Научная статья на тему 'Развитие цифровых компетенций и навыков у бакалавров лингвистики (на примере массовых открытых онлайн-курсов)'

Развитие цифровых компетенций и навыков у бакалавров лингвистики (на примере массовых открытых онлайн-курсов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА UNITECH / DIGITAL COMPETENCIES / MASS OPEN ONLINE COURSES / BLENDED LEARNING / UNITECH PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чамина О.Г.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием цифровых компетенций и навыков у бакалавров лингвистики в современных реалиях системы высшего образования. Приведены предпосылки о необходимости включения массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс подготовки бакалавров лингвистических специальностей для формирования цифровых компетенций на примере взаимодействия с информационной системой «UNITECH».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES AND SKILLS FOR BACHELORS OF LINGUISTICS (USING MASS OPEN ONLINE COURSES)

The article deals with topical issues related to the development of digital competencies and skills for bachelors of linguistics in the modern realities of the higher education system. The article provides prerequisites for the need to include mass open online courses in the educational process of training bachelors of linguistic specialties for the formation of digital competencies on the example of interaction with the UNITECH-platform of blended learning.

Текст научной работы на тему «Развитие цифровых компетенций и навыков у бакалавров лингвистики (на примере массовых открытых онлайн-курсов)»

корректности. Есть только саркастичные предположения - может быть, политика Российского образования направлена на стирание тендерных границ и воспитания массы, которой легко можно управлять?

Хочется встряхнуть довольных и спокойных управленцев новой России жестким очевидным фактом:

- Где можно найти основную массу дееспособных мужчин?

- В тюрьмах.

- А где можно встретить большое количество представительниц прекрасного пола?

- В образовании!

Какая интересная вырисовывается тропа - из школы в ...

Список литературы

1. В статье использованы видеолекции Т. Черниговской

2. Атлас анатомии человека Автор: Самусев Р.П. Издательство: АСТ Год издания: 2017

3. Журнал «Педагогика. Вопросы теории и практики» зарегистрирован в установленном законодательством РФ порядке. Регистрационный номер Эл. № ФС77-77305

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ У БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ)

Чамина О.Г.

старший преподаватель кафедры «Прикладная лингвистика», Ульяновский государственный технический университет

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES AND SKILLS FOR BACHELORS OF LINGUISTICS (USING MASS OPEN ONLINE COURSES)

Chamina O.

senior lecturer of the Department of Applied linguistics, Ulyanovsk state technical University

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием цифровых компетенций и навыков у бакалавров лингвистики в современных реалиях системы высшего образования. Приведены предпосылки о необходимости включения массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс подготовки бакалавров лингвистических специальностей для формирования цифровых компетенций на примере взаимодействия с информационной системой «UNITECH».

Abstract

The article deals with topical issues related to the development of digital competencies and skills for bachelors of linguistics in the modern realities of the higher education system. The article provides prerequisites for the need to include mass open online courses in the educational process of training bachelors of linguistic specialties for the formation of digital competencies on the example of interaction with the UNITECH-platform of blended learning.

Ключевые слова: цифровые компетенции, массовые открытые онлайн-курсы, смешанное обучение, информационная система UNITECH.

Keywords: digital competencies, mass open online courses, blended learning, UNITECH project.

Повышение качества высшего образования, в частности качественная подготовка профессиональных кадров, востребованных в цифровых обществе и экономике является одной из актуальных задач для современного российского образовательного сообщества. В связи с этим вопросы исследования глобальных проблем, с которыми сталкивается современная российская система высшего образования на этапе цифровизации остаются актуальными.

По результатам последних проектов, ведущих разработки в области цифровизации современного общества, CEDEFOP «Digitisation and the future of work» (Цифровизация и будущее работы) [4] и «Changing nature and role of vocational education and training (VET) in Europe» (Изменение характера и роли профессионального образования и обучения в Европе) [2] были выделены следующие актуальные вызовы системе высшего образования:

1. обеспечение способности системы реагировать на перемены, вызванные развитием технологий, что касается как смягчения последствий устаревания профессиональных умений, так и обеспечения удовлетворения спроса на новые профессиональные умения для новых профессий;

2. обеспечение должных технических знаний сотрудников профессиональных учебных заведений и их доступа к последним технологиям, чтобы преподавание соответствовало потребностям соответствующих отраслей» [1].

В связи с этим необходимо рассмотреть применимые меры для модернизации парадигмы содержания высшего образования и трансформации стандартов подготовки специалистов в системе высшего образования, направленные на развитие цифровых компетенций и навыков.

С 2006 года в Европейском Союзе цифровая компетенция рассматривается как одна из восьми

ключевых компетенций для обучения в течение всей жизни. Цифровую компетенцию также называют цифровой грамотностью, включающую в себя ряд базовых цифровых навыков:

1. умение работать с информацией и данными (использование информационно-коммуникационных технологий для получения, оценки, хранения, производства, представления и обмена информации);

2. онлайн-коммуникация и взаимодействие (коммуникация и участие в виртуальных сетях);

3. создание цифрового контента (использование сервисов глобальной сети Интернет);

4. безопасность и решение проблем [8].

Цифровая компетенция также включает в себя

способность уверенно, критически осмысленно и ответственно применять эти цифровые навыки в определённой сфере деятельности.

В России Ежегодная национальная выставка «ВУЗПРОМЭКСПО», организованная Министерством науки и образования Российской Федерации, выступает в качестве дискуссионной и демонстрационной площадки для обсуждения реализации актуальных проектов, определяющих детальный план обеспечения достижения целей, определенных стратегией научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР), утвержденной Указом Президента Российской Федерации №642 от 1 декабря 2016 г. Новую цифровую образовательную модель, ориентированную на подготовку специалистов для цифровой экономики, эксперты «ВУЗПРОМЭКСПО-2019» обсудили в рамках программы: «Образование: новые форматы» [7]. Представителями «EdCrunch University» НИТУ «МИСИС» были представлены пять составляющих цифровой образовательной модели, подготовленные при участии иностранных экспертов:

1. цифровые компетенции (интеграция новых образовательных технологий);

2. самостоятельное обучение за пределами образовательной организации;

3. новые технологии оценивания;

4. цифровой университет;

5. цифровая инфраструктура.

Одним из эффективных вариантов образовательных технологий для реализации цифровой трансформации в сфере образования являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК), смешанное обучение (blended learning) и открытые образовательные практики. В МООК используются открытые образовательные ресурсы, техническая поддержка, форумы и онлайн-инструментарий для самооценки и традиционного оценивания преподавателем, то есть МООК несомненно являются средой, обеспечивающей доступное и эффективное обучение в современных реалиях систем высшего образования, а также платформами, обеспечивающими формирование необходимых цифровых компетенций и навыков. По современным оценкам использование смешанного подхода (контактного и он-лайн взаимодействия преподавателя и студента)

сейчас активно развивается и при обучении по образовательным программам и дисциплинам часто дает видимый эффект.

Для изучения вопроса формирования цифровых компетенций и навыков у студентов лингвистических профилей подготовки рассмотрим опыт взаимодействия «Ульяновского государственного технического университета» с коммерческим партнером-работодателем компанией «Юнитранс» на примере интегрирования в блок профессиональных дисциплин направления «Лингвистика» разрабатываемой нашей группой учебно-виртуальной платформы UNITECH [6].

UNITECH представляет собой проект, используемый в учебном процессе, в первую очередь, для развития профессиональных компетенций студентов лингвистических специальностей в высших учебных заведениях [5]. В настоящее время коллективом разработана и активно развивается рабочая версия информационной системы UNITECH, которая включает ряд автоматизированных отраслевых курсов, систем лингвистической и отраслевой поддержки для использования преподавателями языковых и переводческих дисциплин в процессе обучения студентов. Например, на текущий момент основной курс общей технической подготовки лингвистов-переводчиков уже внедрен в учебный процесс более, чем 30 российских вузов.

Работы и задачи проекта UNITECH в 2018, 2019, 2020 гг. подержаны РФФИ, а сам ресурс, его теоретическая и практическая составляющая развиваются нами на базе исследований новых образовательных моделей смешанного и проблемно-ориентированного обучения. В состав каждого курса входит wiki-база отраслевых знаний, теоретический материал, контрольные задания и система контроля. Курс может проводиться под руководством преподавателя вуза, сотрудники информационной системы осуществляют техническую и информационную поддержку студентов и преподавателей.

Все курсы UNITECH направлены на приближение компетенций выпускников вузов к требованиям работодателей. Проект UNITECH, реализованный на базе веб-платформы, обеспечивает не только формирование профессиональных компетенций студентов лингвистических специальностей, но и предусматривает цифровизацию образовательного процесса, активно внедряя технологии смешанного обучения, сетевой и дистанционной форм обучения, мобильные технологии (обучение через мобильное устройство), технологии взаимодействия в системе технической онлайн-поддержки всех групп пользователей и т.д.

Рассматривая опыт взаимодействия с учебно-виртуальной средой UNITECH, у бакалавров лингвистики формируются следующие цифровые компетенции и навыки, согласно рамке компетенций DIGCOMP (Европейская рамка цифровой компетенции граждан) [3]:

1. Информационная грамотность и работа с данными.

Умение работать с информацией и данными, формулирование информационного запроса, поиск

и получение доступа к данным, информации и контенту в цифровой среде, и ориентация в информационной системе.

2. Коммуникация и сотрудничество.

Сетевая коммуникация и взаимодействие посредством различных цифровых технологий, участие в сетевых виртуальных средах и понимание подходящих средств цифровой коммуникации для определённого контекста.

3. Создание цифрового контента.

Создание и редактирование цифрового контента в разных форматах, самовыражение при помощи цифровых средств.

4. Безопасность.

Защита устройств и цифрового контента, понимание рисков и угроз, существующих в цифровой среде. Знание мер по обеспечению безопасности, надёжности и конфиденциальности.

5. Решение проблем.

Выявление проблем при работе с устройствами, грамотное использование цифровой среды.

В связи с тем, что цифровые компетенции являются универсальными и ключевыми для современных гуманитариев и составляют основу современного направления цифрового гуманитарного образования, или Digital Humanities, и они же определяют способности обучающихся решать профессиональные задачи и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими специалистами, внедрение технологий смешанного обучения на базе информационной системы UNITECH в учебный процесс подготовки бакалавров лингвистики является целесообразным.

Применение массовых открытых онлайн-кур-сов делает возможным применение новых образовательных программ, методов преподавания, вспомогательных технологий, цифровых педагогических методик (например, метод смешанного обучения, метод продуктивного обучения и т.д.), что делает такие системы перспективными стратегиями в области формирования цифровых навыков и компетенций.

Примечание - статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ по проекту N 18-413730018/19 «Методы и средства проблемно-ориентированного смешанного обучения иностранному языку и переводу для специальных целей» (руководитель проекта - Соснина Е.П.).

Список литературы

1. Cedefop, The changing nature and role of vocational education and training in Europe, том 3: The responsiveness of European VET systems to external change (1995-2015), Cedefop research paper, № 67, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2018. URL: http://data.eu-ropa.eu/doi/10.2801/621137. (Дата обращения -27.12. 2019)

2. Changing nature and role of vocational education and training (VET) in Europe. URL: http://www.cedefop.europa.eu/it/events-and-pro-jects/projects/changing-nature-and-role-vocational-ed-ucation-and-training-vet-europe (Дата обращения -12.11. 2019)

3. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. URL: https://ec.eu-ropa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21 -digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-ex-amples-use (Дата обращения - 12.11. 2019)

4. Digitalisation, AI and the future of work. URL: http ://www.cedefop.europa. eu/it/events-and-projects/projects/digitalisation-and-future-work (Дата обращения - 12.11. 2019)

5. Информационная система UNITECH. URL: http://unitechbase.com/ (Дата обращения - 22.10. 2019)

6. Соснина, Е.П. О проекте комплекса поддержки массовых открытых онлайн-курсов профессионального обучения отраслевому и техническому переводу //Иностранные языки в современном мире: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / под ред. Д.Р. Сабировой, А.В. Фахрутдиновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. Стр.345-350

7. Цифровая образовательная модель: пять технологий, которые изменят систему образования. URL: https://ntinews.ru/news/obrazovanie/tsifrovaya-obrazovatelnaya-model-pyat-tekhnologiy-kotorye-iz-menyat-sistemu-obrazovaniya.html (Дата обращения - 07.10. 2019)

8. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн обучение. URL: https://www.etf.eu-ropa.eu/sites/default/files/2019-08/dsc_and_dol_ru_0.pdf (Дата обращения - 07.10. 2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.