Научная статья на тему 'Макдональдизация образования: пределы калькулируемости'

Макдональдизация образования: пределы калькулируемости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ / КАЛЬКУЛИРУЕМОСТЬ / КОНТРОЛЬ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / MACDONALDISATION / EFFICIENCY / CALCULATEAMOUNT / PREDICTABILITY / CONTROL / RATIONALITY / IRRATIONALITY / EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напсо Марианна Давлетовна

Применение макдональдизированных практик в сфере образования. Макдональдизация как форма рациональности, востребованная современным обществом. Анализ принципов макдональдизации эффективности, предсказуемости, калькулируемости и контроля их действие в системе образования. Позитивные и негативные аспекты процессов макдональдизации, условия превращения рациональных форм в иррациональные. Смысл понятия «образовательная услуга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macdonaldization Of Education: The Limits Of Calculability

Subject of consideration of the clause is application macdonaldisation practice an expert in an education sphere. Macdonaldisation is researched as the form of rationality claimed by a modern society. Principles of macdonaldisation efficiency, predictability, calculateamount, the control are analyzed, their action in an education system is shown. Positive and negative aspects of processes of macdonaldisation, conditions of transformation of rational forms in the irrational are researched. The sense of concept «educational service» reveals.

Текст научной работы на тему «Макдональдизация образования: пределы калькулируемости»

УДК 316.2

МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: пределы калькулируемое™

Марианна Давлетовна Напсо,

профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской государственной академии, доктор социологических наук, e-mail: [email protected]

Современный мир породил новые типы рациональности, отвечающие духу времени и его императивам. К их числу относится феномен макдональдизации, который проник и в сферу образования, что позволяет вести речь о несомненных достоинствах этого явления как формы рациональности. Несмотря на то что этот феномен описан Дж. Ритцером ещё в XX веке, его постулаты оказались востребованными современными процессами, и в этом смысле теория американского исследователя несёт черты классической теории. Вместе с этим существуют

I/ и

ограничения. Каковы границы применимости экономической теории к практике образования?

• макдональдизация • эффективность • предсказуемость • калькулируемость

• контроль • рациональность • иррациональность • образовательная услуга

Теория Дж, Ритцера и макдональдизация образования

Дж. Ритцер в первую очередь говорит о макдональдизации как типе рациональности — теоретической и практической, который обладает рядом свойств. Во-первых, это предметность, обусловленная требованиями современного общества — идеологическими, мировоззренческими, социальными. Из этого фактора проистекает, во-вторых, утилитарность концепции, возможность её применения в различных областях человеческой жизни и, в-третьих, её широкая применяемость. Эти качества феномена макдональдизации служат выражением рационализированного разума — индивидуального и коллективного, действий, направленных на оптимизацию социальных процессов. Поэтому проблема мак-дональдизации как типа рациональ-

ности приобретает научно-теоретическое и практическое значение.

Проблематика рациональности была востребована всегда, но именно сегодня, в эпоху диктата рыночных отношений, она приобрела особую значимость. Возникли новые формы и способы деятельности, которые соответствуют требованиям практической целесообразности. К ним может быть отнесён и феномен макдональдизации, носящий универсальный характер. Но этот универсализм реализуется с учётом контекста — социального, экономического, культурного, образовательного. Исходя из этого, макдональди-зированные практики представляют собой инструменты получения знания в его широком понимании, знания, социально востребованного и значимого, обеспечивающего реализацию принципов, о которых писал Дж. Ритцер, — эффективности,

предсказуемости, контролируемости, калькулируемое™. Следует отметить, что эти типы рациональности носят иррелевантный характер, благодаря чему утверждается их конструктивность и возможность применения к различным явлениям и процессам.

Эти принципы-постулаты актуальны и сегодня, их востребованность диктуется реалиями современного мира, которые связаны с развитием цифровых технологий, пронизавших всё пространство социального бытия. Эти принципы формируют представления о наиболее рациональных методах освоения мира, благодаря чему становятся возможными предвидение и прогнозирование будущих сценариев развития. Так, умелое использование принципов предсказуемости и калькулируемости, методики точного расчёта наиболее оптимальных из возможных алгоритмов действия делает процессы адаптации и ориентации более успешными. Так человеческая жизнь становится не только предсказуемой, но и более эффективной. В качестве примера можно сослаться на процессы, происходящие в образовательном пространстве, которые основываются на применении наиболее рациональных способов организации учебно-воспитательного процесса, способствующих более успешной адаптации к постоянно изменяющимся социальным условиям. Не последнюю роль играют факторы полезности и разумности, делающие тот или иной тип рациональности востребованным социальной практикой.

Макдональдизация как механизм практической рациональности — инструмент целесообразности, согласованности, упорядоченности, и в таком качестве она делает возможными и необходимыми принципы эффективности, кальку-лируемости (или исчисляемости), контроля и предсказуемости, о которых вёл речь американский исследователь Дж. Ритцер. Образование должно быть эффективным, позволяющим быстро достигать желаемого эффекта (усвоение необходимого минимума информации по предметам, успешная сдача ЕГЭ, промежуточных форм аттестации). Все эти принципы взаимосвязаны между собой: принцип эффективности подразумевает использование фактора

контроля, благодаря которому и определяется эффективность тех или иных действий. К примеру, в образовательной системе это различные формы контроля — от тестирования до зачётов и экзаменов. Их эффективность состоит в подборе одинаковых методик, которые, с одной стороны, могут быть применены в различных условиях, а с другой стороны, освобождают педагога от усилий, зачастую излишних. Процесс макдональдизации «предполагает такую систему отношений, в которой качественные состояния объективируются с помощью количественных показателей... Система оценок направлена на экспликацию качества знания в числовой эквивалент, тестовые задания ещё более упрощают эту задачу, одновременно нивелируя отличия между ответами учащихся»1. Дж. Ритцер писал о ценности так называемых мак-учебников: в систематизированной форме в них представлено всё, что имеет отношение к учебному процессу и что представляет несомненный интерес и для педагога, и для учащегося. (Но нельзя не сказать о том, что стандартизация учебного материала содержит не только безусловные плюсы, но и минусы, которые заключаются в однотипности предлагаемых программ, лишённых своеобразия и креативности). Это и система рейтингов: использование балльной системы стимулирует процесс обучения, способствует повышению собственной самооценки, создаёт условия для процессов, связанных с дальнейшей самореализацией.

Методики тестирования утвердились во всех сегментах образовательной системы, что связано в первую очередь с развитием и использованием современных компьютерных технологий. Практика тестирования позволяет избежать негативных явлений, в частности, необъективности и предвзятости. Но, как считают некоторые, «подобная «объективность» дегуманизированных технологий контроля знаний нередко приводит к проблемам валидности, поскольку не учитываются глубина знаний и творческий

1 Никитин А.П. Макдональдизация высшего образования //

Идеи и идеалы. — 2018. — № 3(37). — С. 223.

потенциал, эрудиция учащегося, прилежание, проявленные им на протяжении многих лет обучения. Ведь тестирование предполагает не столько глубокое овладение предметом, сколько освоение технологии ответов, без которой даже самый прилежный и знающий ученик не сможет успешно пройти испытания. Не случайно сами педагоги называют подготовку к тестированию «натаскиванием», а не обучением»2.

Принцип предсказуемости, к примеру, обеспечивает эффективное функционирование любой социальной системы. Использование этого принципа позволяет преодолеть действие тех практик, которые не соответствуют объективным потребностям, а значит — тормозят процессы оптимизации. Применительно к образовательной среде использование принципа предсказуемости позволяет предвидеть возможные негативные явления, минимизировать риски, возникающие по причине несовременности применяемых практик, противоречащих особенностям развития образовательных структур всех уровней. Рациональность принципа предсказуемости заключается, таким образом, в возможности реального прогнозирования, учитывающего не только специфику образовательного контекста, но и обеспечивающего положительный эффект применяемых методик и способов действия, реализацию поставленных целей. Именно принцип предсказуемости, по мнению Дж. Ритцера, основополагающий в системе принципов макдональдизации, поскольку его применение позволяет выявлять негативное и позитивное в любой деятельности, определять перспективы развития. Применение этого принципа важно и с другой точки зрения: в условиях сосуществования различных образовательных учреждений — как государственных, так и коммерческих — оно позволяет снизить риски, связанные с предоставлением некачественных образовательных услуг и получением в силу этого некачественного образования, как это было в недавнем российском прошлом.

Новые типы рациональности не только универсальны, но и целерациональные способы освоения действительности. Но эта целерациональ-ность сочетается с принципом локальности, смысл которой состоит в подборе тех подходов

2 Филиппов Р.И. Макдональдизированное образование: подходит ли оно России? / / Высшее образование в России. —

2010. — № 3. — С. 125.

и правил, которые обеспечивают результативность того или иного типа деятельности. В такой ситуации рациональность предстаёт не как нечто обезличенное и формализованное, а как инструмент социального контроля. Потребность в институте социального контроля, в котором наблюдается появление унифицированных черт, возрастает, и это несмотря на однотипность применяемых методов контроля. В таком разрезе макдональдизированный принцип контроля совпадает с требованиями рациональности, как и принцип ис-числяемости (просчитываемости). Смысл принципа калькулируемости состоит в выборе методов действия, выявлении реальных и перспективных возможностей, благодаря чему становится возможным получение искомого результата (хотя понятно, что не всё поддаётся точной калькуляции, всегда остаётся пространство того, что невозможно просчитать).

Ограничения экономической теории в образовании

Важность описанных принципов определяется и тем, что они противостоят нерациональным или иррациональным способам, на что обратил внимание американский исследователь, назвав это явление иррациональностью рационального. Более того, он считал его пятым фактором макдональ-дизации. Его суть в том, что чрезмерность рациональности приводит к возникновению иррациональных практик, когда позитивное приобретает черты негативного явления. Придание чрезмерного значения рациональности приводит к появлению жёстких структур, из которых сложно вырваться и в которых человек оказывается ограниченным в действиях. Эти процессы объективно ведут не только к подавлению воли и свободы, но и к дегуманизирую-щим тенденциям — с одной стороны. С другой, расширяется пространство стандартизированных действий, лишённых творческого начала. Стандартизированость действий приводит к тому, считал Дж. Ритцер, что «от людей, одарённых

различными умениями и навыками, снова и снова требуют выполнять ограниченное число упрощённых задач. Вместо того чтобы прилагать свои. умения, люди вынуждены отрицать свои человеческие качества и действовать, как роботы»3, и это наблюдается повсюду, в том числе и в образовании. Иррациональность, таким образом, оборотная сторона рациональности, а придание формальным принципам самодовлеющего значения приводит к их гипертрофии, а значит — к появлению иррациональных практик.

Применение макдональдизированных практик отвечает духу современного общества, названного массовым, в котором образование становится фактором потребления, а значит — массовым и общедоступным, в том числе и для такой категории лиц, для которых образование становится роскошью. Реализация этой задачи, особенно в системах заочного, дистанционного и непрерывного образования, возможна на основе использования принципов рациональности. Современный уровень социально-экономического и технологического развития требует квалифицированного человека, обладающего вполне определёнными навыками и умениями, человека, готового к переобучению, что также предполагает квалификацию и общеобразовательные компетенции. Поэтому востребованность мак-дональдизированных практик вполне очевидна.

Таким образом, происходит расширение пространства образовательной среды, в которую оказываются вовлечёнными практически все слои населения, что позволяет вести речь о том, что образование становится одним из основных трендов развития. Следует отметить и тот факт, что применение макдональдизированных практик в российском образовательном пространстве способствует тому, что оно становится более динамичным, способным к современным трансформациям, а значит — готовым к принятию таких форм и практик, благодаря кото-

3 Ритцер Дж. Макдональдизация-5. Глава 2. Прошлое, настоящее и будущее макдональдизации. От «железной клетки» к фабрике фаст-фуда и далее (часть I). —

С. 235. — Доступ: Ьирв: // 2011_(101)_21_^ег[1]^ (дата посещения: 29. 09. 2019).

рым становится частью глобального образовательного процесса. Например, образовательные структуры становятся всё более унифицированными, взаимозависимыми и взаимосвязанными, и это облегчает процессы сотрудничества, обмена учащимися, культурными достижениями. Сфера образования, таким образом, становится открытой, готовой к заимствованиям передовых идей, методик и технологий.

Но нельзя не отметить того, что в обществе потребления образование всё больше превращается в потребительскую услугу, которая в условиях рынка становится, с одной стороны, товаром. С другой стороны, важнейшее условие и предпосылка развития конкурентной борьбы, человеческим ресурсом, определяющим качество и уровень жизни. И с этой точки зрения она есть несомненное благо, поскольку способствует формированию потребительской ценности в виде знаний, навыков и умений. В системе образования формируются стороны, которые характеризуют её в полном объёме. Во-первых, это нормативная сторона в виде формальных требований, предъявляемых к институту образования, в том числе и с точки зрения того, что сегодня оно выступает в качестве услуги. И в этом контексте система образования отвечает императивам рыночных отношений. И поскольку процесс обучения организуется таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности и ожидания потребителя образовательных услуг, то происходит снижение их качества. Хотя, как считают многие, образование, если оно призвано формировать человека, должно быть вне процессов спроса и предложения, поскольку в таком случае происходит деформация самой сути образования, превращение его в придаток машины рынка.

Говоря об эффективности принципов макдональдизации, следует обратить внимание на такую сторону образовательного процесса, как развлекательность (в сети McDonald's она используется как важнейшая часть маркетинговой политики). Один из способов повышения эффективности обучения и развития творческих способностей учащихся

стало использование метода, получившего название Edutainment (термин включает два английских слова, которые переводятся как «обучение» и «развлечение»). Эта технология, будучи интег-ративным феноменом, включает различные составляющие, исходит из принципа развлекательности, который не только помогает учащемуся проявить интерес к тому или иному предмету или теме, но и получить от этого удовлетворение, радость, наслаждение. Понятие развлекательности следует трактовать в широком аспекте, а не только как исключительно развлечение. И тогда она предстаёт в виде игр, в формах, характеризующихся креативностью и интерактивностью. Обучение в развлекательно-игровой форме, с одной стороны, позволяет оптимизировать процесс восприятия учебного материала, развивает навыки к творческой деятельности, стимулирует мотивацию, активизирует участие в обсуждении различных проблем, позволяет выделить и соединить различные методы — психолого-педагогические и информационно-коммуникативные. Без этого компонента трудно представить современное образование, оно успешно сочетается с традиционными формами обучения, в которых всё больше применяются современные программы — компьютерные, вебсайтовские, медийные. Таким образом, «технология Edutainment стала общепризнанной как отличный и жизнеспособный вариант для «усталой» системы образования»4.

4 Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения / / Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 4. — Т. II (Психолого-педагогические науки). — С. 193.

Но, с другой стороны, игра несёт черты формализованности, что приводит к потере интереса к получению глубоких и серьёзных знаний. И с этим сложно не согласиться. Современное общество, как известно, придаёт игровым аспектам жизни весомое значение. Применительно к сфере образования это выражается в такой организации учебного процесса, в которой преподавание превращается в игру-развлечение, а значит — содержание оказывается вторичным по отношению к форме. В тренде различные мероприятия — «круглые столы», ток-шоу, презентации — открытые занятия, построенные в значительной степени по принципу развлекательности. Учитель/преподаватель, придерживающийся такой методики обучения, воспринимается в качестве новатора, более того, в глазах учащихся он истинный педагог. Такой поворот в сторону зрелищности приводит к тому, что глубина и содержательность, а значит, рациональность уступают место красиво оформленным и — в силу этого — педагогически востребованным технологиям. То, что подобные технологии необходимы, не вызывает сомнений, но увлечённость ими таит в себе опасность снижения эффективности процесса обучения, который не праздник, а работа ума и воли. НО

Macdonaldization Of Education: The Limits Of Calculability

Marianna D. Napso, Professor of the Department of philosophy and Humanities Of the North Caucasus state Academy, doctor of sociological Sciences, e-mail: [email protected]

Abstract. Subject of consideration of the clause is application macdonaldisation practice an expert in an education sphere. Macdonaldisation is researched as the form of rationality claimed by a modern society. Principles of macdonaldisation — efficiency, predictability, calculateamount, the control are analyzed, their action in an education system is shown. Positive and negative aspects of processes of macdonaldisation, conditions of transformation of rational forms in the irrational are researched. The sense of concept «educational service» reveals.

Keywords: macdonaldisation, efficiency, calculateamount, predictability, the control, rationality, irrationality, educational service. Ispol'zovannye istochniki:

1. Nikitin A.P. Macdonaldisastiya vischego obrasovanya // Ideas and ideals. — 2018. — №3(37). — S. 221—229.

2. Filippov R.I. Macdonaldisirovannoe obrasovanye: podhodit li ono Rossii? // Vischee obrasovanye v Rossii. — 2010. — № 3. — Str. 123-128.

3. Ritzer Dj. Macdonaldisatiya-5. Glava 2. Prochloe, nastoyachee i bydychee macdonaldisatii. Ot «jeleznoy kletki» k fabrike fast-fyda i dalee (chast1). — Str. 227-243. — Dostup: https://2011 _ (101) _21_Ritzer [1].pdf (data posechenya: 29. 09. 2019).

4. Kobseva N.A. Edutainment kak sovremennaya technologya obycthenia // Yaroslavskii pedagogichteskii vestnik. — 2012. — № 4. — T. II (Psihologo-pedagogichteskie nayki). — Str. 192-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.