Научная статья на тему 'Макдональдизированное образование: подходит ли оно для России?*'

Макдональдизированное образование: подходит ли оно для России?* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Р. И.

Рассматриваются основные параметры макдональдизации как современного типа формальной рациональности применительно к образовательным практикам, анализируются его преимущества и дисфункции. Обосновывается вывод о том, что современным потребностям России соответствуют отдельные практики образования на основе макдональдизации, но при условии сохранения и развития традиционных образовательных и научных школ на уровне подготовки высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макдональдизированное образование: подходит ли оно для России?*»

Самостоятельное творение виртуальных, а затем в перспективе и реальных миров, вероятно, является ключевым для содержания образования, приходящего на смену учебным предметам. Учащиеся, по-видимому, все больше будут переходить от усвоения существующих знаний и дисциплин к выстраиванию для себя всех необходимых учебных средств, языков и форм, не исключая конституирования самой реальности. Они постепенно будут уяснять важность и логику общих социальных условий жизни, способы их использования, свою свободу в плане творчества, с одной стороны, и зависимость от людей и общих условий - с другой. Понятно, что при таком подходе почти каждое содержание образования (особенно в высшей школе) становится уникальным и требует индивидуальной методологии построения.

Если в целом традиционное образование в антропологическом отношении было ориентировано на пассивного созерцающего индивида, который старался запомнить и затем повторить, что ему рассказывал учитель, то альтернативные формы образования, складывающиеся в настоящее время, исходят из совершенно других идей: креативности личности, ее активности, кол-

лективной групповой работы (коллективного мышления и творчества), необходимости специальной семиотики (схемы, нарративы, дискурсы), позволяющей осуществлять рефлексию и создавать новое, понимания важности разных форм коммуникации (диалог, консенсус, компромисс и пр.), культивирования новых форм духовности и ответственности. Кстати, в контексте этих идей снимается традиционная оппозиция -«образование и обучение » и действительно впервые можно говорить об обучении как одной из форм образования.

Новый опыт образования, складывающийся на основе этих идей, безусловно, нуждается в осознании, концептуализации, трансляции и организации. Именно здесь широкое поле деятельности современной методологии, которая в содружестве с философией образования и другими гуманитарными и социальными науками может способствовать становлению образования третьего тысячелетия.

Литература

1. Смирнов С.А. Человек перехода: Сб. науч.

работ. Новосибирск, 2005.

РИ ФИЛИППОВ, аспирант Макдональдизированное

мгимо (У) мид России °ораз°вание. п°дх°дит

ли оно для России?*

Рассматриваются основные параметры макдональдизации как современного типа формальной рациональности применительно к образовательным практикам, анализируются его преимущества и дисфункции. Обосновывается вывод о том, что современным потребностям России соответствуют отдельные практики образования на основе макдональдизации, но при условии сохранения и развития традиционных образовательных и научных школ на уровне подготовки высококвалифицированных специалистов.

В связи с необходимостью инновацион- циональных проектов. В последние годы

ного развития общества проблемы образо- идут жаркие споры вокруг реформы выс-

вания находятся в центре внимания россий- шего и среднего образования, введения еди-

ской общественности и ученых, а образо- ного государственного экзамена и повсеме-

вание является одним из приоритетных на- стного внедрения тестирования как формы

* Опубликовано: Социология образования. 2009. №4.

контроля знаний, заменяющей традиционные для нашей системы образования устные и письменные экзамены с развернутыми ответами, предполагающими также беседу экзаменатора и экзаменуемого лицом к лицу.

Среди аргументов в поддержку нововведений чаще всего встречаются требования демократизации, доступности, рационализации образования. Однако не является ли такая «демократизация» путем кре-альной массовизации образования, его стандартизации в ущерб качеству и возможностям развития индивидуальных и уникальных способностей обучающихся? Ведь инновационное развитие с упором на научнотехнический прорыв, которое является стратегической задачей развития России в XXI в., требует не только повышения массового уровня образования, но и уникальных специалистов, подготовка которых предполагает нестандартные индивидуализированные подходы и технологии.

Представляется, что ориентация на стандартизацию и массовую доступность укладывается в рамки глобального социокультурного тренда последних десятилетий, который описал американский социолог Дж. Ритцер с помощью специально введенного им для этих целей понятия макдональдизации [1, р. 12-15]. Так он назвал новый тип рациональности, который в современных условиях распространяется на значительное число социальных сфер, включая образование, посредством их подчинения четырем основным формальным критериям:

• эффективность;

• калькулируемость;

• технический контроль (качества и производственных операций);

• предсказуемость.

Прообразом для такого рода социальных практик явилась система ресторанов быстрого обслуживания McDonald’s, созданная в Канаде и распространившаяся на весь мир; она стала одним из значимых символов глобализации. Макдональ-

дизация в сфере обслуживания явилась одной из предпосылок становления общества массового потребления, поскольку она обеспечивает широкую доступность стандартизированных услуг по эффективному удовлетворению значимых потребностей с предсказуемым и достаточно высоким уровнем качества, причем в течение весьма минимального промежутка времени.

В процессе развития постиндустриального общества сформировалась потребность в том, чтобы образование, как и прочие сферы жизнедеятельности, отвечало обозначенным выше параметрам.

Образование должно быть эффективным, то есть позволять быстро достигать желаемого эффекта (усвоение необходимого минимума информации по предметам, успешная сдача экзаменов и получение диплома). С параметром эффективности связано введение стандартных форм контроля знаний - тестирования, заменяющего трудоемкие, продолжительные по времени экзамены. Дж. Ритцер замечает, что введение стандартных тестов, накапливаемых в специальных банках данных, существенно облегчает и труд преподавателей, и подготовку к экзаменам для студентов. Кроме того, создаваемые в последнее время «мак-учебники», включающие тексты, подготовленные специалистами в изучаемых областях, избавляют студентов от необходимости читать многочисленные статьи и монографии по предмету, а преподавателей -готовиться к лекциям и семинарам с учетом индивидуальных особенностей студентов и делать подборки соответствующей литературы. Тем самым освобождается время, которое, как замечает американский социолог, можно было бы использовать на другие занятия, например, на научную работу [1, р. 50].

Проблема, однако, в том, что воспитанные на стандартизированных «от и до » знаниях студенты вряд ли в своей массе испытывают потребность в научном творчестве и углубленном изучении предметов.

Требуемое количество предметов, нужное для получения профессиональных компетенций, в принципе поддается калькуляции, то есть количественному, а не качественному определению. С калькулируемо-стью как параметром макдональдизации в образовании связано повсеместное введение стандартизированных систем оценок в виде рейтингов, основанных на скрупулезном подсчете набранных обучающимися баллов. Бесспорно, ориентация на рейтинг становится стимулом для учащихся, поскольку открывает доступ к разнообразным преимуществам - стипендиям, стажировкам, льготной оплате обучения, а в перспективе и возможности трудоустройства. В то же время погоня за рейтинговым баллом заставляет студента ориентироваться не на знания как таковые, не на раскрытие своих способностей, творческую самореализацию, а собственно на оценку.

В этой связи Дж. Ритцер обращает внимание и на введение системы рейтинговых оценок для преподавателей. Вот это нововведение действительно оказывается, на наш взгляд, деструктивным для образования, поскольку студенты, выставляющие «оценки» своим преподавателям, сами, в свою очередь, мотивированы максимальным рейтингом. Наивысшие баллы у них часто получают вовсе не самые квалифицированные и творческие педагоги, а те, кто умеет ярко и впечатляюще преподнести свой предмет, превратить лекцию в шоу, но при этом не обременяет слушателей сложными сведениями и не слишком требователен на экзаменах [1, р. 68].

Макдональдизированное образование должно подчиняться стандартизированным техническим методам контроля, для чего наиболее адекватны методики тестирования, предполагающие, соответственно, стандартизированные вопросы. Правильность ответов на них можно абсолютно объективно проверить с помощью компьютера, избавляя экзаменуемых от «пристрастности» экзаменаторов. Как известно, одним из основных аргументов в пользу вве-

дения ЕГЭ для выпускников российских средних школ является беспристрастность и объективность оценок, снижающая уровень коррупции, в том числе и при поступлении в вузы. Однако, как показывает опыт, подобная «объективность» дегуманизированных технологий контроля знаний нередко приводит к проблемам валидности, поскольку не учитывается глубина знаний и творческий потенциал, эрудиция учащегося, прилежание, проявленные им на протяжении многих лет обучения. Ведь тестирование предполагает не столько глубокое овладение предметом, сколько освоение технологии ответов, без которой даже самый прилежный и знающий ученик не сможет успешно пройти испытания. Не случайно сами педагоги называют подготовку к тестированию «натаскиванием», а не обучением.

Макдональдизация образования предполагает предсказуемость, то есть заведомо ожидаемый и прогнозируемый результат. Этот параметр связан со стандартизацией учебных программ и курсов, форм контроля, получаемого уровня квалификации. Безусловно, это необходимо в условиях массового образования, разнообразия форм обучения и создания разветвленной сети учебных заведений с различным статусом, в том числе и негосударственных, и существенно снижает риски получения некачественных образовательных услуг. Однако требование предсказуемости снимает с преподавателя персональную ответственность за уникальное качество читаемых курсов, за самостоятельную и творческую подготовку к занятиям, введение эвристических элементов, не говоря уже о воспитательном характере обучения.

Дж. Ритцер обращает особое внимание на «усреднение » качества учебников и учебных пособий, которые, в соответствии с требованием предсказуемости содержания и формы, в массе своей готовятся по шаблону (“Cookie-Cutter Textbooks”) [1, р. 96]. Удобство такой стандартизации состоит в том, что читатель может без труда сориен-

тироваться в любом учебнике, который непременно будет включать тематические тексты в привычном стиле изложения, вопросы для повторения пройденного материала, контрольные и тестовые задания, именные и предметные указатели, списки литературы, необходимый справочный аппарат и т. д. Все это преподносится в стандартном формате и разверстке, набрано удобным для чтения шрифтом и объединяется издателями в целые предметные серии.

Однако такие учебники, при всем их удобстве для обучения «на скорую руку», лишены индивидуальности, не позволяют ни авторам раскрыть свое специфическое видение предмета, ни читателям увидеть разнообразные подходы к изучаемым проблемам, самостоятельно сравнить и оценить их, выработать собственную точку зрения.

Тренд макдональдизации очень ярко проявляется в образовательных учреждениях, построенных по сетевому принципу и организованных на основе франчайзинга - «предоставления лицензии на торговлю или производство товаров и услуг под товарным знаком (брендом)на строго определенном рынке» [2, с. 316]. Таковы, например, сетевые курсы иностранных языков (“English First” и т. п.), курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ и проч. Здесь осуществляется обучение по стандартным программам, учебным пособиям, методикам, а «на выходе» слушатели получают четко фиксированный объем информации и компетенций. Эти учебные заведения в принципе не предназначены для фундаментального образования, глубокого изучения предметов и развития творческих способностей учащихся для дальнейшей научной работы.

На наш взгляд, в современных условиях ускорения социокультурной динамики макдональдизация образовательных практик, безусловно, совершенно необходима, поскольку, во-первых, отвечает самой сути учреждений, ориентированных на массовое доступное и эффективное обучение строго целевого назначения, во-вторых, является более или менее надежной гарантией каче-

ства. Кроме того, приемы макдональдизации востребованы в системах заочного, дистантного, непрерывного образования, приобретающих все большую популярность в связи с необходимостью постоянной массовой переподготовки и повышения квалификации рабочей силы.

Как мы видим, в условиях массового общества макдональдизация оказывается функциональной в рамках определенного круга выполняемых подобными практиками функций: в сфере образования она обеспечивает доступность определенного уровня знаний для масс, а не для отдельных одаренных индивидов, снижает риски неквалифицированного обучения [3, с. 316]. Таким образом, для общества решается проблема повышения общего уровня культуры и квалификации населения, создания довольно больших групп образованных и квалифицированных людей, способных к профессиональной деятельности в условиях ускорения научно-технического развития.

Однако развитие макдональдизирован-ных практик имеет серьезные дисфункциональные последствия, латентно следующие из самого принципа их рациональности. Дж. Ритцер указывает на «иррациональную рациональность» макдональдизации [4, р. 34], суть которой состоит в том, что социокультурные взаимодействия лишаются их «человеческой», гуманистической составляющей. Макдональдизация в сфере образования, как и в других сферах, сводит к минимуму взаимодействие между участниками образовательного процесса, делает его деперсонифицированным. Характерные для «мак-университетов» огромные аудитории, заполняемые большими потоками студентов, делает их в восприятии преподавателя безликой массой. Равно как и преподаватель для студентов становится деперсонифицированной фигурой. Взаимодействие между преподавателями и учащимися вводится в рамки формальных правил, обеспечивающих стандартизацию учебного процесса, но практически не ос-

тавляющих возможности для личного контакта, передачи знаний, навыков, опыта в условияхзаинтересованного, неформального общения лицом к лицу. По существу, макдональдизация образования сводит его к предоставлению достаточно квалифицированных услуг, но лишает культуротворческой и воспитательной роли.

Автор концепции связывает глобализацию с макдональдизацией, подчеркивая, что последняя обеспечивает предсказуемость и стабильность в мире, ставшем динамичным, подвижным, «текучим» [1, р. 143]. Внедрение макдональдизированных практик в отечественное образование мотивируется его сторонниками и защитниками именно наличием стандартных процедур оценки и организации учебного процесса, а также возможностями продолжения обучения в зарубежных университетах. В условиях культурной глобализации, когда замкнутость и изоляция деструктивны, это преимущество является очень значимым.

В то же время макдональдизация по самой своей сути связана с практиками, которые поддаются стандартизации и унификации, т. е. для их сущностных характеристик не имеет значения временная/историческая и пространственная/локальная специфика, уникальность культурного и духовного содержания и индивидуальное человеческое измерение. Макдональдизация реализуется в тех областях жизнедеятельности, где можно пренебречь индивидуальностью и самобытностью в целях наибольшей эффективности и реализации всегда конкретных, инструментальных целей. Подобно тому, как в рестораны MacDonald’s во всем мире заходят для того, чтобы быстро утолить голод в хороших санитарных условиях проверенной безопасной едой, услугами «мак-университетов» или сетевых курсов иностранных языков пользуются, чтобы быстро получить конкретную квалификацию на уровне стандартов повседневного общения. Как от ресторанов быстрого питания не ждут экзотической высокой кухни в эксклюзивных ди-

зайнерских интерьерах, так и от «мак-образования» не стоит ожидать фундаментальных знаний или глубокого овладения редкими специальностями, которые создадут стартовые условия для карьеры на вы-сокихуровнях.

Поэтому Дж. Ритцер связывает макдо-нальдизированные услуги с распространением «централизованных, контролируемых социальных форм, лишенных очевидного качественно специфического содержания» [4, р. 3]. Такие формы, с одной стороны, наиболее адекватны потребностям глобализации, поскольку они сами утратили свою культурную идентичность и легко распространяются в инокультурных средах, с другой стороны, они в силу своей «внекультур-ности» легче всего наполняются качественно специфическими смыслами, внедряясь в инокультурную среду [4, р. 55-56].

Поэтому макдональдизация образования сопровождается распространением франчайзинговых образовательных учреждений, которые в локальной среде могут интерпретироваться как «передовые», находящиеся на «мировом уровне », а реально являются базой становления стандартизированной глобальной массовой культуры. Как правило, макдональдизированные практики строятся на основании сильных брендов, составляющих как символический капитал, престиж марки, так и ядро корпоративной культуры, лежащей в основе организационной структуры.

Надо отметить, что значение брендов в образовании имеет несколько иной смысл, нежели в других сферах потребления. Зачастую стабильные, долгоживущие, особо притягательные бренды существуют там, где престиж диплома основан на авторитете учебного заведения, имеющего уникальные образовательные традиции, связанные с глубоким усвоением нестандартных знаний, развитием индивидуальных творческих способностей обучаемых, с собственными школами научного творчества преподавателей и студентов, т. е. где макдональдизация минимально затронула образова-

тельный процесс. Не случайно поэтому наиболее популярные учебные заведения России, которые с полным основанием можно назвать устойчивыми образовательными брендами, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО-Университет МИД России, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ и др., стремятся сохранить свое лицо и собственные уникальные традиции. Они же высказывают наибольшую осторожность в отношении принятия таких макдональди-зированных методик, как, например, прием абитуриентов на основании сдачи ЕГЭ, без собственного отбора. Если сам по себе бренд обеспечивает потребителю гарантию высокого качества и престижность, определенную символическую нагрузку потребляемого товара или услуги, то в образовательном бренде в качестве такого предсказуемого символического капитала выступает именно эксклюзивно высокий уровень овладения профессией, возможности индивидуального творческого развития вследствие использования уникальных образовательных методик.

Соответствует ли тенденция макдональ-дизации образования потребностям развития России в настоящее время? Представляется, что соответствует - в той мере, в какой наше общество нуждается в обеспечении массового, общедоступного образования. А потребность в таком массовом образовании существует и постоянно растет, поскольку технико-технологическое развитие на индустриальном и постиндустриальном уровне востребует квалифицированную рабочую силу. Кроме того, современный работник в любой отрасли хозяйства нуждается в условиях для постоянного повыше-

ния квалификации, для массового доступного непрерывного образования, а они также создаются, какправило, с помощью мак-дональдизированных методик.

В то же время ориентация на инновационное развитие, на опережающие темпы роста в наукоемких, информационных, телекоммуникационных отраслях требует специалистов высокого класса, экспертов, научных работников, а для их подготовки нужны особые, индивидуальные методики углубленного творческого освоения предмета. Причем это касается не только узкой специальности, но и общего уровня образования, которое должно предполагать культурное развитие, формирование личностных качеств, ориентацию на творчество.

Здесь уже нельзя обойтись деперсони-фицированным общением с преподавателем и чтением стандартизированных учебников, а необходима индивидуальная работа по воспитанию, передаче особых компетенций и ценностных ориентаций. Все это есть в лучших традициях отечественных научныхи образовательныхшкол, которые необходимо развивать и поддерживать.

Литература

1. Ritzer G. The Mcdonaldization of Society.

Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press, 2000.

2. Шарков Ф.И. Современные маркетинговые

коммуникации: Словарь-справочник. М.:

Альфа-Пресс, 2006.

3. Кравченко С.А. Социология модерна и пост-

модерна в динамически меняющемся мире.

М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2007.

4. Ritzer G. The Globalization of Nothing. L.:

Pine Forge Press, 2004.

g

'Jfy «Издательство Современного гуманитарного университета» предлагает подписку на научно-практический журнал

п Социология

0 ОБРАЗОВАНИЯ

О

«СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Периодичность выхода журнала 12 раз в год

В журнале публикуются оригинальные статьи по вопросам, связанным с социальными аспектами в сфере образования, а также результаты социологических исследований. Рассмотриваются и обсуждаются вопросы, связанные с анализом места и роли социологического знания в области образования и его соотношения с другими областями знаний. Журнал распространяется в Российской Федерации и странах СНГ.

Журнал распространяется по всей территории России и в странах СНГ. Подписка на журнал осуществляется во всех отделениях связи России. Подписной индекс журнала в каталоге агентства «Роспечать» - 79286, в объединенном каталоге «Пресса России» - 87885

Оформить подписку можно в редакции по телефону (495)727-12-41 e-mail: pr@muh.ru

Стоимость подписки в редакции 110 руб. номер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.