Научная статья на тему 'Дефиниция понятия малое предпринимательство'

Дефиниция понятия малое предпринимательство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1013
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FEDERAL LEGISLATION / МАРКЕТИНГОВОЕ ВЛИЯНИЕ / MARKETING IMPACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорчук Роман Роальдович

В работе показаны изменения, произошедшие за последние десятилетия в российской трактовке понятия «малое предпринимательство». Приведены результаты сравнения границ этого понятия с принятыми в других странах. В заключение автор делает вывод, что законодательно установленные критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству не позволяют выработать подходы для маркетингового влияния на деловую активность таких субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидорчук Роман Роальдович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defining the Concept of Small Business

The paper shows the change in interpretation of the concept of small business over the last few decades, reporting the results of comparative analysis of the local and international meanings of the concept in question. The writer's conclusion is that those criteria of considering a business small that are stipulated in the current legislation do not allow us to work out any methods of the marketing impact on their business activity.

Текст научной работы на тему «Дефиниция понятия малое предпринимательство»

_Аннотация

В работе показаны изменения, произошедшие за последние десятилетия в российской трактовке понятия «малое предпринимательство». Приведены результаты сравнения границ этого понятия с принятыми в других странах. В заключение автор делает вывод, что законодательно установленные критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству не позволяют выработать подходы для маркетингового влияния на деловую активность таких субъектов.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, малое предпринимательство, федеральное законодательство, маркетинговое влияние

Сидорчук Роман Роальдович

докторант кафедры маркетинга,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова mmuller@mail.ru

понятие «малое

предпринимательство»

в контексте маркетинга

дефиниция понятия малое предпринимательство1

Термин «малое предпринимательство» («малый бизнес») может рассматриваться с различных точек зрения и имеет несколько различающихся по содержанию российских трактовок (научных и нормативно-правовых), а также трактовок, широко использующихся в зарубежной литературе («SME2») и в бизнес практике. Кроме того, следует отметить, что существует проблема, связанная с различиями между юридически зарегистрированными лица-

1 Материал из серии «Аналитические обзоры». - Прим. ред.

2 SME (от англ. small & medium size

enterprises) - малые и средние предприятия, малый и средний бизнес. - Прим. ред.

ми и фактически функционирующими хозяйствующими субъектами, создающая вероятность возникновения трудностей при формировании выборки малых предприятий для проведения маркетинговых и иных исследований, при разработке показателей развития малых и средних предприятий и опросных анкет, в процессе опроса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также при интерпретации последующих результатов.

Изменения, произошедшие в содержании понятия «малое предпринимательство»

Необходимо отметить, что в России в содержании понятия «малое пред-

принимательство» в течение последних 20-и лет происходили изменения. Поэтому для рассмотрения критериев, определяющих границы сферы малого и среднего предпринимательства, необходимо провести анализ различных признаков отнесения предприятий к малым. В России термин малое предприятие (МП) и критерии отнесения бизнеса к малому были введены в 1991 г постановлением Совмина РСФСР (3). К малым предприятиям могли быть отнесены как вновь созданные, так и существующие предприятия и организации, отвечающие ряду критериев, приведенных в табл. 1 (см. на с. 36).

В принятом в 1995 г. Федеральном законе от 14.07.1995 № 88-ФЗ (6) определение МП было уточнено и дополнено. Кроме того, в дополнение к Федеральному закону № 88-ФЗ в принятой части второй Налогового кодекса РФ (2) (НК РФ) используются дополнительные критерии, позволяющие малым предприятиям использовать специальные режимы налогообложения3. В 2007 г приня-

3 Автор допускает неточность, смешивая налоговое и гражданское законодательство. Налоговый кодекс РФ является нормативным актом налогового законодательства, и в нем не содержится критериев отнесения предприятий к малому предпринимательству, а определены условия, при выполнении которых субъекты малого бизнеса могут применять специальные налоговые режимы. Действующая на сегодня трактовка понятия «малое предпринимательство» установлена в нормативном акте гражданского законодательства - Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 3). - Прим. ред.

тый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (7) отменил Федеральный закон № 88-ФЗ и ввел новые, уточненные критерии отнесения предприятий к малым (см. табл. 1). В настоящий момент можно говорить об определенной гармонизации определения «малого и среднего предпринимательства» между НК РФ и Федеральным законом № 209-ФЗ4. Иллюстрацией здесь может служить разработанная Росстатом схема отнесения предприятия к МП5 (1).

Понятие «малое и среднее предпринимательство» в зарубежных странах

Анализируя терминологию МП, используемую за рубежом, необходимо отметить, что наиболее близкую трактовку понятия МП мы находим в Европейском союзе (ЕС). Для определения МП здесь широко используется термин «малое и среднее предпринимательство» (Small and medium entrepreneurship, SME), в США более

4 Автор допускает неточность, см. комментарии редакции в сноске 3. - Прим. ред.

5 Росстат - это статистическое ведомство, и он не имеет официальных полномочий для толкования и разъяснения федерального законодательства (гражданского и налогового), к которому относятся Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ и Налоговый кодекс РФ. В этой связи упоминаемый автором документ Росстата не может рассматриваться на уровне подзаконного акта к указанным законам. Иными словами, содержащееся в нем разъяснение понятия «субъекты малого и среднего предпринимательства» сделано для внутриведомственных целей и не должно расцениваться как уточнение действующего законодательства. - Прим. ред.

Таблица 1

Критерии отнесения предприятий к малым и средним 1991-2007 гг.6

Год Правовой акт Критерий

1991 Постановление Совета Министров РСФСР № 406 1. Численность персонала - в строительстве и производстве - до 200 чел.; - в науке и научном обслуживании - до 100 чел.; - в др. отраслях производственной сферы - до 50 чел.; - в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел.

2.Субъект малого предпринимательства юридические лица

1995 Федеральный 1. Численность персонала - производство - 100 чел. - строительство - 100 чел. - транспорт - 100 чел. - сельское хозяйство - 60 чел. - научно-технич. сфера - 60 чел. - оптовая торговля - 50 чел. - бытовое обслуживание и розничная - торговля - 30 чел. - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

закон 88-ФЗ 2. Субъект малого предпринимательства - физические лица; - юридические лица; - фермерские хозяйства7

3. Доля в уставном капитале8 участие Российской Федерации, субъектов федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов - не более 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства - не более 25%

2000 2 часть Налого- 1. Финансовый УСН

вого кодекса РФ 2. Физический ЕНВД, патент

1. Численность персонала - микропредприятия - не более 15 чел.; - малые предприятия - от 16 до 100 чел.; - средние предприятия - от 101 до 250 чел. включительно

2007 Федеральный закон № 209-ФЗ 2. Организационно-правовая форма - потребительские кооперативы; - коммерческие предприятия и организации (кроме государственных, муниципальных и унитарных предприятий); - фермерские(крестьянские) хозяйства; - индивидуальные предприниматели (физ. лица)

3. Финансовый выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и\или балансовая стоимость активов за календарный год не должна превышать предельных значений, устанавливаемых Правительством РФ9

6 Автор допускает неточность, смешивая понятия «малое предпринимательство» и «малые и средние предприятия»: физические лица и индивидуальные предприниматели, которые упоминаются в графе «Критерии» табл. 1, к малым и средним предприятиям не относятся, но могут являться субъектами малого предпринимательства. - Прим. ред.

7 Автор допускает неточность: фермерские хозяйства в качестве отдельного субъекта малого предпринимательства в Федеральном законе от 14.06.1995 № 88-ФЗ не выделены. - Прим. ред.

8 Данное условие отнесения субъекта к малому предпринимательству относится только к юридическим лицам и не относится

37

Таблица 2

Критерии отнесения предприятий к МП в Европейском союзе

Категории предприятий Число сотрудников Оборот (или) Балансовая стоимость активов

Средние <250 < € 50 млн < € 43 млн

Малые <50 < € 10 млн < € 10 млн

Микро-предприятия <10 < € 2 млн < € 2 млн

Источник: Рекомендация Европейской комиссии от 06.05.2003 № 2003/361/EC

распространенным является термин «малый бизнес» (Small Business, SB) (9). Критерии отнесения коммерческих предприятий к категориям «микро», «малых» и «средних» в различных странах характеризуются достаточным разнообразием (10). Различия в определении сектора МП присутствовали даже между отдельными странами Европейского союза (ЕС), что в условиях проведения политики поддержки малого предпринимательства на национальном уровне создает неравные условия конкуренции между ними.

С 1 января 2005 года Европейская комиссия по предпринимательству и производству (ЕКПП) пересмотрела типологию предприятий. Предприятия квалифицируются как микро-, малые и средние, если они

к физическим (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ). - Прим. ред.

9 Предельные значения выручки за предшествовавший календарный год, позволяющие относить субъекты бизнеса к малому и среднему предпринимательству, на сегодняшний день имеют следующие значения: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей. (п. 1 постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556). - Прим. ред.

соответствуют установленным критериям (10) (см. табл. 2 выше). В дополнение к ограничению по численности работников предприятий, предприятия квалифицируется как относящиеся к МП, если они отвечают ограничению размера оборота или размера годового баланса. Введение ЕКПП дополнительной дифференциации вызвано необходимостью обеспечить гарантии того, что поддержкой направляемой странами ЕС для малого предпринимательства воспользуются реальные МП, а не более крупные предприятия или группы предприятий. Важно отметить, что данный подход распространяет данные критерии определения МП в ЕС не только на государства ЕС, но и на учреждения ЕС, такие как Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ).

В свою очередь Управление по делам малого бизнеса США использует для выделения малых предприятий таблицу стандартов отнесения предприятий к малым, соответствующую Североамериканской отраслевой системе кодов классификации (НАИКС).

В соответствии с кодом, определяющим вид деятельности, устанавливается или предельный размер обо-

рота или предельная численность работников. Определяющие границы отнесения предприятия к малым. При этом значения оборота лежат в пределах от 750 тыс. долл. до 35,5 млн долл. Для банков, страховых и кредитных организаций установлен предельный размер активов, составляющих не более чем 175 млн долл. США. Для электроэнергетических предприятий вместо оборота используется критерий выработанной (переданной или преобразованной) мощности до 4 млн Мвт.ч. Критерий численности работников в основном составляет не более 500 чел., но для ряда отраслей может достигать 1000 и более человек.

Такой более широкий подход к понятию «малый бизнес» в США приводит к сложностям, возникающим при попытке совмещения представления о МП в России и США. Также это оказывает влияние при реализации программ, направленных на поддержку малого бизнеса. Например, предложение компании Майкрософт продуктов и специальных программ для малых предприятий в России, явно опирается на принятые в США критерии, определяющие границы малого бизнеса. С другой стороны, использование в США при определении границ сферы МП стандартов НАИКС потенциально позволяет вести более широкую и прозрачную поддержку МП по отраслям и сферам деятельности.

Заключение

В заключение следует отметить, что рассмотренные нами подходы к классификации МП не позволяют трансформировать отнесение МП к той или иной категории в инструментарий, позволяющий активизировать дело-

критерии отнесения коммерческих предприятий к категориям «микро», «малых» и «средних» в различных странах характеризуются

достаточным разнообразием

вую активность и рост МП. Основные используемые критерии - численность персонала и объем выручки (активов) не дают нам представления о сфере деятельности предприятия, возможности конкурировать с другими предприятиями и перспективах его роста и повышения деловой активности. Кроме того, по мнению автора, эти критерии не дают возможность выработать подходы для маркетингового влияния на деловую активность. Тем более затруднительно использовать данные подходы для выработки маркетинговых стратегий и инструментария. Для этих целей, по нашему мнению, наилучшим образом подходит классификация МП, предложенная автором ранее (5).

Литература

1. Критерии отнесения предприятия к малым и средним (Электронный ресурс). - Режим доступа: gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/obsled/kriter1.doc.

2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 г. № 406 «О мерах

по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

4. Сидорчук Р.Р. Маркетинговое управление деловой активностью предприятий малого и среднего бизнеса: монография. - М.: Спутник+, 2012. - 237 с.

5. Сидорчук Р.Р. Окно в ... маркетинг. Некоторые вопросы методологии маркетинга в малом бизнесе // Российское предпринимательство. -2007. - № 7 (2). - С. 28-32.

6. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ.

7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предприниматель-

ства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

8. Micro, Small, and Medium Enterprises: A Collection of Published Data (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://rru.worldbank.org/Documents/ other/MSMEdatabase/msme_database. htm.

9. SBA (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.sba.gov.

10. Small and medium-sized enterprises (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/sme/facts-figures-analysis/sme-definition/index_en.htm.

Roman R. Sidorchuk

Doctoral Applicant, Department of Marketing, Plekhanov Russian University of Economics

Defining the Concept of Small Business

_Abstract

The paper shows the change in interpretation of the concept of small business over the last few decades, reporting the results of comparative analysis of the local and international meanings of the concept in question. The writer's conclusion is that those criteria of considering a business small that are stipulated in the current legislation do not allow us to work out any methods of the marketing impact on their business activity.

Keywords: small and medium business, small business, federal legislation, marketing impact

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.