Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальные предприниматели / микро- / малые и средние предприятия / средняя численность работников / сектора экономики / инвестиции / individual entrepreneurs / micro / small and medium enterprises / average number of employees / economic sectors / investments
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ»

Поплыко В.И.

к.э.н., доцент, Белорусский государственный экономический университет vlpo@rambler.ru

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: индивидуальные предприниматели, микро-, малые и средние предприятия, средняя численность работников, сектора экономики, инвестиции.

Keywords: individual entrepreneurs, micro, small and medium enterprises, average number of employees, economic sectors, investments.

За последние 30 лет развитие белорусского малого бизнеса прошло огромный путь. Периоды бурного развития, сменялись замедлением формирования негосударственного сектора экономики. Время становления предпринимательских инициатив - c 80-90-х годов прошлого века до начала XXI века. Это был яркий и впечатляющий период в новейшей экономической истории страны. Трансформация советских кооперативов, предпринимательских способностей населения позволила заложить фундамент национального бизнеса.

Директива № 4 Президента Республики Беларусь, принятая в 2010 году, направлена на активизацию предпринимательства, создание оптимальных условий деятельности. Она является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития страны. Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития сформулированы положения, которые нацелены на свободную конкуренцию, защиту и развитие частной собственности, ликвидацию излишних административных барьеров и другое. Правительство совместно с Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом разработали и утвердили план мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием исполнителей1.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 января 2020 г. в Беларуси проводили деятельность 363 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП): почти 93 тыс. микроорганизаций, более 11 тыс. малых организаций и более 2 тыс. средних организаций, 257 тыс. ИП, более 3200 фермерских хозяйств. Кроме того в стране имеется в наличии свыше 2700 агро-эко-усадеб.

Необходимо отметить, что всё вышеперечисленные организации и бизнесы созданы предпринимателями в Беларуси своими руками на собственные средства или же при минимальной государственной поддержке. Частный сектор экономики Беларуси, включая МСП, является достаточно мобильным, способным создавать новые рыночные ниши и точки экономического роста, а также реализовывать социальную ответственность через создание новых рабочих мест.

***

Статистические материалы, характеризующие деятельность белорусских МСП, публикуются с 2000 года. В статье используются данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, которые характеризуют результаты финансово-хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей, микро-, малых и средних предприятий всех форм собственности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г № 685-ХШ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к малым предприятиям относятся юридические лица - субъекты малого предпринимательства со среднесписочной численностью работников: в промышленности и на транспорте - до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек; в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

1 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г. - https://president.gov.by/ru/documents/direktiva-4-ot-31-dekabrja-2010-g-1400

С 2010 года внесены изменения в градацию МСП. Ранжирование субъектов малого и среднего предпринимательства определено по критериям, установленным Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства». К субъектам малого предпринимательства относятся резиденты:

- индивидуальные предприниматели,

- микроорганизации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации, коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Средняя численность работников - сумма списочной численности работников в среднем за год, средней численности внешних совместителей и средней численности граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам.

Количество индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности оценивается на конец

года.

Использование группировки отраслей и видов экономической деятельности как методический подход позволяет оценивать структурные сдвиги в малом бизнесе. Секторальная классификация - сырьевой (сельское и лесное хозяйство, рыболовство), перерабатывающий (промышленность и строительство) позволяет получать качественные характеристики его развития.

***

Необходимо отметить, что автором ставилась цель проанализировать не столько валовые и объемные, стоимостные показатели, сколько качественные параметры развития национального предпринимательства. К ним относятся занятость, формы собственности, инвестиции и некоторые другие.

В табл. 1 представлены основные экономические показатели деятельности микро-, малых и средних организаций Республики Беларусь. Если в 2000 году доля МП составляла 6,7% ВВП, то по итогам 2020 года их удельный вес с учетом средних предприятий составил 26,4% ВВП. Нужно отметить, что в структуре созданной добавленной стоимости устойчиво растет значение малых организаций. Динамика средней численности работников (далее - просто занятых) предпринимательского сектора за последние двадцать лет находилась в пределах 1380-1460 тыс. человек. По итогам 2020 года на долю микро- и малых предприятий приходилось 55,5%, средних - 25,5% и индивидуальных предпринимателей - 19% к общей численности занятых. Устойчиво растет удельный вес ИП и микро- и малых предприятий.

Таблица 1

Динамика средней численности работников МСП и индивидуальных предпринимателей, человек1

Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Доля МСП, в % к ВВП страны 6,7 8,1 19,8* 23,4 26,4

Средняя численность работников, тыс. чел, в том числе

МП 385,8 456,2 784,9 762,8 785,9

средние н/д н/д 462,4 363,6 360,2

ИП н/д 180,2 219, 6 240,8 269,5

В табл. 2 представлено распределение индивидуальных предпринимателей по секторам экономики. Большинство ИП функционирует в сфере услуг. Доля сектора услуг сократилась на 2,4 п.п. с 87,2 до 84,8%. На втором месте находятся предприниматели, осуществляющие свою деятельность в перерабатывающем секторе. Удельный вес промышленности и строительства за исследуемый период вырос на 1,7 п.п. с 12,2 до 13,9%. Количество ИП, занятых в сырьевом секторе, выросло с 0,5 до 1,3% к итогу.

Таблица 2

Динамика структуры ИП, в % к итогу2

Годы Сектора Итого

Сырьевой Перерабатывающий Сфера услуг

2011 0,5 12,2 87,2 100

2012 0,6 12,3 87,1 100

2013 0,6 13,2 86,2 100

1 Рассчитано автором на основе источников: Малое предпринимательство Республики Беларусь. Статистический сборник. -Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2003. - С. 5; Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2007. - С. 12-13; Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. 2013. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/715/7156aef927c2eed9a98346f 3b95fd91a.zip; Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2021. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d8c/yr1d8w95a75b hnumml7vbg6jqxyih369.pdf; Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-декабре 2020 г. - https://www. belstat.gov.by/upload/iblock/c5b/c5bd602fefb3975d86bb76e4d98df9f7.zip

2 Рассчитано автором на основе источников: Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2013. - https://www.belstat. gov. by/upload/iblock/260/2600f440bec3adbb087aa28d340a8ae1.zip; Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. 2019. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/3f5/3f5e9fa0e3d74b7d930b540f1cb3c6a1.pdf; Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-декабре 2021 г. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/164/so2zayl1q4wvjvx27t1928y9df44h0cq.zip

2014 0,7 14,4 84,9 100

2015 0,8 14,9 84,3 100

2016 0,8 14,3 84,8 100

2017 1,0 13,6 85,4 100

2018 1,2 13,4 85,4 100

2019 1,3 (оценка) 13,5 85,2(оценка) 100

2020 1,3 (оценка) 14,0 84,8(оценка) 100

2021 1,3(оценка) 13,9 84,8(оценка) 100

В табл. 3 представлена структура занятых в малом бизнесе по секторам экономики. За исследуемый период доля работников сырьевого сектора выросла в 2 раза с 1,8 до 3,6% к итогу. Очень сильно сократился удельный вес перерабатывающего сектора (на 17, 2 п.п.) с 51,3 до 34,1%.Соответствено увеличилась доля сферы услуг на 15,4 п.п. с 46,9 до 62,3%.

Таблица 3

Динамика структуры занятых на микро- и малых предприятий, в % к итогу1

Годы Сектора Итого

Сырьевой Перерабатывающий Сфера услуг

2001 1,8 51,3 46,9 100,0

2003 1,7 51,6 46,7 100,0

2005 2,1 54,7 43,2 100,0

2006 2,5 53,5 43,9 100,0

2007 3,8 47,2 49,0 100,0

2008 3,0 44,9 52,1 100,0

2010 2,8 39,1 58,1 100,0

2011 2,9 39,5 57,6 100,0

2012 2,9 38,9 58,2 100,0

2013 2,6 38,7 58,7 100,0

2014 2,8 37,4 59,8 100,0

2015 3,1 35,8 61,1 100,0

2016 3,5 33,7 62,9 100,0

2017 3,5 32,8 63,7 100,0

2018 3,7 33,4 62,8 100,0

2019 3,6 32,8 63,7 100,0

2020 3,6 34,1 62,3 100,0

В табл. 4 представлена секторальная структура занятых в среднем бизнесе в 2010-2020 гг. Доля сырьевого сектора выросла на 0,7 п.п. с 30,4 до 31,1%. Удельный вес перерабатывающего сектора сократился на 5,1 п.п. с 39,5 до 34,4%. На 4,4 п.п. с 30,1 до 34,5% выросла доля сферы услуг.

Таблица 4

Динамика структуры занятых на средних предприятий, в % к итогу2

Годы Сектора Итого

Сырьевой Перерабатывающий Сфера услуг

2010 30,4 39,5 30,1 100,0

2011 31,1 38,6 30,3 100,0

2012 32,1 38,6 29,3 100,0

2013 30,0 39,2 30,8 100,0

2014 30,0 39,3 30,8 100,0

2015 32,9 35,2 31,9 100,0

2016 33,0 35,9 31,1 100,0

2017 32,7 34,3 33,0 100,0

2018 31,7 34,2 34,1 100,0

2019 30,5 35,3 34,3 100,0

2020 31,1 34,4 34,5 100,0

1 Рассчитано автором на основе источников: Малое предпринимательство Республики Беларусь. Статистический сборник. -Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2003. - С. 5; Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2007. - С. 12-13; Статистический ежегодник. Республика Беларусь. 2016. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/acf/acf87989722db33b08ea02c51e49ea96.zip; Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2021. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d8c/yr1d8w95a75bhnumml7 vbg6jqxyih369.pdf

2 Рассчитано автором на основе источников: Малое предпринимательство Республики Беларусь. Статистический сборник. -Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2003. - С. 5; Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2007. - С. 12-13; Статистический ежегодник. Республика Беларусь. 2016. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/acf/acf87989722db33b08ea02c51e49ea96.zip

При оценке развития малого бизнеса важны институциональные преобразования. Они связаны, в первую очередь, с процессами преобразования собственности. В табл. 5 представлено распределение занятых по формам собственности в малом бизнесе. Наблюдается позитивный тренд - снижение доли государственной собственности более чем в 3,1 раза с 16,2 до 5,2%. Соответственно растет удельный вес частной собственности на 7,9 п.п. с 80,5 до 88,4%. Еще большими темпами увеличивается иностранная собственность. За рассматриваемый период ее доля выросла в 1,9 раза с 3,3 до 6,4%.

Таблица 5

Динамика численности занятых на микро и малых предприятий по формам собственности,

в % к итогу1

Года Собственность Итого

Государственная Частная Иностранная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 16,2 80,5 3,3 100

2002 14,2 80,3 5,5 100

2003 13,2 81,1 5,7 100

2005 9,7 84,2 6,1 100

2006 8,9 85,7 5,4 100

2007 11,4 83,9 4,7 100

2008 9,2 86,6 4,2 100

2012 5,9 89,0 5,0 100

2013 5,5 89,5 5,0 100

2014 5,4 89,5 5,0 100

2015 5,7 89,4 4,9 100

2016 4,7 89,5 5,9 100

2017 4,8 88,9 6,3 100

2018 5,2 88,4 6,4 100

Динамика распределения занятых на средних предприятиях по формам собственности представлена в табл. 6. В организациях негосударственной собственности трудится три четверти работников. За 2012-2018 гг. удельный вес частной собственности сократился на 1,2 п.п. с 69,7 до 68,5% к итогу. Но доля иностранной собственности выросла в 1,8 раза с 3,5 до 6,3%. В свою очередь, удельный вес государственной собственности сократился на 1,7 п.п. 26,8 до 25,1%.

Таблица 6

Динамика численности занятых на средних предприятиях по формам собственности, в % к итогу2

Годы Собственность Итого

Государственная Частная Иностранная

2012 26,8 69,7 3,5 100,0

2013 25,2 69,5 5,2 100,0

2014 24,2 70,8 5,0 100,0

2015 24,1 71,1 4,8 100,0

2016 27,1 68,0 4,9 100,0

2017 25,2 69,7 5,2 100,0

2018 25,1 68,7 6,3 100,0

Важнейшим показателем, характеризующим развитие малого бизнеса, являются инвестиции в основной капитал. Это реальные активы, вложенные в свой бизнес, в первую очередь, за счет собственных и привлеченных средств. В табл. 7 представлена секторальная динамика инвестиций по микро- и малым организациям. Малый бизнес ориентирован на сферу услуг. Его доля за рассматриваемый период сократилась на 4,9 п.п. с 74,5 до 69,6%. Увеличились капиталовложения в перерабатывающий сектор на 7,3 п.п. с 18,1 до 25,4%. В полтора раза с 7,4 до 4,9% снизились инвестиции в сырьевой сектор.

Таблица 7

Динамика инвестиций на микро и малых предприятий, в % к итогу3

Годы Сектора Итого

Сырьевой Перерабатывающий Услуг

2010 7,4 18,1 74,5 100,0

2011 6,5 17,9 75,5 100,0

1 Рассчитано автором на основе источников: Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. 2012. -https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_3533/; Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. 2016. - https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/ ^ех_5272/; Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. 2019. - https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_13941/

2 Рассчитано автором на основе тех же источников.

3 Рассчитано автором на основе тех же источников.

2012 7,5 23,6 68,9 100,0

2013 6,7 17,7 75,6 100,0

2014 3,6 20,2 76,1 100,0

2015 4,9 16,8 78,3 100,0

2016 3,8 24,6 71,6 100,0

2017 4,6 24,2 71,2 100,0

2018 4,9 25,4 69,6 100,0

Средний бизнес инвестировал средства следующим образом. Доля сферы услуг за рассматриваемый период сократилась на 1,1 п.п. с 43,3 до 42,2%. Удельный вес сырьевого сектора сократился на 10,5 п.п. с 39,3 до 28,8%. Доля перерабатывающего сектора выросла на 11,6 п.п. с 17,4 до 29,0%.

Таблица 8

Динамика структуры занятых на средних предприятиях, в % к итогу1

Годы Сектора Итого

Сырьевой перерабатывающий услуг

2010 39,3 17,4 43,3 100,0

2011 30,0 24,2 45,8 100,0

2012 35,8 21,2 43,0 100,0

2013 29,2 26,1 44,7 100,0

2014 21,2 38,7 40,1 100,0

2015 24,1 39,8 36,1 100,0

2016 30,6 27,9 41,5 100,0

2017 28,7 25,7 45,5 100,0

2018 28,8 29,0 42,2 100,0

Заключение

Проведенный анализ динамики развития субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь позволяет выделить этапы функционирования малого бизнеса. Первый (с 1991 г. по 2010 г.) - период наиболее динамичного роста числа индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Второй период (2011-2019 гг.) характеризуется стабилизацией и появлением группы средних по численности занятых организаций. Третий (с 2020 по настоящее время) характеризуется неустойчивой количественной динамикой. Это связано не только с численностью занятых, количеством компаний малого бизнеса, но и с его структурой.

Позитивной особенностью развития частного сектора, начиная с 2000 года, стал быстрый рост его доли (с 6,7 до 26,4%) в ВВП страны. При этом надо понимать, что роль малого бизнеса в формировании «теневой» экономики тоже значительна. Неустойчивый рост числа предприятий и занятости на них происходит на фоне структурных диспропорций. Прогрессивная секторальная структура занятости наблюдается у ИП, микро- и малых предприятий. А вот средние по величине организации имеют перекос в сторону сырьевого сектора, доля которого составляет около 30%.

По мнению независимых экспертов, за 30 лет независимости Беларуси малый бизнес не стал ведущей экономической и социальной силой страны. Власти сделали ставку на развитие большого государственного бизнеса, не обращая внимания на малые частные фирмы и индивидуальных предпринимателей2.

В целях реализации экономического потенциала назрела необходимость системного развития предпринимательства. Лидером в продвижении реформ делового климата является Республиканская конфедерация предпринимательства и Минский столичный союз предпринимателей. Эти организации совместно с независимыми экспертами с 2007 года представляют правительству Национальную платформу бизнеса, основными положениями которой являются следующие:

1. Необходимо развивать доверие, сотрудничество и кооперацию между малым, средним и крупным бизнесом, и поощрения предпринимательской инициативы.

2. Налоговая система должна содействовать развитию экономического потенциала бизнеса и страны, конкурентоспособности и дальнейшему развитию субъектов хозяйствования в условиях многофакторного, многовекторного мирового экономического кризиса и изменений потребительского спроса.

3. Регуляторная среда и нормативная база в сфере предпринимательства не отличается системным подходом.

4. Необходимо развивать система образования и освоения предпринимательских навыков.

5. Созданием общегосударственной структуры развития предпринимательства как драйвера белорусской экономики должны заниматься на общегосударственном и местном уровнях все ветви власти, все министерства и ведомства, а не только Министерство экономики, МАРТ и Национальный банк Республики Беларусь.

6. Государство очень мало занимается поддержкой имиджа предпринимательства как в Беларуси, так и за её пределами, почти не ведёт позитивной деятельной пропаганды предпринимательского труда.

7. Инфраструктура поддержки предпринимательства пока ещё не соответствует потребностям бизнеса, она нуждается в развитии.

1 Рассчитано автором на основе тех же источников.

2 Заико Л., Романчук Я. Беларусь 20/20. В лабиринте экономической идентичности. - Минск: ОАО «Белгородская типография», 2011. - С. 339.

8. Диалог бизнеса и власти в Беларуси находится в фазе развития. Недостаточно развивается социальный диалог и социальное партнёрство1.

Нужно отметить, что малый и средний бизнес как субъект экономики Беларуси существует более трех десятков лет. Нынешний уровень развития негосударственного сектора не соответствует экономическому потенциалу страны. Достигнутые успехи не достаточны для того, чтобы малый бизнес действительно стал одним из главных факторов прогресса страны.

1 Манифест 2020-2030. О развитии предпринимательства и экономического потенциала Республики Беларусь. -https://www.rce.by/news/manifest.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.