Научная статья на тему 'Малое предпринимательство и его экономическая сущность'

Малое предпринимательство и его экономическая сущность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESS ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даширабданова С. Д.

Статья посвящена изучению экономической сущности малого предпринимательства и определению субъекта малого предпринимательства критериев, определяющих данную категорию. Рассмотрены подходы к определению субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business and its economic substance

Article examines the economic essence of small business and the definition of a small business with includes criteria of this category. The approaches to the definition of small businesses in foreign countries are in the article.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство и его экономическая сущность»

УДК 334 © С.Д. Даширабданова

Малое предпринимательство и его экономическая сущность

Статья посвящена изучению экономической сущности малого предпринимательства и определению субъекта малого предпринимательства - критериев, определяющих данную категорию. Рассмотрены подходы к определению субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.

Ключевые слова: малое предпринимательство, субъект малого предпринимательства.

S.D. Dashirabdanova Small business and its economic substance

Article examines the economic essence of small business and the definition of a small business with includes criteria of this category. The approaches to the definition of small businesses in foreign countries are in the article.

Keywords: small business, small business entity.

В настоящее время определение категории «малое предпринимательство» вызывает немало вопросов. Проблему изучения малого предприни-

мательства начали исследовать со времен начала научной, управленческой и предпринимательской деятельности. И, как известно, ученые и экономисты так и не пришли к единому определению. А так как на сегодняшний день малое предпринимательство играет важную роль в повышении экономического роста страны, рассмотрение данного вопроса является наиболее актуальным.

Период становления научно-теоретических представлений о предпринимательстве, понимание его содержания и сущности претерпело значительную эволюцию. Существенный вклад в разработку и решения этой проблематики внесли, прежде всего, представители западной экономической и социологической мысли, такие как, Р. Кантильон, А. Смит, А. Маршалл, Ж.Б. Сей, М. Вебер, Р. Зомбарт, И. Тюнен, Р. Коуз, Ф. Найт, Л. Мизес, Ф. Хайек, И. Шумпетер и другие. Из российских ученых Л.И. Абалкин, Н.Г. Агурбаш, В. Афанасьев, В.Я.Горфинкель, П.Н.Конивец, М.Г.Лапуста, А.Ливниц, Е.А.Стоянова, В.А. Швандар и другие.

Так, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г., американец австрийского происхождения Фридрих Альфред фон Хайек (1899-1984) отметил, что сущностью предпринимательства является поиск и изучение новых возможностей, и это более характеристика поведения, а не вид деятельности. И, наконец, определение американского ученого-экономиста Роберта Хизрича (1985). Предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью [4].

Ученые дают более или менее произвольные определения, исходя из разных факторов, влияющих на данный сектор: риск, получение прибыли, внедрение инноваций, способность управлять, инициативность, самостоятельность и т.д. Таким образом, до сих пор, как справедливо отмечают некоторые исследователи, понятие малое предпринимательство не имеет устойчивой дефиниции, несмотря на достаточно широкую распространенность в социально-экономических исследованиях.

Также для уточнения определения малого предпринимательства различают критерии. Традиционно выделяют 3 группы критериев:

• количественные

• качественные

• комбинированные

Наиболее часто применяют количественный подход. Количественный подход в определении малого предпринимательства предполагает такие критерии, как число занятых, объем продаж, балансовая стоимость активов. При этом может быть использован как один из показателей, так и несколько.

В зарубежных странах существуют свои подходы к определению малого предпринимательства [1]. Так, в США, согласно закону, малыми фирмами и компаниями считаются бизнес структуры, отвечающие четырем основным классификационным признакам. Во-первых, они должны быть организованы для получения прибыли, то есть быть коммерческими структурами; во-вторых, они должны принадлежать независимым вла-

дельцам и управляться ими; в-третьих, не занимать ключевых позиций в своей сфере экономической деятельности, и, в-четвертых, быть меньше определенного размера. В основу четвертого признака положено 2 критерия - число занятых работников и размеры ежегодного дохода. В настоящее время Управлением по делам малого бизнеса официально разработаны стандарты малого бизнеса применительно к 1200 отраслям экономики США.

В КНР малыми и средними предприятиями понимаются предприятия различной организационно-правовой формы и различных форм собственности, созданные согласно закону на территории КНР и способствующие удовлетворению общества, увеличению количества рабочих мест, отвечающие требованиям государственной отраслевой политике и относящиеся к малым и средним по масштабам хозяйственной деятельности. Критериями отнесения хозяйственных субъектов малого предпринимательства в данной стране является численность и оборот, а в промышленности еще и стоимость имущества. При этом названные критерии существенно разнятся в зависимости от отрасли экономики.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятие относится к малому, является, в первую очередь, средняя численность работников, и характеризуется тем, что количественные критерии дифференцируются в зависимости от отрасли экономики. Другими критериями, также являются объем оборота, балансовая стоимость. Следует отметить, что количественные критерии дополняются качественными.

В России понятие субъектмалого и среднего предпринимательства определяется Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [2]. Согласно этому закону к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУ), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней

численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) для средних предприятий - от 101 до 250 человек;

б) для малых предприятий - от 16 до 100 человек;

в) для микропредприятий до 15 человек.

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов равна:

а) для средних предприятий от 400 млн. руб. - 1 млрд. руб.;

б) для малых предприятий - до 400 млн. руб.;

в) для микропредприятий - менее 60 млн. руб.

В законе РФ учитываются только количественные показатели, качественные показатели не дополняют определение субъекта. Также следует отметить, закон не учитывает отраслевые особенности деятельности малого предпринимательства.

Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство, данное «комиссией Боултона», которая указывает на три основных признака «малого предпринимательства», на основании которых следует относить предпринимательство к малому [3]:

• небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

• правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;

• управление предприятием, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления.

Таким образом, под «малым предпринимательством» понимается предпринимательская деятельность физического или юридического лица, основанная на соблюдении заданных критериев. По мнению автора, данное определение не выражает всей экономической сущности и значения малого предпринимательства.

В законе отсутствует качественная оценка деятельности малого предпринимательства. При разработке государственной политики по поддержке малого предпринимательства должны использоваться в дополнение количественным критериям и качественные критерии, это позволит более полно и точно определить субъект малого предпринимательства. Преимуществами качественного подхода в определении малого предпринимательства, как видно из опыта стран США и КНР, является разработка теоретического обоснования субъекта малого предпринимательства. Все это в итоге приведет к эффективным и адресным мерам государства в отношении малого предпринимательства.

В мировой практике существуют различные подходы к определению предпринимательства и критерий отнесения его к малому предпринимательству, тем самым расширяя круг возможностей данной категории. От того насколько правильно будет дано определение, оговорены условия,

которые будут отражать все характерные черты, присущие малому предпринимательству, во многом зависит эффективность правового регулирования деятельности малых предприятий, налоговая политика, государственная поддержка.

Интерес вызывает подход В. Ю. Бурова к определению сущности малого предпринимательства, с которым мы можем согласиться: «... мы рассматриваем малое предпринимательство: как определенное социально-экономическое явление; как объект статистического учета и как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются, прежде всего, четкие количественные критерии, то при рассмотрении МП в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты» [5, с. 32].

Таким образом, значительные изменения в нормативно-правовом регулировании предполагают разработку новых качественных принципов определения малого предпринимательства.

Литература

1. Евразийская правовая мысль: в прошлом и будущем // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 10 (53).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

3. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. - М.: ВолтерсКлувер, 2006. - 272с.

4. Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - 357 с.

5. Буров В.Ю. Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №.2. - С. 31-34.

Даширабданова Сурена Дондоковна, слушатель Института экономики и управления, e-mail: [email protected]

Dashirabdanova Surena Dondokovna, Institute of Economies and Management, Buryat State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.