Научная статья на тему 'Мальчики и девочки на уроках образовательного учреждения'

Мальчики и девочки на уроках образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / МОЗГ / СТАТИСТИКА / АМИГДАЛА / АЦЕТИЛХОЛИН / АДРЕНАЛИН / КОРПУС КАЛОЗУМ / СЛУХ / ЦЕЛЬ / ДЕЙСТВИЕ / ЗАДАЧА / МОТИВ / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / PROBLEMS OF UPBRINGING AND EDUCATION / GENDER DIFFERENCES / BRAIN / STATISTICS / TONSIL / ACETYLCHOLINE / ADRENALINE / CORPUS CALLOSUM / HEARING / GOAL / ACTION / TASK / MOTIVE / BOYS / GIRLS / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова А.В.

В статье приведены примеры биологических различий между полами, и некоторые статистические данные исследователей в мировом пространстве. Описаны случаи поведения детей в разных ситуациях, возникающих в образовательном учреждении, и даны рекомендации гендерного подхода в процессе обучения и воспитания детей школьного возраста. В основном, в статье выражено личное отношение к проблеме, основанное на более чем 25 летнем опыте наблюдения и анализа поведения школьников в образовательных учреждениях разного уровня и типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOYS AND GIRLS IN THE CLASSROOM

The article provides examples of biological differences between the sexes and some statistical data of researchers in the world. Cases of children's behavior in various situations arising in an educational institution are described, and recommendations of a gender approach in the process of training and education of school-age children are given. Basically, the article expresses a personal attitude to the problem, based on more than 25 years of experience in observing and analyzing the behavior of students in educational institutions of different levels and types.

Текст научной работы на тему «Мальчики и девочки на уроках образовательного учреждения»

Список лггератури

1. Актуальш проблеми навчання та вихо-вання людей з особливими потребами: зб. наук. праць. - № 6(8). - К.: Ушверситет «Украна», 2009 - С. 17-18.

2. Всеукрашський фонд «Крок за кроком» [Електронний ресурс] . Програма «1нклюзивна освгта». / Режим доступу: http://ussf.kiev.ua

3. Дубич К.В. Роль технологiзацiï у впрова-дженш iнклюзивного навчання. Духовнють особи-стостi: методологiя, теорiя i практика. зб.наук.пр.: Вип. 4, 2011. С. 217 - 225.

4. 1ноземцева С.В. Використання педагопч-них щей В.О. Сухомлинського в робот з дпъми з особливими освгтшми потребами. - Режим доступу:

http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/znpkhnpu/Tt MNiV/2008 21/11.html

5. Колупаева А.А. Педагогiчнi технологй' ш-клюзивного навчання / А.А. Колупаева, О.М. Тара-нченко. - Харкiв: Ранок, ВГ «Кенгуру», 2018. - 160 с. - (Инклюзивна освгга).

6. Коноплщька Д.Л. Психолого-педагопчний супровщ навчання молодГ з порушеннями слуху у ВНЗ // Актуальш проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами. Тези доповщей. -К.: Ушверситет «Украша», 2003. - 348 с.

7. Купреева О.1. Психолопчний супровщ сту-денпв з шваладшстю в штегрованому освгтньому середовищг Актуальш проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами : тези допо-вгдей. 2005. 600 с.

8. Нечипоренко В. Оргашзащя шклюзивного навчання дней i молодГ з особливими освишми потребами. Директор шк. 2016. № 9 - 10. С. 41 - 48.

9. Тюптя Л.Т., ПузГков Д.О. Вища освгга людей з особливими потребами: реалп та перспективи. // Сощальна робота в УкраЫ: теорГя i практика. -2004. - №3

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ НА УРОКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Третьякова А.В.

Учитель, классный руководитель, режиссер детского театра АНОО «Царскосельская гимназия» Город Пушкин, Санкт-Петербург

BOYS AND GIRLS IN THE CLASSROOM

Tretiakova A.

Teacher, class teacher, Director of the children's theater ANOO Tsarskoye Selo Gymnasium City Pushkin, St. Petersburg

Аннотация

В статье приведены примеры биологических различий между полами, и некоторые статистические данные исследователей в мировом пространстве. Описаны случаи поведения детей в разных ситуациях, возникающих в образовательном учреждении, и даны рекомендации тендерного подхода в процессе обучения и воспитания детей школьного возраста. В основном, в статье выражено личное отношение к проблеме, основанное на более чем 25 летнем опыте наблюдения и анализа поведения школьников в образовательных учреждениях разного уровня и типа.

Abstract

The article provides examples of biological differences between the sexes and some statistical data of researchers in the world. Cases of children's behavior in various situations arising in an educational institution are described, and recommendations of a gender approach in the process of training and education of school-age children are given. Basically, the article expresses a personal attitude to the problem, based on more than 25 years of experience in observing and analyzing the behavior of students in educational institutions of different levels and types.

Ключевые слова: проблемы воспитания и образования, тендерные различия, мозг, статистика, ами-гдала, ацетилхолин, адреналин, корпус калозум, слух, цель, действие, задача, мотив, мальчики, девочки, исследование.

Keywords: problems of upbringing and education, gender differences, brain, statistics, tonsil, acetylcholine, adrenaline, corpus callosum, hearing, goal, action, task, motive, boys, girls, research.

В начале статьи об исследовании, «Есть ли различия в восприятии и усвоении одинаково поданного материала мальчиками и девочками на уроках образовательного учреждения», хочу пояснить, что

описываю ситуации, которые наблюдала на примере нескольких школ, стараясь не давать оценки происходящему, а направить читателя к более пристальному изучению вопросов физиологии, психо-

логии, нейрофизиологии и заложенных самой природой инстинктов у человека, как особей женского и мужского пола. Обратить внимание, прежде всего преподавателей, на проблему успеваемости, а точнее, неуспеваемости большинства мальчиков в средней школе.

Для меня, как преподавателя и воспитателя, каждый день встает вопрос: если всем давно известно, что у женщин и мужчин мозг устроен по-разному, то почему уже более ста лет учат вместе мальчиков и девочек?! На мой взгляд, очевидно, что учить необходимо, может быть, и вместе, но по разным программам.

Уж кому-кому, а родителям не все равно, каким образом их дети получают информацию и, что из нее усваивается, а что остается навсегда потерянным. Приведу несколько примеров, мягко говоря, настораживающей статистики, со слов Татьяны Черниговской (доктор биологических, филологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики). 70% мальчиков школьного возраста испытывают трудности в обучении, получают низкие баллы, 80% имеют проблемы с дисциплиной, 70% мальчиков по тем или иным причинам, остаются на второй год, делают перерывы или повторы занятий. 90% преступлений совершаются мальчиками. На каждые 100 девочек с трудностями в усвоении школьной программы приходится 276 мальчиков с подобными проблемами (задержка психического развития, нарушение в эмоционально-волевой сфере, аутизм и т.д.). Среди детей аутистов большинство мальчики. 16% мальчиков не справляются с тестами в отличии от 31% девочек. 29% мальчиков хорошо читают и усваивают материал, девочек 41%. От 10 до 14 лет в два раза больше мальчиков, которые делают попытки к суициду, совершают его или одержимы суицидальными идеями. Около 7000 юношей ежедневно бросают обучение в школе. Ответить на вопрос, что влияет на эти угрожающие цифры, я здесь не берусь, но обратить на это внимание стоит.

Если мы давно знаем, что есть существенные отличия в устройстве мозга у мальчиков и девочек, то почему мы применяем одинаковые программы обучения?!

Несколько биологических фактов о мозге мальчиков и девочек:

Амигдала - часть мозга, отвечающая за эмоции и мотивацию. И она у мальчиков больше, чем у девочек, как и сам мозг. Это связано с тестостероном. Поэтому мальчики в стрессовой ситуации реагируют демонстрацией физической силы.

Разное вещество отвечает за стресс, ацетилхо-лин у девочек, у мальчиков адреналин. Поэтому в ситуации стресса девочки впадают в оцепенение, а мальчики возбуждаются, активизируются, девочки хотят быть окружены друзьями, а мальчики предпочитают находиться один на один с собой.

У девочек более развиты кортикальные системы, поэтому у девочек более развита сенсорная память (звуки, запахи, тактильные ощущения)

Роль Мозолистого тела (corpus callosum) - перемычка между правым и левым полушарием, которое объемнее и шире у девочек. Поэтому девочки быстрее переключаются с задачи на задачу, могут делать несколько заданий одновременно. Мальчикам трудно это сделать, им нужна настройка, время.

Ухо. Проводящие звук пути устроены совершенно по - разному у девочек и мальчиков. На 35% меньше проводящие пути в ушной улитке у мальчиков. Поэтому мальчики хуже слышат.

Девочки быстрее находят различия между объектами, а мальчики быстрее ориентируются в пространстве и поэтому быстро находят объекты.

Серого вещества, которое отвечает за когнитивную деятельность больше у девочек. А это значит, что девочки лучше справляются со сложными, объемными задачами.

Безусловно важно сказать о том, что все наблюдения, которые я описываю ниже, на учащихся нескольких школы, являются лишь закономерным подтверждением научных фактов и статистических данных.

Одно из исследований проводилось с 2017 года. Учащиеся пошли в первый класс гимназии. В классе было 14 человек. Из них 3 мальчика. Процентное соотношение девочек и мальчиков было слишком разное, поэтому все отличия и особенности восприятия информации очень сильно выражены.

Первые полгода разницы между девочками и мальчиками не наблюдалось. Шел процесс адаптации, привыкания к иному режиму дня, формирование коллективных взаимоотношений и притирки к учителю, как руководителю процесса части жизненного пространства. Процесса, который все взрослые декларируют, как самый важный в жизни. Эта настройка рождает образ преодоления, но это тема уже другого исследования.

Но и на этапе формирования коллектива некоторые гендерные особенности уже были заметны. Правда, скорее относящиеся к сфере взаимоотношений с учителем, а не к процессу обучения. Например, мальчики, тяжелее перенесли установку на лидерство педагога женщины, чем девочки. Мальчики сопротивлялись вводимым правилам, не понимали и не хотели радоваться и проявлять эмоции при встрече с педагогом (объятия, радостные улыбки, уменьшительно-ласкательные клички). Мальчики очевидно избегали тактильного контакта, контакта «глаза в глаза», личного общения. Это можно охарактеризовать, как нежелание вступать в игру, которая ничем не обусловлена, у нее нет цели.

К концу следующего полугодия, мальчики понемногу вступили в эту игру, просто потому что привыкли к такому ежедневному поведению учителя. Внутри самих мальчиков борьба за лидерство все время наблюдалась. Периодически возникали схватки как словесные, так и физические. Но было понятно, что самый слабый психологически мальчик не сможет примкнуть ни к одному ни к другому типу поведения и втроем дружбы не получится. Не получится группы, как это происходило у девочек.

Во втором классе мальчики полностью приняли условия игры учителя, научились считывать информацию о настроении учителя, по тону определять куда двигаться в построении ответа, копировать интонацию. Одну и туже задачу объясненную и решенную несколько раз на уроке, при выполнении домашнего задания мальчики не могли решить. Как если вы слушаете песню в исполнении одного вокалиста, а, затем, ту же самую песню в исполнении другого певца. Большая вероятность, что не сразу будет понятно, что это одна и та же песня.

Назовем предполагаемые методические различия в подходах к ученикам мальчикам и ученицам девочкам. Примеры и рекомендации:

1. Мальчикам не нужно объяснять задачи, материал, мальчикам нужно четко и кратко показать алгоритм действий (первое, второе, третье и т.д.)

2. Нельзя манипулировать чувствами мальчиков («ну что ж ты так!», «посмотри, а Наташа уже решила», «посмотри, ты постоянно трясешь руками - это тремор. Не будешь контролировать, придется лечиться у психиатра. Родителям придется много денег платить». Мальчиков при любой малейшей возможности необходимо хвалить, так, как только это заставляет их делать шаги вперед.

3. Необходимо создавать ситуацию, при которой мальчик сам выберет верное решение из предполагаемых возможных, а затем, сам же его и докажет. Учитель в этой ситуации должен согласиться и подтвердить, что он как раз, сомневался, а сейчас мальчик ему доказал, что это действительно так! Но это, безусловно, зависит от многих факторов и прежде всего, от личности учителя.

4. Мальчик, в отличии от девочки должен четко понимать цель происходящего минимального действия. Действуя в соответствии с алгоритмом, который мне предложили, я получу хорошую отметку. Если это сочинение, то его объем, затраченное время, план написания. Если это доклад, то в начале я говорю о мощности, затем, о скорости, и в заключение, о цене и качестве.

5. Мальчику должна быть поставлена четкая задача. Формулировки типа: «Как ты считаешь, так и сделай, выбери сам, хотя бы пять минут» - не будут иметь результативного действия. А также, объяснено, что последует, если он не выполнит задачу.

6. Мальчики выполняют домашнее задание или работу в классе в разы эффективнее в атмосфере состязания друг с другом, но не с девочками. Для мальчиков гораздо важнее ценность вознаграждения за проделанную работу, а не сама работа, в отличии от девочек.

7. Мальчики мотивированы на объединение только в случае общей деятельности или цели. При групповой форме работы на уроке, совершенно неэффективно посадит в группу две девочки и мальчика, например. По моим наблюдениям, в такой группе мальчик совершенно выключен из процесса.

8. Мальчики не любят длинных описаний в литературе, особенно описаний природы, не видят в них никакого смысла. Предпочитают литературу, в которой есть факты. Как устроен тот или иной объект, как происходит то или иное событие или

процесс. Причины возникновения того или иного события. А девочек, больше интересует эмоциональное потрясение, каким образом проявились признаки события, и кто, и как на них отреагировал. Например, на уроке биологии мальчики интересовались распадом белка мышц при воздействии высоких температур, а девочки - покраснением кожных покровов.

9. Мальчики обязательно должны быть вовлечены в процесс постоянно, иначе, они быстро теряют интерес и «отключаются». Уроки, на которых основной частью является монологическая речь учителя, являются для них способом заняться своими посторонними делами (написанием записок, плеванием из трубочки). По их собственному заявлению, это уроки, на которых можно поспать и отдохнуть. Уроки для мальчиков должны быть связаны с какой-то деятельностью. Это могут быть эксперименты, конструкторы, картинки, которые они передвигают, трогают, составляют.

10. Так как научно доказано на примере проведенных исследований с новорожденными девочками и мальчиками, что у девочек есть врожденный инстинкт находить глазами мать и как можно чаще иметь контакт глаза в глаза, а у мальчиков - ровно наоборот, им не нужен контакт глазами, они его избегают. Поэтому совершенно неэффективно сидеть или стоять напротив мальчиков и разговаривать, глядя в глаза. Лучше сесть рядом или объяснять материал в совместной деятельности.

11. Так как мальчики проявляют активную мозговую деятельность в прохладном помещении (научно доказано, что для мальчиков температура в помещении должна быть на два градуса ниже, чем для девочек, то к концу урока в душном помещении, по моим наблюдениям, после 25 минуты урока, мальчики совсем не слышат. Как правило домашнее задание мальчики никогда не помнят, если оно было заявлено в конце урока.

12. Девочек раздражают громкие и резкие звуки, с ними нужно разговаривать нежным и мягким голосом. Девочки должны видеть глаза учителя и понимать, считывать эмоции. Мальчикам нужно громко и четко говорить, задавать им много вопросов. Применять интерактивный способ подачи учебного материала.

13. Мальчикам нужно много схем, диаграмм, чертежей, чтобы они действовали и двигались, хотя бы руками, а девочкам - монологи, диалоги, музыка.

Безусловно, все гендерные различия перекрывают индивидуальные особенности человека, но не учитывать их нельзя. Стирание гендерных границ приводит к необратимым процессам и серьезным последствиям для социума. Я вижу прямую связь между процессами обучения и воспитания в школах и семье женщинами учителями, одинокими мамами и трагично сложившимися судьбами мальчиков. Моя личная статистика: в Пушкинском районе 81 образовательное учреждение Государственного образца, и несколько школ частных. Из них три директора мужчины. Не трудно догадаться, почему. Оставим этот вопрос открытым из соображений

корректности. Есть только саркастичные предположения - может быть, политика Российского образования направлена на стирание гендерных границ и воспитания массы, которой легко можно управлять?

Хочется встряхнуть довольных и спокойных управленцев новой России жестким очевидным фактом:

- Где можно найти основную массу дееспособных мужчин?

- В тюрьмах.

- А где можно встретить большое количество представительниц прекрасного пола?

- В образовании!

Какая интересная вырисовывается тропа - из школы в ...

Список литературы

1. В статье использованы видеолекции Т. Черниговской

2. Атлас анатомии человека Автор: Самусев Р.П. Издательство: АСТ Год издания: 2017

3. Журнал «Педагогика. Вопросы теории и практики» зарегистрирован в установленном законодательством РФ порядке. Регистрационный номер Эл. № ФС77-77305

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ У БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ)

Чамина О.Г.

старший преподаватель кафедры «Прикладная лингвистика», Ульяновский государственный технический университет

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES AND SKILLS FOR BACHELORS OF LINGUISTICS (USING MASS OPEN ONLINE COURSES)

Chamina O.

senior lecturer of the Department of Applied linguistics, Ulyanovsk state technical University

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием цифровых компетенций и навыков у бакалавров лингвистики в современных реалиях системы высшего образования. Приведены предпосылки о необходимости включения массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс подготовки бакалавров лингвистических специальностей для формирования цифровых компетенций на примере взаимодействия с информационной системой «UNITECH».

Abstract

The article deals with topical issues related to the development of digital competencies and skills for bachelors of linguistics in the modern realities of the higher education system. The article provides prerequisites for the need to include mass open online courses in the educational process of training bachelors of linguistic specialties for the formation of digital competencies on the example of interaction with the UNITECH-platform of blended learning.

Ключевые слова: цифровые компетенции, массовые открытые онлайн-курсы, смешанное обучение, информационная система UNITECH.

Keywords: digital competencies, mass open online courses, blended learning, UNITECH project.

Повышение качества высшего образования, в частности качественная подготовка профессиональных кадров, востребованных в цифровых обществе и экономике является одной из актуальных задач для современного российского образовательного сообщества. В связи с этим вопросы исследования глобальных проблем, с которыми сталкивается современная российская система высшего образования на этапе цифровизации остаются актуальными.

По результатам последних проектов, ведущих разработки в области цифровизации современного общества, CEDEFOP «Digitisation and the future of work» (Цифровизация и будущее работы) [4] и «Changing nature and role of vocational education and training (VET) in Europe» (Изменение характера и роли профессионального образования и обучения в Европе) [2] были выделены следующие актуальные вызовы системе высшего образования:

1. обеспечение способности системы реагировать на перемены, вызванные развитием технологий, что касается как смягчения последствий устаревания профессиональных умений, так и обеспечения удовлетворения спроса на новые профессиональные умения для новых профессий;

2. обеспечение должных технических знаний сотрудников профессиональных учебных заведений и их доступа к последним технологиям, чтобы преподавание соответствовало потребностям соответствующих отраслей» [1].

В связи с этим необходимо рассмотреть применимые меры для модернизации парадигмы содержания высшего образования и трансформации стандартов подготовки специалистов в системе высшего образования, направленные на развитие цифровых компетенций и навыков.

С 2006 года в Европейском Союзе цифровая компетенция рассматривается как одна из восьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.