ÁIDYNBEKOV Elmar Ferruhovich, postgraduate student at the Chair of Public Administration and Political Technologies, State University of Management (bld. 1, 99 Ryazansky Ave, Moscow, 109542, Russia; elmar_aydynbekov@mail.ru)
MIGRATION POLICY: THE PRACTICE OF RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS
Abstract. The article examines the processes of migration policy in modern Russia, and mechanisms of assistance to voluntary resettlement to Russia of compatriots living abroad, as one of directions of this policy. The author examines problems of implementation of the program approved by the President on rendering assistance to voluntary resettlement to Russian Federation of compatriots living abroad. The paper also investigates prospects for the development of this program. Keywords: migration, migration policy, migrants, compatriots, immigration
СОРОКИН Данила Алексеевич — кандидат политических наук, доцент кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; Danila-sorokin@mail.ru)
«турецкий Поток» как элемент политического кризиса Македонии
Аннотация. На протяжении новейшей истории руководство Македонии пыталось урегулировать проблемные вопросы. Однако весной 2015 г. республика погрузилась в очередной политический кризис. По времени он совпал с обсуждением вопроса организации международного проекта газопровода «Турецкий поток» - своего рода нефтяного коридора по дну Черного моря из России в Турцию, Грецию, Македонию и далее в Европу.
Политический кризис Македонского государства в 2015 г. имел все предпосылки перерасти в «цветную революцию». Показательны российские оценки сложившейся ситуации как попытки организовать в Македонии нечто похожее на государственные перевороты на Украине и в Йемене. Однако, как отмечается в статье, привычный сценарий был изменен. Власть осталась в руках правящей элиты в обмен на отказ от участия в международном проекте «Турецкий поток».
Ключевые слова: Республика Македония, Россия, ЕС, «Турецкий поток», политический кризис, ВМРО-ДПМНЕ, СДСМ
Процессы взаимозависимости мирового сообщества с недавних пор активизировались настолько, что определенные изменения во взаимодействии геополитических соседей и партнеров отражаются на внутри- и внешнеполитической линии далеко не близких в географическом и геополитическом плане государств. Кризисные явления во взаимоотношениях крупных держав в полной мере охватывают и влияют на проводимую политику стран, менее весомых в масштабах мировой политической арены.
В данном случае интересной представляется ситуация в бывшей югославской республике Македонии - сравнительно небольшом государстве юго-востока Балканского полуострова с историей государственности, насчитывающей четверть века. Изменения во взаимоотношениях России и Украины, а также последовавшие за этим изменения в отношениях РФ с Европейским союзом отразились среди прочего и на политике Македонии, не входящей в еврострук-туры.
Стоит отметить, что с момента обретения Македонией независимости политическая элита страны столкнулась с рядом проблем как внешне -, так и внутриполитического характера. Ее ближайшие соседи Греция, Сербия и Болгария в той или иной степени не признавали македонского «имени», церкви, языка и во многом до настоящего времени остались верными своим убеждениям [Сорокин 2016: 159; Шкарич 1997: 63]. Решение этих вопросов осложняет политическую жизнь внутри государства, которая сосредоточивается на взаимодействии правящей в настоящий момент консервативной партии ВМРО-ДПМНЕ и оппозиционной СДСМ1 при активном участии албанских политических партий, отстаивающих интересы нетитульного меньшинства страны [Сорокин 2011: 155]. Вместе с тем на протяжении новейшей истории руководство Македонии пыталось урегулировать проблемные вопросы. Однако весной 2015 г. республика погрузилась в очередной политический кризис. По времени он совпал с обсуждением вопроса организации международного проекта газопровода «Турецкий поток» - своего рода нефтяного коридора по дну Черного моря из России в Турцию, Грецию, Македонию и далее в Европу.
Кризисные явления в политике Македонии начали проявляться с выборов апреля 2014 г. Тогда оппозиция заявила о фальсификации результатов: ВМРО-ДПМНЕ одержала победу, а СДСМ заняла 2-е место. Оппозиция во главе с Зораном Заевым назвала действующую власть диктатурой и отказалась от работы в парламенте. Постоянное соперничество двух основных игроков - правящей партии ВМРО-ДПМНЕ и оппозиционной СДСМ - перешло из состояния кабинетно-публичных несогласий в массовые акции поддержки одного из участников македонского политического процесса.
5 мая 2015 г. в столице Македонии Скопье представители оппозиции провели акцию протеста, которая быстро переросла в беспорядки. Протестующие поджигали мусорные контейнеры и полицейские автомобили, обрушили часть ограды здания правительства. Для разгона толпы силы правопорядка применили слезоточивый газ.
Формальным поводом к началу беспорядков послужило обвинение лидером главной оппозиционной партии СДСМ Зораном Заевым премьера страны Николы Груевского в сокрытии обстоятельств убийства 22-летнего Мартина Нешковского в июне 2011 г. По утверждению З. Заева, М. Нешковский на митинге правящей ВМРО-ДПМНЕ был избит до смерти сотрудником охраны премьера. Свои заявления оппозиционер подкрепил аудиозаписью, на которой предположительно глава правительства и глава МВД обсуждают стратегию сокрытия личности убийцы.
Ухудшению ситуации послужили события 9 мая 2015 г., когда в г. Куманово на северо-западе Македонии была проведена спецоперация македонской полиции и спецназа. В ходе нее были уничтожены 14 боевиков албанского сепаратистского движения, при этом погибли 8 полицейских и 37 получили ранения. Власти заявили, что террористическая группа проникла в Македонию в начале мая и планировала в середине этого же месяца совершить теракты и нападения на государственные и гражданские объекты. В ответ на это оппозиционные силы совместно с албанскими политическими партиями организовали еще один протестный митинг с целью противостояния полицейскому насилию и требованиями отставки правительства Н. Груевского. Оппозиционные политики обвиняли власти в неэффективности, коррупции и высоком уровне безработицы. Участники митинга встречали выступления оппозиционеров гром-
1 ВМРО-ДПМНЕ - Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства; СДСМ - Социал-демократический союз Македонии.
кими аплодисментами, одобрительными возгласами и плакатами с лозунгами: «Отставка!», «До свидания, Никола!», а также флагами Македонии и Албании, символизирующими единение македонцев и албанского нацменьшинства, проживающего в стране.
В ответ на это в центре столицы прошла акция в поддержку правительства и правящей партии ВМРО-ДПМНЕ. В митинге, по сообщениям СМИ, приняли участие около 90 тыс. чел.
После антиправительственного митинга лидер оппозиции З. Заев призвал своих сторонников оставаться у здания правительства до тех пор, пока кабинет министров не уйдет в отставку. Политик требовал организовать новое переходное правительство, которое занялось бы подготовкой досрочных парламентских выборов через уточнение избирательных списков, укрепление контрольных государственных механизмов и обеспечение независимости СМИ. Оппозиция Македонии, объявившая о проведении бессрочной акции с требованием отставки правительства, установила около здания правительства около 30 палаток. Премьер-министр Н. Груевский отверг все обвинения, заявляя, что З. Заев хочет прийти к власти недемократическим путем.
Политический конфликт между правящей ВМРО-ДПМНЕ и оппозиционной СДСМ удалось разрешить путем переговоров при посредничестве комиссаров Европейского союза, призвавших стороны к мирному урегулированию ситуации. В итоге лидеры политических сил Македонии согласились провести выборы до конца апреля 2016 г.
Не успел конфликт начаться, как македонские политологи, журналисты и аналитики некоторых европейских СМИ начали говорить о глубинном политическом кризисе1.
Свое видение развития событий сложилось и у России. Стоит отметить, что длительное время македонская тематика не входила в так называемую информационную повестку дня. Однако представители российской политической элиты, эксперты и многие журналисты, освещавшие события в г. Скопье, заявили о движении страны в сторону свершения «цветной революции»2. Так, например, министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал сложившуюся ситуацию как попытку организовать в Македонии нечто похожее на государственные перевороты на Украине и в Йемене3. Один из отечественных экспертов, анализируя развитие событий в Македонии, отметил «много деталей, с замечательной точностью дублирующих детали прежних цветных революций - и грузинской, и египетской, и обоих украинских майданов... и самое важное сходство - абсолютно однозначная поддержка "мирных демонстрантов", с первой минуты публично оказываемая послом США в Македонии»4. Особо стоит почер-кнуть, что в совместном заявлении о событиях в г. Куманово, сделанном посольствами США, Франции, Италии, Великобритании, Германии и Европейского
1 Bershidsky L. Macedonia, the New U.S.-Russia Battlefield. 19 мая 2015. Доступ: http://www.bloom-bergview.com/articles/2015-05-19/macedonia-the-latest-u-s-russia-battlefield (проверено 25.05.2015); Tjong S. Schwere Regierungskrise. Mitten in Europa: In diesem Land droht uns ein Brandherd wie in der Ukraine.19.05.2015. URL: http://www.focus.de/politik/ausland/schwere-regierungskrise-in-mazedonien-mitten-in-europa-in-diesem-land-droht-ein-brandherd-wie-in-der-ukraine_id_4692478.html (проверено 20.05.2015).
2 Лядов А. Македония повторяет украинский сценарий. 19 мая 2015. Доступ: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2592344&tid=108403 (проверено 12.06.2015).
3 Лавров С. Выступление и ответы на вопросы в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Москва, 20 мая 2015 года. - МИД РФ. Официальный сайт. 20 мая. Доступ: http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/1299243 (проверено 12.06.2015).
4 Привалов А. Большие печали маленькой Македонии. 19 мая 2015 г. Доступ: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2591861&tid=108403# (проверено 12.06.2015).
союза, действия македонского правительства характеризуются как «бездействия, ставящие под сомнение приверженность Македонии демократическим принципам и ценностям евро-атлантического сообщества»1.
Неоднозначна и оценка спецоперации македонских силовиков в г. Куманово. Европейские СМИ преподнесли этот инцидент в качестве межэтнического конфликта, в разжигании которого виновата македонская власть2. Российская пресса, напротив, сообщала об антитеррористической операции против бандитов, названных на Западе «четырнадцатью убитыми этническими албанцами»3.
Если российские и европейские политики высказывали опасения по поводу дальнейшего разрастания кризиса, то, к примеру, македонские аналитики сразу же стали заявлять о хрестоматийности сценария «победы без войны» американца Джина Шарпа, разыгранного в Македонии. Стоит отметить, что события весны 2015 г. обладали некоторыми характерными чертами, теоретически свойственными так называемым цветным революциям, среди них: многотысячные митинги, использование символических плакатов, предание огласке секретных переговоров, групповое пикетирование и др. [Sharp 2010: 79]. Среди причин, способствующих подобному развитию событий, можно (условно) выделить внутренние и внешние. Во-первых, это жесткая конкуренция правящей партии и оппозиции, а также неспособность ни одной из партий решить вопрос евроинте-грации, обещаемой во время каждого электорального цикла, начиная с момента обретения страной независимости. Во-вторых, это нерешенность албанской проблемы, которая, несмотря на охридские договоренности 2001 г., остается существенной для политической жизни Македонии. В-третьих, это в определенной степени ориентация македонского руководства на действия России в вопросах реализации проекта «Турецкий поток». Столь масштабные политические акции в истории современной Македонии случились впервые и почти сразу же после начала переговоров об участии республики в строительстве газопровода. В данном случае особо стоит подчеркнуть, что ориентация на действия России очень условна. Можно предположить, что подобная видимость сложилась в силу того, что Македония не присоединилась к антироссийским санкциям. Это, в свою очередь, вероятно, связано, во-первых, с тем, что стране выгодны условия экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции, а во-вторых, с тем, что Македония как страна-транзитер в случае реализации «Турецкого потока» приобретает серьезную экономическую выгоду.
В апреле 2015 г. в Будапеште состоялась встреча глав МИДов Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции, на которой обсуждалось участие этих стран в проекте «Газпрома». В случае договоренности о прокладке трубопровода по территории этих стран поставки российского газа в Европу осуществлялись бы в обход находящейся в глубинном кризисе Украины. Взаимодействие России с входящими в ЕС Венгрией и Грецией, а также ожидающими членства в евро-структурах Сербией и Македонией показало определенную независимость внешней политики этих стран. Однако Македония почти сразу же оказалась на пороге политического кризиса.
В данной ситуации, думается, македонская оппозиция сыграла роль марио-
1 Joint Statement by the Ambassadors of the United States, France, Italy, the United Kingdom, Germany, and the European Union. May 11, 2015. - Embassy of the USA. URL: https://macedonia.usembassy.gov/https/ macedonia2/speeches/speeches2015.html (accessed 30.05.2015).
2 Macedonia Cuts Number of 'Amed Group' Members Killed in Kumanovo. URL: http://www.novinite. com/articles/168596/Macedonia+Cuts+Number+of+%E2%80%98Armed+Group%E2%80%99+Members+ Killed+in+Kumanovo (accessed 30.05.2015).
3 Македония: боевиками в Куманово руководили косовары. Доступ: http://www.bbc.com/russian/ rolling_news/2015/05/150510_rn_macedonia_blames_kosovans (проверено 12.06.2015).
нетки в непровозглашенном противостоянии России и Запада (США, ЕС, НАТО и т.д.). Известно, что противостояние политических элит и албанская проблема в жизни Македонского государства существуют не одно десятилетие, а массовые митинги оппозиции начались с начала переговоров о реализации части российского проекта.
Однако стоит признать, что при всей, казалось бы, схожести с теорией, македонская практика показала, что в данной стране революция не свершилась, правящая партия, несмотря на давление, власть в своих руках удержала. Причин тому видится несколько. Возможно, что, опасаясь политического развала страны по сценарию украинского Евромайдана, стороны смогли убедить себя сесть за стол переговоров (но это маловероятно). Также с определенной долей осторожности можно предположить, что свою роль как в разгорании конфликта, так и в его затухании сыграл Запад: Европа совершенно не нуждается в российском сателлите (пусть даже и небольшого по размерам) на своей территории, а потому Македонии было показано, что ее ожидает в случае сближения с Россией. С точки зрения внутренней политики можно отметить невозможность реализации политических амбиций и обещаний интеграции в Европу и расшатывание ситуации оппозицией изнутри; во внешней политике перспективы разворачиваются от международного «забвения» до фактического исчезновения (реализация планов Великой Албании). Интеграция РМ в евроструктуры потребует длительного времени, и ее, пусть даже потенциальное, сотрудничество с РФ становится для нее же невыгодным. А потому желание интеграции с территориально близкой Европой одержало верх. В конце мая премьер-министр Н. Груевский не только согласился на начало новой избирательной кампании, но и фактически отказался от участия в «Турецком потоке», сославшись на возможность участия в проекте только после того, как будут достигнуты все договоренности по проекту между Россией и ЕС.
Вместе с тем события македонской весны 2015 г. показали возможность свершения «цветной революции» в Македонии. Действия политического руководства республики способствовали изменению сценария развития событий, однако в случае если македонская позиция в дальнейшем будет невыгодна Европе, предположить сроки осуществления «победы без насилия» не составит особого труда.
Список литературы
Сорокин Д.А. 2011. Маятник македонской партийной системы. - Власть. № 9. С.155-159.
Сорокин Д.А. 2016. Политизация болгаро-македонского языкового спора. -Славянские языки и культуры в многоязычном мире: материалы VI Международной российско-македонской конференции. Пермь: Изд-во ПГНИУ. С. 159-167.
Шкарич С. 1997. Конституционно-правовое становление македонского государства. — Македония: Путь к самостоятельности. (сост. и отв. ред. Е.Ю. Гуськова). М.: Радуга. С. 49-81.
Sharp G. 2010. From Dictatorship to Democracy. A ConceptualFrameworkforLiberation. USA: The Albert Einstein Institution. 93 с.
SOROKIN Danila Alekseevich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Economic Sociology, Advertising and Public Relations, Saratov Socio-Economic Institute — the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89Radischeva St, Saratov, Russia, 410003, Danila-sorokin@mail.ru)
TURKISH STREAM AS THE ELEMENT OF THE POLITICAL CRISIS IN MACEDONIA
Abstract. Throughout modern history, the leadership of Macedonia was trying to resolve its problems. However, in the spring of 2015 the republic was plunged into the next political crisis. By the time, it coincided with the discussion on the organization of the international project of Turkish stream, a kind of oil corridor on the bottom of the Black sea from Russia to Turkey, Greece, Macedonia and further to Europe. Macedonian political crisis had all conditions to transform into color revolution in 2015. Russian assessments of the current situation as attempts to organize in Macedonia something similar to coups d'état in Ukraine and Yemen are indicative. However, as the article says, the habitual scenario was changed. The power remained in the hands of the ruling elite in exchange for the refusal to participate in the «Turkish Stream» international project. Keywords: Republic of Macedonia, FYROM, Russia, EU, Turkish stream, political crises, VMRO-DPMNE, SDSM