УДК 378.1
СЮ. ПОЛУНИНА
МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:ТЕНДЕНЦИИ ВРЕМЕНИ
Рассматриваются основные проблемы современного образования с позиций теории макдо-нальдизации Дж. Ритцера. Показано, что рационализация, технологизация образования - это требование времени, это черты глобального процесса, участниками которого мы являемся, но необходимо помнить, что они имеют свои пределы.
Ключевые слова: теория макдональдизации общества, потребительское сознание, тенденции развития образования.
По мнению современного американского социолога Дж. Ритцера, одной из тенденций современного общества является так называемая макдональдизация. Термин был им введен в 1993 г. Суть его в том, что «ресторан быстрого питания представляет собой современную парадигму формальной рациональности» [5, с. 479]. Параметрами данной модели автор называет эффективность, предсказуемость, упор скорее на количество, чем на качество, и осуществление контроля посредством замены человеческих технологий унификацией операций. Эффективность подразумевает прежде всего сокращение затрат и времени обслуживания (например обслуживание заказчика должно составлять не более 50 с). Просчитанность означает, что все просчитано: сколько весит сырой гамбургер, каков его поперечный размер, какова толщина ломтика картофеля и т.д. Единообразие или предсказуемость означает один рецепт, улыбка, набор фраз при обслуживании клиента. Случайностям нет места, это абсолютно рациональная система.
Самый ненадежный элемент в этой системе - человек. Стремление минимизировать непредсказуемость людей обусловило введение автоматического оборудования. Роль человека — обслуживание. При этом предметом обучения в компании является постоянство и методичность выполняемых рутинных операций. Недаром термин «тае]оЬ» в русском языке имеет значение «макрабство», что означает непрестижную, малооплачиваемую работу. А как еще назвать сотрудников, которых учат выполнять «ограниченное количество операций, как положено» и от которых менеджеры и инспекторы добиваются, чтобы «они ходили по струнке» [4]?
По мнению Дж. Ритцера, другие секторы социального мира «пытаются превзойти некоторые или все инновации, вводимые рестораном быстрого обслуживания. Если мы отождествляем формальную рациональность с современностью, то успешность и распространение ресторанов быстрого питания, равно как и степень, в которой они служат моделью для большей части остального общества, указывает на то, что мы продолжаем жить в современном мире» [5, с. 498].
По мнению Н.В. Громыко, доктора философских наук, замдиректора НИИ ИСРОО при Департаменте образования г. Москвы, реформы, проводимые в современном образовании, являются неотъемлемой частью макдональдизации современного российского общества [1].
Как воплощаются принципы ресторанов быстрого обслуживания в работе высших учебных заведений? Автор теории макдональдизации [4] говорит об оценке полученных знаний с помощью компьютерных программ. Преподаватель
(профессор или доцент) вообще может не приходить на экзамен, его задача заключается в составлении списка вопросов и регулярном его обновлении. Но если учесть, что сегодня бескрайние просторы Интернета наполнены различными тестами, то и на это тратить времени также не надо. Чтобы справиться с задачей нахождения необходимых тестов (в частности по социологии), не нужно степеней и званий. Но ведь и чтобы найти ответы на эти тесты, не нужно просиживать в библиотеке за учебниками. Проблема решается просто с помощью современного средства телекоммуникации.
Нельзя не отметить достоинства компьютерного тестирования. Прежде всего это сокращение времени, к тому же такое тестирование удобно. Сторонники этой формы контроля делают акцент на исключении субъективного фактора. Но ведь именно при подготовке к устному экзамену студент систематизирует материал, подбирает свои собственные примеры. В ходе устного экзамена развивается способность участвовать в научной дискуссии, отстаивать свою точку зрения, быстро находить ответ. Именно в личной беседе можно понять, где допущена ошибка: при подсчете десятых или в ходе рассуждения. Можно увидеть мотивацию человека, его понимание места в будущей профессии и поддержать при выставлении оценки, разрешив сомнения в пользу студента.
Посещаемость студентами лекций оставляет желать лучшего. Хотя много написано о низкой эффективности этой формы занятий, сохранившейся со Средневековья, когда книги стоили очень дорого и лектор читал их своим слушателям. Несмотря на это, в учебных планах лекционные занятия составляют значительную долю учебной нагрузки. С появлением электронных презентаций и современных средств копирования необходимость в конспектировании лекций отпадает. Становится не редкостью факт издания текстов лекций самим автором. Требование размещать на сайтах университетов тексты лекций также не будет способствовать увеличению числа конспектирующих лекцию студентов. Современная лекция, конечно, отличается от средневековой, но было и остается ее основное преимущество - возможность транслироваться на любое сколь угодно большое количество людей. И если до недавнего времени это количество ограничивалось вместимостью самой большой аудитории, то при наличии современных средств телекоммуникации оно становится практически неограниченным. А увеличение количества потребителей - это один из принципов ресторанов быстрого обслуживания.
Что же мы теряем, привлекая современные технические средства и увеличивая расстояния? По мнению В. Легойды [2], в российской культуре образование всегда понималось как сочетание обучения и воспитания... Образование без воспитания — это только обучение некоторым навыкам. Воспитание предполагает личный непосредственный контакт учащегося с учителем, когда речь, одежда, поступки, поведение учителя, а главное его отношение к предмету, оказывает большое, если не решающее влияние на ученика. В непосредственном общении можно получить ответы на неясные вопросы, услышать комментарии. Часто реальная жизнь предлагает актуальные примеры, не зафиксированные в учебных пособиях. Преподаватель учитывает, как его воспринимают, что именно для этой аудитории представляет сложность, он может расширить или сузить некоторые разделы, исходя из потребностей конкретной аудитории и настоящего времени. По многочисленным наблюдениям отношение к предмету, посещаемость
лекции, факт, будут или нет конспектировать студенты, зависит прежде всего от личности преподавателя, его мастерства, увлеченности предметом.
Еще одна негативная тенденция образования, которая отнимает много сил и средств для борьбы с нею, — возможность купить курсовую работу или дипломный проект. Этот факт также отмечал Дж. Ритцер в 1993 г. [4], когда в нашей стране еще не было подобного. Такая практика ведет к окончательной ликвидации образования. Современные студенты в лучшем случае могут выступать в качестве квалифицированного покупателя, способного четко сформулировать заявку и оценить, с каким качеством выполнена работа. Но ведь зачастую единственным читателем такой работы является проверяющий ее преподаватель.
Принцип предсказуемости в современном образовании реализуется через систему индексов, рейтингов, баллов. Удобно, когда с помощью 3-4 индексов можно описать состояние системы в целом. А ведь основными элементами этой системы являются люди. Насколько далеки от реальных людей и их характеристик могут оказаться цифры? Борьба за количество студентов, а значит и количество часов нагрузки, ведется в настоящее время не на шутку. Уже не просто вузы конкурируют между собой за абитуриентов, а факультеты внутри вузов. Тратятся огромные усилия для привлечения студента любой ценой. Как отмечает В. Легойда [2], с 90-х гг. отечественная система образования пережила серьезный слом. В разные сферы жизни, в том числе и в образование, проникло потребительское сознание. Студенты приходят не за знаниями и даже не за компетенциями, они являются потребителями услуг. В сознании же потребителя прочно сидит принцип: «Я всегда прав!» Отношения из сферы услуг и потребления автоматически переносятся в сферу образования. А значит, студент может предъявлять претензии преподавателям, высказываться об отсутствии необходимости изучать те ли иные дисциплины. Но, продолжает автор, учитель и ученик не могут находиться друг с другом в отношениях «покупатель-продавец». Это для них принципиально недопустимо — психологически, ценностно, содержательно. В таком случае меняется характер образования, «и это болезнь всего современного общества» [2]. В. Легойда определил ученика как того, кто добровольно соглашается с тем, что знает меньше и предоставляет кредит доверия тому, кто знает больше. Конечно, это не означает, что преподаватель может требовать чего угодно. Отношения преподавателя и студента регламентируются множеством документов. Но и такого положения вещей, когда студент нарушает учебную дисциплину или правила внутреннего распорядка и не чувствует себя виноватым, не должно быть.
Введение бакалавриата как минимума, необходимого для участия выпускника в профессиональной деятельности, повсеместное использование конвейерных технологий с ограниченным участием человека - эти тенденции макдональдиза-ции в образовании приводят к «отчуждению образовательного процесса от мышления», его ускорению, что оборачивается в целом ряде случаев его полным испарением, а в перспективе - деинтеллектуализацией населения России [1].
Рационализация, технологизация образования - это требование времени, это черты глобального процесса, участниками которого мы являемся. Но необходимо помнить, что они имеют свои пределы. По словам В.Н. Мясищева [3], в процессе развития личности формируются отношения к другим людям, к себе, к предметам внешнего мира. Определяющими являются именно отношения к
другим людям, которые носят характер взаимоотношений. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми, а задача педагогов, прежде всего, заключается в формировании этих отношений.
Библиографический список
1. ГромыкоН.В. Оптимистическая модернизация = макдональдизация? // Око планеты. 2011. URL: http://oko-planet.su/politik/politikrus/ 77959-optimisticheskaya-modernizaciya-makdonaldizaciya.html
2. ЛегойдаВ. Нельзя ломать вузы под требования рынка. URL: http://www.pravoslavie.ru/ smi/51232.htm (дата обращения: 27.01.2012).
3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995. С. 15-38.
4. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М.: Праксис, 2012. 556 с.
5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. 688 с.