Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России'

Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1387
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЗАНЯТОСТЬ / РЕЙТИНГ БЛАГОПРИЯТНОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ИННОВАЦИИ / КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE / ECONOMIC SECURITY / CRIMES IN THE SPHERE OF INNOVATION / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / NATIONAL ECONOMY / INFRASTRUCTURE SUPPORT / INVESTMENT / EMPLOYMENT / RATING OF EASE OF DOING BUSINESS / INNOVATION / CORRUPTION / CRIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович

В статье рассмотрено значение малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности. Раскрыты понятие, субъектный состав малого и среднего предпринимательства и условия отнесения. Особое внимание уделено препятствиям, негативно влияющим на развитие малого и среднего предпринимательства как в Нижегородской области, так и в России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium enterprises as a strategic factor of Russia’s economic security

The article discusses the importance of small and medium enterprises in ensuring economic security. Disclosed concept, subjective composition of small and medium enterprises and belongs. Special attention is paid to the obstacles affecting the development of small and medium entrepreneurship in the Nizhny Novgorod region and in Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России»

УДК 33

Чеботарев Владислав Стефанович Tchebotaryov Vladislav Stefanovich

доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (economics), professor, chief of chair of economy and economic safety Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: vschebotarev@rambler.ru

Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России

Small and medium enterprises as a strategic factor of Russia's economic security

В статье рассмотрено значение малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности. Раскрыты понятие, субъектный состав малого и среднего предпринимательства и условия отнесения. Особое внимание уделено препятствиям, негативно влияющим на развитие малого и среднего предпринимательства как в Нижегородской области, так и в России в целом.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономическая безопасность, преступления в инновационной сфере, малые и средние предприятия, национальная экономика, инфраструктура поддержки, инвестиции, занятость, рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса, инновации, коррупция, преступления.

The article discusses the importance of small and medium enterprises in ensuring economic security. Disclosed concept, subjective composition of small and medium enterprises and belongs. Special attention is paid to the obstacles affecting the development of small and medium entrepreneurship in the Nizhny Novgorod region and in Russia as a whole.

Keywords: small and medium enterprise, economic security, crimes in the sphere of innovation, small and medium enterprises, national economy, infrastructure support, investment, employment, rating of ease of doing business, innovation, corruption, crime.

Проблема экономической безопасности России уже более 25 лет остается одной из жизненно важных в плане существования и развития России как суверенного единого государства в целом. Россия продемонстрировала способность к защите суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Возросла ее роль в решении важнейших международных проблем, урегулировании межгосударственных конфликтов и кризисов. Вместе с тем, в последнее время появились новые вызовы и угрозы национальной безопасности в целом и экономической безопасности в частности.

Актуальность выбранной темы подтверждает и вступивший в силу Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]

(далее — Стратегия), отменивший ранее действовавший Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [2].

Национальная безопасность РФ — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, в числе которых одно из центральных мест занимает экономическая безопасность.

Важно подчеркнуть, что в современных условиях стабильное функционирование и развитие российской экономики, и как следствие — экономическая безопасность РФ, определяются в первую очередь, состоянием экономической системы. Экономическая безопасность как гарант устойчивого и стабильного развития страны и ее независимости должна соответствовать такому уровню, чтобы ни внешние, ни внутренние угрозы не могли отрицательно влиять на экономический рост и стабильное функционирование национальной экономики.

Невозможно обеспечить информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую и иные виды безопасности без стабильной «сбалансированной», постоянно растущей национальной экономики, то есть необходимо равновесие в использовании ресурсов и резервов, комплексное развитие всех отраслей, особенно важно отметить роль реального сектора экономики, способного производить конкурентоспособные товары, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам, в том числе малому бизнесу. В промышленно развитых странах именно малое и среднее предпринимательство является стабилизирующим фактором национальной экономики, и лидерами здесь являются в первую очередь Германия и ряд других стран Северной Европы — около 70% ВВП формируются МСП, в США — 50%, что приводит в том числе к экономическому росту, а в России, по самым оптимистичным оценкам, от 12 до 20% [3, с. 713—717].

В соответствии со Стратегией обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности РФ, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в производственной сфере.

По данным Всемирного банка, прогноз экономического роста в России остается неблагоприятным. Перспективы роста зависят не только от внешних факторов, но и от внутренних возможностей по адаптации макроэкономики и бюджета к осложняющейся ситуации (таблица 1).

В докладе отмечается, что помимо трудностей, связанных с краткосрочной адаптацией экономики к внешним изменениям, в российском обществе и в экономике страны имеются тенденции к значительным внутренним сдвигам в долгосрочной перспективе. К таким сдвигам

относятся демографические и экономические изменения, обусловленные ослаблением роли сырьевого сектора [4].

Таблица 1

Прогноз роста ВВП России

2015 2016 2017

Оптимистический сценарий -3.2% 1.3% 1.7%

Базовый сценарий -3,8% -0,6% 1,5%

Пессимистический сценарий -4.3% -2.8% 0%

Новое позиционирование государственной политики в сфере предпринимательства сформулировано и в последних посланиях Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию. Президент России 4 декабря 2014 года обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием, в котором обозначил базовые ценности «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства — это такие же базовые консервативные, подчеркнул, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны» [5], а также сделал акцент на том, что развитие предпринимательства в целом, а сектора МСП в частности является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества.

3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Президент указал на то, что свобода предпринимательства — важнейший экономический и общественно значимый вопрос. Именно вот этим — свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства — мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать. Также перечислил ряд ключевых направлений экономического развития России. На первое место по важности он поставил изменение структуры экономики. «Конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах, — отметил В. Путин, — только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни миллионов наших людей» [6].

Проблемы, с которыми сталкивается бизнес в своем развитии, носят комплексный характер и затрагивают различные сферы социальной и экономической жизни страны. Какие же факторы сдерживают развитие предпринимательства в целом и МСП в частности? Если обратиться к последнему ежегодному Посланию Президента, то именно здесь приводятся неутешительные

данные — огромное количество дел (200 тысяч в год), которые возбуждаются следственными органами по экономическим статьям. Из них приговором закончились лишь 15% дел. При этом абсолютное большинство, 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. Это прямое разрушение делового климата» [6]. Незащищенность прав собственности — это одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются предприниматели и которая существенно сказывается на деловой активности.

В Стратегии зафиксировано, что угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией развития регионов России, целесообразно устранять, в том числе путем повышения инвестиционной и предпринимательской активности.

По данным Всемирного банка, в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Россия занимает 51 место после Перу и следующее государство — это Молдова, а первое место занимает Сингапур [7] (таблица 2).

Обратимся и к российским источникам, так, в докладе Президенту РФ Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в рейтинге основных факторов, сдерживающих развитие бизнеса в первой десятке, указаны [8] (таблица 3).

В целях противодействия угрозам экономической безопасности необходимо снижение неэффективных бюджетных расходов, ведение борьбы с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией.

Отдельного внимания заслуживает такой фактор, как преступность. Преступления, связанные с расходованием бюджетных средств, и коррупционной направленности подрывают авторитет государственной власти, отрицательно влияют на деловой климат и развитие МСП. Приведем следующие данные: «общий ущерб от общего объема госзакупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях составляет, по оценкам экспертов, более 300 млрд. рублей в год» [9].

Таблица 3

1 Нестабильный курс рубля

2 Неопределенность экономической ситуации

3 Снижающийся спрос на внутреннем рынке

4 Высокий уровень налогообложения

5 Высокие цены на энергоресурсы (электроэнергия и газ)

6 Сложность бюрократических процедур

7 Высокие издержки на оплату труда и содержание персонала

8 Качество законодательного регулирования экономики

9 Высокий процент коммерческого кредита

10 Недостаток долгосрочных инвестиционных средств

Актуальны здесь данные, характеризующие состояние преступности в России, в том числе в Крымском федеральном округе за январь—декабрь 2015 года. Преступлений экономической направленности выявлено 111,2 тыс. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 271,49 млрд руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в числе выявленных преступлений экономической направленности составили 62,6%. За этот же период выявлено преступлений 30 143 коррупционной направленности, из них 4921 совершенных в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб [10]. Приведем данные, опубликованные в «Российской газете» от 25 февраля 2014 года: «за последние два года с коррупцией в России столкнулись 58% компаний по сравнению с 27% по всему миру».

Эти проблемы являются предметом повышенного внимания, так, Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев в 2015 году, выступая в Государственной Думе РФ, обозначил, что «в условиях непростой финансово-экономической ситуации значительные усилия ОВД направлены на борьбу с экономической преступностью и коррупцией» [11] и обозначил приоритетные направления, среди которых: декриминализа-

Таблица 2

Страна Лег- Реги- Получе- Подклю- Реги- Полу- Защита На- Меж- Обеспе- Разре-

кость стра- ние раз- чение к стра- чение мино- лого- дуна- чение шение

веде- ция решений системе ция креди- ритар- обло- родная испол- неплате-

ния пред- на стро- электро- соб- тов ных жение торгов- нения жеспо-

бизне- при- итель- снабже- ствен- инве- ля контрак- собно-

са ятий ство ния ности сторов тов сти

Сингапур 1 10 1 6 17 19 1 5 41 1 27

Перу 50 97 48 64 35 15 49 50 88 69 74

Россия 51 41 119 29 8 42 66 47 170 5 51

ция экономики; снижение негативного влияния на экономику коррумпированных элементов; борьба с недобросовестным предпринимательством; недопущение неправомерного вмешательства в сферу МСП и др.».

Прежде чем изучить следующий фактор, рассмотрим субъектный состав МСП. Согласно законодательству это хозяйствующие субъекты (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель), отнесенные к таковым в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [12]. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. И отдельного внимания заслуживает именно последний субъект.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ [13] ИП — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Подавляющее количество ИП (99,9%) по размеру своей деятельности являются субъектами малого предпринимательства. Они составляют 98,6% общего количества ИП — малых предприятий, на них занято 78,4% работников.

Полагаем, что законодателю необходимо быть последовательным в своих решениях, которые негативно сказываются на развитии МСП. В диссертационном исследовании Л.В. Орлова приводит следующие статистические данные: «В 2011 году в России насчитывалось более миллиона предприятий малого бизнеса, свыше 4,5 миллионов ИП. В этом секторе, дающем 15—20% валового внутреннего продукта, занят каждый пятый трудоспособный гражданин России» [14, а 4].

В начале 2013 года произошел всплеск сокращения количества ИП. После значительного снижения отчислений в пенсионный фонд, которые снялись с учета, но большинство из них продолжили уже незаконно осуществлять предпринимательскую деятельность. По заявлению вице-премьера РФ А.А. Шувалова, количество ИП в России на начало 2014 года составило 3,5 миллиона человек, только за январь 2014 года численность сократилась на 10,5 тысяч. Количество ИП в России сократилось до показателей 2008 года, то есть отрицательная динамика осталась прежней.

С 2015 года были внесены изменения в НК РФ, в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (УСН). Статья 346.20 «Налоговые ставки» дополнена пунктом 4, разрешающим субъектам РФ вводить ставку налога в 0%. Аналогичная норма внесена в статью 346.50 «Налоговая ставка» главы 26.5 «Патентная система налогообложения» (ПСН). Но большинства предпринимателей этот закон не коснется, так как ИП должен быть впервые зарегистрирован и осуществляет свою деятельность в сфере научной, социальной и производственной деятельности по решению органов законодательной власти субъектов РФ в соответствии ОК-ВЭД, а доля доходов по реализации товаров (работ или услуг), освобожденных от налогообложения, должна быть более 70% от общего дохода предпринимателя. Налоговые каникулы могут действовать 2 года в период с 2015 по 2020 годы.

На 1 апреля 2015 года законы об обнулении ставок налога на УСН и ПСН приняли не больше 10 субъектов РФ, так как налоги по УСН и ПСН полностью зачисляются в региональные и местные бюджеты. Учитывая, что эти бюджеты во многих регионах и так дефицитны, в условиях экономического кризиса терять возможные, может и небольшие, деньги регионам не хочется. Приведем статистические данные, так, по данным ФНС РФ [15], в качестве ИП за семь месяцев 2015 года было зарегистрировано 383 тысяч граждан РФ (рост к аналогичному периоду 2014 года на 16,6%), иностранных граждан — 14,3 тысячи (рост на 50,4%). Свои фермерские хозяйства зарегистрировали 18,5 тысячи граждан РФ (+48,3%) и 162 иностранных гражданина (рост в 2,3 раза).

По состоянию на 1 декабря 2015 года количество ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре составило всего 3 685 439. ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре ИП, по состоянию на 1 января 2015 года 3 550 981, в том числе граждан Российской Федерации 3 518 820, иностранных граждан 31 336, лиц без гражданства 825.

Как мы видим больших изменений, увы, не произошло.

Отдельного внимания заслуживает и следующий вопрос: распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 740-р создано ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», куда переда-

ли 50 млрд рублей. Согласно 5-летнему бизнес-плану АКГ совокупный объем выданных гарантий должен быть не менее 439,9 млрд рублей; совокупный объем обеспеченных гарантиями кредитов МСП — 824,9—879,9 млрд рублей. Планируется, что данным нововведением будет снята одна из основных проблем МСП — долгосрочное кредитование. И каковы же итоги работы? Актуальны данные, озвученные Председателем Счетной палаты Т.А. Голиковой «в 2014 году таких гарантий малому и среднему бизнесу было выделено всего на сумму миллиард рублей. Ну и мы, безусловно, рассчитывали на то, что эта работа каким-то образом развернется в 2015 году. Но вот наши данные показали, что, к сожалению, на сентябрь из тех средств, которые были выделены, гарантийная поддержка осуществлена на сумму только 12 с половиной миллиардов рублей, а все остальные средства размещались на депозитах в банках, размещались в ценные бумаги Министерства финансов. И, собственно, на бюджетных деньгах, а иногда прямо непосредственно и через Министерство финансов шло зарабатывание средств» [16].

Рассмотрим еще одно изменение, внесенное в законодательство, которое направлено на стабильное развитие МСП. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [17] расширены меры поддержки МСП, в том числе увеличена квота закупок у субъектов малого предпринимательства с 10 до 15%. Важное отличие Закона о контрактной системе заключается в том, что в эти 15% не входят в несостоявшиеся закупки, как это было ранее, таким образом, исключена виртуальная поддержка малого бизнеса. Необходимо отметить, что предоставление возможности стать поставщиком государства является более эффективной мерой поддержки МСП и эффективного развития промышленного потенциала малых предприятий, решения проблем замещения импортных товаров и комплектующих, чем просто разовые субсидии. Планируемый объем средств, которые благодаря данному нововведению будут направлены на поддержку и развитие МСП, оценивается не менее чем в 1 трлн рублей.

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, «обязательная квота закупок у МСП — 15%, при этом выполняется она только на 7,2%. И то эта цифра сильно завышена. Пока нет реестра, каждая компания может заявить себя на участие в госзакупках как субъект малого бизнеса. Работа над

реестром уже началась и ведется совместно с ФНС РФ. Потребность в реестре субъектов МСП вызвана введением квот для малого и среднего бизнеса при проведении госзакупок» [18]. По словам Артема Лобова, замруководителя Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, пока нет реестра МСП сегодня никто не может четко сказать, как отнести компанию к малому бизнесу, кроме формальных показателей по обороту и численности сотрудников в компании. «Доказать, что компания является субъектом МСП по ходу проведения закупок, практически невозможно. Заказчику и его комиссии сложно сориентироваться, действительный ли участник закупок субъект малого предпринимательства или мнимый. Необходимо урегулировать подходы к МСП, то есть создать реестр и обозначить в законе о контрактной системе, что должна проверить комиссия заказчика, когда приходит субъект МСП на конкурс» [18].

Заслуживает внимания сложившаяся ситуация в Нижегородской области в сфере финансовой поддержки МСП. В 2013—2014 годах Нижегородская область становилась лидером в ПФО по количеству МСП и их обороту и другим показателям, но по результатам проведенной проверки КСП Нижегородской области Комплексной целевой программы развития МСП в Нижегородской области на 2011—2015 годы в части мероприятия «Оказание государственной поддержки в виде грантов — субсидий начинающим малым предприятиям, в том числе инновационным, на создание собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности» выявлено значительное количество нарушений. По обращению КСП в ОВД выявлены факты (отсутствие отдельных поставщиков приобретенного за счет средств господдержки оборудования в ЕГРЮЛ, представление поддельных документов, неведение предпринимательской деятельности и др.) По 32 грантополучателям (из 52) установлено несоблюдение обязательства по созданию новых рабочих мест, что является одной из задач Комплексной целевой программы развития МСП в Нижегородской области. По результатам встречных проверок во всех начинающих малых инновационных предприятиях установлено отсутствие части приобретенного за счет средств гранта оборудования, капитального ремонта, невыполнение заявленной выручки, объема уплаченных налогов. Возбуждено 6 уголовных дел [19].

В данной статье акцентировалось внимание лишь на нескольких проблемных факторах, не-

экономическяя беэопясность госудярствя:

политические ориентиры, зяконодятельные приоритеты, пряктикя обеспечения

гативно влияющих на развитие МСП и как следствие на экономическую безопасность России. Автором отстаивается следующая позиция: бизнесу необходимо помогать, но делать это следует, не давая финансовые средства напрямую. В России сложилась, увы, такая ситуация, что государство в данный момент больше мешает бизнесу, чем способствует ему в развитии. Но это проблема заслуживает отдельного исследования и будет представлена в следующих работах.

Подводя итог, обратимся к истории: еще в кризисном 1921 году «вождь мирового пролетариата» В.И. Ленин комментировал ситуацию, сложившуюся в России в момент, казалось бы, полной победы в Гражданской войне «глубокий экономический кризис, на который мы натолкнулись весной 1921 года... Необходимы самые решительные самые экстренные меры. Задача общеэкономическая необходимо пособить мелкой промышленности» [20].

Примечания

1. Российская газета. 2015. 31 декабря.

2. Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Чеботарев С.С., Ионов В.А. Текущее состояние сектора микро-, малых и средних предприятий в Нижегородской области и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54).

4. URL: http://www.worldbank.org/ru/country/russia/ publication/rer

5. Российская газета. 2014. 5 декабря.

6. Российская газета. 2015. 4 декабря.

7. Рейтинг по состоянию на июнь 2015 года имеет 189 позиций. Чем выше позиция страны в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса, тем благоприятнее предпринимательская среда.

8. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2015.html

9. Исаев С.С. Расследование мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

10. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7087734/

11. Актуальным полагаем привести следующее до сих пор актуальное мнение «нет преступления, на которое не пошел бы бизнес из-за 300% прибыли».

12. Собрание законодательства РФ. 2007. № 31, ст. 4006.

13. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3824.

14. Орлова Л.В. Социальное становление малого и среднего бизнеса России в региональном измерении: процессы, структуры и институты самоорганизации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Н. Новгород, 2011.

15. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics

16. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/ interview Интервью Председателя Счетной палаты Т.А. Голиковой программе НТВ «Поздняков».

17. Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, ст. 1652.

18. Жукова А. Большой прячется за малым // Российская газета. 2015. 7 марта.

19. URL: http://ksp.r52.ru/data/objects/264/files/OTChET

20. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издательство политической литературы. М., 1963. Т. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Notes

1. Rossiyskaya gazeta. 2015. December 31.

2. Rossiyskaya gazeta. 2009. May 19.

3. Chebotarev S. S., Ionov, V. A. Current status of micro, small and medium enterprises in the Nizhny Novgorod region and prospects of development // Economy and entrepreneurship. 2015. № 1 (54).

4. URL: http://www.worldbank.org/ru/country/russia/ publication/rer

5. Rossiyskaya gazeta. 2014. December 5.

6. Rossiyskaya gazeta. 2014. December 4.

7. The rating as of June 2015 has 189 items. The higher a country's position in the ranking of ease of doing business, more efficient business environment.

8. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2015.html

9. Isaev S.S. Investigation of fraud associated with the spending budget: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2014.

10. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7087734/

11. The actual lead to believe following is still relevant, the opinion «no crime wouldn't be a business for 300% profit».

12. Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 31, art. 4006

13. Collection of legislative acts of the RF. 1998. № 31, art. 3824.

14. Orlova L. V. The social development of small and medium business in Russia in the regional dimension: the processes, structures and institutions of self-organization: author's abstract... doctor of sociological sciences. Nizhny Novgorod, 2011.

15. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activi-ties/statistics_and_analytics

16. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/inter-view Interview of the Chairman of the accounts chamber Tatyana Golikova the NTV program «Pozdnyakov».

17. Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 14, art. 1652.

18. Zhukovа A. Great for hiding small // Rossiyskaya gazeta. 2015. March 7.

19. URL: http://ksp.r52.ru/data/objects/264/files/OTChET

20. Lenin V.I. Complete works. The publishing house of political literature. Moscow. 1963. Vol. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.