2. Глазьев С. Как построить новую экономику? // Финансовая газета. 2012. 1 авг.
3. Глазьев С.: «Россия еще может успеть войти в новый технологический уклад». и^: http://www.business-gazeta.ru/ а|Ио!е/66460/.
4. ГнатюкВ.И. Закон оптимального построения техноценозов // Ценологические исследования. 2005. Вып. 29.
5. Кудрин Б.И. Гипотеза третьей научной картины мира // Ценологические исследования. 2012. Вып. 47.
6. Кудрин Б.И. Два открытия: явление инвариантности структуры техноценозов и закон информационного отбора // Ценологические исследования. 2009. Вып. 44.
7. Лазуткин А.П. Постгосударственная парадигма управления акционерным капиталом. Красноярск: СибГТУ, 2011.
8. Манохина Н.В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды // Вестник СГСЭУ. 2008. № 5 (24). С. 16 - 18.
9. Мирошниченко Н.В. Теоретические аспекты институционального управления в условиях новой экономики // Вестник СГСЭУ. 2011. № 4 (38). С. 32 - 36.
10. Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию - сильнее, а граждан - влиятельнее. М.: Альпина Паблишер, 2012.
11. Pigou A.C. The Economics of Welfare. London, 1920.
12. URL: http://www.kp.ru/daily/26020/2941940/.
удк 330.101.541 Евгения Андреевна Юнева,
аспирантка кафедры общей экономической теории, [email protected] преподаватель кафедры экономических дисциплин,
СГСЭУ, Марксовский филиал
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ НОВОГО ТИПА
Статья посвящена такой актуальной теме, как трансформация неформальных экономических отношений в условиях нового типа хозяйствования. Новый тип экономических отношений в России складывается под влиянием усилившейся глобализации экономики и перехода к рыночным отношениям, информатизации. Данные факторы не только трансформируют сферу нормальных и официальных экономических отношений, но и воздействуют на неформальные экономические отношения, которые приобретают все более сложный характер и все больше перемещаются в виртуальное пространство или реализуются посредством его. Основные факторы развития теневых экономических отношений связаны с низкими темпами экономического роста и неэффективностью использования ресурсов, непродуктивными перераспределительными процессами, неспособностью адекватного противостояния новым вызовам, структурными диспропорциями экономики и глубокими социальными деформациями, проявляющимися в усилившейся дифференциации доходов населения и ухудшении состояния социальной сферы. Действие данных факторов происходит одновременно, синергетически усиливая результат, проявляющийся в масштабном распространении теневых экономических отношений.
Ключевые слова: теневые экономические отношения, теневой сектор экономики, информационная экономика, экономические преступления, деформация экономических отношений, экономическая безопасность.
Уе.А. Уипеуа
MACROECONOMIC FACTORS AND CONDITIONS FOR TRANSFORMATION OF SHADOW ECONOMIC RELATIONS IN MODERN ECONOMY
The paper deals with the important issue of transforming shadow economic relations in a new type of economy. A new type of economic relations in Russia is being shaped by increasing globalization of the economy and transition to a market economy. These factors do not only transform normal and formal economic relations but also affect the informal economic relations that are becoming more complex and that are moving into the virtual space. The main factors of the development of shadow economic relations are linked to low growth rates and inefficient use of resources, inefficient redistribution process, failure to adequately address the new challenges, structural imbalances of the economy and profound social dysfunctions that lead to income gap and deterioration of the welfare system. These factors occur simultaneously and synergisti-cally enhance each other resulting in the large-scale spread of shadow economic relations.
Keywords: shadow economic relations, shadow sector of the economy, information economy, economic crime, deformation of economic relations, economic security.
Происходящие трансформации экономической системы порождают новые угрозы экономической безопасности, новые экономические преступления и значительно расширяют спектр теневых экономических отношений. Формирование хозяйственной системы нового типа обусловлено не только переходом к рыночным отношениям, но и информатизацией экономики, усилением глобализации и дальнейшим нахождением России в условиях ВТО.
Реалии российской экономики порождают теневые экономические отношения из-за действия таких факторов, как низкие темпы роста экономического потенциала государства и отставание в технологическом развитии, что частично происходит в результате неэффективного использования ресурсов и слабого регулирования процессов перераспределения собственности.
В качестве макроэкономических факторов интенсификации теневых экономических отношений можно обозначить также структурные диспропорции и деформации параллельно с низкой эффективностью российской экономики, выражающиеся в приоритете сохранения топливно-сырьевого сектора, слабом развитии высокотехнологичного и наукоемкого производства, недостаточной инвестиционной активности, все более усиливающейся территориальной дифференциации социально-экономического развития регионов, гипертрофированном развитии финансового сектора и дефицитном
- реального сектора.
К тому же российская экономика обладает слабой способностью к адекватному противостоянию вызовам и рискам, связанным с трансформацией мировой рыночной конъюнктуры, глобализацией и информатизацией. Это усиливает криминализацию экономической деятельности, порождая высокий уровень правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах. Экономическая необеспеченность приоритета предупреждения преступления перед применением мер уголовной ответственности только усиливает данные негативные процессы.
Иррациональное вмешательство государства в ценообразовательный процесс через лицензирование определенных видов деятельности, ставящее российские компании в прямую зависимость от государственных органов, способствует возникновению у чиновников нелегальных доходов. Кроме того, имеются и более жесткие формы государственного вмешательства: например, прямая поддержка государственными органами так называемых «дружественных» компаний с целью подавления конкурентов посредством необоснованного использования контролирующих полномочий и правоохранительных органов. Это касается, в первую очередь, особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Кроме того, следует отметить содействие государства в прямом распределении рынка и развитие на этой основе отношений неформального характера, связанных прежде всего с коррупцией.
Теневизация экономических отношений во многом порождается негативными тенденциями и в социальной сфере. Так, следует обозначить достаточно высокий уровень скрытой безработицы, сопровождающийся низким уровнем качества жизни населения и расслоением ниже критической отметки уровня доходов, при сохра-
нении и возможном усилении значительной имущественной дифференциации населения. Данный процесс усугубляется повышением стоимости платных услуг обязательного характера (здравоохранение, образование, ЖКХ), опережающим рост реальных доходов населения, и перераспределением этих дополнительных расходов на слои населения со средним достатком, обеспечивающие рост платежеспособного спроса, сбережений и т.д.
Следует подчеркнуть, что действие всех этих факторов происходит одновременно и крайне негативно сказывается на экономической сфере, существенно расширяя спектр теневых отношений. Деформированная экономика имеет весьма ограниченные возможности, она не способна к расширенному воспроизводству, порождает диспропорции в структуре общества, вызывает нестабильность вместе со значительными потерями материальных и трудовых ресурсов, провоцирует аморальное, неэтичное экономическое поведение.
На наш взгляд, одна из важнейших экономических причин теневых отношений в российской экономике кроется в том, что на начальном этапе перехода к рыночным отношениям была выбрана модель неуправляемой, саморегулируемой экономики, результатом чего стали хаос, криминализация, расцвет монополий, экономический кризис.
В настоящее время следствием деформации российской экономики является неуклонное расширение теневых экономических отношений, обостряющееся действием внешних факторов, к числу которых можно отнести экспансию на российский рынок импортных товаров и усилившуюся импортную зависимость в удовлетворении потребностей общества, а также неэффективность таможенных регламентаций и недостаточный валютный и экспортный контроль, осложняющийся неразвитой транспортной инфраструктурой экспортноимпортных операций.
Деформированная экономика крайне негативно отразилась на всех рынках факторов производства, и в первую очередь на рынке труда и рынке капитала. Ослабилась трудовая мотивация работников, произошла утрата квалификации и определенных навыков, осложнилось материальное положение людей, что стало благодатной почвой для расширения масштабов теневых экономических отношений. Существенно изменилась структура доходов населения с точки зрения источников их образования. Так, например, доля официальной заработной платы неуклонно снижается по отношению к другим источникам доходов. В результате в обществе назревает конфликтная ситуация, так как работать эффективно и производительно становится невыгодно и малопривлекательно, и, как следствие, в хозяйственной жизни страны начинают доминировать неформальные экономические отношения. Неформальная трудовая практика стала общеприемлемой нормой трудовых отношений, условием выживания и определенным образом жизни. Кроме того, неформальная трудовая практика все чаще осуществляется в виртуальном пространстве (разработка сайтов, программного обеспечения и т.д.), что также образует теневой сектор экономики.
Таким образом, в большей или меньшей степени теневизация затронула ведущие сферы экономики, следствием чего является значительный экономический
ущерб, неэффективность рыночных отношений, низкая инвестиционная привлекательность и нарушенная деловая активность на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях.
Что же касается капитала, то стоит отметить именно российскую специфику: он не был заработан или нажит, так как полностью сформировался из государственной собственности, из бюджетных средств и из прав на обслуживание этих средств [5]. Рынок капитала на первоначальных этапах, на наш взгляд, был сформирован только посредством коррупционных отношений и рей-дерских захватов. И если поначалу это был захват отдельного предприятия, то в дальнейшем действия рейдеров стали распространяться на отдельные группы (сети) предприятий, технологические цепочки предприятий, холдинги и т.д. На наш взгляд, причины рейдерства кроятся в специфике рыночных и административных отношений. На первых этапах рейдерство осуществлялось в форме грубого силового захвата или с помощью запугивания; сейчас применяются более изощренные способы, связанные с недостатками законодательства, информационной асимметрией, с использованием информационных технологий, участием госструктур и различных комбинаций методов. Рейдерство приобретает системный характер, находясь, зачастую под покровительством федеральных и местных властей.
Таким образом, рейдерство крайне отрицательно сказывается на развитии полноценных рыночных отношений, так как рынок капитала приобретает криминальную природу.
Финансовая система - это еще одна сфера, как порождающая теневые отношения, так и сама же страдающая от них. Переход к рынку предполагает наличие определенных финансовых эффективных институтов. В российской финансовой системе существует бюджет на всех уровнях и внебюджетные фонды. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. В структуре доходов большую часть занимают налоги. Доходы от государственного предпринимательства, государственной собственности - слаборазвитая часть бюджета государства. При этом масштабы государственного сектора экономики порождают распределение средств бюджетов через прямые и косвенные дотации, субсидии, субвенции, льготные кредиты государственным предприятиям. В связи с этим происходит формирование предпринимательских структур с целью незаконного присвоения бюджетных средств и дальнейшего их использования с возможностями последующего вывода за границу.
Налоговые преступления относятся к категории наиболее трудно выявляемых [7]. По разным данным, менее половины всех экономических субъектов российской экономики полностью и в срок рассчитываются по своим налоговым обязательствам.
В качестве причин, деформирующих систему сбора налогов, можно отметить проводимую налоговую политику и особенности налоговой системы. Чрезмерная налоговая нагрузка на ведущих налогоплательщиков обусловлена следующими специфическими причинами:
- отсутствием эффективного контроля над расходами бюджета;
- предоставлением отдельным субъектам налоговых льгот;
- функционированием зон с льготным налогообложением;
- тем, что структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов и является неравномерно распределенной.
Так, например, промышленное производство в России составляет около 30% ВВП, но при этом в структуре налоговых поступлений она составляет более 50%. В свою очередь, вклад банковского и торгового секторов в структуре налоговых поступлений неадекватен их реальному финансовому потенциалу. Это, на наш взгляд, связано в определенной степени со слабостью государственных институтов и относительной легкостью контроля реального сектора по сравнению с финансово-посредническим сектором.
Также в качестве причины налоговых преступлений следует назвать отсутствие вариантов для легального обеспечения и повышения конкурентоспособности во многих сферах бизнеса. То есть неуплата налогов превратилась в весомый фактор, обеспечивающий конкурентоспособность российских предприятий, или, так же как и в случае с рынком труда, приспособление к меняющимся условиям. Таким образом, тяжесть налоговой нагрузки признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневых экономических отношений во всех странах, независимо от уровня развития и характера рыночной модели.
Следует отметить, что именно финансовое положение многих налогоплательщиков является решающим фактором при нарушении налогового законодательства. Сопоставляя выгоды от уклонения от уплаты налогов и возможность отрицательных последствий, налогоплательщик зачастую принимает решение не платить, так как, с его точки зрения, оно наиболее выгодное или оптимальное. Неуплата налогов принимает системный характер, основывается на поддержке коррумпированных госструктур, усилении влияния криминальных элементов на банковскую деятельность и внешнюю экономическую деятельность, выходит на глобальный уровень.
Следует отметить, что коммерческие банки активно участвуют в деятельности по обналичиванию денег, сотрудничая с фирмами-однодневками. Таким образом, банковская система втягивается в спектр теневых экономических отношений, а развитие информационных технологий, информатизация экономики лишь способствует этому. Процесс теневизации также связан с недобросовестным привлечением бюджетных средств и нецелевым их использованием. Но зачастую коммерческие банки становятся и жертвами экономических преступлений. Отдельными объектами экономических преступлений стали пластиковые карты, электронные деньги и другие современные платежные средства.
Упавший уровень доверия к банковским институтам, высокий уровень инфляции, а также несовершенство законодательства способствовали на начальных этапах реформирования интенсивному росту «альтернативных» кредитных учреждений, именуемыми финансовым пирамидами. Развернувшиеся финансовые и иные так называемые инвестиционные учреждения создали немыслимую угрозу не только для попавших в сферу их деятельности граждан, но для и всего общества в целом, обогащая тех людей, которые стоят на более вы-
♦--------------------------------------------------
соких уровнях пирамиды. В настоящее время благодаря информационным технологиям данный вид теневой деятельности переместился в виртуальное пространство. Существует мнение, что экономическая киберпреступность, возможно, является самым доходным сектором. Интернет-магазины, совместные покупки, продажа через социальные сети, оказание услуг через Интернет - все это входит в сферу не криминального, но теневого бизнеса. Расширение «электронной наличности» только способствует активизации легальных и криминальных экономических отношений в сети Интернет. Изощренные формы мошенничества включают онлайновые аукционы, предложения легко и много заработать, предложения надомной работы, недобросовестную рекламу, распространяемую против воли пользователей, различные «выгодные» предложения кредитов, кредитных карточек, мошенничество с инвестициями.
Таким образом, теневой сектор экономики в хозяйственной системе нового типа подвержен многофактор-
------------------------------------------------♦
ному воздействию и приобретает все более сложные формы проявления теневых отношений.
1. Беседина В.А. Проблемы предупреждения экономических преступлений. иР1_: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-0195_West_pravo_2001_2(4)/11.pdf.
2. ВойтикА.И., Прожерин В.Г. Экономика информационной безопасности: учеб. пособие. СПб.: НИУ ИТМО, 2012.
3. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб., 2003.
4. Завельский М.Г. Теневая экономика и трансформационные процессы // Социологические исследования. 2003. № 1.
5. Колмаков В.С. Особенности экономической безопасности России в условиях глобализации экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3 (42).
6. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества: опыт Европейского союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
7. Ткач О.П. Особенности процессов накопления капитала в российской экономике // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).
8. Яковлева Р.Р. Оффшорные зоны и теневая экономическая деятельность // Банковское право. 2005. № 3.