Научная статья на тему 'Макроэкономическая среда'

Макроэкономическая среда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В 2011 г. завершился восстановительный рост российской экономики, обусловленный, в частности, восстановлением производственных и товарных запасов1. В 2012 г. по мере выхода на предкризисные объемы производства действие этого фактора оказалось исчерпанным. Углубление негативных тенденций в мировой экономике и снижение внешнего спроса привели со второй половины 2012 г. к замедлению большинства основных экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическая среда»

20 20ТГ ршшиим

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

В 2011 г. завершился восстановительный роcт российской экономики, обусловленный, в частности, восстановлением производственных и товарных запасов1. В 2012 г. по мере выхода на предкризисные объемы производства действие этого фактора оказалось исчерпанным. Углубление негативных тенденций в мировой экономике и снижение внешнего спроса привели со второй половины 2012 г. к замедлению большинства основных экономических показателей.

Значительно снизились темпы роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал, строительства, розничного товарооборота. Неблагоприятные погодные условия вызвали сокращение производства продукции сельского хозяйства и рост цен на продовольствие. В результате, согласно предварительным данным Росстата, по итогам 2012 г. по сравнению с двумя предшествующими годами наблюдалось замедление роста российской экономики с 4,3 до 3,4% (табл. 1). Темпы роста инвестиций в основной капитал, которые в I квартале достигли высокого уровня (16,5%), быстро снижались в течение года (до 2,1% в IV квартале) (табл. 1). Помимо неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и прекращения наращивания запасов материальных оборотных средств, этому способствовал рост стоимости кредитных ресурсов с осени 2012 г. С целью снижения инфляции, вызванной ростом цен на продовольствие, Банк России повысил в сентябре ставку рефинансирования, что вызвало замедление кредитования и снижение инвестиционного спроса. В целом по итогам 2012 г. по сравнению с предыдущим годом темпы роста инвестиций сократились с 10,8 до 6,6%. Замедление инвестиционного спроса внесло свой вклад в отток капитала из страны (чистый вывоз капитала в 2012 г составил 56,8 млрд долл., в 2011 г — 80,5 млрд долл.).

Сокращение инвестиционного спроса сопровождалось замедлением производства инвестиционных товаров. Индекс промышленного производства заметно снизился начиная со II квартала и по итогам года составил 2,6%

(в 2011 г — 10,8%). Индекс физического объема розничного товарооборота по сравнению с предыдущим годом уменьшился с 7,2 до 5,9%, платных услуг населению — увеличился с 3,0 до 3,7%. Основным фактором экономического роста в 2012 г. выступал внутренний спрос2. Однако его динамика по сравнению с 2011 г. замедлилась. Прежде всего, значительно снизились темпы роста инвестиционного спроса. Кроме того, в связи с прекращением роста расходов на государственное управление несколько замедлилась динамика потребительского спроса: темпы роста расходов на конечное потребление в целом по экономике сократились с 4,9 до 4,8%. В то же время динамика расходов на конечное потребление домашних хозяйств, напротив, усилилась с 6,4 до 6,6%. Внутренний спрос на товары и услуги поддерживался увеличением реальной заработной платы, объемов банковского кредитования, ростом занятости в экономике. Рост реальной заработной платы ускорился с 2,8% в 2011 г. до 8,4% в 2012 г. по версии Минэкономразвития России в основном благодаря существенному повышению оплаты труда военнослужащих, работников сектора образования и здравоохранения (табл. 1). На этом фоне наблюдал-

1 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. Минэкономразвития России, февраль 2013 г.

2 Об итогах социально-экономического развития РФ в 2012 г. Минэкономразвития России, февраль 2013 г.

ся рост реальных располагаемых денежных доходов населения — 4,2%, которые в 2011 г. стагнировали (0,4%). Процентный показатель сбережений граждан при этом снизился с 12% в

2011 г. до 9% во второй половине

2012 г., что было связано с расширением потребительского кредитования в целом по итогам года. Характерной особенностью 2012 г. явилось также резкое снижение темпов роста импорта и сдвиг внутреннего спроса в сторону отечественной продукции. Динамика экспорта и импорта обусловила снижение положительного внешнеторгового сальдо на 1,5%. Внешнеторговый оборот в соответствии с методологией платежного баланса вырос на 2,4%. В целом темпы роста основных показателей российской внешней торговли значительно уступали соответствующим показателям предыдущего года.

В первой половине 2012 г. инфляция снижалась: в годовом исчислении индекс потребительских цен (ИПЦ) с 6,1% в декабре 2011 г. снизился до 3,6% в апреле — мае 2012 г. С июня инфляция стала усиливаться по причине скачка цен на плодоовощную продукцию, за счет чего годовая инфляция выросла до 4,3%. В последующие месяцы присоединился рост цен на продовольствие на фоне роста мировых цен на зерно и другие продовольственные товары (из-за засухи в ряде стран). В сентябре годовая инфляция достигла 6,6%, в т. ч. за счет переноса на этот период с начала года увеличения регулируемых тарифов и цен на услуги организаций инфраструктурного сектора. В IV квартале инфляция несколько замедлилась, на что повлияла стабилизация мировых цен на зерно и на другие продукты на фоне возобновления укрепления курса рубля.

Если по результатам 2012 г. общий показатель инфляции ИПЦ и темпы роста цен на продовольственные товары увеличились по сравнению с предыдущим

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

ршшиим 20О1ГИ 21

таблица Основные показатели развития экономики РФ

Индикаторы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 I кв. 2012 II кв. 2012 III кв. 2012 IV кв. 2012 Среднегодовые, 2011—2015**

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 21 610 26 917 33 248 41 277 38 808 45 166 55 799 62357* 13 491* 14 571* 15 949*

ВВП, % к предыдущему году 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,3 104,3 103,4* 104,9* 104,8* 102,9* 3,7—4,0

Расходы на конеч-

ное потребление, % 109,1 109,5 111,2 108,6 96,1 103,5 104,9 104,8* 105,0* 104,8* 104,3*

к предыдущему году

В т. ч. домашних хозяйств 112,2 112,2 114,3 110,6 94,9 105,5 106,4 106,6* 107,2* 106,6* 106,6*

Инвестиции в основ-

ной капитал, % 110,2 117,8 123,8 109,5 86,5 106,3 110,8 106,6 116,5 110,5 105,3 102,1 7,0—7,3

к предыдущему году

Индекс промышлен-

ного производства, 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7 108,2 104,7 102,6 104,0 102,3 102,5 101,7 3,5-3,7

% к предыдущему

году

Оборот розничной

торговли, % к пре- 112,8 114,1 116,1 113,6 94,9 106,3 107,2 105,9 107,6 107,0 104,8 104,5 5,7—6,0

дыдущему году

Объем платных услуг

населению, % 106,3 107,6 107,7 104,3 97,5 101,5 103,0 103,7 104,9 103,5 102,7 103,8

к предыдущему году

Реальные распола-

гаемые денежные

доходы населения, 112,4 113,5 112,1 102,4 103,0 105,9 100,4 104,2 101,6 104,1 104,6 105,6 3,4—3,8

% к предыдущему

году

Реальная начислен-

ная заработная плата, % к предыду- 112,6 113,3 117,2 111,5 96,5 105,2 102,8 108,4* 110,3* 111,3* 106,3* 106,2* 4,4—5,1

щему году

Среднемесячная

номинальная начисленная заработная 8 555 10 634 13 594 17 290 18 785 21 090 23 369 26 690 26 822 26 547 26 127 30 233

плата, руб.

Среднедушевые

денежные доходы 8 112 10 196 12 603 14 941 16 857 18 881 20 755 22 811* 18 793* 22 199* 22 930* 27 421*

населения, руб.

Численность населе-

ния с денежными

доходами ниже ве-

личины прожиточ- 17,8 15,2 13,3 13,4 13,0 12,5 12,7 13,5 12,5 12,1

ного минимума, %

к общей численнос-

ти населения

Уровень безрабо-

тицы (в среднем

за месяц), % к чис- 7,2 7,2 6,1 6,4 8,6 7,5 6,6 5,5 6,3 5,3 5,1 5,1

ленности экономи-

чески активного

населения

22 20ТГ РШШЦЦМ

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

таблицапродолжение Основные показатели развития экономики РФ

I кв. II кв. III кв. IV кв. Средне-

Индикаторы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 2012 2012 2012 годовые, 2011—2015**

Индекс потреби-

тельских цен, %

за период к концу 110,9 109 111,9 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6 101,5 101,7 101,9 101,4 106,2

предыдущего

периода

Индекс цен на меди-

каменты, % за период к концу преды- 103,1 102,9 105,1 115,6 117,6 98,1 106,3 106,3 101,9 101,6 101,2 101,3

дущего периода

Экспорт, % к предыдущему году (долл.) 133,1 124,7 116,9 133,1 64,5 132,0 130,4 101,4 116,3 98,5 96,5 96,8

Импорт, % к предыдущему году (долл.) 128,8 131,3 135,4 130,6 65,7 129,7 130,2 103,6 112,1 98,8 102,5 102,8

Среднегодовой курс, долл. 28,3 27,1 25,6 24,8 31,8 30,36 29,39 31,07 30,15 31,06 32,00 31,08

* Предварительные данные Росстата.

** Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. инерционный (верхняя граница значений) и инновационный (нижняя граница) сценарии. (Минэкономразвития России, февраль 2013 г.):

Источник: Росстат, март 2013 г.

годом (соответственно с 6,1 до 6,6% и с 3,9 до 7,5%), то на непродовольственные товары и услуги сократились (с 6,7 до 5,2% и с 8,7 до 7,3%). Рост цен на медикаменты, по данным Росстата, остался на уровне предыдущего года и составил 6,3%, что выше темпов роста цен на непродовольственные товары (табл. 1).

В целом, согласно мнению экспертов Минэкономразвития России, 2012 г. характеризовался переходом к новой, более низкой траектории экономического роста. Произошло это на фоне сохраняющихся высоких экспортных доходов и стимулирующей бюджетной политики, действие которых как факторов роста в ближайшей перспективе может быть исчерпано. Замедление динамики экономического роста в 2012 г. было характерно для всей мировой экономики — с 3,9 до 3,2% по сравнению с предыдущим годом (по данным МВФ3). Эта тенденция была характерна и для отдельных групп стран. Темпы роста экономики группы развитых стран снизились с 1,6 до 1,3% (в зоне евро наблюдалась рецессия, для США и Японии было характерно ускорение динамики), группы стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся — с 6,3 до 5,1%. Не только в России, но и во всех странах

БРИК наблюдалось замедление развития экономики, при этом в Китае темпы роста ВВП сократились с 9,3 до 7,8%, в Индии — с 7,9 до 4,5%, а в Бразилии — с 2,7 до 1,0%. Таким образом, в целом экономика России в 2012 г. развивалась в соответствии с общими трендами. По показателям позитивной динамики она превосходит развитые страны, но уступает формирующимся рынкам Азии, Ближнего Востока и Африки. Согласно январским прогнозам МВФ, в 2013 г. темпы роста мировой экономики по сравнению с предыдущим годом вырастут на 0,3 п. п. и составят 3,5%. В связи с разразившимся кипрским кризисом очевидно, что этот прогноз будет ухудшен. По-прежнему основные риски в мировой экономике генерируются зоной евро. В связи с принятыми правительственными мерами ожидается продолжение небольшого подъема в США и Японии, а также рост в некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся. Однако у наиболее крупных представителей этой группы стран развитие экономики, по-

3 World Economic Outlook Update: Gradual Upturn in Global Growth During 2013. International Monitory Fund, January 23, 2013.

4 Уточненный прогноз основных параметров социально-экономического развития РФ в 2013-2015 гг. Минэкономразвития России, декабрь 2012 г.

5 http://www.minzdravsoc.ru/health/med-serv-ice/204.

видимому, продолжит замедляться в связи с ухудшением внешней среды и ослаблением внутреннего спроса. Базовый умеренно-оптимистический прогноз (вариант 2) на 2013 г. Минэкономразвития России, относящийся к декабрю 2012 г.4, предполагает, что цены на нефть Urals будут соответствовать 97 долл./барр. Согласно этому прогнозу динамика ВВП вырастет по сравнению с показателем предыдущего года на 0,1 п.п. Аналогичная динамика фигурирует также в январском прогнозе МВФ. В целом за период 2011—2015 гг. темпы роста российской экономики, согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., должны составить в соответствии с инерционным сценарием 3,7%, инновационным — 4% (табл. 1).

• ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Согласно данным Федерального казначейства РФ5, расходы на здравоохранение из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в 2012 г. составили 2 283,4 млрд руб. (табл. 2). В текущих ценах по сравнению с предыдущим годом рост составил 18%, в реальном выражении — примерно 11%. По отношению ко всему

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

РШШШМ 2ОИ 23

консолидированному бюджету РФ расходы на здравоохранение в 2012 г. составили 10,0%, что немного меньше, чем в 2011 г. По отношению к ВВП доля расходов на здравоохранение оценивается в 3,7%, что соответствует уровню предыдущего года.

В соответствии с первоначальными планами6 в 2012 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение должны были составить 109,4% по сравнению с 2011 г. (исполнение бюджета 500,0 млрд руб.). Однако в результате внесенных поправок бюджет был увеличен, и по результатам года расходы на здравоохранение, согласно данным Федерального казначейства РФ, составили 614 млрд руб. (123,8% по отношению к исполнению бюджета в предыдущем году).

В 2013 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение запланированы в размере 495 млрд руб.7, т. е. на уровне

дицинской помощи, запланированы в размере 5,5 млрд руб. (в 2012 г. — 5 млрд руб., субъектами РФ дополнительно было привлечено 13 млрд руб.)8. В соответствии с планами9 в 2014 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение должны составить 445 млрд долл. (90% к уровню предыдущего года), в 2015 г. — 361 млрд долл. (81%). Централизованные закупки в рамках Национального календаря прививок в эти годы планируются в точности такие же, как и в текущем году. Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь запланированы только на 2014 г. (45,6 млрд руб.), в 2015 г. — финансирование из федерального бюджета не планируется, поскольку основную часть этого вида медицинской помощи предполагается перевести в систему ОМС.

щи, создания условий для реализации единых для всей страны порядков и стандартов — основы обеспечения государственных гарантий в сфере здравоохранения. В целом за счет всех источников на реализацию программ модернизации было предусмотрено более 704 млрд руб., из них субсидии ФФ ОМС — 460 млрд руб. По состоянию на 15 ноября 2012 г. использование субсидий ФФ ОМС на программы модернизации составило 74,6%, привлеченных средств бюджетов регионов — 66,0%11. Однако уже по состоянию на 1 декабря уровень реализации программ модернизации здравоохранения составил 87%. В 2013 г. из бюджета ФФ ОМС предусматривается направить субсидии на реализацию программ по модернизации здравоохранения в размере 42,7 млрд руб. (плюс остатки

таблица^2^ Расходы на здравоохранение (исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов)*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикатор 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

млрд руб. 797,1 962,2 1 385,7 1 546,2 1 653,1 1 708,7 1 933,0 2 283,4

% к предыдущему году 120,7 144,0 111,6 106,9 103,4 113,1 118,1

% в составе всех расходов консолидированного бюджета 11,7 11,5 12,1 10,9 10,4 9,9 10,3 10,0

% к ВВП 3,7 3,6 4,2 3,7 4,2 3,8 3,7 3,7

* 2005-2010 гг. - расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, 2011-2012 гг. - только расходы на здравоохранение.

2011 г. и 81% по отношению к исполнению бюджета в 2012 г. Централизованные закупки в рамках Национального календаря прививок планируется осуществить в объеме 6,165 млрд руб. (2011 г. — 5,6 млрд руб.). Высокотехнологичную помощь в 2013 г. предполагается профинансировать в размере 55,6 млрд руб. (2012 г. — 45,6 млрд руб.). Дополнительные субсидии субъектам РФ (62 региона), на территории которых есть учреждения, имеющие лицензии на оказание высокотехнологичной ме-

В 2011 г. за счет повышения ставки взносов на ОМС (с 3,1 до 5,1%) была начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения. По свидетельству министра здравоохранения страны В.И. Скворцовой10, необходимость таких программ была обусловлена не только насущной потребностью обновления и переоснащения материально-технической базы медицинских учреждений, но и необходимостью оптимизации организации системы оказаний медицинской помо-

средств по предыдущему году в размере до 10 млрд руб.).

С 2012 г. осуществлен переход на новую модель финансового обеспечения реализации территориальных программ ОМС через предоставление субвенций из ФФ ОМС. В 2013 г. объем субвенций составит 985,4 млрд руб., что на 63,3% больше, чем в 2012 г. (603,3 млрд руб.)12. В расчете на одно застрахованное лицо рост соответствует 44,8% (5 942,5 руб. против 4 102,9 руб. в 2012 г.). Причины столь значительного расширения финансирования кроются в дополнительной сумме, которая привлекается в результате увеличения страховых взносов на 2%. После завершения реализации региональных программ модернизации здравоохранения, как и планировалось, дополнительные средства должны направляться на обеспечение выполне-

6 ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.» от 30.11.2011.

7 ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» от 23.11.2012.

8 http://www.rosminzdrav.ru/health/high-tech/39.

9 Министерство финансов РФ. http://info.minfin.ru/zkn_fed_bj_pril.php.

10 Доклад в Государственной думе в рамках правительственного часа. 23.01.2013. http://rosminz-drav.ru/health/78.

11 Селекторное совещание в Правительстве РФ с регионами о ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения. 22.11.2012. http://www.rosminzdrav.ru/health/modernization/48.

12 ФЗ от 03 декабря 2012 г. №217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.».

24 2О2 РЕМШЧУМ

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ния единых для всей России стандартов медицинской помощи. Полностью сбалансировать систему государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и ее базовую часть, касающуюся ОМС, предполагается по завершении 2015 г. В этот момент планируется перейти на полное финансовое наполнение тарифа ОМС в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи. В целом бюджет ФФ ОМС на 2013 г. утвержден в размере 1 059,3 млрд руб., на

2014 г.- 1 208,8 млрд руб., на

2015 г. - 1 442,5 млрд руб. Поступления страховых взносов в общем объеме доходов составят, согласно планам, 95,2% в 2013 г., 98,4% в 2014 г. и 99,9% в 2015 г. (дефицит финансируется из федерального бюджета). В конце 2012 г. была утверждена государственная программа13 развития здравоохранения, цель которой — обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг. Госпрограмма включает в себя 11 подпрограмм, соответствующих основным векторам развития здравоохранения: профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни; развитие первичной медико-санитарной помощи; совершенствование оказания специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи; развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения; охрана здоровья матери и ребенка; развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортное лечение, в т. ч. детей; кадровое обеспечение системы здравоохранения; развитие международных отношений в сфере охраны здоровья; экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья, медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.

Общий объем финансового обеспечения госпрограммы в 2013—2020 гг. в текущих ценах составляет 30,3 трлн руб. Предполагаемая система финансирования включает: средства федерального бюджета — 2,7 трлн руб., консолидиро-

ванных бюджетов субъектов РФ — 10,5 трлн руб., ФФ ОМС — 17,1 трлн руб. Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета заявлена в объеме 3,4 трлн руб. Как следует из текста программы, в настоящее время уровень государственного финансирования здравоохранения недостаточен и должен быть увеличен до 4,7% по отношению к ВВП, что будет уже сопоставимо с показателями ряда стран ЕС. Согласно заявлению Председателя Правительства РФ, консолидированный бюджет здравоохранения с учетом ОМС в 2013 г. должен исчисляться 2,2 трлн руб.14 Однако по отношению к планируемому ВВП это составит только 3,3%. Надо полагать, что в реальности при инерционном развитии экономической ситуации уровень расходов составит не менее уровня 2012 г. Что касается расходов на лекарственное обеспечение, то в 2012 г. финансирование программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) льготных категорий граждан, согласно данным Минздрава России, составило 43,13 млрд руб. (в 2011 г. — 44,93 млрд руб., в 2010 г. — 43,25 млрд руб., в 2009 г. — 44,1 млрд руб.). Объем программ льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне оценивается министерством в 36,84 млрд руб. В 2012 г. продолжился процесс отказа федеральных льготников от получения лекарств в виде набора социальных услуг. На начало года число участников программы ОНЛС составило 3,7 млн человек (в конце — 3,9 млн человек15), в то время как в начале 2011 г. их было

13 Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. №2511-р «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения».

14 http://ria.ru/society/20121207/ 913799158.html.

15 За счет тех граждан, кто впервые в течение года приобрел права на получение социальной помощи в виде пакета социальных услуг.

16 Презентация выступления министра здравоохранения В.И. Скворцовой по поводу разработки стратегии лекарственного обеспечения в РФ. 27.12.2012.

17 В соответствии с планом-графиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

в 2011 г. Минздравсоцразвития России, предварительный объем бюджетных ассигнований в реальности составил 34,89 млрд руб.

4,05 млн человек (2010 г. — 4,18 млн человек, 2009 г. — 5,08 млн человек, 2008 г. — 5,9 млн человек). Общее число тех, кто имеет право на получение федеральных или региональных льгот, составляет 15,14 млн человек. В 2012 г., согласно сведениям Минздрава Рос-сии16, региональные льготы реализовали 821 000 человек, уже монетизиро-вавших федеральные льготы, а также 3 770 600 человек, продублировавших федеральные льготы. В 2013 г. норматив финансовых затрат на одного льготника составил 638 руб., что на 6% больше, чем в 2012 г. Однако увеличения общего финансирования программы ОНЛС, учитывая продолжившееся сокращение числа льготников, не наблюдается. В проекте федерального бюджета на 2011 г. финансирование программы «7 нозологий» соответствовало 49,25 млрд руб.17 В отношении бюджетных планов на 2012—2014 гг. фигурировали 54,17 млрд руб. ежегодно. Согласно федеральному бюджету, принятому на 2013—2015 г., планируемый уровень финансирования программы на эти годы сократился до 51,46 млрд руб. С 2014 г. полномочия по закупкам должны быть переданы с федерального на региональный уровень, однако финансирование будет продолжаться из федерального бюджета. Расширение охвата обеспечения высокозатратными ЛП должно произойти за счет орфанных препаратов. Однако пока, в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вопросы организации лекарственного обеспечения больных орфанными заболеваниями относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. В настоящее время в регионах по утвержденному перечню жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих заболеваний продолжается формирование регистра пациентов.

Оценивая перспективы финансирования льготного лекарственного обеспечения, представляется, что в целом в период 2013—2015 гг. его увеличения не предвидится. Это определяется проводимой политикой сдерживания затрат на льготное лекарственное обеспечение из федерального бюджета, наблюдаемой в течение последних лет. Спо-

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

собствует этому особое внимание, которое уделяется сфере госзакупок лекарств в связи с борьбой с коррупцией и нарушениями антимонопольного законодательства. Постепенно свои плоды дает проводимая политика импорто-замещения, особенно на фоне окончания срока патентной защиты целого ряда инновационных препаратов. Принципиальных изменений на возмещаемом амбулаторном рынке можно ожидать после внедрения эффективной модели лекарственного обеспечения населения18, которое предусмотрено принятой Стратегией лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 г.19 Однако широкомасштабное реформирование системы льготного лекарственного обеспечения планируется начать только с 2017 г., на более раннем этапе предполагается реализация пилотных проектов. Таким образом, предпосылки для роста возмещаемой части российского фармацевтического рынка в течение ближайших 3 лет возникают только в госпитальном секторе — в связи с увеличением расходов на реализацию территориальных программ ОМС. В сфере розничных продаж они существуют в

виде прогнозируемого умеренного увеличения реальных располагаемых доходов населения.

• ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА

К началу нового столетия по сравнению с 1991 г. численность населения в России сократилась на 2 млн человек. Причиной этого явилась естественная убыль населения, которая, однако, в определенной мере компенсировалась за счет миграции населения (механического прироста). Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно уменьшался практически до 2003 г. В течение 2000-х процессы сокращения населения продолжились и население страны уменьшилось еще на 2,5 млн человек. Россия стала относиться к странам с наивысшим уровнем смертности и наиболее значительными гендерными разрывами в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении, что является следствием высокой смертно-

18 Потребность в дополнительном финансировании, по оценкам Минздрава России, составит 29,35 млрд руб. ежегодно.

19 Приказ МЗ РФ от 13 февраля 2013 г. №66.

сти мужчин в трудоспособном возрасте. К 2005 г. по сравнению с началом 90-х смертность мужчин от внешних причин увеличилась в 1,7 раза, от болезней системы кровообращения — в 1,8 раза, инфекционных заболеваний — в 2,7 и т. д. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин к этому времени сократилась до 58,9 года, в то время как у женщин этот показатель сохранялся на значительно более высоком уровне — 72,4 года (табл. 3).

Переломными с точки зрения проводимой государством демографической политики явились 2005—2006 гг., когда стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье» и другие инициативы в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. На этом фоне начали себя проявлять позитивные демографические тенденции, которые выразились в росте рождаемости и снижении смертности, в т. ч. младенческой, и, как результат, значительном снижении показателей естественной убыли — до -0,9% в 2011 г. (табл. 3). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для всего населения по сравнению с 2005 г.

таблицаДинамика демографических показателей

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Численность населения на конец года (начало следующего), млн человек 143,2 142,8 142,8 142,7 142,9 142,9 143,0 143,3

Показатели естественного движения населения на 1 000 человек:

родившихся 10,2 10,3 11,3 12,0 12,3 12,5 12,6

умерших 16,1 15,1 14,6 14,5 14,1 14,2 13,5

естественный прирост/убыль (-) населения -5,9 -4,8 -3,3 -2,5 -1,8 -1,7 -0,9

младенческая смертность на 1 000 человек 11,0 10,2 9,4 8,5 8,1 7,5 7,4

Из общей численности населения на начало года, млн человек:

моложе трудоспособного возраста 24,3 23,6 23,1 22,8 22,8 22,8 23,2 23,6

в трудоспособном возрасте 90,1 90,2 90,1 89,7 89,3 88,0 87,8 87,1

старше трудоспособного возраста 29,3 29,4 29,7 30,2 30,5 31,7 31,8 32,4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет

все население 65,3 66,6 67,6 68,0 68,8 68,9 69,8

мужчины 58,9 60,4 61,4 61,9 62,9 63,1 64,0

женщины 72,4 73,2 74,0 74,3 74,8 74,9 75,6

Примечание. Показатели 2005-2009 гг. пересчитаны в соответствии с результатами Всероссийской переписи населения 2010 г. Источник: Росстат

26 202 РЕМШЧУМ

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

выросла на 4,5 года и составила 69,8 года.

При усилившихся позитивных миграционных процессах в конце 2000-х негативная тенденция сокращения численности населения была преодолена. По состоянию на начало 2013 г. население страны составило 143,3 млн человек. Согласно данным, озвученным министром здравоохранения20, в России по результатам 11 месяцев 2012 г. продолжилось снижение смертности при всех основных заболеваниях: при болезнях органов кровообращения — почти на 4%, при инсультах — на 8%, туберкулезе — на 11%, от внешних причин — на 5,6%. Отмечается также устойчивая тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний. С учетом повышения рождаемости на

6,4% 2012 г. впервые с начала 90-х гг. ознаменовался естественным приростом населения.

Несмотря на позитивные изменения, демографическая ситуация в России продолжает оставаться неудовлетворительной. Ожидаемая продолжительность жизни населения на 12,5 лет меньше, чем в среднем в развитых европейских странах, и на 6,5 года — в новых государствах — членах ЕС. Разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин остается очень большой — более 12 лет. Низкая продолжительность жизни по-прежнему в основном связана с высокой смертность людей трудоспособного

20 Доклад министра здравоохранения В.И. Скворцовой президенту В.В. Путину. 21.01.3013. http://www.rosminzdrav.ru/health/zdra-vo2020/12.

возраста (показатель выше в 2 раза по сравнению с развитыми странами). В структуре смертности населения наибольшую долю составляют болезни системы кровообращения (56%), новообразования (15%) и внешние причины смерти (10%). Показатели младенческой и материнской смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5—2 раза. В связи с реализацией принятой в конце 2012 г. государственной программы «Развитие здравоохранения» планируется к 2020 г. значительное улучшение показателей заболеваемости в стране и демографической ситуации в целом. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении должна достичь 74,3 года.

Ф

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.