Научная статья на тему 'Концептуальное обоснование и Стратегия устойчивого развития малого предпринимательства в регионе (на примере Сахалинской области)'

Концептуальное обоснование и Стратегия устойчивого развития малого предпринимательства в регионе (на примере Сахалинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Л.Ю.

В статье представлена авторская позиция на понимание сущности такого феномена, как «малое предпринимательство в регионе» и его функциональной роли в обеспечении устойчивого социально-экономического развития России. По мнению автора, сущность малого предпринимательства не должна сводиться к владению капиталом или управлению им, а должна состоять в умении изыскивать возможности для формирования и развития бизнеса при различных его целевых установках и обязательном условии эффективного использования привлекаемых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обоснование и Стратегия устойчивого развития малого предпринимательства в регионе (на примере Сахалинской области)»

16 (109) - 2009

Стратегия развития региона

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

(на примере Сахалинской области)

Л.Ю. ФИЛОБОКОВА,

доктор экономических наук, профессор Волгоградская академия государственной службы

В статье представлена авторская позиция на понимание сущности такого феномена, как «малое предпринимательство в регионе» и его функциональной роли в обеспечении устойчивого социально-экономического развития России. По мнению автора, сущность малого предпринимательства не должна сводиться к владению капиталом или управлению им, а должна состоять в умении изыскивать возможности для формирования и развития бизнеса при различных его целевых установках и обязательном условии эффективного использования привлекаемых ресурсов.

Ключевые слова: предпринимательство, регион, экономика, развитие, бизнес.

Концепция представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления и реализуется построением концептуальных моделей, позволяющих оценивать значимость характеристик изучаемой целостности, выявлять ее системные свойства, условия приведения в предполагаемое состояние, определяемое собственной природой структуры и отношениями ее элементов. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивные рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления.

Наиболее объемлющими процессами, протекающими в социальных системах, являются процессы производства, распределения, обмена и потребления благ. Составляемые на основе концептуальной модели представления, адекватно отражающие характер этих процессов, вооружают теоретиков и практиков инструментарием целенаправленного

воздействия на регулирование структуры самой социальной системы и отношений между ее элементами с целью научно обоснованного приведения ее в желаемое состояние.

Малое предпринимательство является особым видом деятельности, направленным на создание и обеспечение функционирования хозяйствующих единиц с целью получения прибыли (дохода). В таком понимании предпринимательство зародилось еще в условиях феодализма и, несмотря на длительную историю его становления и развития, экономическая теория и действующее законодательство до сих пор не дают четких критериев и определений, что затрудняет понимание его места, роли и функций в социально-экономических отношениях.

Представляется, что суть малого предпринимательства не должна сводиться к владению капиталом или управлению им, а должна состоять в умении изыскивать возможности для формирования и развития бизнеса при различных его целевых установках на условиях эффективного использования имеющихся ресурсов. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, поступательное и устойчивое развитие государства может быть обеспечено стратегией, основанной на всемерном развитии хозяйственной экономической активности граждан через вовлечение их в предпринимательство. Для достижения экономического роста государство не должно полагаться только на силу и власть чиновников, помня, что историю страны всегда делал ее народ (хотя автор не преуменьшает роль отдельной личности в истории).

Создать условия, заинтересованность, обеспечить механизм взаимовыгодных действий в интересах предпринимательства и экономического развития страны — миссия всех субъектов экономики.

Спецификой исторического развития экономических условий России были и остаются ее огромные пространства, разрозненность поселений, сложные географические и природно-климатические условия.

Сахалинская область является регионом, для которого характерна высокая степень контрастности географических, природно-климатических, национальных, социально-экономических признаков. Регион обеспечивает стране значительные объемы добычи нефти и газа, рыбы и морепродуктов, леса и других ресурсов, решает геополитические, военно-политические, стратегические задачи, реализует уникальные по характеру и масштабам проекты. Вместе с тем, уровень социально-экономического развития региона и качество жизни его населения отстают от общероссийских показателей, имеет место и нарастает процесс экономического отторжения региона от центральных регионов страны, сокращается помощь со стороны государства, происходит локализация и устанавливается автономный характер хозяйствования, все более проявляются негативные тенденции, приводящие к снижению конкурентоспособности экономики региона, оттоку его населения, обострению проблем социально-экономического характера.

Сложившаяся социально-экономическая система региона имела ограниченные возможности саморазвития и перехода к рынку, к тому же были нарушены существовавшие ранее связи, а отсутствие у государства возможностей для реальной помощи в перестройке региональной экономики на основе рыночных принципов функционирования привели к локализации и обособлению экономики региона. В такой ситуации развитие малого предпринимательства приобретает особое значение для региона, превращаясь в средство разрешения социальных проблем, в фактор, обеспечивающий устойчиво-воспроизводственный режим развития региональной и национальной экономики.

Впервые концепция устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой была выдвинута в докладе ООН, сделанном международной комиссией по окружающей среде и развитию. Ее основная суть заключалась в следующем: человеческое общество посредством производства, демографических процессов и других сил создает слишком сильное

давление на экосферу нашей планеты, ведущее к ее деградации, и лишь немедленный переход на путь устойчивого развития позволит удовлетворить существующие потребности, обеспечив при этом будущим поколениям такую же возможность. Одними из важнейших документов в области устойчивого развития в нашей стране является «Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию» (разработанная Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации во взаимодействии с группой независимых экспертов). Одним из базовых принципов политики государства при переходе России к устойчивому развитию является экономический рост на основе укрепления рыночных отношений. В качестве экономического аспекта перехода к устойчивому развитию предполагается прогресс в сфере хозяйствования, базирующийся на оптимизации использования ресурсного потенциала страны и изменении структур (типов) потребления (и производства). Экономическая эффективность рассматривается как непременное условие социального благополучия.

Такое понимание положено в обоснование концептуальной модели устойчивого развития малого предпринимательства в Сахалинской области.

Одним из базовых принципов политики государства при переходе России к устойчивому развитию является экономический рост на основе укрепления рыночных отношений. В качестве экономического аспекта перехода к устойчивому развитию предполагается прогресс в сфере хозяйствования, базирующийся на оптимизации использования ресурсного потенциала страны и изменении структур (типов) потребления (и производства).

Цель концепции устойчивого развития малого предпринимательства в экономике России и ее регионов заключается в обосновании (и последующей реализации) стратегии, основанной на развитии хозяйственной самостоятельности граждан через вовлечение их в предпринимательство, придание ему импульса и поддержки со стороны государства и обеспечивающей государству устойчиво-воспроизводственный режим развития его экономики.

Эта концепция предусматривает стратегию, основанную на методологии индивидуализма, на массовом использовании предпринимательского потенциала, сбалансированности мер государс-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

3

твенного содействия и рыночной мотивации поведения, интеграции со средним и крупным бизнесом, развитии внешнеэкономических связей, возрастании значимости малого предпринимательства в развитии региональной экономики.

Концептуальная модель устойчивого развития малого предпринимательства в экономике России основывается на следующих принципах:

• устойчивое вовлечение в предпринимательство с его идеями человека, приводящего в движение капитальные активы так, чтобы экономика из ренто-ориентированной для отдельных социальных групп стала прибыльно-ориентированной, а значит — полезной всем членам общества;

• формирование и реализация стратегии развития, основанной на гармоничном взаимодействии малого предпринимательства с окружающей средой, на эффективных способах концентрации природно-ресурсного потенциала и экономических ресурсов на приоритетных, наиболее важных направлениях развития региональной экономики;

• придание программам государственной поддержки адресного, комплексно-системного характера, учитывающего особенности регионов и уровень их социально-экономического развития, потенциал конкурентоспособности малого предпринимательства в регионе и гипотетическое состояние системы в соответствии с общей стратегией развития региональной экономики и формирующих ее элементов (подсистем).

Стратегия устойчиво-воспроизводственного развития малого предпринимательства региона нуждается в наличии соответствующего инструментария — способов движения в направлении поставленной цели:

• разработке и последующей реализации государственной программы поддержки малого предпринимательства, затрагивающей системы правового, ресурсного и имущественного обеспечения, учета и налогообложения, кредитования, страховой защиты;

• механизмов мотивирующего распределения объемов бюджетного финансирования, направляемого на поддержку малого предпринимательства, в соответствии с дифференциацией регионов России по уровню социально-экономического развития и ранжированием систем «малое предпринимательство региона» по уровню потенциала конкурентоспособности;

• совершенствовании систем правового и информационного обеспечения в целях доступа к ограниченным ресурсам с последующей их концентрацией для решения приоритетных задач;

• использовании методов планирования и экономического анализа, трансформированных и ориентированных на особенности организации, состояния, уровень развития и оценку природно-ресурсного потенциала малого предпринимательства в регионе. Достижение поставленной цели представляется возможным на основе осуществления ряда условий, к наиболее важным из которых необходимо отнести:

• формирование комплексных, дифференцированных по экономическим кластерам региона программ поддержки, реализация которых обеспечивается применением инструментария, адаптированного на особенности малого предпринимательства;

• обеспечение со стороны государства внутреннего экономического импульса, способного активизировать и направить на созидание дремлющую энергию предпринимательского индивидуализма и законодательно стимулировать сочетание интересов крупных и мелких собственников, иностранных инвесторов, авторов инновационно-предпринимательских идей.

В теории систем управления устойчивость показателя — функции признается, что «малым» изменениям его аргументов — факторов соответствуют «малые» изменения и самого результирующего показателя. Устойчивость — свойство процесса управления сохранять и восстанавливать это качество управляемой системы в условиях внешних и внутренних возмущений.

Малое предпринимательство, как управляемая система (и подсистема по отношению к региональной и национальной экономике), обладает рядом признаков системности: экономическая и социальная устойчивость, наличие структуры с совокупностью внутренних связей между подсистемами, внешние контакты с равноценными системами и системами более сложного порядка, относительная автономность опосредующих общественно-экономических отношений, и, соответственно, высокая степень экономико-правовой самостоятельности, направленность на получение совокупного результата, обладание различными внутренними факторами саморазвития.

Экономическая система для выполнения своих функций и достижения целей использует ресурсы, находящиеся в ее распоряжении либо привлекаемые извне. Для экономической системы характерны следующие виды ресурсов: производственные, финансовые, трудовые, управленческие, информационные.

Целью функционирования экономической системы является получение дохода от использования при ее функционировании ресурсов. При этом выделяют положительные, нейтральные, негативные возмущающие воздействия внутренней или внешней среды.

Если возмущающие воздействия вызывают увеличение уровня дохода или уменьшение затраченных ресурсов, их следует считать положительными.

Нейтральные возмущающие воздействия — воздействия, не вызывающие изменения уровня дохода или затраченных ресурсов.

Негативные возмущающие воздействия вызывают уменьшение уровня дохода или увеличение уровня затрат.

В условиях воздействия негативно влияющих факторов сохранению уровня чистого дохода может способствовать запас устойчивости системы, под которым понимается наличие ее ресурсов, которые могут быть в любой момент без дополнительных затрат вовлечены в деятельность системы. Возможность преодоления кризисных ситуаций и возврат системы в равновесное состояние зависят от двух факторов:

• наличие ресурсов (запас устойчивости) для компенсации потерь;

• скорость активизации ресурсов, потребляемых для своевременного выхода из кризисной ситуации.

В экономической теории и хозяйственной практике термин «устойчивое развитие» характеризует постоянное в пределах некоторого периода времени, принятого для планирования и контроля, улучшение основных показателей деятельности экономической системы определенного уровня. Зачастую в хозяйственной практике имеют место временные спады и подъемы активности и ее результатов. При этом считается достаточным, чтобы конечный результат контрольного периода имел планируемое приращение показателей. Очевидно, устойчивое развитие системы требует обеспечения локальной устойчивости в каждый отдельный плановый период ее функционирования.

Сложность моделирования такой задачи состоит в том, что в конце каждой ступени развития, после

возможного спада, система должна возвращаться на более высокий уровень, что означает одновременный перевод системы в новое состояние и соблюдение дополнительных условий управляемости.

Таким образом, проблема устойчивого развития содержит в себе две антагонистические по сути и поэтому сложные как в теории, так и на практике задачи:

• обеспечение локальной устойчивости в течение некоторого периода, принятого за контрольный;

• обеспечение условий управляемости (преодолевая устойчивость) в период планового развития.

Логика подсказывает, что решение этих задач упирается в конечном итоге в обеспечение ресурсного потенциала, достаточного как для компенсации возможных ситуаций (запас устойчивости), так и для целей планируемого развития.

Малое предпринимательство представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему, которая (в соответствии с законом самосохранения) стремится сохранить себя как целостное образование. Важным аспектом исследования системы, связанным с ее выживанием, является устойчивость — способность функционировать в состояниях, близких к равновесию, в условиях постоянных внутренних и внешних возмущающих воздействий.

Формирование концептуальной модели направлено на создание условий, обеспечивающих устойчиво-воспроизводственный режим развития экономики страны и ее регионов под воздействием ее внутренней структурной перестройки, совершенствования институциональной среды, вовлечения в малое предпринимательство про-топредпринимательских слоев трудоспособного населения, обеспечения целенаправленности государственного регулирования и высокой степени эффективности использования ресурсов.

Доведение числа малых организационных форм предпринимательства до оптимального количества, его функционирование на условиях экономической эффективности и высокой степени ресурсоотдачи — обязательные условия (факторы) устойчивого развития системы.

Для оценки устойчивости развития необходимы показатели свойств процесса эволюционной динамики управляемой системы, значения которых необходимо сохранить.

Устойчивость процесса и развития системы может быть абсолютной, т. е. оцениваться по всем ее

свойствам, и относительной, когда оценка производится с помощью некоторого функционала, характеризующего одно из свойств исследуемого процесса.

Под устойчиво-воспроизводстветымразвитжм системы «малое предпринимательство» предлагает -ся понимать положительную динамику качественно-количественных показателей эволюции системы до состояния оптимизации основных параметров в условиях стабильности внутренней и внешней среды при рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, массовом внедрении энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменении структуры экономики, личного и производственного потребления и сохранения благоприятной окружающей среды для будущих поколений.

Качественное состояние системы, определяемое как устойчивое развитие, возможно при ее функционировании на условиях регулируемости и движения взаданном направлении.

В настоящее время проблема анализа и синтеза устойчивых процессов управления сложными организационными системами в условиях различных неопределенных внешних и внутренних возмущений является не решенной.

В качестве экономических и социальных ориентиров устойчивого развития системы «малое предпринимательство» предлагается использование следующих индикаторов:

• доведение числа функционирующих малых организационно-экономических структур до объективно необходимой критической массы;

• результативность функционирования, обеспечивающая высокую степень ресурсоотдачи при сохранении благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала;

• повышение благосостояния участников системы «малое предпринимательство», уровня жизни и социально-экономического развития регионов и России в целом.

Для этого необходима выработка единой стратегии в области малого предпринимательства, рассчитанной с учетом как текущего состояния системы, так и ожидаемых перспектив.

В Сахалинской области эта проблема стоит наиболее остро, и обоснование концепции устойчивого развития малого предпринимательства в регионе ориентировано:

• на стратегию, основанную на сочетании мер государственной поддержки (внешняя среда) заданного режима развития малого предпринимательства с повышением деловой актив-

ности и уровня финансового менеджмента самой системы (внутренняя среда);

• интеграцию малого предпринимательства со средним и крупным бизнесом, на развитие внешнеэкономических связей, и прежде всего со странами АТР;

• модель хозяйственного механизма, адаптированного на особенности малого предпринимательства;

• сопровождение разработки концепции аппаратом инструментарно-методических средств регулирования самой системы и ее взаимодействия с системами более сложного порядка (региональная и национальная экономика, по отношению к которым малое предпринимательство выступает в качестве подсистемы) и с подсистемами, формирующими систему «малое предпринимательство». Концепция предусматривает совершенствование хозяйственного механизма, способствующего повышению эффективности организации и развитию малого предпринимательства.

Совершенствованию подлежат все элементы, формирующие хозяйственный механизм, но при этом достичь максимального эффекта возможно только в условиях поэтапной реализации предлагаемой алгоритмизированной системы мер.

Первый ее этап — формирование механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства через систему экономических отношений, включающих инструментарий имущественного обеспечения, доступа на рынки финансовых ресурсов и страховой защиты, упрощения и стабилизации методик налогообложения, ведения упрощенных систем учета и предоставления отчетности.

Второй этап — совершенствование системы регулирования развития малого предпринимательства.

Формирование и совершенствование систем регулирования, по нашему мнению, необходимо строить с использованием финансовых инструментов и методов, адаптированных на малое предпринимательство, поскольку проблемы финансового обеспечения, эффективности использования имеющихся ресурсов и отсутствия инструментария финансового управления, разработанного для малого бизнеса, — наиболее уязвимое место системы регулирования развития малого предпринимательства.

Третий этап — создание и совершенствование системы информационного обеспечения регулирования развития малого предпринимательства.

Представляется, что учет цикличного характера совершенствования хозяйственного механизма малого предпринимательства должен составить один из основных принципов подхода к реализации целей, предопределяемых концепцией устойчиво-воспроизводственного развития малого предпринимательства региона.

Только такой подход обеспечит уровень развития малого предпринимательства, соответствующий потребностям рыночной экономики при максимально возможной степени использования имеющегося предпринимательского потенциала.

Не умаляя роль факторов, формирующих совокупный потенциал, обеспечивающий воспроизводственный режим функционирования экономических систем, в том числе и малого предпринимательства, необходимо отметить, что важнейшим производственным ресурсом в системе малого предпринимательства выступает оборотный капитал, которому классики экономической теории уделяли пристальное внимание благодаря его характерным особенностям и функциональной роли в процессе воспроизводства.

У субъектов малого предпринимательства Сахалинской области оборотный капитал составляет от 70 до 90 % от общего объема совокупного капитала, при этом в целом система не располагает собственным оборотным капиталом. Отсутствие собственного оборотного капитала в системе «малое предпринимательство Сахалинской области» сигнализирует о наличии проблем финансовой устойчивости, низком уровне финансового и, соответственно, и экономического потенциала.

Вместе с тем, развитие системы малого предпринимательства в регионе сопровождается низким уровнем рентабельности (5—8 %), а в сфере добычи и переработки рыбы и морепродуктов (приоритетная для малого предпринимательства Сахалинской области сфера деятельности) в течение последних 10 лет наблюдаются убыточные результаты хозяйствования.

Обоснование и последующая реализация концептуальной модели управления малым предпринимательством региона в условиях его адаптации к императиву устойчивого развития российской экономики не могут быть обеспечены без разработки и обоснования концептуальной модели управления оборотным капиталом.

Формирование концептуальных моделей устойчивого развития малого предпринимательства региона (Сахалинская область) необходимо рассматривать как составной элемент концепции развития региональной и национальной экономики в

условиях их адаптации к устойчиво-воспроизводственному режиму развития, положенных в основу стратегии развития на период до 2020 г.

Пространственная неоднородность пригра-нично-анклавного региона предполагает экономическое районирование (типологизацию) внутри Сахалинской области:

• Северный экономический район — 45,6 тыс. чел. постоянного населения;

• Центральный район — 129,8 тыс. чел.;

• Южный — 340,6 тыс. чел.;

• Курильский район — 19,3 тыс. чел. постоянного населения.

Всего на территории Сахалинской области по состоянию на 01.01.2008 г. постоянно проживали около 540 тыс. чел.

Анализ развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой позволяет сравнивать их достижения с российскими, выявить степень развития малого предпринимательства в России и определяет объемы предстоящей работы в этом направлении.

В экономически развитых странах мира доля трудовых ресурсов, занятых в малом предпринимательстве, составляет:

• Япония - 85 %;

• Германия, Франция, Италия — 60-75 %;

• США — 50 %.

В России по состоянию на 01.07.2008 г. данный показатель составлял около 18 %, по Москве — 19,5 %, по Сахалинской области — 18,5 %.

Соотношение форм деятельности в общем объеме предпринимательских дел (малые предприятия и индивидуальные предприниматели) показано в табл. 1.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение форм деятельности в общем объеме предпринимательских дел, %

Категория Малые Индивидуальные

предприятия предприниматели

Экономически разви- 50 50

тые страны мира

Россия 20 80

Субъекты РФ и муни- 4—25 75—96

ципальные образования

Сравнительная оценка результатов долевого распределения малых предпринимательских дел по формам деятельности позволяет сделать вывод о том, что в России наиболее распространена форма индивидуального предпринимательства, что является вынужденной мерой обеспечения самозанятости менее защищенных слоев населения —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.