Научная статья на тему 'Албанский вопрос в Македонии'

Албанский вопрос в Македонии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1642
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКЕДОНИЯ / НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АЛБАНСКИЙ ВОПРОС / ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / СЕПАРАТИЗМ / ВНЕШНЕЕ ВЛИЯНИЕ / MACEDONIA / CONTEMPORARY HISTORY / STATE SOVEREIGNTY / NATIONAL RELATIONS / ALBANIAN QUESTION / INTERNAL POLITICAL STRUGGLE / SEPARATISM / EXTERNAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клименко З.В.

Рассматриваются основные процессы, имевшие место в Македонии в 2001 г., их предыстория и последствия. Анализируется состояние албанско-македонских отношений после достижения Македонией государственной независимости, статус албанской общины страны, деятельность ее основных политических партий и военных лидеров этого периода, политическая обстановка в Македонии в первые годы послеподписания Охридского соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALBANIAN QUESTION IN MACEDONIA

The article examines the main processes that took place in Macedonia in 2001, their prehistory and consequences. We present an analysis of the state of the Albanian-Macedonian relations after the achievement of state sovereignty by Macedonia, the status of the Albanian community in the country, the activities of its major political parties and military leaders of this period, and the political situation in Macedonia in the first years after the signing of the Ohrid Framework Agreement.

Текст научной работы на тему «Албанский вопрос в Македонии»

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 4, с. 38-47

УДК 94(4)

АЛБАНСКИЙ ВОПРОС В МАКЕДОНИИ © 2015 г. З.В. Клименко

Институт социологии Российской академии наук, Москва zklimenko@mail.ru

Поступнла в редакцню 14.08.2015

Рассматриваются основные процессы, имевшие место в Македонии в 2001 г., их предыстория и последствия. Анализируется состояние албанско-македонских отношений после достижения Македонией государственной независимости, статус албанской общины страны, деятельность ее основных политических партий и военных лидеров этого периода, политическая обстановка в Македонии в первые годы после подписания Охридского соглашения.

Ключевые слова: Македония, новейшая история, государственная независимость, национальные отношения, албанский вопрос, внутриполитическая борьба, сепаратизм, внешнее влияние.

Недавнее (в мае 2015 г.) обострение ситуации в Македонии, когда на севере страны в Ку-маново произошли столкновения с албанскими вооруженными формированиями, сопровождавшиеся гибелью большого числа сотрудников правоохранительных органов этой страны, заставляет обратиться к событиям 2001 г. Казалось бы, заключенные тогда соглашения между властями страны и представителями албанской диаспоры должны были окончательно выбить почву из-под ног албанского сепаратизма. Однако, как показал 2015 г., конфликт тогда не был разрешен окончательно. Более того, он перешел в скрытую стадию, готовый в любой момент, под воздействием внутри- или внешнеполитических обстоятельств, выйти на поверхность.

Албанское население в Македонии представляет собой вторую по величине албанскую диаспору на Балканах после Косова. Согласно переписи населения 1991 г. и скорректированным данным от 1994 г., доля албанцев в Македонии составила 21.7% и 22.7% соответственно [1]. В основном албанцы компактно проживают на севере, западе и юге страны (общины Тетово, Гостивар (до 70% населения), Куманово, Дебар, Струга, Кичево (до 50%), Ресен, Скопье, Битола (до 30%)). 23% всех албанцев Македонии, или около 90 000 человек, живет в столице - г. Скопье [2]. Хотя сами албанцы утверждают, что они составляют 40% населения страны [3]. В немалой степени этому мог способствовать колоссальный приток албанских беженцев из Косова в 1999 г., в период агрессии НАТО против СРЮ, многие из которых так и осели в Македонии. Таким образом, в этой стране дополнительно оказалось около 300 тысяч албанцев. И хотя впоследствии часть из них (около 40 000 человек) была эвакуирована в Турцию (20 000),

Германию (10 000) и Норвегию (6000), оставшихся было достаточно для изменения национальной структуры населения. Проводимая тогда европейскими государствами политика по депортации косовских беженцев на родину приводила к тому, что последние предпочитали оставаться в Македонии, не доезжая до Косова, что, естественно, увеличило долю албанцев в населении страны.

Межнациональные отношения в Македонии после распада СФРЮ долгое время оставались стабильными. Македония была единственной республикой бывшей Югославии, которой удалось избежать гражданских столкновений на этнической почве, а представители самого крупного национального меньшинства с первых многопартийных выборов участвовали в процессе управления страной через представительство в различных ветвях власти. Регулярно албанские представители занимали министерские и вице-премьерские посты, посты заместителей министра. Так, в 1995 г. в правительстве Македонии было 4 министра-албанца, 1 вице-премьер и 5 заместителей министра. В университете Скопье на филологическом факультете и факультете театрального искусства есть специальные албанские отделения, подобные отделения есть на педагогических факультетах университетов в Скопье и в Битоле. Программы на албанском языке есть на радио и телевидении. В Среднем полицейском училище в Скопье 19% студентов - албанцы [4].

Однако уже в процессе обретения Македонией независимости появились сигналы о возможных национальных трениях. Албанские избиратели, с одной стороны, бойкотировали состоявшийся по этому поводу 8 сентября 1991 г. республиканский референдум, а с другой - ор-

ганизовали 11-12 января 1992 г. собственное нелегальное, и даже, можно сказать, тайное, волеизъявление о своем политическом статусе. 90% голосовавших высказались за политическую и территориальную автономию албанской общины в Македонии [5]. В 1993 г., вскоре после албано-македонского инцидента в Скопье, в результате которого четыре человека погибли, в Македонию по просьбе ее правительства были введены 700 «голубых касок» ООН. В марте 1999 г. их заменили контингенты стран - членов НАТО, несмотря на просьбы властей страны продлить операцию ООН.

Скрытые до времени противоречия между двумя крупнейшими этносами страны рано или поздно должны были закончиться открытым столкновением. В 1994 г. в г. Тетово усилиями албанских интеллектуалов открылся непризнанный властями албанский университет. Преподавание велось на 13 факультетах. Вскоре его первый ректор Фадиль Сулеймани был арестован и приговорен к двум годам заключения. Однако после десятитысячных демонстраций македонских албанцев его освободили. В начале 2000-х гг. Ф. Сулеймани являлся президентом университетского совета, а ректором университета стал Наджмедин Беадини. Финансирование университета шло из частных источников (сами учащиеся и работающие в Западной Европе албанцы) [6].

Признание этого университета государственным учебным заведением (что противоречило действующей тогда македонской конституции, не разрешающей организацию отдельного университетского образования на языке национального меньшинства, хотя в университете в Скопье имелись отделения с преподаванием на албанском языке [7]) стало одним из требований албанцев и непосредственным поводом для начала боевых действий вокруг Те-тово. В связи с этим отметим, что многие представители тогдашней албанской политической элиты Македонии, работающие как на уровне муниципалитетов, так и на общегосударственном уровне, получали свое высшее образование на факультетах в Приштине и даже в Тиране. Тогда в социалистической Югославии наблюдался весьма интенсивный научный и культур -ный обмен между двумя государствами вне зависимости от специальности.

Последние парламентские выборы перед конфликтом 2001 г. состоялись 18 октября 1998 г. Тогда наибольшее количество голосов получила национальная македонская партия - «Внутренняя Македонская революционная организация -Демократическая партия македонского национального единства» (ВМРО-ДПМНЕ) -

49 мандатов из 120. За ней следовал Социал-демократический союз Македонии, образовавшийся из Союза коммунистов Македонии (СДСМ, лидер - Бранко Црвенковски, 27 мандатов); Демократическая альтернатива (ДА, 13 мандатов). Албанское меньшинство в парламенте представляли Партия демократического процветания (ПДП) и Албанская партия демократического процветания - Народная демократическая партия1. Крупнейшей албанской политической партией была Демократическая партия албанцев (ДПА), в 1998 г. не вошедшая в парламент. Президентом страны по итогам состоявшихся в 1999 г. выборов стал Борис Трай-ковский (ВМРО-ДПМНЕ).

Кризис в отношениях двух крупнейших этносов Македонии разразился в 2001 г., приняв форму столкновений между правительственными силами и новой албанской вооруженной ор-ганизацей - Освободительной национальной армией Македонии (ОНА), которую возглавлял Али Ахмети. По некоторым данным, война в Македонии готовилась давно, еще в 1999 г. В Брезовце (Косово) состоялась встреча А. Ахме-ти и его дяди Фазли Велиу2. При этом от руководителей албанских политических партий в Македонии Ахмети потребовал обеспечить поддержку вооруженным группам бывшей Освободительной армии Косова после их проникновения в Македонию, которое планировалось в январе 2001 г. [11]. Действия ОНА начались 1 марта 2001 г. у села Танюшевцы в окрестностях города Тетово. Это еще раз заставляет задуматься о взаимосвязи между действиями ОНА и Освободительной армии Косова, начавшей свое наступление также 1 марта, но тремя годами ранее, в 1998 году.

Появились первые беженцы. Уже в первые недели кризиса в начале марта 2001 г. из Тетово уехали около 20 000 жителей, что составило 70% от их общего числа. Беженцы направлялись также в Косово и на юг Сербии, где также компактно проживает албанское население.

На первых порах все ведущие государства Запада, международные организации (ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ) поддержали Македонию в ее борьбе с экстремистами (как тогда называли членов ОНА) за сохранение государства. Всех политических лидеров албанцев Македонии, особенно руководство ДПА и ПДП, призвали отмежеваться от экстремизма и осудить насилие.

Тогдашний генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон заявил о том, что НАТО не допустит насильственного распада Македонии3. США были даже готовы оказать Македонии военную помощь. Министры иностранных дел ЕС заявили о своей готовности не допустить

поддержки экстремистов. ОБСЕ высказалась против исключительного требования территориальной автономии для албанцев. Лишь в Албании некоторые политические лидеры совместно с албанскими коллегами из Македонии высказались за решение кризиса в соответствии с «мультиэтническими стандартами ЕС» (Фатос Нано из Албанской социалистической партии и Арбен Джафери из Демократической партии албанцев, ДПА), хотя на первых порах ДПА и Партия за демократическое процветание (ПДП) подписали призыв к ОНА сложить оружие [12, дата обращения 21.03.2001; 13]. В связи с этим весьма интересными становятся опубликованные в проправительственной печати Македонии сведения, что для ОНА в албанской диаспоре в западных странах за последние месяцы было собрано более 800 миллионов долларов США [14].

Ультиматум македонских властей до 21 марта 2001 г. сложить оружие или уйти из Македонии ОНА отвергла. Тогда же А. Джафери заявил, что, если власти не начнут диалог с албанцами, ДПА выйдет из правительства. По мере развития кризиса позиция албанских партий становилась все более жесткой. Заместитель лидера ДПА Мендух Тачи потребовал изменения македонской конституции в направлении предоставления больших прав албанскому меньшинству [13, дата обращения 9.04.2001].

На улицах Скопье и Битолы между македонцами и албанцами начались столкновения, так что на какое-то время показалось, что страна находится на пороге гражданской войны. После взятия силами безопасности города Тетово вооруженные столкновения переместились на север страны в район Куманова. Введению чрезвычайного положения, к которому собирались прибегнуть македонские власти, помешало то, что с определенного момента международные наблюдатели стали удерживать их от решительных военных действий против ОНА и настаивали на возврате к политическим формам урегулирования. Было предложено создать правительство национального единства, которое и было утверждено парламентом страны 13 мая 2001 г.

Эта мера, однако, не остановила раскручивания конфликта. Видя фактическое бездействие международного сообщества в деле оказания Македонии реальной военной помощи в борьбе с терроризмом и сепаратизмом, руководители ОНА заявили о своей готовности захватить стратегические объекты в Скопье и Куманово и намерении совершить ряд диверсий, чреватых экологической и гуманитарной катастрофами [15].

Это правительство с самого начала столкнулось с сопротивлением албанских представителей. Несмотря на то, что руководство страны

категорически отказывалось вести переговоры с ОНА, координация совместных действий албанских организаций всех видов в регионе Западных Балкан продолжалась. Так, лидеры ДПА и ПДП подписали 23 мая 2001 г. в Призрене (Косово) совместный с командующим ОНА А. Ахмети документ, который предусматривал совместную работу ДПА, ПДП и ОНА для защиты албанских интересов в Македонии и на Балканах в целом. И хотя под давлением Х. Соланы лидеры албанских политических партий дезавуировали свои подписи под «Призренским документом», это не означало прекращения их реального сотрудничества. Кроме того, Призренская декларация обеспечивала А. Ахмети ведущие позиции на политической сцене Македонии еще в период конфликта [11, дата обращения 04.09.2002]. События 2002 г. это лишь подтвердили.

Суть албанско-македонских противоречий отражала политическая программа ОНА, которая заключалась в следующем. Эта организация признает территориальную целостность Македонии, но только в виде албано-македонской федерации, поскольку албанцы наряду с македонцами являются государствообразующим народом страны [16]. В этом смысле ДПА в тот период можно было считать политическим крылом ОНА, поскольку она видит два способа решения албанского вопроса в Македонии: включить Македонию целиком в какую-либо европейскую структуру либо последовать примеру Косово, когда самостоятельность края стала результатом распада СРЮ [16, дата обращения 13.04.2001].

Целью албанских политиков было добиться более высокого статуса албанского меньшинства. Для этого они требовали, во-первых, изменить преамбулу македонской конституции, где указывалось на «конституирование Македонии как национального государства македонского народа, в котором обеспечивается полное гражданское равноправие и постоянное сосуществование македонского народа с албанцами, турками, влахами, цыганами и другими национальностями, которые проживают в Республике Македонии» [17]. Во-вторых, использовать албанский язык в парламенте, принять новый закон о самоуправлении и организовать албанский университет как часть государственной системы высшего образования [16].

Поскольку конституционных методов достичь этого у албанских политических партий нет (для предложения об изменении конституции требуется не менее 30 депутатских или 150 000 избирательских голосов, внесение изменений возможно при поддержке двух третей депутатского корпуса) [17, с. 143-144], един-

ственным способом становится дестабилизация обстановки вооруженными методами с максимальной интернационализацией конфликта.

Активное участие международных представителей в стабилизации ситуации в стране привело 13 августа 2001 г. к заключению между лидерами четырех крупнейших парламентских партий, при покровительстве президента Б. Трайков-ского и представителей ЕС и НАТО, Рамочного соглашения, открывающего путь для широких изменений в государственном устройстве и внешней политике [18, 19]. Иногда по месту подписания документа его еще называют Охридским соглашением. Этот документ состоял из основной части, в которой были очерчены направления этих изменений, и трех дополнений: поправки в конституцию страны (А), предложения по изменению законодательства (В) и имплементационная часть (С). В итоге на македонское руководство налагался ряд ограничений.

Договор явился определенным компромиссом между двумя самыми крупными этническими общинами. Так, при безусловном уважении суверенитета, территориальной целостности, сохранении унитарного характера государства и отказе от территориальных решений этнических вопросов предусматривалась децентрализация власти и реформа местного самоуправления, в котором национальная специфика нашла бы большее выражение. Речь шла о большем взаимном соответствии национальной структуры населения и этнического состава государственного аппарата, включая полицию. Для более успешной реализации этой задачи в ближайшее время планировалось провести новую перепись населения и на основе ее данных уточнить границы муниципалитетов. И то и другое должно было проходить под международным контролем.

Принятие решений в Собрании Македонии теперь возможно лишь - в зависимости от вопроса - либо квалифицированным большинством голосов депутатов в 2/3, либо простым большинством голосов. В любом случае необходимо получить и большинство голосов депутатов - представителей национальных меньшинств. Это требование обязательно при принятии так называемых «идентификационных» законов (об употреблении языков, национальных символов, об образовании, культуре, личных документах, весь комплекс законов о местном самоуправлении и т.п.). Кроме того, руководству муниципалитетов, в которых то или иное национальное меньшинство составляет большинство населения, предоставлено право использовать соответствующую символику (например, албанский национальный флаг) в общественных местах.

Албанская община, которая единственная в Македонии составляет более 20% населения, получила право на высшее образование на родном языке, финансируемое государством. Албанский язык становился вторым официальным языком, употребляемым на всех уровнях. Кстати, в отличие от языков других этнических групп, которые могут употребляться в качестве официальных только вместе с македонским в районах компактного проживания этносов. Понятно, к каким изменениям в национальной структуре государственного аппарата среднего звена это может привести.

Поправки к македонской конституции касались ее преамбулы и 15 статей. Вокруг изменения преамбулы возникла острая дискуссия, поскольку из нее изымалось указание на «консти-туирование Македонии как национального государства македонского народа, в котором обеспечивается полное гражданское равноправие и постоянное сосуществование македонского народа с албанцами, турками, влахами, цыганами и другими национальностями, которые проживают в Республике Македонии...» [17]. Это расценивалось как существенное урезание прав большинства населения страны, то есть македонцев.

Имплементация Рамочного договора была возложена на соответствующие македонские структуры при участии международных организаций (ЕС, ОБСЕ, НАТО) и отдельных государств, прежде всего США. Эта помощь распространялась как на гражданские (проведение переписи населения и выборов, подготовка специалистов из представителей национальных меньшинств для работы в полиции и в судебной системе, экономическое восстановление, помощь в реализации проектов в области культуры, образования и употребления языков), так и на военные сферы. Последнее означало разоружение албанских вооруженных групп и их добровольный роспуск. Для реализации данной задачи в сентябре 2001 г. НАТО провела операцию «Янтарная лиса». В итоге было собрано целых три тысячи единиц оружия (при численности ОНА около 10 000 человек).

Скорейшее принятие Собранием конституционных изменений и выполнение положений Рамочного договора было увязано с оказанием финансовой помощи Македонии со стороны международного сообщества и проведением конференции стран-доноров. 7 ноября 2001 г. парламент Македонии после долгих дебатов проголосовал за поправки к македонской конституции, существенно меняющие отношения в области государственного управления и в национальной сфере. Отныне Македония не явля-

лась национальным государством македонского народа, поскольку все этнические группы получили статус государствообразующих наций.

Еще предыдущий состав македонского парламента принял новые законы о местном самоуправлении и его финансировании, направленные на децентрализацию власти, об употреблении языков в органах власти, а также отменил или изменил те положения национального законодательства, которые противоречили Рамочному договору. Всего же предполагалось принять или внести изменения примерно в 30 законодательных актов Македонии. Также не позднее января 2002 г. должны были состояться парламентские выборы, причем под наблюдением международных организаций. Однако сроки этих выборов постоянно переносились по инициативе международных представителей. На наш взгляд, перенос даты выборов был обусловлен необходимостью политически легализовать бывших лидеров ОНА для их последующего участия в этих выборах, подобно тому, как это было сделано в отношении лидеров ОАК Хашима Тачи и Рамуша Харадиная.

В итоге парламентские выборы в Македонии состоялись 15 сентября 2002 г. Они принесли сенсационные результаты.

В голосовании 15 сентября 2002 г. приняли участие 1 222 711 избирателей из 1 664 296, что составило 73.4%. В выборах участвовали 53 партии, из которых 26 выступали самостоятельно, 27 - в семи коалициях, 5 - от групп граждан. В парламент прошли 17 партий. За 120 мест боролись 3060 кандидатов. Для получения мандата необходима была поддержка от 8000 до 10 000 избирателей [20, дата обращения 14.09.2002].

Парламентские выборы привели к полной смене властной вертикали. На место ВМРО-ДПМНЕ к власти пришел Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) Бранко Црвенковского в коалиции еще с девятью партиями, в основном национальных меньшинств, завоевав 60 мест в парламенте из 120. Он получил поддержку 494 744 избирателей, или 40.4%. На втором месте оказалась ВМРО-ДПМНЕ вместе с Либеральной партией. Их поддержали 298 404, или 24.4% избирателей.

От албанского меньшинства в выборах участвовали все крупнейшие национальные политические партии. Их результаты также были сенсационными. Политические симпатии албанцев распределились следующим образом. Традиционно имевшая самую большую фракцию в парламенте ПДП получила только 2 места (28 397 голосов, или 2.3%), ДПА - 7 мест (63 695, или 5.2%). Триумфом закончилась из-

бирательная кампания для ДУИ, она завоевала 16 депутатских мандатов и стала самой крупной албанской фракцией в македонском парламенте (144 913, или 11.8%). После слияния с НДП ДУИ приобрела еще одно депутатское кресло. Основную поддержку партиям оказали жители шестого избирательного округа, включавшего тетовско-гостиварский регион [20, дата обращения 17.09.2002, 18.09.2002].

Новый премьер-министр Македонии заявил о своем уважении воли албанского меньшинства, но сразу же сказал, что в исполнительной власти страны не будут участвовать лица, запятнавшие себя в вооруженных действиях в

2001 г. [20, дата обращения 26.09.2002]. Следует отметить, что еще при Л. Георгиевском была предпринята попытка политически изолировать и арестовать А. Ахмети. Однако под давлением НАТО А. Ахмети и еще два его соратника по партии (Ф. Велиу и Гезим Острени) получили временный иммунитет от ареста до 16 сентября

2002 г. [20, дата обращения 29.08.2002, 31.08.2002, 10.09.2002]. Б. Црвенковски отказался тогда же подписать соглашение с правящей коалицией об изоляции Ахмети, заявив, что не станет участвовать в соглашениях с теми, кто вверг Македонию в кровавый конфликт 2001 г. (имеется в виду ДПА) [20, дата обращения 27.08.2002].

В итоге от албанского меньшинства в правительство вошли Исмаил Дарлишта (министр юстиции), Азис Положани (ДУИ, министр образования и науки), Реджеп Селмани (министр здравоохранения), Муарем Неджипи (ДУИ, заместитель министра здравоохранения), Милаим Айдини (министр транспорта и связи), Муса Джафери (ДУИ, вице-премьер правительства Македонии), Рефет Элмази (ДУИ, заместитель министра внутренних дел) [21].

Исмаил Дарлишта родился 4 апреля 1964 г. в Скопье, окончил юридический факультет университета в Приштине. 7 лет работал в юридическом отделе парламента общины «Центр», в течение 2 лет исполнял функции заместителя директора Агентства государственных служащих [22].

Азис Положани родился 15 февраля 1957 г. в г. Струга. Окончил медицинский факультет в Приштине в 1980 г. и аспирантуру в Загребе в 1988 г. С 1983 г. работал на медицинском факультете Приштинского университета, в 19901991 гг. находился на специализации в Швейцарии. С 1998 г. является депутатом собрания Республики Македонии [23].

Реджеп Селмани родился 27 ноября 1964 г. в с. Липково общины Куманово. В 1988 г. окончил медицинский факультет в Приштине и специализировался по общей хирургии в Скопье. С 1988 г. по 1995 г. работал врачом общего профи-

ля. С 2000 г. работал хирургом в хирургическом отделении Клинического центра в Скопье [24].

Мнланм Айдннн родился 26 декабря 1960 г. в с. Селце (община Тетово). Окончил экономический факультет в Приштине, где еще немного поучился в аспирантуре. Работал 13 лет по специальности и еще 4 года преподавал в государственном среднем экономическом техникуме им. Восьмого сентября в Тетово [25].

Муса Джаферн родился 7 июля 1959 г. в с. Зайас (община Кичево). В 1984 г. окончил экономический факультет Приштинского университета. В 1993-1995 гг. находился на стажировке по экономике в университете Цюриха в Швейцарии, а в 1999-2000 гг. - на стажировке по педагогике при Академии образования в Люцерне (там же). В Люцерне в 1996-2001 гг. работал подростковым педагогом [26].

В первой половине 2003 г. между коалиционными партнерами развернулся спор о доле албанского представительства в дипломатическом корпусе Македонии. Руководство ДУИ требовало для албанцев посольских мест в крупнейших государствах мира и основных международных организациях [20, дата обращения 27.06.2003]. Следует отметить, что еще в 2002 г. в соответствии с Охридским соглашением в МИД Македонии поступили на работу дополнительно 25 этнических албанцев [8, дата обращения 23.08.2002].

В стране издается большое количество центральных и локальных албаноязычных газет и журналов. Крупнейшими албанскими газетами являются «Факт» и «Фляку». 20 сентября 2002 г. на македонском телевидении начал работу первый многоэтнический канал, три четверти времени вещания которого занимают программы на албанском языке [20, дата обращения 21.09.2002].

Этнический албанский политический спектр был тогда представлен несколькими партиями. Самой маленькой из них являлась Республиканская партия (лидер - Мевлян Таири). На парламентских выборах 2002 г. она выступала в коалиции с Демократической партией албанцев (ДПА, лидер - Арбен Джафе-ри). Традиционно крупнейшей албанской партией до недавнего времени была Партия за демократическое процветание (ПДП, лидер -Абдулменаф Беджети). Часть албанцев была сторонниками Национально-демократической партии Кастриота Хаджиреджи (НДП). И, наконец, самой молодой, но, как показали выборы 15 сентября 2002 г., самой влиятельной албанской политической партией стала созданная в начале июня 2002 г. Демократическая Уния за интеграцию Али Ахмети (ДУИ). Ее лидер до

недавнего времени командовал Освободительной национальной армией, а после расформирования последней преобразовал ее в политическую партию, которая сразу стала претендовать на роль самой мощной политической организации албанцев.

Партия за демократическое процветание (ПДП) была образована 15 апреля 1990 г. и до недавнего времени пользовалась поддержкой более 90% албанского населения [4, с. 87]. В 1994 г. партия разделилась, и часть ее членов из числа партийной молодежи вместе с депутатами парламента сформировали Партию за демократическое процветание албанцев в Македонии (ПДПА). После парламентских выборов в октябре 1994 г. еще 4 наиболее радикальных члена фракции ПДП под руководством Мендуха Тачи сформировали независимую парламентскую группу. Впоследствии представители старой гвардии ПДП в парламенте оказались в какой-то степени изолированными от партии. Несмотря на поляризующие тенденции между старым и новым поколениями, большинство внутри ПДП отвергали как идею отделения албанских районов от Македонии, так и идею формирования Великой Албании, которая включала бы часть македонской территории. Однако в партии не было единства позиций по вопросу о том, в чем должна заключаться автономия для албанского меньшинства. Из-за правительственного законопроекта о предоставлении гражданства только тем резидентам, которые жили в Македонии более 15 лет, ПДП поддержала албанский бойкот переписи 1991 г. Поскольку многие албанцы прибыли из Косова менее чем 15 лет назад, албанская община потребовала менее строгих условий для предоставления гражданства (ценз в 5 лет). Трения между ПДП и другими правительственными партиями возникли частично из-за национального вопроса. Тем не менее ПДП присоединилась к правительственной коалиции в 1996 г. по приглашению президента К. Глигорова.

В период конфликта 2001 г. партию возглавлял Имер Имери. Затем до 2003 г. ее лидером являлся Абдурахман Халити (Алити). Его заместителем был Захир Бектеши. Однако в июне 2003 г. на партийной конференции новым главой партии был единогласно избран Абдулме-наф Беджети - профессор так называемого Колледжа Стула (имеется в виду колледж при созданном в Тетово в 2002 г. Европейском Университете для Юго-Восточной Европы под патронатом ЕС и при кураторстве Макса Ван дер Стула - личного представителя председателя ОБСЕ в Македонии). А. Беджети занимал в начале 1990-х гг. пост министра транспорта. На

последних парламентских выборах входил в список ДУИ, выдвигался на пост министра транспорта и связи [14, дата обращения 15.10.2002]. В своей программе он придерживался следующих направлений: скорейшая реализация Охридского соглашения (о нем будет подробно сказано чуть ниже) без какого бы то ни было его переписывания и новой интерпретации. Партия по-прежнему не выступала за отделение от Македонии с тем, чтобы населенные албанцами регионы страны стали бы частью некого албанского государственного целого, подобно Тиране и Косово, однако намерена была и дальше руководствоваться в своей деятельности исключительно албанскими национальными интересами [27]. В период предвыборной кампании ПДП оказалась самой умеренной албанской партией, выступая за совместную жизнь с македонцами в общем государстве, за что и проиграла на выборах [28]. Пресс-секретарем ПДП тогда был Абдулхади Вейсели.

Демократическая партия албанцев (ДПА) долгое время была второй по величине албанской партией в Македонии. Она образовалась в результате объединения ПДПА и Демократической народной партии (ДНП). ПДПА в 1994 г. возглавил Арбен Джафери. В июне 1997 г. ПДПА слилась с ДНП, получив новое название -Демократическая партия албанцев (ДПА). Новая партия выступала за полную независимость албанцев от Македонии. Наибольшей поддержкой партия пользовалась в общинах Тетово и Гостивар - населенных преимущественно албанцами районах Македонии. После парламентских выборов 1998 г., когда к власти пришла Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ), ДПА стала коалиционным партнером этой партии и заняла определенное место в правительстве. Однако после 15 сентября 2002 г. ДПА вместе с правящей до того коалицией оказалась в оппозиции. А. Джафери вновь привлек общественное внимание идеей раздела Македонии на две части, македонскую и албанскую, поскольку считал, что Охридское соглашение не выполнялось, а интересы албанского меньшинства ущемлялись [29]. Представители ДПА тогда возглавили муниципалитеты в Тетово и Куманово.

Еще в 2002 г. в македонских СМИ появились сведения о том, что А. Джафери намерен оставить пост главы партии, переехать на жительство в Косово и заняться предпринимательской деятельностью в сфере услуг [20, дата обращения 3.10.2002]. В связи с этим уже тогда возникал вопрос о преемнике, при этом называлось

имя заместителя А. Джафери по партии Менду-ха Тачи4. Правда, отмечалось, что у последнего нет того авторитета, популярности и способностей для занятия подобного поста, каковыми обладал А. Джафери. Высказывалось даже предположение, что ДПА будет объединена с Демократической партией Косова Хашима Та-чи, а Джафери станет советником косовского политика [11, дата обращения 29.04.2003].

Народная демократическая партия (НДП) возникла в Тетове в августе 1990 г. Была первой албанской партией после введения многопартийной системы в Македонии. Выступала за более радикальные реформы в пользу албанского меньшинства, чем ПДП, выдвигая проект федерализации Македонии. Требовала для албанцев в основном законе страны статуса госу-дарствообразующего народа в Македонии, подобно тому, как в нем квалифицируются сами македонцы. Партию возглавлял Ильяз Халими.

Национальная демократическая партия (НДП) Кастриота Хаджиреджи придерживалась радикальных сепаратистских позиций. На последних парламентских выборах она завоевала одно депутатское место. Партия официально перестала существовать 20 июня 2003 г., войдя в структуры ДУИ А. Ахмети [20, дата обращения 16.06.2003].

Наконец, самой влиятельной в 2002 г. албанской политической партией стала Демократическая уния за интеграцию (ДУИ). Ее лидер, одиозная фигура македонской политической сцены, Али Ахмети в период конфликта 2001 г. возглавлял ОНА. Партия возникла в начале июня 2002 г. в ходе подготовки к парламентским выборам из членов ОНА. Ближайшим соратником А. Ахмети был Фазли Велиу - бывший идеолог ОНА. С ним перед парламентскими выборами был связан курьезный инцидент: из-за отсутствия македонских документов, удостоверяющих личность, он не мог принять участие в голосовании, хотя мог быть избранным и был включен в партийный список. Еще одним заместителем А. Ахмети была Теута Арифи - известная албанская интеллектуалка и феминистка, член Союза албанских женщин Македонии. В 2003 г. у Ахмети появился еще один пресс-секретарь - Ермира Мехмети. О последней имеются более подробные биографические данные. Родилась в Скопье 23 года назад. Училась на юридическом факультете университета Скопье. Год работала в качестве переводчика в Гаагском трибунале по бывшей Югославии. Была пресс-секретарем в Европейском обществе в Приштине. Во время конфликта в Македонии была корреспондентом Ассошиэйтед пресс, затем продолжила обучение в Колледже Стула в Тетове.

Отец, один из первых албанцев, получивших юридическое образование в Скопье, в 1960-е гг. находился в заключении за националистическую деятельность, мать - социальный работник в Македонском Красном Кресте, родом из Джаковицы (Косово) [30].

Предвыборная программа партии, старающейся создать о себе впечатление социал-демократической, по сути, повторяет политическую программу ОНА, с естественными временными изменениями. Партия выступала за целостную имплементацию Охридского соглашения (амнистия бывших членов ОНА, занятие албанцами министерских постов (от ДУИ в правительство тогда вошел Азис Положани, занявший пост министра образования), полномасштабное местное самоуправление, высокий уровень представительства албанцев в правоохранительных органах, легализация албанского Тетовского университета). Партия считала себя единственным гарантом соблюдения Охридского соглашения [31].

Что касается последних двух пунктов, то правительство Македонии, во-первых, планировало до 2007 г. повысить долю албанцев в армии на унтер-офицерских должностях (не меньше 20%, то есть до 500 человек из 2600), однако препятствием к этому было уклонение албанцев от службы в македонской армии, что служило необходимым условием для поступления на государственную службу. В 2003 г. в армии Македонии служили 164 прапорщика-албанца, или 8.83% от общей численности этих должностей [32, дата обращения 28.03.2003].

Во-вторых, легализация Тетовского университета шла полным ходом. В марте 2003 г. была образована специальная комиссия для разработки процедуры легализации, однако предстояла еще государственная аккредитация всех его 13 факультетов и проверка соответствия уровня преподавания государственным образовательным стандартам [33]. Азис Положани говорил о максимально быстрой легализации, для чего были привлечены эксперты из США, Великобритании и Австралии. Для этого было необходимо, как считали албанцы, изменить закон о высшем образовании. Цель подобного требования - сделать нелегальный Тетовский университет третьим государственным университетом Македонии с соответствующим бюджетным финансированием [32, дата обращения 28.03.2003]. Кроме того, за годы своего нелегального положения это учебное заведение успело выпустить 8000 студентов, чьи дипломы не признавались в Македонии и, следовательно, их обладателям была закрыта дорога на государственную службу.

Одним из требований ДУИ было выдать всем албанцам Македонии личные документы нового образца. В паспорте первая страница должна быть на трех языках - македонском, албанском и английском [32, дата обращения 14.03.2003]. Понятно, что правительство не могло допустить хождения на своей территории двух видов основного документа, удостоверяющего личность.

Али Ахмети призвал все албанские партии объединиться под эгидой ДУИ и создать албанский блок [20, дата обращения 18.09.2002]. Однако большинство албанских партий, кроме НДП, отказались от этого предложения. Кроме того, Ахмети создал Координационный совет албанцев Македонии как основной всеалбан-ский институт в Македонии.

Штаб-квартиры большинства албанских партий находились в г. Тетово, за исключением ДУИ, чья штаб-квартира размещается в Скопье. В Македонии имелись также и несколько мелких албанских политических партий, не представленных в парламенте [34].

Последнюю предвыборную кампанию отличала та особенность, что во многие албанские партии на видные позиции были приглашены бывшие члены и командиры ОНА5. Так, например, главой тетовского отделения ДПА стал Даут Реджепи, известный под именем «Командир Лека» [12, дата обращения 10.06.2002]. Единственным исключением, пожалуй, стала ПДП, что, видимо, в условиях албанской эйфории от своих военно-политических побед, и обусловило ее скромный успех на выборах по сравнению с предыдущим периодом. Однако приход на высший пост в партии человека Ах-мети мог способствовать созданию единого албанского блока.

В итоге к середине 2003 г. сложилась следующая ситуация. Несмотря на благоприятную для албанского национального развития обстановку, в Македонии по-прежнему было неспокойно. В районах компактного проживания албанцев постоянно фиксировались инциденты против государственных структур (полиции), сохранялся высокий уровень преступности. Албанцы высказывали недовольство своим положением в Македонии и выдвигали все новые и новые требования к властям. Создавалось впечатление, что албанцы сознательно постоянно дестабилизировали обстановку в стране (что подтвердили и события мая 2015 г.). В последующие полтора-два года после конфликта в полицейских сводках стала появляться Албанская национальная армия (АНА), насчитывавшая от 200 до 300 человек. Политическим представителем АНА был Вальдет Вардари. Аналитики связывали ее с ДПА и А. Джафери [35]. Кроме нее, действовали еще несколько албанских радикальных вооруженных групп, не свя-

занных между собой [20, дата обращения 08.08.2002]. По некоторым данным, если до подписания Охридского соглашения идею создания Великой Албании поддерживали только 5% македонских албанцев, то через год после этого - уже 62%, при том что само соглашение и содержащиеся в нем меры по улучшению албанского статуса албанские политические деятели оценивают как недостаточные [20, дата обращения 14.08.2002]. Можно говорить о том, что албанский вопрос в Македонии, особенно по мнению самих албанцев, не был урегулирован в ходе конфликта 2001 г. Более того, он остается удобным средством давления на власти страны до сих пор для достижения тех или иных целей со стороны третьих государств и/или международных организаций.

Примечания

1. См.: [8].

2. Али Ахмети родился 4 января 1959 г. в СР Македонии, Югославия. Получил образование в Приштине и был одним из лидеров студенческого движения. В 1986 г. эмигрировал в Швейцарию, где получил политическое убежище. Основал вместе со своим дядей Фазли Велиу Освободительную национальную армию (ОНА). Был пресс-секретарем этой террористической организации. После заключения Охридского соглашения основал Демократическую унию за интеграцию, которая на парламентских выборах в сентябре 2002 г. получила большинство голосов албанских избирателей Македонии. Ныне возглавляет в македонском парламенте (до выборов 2018 г.) фракцию Демократической унии за интеграцию (ДУИ) [9].

Велиу Фазли родился 1 апреля 1945 г. в Македонии. Получил образование в Приштине по специальности «Албанский язык и литература». В 1968 г. эмигрировал в Швейцарию. Был активным членом Движения за создание Албанской социалистической республики в Югославии. В 1985 г. это движение стало известно как Народное движение за Республику Косово. Был одним из основателей ОНА, ее политическим представителем. По закону об амнистии был освобожден от уголовной ответственности за конфликт в Македонии в 2001 г. До парламентских выборов 2011 г. являлся депутатом Собрания Македонии от ДУИ [10].

3. В этом заявлении, на наш взгляд, была заложена гипотетическая возможность ненасильственного раздела страны.

4. После смерти Арбена Джафери в 2012 г. он возглавил партию.

5. Подробный анализ партийных предвыборных списков на предмет выявления в них бывших членов ОНА см.: [20], дата обращения 09.08.2002.

Список литературы

1. Димитров Д. Антропологический взгляд на албанский экстремизм // Независимая газета.

24.05.2001. С. 14.

2. Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 1981. godini. Nacionalni sastav stanovnistva po opstin-ama. Konacni resultati. Beograd, maj 1982. Statisticki bilten № 1295. S. 28.

3. www.albanian.com/information/countries/macedo nia/index.html (дата обращения 31.05.2003).

4. Гуськова Е.Ю. Первые шаги Македонии на пути самостоятельности (1991-1995) // Македония. Путь к самостоятельности. Документы. М., 1997. С. 88, 90.

5. Gard P. Implosion et guerres yougoslaves (19891999) // Europe centrale et orientale. Dix ans de transformations (1989-1999). En notes et études documentaire. № 510809. Mars 2000. P. 130.

6. www.alb-net.com/mailman/listinfo/amcc-news (дата обращения 20.04.2003).

7. Шкарич С. Конституционно-правовое становление македонского государства // Македония: путь к самостоятельности. Документы. М., 1997. С. 64-65.

8. http://www.sobranie.mk/izborni-rezultati-5ecbe fb3-ff9f-4fb5-8db2-9b71 e601508b.nspx (дата обращения 16.07.2015).

9. https://bg.wikipedia.org/wiki/Али_Ахмети (дата обращения 16.07.2015).

10. https://bg.wikipedia.org/wiki/Фазли_Велиу (дата обращения 16.07.2015).

11. Вест. 04.09.2002. URL: www.vest.com.mk (дата обращения 04.09.2002).

12. Глас jавности. URL: http://www.glas-javnosti.co.yu.

13. Beta. 20.03.2001. URL: www.beta.rs. (дата обращения 20.03.2001).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Нова Македонцу. 30.05.2001. URL: www. novamakedonija.com.mk (дата обращения 30.05.2001).

15. Inet. 30.05.2001. URL: www.inet.rs (дата обращения 30.05.2001).

16. Makfax. 26.03.2001. URL: www. makfax.com.mk (дата обращения 26.03.2001).

17. Конституция Республики Македонии (17 ноября 1991 г.). // Македония: Путь к самостоятельности. Документы. М., 1997. С. 111.

18. http://www.siofa.gov.mk/data/file/Ramkoven_do govor _mk.pdf (дата обращения 16.07.2015).

19. Албанский фактор кризиса на Балканах. Документы. Том 3 (2000-2005). М., 2008. С. 153-169.

20. Утрински весник. URL: http://www.utrinski.mk.

21. www.gov.mk/clenovi4.htm.

22. www.gov.mk/Darlista.htm.

23. www.gov.mk/Polozani.htm.

24. www.gov.mk/Selmani.htm.

25. www.gov.mk/Ajdini.htm.

26. www.gov.mk/Dzaferi.htm.

27. Бецети А. [Иш^у] // Вест. 23.06.2003. URL: www.vest.com.mk (дата обращения 23.06.2003).

28. Алити А. [Интервjу] // Утрински вестник.

04.09.2002. URL: http://www.utrinski.mk (дата обращения 04.09.2002).

29. Цафери А. [Иш-epBjy] // Makfax. 26.05.2003. URL: http//www.makfax.com.mk (дата обращения 26.05.2003).

30. Мехмети Е. [№TepBjy]. // Утрински весник. 24.03.2003. URL: http://www.utrinski.mk (дата обращения 24.03.2003).

31. Арифи Т. [Интервjу] // Утрински весник. 03.09.2002. URL: http://www.utrinski.mk (дата обращения 03.09.2003).

References

32. Дневник. URL: http://www.dnevnik.com.mk.

33. Арифи Т. [Интерв]у] // Утрински весник. 27.06.2003. URL: http://www.utrinski.mk (дата обращения 27.06.2003).

34. www.albanian.com/information/countries/ma ce-donia/index.html; www.europeanforum.bot-consult. se/cup/country .htm.

35. Форум. № 125 (2003). URL: http://www.fomm. com.mk/arhiva/forum125/IMPRESUM/impresum.htm.

15. Inet. 30.05.2001. URL: www.inet.rs (data

THE ALBANIAN QUESTION IN MACEDONIA Z.V. Klimenko

The article examines the main processes that took place in Macedonia in 2001, their prehistory and consequences. We present an analysis of the state of the Albanian-Macedonian relations after the achievement of state sovereignty by Macedonia, the status of the Albanian community in the country, the activities of its major political parties and military leaders of this period, and the political situation in Macedonia in the first years after the signing of the Ohrid Framework Agreement.

Keywords: Macedonia, contemporary history, state sovereignty, national relations, Albanian question, internal political struggle, separatism, external influence.

1. Dimitrov D. Antropologicheskij vzglyad na al-banskij ehkstremizm // Nezavisimaya gazeta. 24.05.2001. S. 14.

2. Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 1981. godini. Nacionalni sastav stanovnistva po opstin-ama. Konacni resultati. Beograd, maj 1982. Statisticki bilten № 1295. S. 28.

3. www.albanian.com/information/countries/macedo nia/index.html (data obrashcheniya 31.05.2003).

4. Gus'kova E.Yu. Pervye shagi Makedonii na puti samostoyatel'nosti (1991-1995) // Makedoniya. Put' k samostoyatel'nosti. Dokumenty. M., 1997. S. 88, 90.

5. Gard P. Implosion et guerres yougoslaves (19891999) // Europe centrale et orientale. Dix ans de transformations (1989-1999). En notes et études documentaire. № 510809. Mars 2000. P. 130.

6. www. alb-net. com/mailman/listinfo/amcc-news (data obrashcheniya 20.04.2003).

7. Shkarich S. Konstitucionno-pravovoe stanovlenie makedonskogo gosudarstva // Makedoniya: put' k samostoyatel'nosti. Dokumenty. M., 1997. S. 64-65.

8. http ://www. sobranie. mk/izborni-rezultati-5ecbe fb3 -ff9f-4fb5-8db2-9b71 e601508b.nspx (data obrashcheniya 16.07.2015).

9. https://bg.wikipedia.org/wiki/Ann_AxMeTn (data obrashcheniya 16.07.2015).

10. https://bg.wikipedia.org/wiki/Fazli_Veliu (data obrashcheniya 16.07.2015).

11. Vest. 04.09.2002. URL: www.vest.com.mk (data obrashcheniya 04.09.2002).

12. Glas javnosti. URL: http://www.glas-javnosti.co.yu.

13. Beta. 20.03.2001. URL: www.beta.rs. (data obrashcheniya 20.03.2001).

14. Nova Makedonija. 30.05.2001. URL: www. no-vamakedonija.com.mk (data obrashcheniya 30.05.2001).

obrashcheniya 30.05.2001).

16. Makfax. 26.03.2001. URL: www. mak-fax.com.mk (data obrashcheniya 26.03.2001).

17. Konstituciya Respubliki Makedonii (17 noyabrya 1991 g.). // Makedoniya: Put' k samostoyatel'nosti. Dokumenty. M., 1997. S. 111.

18. http://www.siofa.gov.mk/data/file/Ramkoven_do govor _mk.pdf (data obrashcheniya 16.07.2015).

19. Albanskij faktor krizisa na Balkanah. Dokumenty. Tom 3 (2000-2005). M., 2008. S. 153-169.

20. Utrinski vesnik. URL: http://www.utrinski.mk.

21. www.gov.mk/clenovi4.htm.

22. www.gov.mk/Darlista.htm.

23. www.gov.mk/Polozani.htm.

24. www.gov.mk/Selmani.htm.

25. www.gov.mk/Ajdini.htm.

26. www.gov.mk/Dzaferi.htm.

27. Beçeti A. [Intervju] // Vest. 23.06.2003. URL: www.vest.com.mk (data obrashcheniya 23.06.2003).

28. Aliti A. [Intervju] // Utrinski vestnik. 04.09.2002. URL: http://www.utrinski.mk (data obrashcheniya

04.09.2002).

29. yaferi A. [Intervju] // Makfax. 26.05.2003. URL: http//www.makfax.com.mk (data obrashcheniya

26.05.2003).

30. Mekhmeti E. [Intervju]. // Utrinski vesnik. 24.03.2003. URL: http://www.utrinski.mk (data obrashcheniya 24.03.2003).

31. Arifi T. [Intervju] // Utrinski vesnik. 03.09.2002. URL: http://www.utrinski.mk (data obrashcheniya 03.09.2003).

32. Dnevnik. URL: http://www.dnevnik.com.mk.

33. Arifi T. [Intervju] // Utrinski vesnik. 27.06.2003. URL: http://www.utrinski.mk (data obrashcheniya 27.06.2003).

34. www.albanian.com/information/countries/ma се-^та/тс1ех.Йт1; www.europeanforum.bot-consult. se/cup/country .htm.

35. Forum. № 125 (2003). ШЬ: http://www.forum. com. mk/ arhiva/ forum 125/IMPRESUM/impresum. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.