегиона [8, с. 12]. Таким образом, малое предпринимательство —

элемент экономической системы региона — может рассматриваться как совокупность хозяйствующих субъектов, расположенных в регионе, которой присущи устойчивые черты данной размерной группы предприятий; совокупность особых субъектов экономических отношений, складывающихся на основе единых правил их регулирования и развивающихся на территории региона; элемент воспроизводственной системы региона (рис. 1).

Рис. 1. Механизм функционирования малого предпринимательства на трех уровнях региона

Малое предпринимательство как специфическая форма общественного производства характеризуется сильной зависимостью от внешней среды и имеет ярко выраженную региональную направленность. Региональная среда предпринимательства включает в себя как факторы макро- и мезоокружения, так и микросреды и в наибольшей степени определяет систему хозяйственных отношений, складывающуюся на региональном уровне. Региональные аспекты развития малого предпринимательства, следовательно, связаны с изучением влияния социальных, экономических и административно-правовых факторов на его развитие, а на более глубоком уровне — природно-климатических, научно-технических, производственно-технологических.

К примеру, административно-политические факторы, чрезвычайно динамичные, во многом субъективные, выделяются исследователями как имеющие очень широкий диапазон воздействия [4, с. 37.]. В первой половине 1990-хгг. дифференциации нормативно-правового и экономического регулирования малого предпринимательства способствовало проведение разных стратегий формирования рыночной среды в регионах России. Более активные реформаторские модели характеризовались широкой приватизацией ведомственного жилого фонда, интенсивным преобразованием социальной инфраструктуры, отказом от регулирования потребительских цен и сопровождались активными мерами содействия предпринимательству и торговле; доля государственного и смешанного секторов, как правило, оказывается выше в экстремальных и отдаленных регионах страны.

В настоящее время 22 субъекта Федерации полностью или частично включены в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Север в свою очередь традиционно играет ключевую роль в развитии отечественной экономики. Этот край привлекателен для частного сектора в связи с большим разнообразием природных и климатических условий, значительной концентрацией природно-сы-рьевого потенциала страны в регионе, составляющем около 1/3 экологически чистой территории Земли.

Малое предпринимательство имеет особую значимость для северных регионов в связи с его социальной направ-

ленностью. К важнейшим социальным функциям малого бизнеса на Севере относят: формирование социальной инфраструктуры; сохранение и развитие традиционных видов деятельности коренных народов Севера; вовлечение в предпринимательскую деятельность высвобождаемых вследствие ликвидации и реорганизации производств.

Уровень развития малого предпринимательства в северных регионах признается недостаточным для устойчивого социально-экономического развития северных территорий.

В северных регионах природно-климатические, биологические факторы оказывают доминирующее влияние на социально-экономическое развитие регионов и предопределяют деятельность всех хозяйствующих субъектов. В выборе видов хозяйственной деятельности малого бизнеса ярко проявляются не только экономические региональные особенности, но и географические, климатические условия районов их функционирования, подчеркивает И. В. Мишурова. Для российского Севера эти группы факторов к тому же преимущественно отрицательно воздействуют на экономику и социальную сферу и сдерживают рост малого предпринимательства.

Обобщая мнения ряда авторов по данному вопросу, можно выделить следующие направления негативного влияния социально-экономических факторов на развитие малого предпринимательства в северных регионах:

• ограничения по качеству человеческих ресурсов; устоявшийся тип экономического поведения, связанный с рентоискательством;

• фрагментарность рынков за счет значительной дисперсности, низких подушевыхдоходов населения, в первую очередь в Арктической зоне;

• высокие транспортная составляющая в себестоимости продукции, энергоемкость производства;

• дотационность местных бюджетов, формирующая в долгосрочной перспективе атмосферу психологической зависимости от Центра;

• централизация процедур управления природопользованием, несогласованность информационных систем на различных уровнях. Дальневосточный федеральный округ относится к северным территориям Российской Федерации и характеризуется специфичностью природно-климатических условий, объективно сдерживающих здесь развитие предпринимательства. Отдельные показатели развития малого предпринимательства в макрорегионе ниже среднероссийских. Однако по

относительным показателям видно, что малые формы имеют значительную социальную значимость, выступают важнейшей формой реализации научно-технического потенциала, вносят вклад в обеспечение экономического роста округа (рис. 2).

Стратегия развития Дальневосточного федерального округа связана с преодолением структурных проблем, комплексным освоением территории, реализацией конкурентных преимуществ макрорегиона. По мере поэтапной реализации стратегических планов, крупных инвестиционных проектов формируются предпосылки для роста здесь производственно-инвестиционной активности малого предпринимательства.

Важной предпосылкой для стратегического развития малого предпринимательства, по мнению автора, в том числе в северных регионах, является трансформация парадигмы регионального развития по мере формирования постиндустриального общества и глобализации конкуренции. Основные черты конкуренции отмечены в работах Ю. Г. Лавриковой, Н. В. Бекетова и др. К ним следует отнести: приоритет физических, материальных факторов размещения, смещенный в сторону роста значимости нематериальных факторов — информации, инфраструктуры, коммуникаций, которые становятся главными источниками обеспечения конкурентныхпреимуществ регионов; изменение принципов специализации регионов в территориальном разделении труда, наряду с достижением максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса, повышения конкурентоспособности своих предприятий.

По сути это означает усиление значимости качественных характеристик экономического пространства региона как одного из важнейших факторов среды обитания. В частности, Ю. Г. Лаврикова считает, что «... в процессе перехода к постиндустриальному развитию все более будет усиливаться функция пространства как среды развития вплоть до того, что она может стать новым важнейшим фактором размещения... при размещении высокотехнологичного производства ключевую роль играет инновационная среда, имеющая определенную территориальную привязку» [6, с. 14].

Большой научно-практический интерес исследователей привлекают новые формы экономического пространства—региональные инновационные системы (РИС), называемые за рубежом «новой экономической географией». Принципиальной особенностью данных форм конструкции эко-

30,00 -25,00 -20,00 -15,00 -10,00 -5,00 -

I

I

и

0,00

34|

£ к

со ^

1 *

I а

и о

о. ©

ЯШ

и

¡ь

о со с^

т с^

Ф Ф о

х Ч .о ш

со

X

со

о _

со 5

ю п: с о о О-

И

со СО

о о

1- с^

со о

:г 5Е 5Е ^

СО

1=

со

о т О с^ со ю со X

я

ск со

а. я

Л

ск со

о I-

х о

со со

Ч с;

со ю

со

ск со

о I-х о ^ со с; с; со ю х о со О

ш

о Е О

о со

о X с;

О. О ю

т Ш

О

о х о

Рис. 2. Основные показатели развития малых предприятий в Дальневосточном федеральном округе (2009 г.): 1 — доля малых предприятий (МП) на 1 тыс. чел.; 2 — доля МП в формировании занятости, %;3 — оборот из расчета на одного жителя, млн руб.; 4 — объем инвестиций на одно МП, млн руб.; 5 — объем отгруженной продукции на одно МП, млн руб.; 6 — число МП на 1 тыс. исследователей

номического пространства является их децен-трализованность: достижение стратегических ожиданий отдельных участников обеспечивается в результате сближения экономических мотивов субъектов на всех уровнях и создания интегрированной системы. Такие системы представляются динамично развивающимися, наиболее устойчивыми механизмами, изучаемыми региональной экономикой. В отношении взаимосвязи таких систем с объектом данного исследования уместно будет привести замечание С. А. Мещеряковой, что «... экономическая интеграция субъектов представляет иерархическую систему, где каждый последующий уровень является подсистемой более высокого порядка, включающей в себя систему более низкого порядка». Поскольку в основе территориальной экономической интеграции лежит интеграция конкретных хозяйствующих субъектов, предполагается учет экономических мотивов субъектов при формировании территориальной экономической политики, направленной на стратегическое развитие. Поэтому теоретическое обоснование управления данными формами требует использования двойственного методологического подхода, использования классических теоретико-методологических подходов региональной экономики в сочетании с микроэкономическими.

Основным мотивом интеграции хозяйствующих субъектов является получение конкурентных преимуществ [1]. С точки зрения малых предприятий хозяйственная интеграция дает им важные преимущества, превращая «слабые» стороны в «сильные»: малые предприятия обладают гибкостью, оперативно реагируют на изменяющиеся потребности, удовлетворяют персонифицированный спрос; крупные, напротив, формируют массовые стандарты качества. При этом, оставаясь независимыми, они не теряют своих положительных системных свойств, особенностей внутрифирменного управления; крупные и малые предприятия, интег-рируясь, придают новой системе положительные свойства, присущие им самим.

Интеграционное взаимодействие различных по масштабу предприятий — малых, средних и крупных, как субъектов с противоположными качествами, приводит к более эффективному развитию малых предприятий за счет усиления так называемых «сильных» качеств маломасштабных форм хозяйствования и нивелированию «слабых» (см. таблицу), а также дополнительного эффекта синергии. В рыночной системе экономическая интеграция продиктована мотивами субъектов на микроуровне: хозяйствующие субъекты формируют интегрированную систему более высокого уровня и, в конечном счете, обеспе-

чивают рациональное размещение производственных сил, углубление специализации и кооперации, активизацию инновационных процессов и ряд других положительных эффектов на мезоуровне.

Таким образом, малое предпринимательство представляется как важный фактор обеспечения оптимальности экономического пространства региона. В этой связи, стимулирование внутрирегиональной экономической интеграции является задачей стратегического управления развитием малого предпринимательства. Такой подход к управлению актуален для Дальнего Востока РФ, где крайне неблагоприятные региональные условия замедляют самостоятельное функционирование отдельных предприятий.

Управление инновационным развитием связано с качественным изменением структуры воспроизводства экономического потенциала территории. Малое предпринимательство является неотъемлемым участником воспроизводственных процессов региона, которые можно представить как совокупность единичных воспроизводственных циклов, в том числе:

• воспроизводство трудовых ресурсов и человеческого капитала;

• воспроизводство природных и финансовых ресурсов; услуг производственной и рыночной инфраструктуры. Важнейшие воспроизводственные функции малого предпринимательства связаны с формированием у населения навыков собственника, предпринимательского стиля управления; сглаживанием социальных проблем на рынке труда в условиях кризиса;

• использование воспроизводимых и рациональное использование невоспроизводимых природных ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вовлечение средств населения в экономику, в том числе в инновационную сферу;

• формирование производственной инфраструктуры и рядом других.

Таким образом, широкое развитие малого предпринимательства приводит к качественным изменениям системы регионального воспроизводства.

В итоге можно заключить, что многофункциональность малого предпринимательства, его региональная направленность позволяют рассматривать его как стратегический элемент социально-экономической системы региона.

Список литературы

1. Борисов Е.А., Галичанин Е. Н., Уваров В. А., Штыров В. А. Северо-Восток России: региональная экономика и управление // под ред. д. э. н. Е. А. Борисова, д. э. н.

Влияние интеграции на качественные характеристики

малых фирм

№ п/п Сильные и слабые черты малого предпринимательства Мотивы и эффекты экономической интеграции

1 Ограниченные масштабы применяемых средств и технологий производства Доступ к недостающим, уникальным ресурсам

2 Небольшой объем финансовых ресурсов

3 Привязанность к локальным ресурсным рынкам

4 Низкая капитализация

5 Небольшая номенклатура выпускаемой продукции Глубокая специализация

6 Зависимость от колебаний внешней среды Повышение устойчивости

7 Упрощенная система сбыта Рост поступлений от взаимодействия; сокращение издержек сбыта

8 Взаимоотношения с узким кругом поставщиков и потребителей

9 Быстрота принятия управленческих решений Сокращение издержек трансакций; деятельность в рисковых сегментах; на начальных стадиях жизненного цикла продукта

10 Восприимчивость к нововведениям

В. А. Уварова: монография: 2-е издание, переработанное и дополненное. М. 2006. 624 с.

2. КортовС.И. Процессный подход к управлению инновационной деятельностью на территории // Инновации. 2004. № 5.

3. Кривошапкин А. ^Концепция устойчивого развития арктических улусов Республики Саха (Якутия) // Вопросы региональной экономики. Вып. 6—7. Якутск. 2006.

4. Малый бизнес на Севере. Как же развивается малое предпринимательство на Севере? URL: http://www. businesspress.ru/newspaper/article_mld_44_ald_108096. html.

5. Мишуров С. С., Щуков В.Н. Основы регионалистики. Иваново, 2003. 75 с.

6. Мишурова И. В. Малое предпринимательство в региональной экономике: монография. Ростов-н/Дону, 2000. 265 с.

7. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960, от 26.09.1967 «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях» (в ред. постановления Правительства РФ от24.04.2007. № 245).

8. Пилясов А. Н. И последние станут первыми: северная периферия на пути к экономике знания. М. 2009. 544 с.

9. Цукерман В. А. Значение и роль малых предприятий при переходе регионов Севера на инновационный путь развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009. № 7.

10. Becht М. Bolton P. Roell A. Corporate Governance and Control. ECGI. FinanceWorking Paper. 2002. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.