Данила СОРОКИН
МАЯТНИК МАКЕДОНСКОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматривается вопрос формирования и функционирования политической системы Македонии: конкуренция политических партий и коалиций во время парламентских выборов, ее результаты и итоги.
The question of forming and functioning of the political system of Macedonia is being considered in the article, particularly the political parties’ and coalitions’ competition during the parliaments elections, its outcomes and results.
Ключевые слова:
Республика Македония, transformation.
СОРОКИН
Данила Алексеевич — аспирант кафедры философии и политологии Саратовского государственного социальноэкономического университета Dаnilа-sorokin@ mail.ru
политическая система, политическая трансформация; Macedonia (FYROM), political system, political
Очередная волна демократизации в начале 90-х гг. XX в. изменила направление движения более двух десятков стран. Многие государства мира «отошли» от идей социализма, что сопровождалось трансформацией сложившейся на протяжении десятилетий системы. Коренным изменениям подверглись все сферы человеческой жизни, в т.ч. и политическая. Одним из интересных примеров развития политической системы новых независимых государств является Республика Македония.
Политическая система современной Македонии формировалась на основе правовых норм и принципов Югославии. Тяжелое экономическое и политическое состояние последней в 1980-х гг. подвигло ее руководство на проведение целого ряда реформ. В политической сфере государство перешло от прежней однопартийной системы к многопартийности. Партийная система, по мнению македонских политологов, стала формироваться на основании двух критериев: гражданско-социального и этническо-государственного. Последний был предопределен многонациональным составом населения страны. На политическом небосводе Македонии появлялись и исчезали партии, отражающие интересы представителей практически всех национальностей, проживающих на территории страны.
Самой крупной партией, образованной по этническо-государс-твенному принципу является Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО—ДПМНЕ). Она ставит своей целью создание национального македонского государства и достижение национального духовного, политического, экономического и этнического единства македонского народа.
На протяжении двадцати лет существования независимой Македонии интересы самого многочисленного этнического меньшинства страны — албанцев — были представлены различными партиями. Среди них — Партия демократического процветания (ПДП), Демократическая партия албанцев (ДПА), Демократический союз за интеграцию (ДСИ). Основным в деятельности перечисленных партий было и является до настоящего времени изменение статуса албанского населения Македонии — превращение страны в государство двух титульных народов, формирование общеалбанского культурного пространства, получение образования на родном языке, установление равноправия албанского и македонского языка, введение рыночной экономики1.
1 См.: Из избирательной платформы Партии демократического процветания // Македония: Путь к самостоятельности : документы. — М., 1997, с. 296—303; Party for Democratic Prosperity — PDP // http://www.b-info.com/places/Macedonia/ republic/partiesPDP.shtml
Среди партий гражданско-социаль-ной ориентации самой крупной является Социал-демократический союз Македонии (СДСМ), вышедший из лона Коммунистической партии Македонии. Программная декларация провозгласила своей целью трансформацию республики в гражданское демократическое и развивающееся на легальной основе государство1. СДСМ взял курс на строительство свободного, справедливого и благополучного общества политического плюрализма, создание нормативной базы рыночной экономики, снижение уровня безработицы, преодоление формирующихся в обществе тенденций отделения прав национальностей от общих прав граждан. В отношении внешнеполитических ориентиров партия провозглашала установление политического диалога с другими государствами Балканского региона, а также выстраивание конструктивного диалога с международными интеграционными объединениями и организациями2.
Первые выборы на многопартийной основе состоялись в Социалистической Республике Македония 11 ноября
1990 г. Выборы во многих округах Государственная избирательная комиссия не раз признавала несостоявшимися. Итогом долгой политической борьбы стал новый парламент, который в соответствии с принятыми к Конституции поправками стал однопалатным. Места в нем среди партий распределились следующим образом: ВМРО—ДПМНЕ получила 38 мест, 31 место в парламенте было занято представителями СКМ—ПДП (впоследствии — СДСМ). Также в состав Собрания вошли представители албанских партий, нескольких иных мелких партий и три независимых кандидата3.
20 марта 1991 г. в результате межпартийных переговоров было создано правительство «экспертов». Многие из членов последнего были деятелями науки и
1 Задорожнюк Э.Г. Социал-демократия в центральной Европе. — М. : Academia, 2000, с. 165.
2 См.: Из платформы деятельности СДСМ в предстоящий период // Македония: Путь к самостоятельности : документы. — М., 1997, с. 304—309; Задорожнюк Э.Г. Указ. соч., с. 141—169; Alliance of Democratic Forces in Macedonia — SDSM // http:// www.sdsm.org.mk/
3 См.: Парламентские выборы в Македонии
1990 г. // http://makedonija.name/govemment/
makedonia-elections-1990.
являлись членами или же симпатизировали ВМРО—ДПМНЕ, два министерских кресла занимали представители албанских партий. Экспертное правительство должно было решать не только экономические проблемы, но и вопросы обеспечения македонской государственности. Решение таких значительных внутренних задач осложнялось внешнеполитическими проблемами: вопросами признания независимости Македонии и конфликтными ситуациями в других государствах бывшей Югославии.
Первые многопартийные выборы в независимой Македонии состоялись в октябре 1994 г. Избирателям необходимо было выбрать парламентариев из 38 политических партий и 283 независимых кандидатов.
Правящие социал-демократы (СДСМ) объединились с либералами и социалистами в блок «Союз за Македонию». По результатам первого тура голосования из 124 кандидатов Союза 112 представителей прошли во второй тур голосования, в то время как у оппозиционной ВМРО— ДПМНЕ из 119 потенциальных депутатов прошли только 864.
Оппозиционно настроенная национальная Партия македонского народа осталась недовольна итогами первого тура голосования и вышла с требованиями аннулировать их. Не достигнув согласования позиции с партиями, входящими в Союз, представители ВМРО—ДПМНЕ бойко -тировали второй тур выборов. В итоге парламентское большинство было сформировано блоком «Союз за Македонию», получившим 95 мест в Собрании. Прочие места в парламенте были распределены между независимыми кандидатами и мелкими партиями5.
Правительство, в отличие от ситуации
1991 г., было сформировано парламентским большинством. Примечательно, что албанцы, представленные в Собрании второго созыва 10 депутатами, в новом правительстве получили четыре портфеля. Подобная расстановка сил может объясняться «усилением» албанского нацио-
4 Нинески Б. Изборите, медиумите и партите во Македонща 1990-2000. - Скопіе : НИП «Студентски збор», 2001, с. 32.
5 Там же, с. 40; Малеска М. Ризикот на демо-крати|ата: случа|от на Македониіа // Годишник на институт за социолошки и политичко-правни истраживаньа. Година XX, Броj 1. — Скопіе, 1997, с. 151.
нального вопроса. Митинги и манифестации, неоднократные столкновения с полицией с целью получения албанцами «равных» с македонцами возможностей, по-видимому, заставили председателя правительства пойти на такой шаг. Подобные действия стали причиной постепенного перехода Либеральной партии, победившей на выборах в коалиции с социал-демократами, в оппозицию.
В канун очередных парламентских выборов политические силы страны были разобщены, а количество вопросов, требующих решения, росло с каждым днем. Опрос общественного мнения перед выборами показал, что доверие как к программным заявлениям, так и к лидерам тех или иных партий по сравнению с парламентским выборами 1994 г. снизилось. Так, если в 1994 г. в осуществление программных установок верило 34,8% населения, то к 1998 г. уже только 33,11%. Доверие к самому кандидату снизилось почти на 5% (в 1996 г. — 21,83% и 16,89% — в 1998 г.), в то время как доверие населения к руководству партии, наоборот, возросло с 18,97% в 1996 г. до 28,32% в 1998 г. Примечательно, что македонское население склонно было доверять больше программным установкам партии (39,95%), в то время как албанское — руководству и политическим лидерам (39,30%)'.
Парламентские выборы, состоявшиеся в ноябре 1998 г., принесли поражение социал-демократам. По результатам избирательной кампании ВМРО—ДПМНЕ получила 49 мест в Собрании, социал-демократы — 27, все албанские партии
— также 27 мест.
Новое коалиционное правительство ВМРО—ДПМНЕ, Либерально-демократической партии и Демократической партии албанцев сделало ставку на активизацию внешнеполитического курса и стало вести работу по улучшению экономической ситуации в стране и привлечению иностранных инвестиций.
Македония признала Тайвань, подписала договор о сотрудничестве с Болгарией, начала совместную работу с Грецией по строительству нефтепровода2. На фоне набиравшего обороты конфликта в Косово (1998—1999 гг.) руководс-
1 См.: Нинески Б. Указ. соч.
2 См: Bideleux R., Jeffries I. The Balkans: a PostCommunist History. - N.Y., 2007, p. 422.
тво республики смягчало острые углы в отношениях с албанцами внутри страны. Коалиция пошла на привлечение большого количества албанского населения на службу в госорганы. Кроме того, парламентом в июле 2000 г. был принят закон, позволяющий албанцам получить высшее образование на албанском языке. Под влиянием Запада правительством был открыт частный университет, спонсируемый международным сообществом, преподавание в котором велось в основном на албанском языке.
Предпринятые шаги, однако, не смогли предотвратить «переход» косовского конфликта на территорию Македонии в 2001 г. В республике по примеру Армии освобождения Косово (АОК) была сформирована Освободительно-национальная армия (ОНА), которая вела борьбу за улучшение положения албанского населения. Боевики из Косова получили поддержку местного населения, о чем свидетельствует стремительное распространение конфликта по стране. Если в конце февраля 2001 г. повстанцы вели действия только на северо-западе страны, то конец весны ознаменовался погромами на юге. «Расширение» конфликта и переход его за грань противостояния ОНА с македонской полицией привело к тому, что лидерами албанских партий было принято окончательное решение подписать соглашение о мирном разрешении конфликта. Конфликтующими сторонами летом 2001 г. в г. Охриде был подписан рамочный договор.
Стороны, подписавшие Охридское соглашение, входили в так называемое «правительство национального единства», состоявшее из представителей партий, контролировавших 2/3 мест в парламенте, необходимых для внесения изменений в Конституцию республики. Постепенная реализация положений рамочного соглашения способствовала ряду изменений в законодательстве и общественной жизни Македонии.
Чрезвычайно важными для Македонии стали состоявшиеся 15 сентября 2002 г. парламентские выборы. Политическая и социальная нестабильность, отсталость экономики, угроза национальной идентичности — решение всех этих проблем являлось приоритетным в программных установках основных партий. Как и прежде, борьба развернулась между находя-
щимся в оппозиции СДСМ и правящей ВМРО—ДПМНЕ.
Нерешенность внутренних проблем страны, политический кризис, а также обманутые ожидания избирателей в отношении вопросов интеграции в еврозону стали причиной того, что ВМРО—ДПМНЕ на выборах в коалиции с Либеральной партией смогла получить лишь 28% голосов избирателей1. Оппоненты — СДСМ, на базе которого была образована коалиция «Вместе за Македонию», смогла получить 49% голосов. При этом большая часть депутатских мест — 43 — досталась представителям СДСМ. Особо стоит подчеркнуть, что в первых посткризисных парламентских выборах принимали участие четыре албанских партии, их представители в общей сложности заняли 26 депутатских мест. По сути, Собрание четвертого созыва состояло из трех секторов: коалиции на базе СДСМ, ВМРО—ДПМНЕ и албанские партии.
Перед лидером социал-демократического союза стояла сложная задача — сформировать новое правительство. Очевидно было, что в новое правительство должны войти представители албанских партий, но наибольшей поддержкой населения по результатам выборов пользовался Демократический союза за интеграцию, созданный во время конфликта 2001 г. Если включение албанцев от ДСИ в состав правительства могло вызвать недовольство со стороны македонцев, то «не включение» — гнев со стороны албанцев, а возможно, и продолжение военных действий. В данной ситуации СДСМ посчитал, что «худой мир лучше доброй ссоры», и пригласил представителей ДСИ войти в состав правительства2.
В декабре 2005 г. Македония получила статус страны — кандидата на вступление в ЕС. Интеграция в Евросоюз стала основным предвыборным лозунгом всех политических сил на состоявшихся 5 июля 2006 г. парламентских выборах. Противоборство на этот раз развернулось не между СДСМ и ВМРО—ДПМНЕ, а между коалициями, созданными на основе этих партий: «За лучшую Македонию» (ВМРО—ДПМНЕ) и «Союз за Македонию» (СДСМ). Коалиция
1 См.: Резултати ед избер на пратеници во Собранието на Република Македонща одржан на 15 септември 2002 година || http:||www.sobranie. mk| (дата обращения 10.05.2010).
2 См: Bideleux R., Jeffries I. Op. cit., p. 450.
ВМРО—ДПМНЕ получила 45 мест в Собрании, коалиция СДСМ — 32 места, албанские партии — 27.
Сформировавшая правительство ВМРО—ДПМНЕ поставила перед собой амбициозные внешнеполитические задачи: вхождение Македонии в НАТО и Европейский союз. Однако в 2008 г. в Македонии разразился парламентский кризис. На одном из заседаний Собрания депутаты от партии ДСИ заявили о том, что Собрание зашло в тупик, в нем нет квалифицированного большинства, что не только препятствует законотворчеству, но и создает проблемы в работе по соблюдению критериев интеграции в еврозону, а также в решении вопросов наименования страны. Единственным способом выхода из кризиса стало досрочное сложение полномочий парламентариями. Днем досрочных выборов было назначено
1 июня 2008 г.
Коалиции становились все больше. Коалиция на базе Национальной македонской партии состояла из 19 партий, социал-демократы собрали вокруг себя 8 партий. Главным результатом выборов стало то, что коалиция ВМРО—ДПМНЕ обеспечила себе большинство мест в Собрании и вновь смогла сформировать правительство. Однако политической элите страны так и не удалось решить наиболее острые задачи внутри- и внешнеполитического характера.
Мандат выбранного в 2008 г. парламента истекает на год раньше предусмотренного срока. 5 июня 2011 г. состоялись внеочередные выборы в парламент. ВМРО—ДПМНЕ удалось укрепить свои позиции, но не прочно. Ей, думается, не удастся единолично сформировать правительство. Места в нем будут традиционно поделены между македонскими (ВМРО—ДПМНЕ и социал-демократы) и албанскими партиями.
В «парламентской истории» Македонии к настоящему моменту можно условно выделить четыре периода. Первый (до 1994 г.) — время формирования и становления политической системы. Второй (1994—1998 гг.) — предкризисный период, Македония погружается в конфликт. Третий период (2002—2006 гг.) — посткон-фликтный. Политическая элита делает ставку на выстраивание прагматичной межнациональной внутренней политики. Четвертый (2007 г. — по настоящее время)
— период кризиса македонской политической системы.
Разрешению кризиса и в то же время его развитию способствуют являющиеся основными конкурентами на выборах две партии — ВМРО—ДПМНЕ и СДСМ. Каждый из обозначенных политических акторов стремится решить одинаковые задачи внутри- и внешнеполитического характера. На сегодняшний день Македония остается относительно бедной аграрной республикой с временным названием. По сути, ни одной из конкурирующих партий и коалиций, сформированных вокруг них, не удалось выполнить свои обещания. Избиратели, по-видимому, осуществляют своеобразный процесс передачи власти от СдСм к ВМРО—ДПМНЕ и обратно, подобно движению маятника. Думается, что, с одной стороны, македонский избиратель не имеет реальной альтернативы и выбирает, к примеру, СДСМ в силу того, что никаких явных изменений в стране при ВМРО—ДПМНЕ не произошло, спустя некоторое время ситуация повторяется, но в обратную сторону. С другой стороны, практика последних лет показывает, что активную роль играет не македонский избиратель, а албанский, т.к. победу одерживает та коалиция, в которой участвуют албанские партии.
Сейчас в исследовательской среде нет единого мнения о качествах македонской партийной системы. Македонские исследователи склонны считать, что политический вектор развития определяется борьбой двух национальных партийных блоков — македонского и албан-
ского. По мнению отечественных ученых, в Македонии отчетливо прослеживается конкуренция трех блоков партий: левый блок и национальные — македонский и албанский1. Зарубежные авторы описывают македонскую партийную систему как классическую модель с распределением позиций: левые — центр — правые2. Основываясь на классификации партийных систем Дж. Сартори, можно определить македонскую партийную систему как систему ограниченного плюрализма, что предполагает конкуренцию нескольких партий, ни одна из которых в одиночку прийти к власти не может, что порождает потребность в коалициях.
Маятниковое движение македонской партийной системы, как показывает время, приводит к стагнации политических процессов и политиканству. Альтернативой подобному развитию событий, возможно, станет Албанский политический фронт, поддерживаемый албанским электоратом. Усиление позиций последнего может в долгосрочном видении привести к алба-низации — исламизации славянского государства — Македонии и появлению нового государства. В краткосрочной же перспективе маятниковое движение будет способствовать не только усилению кризиса, но и, возможно, приведет к остановке развития страны.
1 Гуськова Е. Политические силы б постсоци-алистических обществах. Югославия. Восточная Европа сегодня || Общественные науки и современность, 1992, № 4, с. 150.
2 См.: Bideleux R., Jeffries I. Op. cit.