УДК 346.2
UDC 346.2
ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК СУБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Адаменко Александр Александрович аспирант
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматриваются основные критерии, позволяющие определить субъекты малого предпринимательства, закрепленные нормативными документами РФ. Определяются достоинства и недостатки статуса субъекта малого предпринимательства, делаются определенные выводы.
Ключевые слова: МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО,
СУБЪЕКТ, КРИТЕРИИ, ЧИСЛЕННОСТЬ.
ENTERPRISE OF SMALL ENTREPRENEURSHIP AS A SUBJECT OF ACCOUNTING
Adamenko Alexander Alexandrovich post graduate student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The main criteria allowing to determine the subjects of small entrepreneurship, fixed with normative documents of the RF are considered in the article. Advantages and disadvantages of a subject’s status of small entrepreneurship, definite conclusions are done.
Key words: SMALL ENTREPRENEURSHIP, SUBJECT, CRITERIA, NUMBER.
Малые предприятия могут осуществлять различные виды деятельности - от розничной торговли до научных разработок в сфере высоких технологий. В связи с этим критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к субъектам малого предпринимательства, имеют большое значение.
Применительно к российской правовой системе, критерии, которые определяют предприятие как малое, изменяются в зависимости от того, в каком качестве выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на который распространяются меры государственной поддержки, или как субъект налоговых правоотношений. Выделенные два аспекта имеют первостепенное значение для определения критериев, на основании которых предприятие относится к малому и может применять все преимущества данного статуса.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 88-ФЗ) определяющим критерием для целей государственного регули-
рования деятельности субъектов малого предпринимательства является численность занятых на предприятии работников. Применительно к налогообложению к малым предприятиям применяется комплексный подход, и используется сочетание нескольких количественных показателей (объем дохода, размер основных средств, определенная организационно-правовая форма и т. д.).
Понятие субъекта малого предпринимательства дано в Законе № 88-
ФЗ.
В соответствии со ст. 3 Закона № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [1].
Необходимым условием является то, что налогоплательщик должен соответствовать одновременно всем перечисленным критериям.
При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Иностранные лица, которые формально отвечают критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с российским законодательством, но созданы на основании законодательства иностранных государств, не могут рассматриваться как малые предприятия по законодательству Российской Федерации.
Следовательно, предприятия, созданные согласно законодательству Российской Федерации, в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Однако предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями которых являются физические лица - граждане иностранных государств, должны рассматриваться как малые предприятия.
Как было упомянуто выше, одним из критериев отнесения предприятий и организаций к категории субъектов малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству исходя из реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица [2].
При этом заключение срочного трудового договора является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании ч. 6 ст. 59 ТК РФ не будет являться безус -
ловной и будет считаться правомерной в случае, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок [1].
Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.
Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.
При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
Для целей налогообложения показатель среднесписочной численности определяется исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года. Например, если предприятие утратило статус малого предприятия по итогам за 9 месяцев, то оно лишается права на льготу, полученную и за первое полугодие года.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются
нарастающим итогом с начала года. Поэтому малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, должны вести раздельный учет выручки и затрат по каждому виду деятельности. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.д.) или объем прибыли, полученный от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
В целях правильного применения льготы и правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.
Таким образом, порядок ведения раздельного учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затрат должен быть определен как элемент учетной политики предприятия в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.
Выбор показателя выручки от реализации или прибыли, в объеме которых определяется наибольший удельный вес по многопрофильным предприятиям, также является элементом учетной политики [2].
В целом, получение статуса «субъект малого предпринимательства» позволяет воспользоваться рядом положительных моментов, в частности, гарантиями и мерами государственной поддержки и защищать свои законные права и интересы, установленные законодательно.
Однако нельзя говорить об эффективном развитии субъектов малого предпринимательства, если их регулирование будет осуществляться путем издания законов и иных нормативных правовых актов, которые не совпадают по времени и содержанию, не позволяя тем самым воспользоваться
совокупностью всех провозглашенных государством мер поддержки, имеющих налоговую и неналоговую направленность.
Выход из сложившейся ситуации не состоит в тотальной кодификации нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение субъектов малого предпринимательства; напротив, используемый во многих правовых системах количественный подход при отнесении предприятий к числу малых удобен в рамках процедуры предоставления помощи, однако бесполезен в достижении определенных социальных и экономических результатов, так как количество занятых не дает полной картины о конкурентоспособности и финансовом потенциале предприятий.
Главное достоинство количественного определения - это доступность информации, удобство использования, оперирования и анализа. Недостаток заключается в абсолютности его применения и в отсутствии теоретической базы, что не позволяет делать на их основе какие-либо прогнозы о развитии предпринимательства и о способах усовершенствования предпринимательского климата.
Формально-юридическое познание субъектов малого предпринимательства, выделение его родовых признаков, его идентификация не могут быть продуктивны, если они не дополняются другими сторонами процесса познания, в частности социально-юридическими, экономико-
юридическими и другими аспектами. Нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус субъектов малого предпринимательства в различных сферах правоотношений, должны строиться путем создания взаимосвязанных и взаимодополняющих, согласующихся между собой законов.
Литература
1. Есипова М. С. Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения // Налоговый вестник, №11, 2005г.
2. Рублев Г.И. Налог на прибыль малых предприятий // Налоговые известия, №12, 2000г.