Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как фактор становления экономики инновационного типа в регионах'

Малое предпринимательство как фактор становления экономики инновационного типа в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев А. А., Филинский И. Л.

В статье рассматривается малое предпринимательство как фактор становления экономики инновационного типа в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как фактор становления экономики инновационного типа в регионах»

7. Гершман Е.А. Начала теории преобразования общества // Теория и практика управления. 2007. Режим доступа: http://www.paco.net/ ~rada/reforma4.htm. Загл. с экрана.

8. Портер М. Конкуренция. М., 2002. С. 48.

9. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход. Томск, 1999. С. 58, 61.

10. Gore M., Stubbe J.W. Elements of systems analysis. Dubaque, 1988. P. 7.

Поступила в редакцию 18.04.2008 г.

Protasov A.S., Prokudin A.Y. Regional economy and its characteristics according to the system approach. The article considers the topical problems of the system approach to the regional economy research. The authors analyze the existing approaches to determination of the term «region». As a result they give their own definition of the key term. Moreover, the questions of main characteristics of the regional economy are defined in the article. The authors specify the forms of interaction of regional economy with the outer environment.

Key words: regional economy, system approach, characteristics of regional economy.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА В РЕГИОНАХ

А.А. Киселев, И.Л. Филинский

В статье рассматривается малое предпринимательство как фактор становления экономики инновационного типа в регионах.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, инновационный тип развития, региональная инновационная стратегия.

Инновационный тип развития хозяйственной системы регионов формируется под влиянием совокупности объективных факторов, обусловленных спецификой того или иного явления, выступающего в роли фактора, направленного на создание инновационного предпринимательства.

Предприятия инновационного типа определяют долгосрочное устойчивое развитие региона. Среди инновационных ресурсов следует отметить такие, как новая техника и технические системы, новые технологии, организация и мотивация труда и производства в различных формах, новая квалификация наемного труда и управления, менеджмент инноваций, инновационный потенциал, инвестиции, предпринимательство.

При этом особую роль при согласовании использования различных типов ресурсов в действующих хозяйственных системах выполняет предпринимательство. Эту функциональную роль предпринимательства отмечали многие экономисты, исследующие его природу и связывающие предпринимательскую деятельность не только с получением прибыли, но и внедрением новшеств, с осуществлением новых комбинаций ресур-

сов. Поскольку инновационный тип развития регионов связан с преимущественным использованием инноваций-факторов (новая техника, технологии, организация и пр.), то перед предпринимателем стоит задача не только по-новому скомбинировать имеющиеся ресурсы, но и обеспечить их развитие на постоянной воспроизводственной основе по мере роста предпринимательского дела. Региональное предпринимательство в современных условиях решает две очень важные задачи: формирование свойства гибкости предпринимательских структур в условиях изменчивости конъюнктуры рынка и образование собственных новых ниш рынка с временным монопольным положением производителя, т. е. в данном случае предпринимательство не просто инновационно по сути своей деятельности, но оно постоянно воспроизводит на предприятии инновационную направленность в его деятельности и все необходимые для этого условия.

Один из выдающихся экономистов XX в. Л. Мизес, основатель новой австрийской экономической школы, подчеркивал, что предприниматель является той силой, которая преодолевает инерцию состояния произ-

водства, не способного удовлетворять настоятельные потребности самым дешевым способом. Они (предприниматели) просто превосходят основную массу по силе ума и энергичности, являются лидерами на пути к материальному развитию.

В настоящее время предпринимательством связывают не только достижения материальной культуры общества, но и прогресс вообще. Когда перед регионами встал вопрос о формировании стратегий их развития, то основное внимание было обращено именно на развитие регионального предпринимательства. В условиях, определяющих социально-экономическое развитие территории, необходимо видеть и упреждать проблемы.

Роль современного предпринимательства значительно возрастает. Американский ученый Дж. Тимсон подчеркивает, что тихая революция предпринимательства, внедренная в систему взглядов и культуру малых и больших организаций, пересекшая национальные границы, изменит мир XXI в. так же или даже еще значительнее, чем промышленная революция изменила мир XX в.

Действительно, роль предпринимательства в развитии производства и хозяйства преувеличить трудно. Благодаря предпринимательской инициативе создаются новые продукты и услуги, внедряются новые способы производства и формы его организации, задействуются новые сферы приложения труда и не существовавшие потребности, открываются новые рынки. Главное же состоит в том, что предпринимательство выступает наиболее низкозатратным фактором развития материальной культуры общества. Этим, собственно, и объясняется столь значительный интерес к нему в настоящее время.

Теоретический и практический интерес к предпринимательству особенно актуален для региональной экономики, т. к. сегодня огромное значение имеет проблема формирования эффективной системы современного предпринимательства, в которой особое место необходимо отвести его наиболее привлекательной сфере деятельности - малому предпринимательству.

Особенность формирующегося в России бизнеса заключается в том, что в нем, как правило, ключевым элементом выступает современное предпринимательство.

Самостоятельным сектором экономики является малый бизнес, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов (рабочей силы, мощностей и др.).

На сегодняшний день в стране действует более 1 млн малых предприятий - юридических лиц и 2,5 млн индивидуальных предпринимателей, которые вносят свой вклад в экономику страны. Малый бизнес затрагивает интересы миллионов людей, уже занятых в этом реально действующем секторе экономики. В данном секторе экономики занято примерно 15 млн чел., что составляет 20 % от общей численности занятого населения.

Последние пять лет в нашей стране число малых предприятий стабильно растет. Ежегодный прирост составляет 5 %. В 2007 г. этот показатель увеличился вдвое по сравнению с прошлым годом и составил 100 тыс. компаний.

К 2020 г. намечено в два раза увеличить долю малого бизнеса, занятого в сфере услуг, в 5 раз - малого предпринимательства, оказывающего социальные услуги (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), в 5 раз - инновационного малого бизнеса, в 3-4 раза - малого бизнеса в сфере ЖКХ.

Малое предпринимательство существует в рамках общей социально-экономической системы государства и каждый регион в силу своего исторически сложившегося развития занимает определенное место, имеет свои особенности и отличия и в географическом расположении, и в уровне социально-экономического развития. Малое предпринимательство функционирует на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков.

Как часть экономической системы малое предпринимательство вносит свой особый вклад в развитие регионов: увеличивает количество занятых, следовательно, снижает уровень безработицы; производит товары для населения, т. е. наполняет потребительский рынок, в первую очередь региональный; снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий. Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъ-

юнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения в целом и способствует формированию «среднего класса». Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду и тем самым помогает прогрессивному развитию экономики регионов и страны в целом.

В мире приняты разные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Основные критерии - численность работников и объем хозяйственного оборота.

С реализацией нового закона о предпринимательстве, вступившего в силу с 1 января 2008 г., малый бизнес России будет классифицироваться по европейским критериям.

Впервые вводится понятие «микропредприятия» с численностью занятых до 15 человек, в категорию «малые предприятия» попадают компании, в которых трудятся от 16 до 100 человек, а к «средним предприятиям» относятся те, где насчитывается от 101 до 250 человек.

Важнейшими особенностями малого бизнеса являются:

- функционирование в качестве само-развивающейся и самовоспроизводящейся системы, обладающей относительной свободой организации своей внутренней и внешней деятельности;

- наличие соответствующего уровня развития отношений собственности, при которых обеспечивается относительная экономическая обособленность производителей товаров и услуг, обладающих правом владения, распоряжения и пользования средствами производства и результатами своего труда;

- поддержание относительно стабильного уровня занятости и самозанятости населения;

- рыночное ценообразование;

- нестабильная организация хозяйственного механизма;

- несопоставимость экономических интересов с интересами крупного бизнеса;

- относительно слабая зависимость результатов его функционирования от макроэкономических показателей экономики;

- ограниченность доступа к материальным и финансовым ресурсам и некоторым сферам деятельности;

- специфическая форма соединения факторов производства, не всегда соответствующая требованиям норм трудового законодательства.

Большой эффект от использования малого бизнеса как рыночного инструмента в странах мирового сотрудничества отмечен уже давно. Его влияние на политическое, экономическое, социальное и инновационное развитие страны, а также способность стабилизировать процессы, происходящие в экономике стран, отмечается многими учеными-экономистами.

Важная задача малого предпринимательства - участие в формировании эффективных рыночных отношений, имеющих главной целью высокий уровень жизни россиян и обеспечение достойного места России в мировой экономике.

Основной задачей, которую решает малое предпринимательство, является смягчение последствий структурных изменений в экономике.

Малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений.

Взаимосвязанный с крупным бизнесом он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики.

Малый бизнес заполняет ниши, без которых невозможно функционирование современного общества и хозяйства. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.). Только присутствие многочисленных малых предприятий в этих сферах, во-первых, разгружает домашние хозяйства от несвойственных им функций, увеличивая свободное время каждого и создавая тем самым дополнительные возможности для отдыха, повышения образовательного и культурного уровня, семейного общения. Во-вторых, без бизнес-услуг рыночная экономика лишается «капилляров», питающих предприятия, в т. ч. и крупные, необходимой информацией, кадрами, другими ресурсами. Поскольку потребность в пополнении или обновлении ресурсной базы возникает не

периодически, постольку заниматься всеми этими направлениями деятельности самим предприятиям зачастую накладно. Малые сервисные фирмы снимают с них эту обузу. В-третьих, малый бизнес - огромное поле для тех инноваций, которые кажутся поначалу слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.

Также малый бизнес является тем сектором, где частная собственность существует в чистом виде.

Уровень развития малого предпринимательства - это показатель насколько конкурентным является рыночное хозяйство страны. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у кредитного бизнеса возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента.

Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая выступает своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны. В мировой практике считается оптимальным, если вклад малого бизнеса в развитие сферы услуг со-

ставляет 3/4 от общего его вклада в развитие экономики.

Сегодня можно считать однозначно доказанным, что инновации играют огромную роль в любой предпринимательской деятельности и, наоборот, предпринимательство является главным звеном в механизме реализации стратегии инновационного типа на любом уровне экономического развития [1-3].

1. Инновационный менеджмент: Концепция, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / под ред. В.М. Ань-шина, А. А. Дагаева. М., 2006.

2. Колоколов В.А. Инновационные механизмы предпринимательских систем. М., 2001.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

Поступила в редакцию 18.04.2008 г.

Kiselev A.A., Filinsky I.L. Small business as factor of becoming of economy of innovative type in regions. In the paper small business as a factor of becoming of economy of innovative type in regions is considered.

Key words: small business, innovative type of development, regional innovative strategy.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ОЦЕНКИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

М.В. Устинова

Проанализированы существующие подходы к выбору и оценке инновационных территорий, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения, основываясь на комплексном подходе к анализу возможностей регионов.

Ключевые слова: инновации, оценка, мониторинг, региональная экономика, управление инновационным региональным развитием.

Россия обозначила свой путь развития, направленный на диверсификацию экономики страны, постепенный переход от сырьевого сценария развития к «экономике знаний». В этой связи предпринимаемые правительством меры по созданию особых экономических зон инновационного характера, безусловно, заслуживают поддержки и одобрения. Тем более что в рамках выбранной стратегической задачи подчеркивается особая роль регионов в процессе организации (а точнее возрождения) научного потенциала страны.

Однако, при всей правильности выбранного вектора развития, успешность комплекса мероприятий зависит от целого ряда социально-экономических, организационно-управленческих, территориально-географических,

экологических и прочих факторов, которые должны браться во внимание как при выборе инновационных «точек», так и при оценке эффективности их функционирования. Стоит заметить, что складывающийся в стране подход не в полной мере отвечает и учитывает указанные обстоятельства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.