случай, в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов).
В настоящее время участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами. При этом вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников системы.
Таким образом, система страхования вкладов по своей сути имеет не только экономическую, но и большую социальную направленность. Она представляет собой комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства финансового учреждения.
Именно поэтому для Российского государства, перед которым стоят сложные задачи формирования гражданского общества, правового государства и обеспечения экономического роста, очень важно вернуть доверие населения к банкам, чтобы аккумулировать сбережения физических лиц в банковской системе и впоследствии инвестировать привлеченные средства в реальный сектор экономики.
удк 316.334.2
социологическое исследование социально-трудовых отношений в системе теневой экономики
А.А. Хасиев
Чеченский государственный университет, грозный кафедра теоретической экономики E-mail: [email protected]
в статье рассматривается сущность социально-трудовых отношений в системе теневой экономической деятельности и факторы, обусловливающие их развитие, масштабы теневой экономики и методы ее измерения, а также обобщается зарубежный опыт профилактики теневой экономики и возможности ее использования в россии.
Ключевые слова: труд, отношения социальные, теневая экономика.
sociological study socially-Working Relations in the system of the shadow Economy
A.A. Khasiev
In the article is examined the essence socially-working relations in the system of shady economic activity and the factors, which specify their development, the scales of shadow economy and the methods of its measurement, and the foreign experience of the preventive maintenance of shadow economy and possibility of its use in Russia also is summarized.
Key words: labour, social relations, shadow economy.
Конечно, только страхование вкладов не может обеспечить уверенности в том, что финансовая система будет здоровой. Задача обеспечения финансовой стабильности в стране должна решаться совместными усилиями всех заинтересованных органов: Банка России, органа банковского надзора и Агентства по страхованию вкладов. Стремление только за счет создания системы страхования вкладов разрешить проблему недоверия общества к государству и банкам, обеспечить финансовую стабильность в стране невозможно без реформирования всей правовой, финансовой и институциональной базы государства.
Примечания
1 См. подробнее: Осипов Г.В. Социология и общество. М., 2007; Свобода, неравенство, братство. Социологический портрет современной России / Под ред. М.К. Горшкова. М., 2007; Федотов А.Э. Гражданское общество: проблемы развития и современные формы. Саратов, 2004.
2 Сокол П. Новое в страховании банковских вкладов граждан // Право и экономика. 2004. N° 7. С. 22; Россия: укрепление доверия: Развитие финансового сектора в России. М., 2002. С. 173.
Важной особенностью социально-трудовых отношений, связанных с реализацией способностей к труду отдельного человека и всего населения на основе рыночных принципов (спроса и предложения, купли-продажи, конкуренции), является наличие в них так называемой ненаблюдаемой (нерегистрируемой) части этих отношений, состоящей из теневого и неформального секторов экономики (например, сектора домашних хозяйств). Качество оценки социально-трудовой сферы в значительной мере зависит от того, насколько полно удается оценить сферу ненаблюдаемой экономической деятельности, а также разработать пути минимизации ее негативных последствий.
Термин «ненаблюдаемая экономика» применяется в отношении определенных сфер экономической деятельности, противопоставляемых официальной (регистрируемой) экономике1. В отечественной литературе в последние годы использовалось много терминов в отношении ненаблюдаемой экономики, прежде всего такие, как «теневая экономика», «неформальная экономика», «подпольная экономика», «скрытая эко-
© А.А. Хасиев, 2009
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2
номика», «криминальная экономика»2. Наиболее актуальной в настоящее время выступает та часть ненаблюдаемой экономики, которая именуется теневой.
Отсутствие в современной экономической теории единого толкования понятия теневой экономики, четких границ между подходами к ее определению, а также точности в выделении объекта изучения обусловлено различиями в характере решаемых теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследований. Такое разнообразие и неоднозначность закономерны, так как теневая экономика сама по себе - явление сложное, состоящее из ряда элементов и охватывающее различные сферы общественной жизни, в том числе и в социально-трудовых отношениях.
Для операционного (прикладного) подхода. свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через формы и методы ее измерения. Данный подход применяется при решении конкретно-практических статистических задач. При изучении феномена теневой экономики специалисты в сфере обеспечения экономической безопасности весь спектр негативных явлений в экономике условно разделяют на два блока: теневую и криминальную.
В контексте вышеизложенного под теневой экономикой необходимо понимать всю экономическую деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой, скрыта от налогообложения и соответственно не включается в ВВП. Основными системными признаками теневой экономики являются: целостность, открытость, приспособляемость, воспроизводимость, структурированность и иерархичность. Система теневой экономики состоит из неофициальной, административной, фиктивной и криминальной составляющих.
Таким образом, теневая составляющая экономики представляет такой уклад экономических отношений, обеспечивающих денежные доходы, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, другим формальным правилам хозяйственной жизни и находится вне рамок правового поля.
За основу анализа понятий теневой экономики целесообразно взять методологию международной статистики. Версия национальных счетов, рекомендованная в 1993 г. ООН и другими международными организациями, практически целиком учитывает теневую экономику в составе производственной деятельности. Методология системы национальных счетов (СНС-93) вводит в этой связи основные понятия, довольно близкие по смыслу, а в каких-то отношениях даже пересекающиеся между собой, но одновременно обозначающие каждое свой, отличный от других, круг явлений: «скрытая» (или «теневая»), «неформальная» (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.
Раскрытие понятия «теневая экономика» затруднено нехваткой информации для анализа и концептуальными сложностями. Нередко теневая экономика отождествляется с неформальной и криминальной. Различают внутреннюю и параллельную теневую экономику. Под внутренней экономикой понимаются «встроенные» в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников3. Другими словами, внутренняя теневая экономика трактуется как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют в регистрируемой части экономики.
Негативные последствия, порождаемые теневой экономикой, очевидны. Вместе с тем в условиях нестабильной хозяйственной системы теневой сектор, в своей некриминальной части, является своеобразным экономическим и социальным «амортизатором» по доходам для части населения, предоставляя ему возможность трудовой деятельности и заработка, не являясь при этом критически опасным для общества.
Следует согласиться с мнениями многих авторов о том, что распространенность теневой экономической деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений4.
В основу дестимулирующего механизма в России изначально была заложена масштабная приватизация, которая обернулась закрытием предприятий и массовыми банкротствами. Сегодня из 707 промышленных предприятий, расположенных на территории некоторых областей, только 26 остались в федеральной и региональной собственности, эффективность управления некоторыми остается исключительно низкой.
Пик развития теневой экономики пришелся на 1994 г., когда был осуществлен первичный передел государственной собственности. В этом же году отмечался более чем четырехкратный рост доли теневого сектора в ВВП и почти 100-кратный рост абсолютных его объемов. По мнению ряда экспертов, в промышленности по теневому обороту лидирующее положение заняли отрасли топливно-энергетического и сырьевого комплексов, а в экономике в целом доминировала в этом плане сфера обслуживания: в 1994-1995 гг. на нее приходилось до 70-75% теневого ВВП5.
В 2001 г. до 40% ВВП российской экономики создавалось в теневом секторе, а нелегальный вывоз капитала из страны ежегодно составлял около 20 млрд долларов. За прошедшие годы ситуация с теневым сектором экономики в России коренным образом не изменилась и, по данным правоохранительных органов и отдельных экспертов, теневой сектор на конец 2006 г. составлял 45-50%6.
24
Научный отдел
К числу факторов, определяющих масштабы и динамику теневой экономики, относятся дестабилизация материального положения основной массы населения и резкое ухудшение условий его жизнедеятельности. Серьезным фактором развития теневой экономики все более становится безработица. По статистическим данным по состоянию на начало 2007 г., на территории Чеченской Республики доля безработных составила 18,5% экономически активного населения.
Одной из особенностей экономики является широкое распространение неофициальной вторичной занятости. Согласно исследованиям 27% трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть - в розничной торговле.
В условиях экономической нестабильности теневой сектор экономики России имеет устойчивую тенденцию к росту. Подобная ситуация будет оставаться стабильной, пока в России сохраняются условия и предпосылки масштабного развития теневого сектора.
Представляет интерес зарубежный опыт профилактики теневой экономики и возможности его использования в России. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный Комитет по разработке международной конвенции против коррупции и «отмывания» незаконных денежных средств. В борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, активно участвуют такие организации, как Интерпол, Мировой банк, Европейский совет, Оффшорная группа банковских инспекторов, Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью и другие международные организации, действует также международная программа ООН по борьбе с наркоманией.
Во многих странах приняты законодательные акты, предусматривающие жесткие меры борьбы с отмыванием незаконно добытых денег. В законодательстве большинства развитых государств предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение этих мер и за содействие в проведении сомнительных и подозрительных банковских операций. Практический интерес для нашей страны имеет, в частности, опыт Китая по контролю за движением теневого капитала и предотвращению незаконных экономических операций.
В развитых рыночных странах государство борется с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание прежде всего усилению ответственности за налоговые преступления. Так, важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях. Во Франции основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых преступлений, является Общий кодекс о налогах.
Здесь к правонарушениям относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана.
В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения. В США все налоговые преступления квалифицируются по степени их тяжести на тяжкие и менее тяжкие. Налоговое законодательство этой страны предусматривает уголовную ответственность не только лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и должностных лиц и работников налоговой службы. Нормы, регулирующие порядок взыскания налогов, контроль за неуплатой и правонарушениями, в отдельных штатах США являются более дробными.
Особо интересен опыт борьбы с теневой экономикой Восточных государств. К примеру, в ОАЭ отсутствует налогообложение как таковое, что изначально заставляет государство изыскивать иные способы поддержание государственной казны. Кроме того, возможность получения полной прибыли без вычета налогов позволяет снизить себестоимость продукции и максимально использовать прибыль для развития производства. При этом государство экономит огромные денежные средства ввиду отсутствия необходимости содержания налогового аппарата. Отсутствие подоходного налога в этой стране делает ее привлекательной для вложения в нее инвестиций как физических, так и юридических лиц, а также способствует высокой конкуренции на рынке рабочей силы.
Следует заметить, что многие приемы борьбы с теневой экономикой не имеют должного эффекта, а лишь затрудняют деятельность субъектов экономических отношений (так, например, запрет для юридических лиц использовать жилые помещения в качестве юридического адреса с целью борьбы с компаниями-однодневками привел к усложнению процедуры регистрации для многих учредителей).
Представляется, что вышеизложенный опыт законодательного закрепления воздействия на теневую экономику, накопленный разными странами, вполне может быть адаптирован к современным российским реалиям.
Примечания
1 См.: Абалкин Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения / Ин-т экономики РАН. М., 2000. С. 50.
2 См.: Барсукова С.Ю. Неформальная экономика и сетевая организация пространства в России // Мир России. 2000. Т. 9, № 1. С. 52-68.
Социология
25
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2
См.: Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Теневая экономика России: понятие, структура, основные направления противодействия // Организованная преступность и коррупция: Исследования, обзоры, информация. 2000. № 2. С. 32-38.
См.: Львов Д.С. Какая экономика нужна России? // Рос. экон. журн. 2002. № 11-12.
См.: Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 60.
См.: Черемисина Н.В. К вопросу о статистическом измерении теневой экономики на региональном уровне // Вопросы статистики. 2007. № 1. С. 64-67.
Слово молодым социологам
удк 316.334.55 (470) (09)
генезис аграрной социологии в россии
В.Б. Антонов
Саратовский государственный университет, кафедра социологии регионов E-mail: [email protected]
в статье рассматриваются особенности возникновения отечественной аграрной социологии, этапы ее развития и современное состояние.
Ключевые слова: аграрная социология, этапы ее развития, сельская община, аграрные преобразования.
Genesis of Agrarian sociology in Russia V.B. Antonov
The article examines the history of Russian agrarian sociology, stages of its development and its present-day state.
Key words: agrarian sociology, stages of its development, rural community, agrarian transformations.
Формирование аграрной социологии проходило в рамках процесса возникновения и становления отечественной социологии в целом во второй половине XIX столетия. Как известно, появление социологии как науки было социально обусловлено. Главными предпосылками и условиями ее возникновения являлись реформы Петра I, реформы 1861 г., вступление России на капиталистический путь развития, сохранение долгое время пережитков крепостного права, появление новых классов и слоёв, зарождение рабочего движения, расширение масштабов эмпирических исследований социальных проблем русского общества того времени1.
Одной из наиболее острых и актуальных проблем российской действительности XIX в. было крепостное право. Закономерно поэтому, что задолго до 1861 г. русская общественная мысль обращалась к вопросу о месте и роли русской общины в жизнедеятельности общества. Здесь достаточно указать на многолетнюю дискуссию славянофилов по данному вопросу.
Определенным итогом предсоциологического этапа социальной мысли по этой проблеме явились идеи К.Д. Кавелина, которого не без осно-
ваний считают одним из основателей аграрной социологии в России.
Большой интерес представляют взгляды Кавелина на сельскую общину. Предпринятый Кавелиным анализ русской сельской общины как специфического социального института имеет завершенный социологический характер. В связи с этим прослеживается эволюция взглядов Кавелина на роль общины в будущем развитии России. Споры вокруг общины, которые велись в 40-е гг. XIX в., не имели ничего общего, по мнению Кавелина, с конкретным обсуждением проблемы. Это были всего лишь рассуждения по ее поводу на общеполитические темы. В конце 50-х гг. научная полемика отражает уже более отчетливо черты практических рекомендаций в преддверии аграрной реформы. В 70-е гг. уже можно было говорить о некоторых итогах и сформулировать оценки тех новых социальных процессов, которые имели место в деревне после отмены крепостного права.
Кавелин подчеркивал, что сложность понятия общины, как на уровне общественного сознания, так и в научном обиходе создавала трудности в ее определении. Каждый исследователь выделял в ней какую-нибудь одну сторону и, абсолютизируя ее, невольно умалял значимость других сторон. Кроме того, большинство исследователей считали общину запоздалым остатком варварских времен.
В трактовке вопроса о сельской общине в России Кавелин занимал своеобразную позицию, в которой сочетались идеи государственной школы, представлявшей общину как институт, созданный государством, и славянофильские верования в великую роль общины как реальной альтернативы развитию капитализма в России. Ученый считал наиболее правильным путь разумного сочетания общинного землевладения с личной поземельной собственностью крестьянина, позволяющей избежать пролетаризации и нищеты крестьянских масс.
3
6
4
© В.Б. Антонов, 200Я