2012
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 2
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИИ
УДК 316.26 А. О. Бороноев
М. В. ЛОМОНОСОВ О РОЛИ СИБИРИ В РАЗВИТИИ РОССИИ. К ВОПРОСУ О ЕГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ
Имя М. В. Ломоносова навсегда связано с историей России, ее науки, культуры, и, как писал А. С. Пушкин, он «наш первый российский университет». Выдающийся российский историк и социолог А. П. Щапов в своей речи о М. Ломоносове в 1865 г. назвал его преобразователем нашей «умственной жизни и начинателем нашего реального образования [1, с. 16]. Заслуги его действительно велики. Он один из зачинателей в нашей стране естествознания и технического дела, университетского образования, без которого никакое цивилизованное государство (народ) существовать не может. Он отец российского языкознания, литературного творчества и многих других форм духовной деятельности. Творчество М. Ломоносова необозримо и нуждается в постоянном внимании и изучении.
Одним из важнейших вкладов Ломоносова является его деятельность по изучению Сибири и Севера. Интерес к Сибири у Ломоносова был связан двумя моментами: во-первых, он понимал, что присоединение сибирских территорий с их народами к России давали огромные ресурсы для развития страны. Ломоносов как никто осознавал это и видел конкурентов. Он писал не только об освоении этой территории, но и ее защите, определяя впервые более конкретно российскую геополитику и геоэкономику в отношении огромных пространств Севера и Сибири. Для него Сибирь была основой торговых связей с Китаем, Японией, Индией и Америкой и территорией, которую необходимо активно включать в структуру экономической, политической и культурной жизни России. Во-вторых, он был рожден на Севере, который похож на Сибирь климатом, ландшафтом, типом хозяйствования и ментальностью населения. Следует отметить, что в то время Север и Сибирь часто отождествлялись, и Север мог считаться даже частью Сибири, возможно, потому что пионерами, проложившими путь в Сибирь, были северяне. Подчеркивая это, А. П. Щапов, сибиряк по рождению, патриот Сибири, говорил, в названной речи, что первыми поселенцами в Сибири были «земляки Ломоносова, и в нас есть значительная доля крови и наречия поморцев, холмогор-цев, архангельцев» [1, там же].
В своих работах Ломоносов не раз писал, что Сибирь присоединена к России «больше приватными поисками, нежели государственными силами...» [2, с. 442-445],
© А. О. Бороноев, 2012
подчеркивая гуманистический характер народной «колониальной» политики по сравнению с европейской колонизацией Америки и других регионов, где лилась кровь и наблюдалась массовая жестокость цивилизаторов. В современном сибиреведении признание факта неправительственной колонизации иногда приписывают Н. Ядринцеву, тогда как об этом говорил еще Ломоносов.
М. В. Ломоносов составил одну из первых в России научную программу освоения Сибири. Она состояла, во-первых, в необходимости создания действующего пути по Северному (Сибирскому) океану, в сочетании с «сухим путем по Сибири на берега Тихого океана» [2, с. 494-495]. Он считал наличие постоянных каналов коммуникации с этой территорией чрезвычайно важным. Это было одной из основных его геополитических идей. М. В. Ломоносов, как патриот России, представлял то значение, которое мог иметь для страны Северный морской путь. Он писал, что «Северный океан — есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку» [2, с. 603].
Во-вторых, он считал актуальным развитие зачатков промышленности, наряду с традиционным хозяйством коренных жителей. Важным в его программе было развитие сельского производства. Ломоносов утверждал, что развитие производительных сил обеспечит безопасность Сибири и создаст условия для быстрого роста разноплеменного населения и приобщения его к просвещению. Он одним из первых гуманистов XVIII в. подчеркнул важность включения в развитие России коренных народов, которые вели тогда, как правило, кочевой образ жизни. Он подчеркивал необходимость привлечь к новым видам деятельности языческие народы Сибири и Севера, строить селения, жилье и традиционные зимовья. В 1760 г. в «Слове благодарственном императрице Елизавете Петровне на торжественной инаугурации Санкт-Петербургского университета...» он прогнозировал, что «Будет время, когда Сибирь, наполненная разными народами, будет приносить похвалу дому Петрову» [3].
Интересно то, что Ломоносов мечтал иметь на северо-востоке России «хороший флот с немалым количеством военных людей, россиян и сибирских подданных языческих народов» [2, с. 498]. Он представлял проблемы Сибири и Севера не как отдельные, региональные, а в национально-государственном пространстве России, связывая перспективы развития этих территорий с будущим страны. Кроме того, в его суждениях нельзя не заметить начала евразийской идеи, когда он призывает к попечению языческих народов Сибири и включению их в социокультурное и экономическое пространство России, как важного фактора развития страны. В этой позиции несомненна евразийская ориентация нашего великого предшественника. Сейчас, когда Евразийская концепция приобретает большое интеграционное значение для России и стран бывшего Союза, идеи Ломоносова становятся чрезвычайно актуальными.
М. В. Ломоносов один из первых русских исследователей, кто предвидел творческие возможности народов Сибири и Севера и активно выступал против существовавшей колониалистской идеологии, утверждавшей, что народы Сибири находятся на чрезвычайно низком уровне развития, что они не способны принять нормы цивилизованного образа жизни и активной хозяйственной жизни. Подобные попытки пренебрежительного отношения к языческим народам Сибири критиковал и известный исследователь народов Сибири, современник Ломоносова — первый ректор Санкт-Петербургского университета Г. Миллер. Он писал, что «.некоторые (например, Staat
von Sibirien) хотят ославить сибирские народы как ленивые из-за того, что они не делают запасов больше, чем нужно для поддержания жизни...» [4, с. 154]. Подчеркивая возможности для развития России, Сибири и Севера он ввел в национальное сознание русских стратегии и идеи нордизма и сибирства, сделав тем самым Сибирь и Север, их народы и культуры важной частью пространства и духовности страны.
К сожалению, это предложение Ломоносова активно включать коренные народы в экономико-культурный процесс сибирского региона, в постсоветское время забывается, и сегодня часто при рассмотрении проблем развития Сибири не упоминаются эти народы, их проблемы и возможности. В этом проявляется колониальный синдром первых, например, европейских покорителей Америки и других регионов.
В-третьих, в его проект освоения Сибири входило развитие науки о Сибири, о ее природе, земле, водах, населении, ремеслах и т. д. Об этом говорит возникновение Северного Морского пути, у истоков которого стоял Ломоносов как руководитель географического департамента Российской академии наук. Он писал, что «могущество и обширность морей, Российскую империю требуют . рачения и разных путешествий по Северным морям, и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Он не раз подчеркивал, что приплыть океаном в Сибирь можно только зная ее. В связи с этим он выступил инициатором создания Атласа географических карт страны, включая районы Севера и Сибири, который долгое время служил путеводителем для освоения сибирских регионов. В Атласе должно быть, писал Ломоносов, 60-80 карт «с политическим и экономическим обстоятельным описанием всея империи, включая Сибирь» [2, с. 91]. В 1759 г. он составил анкету с тридцатью вопросами по состоянию местностей, городов и селений. Кроме того, он мечтал о создании Ориентальной академии — учебно-научного центра, в стенах которого будут изучаться проблемы Сибири и Севера для ускорения их освоения [5, с. 191]. Вообще он считал, что познание Отечества «не токмо обще всему народу полезно, но и всем присутственным местам весьма нужно» [2]. Ломоносов активно поддерживал исследователей природы и народов Сибири. Так, в 1748 г. рекомендовал к печати I том книги Г. Миллера «Сибирская история», подчеркивая, что «.упомянутая книга напечатания достойна». Также поощрял путешествия С. П. Крашенинникова и др. М. В. Ломоносов, как писал уже упомянутый А. П. Щапов, является зачинателем комплексного научного изучения Сибири.
Он верил в судьбу Сибири, старался организовать ее изучение и обустроить для блага России. Не зря его труд «К краткому описанию разных путешествий по Северным морям.» заканчивается прекрасными словами: «... Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и в Америке» [3, с. 375]. Внимательный анализ взглядов и дел Ломоносова в отношении Сибири и Севера (их разделить трудно) позволяет сегодня сделать вывод о том, что он первым сформулировал восточную геополитическую концепцию России, определив, в частности, место Сибири в структуре российских земель, внешнюю политику государства в этом регионе, его безопасность и пути развития самой территории, ее инфраструктуры и самое главное — населения.
Он считал необходимым усилить военно-политический контроль территории Сибири, мобилизовать для этого ресурсы за счет развития экономики и просвещения населения. Если этого не сделаем, писал Ломоносов, то «получим нарекание от всей Европы, что имея сибирский океан оба конца и целый берег в своей власти это оставляем втуне» [3, с. 375]. Это звучит сегодня очень актуально. Он, как великий патриот
России, писал, что для приобретения и освоения земель сибирских даже не жалко сил людей. Для могущества, «для Государственной и Государевой славы, для показания морских российских героев всему свету, и для большого просвещения всего человеческого рода» [3, с. 375] Сибирь, утверждал Ломоносов, не должна достаться чужим людям, нашим соседям. Геополитическая концепция Ломоносова актуальна и сегодня, в ней затронуты основные аспекты развития территории Сибири в составе России, включая ее безопасность. С некоторых пор она активно обсуждается.
Английский геополитик Х. Макиндер еще в 1943 г., видя, что СССР побеждает гитлеровскую коалицию и укрепляет свои позиции на Европейском континенте, представлял сибирские территории как слабо включенные в российскую государственность звенья, которые станут «яблоком раздора» в будущей мировой геополитике и геоэкономике. Эту идею активно поддерживает З. Бжезинский в своих публикациях и в других акциях последних лет. Он считает, что в новое время (в XXI в.) мировой порядок будет строиться за счет ресурсов Сибири, за счет России. Западными геополитиками активно проводится идея, что с царских времен Сибирь является проклятием России, она не умеет эффективно управлять этой территорией, где находятся огромные ресурсы, которых не хватает в современном мире. Эти ресурсы должны принадлежать всему человечеству, а не россиянам. Некоторыми западными геополитиками Сибирь, восточнее Енисея, уже разделена на штаты с новыми названиями [6, с. 53].
В новой геополитической ситуации идеи и дела М. В. Ломоносова чрезвычайно актуальны, так как он ставил конкретные вопросы освоения, развития населения и безопасности региона. Эти вопросы — стороны геополитической концепции нашего великого предшественника, сформированной еще в середине XVIII в., которые забываются сегодняшними правителями. Особенно важным является сохранение населения на этой территории, не сведение его только к «пришлому», без внимания к аборигенам, индигенным народам территории, развитию которых уделял большое внимание М. В. Ломоносов.
Без преувеличения можно сказать, что фактор индигенных народов Сибири и Севера в решении основных вопросов будущего этого огромного и очень важного региона страны неоспорим. Отечественные политики и геополитики из-за ограниченности кругозора или большой доли национализма стараются этого не замечать, да и политико-культурная элита этих многочисленных народов не имеет своей позиции на уровне общероссийского дискурса о будущем территории, где живут с испокон веков. Между тем известно, что территория с плотностью населения менее пяти человек на квадратный километр является terra nolles — ничьей землей.
Политики, которые ратуют за «отделение» Сибири от России, надеются решить не только проблему естественных ресурсов, но в большей мере ликвидировать геополитического оппонента. Понятно, эти желания неосуществимы, сегодняшняя Россия невозможна как великая держава без этих пространств.
Могущество России сегодня действительно произрастает Сибирью, если иметь в виду освоения естественных ресурсов, сложившееся население, достаточно просвещенное, о чем мечтал Михаил Васильевич. Этот факт подтверждает то, что около 70 % валютных поступлений России дает Сибирь. Это нужно беречь и искать пути модернизации экономики, улучшения качества жизни населения, которое составляет около 20 % от населения страны, а не уничтожать созданное. Сегодня многие исследователи, да и простые граждане задают вопросы: почему с распадом СССР многое, что было
сделано — заброшено, уничтожается, почему стали говорить о переселении с северных и других районов Сибири, закрывать селения и осуществлять вахтовый метод добычи сырья? Почему олигархи, владельцы предприятий и других объектов, только эксплуатируют старое, не создавая ничего нового? О какой модернизации ведут речь власть предержащие?
В настоящее время в развитии Сибири много проблем, во многом рожденных сломом того, что было до 1991 г. Северный Морской путь, о котором так ратовал 250 лет тому назад Ломоносов, находится в состоянии агонии. Академик А. Г. Гранберг пишет, что перевозка грузов с 1987 г. по этому пути сократилась в 4 раза. Из-за этого перестало развиваться социальное пространство, как Севера, так и Сибири. Мечта Ломоносова уничтожается. Из-за того, что разваливается социально-экономическое пространство, падает качество жизни населения, растет миграция населения из районов Сибири, оправдывая необходимость так любимого предпринимателями и руководством страны вахтового метода добычи сырья, о чем говорилось выше. Вместо того, чтобы обучить местное население, сибиряков, работодатели привозят работников, разрушая этим сложившуюся инфраструктуру, сводя на нет принципы геополитики. Ломоносов, как великий патриот, писал, что освоение земель Сибирских нужно для могущества России. Во многих словах Ломоносова звучит завещание потомкам не забывать о важности Сибири для жизни нашей страны, для ее могущества. Сегодня разрушается созданное, составляются неосуществимые прожекты, регион рассматривается в основном как ресурсная зона, где добывается нефть, газ, золото, уголь и растут леса, которые можно нещадно рубить, не думая о будущем страны в двух аспектах — экономическом и геополитическом.
Весьма актуальными в развитии Сибири, если исходить из заветов Ломоносова, являются: во-первых, сохранение и развитие созданной в советский период экономики. Это понятие не должно сводиться только к добыче природных ресурсов. Следует отметить, что добыча нефти и газа, и руд сокращается. Современные предприниматели не интересуются должным образом перспективами экономики и инфраструктурой жизни людей на этой территории. Не существует налога (ренты) на недра, которые осваиваются. Американский политик и ученый, бывший губернатор штата Аляска (создавший этот 51 штат) У Хикл написал книгу под названием «Проблемы общественной собственности. Модель Аляски — возможности для России?» [7], где удивляется тому, что сибиряки и северяне не контролируют использование природных ресурсов. Он пишет, что при суровом климате, при разрушенной экономике и малочисленности населения, Сибирь не может решать свои проблемы за счет налогов, это можно сделать за счет природной ренты, как сделано на Аляске. То есть с точки зрения У Хикла развитие экономики и жизненного уровня населения связано с контролем над недрами земли, на которой они живут. На Аляске это стало возможным в связи с тем, что она приобрела ранг Штата с законодательным собранием, которое принимает законы в интересах населения. В нашей стране региональные законодательные органы (собрания) не обладают такой функцией, они превращены в простые «клубы», но с хорошим финансированием за счет налогов населения.
Во-вторых, для развития Сибири важным является проявление и развитие сибирской ментальности и идентичности. Первая является проявлением местного мировоззрения как системы социальных представлений, традиций, ценностей и чувств, вторая — конкретным, осознанным восприятием содержания ментальности как фактора
социального и культурного объединения людей, их свободного выбора. Понятно, развитие Сибири и Севера невозможно без проявления идентичности как фактора объединения людей, проявления наличия жизненных сил, витальности на этой территории, построения их жизненных стратегий для себя и семьи на основе традиций, ценностей и социально-экономических территориальных условий жизни. Идентичность — основа свободного выбора стратегии жизни и отношения к жизни на определенной территории, в данном случае в Сибири. Без этого мы видим проявление миграционных процессов: за последние 20 лет из Сибири и Севера уехало около 20 млн человек. Как сохранить население региона? Вопрос не праздный. Здесь должны быть соединены сложившиеся культура и экономика и субъективные оценки жизни и традиции.
В-третьих, актуальной остается поддержка коренного населения. Они живут там, где родились и не очень рвутся в «столицы». Понятно, что благополучие территории связано с их жизнью, о чем много раз говорил Ломоносов, утверждая, что государство российское должно способствовать развитию хозяйства и культуры языческих народов. Сегодня мы сталкиваемся со многими проблемами их жизни. Одна из них — отторжение от российского гражданства, смешение с внешними мигрантами, идеология унификации их культур. Это во многом связано с отсутствием национальной политики в стране, где 160 народов и языков, с рецидивами интеллигентно-столичного национализма, нигилизмом к их культурам (унификации) и отсутствием территориальной (региональной) социальной политики. И, безусловно, современные проблемы Сибири и Севера (их трудно разъединить) связаны также со слабым развитием гражданского общества, неумением населения отстаивать и защищать свои позиции, и обустраивать свое жизненное пространство к чему призывал М. Ломоносов. Для него сибиряки народ неприхотливый, выносливый, бесстрашный. О них он писал:
В моей послушности крутятся
Там Лена, Обь и Енисей.
Где многие народы тщатся
Драгих мне в дар ловить зверей.
Едва покров себе имея,
Смеются лютости борея,
Чудовищам дерзают в след,
Где верьх до облак простирает,
Угрюмы тучи раздирает,
Поднявшись с дна морского, лед. [8, с. 233]
И закончить статью хочется стихами К. Р. (Константина Романова), посвященными М. В. Ломоносову.
(М. В. Ломоносову) .Надеждой окрыленный Предвидел он мечтой Россию просвещенной, Счастливою страной.
Тебя страна родная Уж третий славит век, Тебе хвалу слагая, Великий человек.
Сегодня Россия хвалит великого Ломоносова уже четвертый век.
Литература
1. Щапов А. Памяти М. В. Ломоносова // Сочинения А. Щапова: в 3 т. СПб., 1906. Т. 1. С. 16.
2. Ломоносов М. В. Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 6. М.; Л., 1952. С. 442-445.
3. Ломоносов М. В. Сочинения. Т. 7. Л., 1937. С. 375.
4. Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов. М., 2009. Т. VIII, 1. С. 154.
5. Лысцов В. П. М. В. Ломоносов о социально-экономическом развитии России. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 1960. С. 191.
6. Шубин С. И наша досягнет в Америку Держава. Ломоносов — геополитик и Русский Север // Родина. 2009, 2011. Спец. выпуск. С. 53.
7. Хикл У. Проблемы общественной собственности. Модель Аляски — возможности для России? М., 2004.
8. Ломоносов М. В. Ода императрице Елизавете Петровне, 1748 // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 8. М.; Л., 1952. С. 233.
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2011 г.