ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 46-53 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):46-53
Проблемы экономики
Научная статья УДК 332.23+338.242
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-46-53
Малое и среднее предпринимательство в условиях мобилизационной экономики
Ольга Юрьевна Гончарова1, Карина Геннадьевна Чернушкова2, Элина Васильевна Ищенко3
1, 2, 3Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия 1elina.ischenko @mail.ru 2oj ug2011 @yandex.ru 3karishka_ya@mail.ru
Аннотация. В настоящее время стал актуальным вопрос о функционировании малого и среднего предпринимательства в условиях мобилизационной экономики в Российской Федерации. В данной статье авторы дают характеристику малому и среднему предпринимательству при мобилизационной экономике в стране.
Ключевые слова: малое предпринимательство, мобилизационная экономика, средние предприниматели, социально-экономическое развитие, национальные интересы
Для цитирования: Гончарова О. Ю., Чернушкова К. Г., Ищенко Э. В. Малое и среднее предпринимательство в условиях мобилизационной экономики / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 46-53. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-46-53. EDN FRWFWG
Problems of Economics
Original article
Small and medium-sized enterprises
in the conditions of the mobilization economy
Olga Yu. Goncharova1, Karina G. Chernushkova2, Elina V. Ishchenko3
1, 2, 3South Russian Institute of Management - Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia
1elina.ischenko @mail.ru 2oj ug2011 @yandex.ru 3karishka_ya@mail.ru
Abstract. At present, the issue of the functioning of small and medium-sized enterprises in the conditions of the mobilization economy in the Russian Federation has become urgent. In this article, the authors characterize small and medium-sized enterprises in the mobilization economy in the country.
Keywords: mobilization economy, small business, medium-sized entrepreneurs, socio-economic development, national interests
For citation: Goncharova O. Yu., Chernushkova K. G., Ishchenko E. V. Small and medium-sized enterprises in the conditions of the mobilization economy. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):46-53. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-46-53. EDN FRWFWG
EDN FRWFWG
© Гончарова О. Ю., Чернушкова К. Г., Ищенко Э. В., 2023 46
В условиях актуализации поиска механизмов и инструментов эффективного социально-экономического развития российского государства широкое использование получило понятие мобилизационной экономики. При этом отдельными авторами выделяется данное понятие в более широкой трактовке мобилизационного общества.
Мобилизационный тип развития связан с особыми геополитическими и социально-экономическими вызовами современности и является объективно необходимым условием преодоления турбулентности экономического сектора и развития возможностей отечественного производства. На наш взгляд, мобилизационный характер был присущ экономике России на протяжении длительного времени с большей или меньшей степенью выраженности. И сам по себе мобилизационный тип развития не сводится к дирижизму или прямому государственному регулированию, а предполагает систему отношений и комплекс мероприятий в целях максимального вовлечения ресурсов в производственные процессы, причем такое их распределение, которое удовлетворит критериям защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности страны. При этом следует отметить, что данное понятие подразумевает более широкое понимание роли и места мобилизационных мероприятий в экономической жизни общества, которые не ограничиваются текущим моментом и необходимостью решения задач обеспечения военной безопасности, но, напротив, всеобъемлюще учитывают перспективные целевые ориентиры построения новых хозяйственных связей.
Мобилизационная экономика, между тем, довольно часто синонимизируется с понятием антикризисной экономики, поскольку необходимость перехода к мобилизационному типу развития, как правило, сопряжена с наличием внешних или внутренних вызовов безопасности национальной экономики и существованию общества. При этом вначале речь идет о мобилизации отдельных отраслей и сфер (таких, как судо-, авиа- и приборостроение, фармацевтика и т.д.], оказавшихся наиболее уязвимыми в конкретной политико-экономической ситуации. Ввиду этого отметим, что предмет исследования мобилизационной экономики, безусловно, носит все же междисциплинарный характер и связан с инструментарием не только антикризисного управления, но и инновационной экономики, институциональной экономики, экономической безопасности и проч.
Таким образом, обобщенными признаками мобилизационного типа экономического развития являются решающая роль государства в отраслях стратегического значения с долгосрочным периодом планирования, управленческая централизация и директивное планирование в сочетании с рыночными инструментами, а также усиление вовлеченности государственных структур в хозяйственный механизм.
Для ускорения адаптации экономики к текущим вызовам Правительство системно выстроило свою деятельность на основе 12 среднесрочных приоритетов:
1. Сохранение макроэкономической стабильности. Главным инструментом реализации всех планов остается федеральный бюджет. Политика в этой сфере была в первую очередь сориентирована на укрепление финансовой устойчивости, снижение влияния вынужденной перестройки хозяйственных связей на средне- и долгосрочный потенциал экономики.
2. Развитие социальной сферы, прежде всего, повышение качества жизни и благополучия наших граждан.
3. Обеспечение стабильности на рынке труда.
4. Сохранение качества жизни наших граждан и удовлетворение внутреннего спроса.
5. Благоприятные условия для частной инициативы и привлечения капитала.
6. Интеграция в рамках ЕАЭС и со странами-партнёрами.
7. Региональное развитие.
8. Удовлетворение потребностей экономики в финансовых ресурсах и инструментах [1, с. 20-21]1.
В этой связи актуализируется реализация современных мобилизационных подходов к государственному управлению (см. табл. 1] [составлено по: 2, с. 26].
Безусловно, важнейшим и ключевым субъектом мобилизационной экономики выступает государство. С учетом степени и характера вовлеченности субъектов в процесс мобилизации экономики можно выделить государственно-частно-партнерский, общественно-государственно-партнерский и частно-добровольный типы взаимодействия.
1 Ежегодный отчет Правительства в Государственной Думе. Материалы из выступления М.В. Мишустина 23 марта 2023 года. URL: http://government.ru/news/48055/ (дата обращения 25.10.2023)
Таблица 1 - Мобилизационные подходы к государственному управлению
Table 1 - Mobilization approaches to public administration
1. В области внутренней экономической политики 2. В области внешней экономической политики
1 2
Преимущественная национализация научно-технических предприятий и, как следствие, рост суверенности отечественной экономики переориентация вектора внешнеторговых отношений на развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами вне контура недружественных государств
Усиление государственного планирования социально-экономического развития с применением новейших информационных технологий дальнейшее выдавливание недружественных стран из их бывших колоний (Мали, ЦАР, Буркина-Фасо] и вовлечение их в интеграционные объединения БРИКС+]
Возрастание значения государства в развитии предприятий оборонно-промышленного комплекса и поддержка таких производств активное продвижение экспортно-технического сотрудничества с государствами Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии
Организационное влияние на дальнейшее функционирование предпринимательских структур на отечественном рынке, прекративших функционирование в России введение новых расчетных единиц в международной торговле и систем передачи межбанковской информации внутри стран БРИКС, Евразийского союза и др.
Стимулирование ускоренного развития отечественных инновационных предприятий, перераспределение ресурсов в сферы обеспечения экономической безопасности государства приостановление членства России в ВТО, сотрудничества с МВФ и Всемирным банком
Недопущение вывоза капитала заграницу и деофшоризация предприятий стратегических отраслей отечественной экономики замораживание иностранных активов на территории РФ до момента разморозки российских в иностранных юрисдикциях (ответная конфискация иностранных активов в случае конфискации российских]
Актуализация и приведение в соответствии с потребностями экономики кадрового потенциала, ускоренная переориентация специалистов на профессии, соответствующие требованиям обеспечения экономической и, соответственно, национальной безопасности введение запрета на защиту интеллектуальной собственности и авторских прав субъектов из недружественных государств, введение льготного режима и стимулирующего механизма для ввоза в РФ высокотехнологичных и инвестиционных товаров из дружественных стран
Стимулирование и ускоренное развитие научно-изыскательских работ, а также государственная поддержка прикладных исследований как фактор роста результативности НИОКР
Широкая «подстройка» российского законодательства под изменяющиеся социально-экономические и геополитические факторы российской действительности
Реальное импортозамещение и использование производственных возможностей в этих целях
Социальная поддержка, формирование стабильного вектора развития уровня жизни, защита уязвимых слоев населения
Т. В. Мартыненко выделяет в качестве характеристик мобилизационной экономики такие меры органов власти, как: «усиление государственной поддержки промышленности на стратегически важных направлениях, способных обеспечить России конкурентные преимущества; расширение спектра продукции, замещающей импортную продукцию в наиболее значимых отраслях экономики (станкостроение, машиностроение, электроника, двигателестроение и др.]; уменьшение зависимости рубля от иностранной валюты в международной торговле» [3, с. 154].
На наш взгляд, мобилизационные характеристики экономики проявляются в сосредоточении факторов производства в критически важных для государства отраслях народного хозяйства, перетоке капитала в сферу оборонного производства и увеличении общего количества предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также диверсификации такого производства, расширении возможностей государственного регулирования экономики и регулирования ценообразования на ряд продуктов, а также фиксировании данных мероприятий в нормативных актах и, соответственно, изменении законодательства. Инструментарий мобилизационной экономической политики в денежно-кредитной сфере предполагает централизованное регулирование денежных потоков и максимальное переориентирование сбережений населения в инвестиционные производственные процессы. Кроме того, в данном случае необходимо предотвратить вывоз капитала, что обеспечивается осуществлением жесткого валютного контроля.
Необходимы, таким образом, мобилизация ресурсов, усиление роли государства и одновременно повышение эффективности государственного регулирования экономики, а также определенная корректировка политики государства в отношении предпринимательства. При этом государство, как отмечалось выше, определяет приоритеты экономического развития, разрабатывает инструментарий реализации намеченных мер, а предпринимательство привлекается к выполнению соответствующих задач, причем и частный, и государственный сектор работают в одном направлении [4, с. 66], поскольку решение намеченных задач выгодно и обществу, и государству. Например, решение проблемы импортозаме-щения в РФ позволит создать от двух до четырех миллионов новых рабочих мест, обеспечит значительный рост доходов населения и ускорение темпов роста экономики до семи-девяти процентов [5, с. 28].
Малое и среднее предпринимательство (МСП] России за период рыночных преобразований так и не смогло реализовать свой потенциал, отставая от развитых стран по основным индикаторам развития и сохраняя ряд негативных особенностей (преобладание в отраслевой структуре предприятий торговли и общественного питания при крайне незначительной доле промышленных и инновационных предприятий; низкие, близкие к стагнационным, темпы роста показателей; неразвитость интеграционных связей с крупным предпринимательством; значительный удельный вес теневых экономических отношений и др.] Пытаясь выявить причину многолетней «деформированности» и стагнации этого сектора экономики, исследователи пришли к выводу, что, с одной стороны, малый бизнес претерпел подобную эволюцию именно потому, что развивался в условиях сырьевой и высокомонополизированной экономики со значительной (до 40%] долей теневых экономических отношений. Во многом поэтому столь невелик удельный вес среднего предпринимательства в нашей стране. С другой стороны, упомянутые особенности малого и среднего предпринимательства связывают со спецификой его государственной поддержки, например, с тем, что она была недостаточно скоординирована с другими направлениями экономической политики российского государства. В результате, например, возникали проблемы совмещения специальных налоговых режимов, как с обычным режимом налогообложения, так и между собой.
В современных условиях, как показывают данные опроса, к отмеченным проблемам добавились новые (см. рис. 1].
Проблемы МСП в современной России
■ 1.1
сокращение выручки снижение доходов отсутствие сокращение темпов населения специалистов инновационного
развития
Рис. 1. Данные опроса о проблемах развития МСП в современной России1 Fig. 1. Survey data on the problems of SME development in modern Russia
1 Льготы и сокращение выручки: малый и средний бизнес России в цифрах. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/642571f89a794751fcl8d2ef (дата обращения 25.10.2023)
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Кроме того, субъекты МСП отмечают в качестве проблем:
- падение рентабельности (на фоне роста издержек и сокращения возможностей повышения цены продукции);
- потерю ключевых поставщиков и ухудшение условий оплаты у новых контрагентов;
- возрастание логистических рисков;
- ужесточение политики кредитования субъектов МСП банками;
- удлинение сроков оплаты поставленной продукции, что ведет к росту рисков ликвидности и кассовых разрывов;
- рост мошенничества и т.д.
Вместе с тем в современных условиях у малого и среднего предпринимательства появились новые возможности. Так, очевидно, экспорт сырья неуклонно будет сокращаться, как в физическом, так и в стоимостном выражении, и постепенно перестанет играть роль основного источника бюджетных доходов. Это создает потребность в развитии предпринимательства, в том числе малого и среднего, в обрабатывающих отраслях. Уход зарубежных компаний с российского рынка освободил ниши для отечественных компаний. Появился стимул для возникновения новых предприятий, причем в отраслях, связанных с импортозамещением. Кроме того, уменьшается зависимость отечественных производителей от импортной продукции и комплектующих [6, с. 1535], увеличился спрос на внутренний туризм и т.д.
В результате, по данным статистики, удалось избежать спада количества малых предприятий (см. рис. 2] [составлено по: 7, с. 171].
2020 год 2021 год 2023 год
■ Микропредприятия ■ Малые предприятия
Рис. 2. Динамика количества малых предприятий в РФ, в млн единиц Fig. 2. Dynamics of the number of small enterprises in the Russian Federation, in millions of units
7
б
5
4
3
2
1
0
Что же касается удельного веса и динамики количества средних предприятий, то их доля в 2020 г. составляла 0,28% от общего количества МСП, а в 2022 году - 0,29%, т.е. оставалась ничтожно малой.
В 2023 г. также отмечается положительная динамика в развитии МСП: зарегистрировано 6,11 малых и средних предприятий, количество ИП и самозанятых увеличилось на 42%. В этом секторе экономики заняты почти 39% работающих, обороты МСП в первом полугодии 2023 года увеличились на 19% и т.д.1
Одним из наиболее значимых факторов, обусловивших устойчивость сектора МСП, была эффективная государственная поддержка. Необходимо отметить, что система государственной поддержки и регулирования МСП формировалась на протяжении всего периода рыночной трансформации российской экономики. Детально анализировать ее особенности, сильные и слабые стороны не позволяют ограниченные рамки статьи, поэтому остановимся на наиболее интересных особенностях современного этапа государственной поддержки МСП в России.
1 В 2023 году уже появилось 1,2 млн новых компаний МСП: статистика. URI: https://www.klerk.ru/buh/news/567876/ (дата обращения 25.10.2023)
В настоящее время реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», он включает четыре проекта:
- «Предакселерация».
- «Акселерация субъектов МСП».
- «Поддержка самозанятых».
- «Цифровая платформа МСП».
Идея заключается в создании системы «выращивания» и поддержки на всех этапах субъектов МСП. Такой подход позволяет сформировать принципиально новое по содержанию МСП, которое постепенно, по мере накопления ресурсов, развивается от самозанятости к микропредприятию, от него -к малому, а затем естественным образом переходит в категорию среднего бизнеса. К сожалению, российский бизнес формировался по иному сценарию в ходе слома плановой экономики и форсированного перехода к рыночным отношениям, что до сих пор сказывается на особенностях и показателях этого сектора экономики. Преимущества поэтапного формирования МСП видятся еще и в том, что субъект на всех этапах получает поддержку государства (ранее, например, основные налоговые льготы распространялись на микропредприятия, что приводило к негативным последствиям в виде искусственного дробления бизнеса, практической неразвитости среднего бизнеса и пр.]
В «выращивании» новых субъектов МСП принимают теперь участие и государственные компании, они получили право оказывать последним различные виды помощи (методическую, правовую и т.д.] Фактически ряд крупных государственных компаний (РЖД, Ростелеком, Автородор, Росгеооло-гия, Интер РАО] «выращивают» себе поставщиков нужного уровня квалификации, а субъекты МСП получают гарантированный рынок сбыта, а самое главное - развиваются практически отсутствовавшие в РФ интеграционные связи малого, среднего и крупного бизнеса, решаются задачи импортозамеще-ния, инновационного развития, создания новых рабочих мест, роста доходов и т.д. Помимо поддержки госкомпании могут заключать так называемые офсетные контракты с субъектами МСП (обязательства по закупке продукции малых и средних предприятий в обмен на инвестиции в их развитие].
По этому же пути готовы идти уже сегодня примерно тридцать российских государственных компаний, и это только начало. В будущем, как представляется, важно содействовать развитию подобных отношений между субъектами крупного частного бизнеса и МСП.
Как отмечалось выше, одной из основных проблем развития российского МСП в современных условиях является проблема сбыта продукции. Решить ее можно не только силами госкомпаний (хотя объем данного рынка только в 2021 г. оценивался в 23 трлн руб.], но и за счет увеличения минимальной доли закупок у субъектов МСП. В 2022 г. она была увеличена до 25%, а также распространена на всех крупных заказчиков. В результате поставщиками стали более 193 тыс. субъектов МПС. Иными словами, сегодня четыре из пяти поставщиков - субъекты МСП1.
Решение проблемы сбыта с помощью активизации госзакупок у субъектов МСП и развитие интеграции с крупным бизнесом будет способствовать поддержке производственного МСП. Помимо этого, к решению задачи увеличения доли производственных малых предприятий подключен Фонд развития промышленности, общественные объединения предпринимателей (РСПП, «Опора России», «Деловая Россия», ТПП РФ и т.д.]. Ими совместно с Министерством экономического развития РФ разработана Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП. В соответствии с данным документом субъекты крупного бизнеса берут на себя обязательства по оказанию содействия малым и средним предприятиям в улучшении качества продукции и услуг, росте производительности труда, совершенствовании управления, стратегическом планировании, доступе к ресурсам, сбыте продукции и др. Планируется активное привлечение субъектов РФ к поддержке промышленных МСП.
Традиционно на протяжении многих лет сохранялись проблемы оказания имущественной поддержки субъектам МСП. Выделенные органами государственной власти или местного самоуправления субъектам МСП помещения часто располагались в государственных и муниципальных учреждениях за пределами городов и районных центров, где нет развитой инфраструктуры, включая транспортную. В настоящее время появилась возможность получения промышленной ипотеки для финансирования покупки, строительства, модернизации либо капитального ремонта промышленных объектов. Речь идет о получении ссуды под залог недвижимости (промышленной территории] по ставке 5 % годовых (для инновационных компаний - под 3% годовых] на срок до семи лет на сумму до пятисот миллионов рублей.
1 МСП нашли опоры. Сектор малого и среднего бизнеса продолжает расти. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5979176 (дата обращения 25.10.2023)
И, конечно, необходимо уделить внимание разнообразию форм финансовой поддержки субъектов МСП в современной России: налоговые льготы (несколько налоговых льгот для IT-компаний, льготы по уплате НДС или освобождение от его уплаты для МСП туристической сферы и общественного питания, отсрочка по уплате налогов для мобилизованных предпринимателей, налоговые каникулы для ИП в определенных сферах деятельности и др.; пониженные ставки страховых взносов; льготные ставки по кредитам на средне - и долгосрочный период (от трех до десяти лет], кредитные каникулы и т.д.; гранты для IT-компаний, социального бизнеса и молодых предпринимателей; субсидии за найм определенных категорий работников; льготный лизинг и факторинг; мораторий на банкротство и т.д.]
Стремясь сократить избыточные барьеры и вывести из тени значительное число субъектов МСП, государство поставило задачу в краткосрочной перспективе сократить административную нагрузку на данный сектор экономики. В 2024 году ожидается вступление в силу закона, в соответствии с которым существенно сокращается обязательная отчетность перед статистическими органами: информация будет предоставляться не по формам, а по перечню утвержденных правительством показателей. Проводится работа по упрощению процедур регистрации и лицензирования в целях ускорения создания новых МСП.
В условиях санкционной политики стран Запада нашей стране удалось переориентироваться с европейского на азиатский рынок в качестве экспортера: почти 90% экспорта из России приходится сегодня на Китай и Индию (до февраля 2022-го доля этих стран в структуре российского экспорта не превышала 25 %). Что же касается объемов импорта, то структура внешнеторговых партнеров и здесь претерпела значительные изменения1. Для стимулирования выхода субъектов МСП на рынки зарубежных стран важно комплексно решить логистические проблемы, проблемы финансовой и консультационной поддержки малых и средних предприятий-экспортеров, а для этого требуется слаженная работа органов государственной власти федерального и регионального уровней, «Российского экспортного центра», общественных объединений предпринимателей, субъектов крупного бизнеса.
И, конечно, поддержка инновационного МСП - важнейшее направление развития данного сектора экономики в условиях санкционного давления и структурной перестройки экономики. За прошедшие годы много было сделано для развития современной инновационной инфраструктуры. Созданы благоприятные условия для IT-компаний. Однако для комплексного подхода к решению проблемы реализации инновационного потенциала МСП нужно обеспечить ускоренное восстановление промышленных предприятий, увеличение бюджетного финансирования инновационной сферы, а также системы подготовки кадров для инновационной сферы.
В целом, в условиях развития мобилизационной экономики наряду с объективными трудностями открываются перспективы, позволяющие успешно решать давно назревшие проблемы. Одна из них - реализация потенциальных возможностей малого и среднего предпринимательства (МСП] в России, для развития которого в современных условиях создаются новые возможности.
Список источников
1. Назмиев Э. Ф. Мобилизационные мероприятия как факторы формирования экономической конъюнктуры долгосрочного социально-экономического развития России // Региональный экономический журнал. 2023. № 1 (34). С. 16-29.
2. Ряховская А. Н. Экономика России: вызовы, направления нивелирования их негативного воздействия // Управленческие науки. 2023. № 13 (1]. С. 20-31.
3. Мартыненко Т. В. Мобилизационная экономика: актуальна ли она для современной России? // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 151-155.
4. Богданов Е. В. Гражданско-правовые основы формирования и функционирования мобилизационной экономики в Российской Федерации // Правовая парадигма. 2022. Т. 21. № 4. С. 62-69.
5. Митяков С. Н. Модель мобилизационной экономики // Развитие и безопасность. 2022. № 1(13]. С. 6-33.
6. Щепакин М. Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 5. С. 1529-1554.
1 С низкого старта: экономика России показала внезапный рост. URL: https://ria.ru/20230712/ekonomika-1883542832.html (дата обращения 25.10.2023)
7. Давлятова О.А. Эффективность мер государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». 2023. № 6-1. С. 168-178.
References
1. Nazmiev E. F. Mobilization measures as factors of formation of the economic conjuncture of long-term socio-economic development of Russia. Regional Economic Journal. 2023;1(34):16-29. (In Russ.)
2. Ryakhovskaya A. N. Economics of Russia: challenges, directions of leveling their negative impact. Management sciences. 2023;13(1):20-31. (In Russ.)
3. Martynenko T. V. Mobilization economy: is it relevant for modern Russia? State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(1):151-155. (In Russ.).
4. Bogdanov E. V. Civil law foundations of the formation and functioning of the mobilization economy in the Russian Federation. The legal paradigm. 2022;21(4):62-69. (In Russ.)
5. Mityakov S. N. Model of mobilization economy. Development and security. 2022;1(13):6-33. (In Russ.)
6. Shchepakin M.B. Geo-economic "embolization" of resource flows as a factor of economic growth of Russian business. Economics, entrepreneurship and law. 2022;12(5):1529-1554. (In Russ.)
7. Davlyatova O. A. Effectiveness of measures of state support of entrepreneurship in the Russian Federation at the present stage. Scientific electronic journal "Academic journalism". 2023;(6-1):168-178. (In Russ.)
Информация об авторах
Гончарова О. Ю. - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства ЮРИУ РАНХиГС.
Чернушкова К. Г. - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства ЮРИУ РАНХиГС.
Ищенко Э. В. - студент факультета управления ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the authors
Goncharova O. Yu. - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor at the Department of Economic Theory and Entrepreneurship of South Russia Institute of Management - Branch of RANEPA.
Chernushkova K. G. - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor at the Department of Economic Theory and Entrepreneurship of South Russia Institute of Management - Branch of RANEPA.
Ishchenko E. V. - Student of the Faculty of Management of the South Russia Institute of Management - Branch of RANEPA.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.11.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 16.11.2023.
The article was submitted 01.11.2023; approved after reviewing 15.11.2023; accepted for publication 16.11.2023.