/fr ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Пивовар Б.Б., Пирогова О.Е.
АДАПТАЦИЯ КОМПАНИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ВОЛАТИЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СРЕДЫ,
ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ
Аннотация. В статье рассмотрены возможные направления адаптации субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) к условиям повышенной волатильности бизнес-среды, связанной с ситуацией развития пандемии COVID-19. Анализируются вопросы изменения структуры МСБ в России, а также способность субъектов бизнеса к адаптации. Рассматриваются основные показатели ухудшения развития, а также программа государственной помощи, которая оказывается малому и среднему бизнесу государством. В качестве меры по более эффективной адаптации субъектов МСБ предлагается инструмент, позволяющий эмпирическим путем рассчитать целесообразность проводимых изменений и выбирать варианты этих изменений.
Ключевые слова. Малый и средний бизнес, пандемия, волатильность бизнес-среды, адаптация субъектов рынка, государственная поддержка.
Pivovar B.B., Pirogova O.E.
ADAPTATION OF SMALL AND MEDIUM SIZED ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF INCREASED VOLATILITY OF THE BUSINESS ENVIRONMENT ASSOCIATED WITH THE PANDEMIC
Abstract. The article discusses the adaptation of small and medium sized enterprises to the conditions of increased volatility of the business environment associated with the development of the COVID-19 pandemic. The article analyzes the issues of changing the structure of small business in Russia, as well as the ability of business entities to adapt to the current time. The main indicators of deterioration in development are considered, as well as the assistance program that is provided to small and medium-sized businesses by the state. As a measure for more effective adaptation of small and medium sized enterprises, allowing empirically to use the feasibility of the changes being made and the options for these changes.
Keywords. Small and medium sized enterprises, pandemic, volatility of the business environment, adaptation of market actors, government support, COVID-19.
ГРНТИ 06.39.41
© Пивовар Б.Б., Пирогова О.Е., 2020
Борис Борисович Пивовар - старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва).
Оксана Евгеньевна Пирогова - доктор экономических наук, доцент, профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Контактные данные для связи с авторами (Пирогова О.Е.): 196000, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). E-mail: [email protected].
Введение
Малый и средний бизнес (МСБ) в настоящее время переживает кардинальную трансформацию. Помимо технологических, социальных и инновационных изменений, вызывающих трансформацию социальных взаимоотношений между людьми, происходит трансформация бизнес-модели малых и средних предприятий. Помимо «эволюционных» факторов, значительное влияние на функционирование МСБ в 2020 году оказала пандемия COVID-19, которая изменила привычный уклад функционирования предприятий, принудила закрыться тысячи компаний по всему миру, а также заставила изменить способы и методы функционирования компаний. В связи с этим меняется форма и роль компаний малого среднего бизнеса в России и мире, а также структура компаний МСБ.
Тенденции и направления развития МСБ в России
Для начала проанализируем базовую ситуацию, которая наблюдалась на начало 2020 года в России и мире. В России учет компаний, относящихся к субъектам МСБ, с 2016 года ведет Федеральная налоговая служба. Для определения того, к какому классу относится то или иное предприятие, выделяются два критерия: средняя прошлогодня численность привлеченных к работе лиц и годовой предпринимательский доход (таблица 1).
Таблица 1
Критерии малого и среднего предпринимательства в 2020 г._
Требование Максимальный лимит
Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Средняя численность привлеченных работников 15 или менее От 16 до 100 От 101 до 250
Годовой предпринимательский доход >120 млн рублей >800 млн рублей >2 млрд рублей
По данным Федеральной налоговой службы, на конец 2019 года в России функционировало 5,916 млн субъектов МСБ, в том числе 3,4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП) (см.: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/11/01/5db9abe99a794773c1fbd2e0#:~:text=Доля%20малого%20и% 20среднего%20бизнеса,(данные%20Института%20экономики%20роста)). В сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) трудится порядка 15,3 млн человек по всей России.
По этому показателю Россия существенно уступает многим другим странам. МСБ в России также уступает по вкладу в ВВП (таблица 2) и по общей численности занятых (таблица 3). Тем не менее, при анализе необходимо учитывать, что критерии отнесения организации к компании малого и среднего предпринимательства в разных странах разные, поэтому данные результаты необходимо принимать во внимание скорее в обобщённом виде, нежели конкретно сравнивая показатели между собой, делая выводы о вкладе МСП в развитие экономики.
Таблица 2
Вклад сектора МСП в ВВП в России и мире_
Страна Вклад МСП в ВВП, %
Россия 21
Великобритания 51
Германия 53
Финляндия 60
Нидерланды 63
Источник: «ОПОРА РОССИИ».
При этом, следует отметить, что в Российской Федерации с 2019 года запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». Согласно проекту, до 2024 года необходимо увеличить число занятых в сфере МСП до 25 млн человек, увеличить вклад сектора МСП в ВВП до 32%, а долю экспорта предприятий сектора увеличить до 10% от общего объема. Более того 2020 год объявлен годом предпринимательства.
На начало 2019 года структура малого и среднего бизнеса в РФ описывалась рисунком 1, а отраслевая МСП России по показателям оборота - рисунком 2 (см.: https://opora.ru/upload/iblock/74d/
74d1c3b656ae438ff957f9ff2011b071.pdf). С учетом приведенных данных, а также пандемии СОУГО-19, имеющиеся планы, скорее всего, будут скорректированы, так как 2020 год вносит значительные изменения не только в жизнь компаний РФ, но и в планы государств по всему миру.
Таблица 3
Доля работников в секторе МСП от общей численности работников в стране_
Страна Доля работников в секторе МСП, %
Россия 18,9
США 41
Великобритания 53,1
Франция 61
Бразилия 62,1
Германия 62,9
Швеция 65,6
Польша 68,2
Турция 72,3
Португалия 77,6
Источник: «ОПОРА РОССИИ».
| Сельское хозяйство
■ Добыча полезных ископаемых
■ Обрабатывающие производства
■ Строительство
■ Торговля оптовая и розничная, ремонт а\м и мотоциклов Транспортировка и хранение
= Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
Деятельность профессиональная, научная, техническая г Другие виды деятельности
Рис. 1. Структура МСП по видам экономической деятельности, %
■ Торговля Строительство
Обрабатывающее производство с Транспортировка и хранение
■ Операции с недвижимостью Прочее
Рис. 2. Отраслевая структура МСП по вкладу в оборот
Анализ влияния пандемии на условия функционирования предприятий МСБ в России Как было сказано выше, развитие пандемии оказало значимое влияние на динамику функционирования предприятий МСБ. Для демонстрации текущих изменений в жизни компаний малого и среднего бизнеса воспользуемся индексом RSBI, который с 2014 года ежеквартально (а с января 2020 года - ежемесячно) публикуется всероссийским объединением малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», ПСБ Аналитика & Стратегия и исследовательской компанией Magram Market Research (см.: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/?sphrase_id=1572907).
Анализ отчетов за сентябрь 2020 года показывает, что с февраля 2020 года по апрель 2020 года наблюдалось стремительное падение индекса на 12,9 п.п. по отношению к январю 2020 года. В период с апреля по июнь 2020 года наблюдалась незначительная корректировка на величину 5,7 п.п. В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, начиная с сентября по декабрь 2020 года включительно ожидается, что динамика индекса RSBI будет также отрицательной (см.: https://opo-ra.ru/upload/ iblock/74d/74d1c3b656ae438fi957f9ff2011b071.pdf).
Наблюдая за динамикой частных индексов, которые учитывают размер бизнеса (микро, малый и средний), вид деятельности (торговля, сфера услуг и производство), а также молодежное и женское предпринимательство, можно заметить, что по всем индексам наблюдается падение, начиная с февраля-марта 2020 года. Тренд на падение показывает достаточно устойчивую динамику, при этом ни один из показателей не демонстрирует потенциала роста (помимо среднего бизнеса, который непродолжительно смог вернуть позиции начала 2020 года, но затем снова опустился на уровень конца февраля - начала марта. Тем не менее, этот рост показателей характеризуется позитивными ожиданиями, сформированными правительственными мерами поддержки бизнеса). Динамика по основным компонентам индекса (продажи, кадры, доступность кредитов и инвестиции) в этот период стабильно отрицательная.
Все это позволяет сделать вывод, что предприятия микробизнеса находится в состоянии глубоко структурного кризиса. Продажи стремительно упали, начиная с января, и увеличили падение к середине года. Динамика кадрового обеспечения также показывает падение, лишь немного восстановившись в апреле и мае. Доступность кредитов для субъектов микробизнеса фактически перестала существовать, а инвестиции упали до малозаметных значений в апреле. Исходя из статистики, можно сделать вывод, что стимула создания новых микропредприятий нет, существование действующих предприятий МСБ находится в зоне кризиса, доступность финансовых ресурсов отсутствует, идут кадровые сокращения у существующих компаний, а потребители, которые бы могли поддержать бизнес своими покупками, сокращают их, так как тоже испытывают проблемы с финансовыми ресурсами.
Малый бизнес, в отличие от микропредприятий, чувствует себя в этой ситуации значительно лучше. Продажи, значительно упав в начале года, к середине года смогли более или менее восстановиться. Доступность кредитных ресурсов росла с начала года, что свидетельствует о действенности предпринятых мер поддержки. При этом кадровая обеспеченность предприятий сокращается, что также демонстрирует достаточно существенные увольнения в секторе. Инвестиции имеют разнонаправленную динамику от месяца к месяцу, что говорит о том, что начали развиваться компании, которые нашли ниши для адаптации к новым условиям существования: доставка, интернет-продажи и т.п.
Средний бизнес по своим показателям демонстрирует промежуточные значения. С одной стороны продажи, кадровое обеспечение предприятий сокращается достаточно стремительно, с другой стороны, положительный тренд демонстрирует динамика обеспеченности кредитными средствами, уровень инвестиций также стабилен.
Говоря о молодежном и женском предпринимательстве, можно сделать вывод, что существенных различий с условно «классическим» бизнесом не наблюдается, а показатели демонстрируют падение. Помимо сокращения реальных показателей, наблюдается ухудшение ожиданий предпринимателей. Предприниматели ожидают сокращения продаж, выручки, ухудшения доступности кредитования и не ожидают в ближайшей перспективе роста инвестиций. Об ухудшении условий функционирования компаний в настоящее время заявили порядка 70% предпринимателей сфер услуг, торговли и производства, при этом половина из респондентов не ждет никаких существен-
ных изменений в ближайшие месяцы, а более четверти высказывают опасения, что дальше будет хуже.
Направления адаптации и влияние мер государственной поддержки МСБ в России в условиях пандемии соую-1я
Говоря о мерах поддержки бизнеса в России, Правительство РФ вместе с профильными министерствами и ведомствами подготовила программу, включающую в себя: выделение особенно пострадавшим отраслям специальной поддержки; оказание общих мер поддержки бизнесу; снижение страховых взносов для предприятий МСБ; снижение административной нагрузки; сохранение финансовой стабильности; снятие торговых барьеров; создание антикризисного штаба.
Рассмотрим детально меры поддержки субъектов МСБ. Они включают в себя следующее: для зарплат выше МРОТ снижение страховых взносов с 30% до 15%; реструктуризация задолженности; программа кредитования под 0% на заработную плату; льготное кредитование; отраслевая поддержка субъектам МСБ; мораторий на все проверки до конца 2020 г. Помимо этого, возможны дополнительные региональные меры поддержки бизнеса. По данным на начало июня 2020 г., меры государственной поддержки затронули 1,6 млн организаций и ИП. Предполагается освободить во 2 квартале от платежей по налогам и страховым взносам на сумму свыше 90 млрд рублей (см.: http://www.garant.ru/news/1376927). По данным ФНС, снижение ставки страховых взносов высвободит в сфере МСБ 350 млрд рублей.
В рамках поддержки финансовой стабильности банки уже отсрочили погашение кредитов на сумму более 150 млрд рублей, а с 1 июня начали выдавать кредиты под 2% годовых при условии сохранения не менее 90% штатной численности персонала. Объем выданных кредитов должен составить 248 млрд рублей. За апрель и май 2020 для поддержания зарплат было удовлетворено более 600 тысяч заявлений о выдаче беспроцентного кредита на зарплату, что позволило поддержать более 2,6 млн рабочих мест. В совокупности расходы на этот инструмент составили 32 млрд рублей.
По имеющимся данным, 15 ведомств полностью прекратили проверки бизнеса, а 6 органов произвели значительное меньшее количество внеплановых проверок (5 956 на 1 июня), чем это проводилось ранее. Основными проверяющими органами стали: Роструд, Роспотребнадзор, Росте-хнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор. Согласно постановлению № 1791 от 07.11.2020, было объявлено, что продлевается отсрочка по налогам и сборам для субъектов МСП.
Стоит отметить, что при всей тяжести ситуации, связанной с распространением COVID-19 на территории Российской Федерации, в целом удается обходиться без серьезных ограничений, связанных с тотальным локдауном, как это происходит в разных странах мира или было в России весной 2020 года. Более того, в связи со спецификой распространения коронавирусной инфекции по территории России, губернаторы (главы регионов) наделены существенными полномочиями по введению или отмене ограничений на своей территории. С одной стороны, это дает «стратегическую гибкость», позволяющую быстро адаптироваться под изменения окружающей среды, с другой стороны, это порождает путаницу в регулировании между субъектами.
Например, это явление наблюдается в одной из самых пострадавших отраслей (как по причине снизившихся потоков туристов и сокращения трат населения, так из-за регулирования со стороны государства и региональных властей), а именно индустрии гостеприимства, в частности - в ресторанном бизнесе. С 22 октября власти Санкт-Петербурга ввели ограничения на ночную работу (с 23:00 до 06:00), а также запретили работу фуд-кортов, аналогично поступили Свердловская и Псковская области. Саратовская область ввела аналогичный запрет, но с 21:00. Шесть и пять месяцев подряд не работали рестораны в Мурманской и Орловской областях. В Приморском крае -наоборот - начали смягчать запреты. С 16.11 закрыли рестораны на 2 недели полностью в Бурятии, а также грозят повторить эту меру Курганская и другие области.
Предложения по адаптации МСБ в условиях повышенной волатильности бизнес-среды Для компаний МСБ выход из сложившейся ситуации видится в адаптации к складывающимся условиям и особенностям на основе поиска новых ниш и каналов товаропродвижения. При оценке альтернативных вариантов целесообразно использовать инструменты, которые зарекомендовали себя на практике. Например, в качестве критерия адаптации к изменениям бизнес-среды предпола-
гается использование метода Глейчера [4], позволяющего оценить уровень позитивности изменений путем расчета специального показателя по формуле:
С = [A х B х D] > X,
где С - непосредственно изменения; А - уровень недовольства настоящим положением (текущий ущерб); В - желание изменения или конечного результата (предполагаемый результат); D -практичность (результативность) изменений; X - «стоимость» изменений.
Для описания текущей ситуации компания может пользоваться исключительно эмпирическими данными, которые она может агрегировать. Например: А - с начала года потеряно 10 млн рублей. В - компания хочет выровнять положение и достигнуть оборота в 200 млн рублей. D - для того, чтобы это произошло, можно использовать меры господдержки, запустить онлайн-магазин и ввести карты лояльности для клиентов. X - все предложенные меры D будут стоить 20 млн рублей до конца года. На основе этих данных, используя достаточно простой расчет, можно определить целесообразны ли те или иные адаптивные изменения, принять краткосрочный план адаптации компании к текущей ситуации и оценить потенциал развития.
В дальнейшем, применяя на постоянной основе этот инструмент, возможно более корректно разработать стратегию для компании с учетом средне- и долгосрочной перспективы. В целом, в условиях современного кризиса в практической деятельности компаний МСБ наблюдаются следующие изменения: перевод частично или полностью бизнес-процессов из оффлайна в онлайн; перевод частично или полностью сотрудников на работу в дистанционный формат; адаптация предложения товаров\услуг под доставку, интернет-использование и т.п.; максимальное сокращение производственных и торговых площадей; выстраивание эффективных логистических цепочек; использование мер поддержки для сокращения издержек в бюджетных статьях расходов.
Каждая компания МСБ, используя формулу Глейчера и предполагаемые типовые изменения, может рассчитать целесообразность, стоимость и логичность адаптационных изменений. Безусловно, стоит обозначить, что в условиях повышенной волатильности бизнес-среды, связанной с пандемией коронавируса, для многих компаний, обладающих старыми бизнес-процессами, основной целью является выживание и адаптация к изменяющимся условиям рынка. Для компаний, которые изначально были адаптированы к нынешним условиям функционирования, текущие возможности и поддержка государства позволяют обеспечить кардинальный прирост показателей хозяйственной деятельности [1-3]. Выводы
Данное исследование показывает, что при всем разнообразии правительственных и региональных мер поддержки, в этой области остается много нерешенных вопросов. Малый и средний бизнес, который находится сейчас в режиме экономии и постоянного «информационного шума» не понимает, где какие запреты вводят, а где снимают, так как нет единого подхода к пониманию ситуации, связанной с эпидемией. В связи с вышеизложенным, нам видится напряженность, как со стороны бизнеса, так и со стороны потребителей и государства в изменении отношения к бизнесу. В системах же менеджмента предприятий нами предлагается расширение практики использования формулы Глейчера, которая позволит адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и достичь целей, как минимум, выживания, как максимум, развития в стратегической перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Засенко В.Е., Пирогова О.Е. Особенности формирования механизма управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 3 (81). С. 65-70.
2. Костин К.Б. Анализ кризисных явлений в мировой экономике // Известия СПбГЭУ. 2020. № 3. С. 7-14.
3. Пивовар Б.Б. Стратегии компаний в условиях нестабильности // Государственная служба. 2018. Т. 20. № 4 (114). С. 40-44.
4. BeckhardR. Organization Development: Strategies and Models. Addison-Wesley, 1969.