M К. Чистякова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Работа представлена кафедрой экономической теории и мировой экономики Орловского государственного аграрного университета.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Г. А. Гетъман
В статье рассматривается важнейшая функция государства, связанная с созданием благоприятных экономических, политических, социальных и правовых условий для формирования хозяйственного механизма, способствующего развитию воспроизводственных процессов, устойчивости всей экономической системы и в конечном счете росту благосостояния своих граждан.
The article dwells upon the most important function of the government related to formation of favorable economic, political, social and legal conditions for economic mechanism build-up ensuring reproduction processes development, overall economic system stability and, finally, resulting in citizens' well-being improvement.
Основным противоречием проводимой экономической политики в России является то, что экономический рост сопровождается усиливающимся разрывом в доходах населения (рис. 1). Данный факт в очередной раз свидетельствует об искаженной системе распределительных отношений в российской экономике. Это, в свою очередь, снижает потребление, ограничивает потенциал роста ВВП и становится препятствием реальному социально-экономическому развитию. Кроме того, сохранение тенденции в соотноше-
нии доходов может привести к социальному напряжению и политической нестабильности.
Как мы видим на рис. 1, разрыв в доходах за последние 7 лет увеличивался, причем последовательно с нарастающей скоростью. Кроме того, индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), естественно, следовал подобной тенденции.
Диспаритет национальных фондов во многом определяется неразвитостью такого хозяйственного института, как малое предпринимательство, которое до сих пор
Малое предпринимательство как фактор распределительных отношений
Рис. 1. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) в РФ за 2000-2006 гг.1
находится в периоде длительной рецессии и «застоя» (рис. 2).
Оглядываясь на развитые страны, социально-экономические модели которых не без основания ставятся в пример развивающейся новой российской экономике, необходимо еще раз особо отметить, что основную долю ВВП в них дают предприятия малого бизнеса. Объективное развитие подобной хозяйственной структуры было оправдано как с точки зрения специфических экономических свойств малого бизнеса (начиная с высокой инновационной активности, хозяйственной гибкости и катализатора
конкурентной среды), так и с позиций его огромной социальной значимости.
Объективная закономерность постиндустриального экономического развития -это развитие как экономики «малого бизнеса», что связано с усиливающимися требованиями к качествам «социальности» и «иннвационности».
Основная проблема малого бизнеса в нашей стране - в незнании его природы, и как результат - недооценка роли этого феномена2.
Осуществление институциональных преобразований является неотъемлемой
Годы
Рис. 2. Количество малых предприятий в РФ в 1999-2005 гг.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
частью структурной экономической поли -тики, и особенной задачей здесь является формирование институтов собственно малого предпринимательства, его поддержки, с последующим их эффективным включением в инновационные процессы в экономике.
Малый бизнес в современной развитой экономике становится частично самостоятельным институциональным агентом («виртуальным» экономическим институтом) и, развивая сферу взаимодействия и партнерства с государственными формальными институтами, базовым источником инноваций и социальной стабильности. То есть уникальность малого предпринимательства как особого экономического агента - в явной конвергенции социальной и экономической сущности как «фирмы», так и «домохозяйства», что в результате предполагает не столько особый подход к воп-
росам его регулирования, сколько понимание того, что регулирующее воздействие, направленное на любой объект (процессы) того или иного агента, напрямую отражается на другом, причем возможно будет иметь место некое мультиплицирующие воздействие.
На рис. 3 отражены взаимосвязи основных экономических агентов и распределение национального дохода в случае с относительно слабым (менее 30%) ВВП.
В данном случае трансформация малого бизнеса в полноценного экономического агента значительно условна, в связи с чем его воздействие на экономический кругооборот незначительное. Низкая доля заработной платы (включая доходы малого бизнеса) в национальном доходе. Высокий разрыв в доходах субъектов. Стремление крупного (корпоративного) бизнеса к монополизации распределительных связей и
Государство
/
«ФИРМЫ» л 1 «домохозяйство»
ч 1 1 г___________
МАЛЫЙ БИЗНЕС
Распределение национального дохода
Оплата труда и доходы малого бизнеса
Теневые и неформальные доходы
Факторные доходы
Рис. 3. Экономический кругооборот и структура национального дохода в национальном хозяйстве с относительно слабым развитием малого предпринимательства
увеличению своей доли в национальном доходе как в открытой, так и скрытой форме. Сложившаяся распределительная система тяготеет к неформальным и квазирыночным экономическим отношениям.
В случае увеличения количества малых предприятий и нарастания доли малого бизнеса в ВВП происходит структурная перестройка распределительных взаимосвязей в хозяйственной системе. Малый бизнес образует дополнительный поток благ и доходов между основными субъектами экономики. Оплата труда и доходы малого бизнеса составляют значительную часть национального дохода, благодаря чему увеличивается в абсолютном выражении потребление и накопление. Экономическая система развивается на рыночной,
конкурентной и инновационной основе. Формируется так называемый реальный «средний класс» в социуме.
Необходимо отметить, что при осуществлении государственной поддержки тех или иных форм предпринимательства не должна подрываться доходная часть федерального и местных бюджетов, поддержка должна способствовать обеспечению общего равновесия, повышению эффективности, свободе предпринимательства, развитию демократии в стране, экономическому развитию общества, повышению уровня жизни населения.
Таким образом, становление института малого предпринимательства и его интенсивное развитие должно стать основой экономической политики в нашей стране.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 По материалам Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
2 Борисов С. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? // Человек и труд. 2005. № 1. С. 65.