УДК 330.3
КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
О. С. Карпова
CATEGORIES OF SMALL BUSINESS SUBJECTS IN RUSSIA AS A RESULT OF THE INSTITUTIONAL DEVELOPMENT
O. S. Karpova
В статье дана оценка действующим сегодня критериям отнесения физических и юридических лиц к категории «субъект малого предпринимательства». Решена следующая задача: изучены и проанализированы изменения формальных норм и правил, устанавливающих категорию субъект малого предпринимательства на различных этапах развития. Для решения поставленной задачи автором выделены историко-логические этапы развития категорий субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
The paper provides the assessment of current standards of referring individuals and legal entities to the category of the small business. The changes of formal norms and regulations are analyzed, the latter regulating categorization of the small business subjects at various stages of development. The author points out historical and logical phases of the subject categories of small business in the Russian Federation.
Ключевые слова: институциональное развитие, субъект малого предпринимательства, развитие категорий, статус субъект малого предпринимательства, этапы развития.
Keywords: institutional development, subject of small business, development of categories, phases of development.
Российский малый бизнес - именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Дата его рождения - 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что в соответствии с российским законодательством нельзя зарегистрировать малый экономический субъект как какую-либо организационно-правовую форму, поскольку малое предпринимательство, по нашему мнению, - это статус. Для получения данного статуса экономическим субъектам, относящихся к малым, необходимо постоянно соответствовать тем критериям, которые содержались и содержатся в нормативных актах, связанных с генезисом малого предпринимательства в Российской Федерации, в противном случае они автоматически лишались и лишаются статуса субъекта малого предпринимательства.
Для того чтобы изучить и дать оценку действующим категориям субъектов малого предпринимательства, воспользуемся следующими историка - логическими этапами, выделенными нами (рис.).
Рис. Историко-логические этапы институционального развития категорий субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации
Как показали исследования, на начале становления малого бизнеса в Российской Федерации основным критерием для отнесения предприятий к субъекту малого предпринимательства являлась численность работающих.
Первый этап можно охарактеризовать, как период становления института малого предпринимательства. Он характерен тем, что с принятием 24 декабря 1990 года Закона «О собственности в РСФСР» была восстановлен институт частной собственности в России, которая включала в себя собственность как физических, так и юридических лиц. С этого периода государство утратило свой статус основного собственника средств производства, а Россия вступила на путь коренных институциональных изменений, перехода к рыночной экономике и развития малого предпринимательства.
Следует отметить, что институционализм как важное направление развития экономической науки базируется на расширении классической и неоклассической экономических теорий понятиями неполноты информации, экономики ожиданий и коллективных
действий и институтов. Применительно к экономике институционализм - это обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является исследование экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими, моральными, духовными и другими явлениями и процессами [1].
Зарождение в нашей стране института малого предпринимательства связано также с принятием 6 июля 1989 года протокола № 14 Совета Министров СССР, где впервые содержалось понятие «малое предприятие» и закреплялся статус малых предприятий, к которым относились юридические лица с без-цеховой структурой и числом работающих до 100 человек.
В процессе исследования выяснили, что одним из первых документов, определивших политику государства в развитии малого предпринимательства на данном этапе, явилось Постановление Совета Министров СССР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». В соответствии с этим Постановлением, к малым относились предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», где за основу был взят критерий размера численности персонала организации. К категории малых предприятий могли быть отнесены предприятия любой формы собственности, признанной к тому времени законной, если среднесписочная численность занятых не превышала 15 человек - в розничной торговле, до 200 человек - в промышленности и строительстве.
Заметим, что под субъектами малого предпринимательства понимались только юридические лица. Причем государство определяло условия экономической поддержки. Малым предприятиям предоставлялись льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляемых в местные бюджеты, если предприниматели решали актуальные проблемы насыщения местных рынков. Кроме того, Правительство РФ сочло возможным установить для малых предприятий уже в первый год эксплуатации право списывать дополнительно, как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, так и производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.
Следует отметить, что в скором времени Постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» действующие критерии отнесения предприятий к малым были уточнены.
На втором этапе развития институциональных преобразований понятие «малое предприятие» существенно изменилось. Это связано с выходом в июне 1995 года Федерального Закона от 14.06.95 № 88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором по-новому были очерчены границы малого предпринимательства.
С момента принятия данного Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Кроме того, под субъектами малого предпринимательства, в соответствии с Законом 1995 года понимались также:
- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- юридические лица;
- фермерские хозяйства.
Таким образом, на втором этапе институционального развития область малого предпринимательства была сужена за счет исключения наиболее крупных предприятий сферы материального производства. С другой стороны, перечень субъектов малого бизнеса был дополнен фермерскими хозяйствами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введен дополнительный критерий - доля участия в уставном капитале.
Третий этап, институционального развития, по нашему мнению, - это период стабилизации и экономического роста сектора малого и среднего предпринимательства, который продолжается и сегодня. Генезис данного этапа связан, прежде всего, с введением в действие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Согласно действующему законодательству к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридические лица потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, то есть официально прошедшие государственную регистрацию юридические лица, индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства.
Наблюдения показали, что в нормативном акте для получения статуса субъекта малого предпринимательства, обозначены три критерия: независимость, предельные значения средней численности работников и финансовый.
Первый критерий отнесения предприятия к субъекту малого предпринимательства - это ограничения при формировании имущества (применяется только к
юридическим лицам). Данное условие именуется «критерием независимости», под которым понимается:
- доля участия в уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (за некоторым исключением), не должна превышать 25 %;
- суммарная доля участия иных субъектов (государство, иностранные юридические лица, общественные, религиозные и благотворительные объединения) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 %.
Следующая категория субъектов малого предпринимательства - предельное значение средней численности работников. В соответствии с Законом № 209-ФЗ определено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
Критерии отнесения бизнеса к субъектам
в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Последний критерий выделения субъектов малого предпринимательства (который отсутствовал на предыдущих этапах) - это «финансовые показатели».
Для всех рассматриваемых выше субъектов выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2013 г. № 101 установлен максимальный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для микро-, малых и средних предприятий. Причем, предельные значения выручки для целей отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью этих предприятий. Действующие критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства предложены в таблице.
Таблица
малого и среднего предпринимательства
Вид предприятия Средняя численность работников Предельный размер годовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС
Микропредприятия до 15 чел. 60 млн рублей
Малые предприятия от 16 до 100 чел. 400 млн рублей
Средние предприятия от 101 до 250 чел. 1000 млн рублей
Заметим, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в соответствии с правилами налогового законодательства. Так, согласно статье 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. В свою очередь, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются в соответствии с кассовым методом или методом начисления.
Другим важным моментом, на наш взгляд, является то, что категория субъекта малого предпринимательства устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием и может изменяться только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Кроме того, вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, также могут быть отнесены к субъектам малого и
среднего предпринимательства. Для этого необходимо, чтобы за период, прошедший со дня их государственной регистрации, количественные предельные значения выручки (балансовой стоимости активов) и средней численности работников не превышали установленные законодательством.
Необходимо подчеркнуть, что средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
При расчете средней списочной численности работников следует использовать правила расчета средней численности, которые определены в Порядке заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной приказом Росстата от 24.09.2014 г. № 580.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете [2]. Так, согласно пункту 49 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 28.07.1998 года № 34н остаточная стоимость основных средств - это фактические затраты
их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. В соответствии с пунктом 57 нормативного документа остаточная стоимость нематериальных активов определяется как разница между фактическими затратами на приобретение, изготовление и затратами по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях за минусом начисленной амортизации.
Следует отметить, что данный критерий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства ранее отсутствовал в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
Как показало исследование, за эти три этапа, период с 1991 по 2014 гг. неоднократно менялись категории субъектов малого предпринимательства, как их количество, так и названия. На втором этапе появляется критерий, который носит название «доля в уставном капитале». Спустя некоторое время уже в 2007 г., этот же критерий меняет свое название на «ограничения при формировании имущества (для юридических лиц)» и данное условие именуется как «критерий независимости». На третьем этапе появляется такой критерий выделения субъектов малого предпринимательства как «финансовые показали». Необходимо отметить, что критерий «Финансовые показатели» для определения
статуса субъект малого предпринимательства ранее отсутствовал в законодательстве.
Кроме того, ученые А. О. Блинов, И. Н. Шапкин и другие считают, что вышеперечисленные критерии (они их называют количественными характеристиками) отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства следует дополнить качественными критериями. Например, единство функций собственности и управления; ограниченность ресурсов источников финансирования; гибкость номенклатуры, мобильность; организационно-функциональная гибкость и т. д. По нашему мнению, эти качественные критерии определения статуса субъекта малого предпринимательства сложны для практического применения в связи с трудностью получения информации для определения таких характеристик.
Необходимо отметить, что страны ЕС (и не только) при отнесении предприятий к сегменту малого предпринимательства основываются в основном на количественных критериях (численность, доход и т. д.)
Таким образом, существующие сегодня критерии и относящаяся к ним информация имеют усовершенствованные названия, более полно раскрывают сущность субъекта малого предпринимательства и позволяют избежать ситуации недобросовестности использования статуса «субъект малого предпринимательства».
Литература
1. Керимов В. Э. Институциональные аспекты формирования и развития управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. М., 2011. № 32. С. 2 - 9.
2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон № 402-ФЗ [принят Гос. Думой 06.12.2011 г.: по состоянию на 28.12.2013 г.]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
Информация об авторе:
Карпова Ольга Сергеевна - аспирант кафедры бухгалтерского учета РЭУ им. Г. В. Плеханова, [email protected].
Olga S Karpova - post-graduate student at the Department of Accounting, Plekhanov Russian University of Economics
(Научный руководитель: Керимов Вагиф Эльдарович - доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, [email protected].
Vagif E. Kerimov - Doctor of Economics, Professor at the Department of Accounting, Plekhanov Russian University of Economics).
Статья поступила в редколлегию 21.01.2015 г.