МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
В 2011 г. в экономике России наблюдалось продолжение восстановительного роста после рецессии конца 2008— 2009 гг.1 В целом за год экономика, по первой оценке Росстата, выросла на 4,3%, т.е. так, как и в 2010 г., что позволяет сделать вывод о завершении стадии восстановительного роста (в 2009 г. рецессия составила 7,8%).
Со стороны производства позитивная динамика ВВП в 2011 г. была обусловлена, прежде всего, ростом обрабатывающих производств, строительства, сельского хозяйства. Со стороны спроса экономический рост был предопределен увеличением вклада потребления, инвестиций, а также восстановительным ростом запасов. Отрицательный вклад в динамику ВВП внес чистый экспорт — в связи с сохранением высоких темпов роста импорта при снижении динамики экспорта.
Промышленное производство в 2011 г. выросло на 4,7%, продемонстрировав снижение динамики по сравнению с показателем предыдущего года (8,2%), что, однако, не помешало в конечном итоге достичь докризисного уровня промышленного производства. Опережающими темпами в течение года росло производство обрабатывающей промышленности (6,5%), где наиболее значительный вклад в общую динамику был сделан машиностроением. Замедление темпов роста промышленности наблюдалось в конце года. В IV квартале 2011 г. инвестиционная активность, напротив, значительно усилилась (в I квартале наблюдалось ее сокращение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). В целом за год инвестиции в основной капитал увеличились на 8,3%, т.е. динамика оказалась выше, чем в 2010 г. (6%). Несмотря на это, уровень инвестиционной активности докризисного периода по итогам года достигнут не был.
Основным фактором посткризисного восстановления экономики в 2011 г., как и в 2010 г., оставался потребительский спрос. Особенно высокие темпы
роста розничной торговли наблюдались во II полугодии. В целом за год оборот розничной торговли увеличился на 7,2%, объем платных услуг — на 3%; оба показателя превысили уровень динамики предыдущего года (соответственно, 6,3 и 1,5%), превышенным оказался также уровень соответствующих показателей 2008 г. (в случае оборота розничной торговли — на 8%). Рост потребительского спроса почти полностью был основан на снижении чистых сбережений населения и высокой доступности потребительского кредита. При этом рост реальных располагаемых доходов населения в
2011 г. составил только 0,8% против 5,1% в 2010 г. В первой половине года этот показатель имел отрицательное значение, и только с III квартала начался его рост. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, судя по первым трем кварталам, в 2011 г. выросла. Рост реальных располагаемых доходов населения в начале года сдерживался возросшей инфляцией, а также повышением ставок
страховых взносов, затормозивших увеличение зара ботной платы. К концу года рост реальной заработной платы усилился, однако динамика годовых показателей оказалась ниже, чем в 2010 г. (4,2% против 5,2%), когда уже был достигнут предкризисный уровень. В целом ситуация на рынке труда в 2011 г. продолжила улучшаться. Число безработных в среднем за год
1 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 г. (Министерство экономического развития РФ, февраль
2012 г.).
составило 6,6% экономически активного населения, что на 0,9 п.п. ниже уровня 2010 г.
Темпы роста стоимости экспорта в 2011 г. были выше, чем у импорта (30,4% против 29,9%), однако по сравнению с 2010 г. наблюдалось снижение динамики (на 1,6 п.п.). Увеличение стоимости экспорта было обусловлено ростом цен на основные товары российского экспорта (нефть сырую, нефтепродукты и природный газ), в то время как увеличение импорта связано, прежде всего, с восстановлением физических объемов ввоза товаров. Рост импорта наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры, при этом особенно заметно увеличился импорт инвестиционных товаров. Положительное сальдо торгового баланса в 2011 г. составило 198,1 млрд. долл., что на 46,4 млрд. долл. выше, чем в 2010 г.
В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом значительно вырос чистый отток капитала из частного сектора (84,2 против 33,6 млрд. долл.), резко ускорившийся в IV квартале. Основной вклад в формирование отрицательного сальдо, как и годом ранее, внес нефинансовый сектор экономики, значительно увеличивший свои к иностранные активы. \ '■ Профицит федерального бюджета, по предварительным данным Минфина России, составил 0,8% ВВП против дефицита в размере 4% ВВП годом ранее. Доходы бюджета по отношению к ВВП по сравнению с предыдущим годом выросли (на 2,5 п.п. до 20,9%), а расходы — сократились (на 2,3 п.п. до 20,1%). Валютные резервы Банка России за счет операций платежного баланса увеличились за 2011 г. на 12,6 млрд. долл.
Индекс потребительских цен в годовом исчислении сохранял высокий уровень всю первую половину года. Однако с июля инфляция начала быстро снижаться, что было вызвано падением цен на продовольственные товары (на фо-
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
РШШШМ ИТОГИ 25
таблица Основные показатели развития экономики РФ
Индикаторы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 I кв. 10 II кв. 10 III кв. 10 IV кв. 10 2012** 2013** 2014**
ВВП в текущих ценах, млрд. руб. 21610 26917 33248 41277 38808 45166 54369* 11410* 12757* 14055*
ВВП, % к пред. году 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,3 104,3* 104,1* 103,4* 104,8* 103,7 104,0 104,6
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, % к пред. году 112,2 112,2 114,3 110,6 94,9 105,1 106,4* 105,7* 106,6* 108,3*
Инвестиции в основной капитал, % к пред. году 110,9 116,7 122,7 109,9 84,3 106 108,3 99,2 105,2 108,2 113,6 107,8 107,1 107,2
Индекс промышленного производства, % к пред. году 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7 108,2 104,7 105,9 104,8 105,1 103,3 103,4 103,9 104,2
Оборот розничной торговли, % к пред. году 112,8 114,1 116,1 113,6 94,9 106,3 107,2 105,2 106,1 107,9 109,1 105,5 105,3 105,5
Объем платных услуг населению, % к пред. году 106,3 107,6 107,7 104,3 97,5 101,5 103,0 102,9 103,8 102,4 102,8
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к пред. году 112,4 113,5 112,1 102,9 102,1 105,1 100,8* 100,0* 99,0* 101,6* 102,6* 105,0 104,8 105,3
Реальная начисленная заработная плата, % к пред. году 112,6 113,3 117,2 111,5 96,5 105,2 104,2* 101,6 102,7 103,8 108,5 105,1 105,8 106,3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 8555 10634 13594 17290 18785 21090 23693* 21354 23154 23352 26905
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 8112 10196 12603 14941 16857 18881 17667* 20302* 20577*
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % к общей численности населения 17,7 15,2 13,3 13,1 13,2 12,6 16,1 13,8 12,9
Уровень безработицы (в ср. за мес.), % к числ. экономически активного населения 7,2 7,2 6,1 6,4 8,6 7,5 6,6 7,5 6,6 6,2 6,3
Индекс потребительских цен, % за период к концу пред. периода 110,9 109 111,9 113,3 108,8 108,8 106,1 103,8 101,1 99,8 101,3 105— 106 104,5— 105,5 104— 105
►
таблица(продолжение) Основные показатели развития экономики РФ
Индикаторы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 I кв. 10 II кв. 10 III кв. 10 IV кв. 10 2012** 2013** 2014**
Индекс цен на медикаменты, % за период к концу пред. периода 103,1 102,9 105,1 115,6 117,6 98,1 106,3 102,4 100,8 100,7 102,3
Экспорт, % к пред. году (долл.) 133,1 124,7 116,9 133,1 64,5 132,0 130,4 122,8 136,9 133,6 128,2
Импорт, % к пред. году (долл.) 128,8 131,3 135,4 130,6 65,7 129,7 129,9 142,4 142,7 124,1 118,0
Среднегодовой курс долл. 28,3 27,1 25,6 24,8 31,8 30,36 29,39 29,26 28,00 29,08 31,23
* Предварительные данные Росстата (на начало февраля 2011 г.).
** Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. (Минэкономразвития РФ, сентябрь 2011 г.).
Источник: Росстат
не высоких урожаев). Инфляция за год составила 6,1%, что является наименьшим значением этого показателя в российской экономике с 1991 г. Цены на медикаменты в 2011 г. выросли на 6,3%, т.е. примерно в соответствии с общим уровнем инфляции, что существенно отличает ситуацию на фармацевтическом рынке по сравнению с предыдущим годом, когда в связи с введением нового порядка регулирования цен на ЖНВЛП цены на медикаменты, согласно данным Росстата, снизились на 1,9%.
Таким образом, несмотря на возросшую неопределенность внешней среды, повышение турбулентности финансовых рынков, а также сложную внутриполитическую обстановку, российская экономика в 2011 г продолжила рост на уровне предыдущего года и достигла своего докризисного уровня, чему способствовали высокие цены на энергоресурсы на мировом рынке. Темпы экономического роста в России в 2011 г., как и в 2010 г, были значительно ниже, чем динамика ВВП в Китае и Индии (соответственно, 9,2 и 7,4%)2. Однако они оказались выше, чем, например, еще в одной стране БРИК — Бразилии (2,9%). Важно также то, что темпы роста ВВП в России не снизились по сравнению с предыдущим годом (на фоне исчерпан-
ных возможностей восстановительного роста), как это было характерно для многих стран, а также всей мировой экономики (в 2011 г темпы роста составили 3,8% против 5,8% в 2010 г.). Проводимая социальная политика, по утверждению профильного министра3, привела к тому, что в 2011 г были получены самые лучшие демографические показатели за последние 20 лет в виде снижения смертности и увеличения общей продолжительности жизни. Более того, по данным Росстата, откорректированным с учетом окончательных результатов Всероссийской переписи населения 2010 г., на начало 2012 г. численность населения России выросла по сравнению с началом 2011 г на 0,13% и составила 143,056 млн. чел. Согласно январским прогнозам МВФ, в 2012 г темпы роста мировой экономики снизятся на 0,5 п.п. до 3,3%, причем прогноз по сравнению с сентябрем
2011 г. ухудшен. Основные риски генерируются зоной евро, где по итогам
2012 г. ожидается рецессия (-0,5%). Рост в странах с развивающейся экономикой, как ожидается, продолжит за-
2 World Economic Outlook (WEO), Jun. 2012. International Monetary Fund.
3 Выступление министра Татьяны Голиковой на расширенном заседании коллегии Минздравсоцраз-вития России 16 марта 2012 г.
4 Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. (Минэкономразвития РФ, сентябрь 2011 г.).
медляться (с 7,3% в 2010 г. и 6,2% в
2011 г до 5,4% в 2012 г) из-за ухудшения внешней среды и ослабления внутреннего спроса.
Базовый умеренно-оптимистический прогноз (вариант 2) Минэкономразвития РФ4, который лег в основу разработки федерального бюджета на 2012—2014 гг., предполагает восстановление мировой экономики темпами 3,7—4,0% в год и стабилизацию цен на нефть Urals в диапазоне 97— 101 долл. за баррель. Согласно этому прогнозу, следует ожидать повышения конкурентоспособности российской экономики (прежде всего, за счет усилении тенденции к импорто-замещению), улучшения инвестиционного климата, а также умеренного увеличения государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013— 2014 гг. При этих условиях темпы роста ВВП в России в перспективе трех лет будут нарастать с 3,7% в
2012 г. до 4,6% в 2015 г. Консервативный вариант прогноза предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и отсутствие притока капитала при медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие. Годовые темпы роста экономики в России в 2012—2014 гг. при этом варианте прогноза оцениваются на уровне 2,8—3,8%, что уступает
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Р£МШ1Л1М ИТОГИ 21
ожидаемым темпам роста мировой экономики.
В соответствии с прогнозами МВФ экономика России в 2012 г. вырастет на 3,3%, а в 2013 г. — на 3,5%.
• ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Согласно данным Федерального казначейства РФ, расходы на здравоохранение из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в 2011 г. составили 1933,0 млрд. руб. (табл. 2). Надо сказать, что это существенно больше, чем в предыдущем году, поскольку даже по отношению к общим затратам на здравоохранение, физкультуру и спорт темпы роста составили 13,1%. Ранее, с 2007 г. по 2011 г., динамика увеличения расходов по данной статье постепенно снижалась.
По отношению ко всему консолидированному бюджету РФ расходы на здравоохранение в 2011 г. составили 10,3%, что выше, чем в 2010 г., но ниже аналогичного показателя более ранних лет. По отношению к ВВП доля расходов на здравоохранение профильным министерством оценивается в 3,70%. В 2011 г., как и в предыдущие несколько лет, наблюдался значительных рост расходов на здравоохранение из федерального бюджета (на 44% до 500 млрд. руб.5). В 2012 г. бюджет здравоохранения по сравнению с предыдущим годом должен составить 109,4%, в то время как в последующие годы запланировано его сокращение: в 2013 г. — до 91,3% к уровню предыдущего года, в
2014 г. — до 91,8%6. Высокотехнологичную медицинскую помощь в 2012 г. предполагается профинансировать в объеме 45,6 млрд. руб., в 2013 и 2014 гг. — по 45,1 млрд. руб. (в 2011 г. — 44,69 млрд. руб.). Централизованные закупки в рамках Национального календаря прививок в 2012 г. планируется осуществить в объеме 5,6 млрд. руб., в 2013 и 2014 гг. — по 6,1 млрд. руб. (в 2011 г. — 5,6 млрд. руб.). Согласно данным Минздрав-соцразвития России7, расходы на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2011 г. выросли по сравнению с 2010 г. на 11% (с 525,2 до 581,9 млрд. руб.), что позволило —-. Л сократить дефицит финансирования программы более чем в 1,5 раза (с 175,2 до 112,3 млрд. руб.). Одновременно за счет повышения ставки взносов на ОМС (с 3,1 до 5,1%), в 2011 г. была начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения, главным итогом которой должна стать новая система организации работы медицинских учреждений на основе единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов. Общий бюджет программ модернизации, которые должны быть
5 Федеральное казначейство РФ. http://www.roskazna.ru/
6 Пояснительная записка к проекту ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 г. на плановый период 2013 г. и 2014 г.»
http://info.minfin.ru/project_fb_note.php
7 Выступление министра Татьяны Голиковой на
расширенном заседании коллегии Минздравсоцраз-вития России 16 марта 2012 г.
8 Все страховые взносы (5,1%) по ОМС с 2012 г. стали поступать в ФФ ОМС.
завершены в 2012 г., составляет 623,6 млрд. руб. (в 2011 г. израсходовано 176,9 млрд. руб.).
С 2012 г. осуществлен переход на новую модель финансового обеспечения реализации территориальных программ ОМС через предоставление субвенций8. В 2012 г. объем субвенций, согласно планам, должен составить 603 млрд. руб., а дефицит финансового обеспечения программ ОМС сократится до 87,5 млрд. руб. С 2013 г., после реализации региональных программ модернизации здравоохранения, средства, полученные от повышения тарифа страховых взносов на 2% (около 230 млрд. руб. ежегодно), будут направлены на обеспечение единых для всей России стандартов медицинской помощи (включая зарплату медперсонала, лекарства, питание пациентов). С этого времени планируется перейти на полный тариф оплаты медицинской помощи. В 2012 г. расходы на здравоохранение, согласно данным Минздравсоцразви-тия России, вырастут по всем источникам финансирования и составят 3,8% по отношению к ВВП (табл. 2). В 2013 г. планируются особенно высокие темпы роста расходов и увеличение доли к ВВП до 4,28%. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ предусматривается, что к 2020 г. этот показатель должен достигнуть 5,5%, т.е. уровня, рекомендуемого ВОЗ в качестве минимального. Что касается расходов на лекарственное обеспечение, то в 2011 г. финанси-
таблицаРасходы на здравоохранение (исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов)*
Индикатор 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
млрд. руб. 797,1 962,2 1385,7 1546,2 1653,1 1708,7 1933,0 2230,0 2773,4 2993,6
% к пред. году 120,7 144,0 111,6 106,9 103,4 113,1 115,4 124,4 107,9
% в составе всех расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов 11,7 11,5 12,1 10,9 10,4 9,9 10,3
% к ВВП 3,69 3,58 4,19 3,75 4,24 3,84 3,70 3,80 4,28 4,13
* 2005-2010 гг. - расходы на здравоохранение, физическую культуру Источник: 2005—2011 гг. — и спорт, 2011-2014 гг. - только расходы на здравоохранение. Федеральное казначейство РФ, 2012—2014 гг. — Минздравсоцразвития РФ (http://www.minzdravsoc.ru/health/med-service/204).
рование программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) льготных категорий граждан составило 44,93 млрд. руб. (в 2010 г. — 43,25 млрд. руб., в 2009 г. — 44,1 млрд. руб.). По отношению к первоначальным планам дополнительно было выделено 2,3 млрд. руб.
В 2012 г. продолжился процесс отказа федеральных льготников от получения лекарств в виде набора социальных услуг. На начало года число участников программы ОНЛС составило 3,7 млн. чел., в то время как в начале 2011 г. их было 4,05 млн. чел. (2010 г. — 4,18 млн. чел., 2009 г. — 5,08 млн. чел., 2008 г. — 5,9 млн. чел.). В связи с этим в 2012 г., несмотря на увеличение норматива финансовых затрат на одного льготника, бюджет программы запланирован в меньшем объеме, чем в предыдущие годы (40,95 млрд. руб.). Согласно данным Минздравсоцразви-тия России, в ряде регионов в 2012 г. было снижено финансирование лекарственного обеспечения региональных льготников. Центральным правительством настоятельно рекомендовано субъектам РФ не снижать показатели финансирования регионального лекарственного обеспечения по сравнению с предыдущими годами. В 2011 г. предварительный объем бюджетных ассигнований, планируемых на размещение заказов на поставки лекарств по программе «7 нозологий», составил 34,89 млрд. руб.9 Однако в проекте федерального бюджета на 2011 г. фигурировало финансирование в зна-
чительно большем объеме — 49,25 млрд. руб. Аналогичная картина наблюдается и в отношении планов на 2012— 2014 гг. (54,17 млрд. руб. ежегодно). Помимо программы «7 нозологий» в 2012 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» за счет региональных и федерального бюджетов планируется также начать закупки лекарств для лечения орфанных заболеваний. В настоящее время ведется разработка стандартов лечения этих заболеваний и создание регистра больных на региональном уровне. Оценивая перспективы финансирования льготного лекарственного обеспечения, представляется, что в целом в период 2012—2014 гг. его увеличения не предвидится. В рамках программы ОНЛС это связано со значительным сокращением числа участников программы. Что же касается высокозатратных нозологий, то даже в результате расширения контингента больных за счет орфанных заболеваний, увеличения общих расходов на закупки этих лекарств, по-видимому, не произойдет. Это определяется проводимой политикой сдерживания затрат на льготное лекарственное обеспечение из федерального бюджета, наблюдаемой в течение нескольких последних лет. Способствует этому особое внимание, которое уделяется сфере государственных закупок лекарств в связи с
9 План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в 2011 г. Минздравсоц-развития РФ. http://www.minzdravsoc.ru
борьбой с коррупцией и нарушениями антимонопольного законодательства. Постепенно свои плоды дает проводимая политика импортозамещения, особенно на фоне окончания срока патентной защиты целого ряда инновационных препаратов. Определенные риски увеличения федерального финансирования могут возникнуть с
2014 г. в связи с тем, что полномочия по закупкам лекарств в рамках программы «7 нозологий» будут переданы на региональный уровень, что может привести к снижению эффективности закупок и необходимости дополнительного финансирования. Принципиальных изменений на возмещаемом амбулаторном рынке можно ожидать после введения лекарственного страхования основной части населения. Однако, по предварительным прогнозам министра здравоохранения и социального развития, начало поэтапного запуска такого рода программы станет возможным не раньше
2015 г. Таким образом, предпосылки для роста возмещаемой части российского фармацевтического рынка в течение ближайших трех лет возникают только в госпитальном секторе — в связи с предполагаемым увеличением расходов на реализацию территориальных программ ОМС. В сфере розничных продаж они существуют в виде прогнозируемого умеренного увеличения реальных располагаемых доходов населения.
Ф
ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ