Научная статья на тему 'Ломоносов и освоение Северного морского пути'

Ломоносов и освоение Северного морского пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1553
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.В. ЛОМОНОСОВ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / МОРСКИЕ ЛЬДЫ / АЙСБЕРГИ / ОСВОЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ / M.V. LOMONOSOV / NORTHERN SEA ROUTE / SEA ICE / ICEBERGS / DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Огородов С. А., Романенко Ф. А., Соломатин В. И.

Рассмотрена деятельность М.В. Ломоносова как географа-естествоиспытателя и основоположника освоения Северного морского пути. Заботясь об укреплении могущества России, Ломоносов обосновал возможность сквозного прохода через Северный Ледовитый океан, исследовал океанографию и климат арктического бассейна, составил первую классификацию морских льдов, организовал и снабдил приборами экспедиции по исследованию Северного морского пути, Дальнего Востока и Аляски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lomonosov and the development of the Northern Sea Route

The article deals with the activities of Lomonosov as a geographer, a nature investigator and a founder of the Northern Sea Route development. Aiming at the strengthening of the Russian Empire he argued the possibility of the through passage in the Arctic ocean, investigated the oceanography and the climate of the Arctic basin, suggested the original classification of sea ice, organized expeditions to explore the Northern Sea Route, Alaska and the Far East and supplied them with various instruments.

Текст научной работы на тему «Ломоносов и освоение Северного морского пути»

ОБ ОСВОЕНИИ СЕВЕРА

УДК 91(0.062)

«...Северный океан есть пространное поле, где... усугубиться может российская слава, соединённая с беспримерною пользою.»

М.В. Ломоносов, 1763 г.

С.А. Огородов1, Ф.А. Романенко2, В.И. Соломатин3

М.В. ЛОМОНОСОВ И ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ4

Рассмотрена деятельность М.В. Ломоносова как географа-естествоиспытателя и основоположника освоения Северного морского пути. Заботясь об укреплении могущества России, Ломоносов обосновал возможность сквозного прохода через Северный Ледовитый океан, исследовал океанографию и климат арктического бассейна, составил первую классификацию морских льдов, организовал и снабдил приборами экспедиции по исследованию Северного морского пути, Дальнего Востока и Аляски.

Ключевые слова: М.В. Ломоносов, Северный морской путь, морские льды, айсберги, освоение Российской Арктики.

Введение. М.В. Ломоносов занимает в российской и мировой науке уникальное место [6]. Обладая острым государственным и научным умом, он одним из первых увидел и обосновал необходимость освоения и научного исследования Северного морского пути, способствовал организации первых экспедиций по его изучению. Для этого он составил первый учебный курс по полярной океанографии, обобщил закономерности климата, циркуляции вод, разработал первую классификацию льдов, встречающихся в Северном Ледовитом океане. Заключительные слова его трактата 1763 г. «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию»: «.российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном.» [8, с. 536] активно цитируются, а сейчас, когда мировая борьба за ресурсы только усиливается, становятся пророческими.

Развитие идеи. Ломоносову было предопределено стать исследователем Севера, так как он родился около Белого моря — самого южного из морей Северного Ледовитого океана. Природа Арктики оказала сильное впечатление на юношу, который сопровождал отца в поездках на промыслы Белого моря и на Мурман. Он обладал опытом хождения по полярным морям, имел широкий географический кругозор и научную интуицию, пользовался литературными источниками, черпал сведения от личных встреч с мореходами, купцами и промышленниками, поэтому задолго до того, как сложились общепринятые научные теории, сформулировал многие положения со-

временной полярной океанографии и смежных направлений географической науки.

Получив признание как выдающийся химик, физик, минералог, металлург, приборостроитель, историк, поэт, художник, организатор первого российского университета, в последние годы жизни Ломоносов проявил себя как географ-естествоиспытатель и государственный деятель, который стремился закрепить и развить достижения Петра I по укреплению Российского государства. Главные свои труды о Севере он подготовил и опубликовал в последние 5 лет жизни — с 1761 по 1765 г., хотя ранее неоднократно об этом писал (таблица). Ломоносов долго размышлял на эту тему, но практически сразу предположил, что проход через льды станет лишь средством достижения других, более далеких целей.

Изучение природы высоких широт. Прежде чем высказать свои главные идеи о проходе Сибирским океаном на восток, М.В. Ломоносов изучил теоретическую возможность подобного плавания, развивая ее в трактатах «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» (1755), «Испытание причины северного сияния и других подобных явлений» (1757), «Рассуждения о большей точности морского пути» (1759) и в пионерном курсе полярной океанографии. В этих и других произведениях он пришел к выводам о сущности многих природных явлений [10].

Но самая значимая работа того периода — «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях» [1760]. Этот трактат на латинском языке Ломоносов прислал в Шведскую королевскую академию

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, лаборатория геоэкологии Севера, вед. науч. с., e-mail: [email protected]

2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, лаборатория геоэкологии Севера, ст. науч. с., e-mail: [email protected]

3 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, лаборатория геоэкологии Севера, гл. науч. с., профессор, e-mail: [email protected]

4 Статья подготовлена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Главные произведения М.В. Ломоносова на арктическую тему

Год Краткое название Арктическое/северное содержание Первая публикация/источник

1747 Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мерзлыми борей крылами Твои взвевает знамена; Но Бог меж льдистыми горами Велик своими чудесами: Там Лена чистой быстриной, Как Нил, народы напаяет И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной Там влажный флота путь белеет, И море тщится уступить: Колумб российский через воды Спешит в неведомы народы Твои щедроты возвестить. 1747, отдельное издание, цит. по [9, с. 203—205]

1748 Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны В моей послушности крутятся Там Лена, Обь и Енисей, Где многие народы тщатся Драгих мне в дар ловить зверей; Едва покров себе имея, Смеются лютости борея, Чудовищам дерзают в след, Где верьх до облак простирает, Угрюмы тучи раздирает, Поднявшись с дна морскаго, лед. 1748, отдельное издание, цит. по [9, с. 223]

1749 Слово похвальное Елисавете Петровне, самодержице всероссийской, говоренное ноября 26 дня 1749 года Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея все-ленныя обширность единому взгляду подвергает. 1749, в книге «Diem Imperii fau-stissimum atque laetissimum Se-renissimae...», цит. по [9, с. 252]

1750—1751 Ода, в которой Ея Величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Сарском селе августа 27 дня 1750 года Российскаго пространство света Собрав на малы чертежи, И грады, Оною спасенны, И села, Ею же блаженны, География, покажи. Наука легких метеоров, Премены неба предвещай И бурный шум воздушных споров Чрез верны знаки предъявляй, Чтоб земледелец выбрал время, Когда земли поверить семя И дать когда покой браздам, И чтобы, не боясь погоды, С богатством дальны шли народы К Елисаветиным брегам. 1751, отдельное издание, цит. по [9, с. 402]

1752 Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны Напрасно строгая природа От нас скрывает место входа С брегов вечерних на восток. Я вижу умными очами: Колумб Российский между льдами Спешит и презирает рок. 1752, отдельное издание, цит. по [9, с. 502]

1754 Ода на рождение Павла Петровича сентября 20 1754 года Пространными Китай стенами Закрыт быть мнится перед нами, И что пустой земли хребет От стран Российских отделяет, Он гордым оком к нам взирает, Но в них ему надежды нет. Внезапно ярость возгорится, И огнь, и месть между стеной. Сие все может совершиться Петрова Племени рукой. 1754, отдельное издание, цит. по [9, с. 563]

Окончание табл.

Год Краткое название Арктическое/северное содержание Первая публикация/источник

1760 Посвящение к «Краткому российскому летописцу» Достигнешь чрез моря богатого Офира, Откроешь россам путь кругом земного мира «Краткий российский летописец», СПб., 1760, цит. по [9, с. 674]

1760 «Петр Великий», героическая поэма Сам лед, что кажется толь грозен и ужасен, От оных лютых бед даст ход нам безопасен. Колумбы Росские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнет в Америку держава. 1760, отдельное издание, цит. по [9, с. 703]

1761 Ода Петру Федоровичу на день восшествия на престол И отворяет ход меж льдами Дать воле путь в восток твоей Чтоб Хины, Инды и Яппоны Подверглись под твои народы 1761, отдельное издание, цит. по [9, с. 757]

1762—1763 Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию Сочинение Ломоносова, СПб., 1847

1764, март Прибавление о северном мореплавании на восток по Сибирскому океану «Московский телеграф». 1828. Ч. 21. № 11

1763 Ода Екатерине Алексеевне на новый 1764 год На полночь кажет Урания: «Се здесь, сквозь холмы льдов, сквозь град Руно златое взять Россия Денницы достигает врат.» 1763, отдельное издание, цит. по [9, с. 797]

1764—1765 Примерная инструкция морским командующим офицерам, оправляющимся к поис-канию пути на восток Северным сибирским океаном «Записки Гидрографического департамента». 1848. Т. VI

наук, иностранным членом которой его избрали. Прежде чем включить свои идеи в задуманное уже тогда «Краткое описание...», Ломоносов хотел апробировать в западном научном сообществе свои весьма смелые на тот момент взгляды и выводы. Трактат произвел большое впечатление на европейских ученых, был переведен на шведский язык (издан в 1763 г.), потом на немецкий (1766). Первый перевод на русский (с немецкого) появился в 1865 г., со шведского — в 1934 г. В шведском тексте отсутствуют поморские термины «стамуха» ('^атикИаГ') и «полынья» ("ро-1упуа"), которые позже прочно закрепились в западной научной литературе и активно используются в настоящее время.

В «Кратком описании. », где Ломоносов выделил три типа природных льдов, эти термины есть [8, с. 463—464]:

1) «мелкое сало, которое, подобно как снег, плавает в воде, иногда игловат, или хотя и связь имеет, однако гибок и судам не вреден»;

2) «горы нерегулярной фигуры, которые глубиною в воде ходят от 30-ти до 50-ти сажен, выше воды стоят на десять и больше, беспрестанно трещат, как еловые дрова в печи, по чему узнать можно таких плавающих гор приближение в туман и ночью и взять предосторожность, ибо они во время волнения опасны, а особливо когда на мель становятся и, оборачиваясь, разламываются с великим шумом и треском»;

3) «стамухи, или ледяные поля, кои нередко на несколько верст простираются, смешанные с мелким льдом. Таковые льды плавают в большом количестве и суда удобнее затирают. Здесь различить должно плавающие ледяные горы (№ 2) от тех, кои состоят из взломанных стамух взаимным сражением».

Таким образом, Ломоносов впервые в мировой науке разделил «ходячие по морю льды» на айсберги (падуны) и стамухи (торосистые образования, которые садятся на мель). Он точно определил соотношение надводной и подводной частей айсберга, равное 1:7. И в современных классификациях льды, встречающиеся в море, по происхождению делят на морские, пресноводные и материковые [5].

В той же работе Ломоносов сделал и другие географические выводы — о морских течениях и движении льдов, о циркуляции вод в Северном Ледовитом океане, рельефе азиатских и североамериканских берегов, о льдообразовании у берегов Сибири и Северной Америки и о многих других явлениях, которым впервые в мировой науке он дал физическое объяснение.

Развитие идеи о высокоширотном плавании. Отчетливо понимая важность и сложность освоения новых пространств на востоке России, заботясь о славе и благополучии Отечества в век, когда богатство во многом было обусловлено налаженным сообщением с далекими странами, он обосновал «морской северный ход» к «Хинам, Индам и Яппонам». Рассмотрев трудности, с которыми столкнулись португальские и испанские моряки в южных широтах, он предложил не традиционный в то время путь вокруг Африки, открытый в конце XV в., а кратчайший путь — по «локсодромической кривой», и сделал вывод, что плавание в Северном океане будет легче проходить вдоль берегов России: «Россия, имея Северной океан, лежащий при берегах, себе подданных и по большей части исследованных и описанных, за одним только льдом и стужею не продолжает своих важных и пре-славных предприятий, дабы достигнуть к тем берегам

восточным, где не токмо от неприятелей безопасна, но и свои поселения, и свой флот найдет. Не на великом пространстве в разных климатах. предпринять долговременный морской путь россиянам нужно; но между 80-м и 65-м градусами северной широты обращаться» [8, с. 424].

Для такого плавания необходимо иметь свободное от льда водное пространство, и на доказательство его существования Ломоносов потратил огромные усилия. Развитию плана изучения нового пути посвящено его самое крупное «арктическое» произведение — «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» [8]. Эта объемная рукопись увидела свет только в 1847 г. благодаря трудам историка А.П. Соколова.

«Краткое описание.» состоит из пяти глав. Первая глава посвящена обзору поисков Северо-Западного прохода вдоль североамериканского побережья от плавания Дж. Кабота (1497) до В. Мора и Ф. Шмида (1746). При анализе результатов этих плаваний Ломоносов использовал свой поморский опыт — сведения о льдах и морских течениях в Мезенской губе и Горле Белого моря. Ссылаясь на пример Великобритании, попытавшейся освоить «Западно-северный ход Гудзонским заливом», он пришёл к выводу, что этот ход «.невозможен или хотя и есть, да тесен, труден, бесполезен и всегда опасен» [там же, с. 440]. Действительно, только в 1903—1906 гг. его впервые удалось благополучно преодолеть Р. Амундсену на «Йоа», и до сих пор он практически не используется для коммерческого судоходства [1].

Во второй главе содержится краткий обзор поисков Северо-Восточного прохода в Китай с 1594 г. (В. Баренц) до Первой Камчатской экспедиции В. Бе-ринга—А. Чирикова (1728), приводятся сведения о плавании Ф. Алексеева—С. Дежнёва (1647—1648), «сказках» казаков М. Стадухина, М. Вагина, Я. Пер-мякова и др. Ломоносов также ссылается на работу французского географа Ф. Бюаша, в которой утверждалось, что португальский мореплаватель Мельгер в марте 1660 г. вышел из Японии и якобы прошел в Португалию «Сибирским Океаном». Это путешествие, которое сейчас относят к разряду фантастических, укрепило, видимо, его уверенность в существовании открытого моря у полюса.

В самой содержательной третьей главе Ломоносов изложил свои главные идеи и привел ряд доказательств существования свободного от льдов океана. Здесь же содержится и классификация льдов в Северном Ледовитом океане, при составлении которой он, видимо, использовал юношеские впечатления, здесь же и результаты эксперимента с морской водой из района мыса Нордкап, не замерзшей в Петербурге при -20° (в ведре образовалось лишь «сало»). Ломоносов не учел, что в реальных морских условиях более

тяжелая соленая вода опресняется в процессе отжа-тия солей от растущих кристаллов, увеличения солености окружающей воды, ее опускания как более тяжелой и поступления к растущему кристаллу менее соленой воды, после чего процесс образования льда продолжится.

Здесь же сделан и первый анализ метеорологического режима полярного побережья. Ломоносов пишет о том, что на побережьях зимой климат менее суровый, чем в континентальных районах, указывает на муссонный характер атмосферной циркуляции в Арктике (тут также отражен его опыт, так как на Севере тогда не было ни одной метеорологической станции). Рассуждает Ломоносов и о происхождении горных ледников, наледей, отмечает зависимость морских течений от конфигурации берегов, анализирует направления течений в океане. Не ускользнуло от него и сходство очертаний материков Старого и Нового света. Словом, он уделил внимание практически всем природным особенностям Северной полярной области. Оценив свободное от льда пространство как «довольное к корабельному ходу севером в Яппонию и Ост Индию» [8, с. 477], а также направление дрейфа льдов, он заключает: «.в отдалении от берегов Сибирских на пять и на семь сот верст Сибирский океан в летние месяцы от таких льдов свободен, кои бы препятствовали корабельному ходу и грозили бы опасностью быть мореплавателям затертым» [там же, с. 483]; «.главное течение океана повсюду, где человеческое рачение достигло, примечено с востока на запад; следовательно и в Сибирском океане тому же быть должно» [там же, с. 466].

В итоге он наметил маршрут: «.мимо восточно-северного конца Новой Земли к Чукотскому носу, сперва пустясь в норд-ост, потом склоняясь к осту и зюду-осту, как следует держась дуги величайшего на сфере земной круга»5 [там же, с. 483].

Конечно, сейчас многие его доказательства явно устарели, например теория об образовании полярного льда только в устьях крупных рек Сибири и его дальнейшем разносе по океану ветрами и течениями. Сильно приуменьшены и явно ошибочны расчеты количества льда в полярном бассейне. Увы, противоречит действительной ситуации однозначный вывод Ломоносова: «.по всему видно и на самой высочайшей степени вероятности поставлено, что. за полюсом есть великое море» [там же, с. 468]. Тем не менее его размышления и обобщения имеют огромное научное и практическое значение, так как они были первыми и получили практическое воплощение.

Подготовка экспедиции. Разработав теоретические основы трансарктического плавания, Ломоносов, вообще отличавшийся «практическим» отношением к науке, начал разрабатывать его «техническую» сторону. Для осуществления задуманной экспедиции он, хотя был к тому времени уже не очень молодым и

5 Рисунок см. в этом номере журнала на с. 57 в статье И.К. Лурье.

здоровым человеком, приложил большие усилия. Глава четвертая «О приуготовлении к мореплаванию Сибирским океаном» посвящена подбору судов, их типу, составу экипажей, особенностям строительства и т.д. Ломоносов разработал программы научных наблюдений, организовал обучение штурманов пользованию геодезическими инструментами, подобрал людей для плавания, расспрашивал вернувшихся с дальневосточных промыслов промышленников и кормщиков.

Заключительная глава «О самом предприятии северного мореплавания и о утверждении и умножении Российского могущества на востоке» посвящена политическим мотивам поиска прохода на Дальний Восток. Среди них не последнюю роль играют экономические и военные: «на Камчатке, или около устьев реки Уды, или на островах Курильских, где климат, как во Франции, можно завесть поселения, хорошей флот с немалым количеством военных людей россиян и сибирских подданных языческих народов, против коей силы не могут прочие Европейские державы поставить войска, ни севером, ни югом; но хотя б и учинили, однако придут утомленные на крепких, с привозными гнилыми припасами, на снабденных жителей свежими домашними, безнадежные ближнего от своих вспоможения, на места, где вспоможение нам неистощимо. Таким образом путь и надежда чужим пресечется, Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и в Америке» [там же, с. 498].

Идеи Ломоносова в этом отношении намного опередили время и были реализованы только во второй половине XIX в. Г.И. Невельским и Н.Н. Муравье-вым-Амурским, а затем и С.Ю. Витте. Они не потеряли значения и в наши дни, когда на дальневосточных рубежах Россия имеет таких соседей, как Китай и Япония.

В 1880-х гг. на Сахалине воплотилась и идея Ломоносова об организации на дальневосточных землях места ссылки. Он предлагал «.ежегодно отправлять туда людей обоего пола, которые здесь в России напрасно шатаются или за преступления сосланы быть должны. Новое место и новые обстоятельства обычай их переменят, и нужда хлеба искать научит беспорочными трудами» [там же, с. 494—495].

Свои представления Ломоносов изложил также в «Примерной инструкции морским командующим офицерам, оправляющимся к поисканию пути на восток Северным сибирским океаном» (1764—1765). Она содержит много здравых идей, вошедших в обиход позднейших плаваний, в том числе экспедиций Ф. Нансена на «Фраме» (1893—1896) и Русской полярной экспедиции (РПЭ) на «Заре» (1900—1902), и воплотила его поморский опыт. На ее основе была разработана инструкции для полярной экспедиции В.Я. Чичагова, вышедшей в море летом 1765 г., уже после смерти Ломоносова — главного инициатора этого предприятия.

Первая русская высокоширотная экспедиция. «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» было представлено Екатерине II и цесаревичу Павлу Петровичу — президенту Адмиралтейств-коллегии. Изложенные в ней идеи оказались очень своевременны, так как 17 ноября 1763 г. была организована Комиссия российских флотов и адмиралтейского правления [8]. Именно туда 22 декабря того же года поступил проект Ломоносова, поддержанный письмом цесаревича Павла, а также генерал-поручика И.Г. Чернышева. Эта комиссия вплотную занялась подготовкой экспедиции, в ее заседаниях неоднократно принимал участие и Ломоносов.

Экспедиция была сугубо секретной и называлась экспедицией «о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». Но ее главной задачей стала прокладка пути на восток, открытие и описание новых земель. Начальником экспедиции сначала предложили быть капитану 2-го ранга М.И. Рябинину, а 25 июня 1764 г. — капитану 1-го ранга В.Я. Чичагову (1726—1809). Его помощниками стали капитан 2-го ранга Н. Панов и капитан-лейтенант В. Бабаев, а на каждый корабль (предполагалось, опять же по предложению Ломоносова, послать три корабля) готовились по специальной программе штурман, подштурман и штурманский ученик и были назначены несколько опытных поморских кормщиков. Комиссия собрала и опросила промышленников, ходивших и зимовавших на Шпицбергене и Новой Земле, так как «.Российские люди там зимуют по доброй воли. коль способно северные наши Россияне, в построенных нарочно домах, с надлежащей печью, с довольством дров и съестных припасов, имея при этом движение в звериной ловле, прозимовать могут без всякого отягощения» [8, с. 462—463]. Этот опыт Ломоносов учел при подготовке «Примерной инструкции.», он же привлек к экспедиции поморов.

Одновременно готовилась другая секретная экспедиция под руководством П.К. Креницына и М.Д. Левашова (1764—1771), главной задачей которой было описание Алеутских островов и берегов Аляски. Экспедиции могли встретиться в Тихом океане, Ломоносов предусмотрел в «Примерной инструкции.» и такую возможность.

Длительная (полтора года) и тщательная подготовка (на Шпицбергене в заливе Клокбей в 1764 г. вспомогательной эскадрой из шести судов была даже построена специальная зимняя база), увы, не помогла экспедиции Чичагова выполнить основную задачу. В первом плавании (9 мая — 20 августа 1765 г.) ей удалось дойти до 80°26' с.ш., но дальше путь преградили льды, и экспедиция вернулась в Архангельск. Адми-ралтейств-коллегия была удивлена и недовольна, обвинила Чичагова в нарушении Инструкции, его упрекали в том, что он недостаточно долго находился в море [2]. В 1766 г. в ходе второго плавания (19 мая —

10 сентября) корабли дошли до 80°30' с.ш., но, встретив лед, повернули обратно. В своей записке Чичагов писал: «.мне эту экспедицию представляли в другом виде (как господин Ломоносов меня обнадеживал)» [3, с. 89].

Так закончились первые русские высокоширотные экспедиции, предпринятые по инициативе Ломоносова, в замысел и подготовку которых он внес самый деятельный вклад. Разработанная в «Примерной инструкции.» широкая программа исследования природы Арктики почти на два века опередила свое время.

Идея Ломоносова об открытом полярном море просуществовала до конца XIX в. Ее сторонниками были многие крупные географы, например А. Петер-манн, Г. Ламбер. Экспедиция В.Я. Чичагова не единственная, основанная на этой идее. Многие участники плавания Д. Де Лонга на «Жаннетте» (1879—1881) жизнью заплатили за это заблуждение. И только ледовые походы Ф. Нансена, У. Каньи, Ф. Кука и Р. Пири окончательно убедили человечество в том, что в околополюсном районе открытой воды нет. Но именно эта теория способствовала проявлению истинной картины природы Северной полярной области, и именно М.В. Ломоносов обратил внимание правящих кругов на необходимость изучения Северного морского пути и стал первым идеологом его освоения.

Последователи. После экспедиции В.Я. Чичагова в исследованиях Северного морского пути наступило затишье. Только немногие моряки — энтузиасты решались на трудные и опасные полярные плавания. Одну из таких экспедиций, организованную совместно Адмиралтейств-коллегией, архангельским губернатором Е. Головцыным и купцом А. Барминым, возглавил в 1768—1769 гг. Ф. Розмыслов [2]. На основании рассказа кормщика Я. Чиракина об открытии им пролива Маточкин Шар и анализа его карты главной задачей экспедиции стала разведка морского пути к р. Обь. Экспедиции удалось нанести пролив на карту, выйти в Карское море, но затем судно, встретив льды, дало течь, и экспедиции пришлось вернуться. Результаты этой экспедиции использовались мореплавателями более 70 лет.

В 1785—1793 гг. Адмиралтейств-коллегия организовала Северо-Восточную экспедицию И.И. Биллингса и Г.А. Сарычева, задачей которой было изучение дальнего Севера Азии. На карту было впервые нанесено Чукотское побережье, некоторые Алеутские острова и часть побережья Аляски. В 1786 г. начали готовить первую русскую кругосветную экспедицию капитана Г.И. Муловского, участники которой обучались астрономическим наблюдениям, как и штурманы Северной экспедиции Чичагова, но ее подготовку прервала война с Турцией, и экспедиция состоялась только в 1803—1806 гг.

В 1821—1824 гг. в ходе четырех экспедиций Ф.П. Литке на бриге «Новая Земля» была сделана опись

западного берега Новой Земли от пролива Карские ворота до мыса Нассау, пробиться дальше на север не дали сплоченные льды. Они же помешали О.Е. Коцебу на «Рюрике» в 1816. г. и М.Н. Васильеву на «Открытии» в 1820—1821 гг. проникнуть в Северный Ледовитый океан со стороны Берингова моря.

Впервые удалось пройти по всему Северному морскому пути (СМП) шведской экспедиции Н.А.Э. Нор-деншельда на барке «Вега» в 1878—1879 гг. с зимовкой в районе Колючинской губы. До этого он неоднократно ходил в Енисейский залив. Обойдя вокруг Евразии, Норденшельд вернулся в Европу. С запада до Новосибирских островов прошли Ф. Нансен на «Фраме» в 1893 г. и Русская полярная экспедиция (РПЭ) на «Заре» в 1901—1902 гг. В 1914—1915 гг. гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) под командованием Б.А. Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» впервые прошла с востока на запад, открыв архипелаг Северная Земля (Земля Николая II).

Успешное плавание ледокольного парохода «Сибиряков» в 1932 г. по всей трассе СМП в одну навигацию (капитан В.И. Воронин, начальник экспедиции О.Ю. Шмидт) послужило толчком к организации 17 декабря 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). За 30 лет ГУСМП удалось превратить трассу в нормально действующую судоходную магистраль. В 1953—1957 гг. его возглавлял контр-адмирал В.Ф. Бурханов, и именно он организовал и возглавил созданную специальным постановлением правительства СССР в 1969 г. на географическом факультете МГУ Проблемную научно-исследовательскую лабораторию освоения Севера (с 1992 г. — лабораторию геоэкологии Севера). Ей было предписано разработать научные основы освоения Севера.

Продолжая славные дела и развивая идеи М.В. Ломоносова, коллектив лаборатории добился в этом заметных успехов. Фундаментальные и прикладные разработки сотрудников в области геоэкологии крио-литозоны, физики и географии подземного оледенения, динамики берегов арктических морей широко признаны в России и за рубежом [4, 11]. Созданные в лаборатории методы и технологии исследования опасных процессов (термоабразия, ледовая экзарация), результаты их изучения востребованы в народном хозяйстве, используются на стратегических объектах при освоении побережья и шельфа Российской Арктики.

В заключение можно утверждать, что идеи и разработки гениального русского ученого М.В. Ломоносова о необходимости всемерных усилий России в освоении природных ресурсов своих северных территорий и в развитии инфраструктуры Северного морского пути получат дальнейшее достойное развитие. Географы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова принимают активное участие в разработке этой национальной идеи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арикайнен А.И. Во льдах североамериканской Арктики. Л: Гидрометеоиздат, 1989. 214 с.

2. Белов М.И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. I. М.: Морской транспорт, 1956. 592 с.

3. Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. М.; Л.: Изд-во ГУСМП, 1948. 418 с.

4. Геоэкология Севера. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 270 с.

5. Классификация и терминология льдов, встречающихся в море. Л.: Гидрометеоиздат, 1954. 24 с.

6. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 10 т. М.: Изд-во АН СССР, 1950—1959.

7. Ломоносов М.В. Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях // Полн. собр. соч. Т. 3. Труды по физике. М.: Изд-во АН СССР, 1952а. С. 447—459.

8. Ломоносов М.В. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию // Полн. собр. соч. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747—1765 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1952б. С. 415—536.

9. Ломоносов М.В. Поэзия, ораторская проза, надписи 1732—1764 // Полн. собр. соч. Т. 8. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 1280 с.

10. Перевалов В.А. Ломоносов и Арктика. М.; Л.: Изд-во ГУСМП, 1949. 504 с.

11. Соломатин В.И., Великоцкий М.А., Огородов С.А. и др. Геокриоэкология: новые подходы к решению проблем освоения Севера (к 40-летию лаборатории геоэкологии Севера) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2010. № 1. С. 84—89.

Поступила в редакцию 03.02.2011

S.A. Ogorodov, F.A. Romanenko, V.I. Solomatin LOMONOSOV AND THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE

The article deals with the activities of Lomonosov as a geographer, a nature investigator and a founder of the Northern Sea Route development. Aiming at the strengthening of the Russian Empire he argued the possibility of the through passage in the Arctic ocean, investigated the oceanography and the climate of the Arctic basin, suggested the original classification of sea ice, organized expeditions to explore the Northern Sea Route, Alaska and the Far East and supplied them with various instruments.

Key words: M.V Lomonosov, Northern Sea Route, sea ice, icebergs, development of the Russian Arctic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.