Научная статья на тему 'Макроэкономическая среда'

Макроэкономическая среда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИКА / ВВП / ЖНВЛП / ОНЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В 2011 г. в экономике России наблюдалось продолжение восстановительного роста после рецессии конца 20082009 гг.1 В целом за год экономика, по первой оценке Росстата, выросла на 4,3%, т.е. так, как и в 2010 г., что позволяет сделать вывод о завершении стадии восстановительного роста (в 2009 г. рецессия составила 7,8%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическая среда»

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

В 2011 г. в экономике России наблюдалось продолжение восстановительного роста после рецессии конца 2008— 2009 гг.1 В целом за год экономика, по первой оценке Росстата, выросла на 4,3%, т.е. так, как и в 2010 г., что позволяет сделать вывод о завершении стадии восстановительного роста (в 2009 г. рецессия составила 7,8%).

Со стороны производства позитивная динамика ВВП в 2011 г. была обусловлена, прежде всего, ростом обрабатывающих производств, строительства, сельского хозяйства. Со стороны спроса экономический рост был предопределен увеличением вклада потребления, инвестиций, а также восстановительным ростом запасов. Отрицательный вклад в динамику ВВП внес чистый экспорт — в связи с сохранением высоких темпов роста импорта при снижении динамики экспорта.

Промышленное производство в 2011 г. выросло на 4,7%, продемонстрировав снижение динамики по сравнению с показателем предыдущего года (8,2%), что, однако, не помешало в конечном итоге достичь докризисного уровня промышленного производства. Опережающими темпами в течение года росло производство обрабатывающей промышленности (6,5%), где наиболее значительный вклад в общую динамику был сделан машиностроением. Замедление темпов роста промышленности наблюдалось в конце года. В IV квартале 2011 г. инвестиционная активность, напротив, значительно усилилась (в I квартале наблюдалось ее сокращение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). В целом за год инвестиции в основной капитал увеличились на 8,3%, т.е. динамика оказалась выше, чем в 2010 г. (6%). Несмотря на это, уровень инвестиционной активности докризисного периода по итогам года достигнут не был.

Основным фактором посткризисного восстановления экономики в 2011 г., как и в 2010 г., оставался потребительский спрос. Особенно высокие темпы

роста розничной торговли наблюдались во II полугодии. В целом за год оборот розничной торговли увеличился на 7,2%, объем платных услуг — на 3%; оба показателя превысили уровень динамики предыдущего года (соответственно, 6,3 и 1,5%), превышенным оказался также уровень соответствующих показателей 2008 г. (в случае оборота розничной торговли — на 8%). Рост потребительского спроса почти полностью был основан на снижении чистых сбережений населения и высокой доступности потребительского кредита. При этом рост реальных располагаемых доходов населения в

2011 г. составил только 0,8% против 5,1% в 2010 г. В первой половине года этот показатель имел отрицательное значение, и только с III квартала начался его рост. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, судя по первым трем кварталам, в 2011 г. выросла. Рост реальных располагаемых доходов населения в начале года сдерживался возросшей инфляцией, а также повышением ставок

страховых взносов, затормозивших увеличение зара ботной платы. К концу года рост реальной заработной платы усилился, однако динамика годовых показателей оказалась ниже, чем в 2010 г. (4,2% против 5,2%), когда уже был достигнут предкризисный уровень. В целом ситуация на рынке труда в 2011 г. продолжила улучшаться. Число безработных в среднем за год

1 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 г. (Министерство экономического развития РФ, февраль

2012 г.).

составило 6,6% экономически активного населения, что на 0,9 п.п. ниже уровня 2010 г.

Темпы роста стоимости экспорта в 2011 г. были выше, чем у импорта (30,4% против 29,9%), однако по сравнению с 2010 г. наблюдалось снижение динамики (на 1,6 п.п.). Увеличение стоимости экспорта было обусловлено ростом цен на основные товары российского экспорта (нефть сырую, нефтепродукты и природный газ), в то время как увеличение импорта связано, прежде всего, с восстановлением физических объемов ввоза товаров. Рост импорта наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры, при этом особенно заметно увеличился импорт инвестиционных товаров. Положительное сальдо торгового баланса в 2011 г. составило 198,1 млрд. долл., что на 46,4 млрд. долл. выше, чем в 2010 г.

В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом значительно вырос чистый отток капитала из частного сектора (84,2 против 33,6 млрд. долл.), резко ускорившийся в IV квартале. Основной вклад в формирование отрицательного сальдо, как и годом ранее, внес нефинансовый сектор экономики, значительно увеличивший свои к иностранные активы. \ '■ Профицит федерального бюджета, по предварительным данным Минфина России, составил 0,8% ВВП против дефицита в размере 4% ВВП годом ранее. Доходы бюджета по отношению к ВВП по сравнению с предыдущим годом выросли (на 2,5 п.п. до 20,9%), а расходы — сократились (на 2,3 п.п. до 20,1%). Валютные резервы Банка России за счет операций платежного баланса увеличились за 2011 г. на 12,6 млрд. долл.

Индекс потребительских цен в годовом исчислении сохранял высокий уровень всю первую половину года. Однако с июля инфляция начала быстро снижаться, что было вызвано падением цен на продовольственные товары (на фо-

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

РШШШМ ИТОГИ 25

таблица Основные показатели развития экономики РФ

Индикаторы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 I кв. 10 II кв. 10 III кв. 10 IV кв. 10 2012** 2013** 2014**

ВВП в текущих ценах, млрд. руб. 21610 26917 33248 41277 38808 45166 54369* 11410* 12757* 14055*

ВВП, % к пред. году 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,3 104,3* 104,1* 103,4* 104,8* 103,7 104,0 104,6

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, % к пред. году 112,2 112,2 114,3 110,6 94,9 105,1 106,4* 105,7* 106,6* 108,3*

Инвестиции в основной капитал, % к пред. году 110,9 116,7 122,7 109,9 84,3 106 108,3 99,2 105,2 108,2 113,6 107,8 107,1 107,2

Индекс промышленного производства, % к пред. году 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7 108,2 104,7 105,9 104,8 105,1 103,3 103,4 103,9 104,2

Оборот розничной торговли, % к пред. году 112,8 114,1 116,1 113,6 94,9 106,3 107,2 105,2 106,1 107,9 109,1 105,5 105,3 105,5

Объем платных услуг населению, % к пред. году 106,3 107,6 107,7 104,3 97,5 101,5 103,0 102,9 103,8 102,4 102,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к пред. году 112,4 113,5 112,1 102,9 102,1 105,1 100,8* 100,0* 99,0* 101,6* 102,6* 105,0 104,8 105,3

Реальная начисленная заработная плата, % к пред. году 112,6 113,3 117,2 111,5 96,5 105,2 104,2* 101,6 102,7 103,8 108,5 105,1 105,8 106,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 8555 10634 13594 17290 18785 21090 23693* 21354 23154 23352 26905

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 8112 10196 12603 14941 16857 18881 17667* 20302* 20577*

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % к общей численности населения 17,7 15,2 13,3 13,1 13,2 12,6 16,1 13,8 12,9

Уровень безработицы (в ср. за мес.), % к числ. экономически активного населения 7,2 7,2 6,1 6,4 8,6 7,5 6,6 7,5 6,6 6,2 6,3

Индекс потребительских цен, % за период к концу пред. периода 110,9 109 111,9 113,3 108,8 108,8 106,1 103,8 101,1 99,8 101,3 105— 106 104,5— 105,5 104— 105

таблица(продолжение) Основные показатели развития экономики РФ

Индикаторы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 I кв. 10 II кв. 10 III кв. 10 IV кв. 10 2012** 2013** 2014**

Индекс цен на медикаменты, % за период к концу пред. периода 103,1 102,9 105,1 115,6 117,6 98,1 106,3 102,4 100,8 100,7 102,3

Экспорт, % к пред. году (долл.) 133,1 124,7 116,9 133,1 64,5 132,0 130,4 122,8 136,9 133,6 128,2

Импорт, % к пред. году (долл.) 128,8 131,3 135,4 130,6 65,7 129,7 129,9 142,4 142,7 124,1 118,0

Среднегодовой курс долл. 28,3 27,1 25,6 24,8 31,8 30,36 29,39 29,26 28,00 29,08 31,23

* Предварительные данные Росстата (на начало февраля 2011 г.).

** Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. (Минэкономразвития РФ, сентябрь 2011 г.).

Источник: Росстат

не высоких урожаев). Инфляция за год составила 6,1%, что является наименьшим значением этого показателя в российской экономике с 1991 г. Цены на медикаменты в 2011 г. выросли на 6,3%, т.е. примерно в соответствии с общим уровнем инфляции, что существенно отличает ситуацию на фармацевтическом рынке по сравнению с предыдущим годом, когда в связи с введением нового порядка регулирования цен на ЖНВЛП цены на медикаменты, согласно данным Росстата, снизились на 1,9%.

Таким образом, несмотря на возросшую неопределенность внешней среды, повышение турбулентности финансовых рынков, а также сложную внутриполитическую обстановку, российская экономика в 2011 г продолжила рост на уровне предыдущего года и достигла своего докризисного уровня, чему способствовали высокие цены на энергоресурсы на мировом рынке. Темпы экономического роста в России в 2011 г., как и в 2010 г, были значительно ниже, чем динамика ВВП в Китае и Индии (соответственно, 9,2 и 7,4%)2. Однако они оказались выше, чем, например, еще в одной стране БРИК — Бразилии (2,9%). Важно также то, что темпы роста ВВП в России не снизились по сравнению с предыдущим годом (на фоне исчерпан-

ных возможностей восстановительного роста), как это было характерно для многих стран, а также всей мировой экономики (в 2011 г темпы роста составили 3,8% против 5,8% в 2010 г.). Проводимая социальная политика, по утверждению профильного министра3, привела к тому, что в 2011 г были получены самые лучшие демографические показатели за последние 20 лет в виде снижения смертности и увеличения общей продолжительности жизни. Более того, по данным Росстата, откорректированным с учетом окончательных результатов Всероссийской переписи населения 2010 г., на начало 2012 г. численность населения России выросла по сравнению с началом 2011 г на 0,13% и составила 143,056 млн. чел. Согласно январским прогнозам МВФ, в 2012 г темпы роста мировой экономики снизятся на 0,5 п.п. до 3,3%, причем прогноз по сравнению с сентябрем

2011 г. ухудшен. Основные риски генерируются зоной евро, где по итогам

2012 г. ожидается рецессия (-0,5%). Рост в странах с развивающейся экономикой, как ожидается, продолжит за-

2 World Economic Outlook (WEO), Jun. 2012. International Monetary Fund.

3 Выступление министра Татьяны Голиковой на расширенном заседании коллегии Минздравсоцраз-вития России 16 марта 2012 г.

4 Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. (Минэкономразвития РФ, сентябрь 2011 г.).

медляться (с 7,3% в 2010 г. и 6,2% в

2011 г до 5,4% в 2012 г) из-за ухудшения внешней среды и ослабления внутреннего спроса.

Базовый умеренно-оптимистический прогноз (вариант 2) Минэкономразвития РФ4, который лег в основу разработки федерального бюджета на 2012—2014 гг., предполагает восстановление мировой экономики темпами 3,7—4,0% в год и стабилизацию цен на нефть Urals в диапазоне 97— 101 долл. за баррель. Согласно этому прогнозу, следует ожидать повышения конкурентоспособности российской экономики (прежде всего, за счет усилении тенденции к импорто-замещению), улучшения инвестиционного климата, а также умеренного увеличения государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013— 2014 гг. При этих условиях темпы роста ВВП в России в перспективе трех лет будут нарастать с 3,7% в

2012 г. до 4,6% в 2015 г. Консервативный вариант прогноза предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и отсутствие притока капитала при медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие. Годовые темпы роста экономики в России в 2012—2014 гг. при этом варианте прогноза оцениваются на уровне 2,8—3,8%, что уступает

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

Р£МШ1Л1М ИТОГИ 21

ожидаемым темпам роста мировой экономики.

В соответствии с прогнозами МВФ экономика России в 2012 г. вырастет на 3,3%, а в 2013 г. — на 3,5%.

• ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Согласно данным Федерального казначейства РФ, расходы на здравоохранение из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в 2011 г. составили 1933,0 млрд. руб. (табл. 2). Надо сказать, что это существенно больше, чем в предыдущем году, поскольку даже по отношению к общим затратам на здравоохранение, физкультуру и спорт темпы роста составили 13,1%. Ранее, с 2007 г. по 2011 г., динамика увеличения расходов по данной статье постепенно снижалась.

По отношению ко всему консолидированному бюджету РФ расходы на здравоохранение в 2011 г. составили 10,3%, что выше, чем в 2010 г., но ниже аналогичного показателя более ранних лет. По отношению к ВВП доля расходов на здравоохранение профильным министерством оценивается в 3,70%. В 2011 г., как и в предыдущие несколько лет, наблюдался значительных рост расходов на здравоохранение из федерального бюджета (на 44% до 500 млрд. руб.5). В 2012 г. бюджет здравоохранения по сравнению с предыдущим годом должен составить 109,4%, в то время как в последующие годы запланировано его сокращение: в 2013 г. — до 91,3% к уровню предыдущего года, в

2014 г. — до 91,8%6. Высокотехнологичную медицинскую помощь в 2012 г. предполагается профинансировать в объеме 45,6 млрд. руб., в 2013 и 2014 гг. — по 45,1 млрд. руб. (в 2011 г. — 44,69 млрд. руб.). Централизованные закупки в рамках Национального календаря прививок в 2012 г. планируется осуществить в объеме 5,6 млрд. руб., в 2013 и 2014 гг. — по 6,1 млрд. руб. (в 2011 г. — 5,6 млрд. руб.). Согласно данным Минздрав-соцразвития России7, расходы на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2011 г. выросли по сравнению с 2010 г. на 11% (с 525,2 до 581,9 млрд. руб.), что позволило —-. Л сократить дефицит финансирования программы более чем в 1,5 раза (с 175,2 до 112,3 млрд. руб.). Одновременно за счет повышения ставки взносов на ОМС (с 3,1 до 5,1%), в 2011 г. была начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения, главным итогом которой должна стать новая система организации работы медицинских учреждений на основе единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов. Общий бюджет программ модернизации, которые должны быть

5 Федеральное казначейство РФ. http://www.roskazna.ru/

6 Пояснительная записка к проекту ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 г. на плановый период 2013 г. и 2014 г.»

http://info.minfin.ru/project_fb_note.php

7 Выступление министра Татьяны Голиковой на

расширенном заседании коллегии Минздравсоцраз-вития России 16 марта 2012 г.

8 Все страховые взносы (5,1%) по ОМС с 2012 г. стали поступать в ФФ ОМС.

завершены в 2012 г., составляет 623,6 млрд. руб. (в 2011 г. израсходовано 176,9 млрд. руб.).

С 2012 г. осуществлен переход на новую модель финансового обеспечения реализации территориальных программ ОМС через предоставление субвенций8. В 2012 г. объем субвенций, согласно планам, должен составить 603 млрд. руб., а дефицит финансового обеспечения программ ОМС сократится до 87,5 млрд. руб. С 2013 г., после реализации региональных программ модернизации здравоохранения, средства, полученные от повышения тарифа страховых взносов на 2% (около 230 млрд. руб. ежегодно), будут направлены на обеспечение единых для всей России стандартов медицинской помощи (включая зарплату медперсонала, лекарства, питание пациентов). С этого времени планируется перейти на полный тариф оплаты медицинской помощи. В 2012 г. расходы на здравоохранение, согласно данным Минздравсоцразви-тия России, вырастут по всем источникам финансирования и составят 3,8% по отношению к ВВП (табл. 2). В 2013 г. планируются особенно высокие темпы роста расходов и увеличение доли к ВВП до 4,28%. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ предусматривается, что к 2020 г. этот показатель должен достигнуть 5,5%, т.е. уровня, рекомендуемого ВОЗ в качестве минимального. Что касается расходов на лекарственное обеспечение, то в 2011 г. финанси-

таблицаРасходы на здравоохранение (исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов)*

Индикатор 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

млрд. руб. 797,1 962,2 1385,7 1546,2 1653,1 1708,7 1933,0 2230,0 2773,4 2993,6

% к пред. году 120,7 144,0 111,6 106,9 103,4 113,1 115,4 124,4 107,9

% в составе всех расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов 11,7 11,5 12,1 10,9 10,4 9,9 10,3

% к ВВП 3,69 3,58 4,19 3,75 4,24 3,84 3,70 3,80 4,28 4,13

* 2005-2010 гг. - расходы на здравоохранение, физическую культуру Источник: 2005—2011 гг. — и спорт, 2011-2014 гг. - только расходы на здравоохранение. Федеральное казначейство РФ, 2012—2014 гг. — Минздравсоцразвития РФ (http://www.minzdravsoc.ru/health/med-service/204).

рование программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) льготных категорий граждан составило 44,93 млрд. руб. (в 2010 г. — 43,25 млрд. руб., в 2009 г. — 44,1 млрд. руб.). По отношению к первоначальным планам дополнительно было выделено 2,3 млрд. руб.

В 2012 г. продолжился процесс отказа федеральных льготников от получения лекарств в виде набора социальных услуг. На начало года число участников программы ОНЛС составило 3,7 млн. чел., в то время как в начале 2011 г. их было 4,05 млн. чел. (2010 г. — 4,18 млн. чел., 2009 г. — 5,08 млн. чел., 2008 г. — 5,9 млн. чел.). В связи с этим в 2012 г., несмотря на увеличение норматива финансовых затрат на одного льготника, бюджет программы запланирован в меньшем объеме, чем в предыдущие годы (40,95 млрд. руб.). Согласно данным Минздравсоцразви-тия России, в ряде регионов в 2012 г. было снижено финансирование лекарственного обеспечения региональных льготников. Центральным правительством настоятельно рекомендовано субъектам РФ не снижать показатели финансирования регионального лекарственного обеспечения по сравнению с предыдущими годами. В 2011 г. предварительный объем бюджетных ассигнований, планируемых на размещение заказов на поставки лекарств по программе «7 нозологий», составил 34,89 млрд. руб.9 Однако в проекте федерального бюджета на 2011 г. фигурировало финансирование в зна-

чительно большем объеме — 49,25 млрд. руб. Аналогичная картина наблюдается и в отношении планов на 2012— 2014 гг. (54,17 млрд. руб. ежегодно). Помимо программы «7 нозологий» в 2012 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» за счет региональных и федерального бюджетов планируется также начать закупки лекарств для лечения орфанных заболеваний. В настоящее время ведется разработка стандартов лечения этих заболеваний и создание регистра больных на региональном уровне. Оценивая перспективы финансирования льготного лекарственного обеспечения, представляется, что в целом в период 2012—2014 гг. его увеличения не предвидится. В рамках программы ОНЛС это связано со значительным сокращением числа участников программы. Что же касается высокозатратных нозологий, то даже в результате расширения контингента больных за счет орфанных заболеваний, увеличения общих расходов на закупки этих лекарств, по-видимому, не произойдет. Это определяется проводимой политикой сдерживания затрат на льготное лекарственное обеспечение из федерального бюджета, наблюдаемой в течение нескольких последних лет. Способствует этому особое внимание, которое уделяется сфере государственных закупок лекарств в связи с

9 План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в 2011 г. Минздравсоц-развития РФ. http://www.minzdravsoc.ru

борьбой с коррупцией и нарушениями антимонопольного законодательства. Постепенно свои плоды дает проводимая политика импортозамещения, особенно на фоне окончания срока патентной защиты целого ряда инновационных препаратов. Определенные риски увеличения федерального финансирования могут возникнуть с

2014 г. в связи с тем, что полномочия по закупкам лекарств в рамках программы «7 нозологий» будут переданы на региональный уровень, что может привести к снижению эффективности закупок и необходимости дополнительного финансирования. Принципиальных изменений на возмещаемом амбулаторном рынке можно ожидать после введения лекарственного страхования основной части населения. Однако, по предварительным прогнозам министра здравоохранения и социального развития, начало поэтапного запуска такого рода программы станет возможным не раньше

2015 г. Таким образом, предпосылки для роста возмещаемой части российского фармацевтического рынка в течение ближайших трех лет возникают только в госпитальном секторе — в связи с предполагаемым увеличением расходов на реализацию территориальных программ ОМС. В сфере розничных продаж они существуют в виде прогнозируемого умеренного увеличения реальных располагаемых доходов населения.

Ф

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.