Научная статья на тему 'Никитин А. П. Макдональдизация высшего образования'

Никитин А. П. Макдональдизация высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Никитин А. П. Макдональдизация высшего образования»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Никитин А.П.

МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ*

Nikitin A.P.

The McDonaldization of higher education

Понятие макдональдизации, введенное американским социологом Дж. Ритцером, обозначает распространение по всему миру тех функциональных принципов, на которых основывается деятельность «Макдональдса». Макдональдизация как феномен рационализации современного общества представлена во множестве социальных объектов - в производственных конвейерах, торговых центрах, системах управления, здравоохранения, массовой коммуникации, а также в системе высшего образования.

Функциональными принципами «Макдональдса», по Дж. Ритцеру, являются эффективность (оптимальный способ организации процесса, в котором обеспечивается переход от одного состояния к другому), просчитываемость (замена качества количественными показателями), предсказуемость (идентичность товаров и услуг, предлагаемых в разных местах и в разное время), контроль (регулируемость на основе ограничения числа операций).

Эффективность процесса в «Макдональдсе» организуется по принципу, провозглашающему переход от состояния «голодный» к

*Никитин А.П. Макдональдизация высшего образования. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/makdonaldizatsiya-vysshego-obrazovaniya

состоянию «сытый». Соответственно, перед университетами ставится задача организовать процесс, в котором происходит переход от состояния «не имеющий высшего образования» к состоянию «имеющий высшее образование». При этом состояние «образованный» отходит на второй план, как и состояние «довольный вкусом пищи» в ресторанах быстрого обслуживания. «Макдональдс» не ставит перед собой цели накормить изысканной пищей, он просто делает людей сытыми за их деньги.

Университет, чтобы быть эффективным, не должен стремиться к обогащению духовного мира студентов, а должен стремиться к реализации конкретной цели - сделать из студентов специалистов, которые смогут продемонстрировать строго обозначенные компетенции на рынке труда.

Эффективность образовательного процесса сопряжена с его оптимизацией, понимаемой как уменьшение трудоемкости и временных затрат. Это нацеливает, во-первых, на то, чтобы экзаменационная форма стремилась к максимальному упрощению. И если сначала студентов экзаменовали индивидуально, то позже перешли к экзаменационным сочинениям, проверка которых требовала меньше усилий, а затем появился тест с набором выборов, и тогда оценивание стало проходить еще быстрее. В результате оценка знаний студентов профессором становится необязательной - это могут сделать ассистенты или компьютерная программа. При этом даже составление тестов возлагается на различные издательские организации. На подобного рода эффективность образовательного процесса работает масштабная отрасль услуг: издание лекций, шпаргалок, видеоуроков, аудиозаписей учебного материала, подготовка рефератов, курсовых, дипломных работ и т.д. Можно не ходить на лекции, прослушав аудиозапись по теме; можно не готовиться к семинару, скачав доклад в Интернете; к тесту можно подготовиться с помощью ответов к типовым заданиям и т.п.

Макдональдизация также предполагает объективацию качества с помощью количественных показателей. Этому принципу следуют и современные университеты. Система оценок направлена на измерение качества знания числовым эквивалентом, тестовые задания еще более упрощают эту задачу, одновременно нивелируя отличия между ответами учащихся. Среди самих университетов ведется явная и скрытая борьба за увеличение различных показателей - количества докторов

наук, количества научных публикаций, индекса цитирования, финансирования научных исследований, количества абитуриентов с высокими показателями выпускных баллов и др. Большинство рейтингов высших учебных заведений основывается именно на метрических показателях.

Следующим принципом «Макдональдса» является предсказуемость, которая предполагает одинаковый набор товаров, услуг, обстановки, стиль обслуживания и внешний вид работников ресторана этой сети, будь он в Москве, в Нью-Йорке или где то еще. По отношению к высшему образованию устанавливать такую предсказуемость было бы некорректно, поскольку классический университет - уникальная организация со своими традициями, спецификой обучения и профессиональными ориентирами.

Тем не менее тенденции предсказуемости в университетской жизни демонстрирует Болонский процесс, направленный на сближение и гармонизацию систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

В целях расширения мобильности студентов и преподавателей предполагается построение унифицированной образовательной системы и таких условий, в которых студент, приезжая из одного университета в другой, не чувствовал бы резкого контраста между образовательными средами. Этому должно сопутствовать максимальное сходство уровней высшего образования, система сопоставимых степеней, система перезачета пройденных дисциплин и т.д. Фактически такой подход подрывает саму систему замкнутых в самих себе университетов как центров национальной и региональной культуры. Как следствие - количество студентов, выбирающих обучение вне пределов своей страны, неуклонно растет. Даже отучившись несколько лет в университете своей страны, можно получить диплом университета из другой страны при условии наличия необходимого количества кредитных баллов, что делает результат предсказуемым в том же смысле, в каком клиенты «Макдональдса» знают цену бургера в разных точках сети.

Принцип контроля в «Макдональдсе» нацелен на то, чтобы клиент быстро поел и ушел. В свою очередь обслуживающий персонал должен четко, строго по инструкции, выполнять определенные требования, создавая совокупностью своих действий нерушимый механизм, 116

функционирующий безошибочно и безостановочно. Как и для клиентов «Макдональдса», желающих быстро перекусить, университет для студентов перестает быть «домом», но становится только местом, где они получают образование.

Но наибольший контроль осуществляется по отношению к профессорско-преподавательскому составу.

Как и в «Макдональдсе» не должно быть незаменимых работников ввиду однообразия операций, так и в системе высшего образования не должно быть преподавателей, с уходом которых рухнула бы вся подготовка кадров по их специальности. Уникальность курсов и творческий подход к преподаванию в новых условиях становятся не столь важны, как информативность дисциплины (понимаемой как легкость воспроизведения) и четко прописанная методика.

Причины макдональдизации высшего образования, прежде всего, связаны с общей тенденцией омассовления культуры, которая превращается в предмет потребления. Именно такой подход стал приоритетным в образовательной политике современной России. Образование превращается в услугу и включается в общественную систему на тех же основаниях, что и торговля.

Если в образовании характер отношений между обучающим и обучающимся аналогичен отношению торговца и покупателя, можно предположить, что организация торгового процесса может стать моделью для организации образовательного процесса, целью которого является получение прибыли. Правда, в университетах финансовая прибыль заменяется другим количественным «сальдо», но и в том и в другом случае речь идет о результате, отчужденном от человека.

В условиях глобализации в качестве образца управления высшей школой используется модель управления крупной корпорацией, деятельность которой специализирована как по выпускаемой ими продукции, так и по организации собственной деятельности. Для университетов это означает необходимость найти собственную нишу в спектре образовательных услуг, т.е. отход от роли классического университета, выполняющего культурную функцию, к роли организации, предлагающей подготовку в рамках определенного набора специальностей, а также разделение преподавательской, научной и управленческой функции. Другими словами, руководство высшего учебного заведения

не обязательно должно соответствовать профессиональным качествам профессора, как и менеджеры «Макдональдса» не обязаны уметь делать бургеры.

Здесь стоит отметить противоречивость российской практики. Казалось бы, в условиях глобализации должна расти специализация высших учебных заведений, тем более что при дефиците ресурсов и отсутствии репутации это одна из эффективных стратегий для большинства «отстающих» университетов. Однако в российской действительности управляющие органы пошли по пути углубления специализации образовательных программ, но не по пути специализации университетов. Наоборот, университеты стали объединять, создавая более крупные гибридные образования, где выпускают как историков, так и инженеров. Противоречивость такого подхода выражается в том, что когда под одни и те же операции подводится работа преподавателя истории и преподавателя технических наук, в итоге может получиться деформированная продукция. В «Макдональдсе» это понимают и не производят наряду с бургерами, например, продукцию итальянской кухни.

Образование под влиянием макдональдизации и других рыночных тенденций становится способом сохранения и воспроизведения своих собственных институциональных форм, теряя свою исконную функцию - сохранение и воспроизведение культуры, формирование «культурной личности». Обычной становится ситуация, когда студенты платят за образовательные услуги и не хотят ими пользоваться. В обстоятельствах, когда от системы высшего образования требуют той же функциональности, что и от сети быстрого питания, людей, относящихся к образованию формально и поверхностно, становится больше, а их итоговый профессионализм уменьшается. Более того, искажается само представление о формируемых компетенциях: те из них, что официально заявлены в образовательных программах, имеют для студентов фиктивный характер.

При этом формальное отношение к образовательному процессу и сопутствующей ему исследовательской деятельности проявляется не только со стороны студентов, но и со стороны преподавателей. Например, до тех пор, пока научные публикации сотрудников оценивались как одно из средств, с помощью которого достигался определен-

ный репутационный статус образовательного учреждения, качество самих работ не страдало. Как только публикации и другие показатели эффективности высших учебных заведений превратились из средства в цель, наступил период спекулятивных действий, оказывающих деструктивное влияние на качественные состояния системы высшего образования.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.