УДК 327
DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-1-188-196
МАКЕДОНИЯ И РОССИЯ ПОСЛЕ «РАМ ОЧНЫХ» СОГЛАШЕНИЙ: УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
THE REPUBLIC OF MACEDONIA AND THE RUSSIAN FEDERATION AFTER FRAMEWORK AGREEMENT: CONSOLIDATION OF PARTNERSHIP
П.А. Смирнов P.A. Smirnov
Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, 199004, г. Санкт -Петербург, Тучков пер., 7
North-West Institute of Management, branch of RANEPA, 7 Tuchkov lane, Saint-Petersburg, 199004, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
Автор исследует динамику двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Македония после подписания в 2001 г. Охридских («рамочных») соглашений между правительством республики и сепаратистскими силами Особое внимание уделено позиции Европейского Союза и Североатлантического альянса относительно внутриполитической ситуации в Республике Македонии. Цель статьи - оценка динамики российско-македонских отношений в контексте изменяющейся геополитической обстановки на Балканах, связанной с усилением влияния евроатлантических организаций в регионе, а также выявление различных тенденций в российско-македонских отношениях в период с 2001 г. по настоящее время. Методом исследования является системный подход, позволяющий детально изучить процессы двусторонних взаимоотношений двух государств в различных аспектах. В завершение статьи делается вывод о растущей значим ости российско-македонских отношений для обоих государств в вопросах сдерживания исламского экстремизма на юге и востоке Европы, а также в торговой сфере ввиду неприсоединения Республики Македония к санкциям в отношении Российской Федерации.
Abstract
The article is devoted to the study of dynamics of bilateral relations between the Russian Federation and the Republic of Macedonia after the signing of Ohrid («framework») agreement in 2001. Considering the issues, the author gives a brief description of the diplomatic relations in the first decade after collapse of the Socialist Federal Republic Of Yugoslavia. The article explores the main aspects of cooperation between the two countries, including partnership in the energy sector. The article discusses the position of the European Union and North Atlantic Treaty Organization concerning the political situation in Macedonia and the meaning of this as a reflection of geopolitical interests of Western countries and the United States in the Balkans. The author emphasizes the fact that the use of the Albanian nationalism was a tool of pressure on Macedonia by the international community in 2001 - 2017. The author pays special attention to analysis of the Russian Federation's position on the political situation in Macedonia in connection with the implementation of Russia's geopolitical interests in the Balkans. The author points out the danger of radicalization of the Islamic Albanian minority in Macedonia in the light of struggle against global terrorism. In addition, the emphasis is placed on cooperation in the energy sphere and on the involvement of the Republic of Macedonia in the Russian export projects such as «South stream» and «Turkish stream». The main goal of the study is the estimation of Russian-Macedonia relations in their movement.
Ключевые слова: Республика Македония, Российская Федерация, Охридские соглашения, Балканы, Европейский Союз, Южный поток.
Keywords: Macedonia, Russia, Balkans, European Union, South stream, Ohrid agreement.
1991 год ознаменовался прекращением существования СССР и началом стремительного распада Югославии. На карте мира появилось двадцать новых государств, которым предстояло отстоять свой суверенитет в меняющемся мире и добиться признания со стороны мирового сообщества. И одними из этих двадцати государств были Российская Федерация и Республика Македония.
Целью данной статьи является выявление различных тенденций в российско -македонских отношениях в период с 2001 г. по настоящее время. Вопрос российско -македонских связей не является в достаточной мере изученным в российской науке (внимание отечественных исследователей было обращено к Сербии, а также Боснии и Герцеговине), ряд общественно и политически значимых вопросов до сих пор остается не освещенным. Также актуальность данной проблематики обусловлена современной геополитической обстановкой на Балканском полуострове, государства которого оказываются перед необходимостью выбора внешнеполитической линии, в том числе относительно российского государства: вступление в евроатлантические организации (НАТО, ЕС) подразумевает присоединение к различным акциям (в первую очередь, к санкциям против Российской Федерации), что диссонирует с традиционно партнерскими отношениями балканских республик с российским государством.
Объектом изучения является внешняя политика Российской Федерации в балканском регионе в условиях постепенного включения государств бывшей социалистической Югославии в орбиту влияния евроатлантических политических структур, в первую очередь, НАТО. Предмет статьи - российско-македонские отношения как один из наиболее характерных примеров трансформации внешней политики Российской Федерации в отношении государств бывшей Югославии. На примере македонского направления российской внешней политики четко прослеживается эволюция позиции официальной Москвы -от пассивного следования линии «западных партнеров» до утверждения самостоятельной роли в европейских и мировых процессах. Стоит подчеркнуть традиционно дружественные отношения балканских государств с российским государством (во все периоды истории двух регионов), на что опирается российская внешняя политика в XXI в. при утверждении своих интересов на Балканах.
Методология исследования подразумевает системный подход к анализу процессов двустороннего взаимодействия Российской Федерации и Республики Македонии как совокупности различных факторов, не исчерпывающейся политическим или военно-техническим сотрудничеством. Особое внимание уделено деятельности крупных российских корпораций в регионе, что способствует укреплению двусторонних экономических связей.
Установление отношений между молодой южнобалканской республикой и Российской Федерацией состоялось весной 1992 г. по инициативе Республики Македонии, искавшей в первые месяцы своего независимого существования признания со стороны крупных мировых государств и международных организаций (Российская Федерация, США, ООН, ЕС, НАТО). В свою очередь, шаги к сближению с суверенной македонской республикой давались Российской Федерации с трудом: причиной тому был подчас непоследовательный внешнеполитический курс первого правительства Б.Н. Ельцина, предусматривавший ориентацию на «западных партнеров» одновременно с планами по восстановлению былого вли я-ния в Восточной и Юго-Восточной Европе. Также нельзя забывать и острейший экономический кризис, поразивший Российскую Федерацию в первые годы независимости, и аналогичные проблемы Республики Македонии, испытавшей на себе действие санкций, введённых ООН против Югославии, и эмбарго, объявленное Грецией. Сложная экономическая ситуация мешала обоим государствам проводить последовательную политику сближения, зачастую заставляя действовать ситуационно, а не стратегически.
В августе 1992 г. во время визита в Болгарию Б.Н. Ельцин объявил о признании Республики Македонии - что немаловажно - под ее конституционным названием. Однако дальнейшие действия состоялись позднее: в апреле 1994 г. в Москве открылось посоль-
ство македонской республики, спустя полгода - посольство Российской Федерации в Скопье. После установления официальных дипломатических отношений планировалось совместное решение ряда экономических и политических вопросов, в которых македонскому государству была необходима поддержка со стороны Российской Федерации: поставки топлива, экономическая помощь [Колосков, 2013, с. 166], признание Республики Македонии мировым сообществом под конституционным названием и др. Однако отсутствие разумной инициативы в решении данных вопросов со стороны правительства Б.Н. Ельцина перевело российско-македонские отношения в состояние «консервации», что предопределило явный поворот Республики Македонии в сторону НАТО - тем более что в 1995 г. было подписано временное соглашение с Грецией по вопросу именования Республики Македонии, и формальных препятствий на пути вступления молодой балканской республики в НАТО не наблюдалось.
Оживление российской политики на Балканах в конце 1990-ых гг. было связано с действиями НАТО против Югославии и с выработкой российским МИД твердой позиции сопротивления агрессивному вмешательству США и их сателлитов в дела суверенных балканских государств. В период этого оживления, в 1998 г., состоялся визит президента Республики Македонии К. Глигорова в Москву, после чего российско-македонские отношения несколько активизировались: была подписана Декларация о дружественных отн о-шениях, ряд соглашений в культурной, образовательной сфере, стартовали совместные строительные проекты, российский капитал инвестировался в македонскую экономику. Однако пребывание миротворческих сил НАТО на территории Республики Македонии в ходе конфликта в Косово в 1999 г. вызвало негативную реакцию российской стороны, после чего отношения Республики Македонии и Российской Федерации вновь вошли в состояние «консервации», продолжавшееся до 2001 г.
Начало XXI века в балканском регионе было отмечено арестом С. Милошевича и его выдачей весной 2001 г. Международному трибуналу в Гааге. Это обозначило поворот новых властей Сербии к сотрудничеству с НАТО и западными государствами и вынуждало российское правительство искать дополнительные точки опоры на Балканах. Случившийся летом того же года вооруженный конфликт в Республике Македонии, где экстремистские группировки албанского населения выступили против властей, стал импульсом для активизации российско-македонских отношений и дал возможность Российской Федерации провести свою, самостоятельную, политическую линию в Балканском регионе.
В первую очередь, во время конфликта 2001 г. Российская Федерация выразила однозначную поддержку президенту Республики Македонии Б. Трайковскому и даже оказала военную помощь македонским вооруженным силам [Колосков, 2013, с. 170]. Но заключенные 13 августа 2001 г. Охридские («Рамочные») соглашения между правительством республики и лидерами албанских партий хоть и прекратили вооруженный конфликт, зафиксировав изменения в Конституции, одновременно узаконили военное присутствие НАТО на территории государства, что в определенной степени уменьшило самостоятельность македонской республики [Пономарева, 2008, с. 160]. Российская позиция по отношению к данному вопросу звучит однозначно: «полный отказ от порочной практики внешнего управления, упор на реальную демократию, переход на решение внутренних проблем самими балканскими государствами являются основой укрепления доверия между проживающими здесь народами» [Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией в Республике Македонии от 02.02.2017 ]. Таким образом, признавая опасность усиления НАТО и США в балканском регионе, и в частности, в Республике Македонии, российское правительство стремится к укреплению отношений с македонской стороной, дабы создать естественный противовес западному влиянию, декларируя принцип нерушимости границ и поддержки легитимной власти [Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен, 2007, с. 328].
В период 2001-2003 гг. было заключено несколько двусторонних договоров, касающихся сотрудничества в области туризма, воздушного сообщения, ветеринарии, санита-
рии, культуры, которые были призваны укрепить сотрудничество двух государств в гуманитарной сфере. Однако наиболее важными в данный период стали соглашение о военно-техническом сотрудничестве [Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о военно-техническом сотрудничестве от 16.10.2003], заключенное 16 октября 2003 г., и Консульская конвенция от 14 января 2003 г. [Консульская Конвенция между Российской Федерацией и Республикой Македонией от 14.01.2003]. Заключение договора о военно-техническом сотрудничестве планировалось ещё в период президентства К. Глигорова и Б.Н. Ельцина в 1994-1996 гг. [Колосков, 2013, с. 175], однако не состоялось в силу экономической нестабильности в обоих государствах. В 2003 г. же условия располагали к заключению подобного договора и демонстрировали стремление Российской Федерации закрепиться на Балканах, на что было нацелено в том числе и заключение Консульской конвенции.
Балканская политика российского государства не претерпела изменений в период президентства Б. Црвенковского (в 2004-2009 гг.) и Г. Иванова (после 2009 г.). Выражая поддержку законной власти, российская сторона с тревогой следила за дестабилизацией внутриполитической ситуации в Республике Македонии в 2016-2017 гг. Внешнеполитическое ведомство Российской Федерации отмечало влияние извне на оппозиционные силы в балканской республике [Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией в Республике Македонии от 14.04.2016]. В комментариях Министерства иностранных дел Российской Федерации четко прослеживается цель российской стороны: пресечь вмешательство третьих сил во внутренние дела Республики Македонии. Надо отметить, что данные постулаты являются отражением Статьи 70 Концепции внешней политики Российской Федерации [Концепция внешней политики Российской Федерации, 2016]. Помимо противодействия вмешательству извне в политику Республики Македонии, российская сторона укрепила сотрудничество с македонскими партнерами посредством заключения в 2008-2016 гг. ряда договоров: об условиях взаимных поездок граждан двух государств (что стало основой для введения безвизового режима посещения Республики Македонии российскими гражданами); о сотрудничестве в культурной сфере; в области железнодорожного транспорта; о взаимном признании ученых степеней. Планомерное укрепление партнерских отношений сопровождалось в 2015-2016 гг. встречами и консультациями вплоть до уровня министров иностранных дел, в ходе которых было подчеркнуто неприятие дестабилизирующих внутреннюю обстановку событий и указано на необходимость отражения террористических и экстремистских угроз, исходящих из Косово [О консультациях заместителя Министра иностранных дел России А.Ю. Мешкова с заместителем Министра иностранных дел Македонии Д. Киприяновской, 2015]. Важно отметить и неприсоединение в 2014 г. Республики Македонии (наравне с Сербией и Боснией) к антироссийским экономическим санкциям, связанным с вхождением Крыма в состав Российской Федерации.
Следует вспомнить, какие цели преследуют ЕС и НАТО в своей политике на Балканах и, в частности, в своей политике по отношению к Республике Македонии. После распада СФРЮ все республики, бывшие в ее составе (за исключением Сербии и Черногории), выразили желание вступить в ЕС и НАТО [Центральная и Юго-Восточная Европа, 2015, с. 8], стремясь тем самым интегрироваться в мировую экономическую и политическую систему. Исключением не стала и Республика Македония, первоочередной задачей которой было вступление в ЕС и ООН. Однако на вступление македонской республики в ЕС и НАТО неизменно накладывает вето Греция ввиду непризнания названия македонского государства. Можно предположить, что это только усиливает тяготение македонской стороны к евроатлантическим наднациональным структурам. Подобное тяготение отчасти объясняется и вялой политикой Российской Федерации в первые годы независимости Республики Македонии, для которой Москва не сумела стать центром притяжения.
Цели, преследуемые НАТО и ЕС относительно Республики Македонии, - распространение экономической и военной экспансии на Балканах: после получения балканской
республикой статуса кандидата на вступление в ЕС увеличились европейские инвестиции в экономику государства [Колосков, 2013, с. 135], а в 1999 г. военный контингент НАТО вступил на территорию Республики Македонии для обеспечения безопасности в виду албанской угрозы, а также для осуществления военных действий против Союзной Республики Югославии. К тому моменту Республика Македония уже являлась участником программы НАТО «Партнерство ради мира» и содействовала антисербской политике США, опасаясь возможности войны с Сербией [Колосков, 2013, с. 137]. После Охридских соглашений НАТО сохранило свое присутствие в республике, приняв участие в разоружении албанских террористов, которое фактически окончилось ничем [Пономарева, 2010, с. 128]. Заморозив, а не разрешив конфликт в Республике Македонии, евроатлантические структуры преследовали прагматические цели: ограничить суверенитет государства, диктуя условия сосуществования конфликтующих сторон, и поощрить этническое оппозиционное меньшинство как основной дестабилизирующий фактор, что позволяло сохранить свое присутствие в Республике Македонии. Несмотря на временную невозможность вступления в ЕС и НАТО (из-за вето, налагаемого Грецией), македонское государство остается активным участником и партнером экономических и политических проектов евроатлантических государств. После 2001 г. политика «подчинения» своих национальных интересов интересам западных партнеров уже обрела массу противников в самой Республике Македонии [Пономарева, 2010, с. 131], что повлекло за собой упрочение связей с Российской Федерацией.
Основным инструментом влияния западных сил на внутриполитическую обстановку в македонском государстве остается албанское национальное меньшинство, после Охридских соглашений получившее широкие права, и представители которого имеют значительный вес в македонском Собрании (парламенте). На это неоднократно указывалось в заявлениях российского Министерства иностранных дел в 2017 г.: «Запад руками албанского меньшинства пытается привести к власти в Скопье потерпевшую поражение оппозицию...» [Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обострением ситуации в Республике Македонии от 02.03.2017 ]; «...налицо явное потворствование Запада великоалбанским устремлениям» [Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обострением внутриполитической ситуации в Македонии от 28.04.2017]. Манипулируя «албанской угрозой», евроатлантические структуры стремятся давить на правительство Республики Македонии, которое выстраивает доброжелательные и взаимовыгодные партнерские отношения с Российской Федерацией и занимает нейтральное положение в вопросе введения экономических санкций против российского государства.
В данном случае нужно подчеркнуть опасность радикализации албанского македонского меньшинства, на что указывалось в заявлениях российской стороны. Паналбан-ские устремления деятелей оппозиции, поощряемые НАТО, а также попытки вмешаться в дела Республики Македонии извне - со стороны Албании [Пономарева, 2007, с. 175] - дестабилизируют ситуацию в республике, а присутствие в Собрании некоторых недавних руководителей радикальных террористических албанских группировок ставит вопрос о выходе экстремизма на совершенно иной уровень. Международный терроризм как наиболее опасная угроза современному мироустройству (согласно п.15 Концепции внешней политики Российской Федерации [Концепция внешней политики Российской Федерации, 2016]) обозначает свое присутствие в македонской республике, и противодействие ему является одним из аспектов совместной деятельности Российской Федерации и Республики Македонии.
Помимо дипломатического сотрудничества, особое место в 2001-2017 гг. занимают экономические отношения Республики Македония и Российской Федерации. Важно отметить заключение в 2010 г. Соглашения об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, связанным с товарооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ [Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, связанным с това-
рооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ от 19.06.2010]. Согласно этому документу, Республика Македония вправе рассчитывать на получение от Российской Федерации суммы в 60 млн долларов США или товаров, эквивалентных данной сумме. Данное соглашение так же, как и Соглашение о военно-техническом сотрудничестве 2003 г. повторяет проекты экономической помощи македонскому государству с российской стороны, которые были не реализованы в 1990-ые гг.
Нельзя не упомянуть и о топливно-энергетической сфере: в 2005 г. был заключен меморандум между Правительством Республики Македонии и российской компанией «ЛУКОЙЛ» [ЛУКОЙЛ в Республике Македония], предусматривающий поставки топлива в македонское государство и строительство автозаправочных станций «ЛУКОЙЛ». Этот контракт стал одним из самых успешных экономических проектов российских корпораций в балканском регионе.
Особую важность представляет и вовлечение Республики Македонии в энергетические проекты Российской Федерации, связанные с поставками газа в Европу. Речь идет о строительстве газопроводов «Южный поток» и «Турецкий поток». Первый проект, «Южный поток», был запущен в 2012 г. и предусматривал транзит газа из России в Европу ч ерез Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и Грецию. В 2013 г. было заключено соглашение о строительстве газопровода-отвода в Республику Македонию [Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о сотруднич е-стве при создании газопровода-отвода для поставок газа в Республику Македонию от 23.07.2013], что позволило бы македонской стороне получать топливо напрямую, не исп ы-тывая зависимость от стран-транзитеров. Ранее были озвучены планы строительства подобного газопровода в Боснию и Герцеговину (по территории Республики Сербской) [От «Южного потока» может быть проложен отвод в Республику Сербская, 2011] и Хорватию [Путин обсудит с премьером Хорватии участие в «Южном потоке», 2010], что обозначает взаимную заинтересованность балканских государств и Российской Федерации в реализации данного энергетического проекта. Значимость проекта подчеркивало и македонское руководство [Гусман, 2014]. Однако позиция ЕС и его членов относительно вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г. привела к приостановке проекта.
Тем не менее в начале 2015 г. российская и турецкая стороны согласовали новый проект газопровода - «Турецкий поток», заинтересованность в котором в апреле 2015 г. проявили Венгрия, Греция, Сербия и Республика Македония [Попоски на министерски состанок посветен на прашаша за енергетската стабилност во Будимпешта, 2015]. Устойчивый интерес к энергетическим проектам со стороны македонского государства позволяет говорить об упрочении российского экономического влияния в балканском регионе и о твердом стремлении Российской Федерации и Республики Македония сотрудничать в экономической сфере.
В завершение можно сделать вывод о растущей значимости российско -македонских отношений для обоих государств. И это подтверждается как руководством Республики Македонии [Гусман, 2014], так и внешнеполитическим ведомством Российской Федерации [О консультациях заместителя Министра иностранных дел России А.Ю. Мешкова с заместителем Министра иностранных дел Македонии Д. Киприяновской, 2015]. После 2001 г. наблюдается утверждение политики Российской Федерации по сдерживанию экспансии НАТО на Балканах и поиск «точек соприкосновения» с Республикой Македонией в свете ее отношений с ЕС и НАТО. Отмечается рост экономического взаимодействия, реализуются проекты, не состоявшиеся в 1990-е годы, в частности, в нефтяной сфере. Налицо диалог в вопросах поставки и потребления российского газа. Усилилось сотрудничество в области культуры и образования: создаются культурные центры, облегчается научное взаимодействие двух государств. Расширяется дипломатическое присутствие Российской Федерации - открыто консульство в г. Битоле.
Важные процессы имели место во внешнеполитической сфере: состоялось заключение соглашения о военно-техническом сотрудничестве; на протяжении 2015-2017 гг. в
связи с обострением внутриполитической ситуации в македонской республике российская сторона неизменно оказывала поддержку легитимной власти и демонстрировала неприятие вмешательства извне во внутримакедонские дела. Македонские власти, в свою очередь, показали свою независимость от евроатлантических структур, не присоединившись к санкциям против Российской Федерации в 2014 г. Это также способствовало укреплению доверительных отношений между двумя государствами, несмотря на статус Республики Македонии как кандидата в НАТО. Важным вопросом сотрудничества Российской Федерации и Республики Македонии является и вопрос борьбы с международным терроризмом, который на внутримакедонской политической арене проявляется в форме панал-банских выступлений оппозиционных политиков. В этом случае Москва декларирует неприятие подобных тенденций и всемерную поддержку властей балканской республики.
Список литературы References
1. Гусман М.С. 2014. Президент Македонии поддержал реализацию проекта «Южный поток». URL: http://tass.ru/ekonomika/1327953 (дата обращения: 27.07.2018).
Gusman М.8. 2014. Prezident Makedonii podderzhal realizatsiyu proekta «Yuzhnyi potok». URL: http://tass.ru/ekonomika/1327953 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
2. Колосков Е.А. 2013. Страна без названия: внешнеполитический аспект становления македонского государства (1991-2001 гг.). М., Институт славяноведения РАН, 276.
Koloskov E.A. 2013. Strana bez nazvania: vneshnepoliticheskiy aspect stanovleniya make-donskogo gosudarstva (1991-2001 gg.). M., Institut slavyanovedeniya RAN, 276 (in Russian).
3. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией в Республике Македонии от 02.02.2017. 2017. URL: http://www.mid.ru/web/guest/ kommentar-ii_predstavitelya/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/2621894 (дата обращения: 27.07.2018).
Kommentariy Departamenta informatsii i pechati MID Rossii v svyazi s situatsiei v Respublike Makedonii ot 02.02.2017. 2017. URL: http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii_predstavitelya/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/2621894 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
4. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обострением с и-туации в Республике Македонии от 02.03.2017. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/id/2664543 (дата обращения: 27.07.2018).
Kommentariy Departamenta informatsii i pechati MID Rossii v svyazi s obostreniem situatsii v Respublike Makedonii ot 02.03.2017. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/ Bx1lWHr8ws3J/content/id/2664543 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
5. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обострением внутриполитической ситуации в Македонии от 28.04.2017. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/id/2739769 (дата обращения: 27.07.2018).
Kommentariy Departamenta informatsii i pechati MID Rossii v svyazi s obostreniem vnutripo-liticheskoi situatsii v Makedonii ot 28.04.2017. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/id/2739769 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
6. Комментарий Департамента информации и печати МИД России о ситуации в Македонии от 14.04.2016. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/ id/2233994 (дата обращения: 27.07.2018)
Kommentariy Departamenta informatsii i pechati MID Rossii o situatsii v Makedonii ot 14.04.2016. URL: http://www. mid. ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/id/2233994 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
7. Консульская Конвенция между Российской Федерацией и Республикой Македонией от 14.01.2003. URL: http://www. mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-180/46299 (дата обращения: 27.07.2018).
KonsuTskaya Konventsiya mezhdu Rossiyskoi Federatsiei i Respublikoi Makedoniei ot 14.01.2003. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-180/46299 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 27.07.2018).
Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiyskoi Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossiyskoi Feder-atsii V.V. Putinym 30 noyabrya 2016 g.). 2016. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
9. ЛУКОЙЛ в Республике Македония. URL: http://www.lukoil.ru/Company/BusinessOperation/ GeographicReach/Europe/lukoilinmacedonia (дата обращения: 27.07.2018).
LUKOIL v Respublike Makedoniya. URL: http://www.lukoil.ru/Company/BusinessOperation/ Ge-ographicReach/Europe/lukoilinmacedonia (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
10. О консультациях заместителя Министра иностранных дел России А.Ю. Мешкова с заместителем Министра иностранных дел Македонии Д. Киприяновской от 08.06.2015. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/id/1404017 (дата обращения: 27.07.2018).
O konsuTtatsiyah zamestitelya Ministra inostrannyh del Rossii A.Yu. Meshkova s zamestitelem Ministra inostrannyh del Makedonii D. Kipriyanovskoy ot 08.06.2015. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/id/1404017 (data obrashcheni-ya: 27.07.2018) (in Russian).
11. От «Южного потока» может быть проложен отвод в Республику Сербскую. Релиз от 22.11.2011. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2011/november/article123855 (дата обращения: 27.07.2018).
Ot «Yuzhnogo potoka» mozhet byt prolozhen otvod v Respubliku Serbskaya. Reliz ot 22.11.2011. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2011/november/article123855 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
12. Пономарева Е.Г. 2010. Новые государства на Балканах. М., издательство МГИМО (У) МИД РФ, 252.
Ponomareva E.G. 2010. Novye gosudarstva na Balkanah. M., izdatefstvo MGIMO (U) MID RF, 252 (in Russian).
13. Пономарева Е.Г. 2007. Политическое развитие постъюгославского пространства (внутренние и внешние факторы). М., издательство МГИМО (У) МИД РФ, 236.
Ponomareva E.G. 2007. Politicheskoe razvitie postugoslavskogo prostranstva (vnutrennie i vnesh-nie factory). M., izdatefstvo MGIMO (U) MID RF, 236 (in Russian).
14. Пономарева Е.Г. 2008. Суверенитет новых государств Юго-Восточной Европы: внутренние и внешние вызовы. В кн.: Суверенитет. Трансформация понятий и практик. М., МГИМО-Университет: 155-171.
Ponomareva E.G. 2008. Suverenitet novyh gosudarstv Yugo-Vostochnoi Evropy: vnutrennie i vneshnie vyzovy. V kn.: Suverenitet. Transformatsiya ponyatiy i praktik. M., MGIMO-Universitet: 155171 (in Russian).
15. Путин обсудит с премьером Хорватии участие в «Южном потоке». 2010. URL: https://ria.ru/gas/20100302/211653032.html (дата обращения: 27.07.2018).
Putin obsudit s prem'erom Horvatii uchastie v 'Yuzhnom potoke". 2010. URL: https://ria.ru/gas/20100302/211653032.html (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о военно-техническом сотрудничестве от 16.10.2003. URL: http://www. mid. ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-171/46177 (дата обращения: 27.07.2018).
Soglashenie mezhdu Pravitefstvom Rossiyskoi Federatsii i Pravitefstvom Respubliki Makedonii o voenno-tehnicheskom sotrudnichestve ot 16.10.2003. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ interna-tional_contracts/ 2_contract/-/storage-viewer/bilateral/ page-171/46177 (data obrashcheniy a: 27.07.2018) (in Russian).
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о сотрудничестве при создании газопровода-отвода для поставок газа в Республику Македонию от 23.07.2013. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/ 2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-57/44359 (дата обращения: 27.07.2018).
Soglashenie mezhdu Pravitefstvom Rossiyskoi Federatsii i Pravitefstvom Respubliki Makedonii o sotrudnichestve pri sozdanii gazoprovoda-otvoda dlya postavok gaza v Respubliku Makedoniyu ot
23.07.2013. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-57/44359 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, связанным с товарооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ от 19.06.2010. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-100/45131 (дата обращения: 27.07.2018).
Soglashenie mezhdu PraviteFstvom Rossiyskoi Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Makedonii ob uregulirovanii obyazatel'stv byvshego SSSR po raschetam, svyazannym s tovarooborotom mezhdu byvshim SSSR i byvshei SFRYU ot 19.06.2010. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ internation-al_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-100/45131 (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Russian).
19. Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец ХХ-ХХ1 вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник. 2015. Под ред. К.В. Никифорова. М., Нестор-история, 2015. 480.
Tsentral'naya i Yugo-Vostochnaya Evropa. Konets XX-XXI vv. Aspekty obschestvenno-politicheskogo razvitiya. Istoriko-politologicheskiy spravochnik. 2015. Pod red. K.V.Nikiforova. M., Nestor-istoriya, 480 (in Russian).
20. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен. 2007. Под ред. А.А. Язьковой. М., Весь мир, 352.
Yugo-Vostochnaya Evropa v epohu cardinal'nyh peremen. 2007. Pod red. A.A. Yazkovoi. M., Ves' mir, 352 (in Russian).
21. Попоски на министерски состанок посветен на прашааа за енергетската стабилност во Будимпешта. Обjавено: 07 Април 2015. URL: http://www.mfa.gov.mk/index.php7option =com_content&view=article&id=1412:poposki-in-budapest-at-ministerial-meeting-for-energy-stability& catid=52&Itemid=684&lang=mk (дата обращения: 27.07.2018).
Popski na ministerski sostanok posveten na prashanya za energetskata stabilnost vo Budimpeshta. Obyaveno: 07 April 2015. URL: http://www.mfa.gov.mk/index.php7option=com_content&view=article& id=1412:poposki-in-budapest-at-ministerial-meeting-for-energy-stability&catid=52&Itemid=684&lang= mk (data obrashcheniya: 27.07.2018) (in Macedonian).