УДК 338.22(470.55)
ББК У9(2Р-4Че)09
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
И.П. Савельева, Л.Б. Мартиросян
Статья посвящена вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Рассмотрена экономическая сущность и роль данного сектора в экономике страны и региона; подходы к определению субъекта малого предпринимательства. Проведен анализ состояния малого и среднего предпринимательства Челябинской области. Рассмотрен программно-целевой метод развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова субъекты малого и среднего предпринимательства; подходы и критерии к определению субъектов малого предпринимательства; государственная поддержка, областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого предпринимательства - наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
Рассматривая экономическую сущность малого предпринимательства, можно выделить два ее аспекта [1]. Во-первых, малое предпринимательство - это особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых товарных предприятий и выступающий в качестве специфической социально-экономической формы мелкого производства в условиях рынка. Малое предпринимательство существует объективно и развивается как некая целостность, как сектор экономики национального, регионального и местного масштабов. Во-вторых, малое предпринимательство представляет собой особый тип деятельности, основанный на инициативной, инновационной, рисковой основе с целью получения предпринимательского дохода.
В Федеральном законе № 209-ФЗ впервые дается понятие малого и среднего предпринимательства как предпринимательской деятельности, осуществляемой соответственно субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении которых могут применяться специальные меры государственной поддержки и стимулирования, установленные законодательством.
Необходимость законодательного обособления в общем объеме малых предприятий, так называемых микрофирм, объясняется тем, что такие маломасштабные организации в большей мере, чем другие, подвержены влиянию «извне» (особенно на начальном этапе своего развития с учетом нестабильных экономических условий), а значит, должны быть обеспечены усиленной поддержкой со стороны государства.
Целесообразность закрепления в законодательстве институционального статуса среднего
предприятия объясняется следующим: малые
предприятия при нарушении ими установленных Федеральным законом условий отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса автоматически лишаются льгот и иных видов поддержки, оказываемой им государству, а поскольку никаких форм поддержки средних предприятий в Российской Федерации не предусмотрено и статус подобных организаций законодательно не определен, субъекты малого предпринимательства вынуждены искусственно сдерживать свое развитие, предпочитая дробиться на более мелкие структуры, для того чтобы соответствовать критериям, установленным для них законом, и пользоваться системой льгот и преимуществ.
К субъектам малого предпринимательства отнесены [2]:
- индивидуальные предприниматели;
- микропредприятия - предприятия со среднесписочной численностью работников, не превышающей 15 человек;
- малые предприятия - предприятия со среднесписочной численностью работников, не превышающей 100 человек;
- средние предприятия - предприятия со среднесписочной численностью работников, не превышающей 250 человек.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются [2]:
1. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации.
2. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), резуль-
татов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
5. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
7. Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
8. Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основе анализа социальной, политической и экономической роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны, проведенного в работе [3], можно сделать следующие выводы.
Социальная роль: социальная значимость малого и среднего предпринимательства определяется массовостью группы мелких и средних собст-венников-владельцев малых и средних предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.
Политическая роль: политическое влияние малого и среднего предпринимательства в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.
Экономическая роль: существенная роль малого и среднего предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Развитие любой формы предпринимательства зависти от двух условий [4]: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя ис-
пользовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры. Динамика малых и средних предприятий [5] за 20082011 года представлена в табл.1.
На основе использования российских критериев определения субъектов малого и среднего предпринимательства рассмотрим состояние данного сектора экономики на примере Челябинской области. Челябинская область является крупным промышленным центром и обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой.
Малое и среднее предпринимательство Челябинской области - динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность и устойчивость в условиях мирового финансового кризиса и способность конкурировать с крупными и средними организациями на внутреннем рынке. Даже экономический кризис не остановил процесс создания новых малых предприятий. За 2009 год их число выросло на 11,5 %, а численность работающих в них на 3,1 % [6].
Проведенный анализ числа малых и средних предприятий Челябинской области за 9 месяцев текущего года [7] показал, что структурный состав в целом соответствует среднероссийскому в разрезе отдельных видов экономической деятельности (табл. 2).
Количество создаваемых предприятий в отрасли характеризует наличие или отсутствие интереса предпринимателей к конкретному виду деятельности, либо насыщенность данного сектора экономики. Из табл. 2 видно, что основными видами деятельности (занимающими около 80 %) как по стране в целом, так и по Челябинской области в частности, являются: «оптовая и розничная торговля», «операции с недвижимым имуществом», «обрабатывающие производства», «строительство».
Сегодня в сфере малого и среднего бизнеса занято более 36 % работающих во всех секторах экономики области. Малые и средние предприятия формируют 12 % валового регионального продукта Челябинской области, 22 % оборота всех предприятий области, 28 % объема строительных работ.
Если по числу предприятий в разрезе отдель-
Таблица 1
Динамика малых и средних предприятий по России за период 2008-2011 гг.
Субъекты предпринимательства 2008 2009 2010 2011
Малые предприятия 282 651 227706 219607 231178
Прирост -19,44 % -3,56 % 5,27 %
Средние предприятия 14 170 15 547 18 260 17 090
Прирост 9,72 % 17,45 % -6,41 %
Микропредприятия 1 065 016 1 374 661 Нет данных Нет данных
Прирост 29,07 %
Предпринимательская деятельность
Таблица 2
Число малых и средних предприятий в январе - сентябре 2011 года
Виды экономической деятельности Малые предприятия, ед. Средние предприятия, ед. Всего, ед. Уд. вес показателя по области, % Уд. вес показателя по России, %
Сельское хозяйство 132 52 184 4,04 5,62
Добыча полезных ископаемых 22 7 29 0,64 0,48
Обрабатывающие производства 639 113 752 16,52 15,44
Производство э/э, газа и воды 59 9 68 1,49 3,10
Строительство 589 57 646 14,19 13,71
Оптовая и розничная торговля 1310 64 1374 30,18 30,80
Гостиницы и рестораны 162 11 173 3,80 4,15
Транспорт и связь 235 23 258 5,67 5,7
Операции с имуществом 851 24 875 19,22 17,78
Образование 3 - 3 0,07 0,13
Здравоохранение 51 6 57 1,25 1,30
Прочие услуги 114 3 117 2,57 5,50
Всего 4 183 369 4 552 100,00 100,00
ных видов деятельности возглавляет список «оптовая и розничная торговля», то по числу рабочих мест - «обрабатывающие производства» (табл. 3). Это объясняется тем обстоятельством, что на малых и средних предприятиях сферы торговли, как правило, работает небольшой штат сотрудников. Большинство функций, сопровождающих торговый процесс (например, бухгалтерский учет) передается на аутсорсинг.
Тем не менее, наибольшую конкуренцию крупным и средним предприятиям малый бизнес составляет в сфере торговли: в 2009 году оборот розничной торговли Челябинской области почти на 80 % был сформирован субъектами малого предпринимательства. Более трети объема платных услуг населению оказывают малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Практически весь рынок туристских услуг принадлежит малому бизнесу (99,8 %), сфера бытовых услуг на 88,3 % формируется индивидуальными предпринимателями. За 9 месяцев текущего года оборот малых и средних предприятий в сфере торговли (табл. 4) составил 63 %.
Даже в условиях экономического кризиса доля прибыльных предприятий в общем числе малых предприятий в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, увеличилась с 67 до 70,5 %.
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по итогам 2010 года в целом по России сократился на 6 % (с учетом индекса потребительских цен) [6]. Анализ вложений инвестиций в основной капитал субъектами малого и среднего предпринимательства Челябинской области (табл. 5) показал, что в отраслевом разрезе данный показатель соответствует среднероссий-
скому уровню. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на строительную отрасль.
Таким образом, малое предпринимательство выполняет ряд важных социально-экономических функций, позволяя эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера. Оно заполняет те рыночные ниши, которые не может охватить крупный бизнес, и выполняет те работы, которые неэффективны для крупных экономических структур. Малое предпринимательство связывает экономику страну в единое целое и образует своего рода фундамент для нее.
В условиях современного рынка большинству представителей малого и среднего предпринимательства приходится преодолевать многочисленные трудности. Ситуацию усложняет постоянно меняющееся законодательство, что мешает руководителям компаний сориентироваться во всех тонкостях правовых вопросов. Небольшие компании почти не задействованы в федеральных программах и национальных проектах, возможности малых предприятий никем не учитываются. В итоге богатый потенциал малых предприятий остается нереализованным. Эти предприятия нуждаются в привлечении государственной поддержки согласно муниципальных и областных программ.
Малый бизнес в Челябинской области заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. За последние десять лет в Челябинской области развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе программно-целевого метода.
Таблица 3
Число рабочих мест на малых и средних предприятиях по видам экономической деятельности в январе - сентябре 2011 года
Виды экономической деятельности Малые предприятия, ед. Средние предприятия, ед. Всего, ед. Уд. вес показателя по области, %
Сельское хозяйство 4 214 6 794 11008 6,61
Добыча полезных ископаемых 615 1 325 1940 1,16
Обрабатывающие производства 21 863 17 457 39320 23,59
Производство э/э, газа и воды 2 004 1 681 3685 2,21
Строительство 16 573 6 697 23270 13,96
Оптовая и розничная торговля 27 886 4 967 32853 19,71
Гостиницы и рестораны 4 122 939 5061 3,04
Транспорт и связь 7 799 2 889 10688 6,41
Операции с имуществом 27 304 1 325 28629 17,18
Образование 50 - 50 0,03
Здравоохранение 1 442 845 2287 1,37
Прочие услуги 3 776 363 4139 2,48
Всего 118 265 48 387 166652 100,00
Таблица 4
Оборот малых и средних предприятиях по видам экономической деятельности в январе - сентябре 2011 года
Вид экономической деятельности Оборот, млн рублей Уд. вес показателя по области, % Уд. вес показателя по России, %
Малые предприятия Средние предприятия Всего
Сельское хозяйство 1 033,63 1 352,82 2386,45 1,10 2,83
Добыча полезных ископаемых 760,93 1 021,79 1 782,72 0,82 0,00
Обрабатывающие производства 17 446,42 20 428,00 37 874,42 17,51 17,00
Производство э/э, газа и воды 956,89 779,89 1 736,78 0,80 1,11
Строительство 8 802,40 5 808,69 14 611,09 6,76 10,01
Оптовая и розничная торговля 117 812,71 18 128,77 135 941,47 62,86 54,11
Гостиницы и рестораны 2 124,03 373,21 2 497,24 1,15 1,78
Транспорт и связь 3 114,05 1 908,43 5 022,48 2,32 4,69
Операции с имуществом 11 752,15 2 671,81 14 423,96 6,67 7,16
Образование 37,18 - 37,18 0,02 0,02
Здравоохранение 534,87 279,37 814,24 0,38 0,53
Прочие услуги 1 140,31 117,41 1 257,72 0,58 0,74
Всего 165 515,56 52 870,18 216 276,61 100,00 100,00
Комплексный подход обеспечивает наиболее рациональное использование финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения целей развития малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время в области реализована пятая областная целевая программа (ОЦП) развития малого и среднего предпринимательства. В 2010 году на ее реализацию направлено 398,5 млн рублей, в том числе из областного бюджета - 90,1 млн рублей и 308,4 млн рублей привлечено из федерального бюджета на приоритетные мероприятия Программы.
Приоритетными направлениями реализации Программы в 2009-2011 годах являлись:
- сокращение административных барьеров;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- снижение налоговой нагрузки;
- имущественная поддержка;
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время Правительством области принята к реализации шестая ОЦП развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 годы, основной целью которой является обеспече-
Предпринимательская деятельность
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий в январе - сентябре 2011 года
Вид экономической деятельности Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. Уд. вес показателя по области, % Уд. вес показателя по России, %
Малые предприятия Средние предприятия Всего
Сельское хозяйство 45 727 369 477 415 204 16,72 17,65
Добыча полезных ископаемых 316 51 213 51 529 2,08 4,00
Обрабатывающие производства 132 466 341 722 474188 19,10 14,17
Производство э/э, газа и воды 8 637 7 866 16 503 0,66 1,63
Строительство 467 290 236 078 703 368 28,33 19,58
Оптовая и розничная торговля 75 542 84 939 160 481 6,46 8,65
Гостиницы и рестораны 724 848 1 572 0,06 0,59
Транспорт и связь 12 880 41 713 54 593 2,20 6,22
Операции с имуществом 563 894 563 894 22,71 23,17
Здравоохранение 39 301 39 301 1,58 1,04
Прочие услуги 2 309 2 309 0,09 3,31
Всего 743 582 1739360 2482942 100,00 100,00
ние благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Шестая ОЦП является логическим продолжением ранее действующих областных целевых программ и разработана для обеспечения благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства в по-сткризисный период.
Для достижения поставленной в Программе цели должны быть решены следующие задачи:
1) обеспечение занятости населения путем развития деловой активности населения и повышения интереса к предпринимательской деятельности;
2) повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства путем оказания содействия в продвижении производимых ими товаров и услуг на рынок;
3) развитие инфраструктуры и форм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
4) содействие развитию механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности.
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета с общим объемом финансирования Программы на весь период реализации 207 млн рублей.
В соответствии с ОЦП развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 года приоритетными видами деятельности для оказания финансовой поддержки на территории Челябинской области являются: обрабатывающие производства; производство изделий народных художе-
ственных промыслов и ремесленных изделий; инновационная деятельность; сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство; здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг; услуги по организации внутреннего, въездного туризма.
Управление реализацией ОЦП развития малого и среднего предпринимательства осуществляет Министерство экономического развития Челябинской области. В итоге к 2014 году доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций должна увеличиться на два процента, а среднесписочная численность вырасти на 1,5 процента.
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику региона определяется закономерностью: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП региона и выше темпы экономического роста. Следовательно, философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что малое и среднее предпринимательство несет в себе огромный потенциал для развития экономики и общества в целом, а также для повышения экономического роста регионов.
Литература
1. Ульянова, Е.В. Ученые записки /
Е.В. Ульянова // Научно-теоретический журнал МГСУ. - 2000. - № 2(18).
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» № 95-ФЗ от 29.07.07 г. // Консультант Плюс.
3. Бублик, В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала / В. Бублик //Хозяйство и право. - 2000. - №9 .
4. Марков, М.М. Малое предпринимательство как фактор экономической безопасности России:
монография / М.М. Марков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006.- 143 с.
5. http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsi te/main/ - Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации
6. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sect ions/smallBusiness/ - Сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации
7. http://econom-chelreg.ru/economicsprogram?article=1797 - Сайт министерства Экономического развития г. Челябинска.
Поступила в редакцию 2 апреля 2012 г.
Савельева Ирина Петровна. Заведующая кафедрой «Маркетинг и менеджмент», доктор экономических наук, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - управление малым и средним бизнесом; инновационные процессы в экономике; риск-менеджмент. Контактный телефон: +7 902 86 93 564. Е-mail: [email protected]
Savelieva Irina Petrovna is a Head of Marketing and Management Department, Doctor of Science (Economics), South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: small and medium business management; innovation processes in economy; risk management. Phone: +7 902 86 93 564. Е-mail: [email protected]
Мартиросян Лиана Бениаминовна. Ассистент кафедры «Маркетинг и менеджмент», соискатель, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - риск-менеджент, маркетинг, принятие управленческих решений. Контактный телефон: +7 905 83 93 953. Е-mail: info.edu.lia@ gmail.com
Martirosyan Liza Beniaminovna is an Assistant at Marketing and Management Department, candidate for a PhD, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: risk management, marketing, management decision making. Phone: +7 905 83 93 953. Е-mail: [email protected]