К 300-летию со дня рождения М.В.ЛОМОНОСОВА
УДК 001:66
М.В. ЛОМОНОСОВ И ЕГО
8 февраля (по новому стилю) 1724 года от имени императора Петра I (1672—1725) был обнародован Указ Правительствующего сената об учреждении Академии наук и художеств. Это решение завершало преобразовательную деятельность первого российского императора, его масштабные реформы [1]. По проекту Петра I Российская академия наук существенно отличалась от родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением, ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-технические потребности государства. Академия наук в России в первое время своего существования соединяла функции научного исследования и обучения, имея в своем составе гимназию и университет, в которых преподавали академики. Ученые пользовались свободой творчества, имели широкие возможности для публикации своих трудов. С 1728 года издавался ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской Академии наук» (на латинском языке).
В первые годы существования Академия делилась натри класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, две — механики. В физический класс входили четыре кафедры — физики (теоретической и экспериментальной), анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трех кафедр: крас-
А.И. Рудской, А.Г. Морачевский
БОТЫ В ОБЛАСТИ ХИМИИ
Изучение химии имеет двоякую цель: одна — усовершенствование естественных наук, другая — умножение жизненных благ.
М. В. Ломоносов
норечия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики [2].
Параллельно с Академией создавался Университет, они были взаимосвязаны. Без университета невозможно широкое распространение знаний среди населения. В свою очередь, университеты без Академии не получат должного развития из-за отсутствия в стране достаточного числа людей с нужным уровнем образования.
Наряду с академиками в состав действительных членов Академии наук входили адъюнкты (помощники академиков). Поскольку на академиков возлагались преподавательские обязанности в Университете, они именовались профессорами. Центром деятельности ученых Академии были Конференции, на которых, кроме профессоров-академиков, могли присутствовать адъюнкты, приглашенные лица, но право голоса имели только профессора.
В течение 1724 года и большей части 1725-го велись переговоры с иностранными учеными о приглашении их на службу в Петербург. Первые заседания Конференции с чтением докладов начались в августе 1725 года и проводились дважды в неделю.
Первым президентом Академии наук при ее открытии был назначен Л.Л. Блюментрост (1692—1755). Он получил медицинское образование за границей, был лейб-медиком Петра I. Одновременно Блюментрост управлял также царской библиотекой и кунсткамерой, участво-
Михаил Васильевич Ломоносов.
Портрет (масло). Портрет находился в доме Ломоносова в Усть-Рудицах. Работа неизвестного художника
вал в составлении проекта об учреждении Санкт-Петербургской Академии наук. По его протекции кафедру химии в 1725 году занял М. Бюргер (1686—1726), никаких данных для этого не имевший. Он в 1716 году закончил Кенигсберг-ский университет со степенью доктора медицины и занимался врачебной практикой в Прибалтике (в Курляндии) [3]. Ничем себя не проявив в Петербурге, Бюргер в июле 1726 года погиб в результате несчастного случая.
После Бюргера в 1727 году на кафедру химии, опять-таки благодаря связям с президентом, был приглашен 18-летний врач И.Г. Гмелин (1709—1755), только что окончивший университет в Тюбингене (Германия). Однако в этом случае Блюментрост не решился сразу сделать его академиком, Гмелин получил лишь звание адъюнкта, но уже в январе 1731 года он был объявлен «профессором химии и натуральной истории», иными словами, стал академиком.
Из доложенных Гмелиным на заседаниях Конференции Академии наук работ химической направленности можно выделить лишь две. Первая из них касается увеличения веса некоторых тел при их обжиге, а вторая содержит результаты изучения природы щелочей, извлекаемых из золы растений. Как отмечается в работе С.А. Погодина [3], оба сообщения Гмелина не содержали существенно новых научных результатов. С 1733-
го по 1743 год. Гмелин находился в экспедиции в восточных районах России; по возвращении в Петербург, занявшись обработкой ботанических материалов, он по собственной просьбе был освобожден от обязанностей профессора химии. В 1747 году Гмелин вернулся на родину, в Тюбинген. В 1751—1752 годах он опубликовал результаты своего путешествия по Сибири.
В 1745 году в звании профессора химии (то есть академика) был утвержден Михаил Васильевич Ломоносов. Он был первым из российских ученых, занимающихся естественными науками, который стал академиком Петербургской Академии наук. Очень кратко напомним основные события в его биографии. При этом следует иметь в виду, что о раннем периоде жизни будущего ученого, несмотря на большое число публикаций, имеются крайне скудные и в чем-то противоречивые сведения.
М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в Архангельской губернии, на берегу Белого моря, в семье зажиточного крестьянина-помора. Неблагоприятные домашние условия, о которых сам Ломоносов пишет так: «Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод» [4—6]. Юноша помогал отцу на рыбных промыслах, но все свободное время проводил за книгами, использовал все возможности для самообразования. В 1730 году Ломоносову удалось добраться до Москвы и, выдав себя за дворянского сына, поступить в Славяно-греко-латинскую академию, основанную в 1684 году при Заиконоспасском монастыре. Зачисление состоялось 15 января 1731 года. Целью Академии была подготовка ученых-богословов, но при этом изучалось довольно большое число различных предметов: латинский и славянский языки, география, история, арифметика, стихотворство, сочинительство, риторика. В старших классах основными предметами были богословие и философия. Хотя Академия называлась «Славяно-греко-латинской», согласно указу Петра I с 1701 года греческий язык в ней не изучался [7]. Годы обучения для Ломоносова осложнялись бедственным материальным
положением: «...имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» [5, 6] (алтын — три копейки, денежка — полкопейки). Срок обучения в Академии зависел от успеваемости учеников. Всего в Академии было девять классов, включая подготовительную славяно-русскую школу. Благодаря блестящим способностям Ломоносов первые три класса прошел за один год, уделив особое внимание латинскому языку. Несмотря на разнообразие изучаемых предметов, он не мог быть удовлетворен программой обучения — Ломоносова больше всего интересовали точные науки, а не богословие и философия. Тем не менее значение Славяно-греко-латинской академии для истории России очень велико — она была первым высшим учебным заведением, которое подготовило почву для дальнейшего развития в стране высшего гуманитарного образования [7, 8].
В декабре 1735 года Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской академии был направлен в Петербург, где все они сразу же были зачислены студентами Университета при Академии наук и приступили к занятиям. Инициатором этой акции был барон, действительный тайный советник, президент («Главный командир») Академии наук (1734— 1740) И .А. Корф (1697-1766). Перед Ломоносовым открылись перспективы изучения точных наук. Однако уже в сентябре 1736 года по согласованию с профессором Марбургского университета (основан в 1527 году) и почетным членом Петербургской Академии наукХ. Вольфом (1679— 1754) троих из двенадцати воспитанников Славяно-греко-латинской академии, включая Ломоносова, свободно владеющих латинским языком, И.А. Корф направил для обучения в Германию, в Марбург. Студенты должны были ознакомиться с теоретическими предметами, лежащими в основе металлургии и горного дела, — с математикой, механикой, физикой, химией, а также изучить иностранные языки — немецкий, французский. О пребывании Ломоносова за границей имеются подробные сведения [4].
Кратко они изложена недавно в работе [9]. В июле 1739 года студенты переехали из М ар-бурга во Фрейберг, один из крупных центров горнорудной промышленности Германии. Их учи-
телем стал И.Ф. Генкель (1678—1744), врач по образованию, но наряду с врачебной деятельностью изучивший горное дело, металлургию, химию, маркшейдерское и пробирное искусство. В 1732 году он был назначен горным советником, в 1733-м построил собственную химическую лабораторию, в которой преподавал до конца жизни [8]. В июне 1841-го Ломоносов вернулся в Петербург, и с этого времени вся его последующая жизнь неразрывно связана с Императорской Академией наук. Ученый-энциклопедист, он обогатил российскую науку фундаментальными исследованиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в разработку истории, языкознания и поэзии; организовал первую в России химическую лабораторию; активно участвовал в основании Московского университета, носящегоего имя [1].
При всем многообразии интересов ученого его личные симпатии все же склонялись к химии и физике , между которыми он не проводил какой-либо границы [10—13]. Еще будучи в Германии, Ломоносов начал работать над сочинением «Элементы математической химии», которое он закончил в 1841 году уже в Петербурге [10]. В нем, в частности, дается такое определение химии: «Химия есть наука изменений, происходящих в сложном теле, поскольку оно сложное». В том же сочинении говорилось: «Химик без знания физики подобен человеку, который все должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». Там же Ломоносов пишет: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком... Химик должен доказывать все, что приводится в химии». В работе «Элементы математической химии» Ломоносов стремится ввести в химию четкие и строго сформулированные понятия, как это делается в математике [14].
Первостепенное значение Ломоносов придавал опыту, видя только в нем надежное средство познания природы. Ломоносову принадлежит высказывание: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Девизом ученого было: «По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики» [15]. В высказываниях Ломоносова постоянно прослеживается необходимость тесной связи химии с физикой и математикой: «Мы не сомневаемся, что можно легче
распознать скрытную природу тел, если мы соединим физические истины с химическими», «Математику почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно».
Вскоре после возвращения в Петербург в начале января 1742 года Ломоносов назначается адъюнктом Академии наук по физическому классу, куда входила и химия. Приступив к работе в Академии наук, Ломоносов сразу же начинает добиваться создания химической лаборатории при Академии наук. Трижды в 1742— 1745 годах он обращался с просьбой об этом, но безрезультатно. Однако, даже при отсутствии надлежащих условий для работы, Ломоносов в 1744 году представляет свое первое экспериментальное исследование в области химии — изучение процессов растворения. В работе «О действии химических растворителей вообще» он пишет: «Среди важнейших химических операций выделяется растворение , которое прежде всего заслуживает физического исследования: в самом деле оно очень часто применяется в химических лабораториях...однако причины его пока еще не настолько выяснены, чтобы можно было из них объяснить явления, происходящие при этой операции» [16]. Ломоносов изучал растворение металлов в кислотах и, в частности, впервые описал явление пассивности железа в концентрированной азотной кислоте, изучал растворение солей в воде. На основании выполненных опытов ученый приходит к выводу, что растворение металлов в кислотах сопровождается выделением тепла, а при растворении солей в воде тепло поглощается. Ломоносов объяснял процессы растворения движением частиц жидкости, приводящим в движение частицы твердого тела. В этом он видел то общее, что делает внешне сходными процессы растворения металлов и солей. Не вдаваясь в детали, отметим, что Ломоносов дал принципиально правильное объяснение тепловых эффектов при растворении металлов и солей, согласующееся с законом сохранения энергии.
В первой работе Ломоносова о растворах просматривается чисто физический подход к процессу растворения. В последующие годы (1752— 1754) он говорит уже о единстве химических и физических явлений при растворении, о способности растворителя отрывать частицы растворенного вещества и присоединять их к себе [17].
В 1745 году Ломоносов подает прошение императрице Елизавете (1709—1762) о своем назначении профессором химии на освободившуюся после Гмелина кафедру химии, перечисляет свои труды в области химии. Прошение было рассмотрено Академическим собранием, постановившим, чтобы Ломоносов написал диссертацию (сочинение) по металлургии. Очень скоро диссертация была представлена, одобрена, и Академия наук направила в Сенат соответствующий отзыв. Указ о производстве Ломоносова в профессора (академики) был объявлен 25 июля 1745 года. 12 августа он впервые участвовал в заседании Академической конференции в качестве полноправного ее члена. Царствование Елизаветы Петровны считается временем расцвета русской культуры и науки.
Вскоре после назначения профессором по кафедре химии Ломоносов вновь (в четвертый раз) поднимает вопрос о необходимости строительства химической лаборатории, прилагает к прошению в Сенат, которое поддержали многие академики, соответствующие чертежи. В 1746 году последовало распоряжение императрицы, предписывающее «построить по приложенному при сем чертежу на Васильевском острову при Академии наук за счет кабинета Ее Величества химическую лабораторию» [18]. Однако дело продвигалось медленно, только в 1747 году был выбран участок для строительства, закладка здания состоялась 3 августа 1848 года. Закончилось строительство 12 октября того же года, но понадобилось еще несколько месяцев для оснащения лаборатории необходимым оборудованием и закупки реактивов. Стоимость здания и оборудования составила 1344 рубля.
Лаборатория внешне представляла собой небольшое каменное одноэтажное строение (14x10,5 м, высота 5 м) и располагалась совсем близко от дома, где жил Ломоносов, на территории ботанического сада Академии наук, между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова, за Средним проспектом (считая от Невы). Ломоносов считал, что «профессор химии должен жить поблизости оттого места, где будут производиться химические опыты» [18]. Это была первая в России лаборатория, служившая как для целей преподавания химии, так и для проведения научных исследований. Она отличалась от имевшихся на некоторых предприятиях узко профилированных лабораторий своим устройством,
оборудованием, приборами, по существу являясь первым научно-исследовательским заведением в России. По словам Ломоносова, лаборатория была «преимущественно приспособлена к открытию физических истин путем химическим» [18]. Химическая лаборатория просуществовала на этом месте до 1783 года.
После упомянутого выше исследования растворения солей и металлов все последующие работы химической направленности выполнялись уже в новой лаборатории (1749—1757). Необходимо при этом иметь в виду, что почти все эксперименты проводились лично Ломоносовым и параллельно с его работами в других областях науки. В распоряжении ученого был только один «лаборатор» (лаборант). Сохранились записи о поставленных им опытах [18]. С начала 1749 года экспериментальные исследования в лаборатории проводились исключительно в области технической химии: изучались методы изготовления некоторых красок (в частности, берлинской лазури), импортировавшихся в те годы Россией, разрабатывались способы изготовления цветных стекол, была предложена новая рецептура фарфоровой массы, нашедшая промышленное применение. Вероятно, такой выбор направления исследований имел основание. В январе 1750 года Ломоносов писал президенту Академии наук К. Г. Разумовскому (1728—1803): «По регламенту Академии наук профессорам должно не меньше стараться о действительной пользе обществу, а особливо о приращении художеств, нежели о теоретических рассуждениях, а сие больше всего касается до тех, которые соединены с практикой, каково есть химическое искусство» [19].
Граф К.Г. Разумовский был назначен императрицей Елизаветой президентом Академии наук в 1746 году в восемнадцатилетнем возрасте и занимал эту должность до 1798 года. Одновременно с 1750 по 1764 год был гетманом Малороссии, с 1764-го — генерал-фельдмаршал. В 1751 году Разумовский способствовал изданию собрания сочинений Ломоносова — честь, которой до этого не удостаивался ни один академик [8]. К. Г. Разумовский был младшим братом крупного государственного деятеля графа А. Г. Разумовского, фаворита Елизаветы Петровны.
Особенно широко известны работы Ломоносова по приготовлению цветных стекол и мозаичных картин, по выяснению закономерностей,
Бюст М.В. Ломоносова.
Скульптор Ф. П. Шубин.
Бисквит. Копия. 1792.
Музей М В. Ломоносова.
Санкт-Петербург
связывающих окраску стекла с его составом. Как отмечал С.И. Вавилов [20], задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплелось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ломоносов был первым в истории науки и техники, кто начал сознательно опираться на химию и пользоваться ею для развития стеклоделия, в частности для изучения свойств стекол и получения новых стекол [21]. В конце августа 1752 года Ломоносов закончил первую свою мозаичную картину «Образ божьей матери», для изготовления которой пришлось сделать 2184 плавки цветных стекол, «коих не токмо рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил». Ломоносов преследовал две главных цели: выяснить влияние состава стекла, входящих в него отдельных компонентов, на его свойства и научиться изготовлять стекла с заранее заданными свойствами. Одной из сложных задач, которую успешно решил ученый, было изготовление рубиновых стекол, окрашенных золотом. В химической лаборатории Ломоносов также разработал способы компоновки стеклянных кусочков цветного стекла в прочную мозаичную картину, обладающую художественными достоинствами. Благодаря своим успешным опытам с мозаикой, Ломоносов после долгих хлопот получил в 1753 году от императрицы Елизаветы в дар поместье в 64 верстах от Петербурга, в Усть-Рудицах Ко-порского уезда, для устройства стекольной фаб-
рики с целью выделки разноцветных стекол, бисера, стекляруса и прочих изделий. Подробные сведения об Усть-Рудицкой фабрике содержатся в работе [22]. Из двенадцати известных мозаичных картин, включая знаменитую «Полтавскую баталию», выполненных в химической лаборатории или на фабрике, пять приписываются лично Ломоносову.
Мозаичная картина «Полтавская баталия», изготовленная в 1761—1764 годах, во всех деталях описана Б.Н. Меншуткиным [4]. Мозаичное производство и работа фабрики в Усть-Ру-дице прекратились в 1767 году, спустя два года после кончины ученого.
Начиная с 1753 года, наряду с продолжением исследований цветных стекол, снова фигурируют темы физико-химического характера. В 1754-м Ломоносовым была сформулирована очень обширная программа всестороннего изучения физико-химических свойств растворов [17], которая, однако, была выполнена лишь частично. Ломоносов впервые изучил влияние температуры (от 0 до 100 °С) на растворимость многих солей в воде, впервые показал, что с ростом концентрации растворенного вещества температура замерзания раствора понижается, составил соответствующие таблицы. По-видимому, эти исследования проводились в 1753—1755 годах. В отчете за 1755 год указано: «В химии: деланы различные физико-химические опыты, что яв-
ствует в журнале того же года на 14 листах». Лабораторные журналы за 1754—1756 годы не сохранились [19]. Отчет за 1756 год оказался последним, в котором фигурирует экспериментальная работа по химии: «В химии... деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать прибывает ли вес металлов от чистого жару, оными опытами нашлось, что... без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере». Эти опыты очень подробно анализируются Ю.И. Соловьевым в [12]. После 1756 года продолжались только работы по дальнейшему расширению рецептур цветных стекол и технологии производства разнообразных стеклянных изделий.
Таким образом, экспериментальные исследования Ломоносова в области химии и химической технологии сводятся к работам: по растворению металлов в кислотах и солей в воде, по влиянию температуры на растворимость солей, определению некоторых физико-химических характеристик различных веществ, изучению поведения металлов при прокаливании. Отдельную группу составляют работы в области рецептур окрашенных стекол и другие работы, связанные с производством стекол, красителями. Кроме того, Ломоносовым выполнялись разнообразные работы химико-аналитического характера (анализы солей, руд, минералов). Ломоносов был опытным химиком-эксперимента-
В. Н. Меншуткмнъ. гчагхкчфупх^»
м. с. ломоносовъ
КАКЪ ФИЗИКО-ХИМИНЪ.
КЪ ИСТОР1И
ХИМШ въ РОСС1И.
•«»а»
С ПЕТЕ«1Г|<П.
Михайло ВасилЬевичЪ ЛОМОНОСОВЪ.
«ак.
ЖИЗНЕ0ПИСЛН1Е. СоставилЪ Б. Н. М еншуткинЪ.
1911.
Титульный лист книги Титульный лист книги
Б.Н. Меншуткина Б.Н. Меншуткина
«М.В. Ломоносов (1911) как физико-химик» (1904)
тором, но утрата лабораторных журналов за ряд лет не позволяет в полном объеме судить о всей выполненной работе в период с 1753 по 1756 год.
Помимо упоминавшихся уже сочинений «Элементы математической химии» (1741) и «О действии химических растворителей вообще» (1744), Ломоносову принадлежат следующие труды химической направленности: «Размышления о причинах теплоты и холода» (1744), «О металлическом блеске» (1748), «Диссертация о рождении и природе селитры» (1749), «Слово о пользе химии» (1751), «Введение в истинную физическую химию» (1752 ).
Очень кратко остановимся на важнейших выводах из этих работ. В диссертации о причинах теплоты и холода Ломоносов делает новое для того времени заключение: «...что нельзя приписывать теплоту тел сгущению какой-то тонкой, специально для того предназначенной материи, но что теплота состоит во внутреннем вращательном движении связанной материи нагретого тела». Не зная лучистой теплопередачи, Ломоносов считал, что тепло от солнца распространяется путем вращения частиц мирового эфира. В этой работе излагаются основы молекулярно-кинетической теории теплоты, а также доказывается теорема о невозможности передачи теплоты от менее нагретого к более нагретому телу, указывается на существование «температуры абсолютного холода». Ломоносов с полной определенностью устанавливает связь между теплотой и механической работой, ему не доставало только опытного установления механического эквивалента тепла.
Отказавшись от широко распространенных представлений о «теплороде», Ломоносов, однако, использовал в своих работах понятие о «флогистоне», что видно из диссертации «О металлическом блеске» («О светлости металлов»). В «Рассуждении о селитре» ученый дает вполне точные определения химических синтеза и анализа: «Составное (т. е. сложное ) тело состоит из составных частей, на которые разлагается анализом. Эта истина вполне очевидна из понятия о целом и частях. Напомним, что в химии синтез иногда вернее анализа: его одного достаточно для определения составных частей тела, так как в телах, составные части которых — сами составные тела, различные способы разделения дают различные результаты; в связи же с синтезом анализ как дает ему достоверность, так и сам приобретает ее».
«Слово о пользе химии» представляет собой речь Ломоносова на торжественном собрании Академии наук 6 сентября 1751 года по случаю именин императрицы Елизаветы. Ученый отмечает важную роль химии в изучении строения материи, а также показывает, как химия «широко простирает руки в дела человеческие» — в изучение медицины и природы огня, в развитие металлургии, в создание одежды, красок, стекла, оружия.
«Введение в истинную физическую химию» является началом учебника, который Ломоносов, по-видимому, намеревался написать в связи с преподаванием в Академическом университете в 1752—1753 годах курса химии, названного им «Истинная физическая химия» [23]. Лекции читались с одновременной демонстрацией опытов. Формально это было первое в мировой практике преподавание физической химии, фактически речь шла просто о курсе химии. Ломоносов читал также лекции по экспериментальной химии, сопровождая их практическими занятиями в Химической лаборатории.
Работе над текстом «Введения в физическую химию» предшествовало составление плана курса, который должен был включать три больших части: I. Введение, II. Физическая химия, часть опытная; III. Физическая химия, часть теоретическая. Ломоносов дает следующее определение физической химии: «Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при помощи химических операций». Он отличает физическую химию от технической, в которую входит «все, относящееся к наукам экономическим, фармации, металлургии, стекольному делу и т. д.». В годы Ломоносова химия была искусством, он хотел превратить ее в науку. Если же химия — наука, то, по мнению Ломоносова, она должна иметь свою теорию, позволяющую вскрыть причины химических явлений и объяснить зависимость физико-химических свойств соединений от их состава и строения [12]. На первом этапе своей научной деятельности (1741—1747) Ломоносов стремился превратить химию в науку, опираясь на союз химии с математикой и механикой. На втором этапе (1747— 1756) ученый все внимание уделяет союзу химии с физикой. Еще в 1904 году Б.Н. Меншуткин [24] писал, что Ломоносов «... ставил себе целью построить на математических началах, на законах
механики, управляющих взаимными отношениями частиц, составляющих тела, он стремился объяснить при помощи физических истин истины химические, одним словом, сделать химию наукой точной, сделать ее истинной физической химией». Сам термин «физическая химия» возник давно, еще в XVII веке, и получил довольно широкое распространение в первой половине XVIII века, когда под этим названием был опубликован ряд руководств [25].
Представляется неправомерным отождествлять физическую химию в толковании Ломоносова и физическую химию, которая оформилась в самостоятельную пограничную научную дисциплину в 1870—1880 годах главным образом трудами В. Оствальда (1853-1932), Я. Вант-Гоффа (1852-1911), С. Аррениуса (1859-1927), других ученых того времени. Ломоносов под термином «физическая химия» понимал не пограничную науку, а всю химию, исключая лишь техническую химию. Весьма обстоятельно это рассмотрено Ю.И. Соловьевым [12, 25]. Большое, хотя и дискуссионное по ряду положений, исследование о предмете и границах физической химии выполнил Я. И. Герасимов [26], многие годы заведовавший кафедрой физической химии в МГУ.
Надгробный памятник М.В. Ломоносову на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург)
С1757 года Ломоносов вынужден все большее внимание уделять административной работе — он назначается советником Академической канцелярии. В марте 1758 года президент Академии наук поручил Ломоносову «особое смотрение» за академическими Историческим и Географическим собраниями, а также за университетом и гимназией. С этого времени в ущерб научной деятельности Ломоносов начал оказывать большое влияние на все академические дела, старался привести Академию «в доброе состояние», предложил ряд конкретных практических мер. Гимназией и университетом Ломоносов руководил до конца жизни.
В 1762 и в начале 1763 года Ломоносов тяжело болел, хотя и написал работы, направленные на улучшение деятельности Академии наук. В середине марта 1765-го он простудился и скончался 5 апреля того же года. Ломоносов был торжественно похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Долголетним покровителем Ломоносова графом М.Л. Воронцовым (1707—1783), крупным государственным деятелем, на могиле ученого был установлен памятник из белого мрамора. Другой почитатель и покровитель Ломоносова, граф И.И. Шувалов (1727— 1797), сочинил на французском языке оду, где воздал должное заслугам ученого.
Научные труды М.В. Ломоносова были отмечены избранием его иностранным членом Шведской Академии наук в 1760 году и почетным членом Болонской Академии наук (Италия) в 1764-м. В 1763 году за успехи, достигнутые в области мозаичного искусства, Ломоносов был избран почетным членом Академии художеств («Академия трех знатнейших художеств»), созданной в 1757 году графом И.И. Шуваловым при Московском университете.
Императорскими указами Ломоносову в 1751 году присвоен чин коллежского советника (чин VI класса в Табеле о рангах России), а в 1763-м — чин статского советника (чин V класса).
Литература, посвященная жизни и разнообразной деятельности Ломоносова, огромна, даже если ограничиться работами естественно-научной направленности. В конце XVIII-го и в XIX веке основное внимание уделялось литературным трудам Ломоносова — о них говорится, в частности, в произведениях А. Н. Радищева (1749— 1802), A.C. Пушкина (1799-1837). В XIX веке Ломоносов был известен прежде всего «как первый поэт России».
Ряд исследований о Ломоносове был опубликован в 1865—1868 годах в связи со столетней годовщиной со дня смерти ученого. Однако все они практически не касались работ Ломоносова в области химии. В 1865 году была выпущена памятная медаль и объявлен конкурс на «ученое жизнеописание Ломоносова». В 1901-м при активном участии известного химика профессора Московского университета В.В. Марковникова (1837—1904) вышел в свет «Ломоносовский сборник» [27], посвященный 150-летию созданной Ломоносовым первой российской Химической лаборатории. Сборник существенно способствовал развитию истории отечественной химии, но он не давал представления о том, что сделал Ломоносов в области химии и физики. Без сомнения, самый большой вклад в изучение научного наследия Ломоносова в области естественных наук принадлежит профессору Петербургского политехнического института Б.Н. Меншуткину (1874—1938), сыну первого декана Металлургического отделения H.A. Меншуткина (1842— 1907) [28—30]. В конце 1902 года молодой химик начал изучать подлинные рукописи Ломоносова, хранящиеся в рукописном отделе Библиотеки Академии наук в Петербурге , а также в Архиве Академии наук: «Я быстро научился разбирать прекрасный почерк Ломоносова и его черновики». В начале 1904 года Б.Н. Меншуткин закончил кропотливую работу по переводу с латинского языка на русский статей, диссертаций, лабораторных записей, других материалов Ломоносова, впервые выявил в Архиве Академии наук рисунки различных физико-химических приборов и самой Химической лаборатории, построенной по проекту ученого. Все это вошло в рукопись «М.В. Ломоносов какфизико-химик». Один экземпляр рукописи Б.Н. Меншуткин передал в «Журнал Русского физико-химического общества», а другой — в журнал «Известия С.-Петербургского политехнического института». Оба журнала в 1904 году в ряде номеров опубликовали эту работу [31, 32]. В том же 1904 году вышло сто отдельных оттисков работы. Широкий круг специалистов впервые мог ознакомиться на русском языке с трудами своего великого соотечественника.
Известный химик и историк химии академик П.И. Вальден (1863—1957) писал: «Заслуга открытия М.В. Ломоносова принадлежит Б.Н. Меншуткину» [33].
В 1909 году при Академии наук была создана Комиссия в связи с приближающимся 200-летием со дня рождения М.В. Ломоносова. Наряду с группой академиков (из числа химиков — H.H. Бекетов и В.И. Вернадский) в состав Комиссии был введен Б.Н. Меншуткин. 18 октября он представил Комиссии написанную им биографию М.В. Ломоносова, которая вышла в свет в 1911 году. За эту работу автор получил Ломоносовскую премию, поскольку объявленный в 1865 году конкурс был продлен из-за недостатка претендентов. В 1911 году был издан «Ломоносовский сборник» [34], куда вошли две статьи Б.Н. Меншуткина, работы В.В. Курилова «Ломоносов как физико-химик», П.И. Вальдена «О трудах М.В. Ломоносова по вопросу о растворах», другие работы. Кроме того, в 1911-м Академия наук опубликовала избранные естественно-научные труды Ломоносова со вступительной статьей Б.Н. Меншуткина «Труды Ломоносова по физике и химии». В 1923 году в серии «Классики естествознания» опубликована брошюра «М.В. Ломоносов. Физико-химические работы» под редакцией и с предисловием Б.Н. Меншуткина. В 1936 году Б.Н. Меншуткин заканчивает работу над фундаментальной монографией, по-
Медаль памяти М.В. Ломоносова
священной трудам М.В.Ломоносова [10]. Издания работ Б.Н. Меншуткина, посвященных Ломоносову за рубежом подробно рассмотрены в книге [28].
Начиная с 1935 года большой интерес ктру-дам Ломоносова, прежде всего в области физики, проявлял академик С.И. Вавилов (1891— 1951), президент АН СССР (1945-1951).
К большому сожалению, структура Академии наук того времени не позволила Ломоносову иметь учеников и последователей. Единственным его помощником и учеником был лаборант В.И. Клементьев (1731—1759), который очень рано скончался. После Ломоносова Химическая лаборатория Академии наук изменила направление исследований. Вместо физико-химической тематики в лаборатории начинает преобладать химико-аналитическое изучение минералов, руд, нерудных ископаемых России.
М.В. Ломоносов был одним из самых выдающихся ученых-энциклопедистов в истории мировой науки, хотя вся его научная и литературная деятельность по времени продолжалась не более
двадцати четырех лет (1741—1765). Как отмечал С.И. Вавилов [20], Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете «более специальны и сосредоточены». По образному выражению П.И. Вальдена, «если в древней Греции семь городов спорили между собою, кому принадлежит слава слыть родным городом Гомера, то ныне в России более семи наук спорят между собой о праве и чести считать Ломоносова своим основателем или первым представителем» [33]. На первом месте у М.В. Ломоносова стояли физика и химия, связанные им воедино в физическую химию. Прошло триста лет со дня рождения великого русского ученого-романтика. Современная химия настолько пронизана физическими принципами и физическими методами исследования, что можно считать сбывшимся предвидение М.В. Ломоносова — вся химия стала физической. Сейчас успешны «физически ориентированные химики» и «химически ориентированные физики».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осипов, Ю.В. Академия наук в истории Российского государства |Текст| / Ю.В. Осипов,— М.: Наука, 1999,- 208 с.
2. Комков, Г.Д. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк в двух томах:Т. 1. 1724— 1917 |Текст| / Г.Д. Комков, Б.В. Левшин, Л.К. Семенов,— М.: Наука, 1977,— 383 с.
3. Погодин, С.А. // Труды Ин-та истории есте-ствозн. и техники. 1962,— Т. 39. История химических наук,— С. 3—23.
4. Меншуткин, Б.Н. Жизнеописание Михайла Васильевича Ломоносова |Текст| / Б.Н. Меншуткин,- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937,- 238 с."
5. Капустинский, А.Ф. Очерки по истории неорганической и физической химии в России. От Ломоносова до Великой Октябрьской социалистической революции |Текст] / А.Ф. Капустинский,- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949,- 166 с.
6. Усанович, М.И. Из истории химии. Очерки о жизни и деятельности выдающихся ученых [Текст] / М.И. Усанович,— Алматы: Казахский университет, 2004,— 328 с.
7. Клименко, A.A. // Памятники науки и техники. 1985,- М.: Наука,1986,- С. 187-206.
8. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь |Текст| / Ред.-составитель Э.П. Карпеев. СПб.: Наука, 1999,- 258 с.
9. Демидов, А.И. // Научно-технич. ведомости СПбГТУ,- 2011. N° 1 (117).- С. 323-327.
10. Меншуткин, Б.Н. Труды М.В. Ломоносова по физике и химии |Текст| / Б.Н. Меншуткин,— М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936,- 537 с.
11. Фигуровский, H.A. История химии [Текст] / H.A. Фигуровский,— М.: Просвещение, 1979.— 311 с.
12. Соловьев, Ю.И. История химии в России: Научные центры и основные направления исследований |Текст] / Ю.И. Соловьев,— М.: Наука, 1985,- 416 с.
13. Павлова, Г.Е. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) [Текст| / Г.Е. Павлова, A.C. Федоров,— М.: Наука, 1986,— 465 с.
14. Фигуровский, H.A. // Вопросы истории естествозн. и техники. 1962. Вып. 12,— С. 22—27.
15. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем [Текст].— М.: Современник, 1989,— 493 с.
16. Ломоносов, М.В. Избранные труды по химии и физике |Текст] / М.В. Ломоносов,— М.: Изд-во АН СССР, 1961,- 560 с.
17. Соловьев, Ю.И. История учения о растворах |Текст| / Ю.И. Соловьев. М.: Изд-во АН СССР, 1959,- 582 с.
18. Раскин, Н.М. Химическая лаборатория М.В. Ломоносова |Текст| / Н.М. Раски —. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962,- 340 с.
19. Фигуровский, H.A. // Ломоносов: Сб.статей и материалов,— М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961,- С. 68-88.
20. Вавилов, С.И. Ломоносов и русская наука [Текст] / С.И. Вавилов,— М.: Воениздат, 1947,— 46 с.
21. Безбородое, М.А. Очерки по истории и технологии силикатов в России |Текст| / М.А. Безбородое,- Минск: Изд-во АН БССР, 1950,- 199 с.
22. Сидоров, Н.И. // Изв. АН СССР Отд. обществ. наук,- 1937. № 1,- С. 149-174.
23. Кулябко, Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук |Текст] / Е.С. Кулябко,- М.": Изд-во АН СССР, 1962,- 216 с.
24. Меншуткин, Б.Н. М.В.Ломоносов как фи-зико-химик. К истории химии в России // Отдельный оттиск из «Известий С.-Петербургского политехнического института» за 1904 г. |Текст| / Б.Н. Меншуткин,- Том 1. СПб.: 1904.- 300 с.
25. Соловьев, Ю.И. // Ж.физич.химии. 1980. Т. 54, № 4,- С. 1077-1083.
26. Герасимов, Я.И. // Вестник МГУ. Серия математ., механики, астрон., физики, химии,— 1956. N° 2,- С. 133-142.
27. Ломоносовский сборник. Материалы для истории развития химии в России [Текст]. М.: Типогр. А.И. Мамонтова, 1901. Нет сплошной нумерации страниц.
28. Смолеговский, A.M. Борис Николаевич Меншуткин. Химик и историк науки [Текст] / А.М. Смолеговский, Ю.И. Соловьев,— М.: Наука, 1983,- 232 с.
29. Морачевский, А.Г. Очерки об ученых-химиках Санкт-Петербургского политехнического института |Текст] / А.Г. Морачевский,— СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002,- 140 с.
30. Морачевский, А.Г. Очерки об ученых-химиках. Вторая половина XIX века и XX век Текст] / А.Г. Морачевский,— СПб.: Изд-во Политехи, унта, 2007,- 108 с.
31. Меншуткин, Б.Н. // ЖРФХО. Часть химич. 1904. Т. 36, отд. 2. Вып. 6. С. 77-111,- Вып. 7. С. 113158,- Вып. 8. С. 159-219,- Вып. 9. С. 221-318.
32. Меншуткин Б.Н. // Изв. СПб. Политехи, ин-та. 1904. Т. 1. С. 135-181, 369-424. Т. 2. С. 3-78, 217-338. 1905. Т. 4. С. 119-150.
33. Вальден, П.И. Очерк истории химии в России [Текст] / П.И. Вальден // В кн.: Ладенберг А. Лекции по истории развития химии от Лавуазье до конца нашего времени,— Одесса, 1917,— 585 с.
УДК 001:66
В.В. Окрепилов
НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО М.В. ЛОМОНОСОВА СОХРАНИЛИ И ПРЕУМНОЖИЛИ
Недавно в России отметили знаменательную дату — 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Его жизнь, научные и творческие достижения — уникальный пример стремления к новым знаниям и научным открытиям, таланта, упорства и трудолюбия, позволивших Ломоносову стать одним из самых знаменитых ученых в истории человечества.
Действительно, Ломоносов — человек уникальной судьбы и дарований. Выходец из простого народа, из Архангельской губернии, он «по своей и Божьей воле» стал студентом Университета при Академии наук и художеств в Петербурге, успешно завершил обучение в Германии, получил ученые звания адъюнкта, а затем и профессора, стал автором множества трудов и от-
крытий в различных областях знания — химии, физике, астрономии, географии и многих других. Ломоносов снискал себе и славу одаренного стихотворца, автора мозаичных картин, создателя производства цветного стекла для изготовления мозаик, одного из создателей отечественного фарфора. Ломоносов последовательно воплощал свои идеи о реформировании системы образования в стране.
Главным праздничным событием для научной общественности Петербурга стало торжественное заседание, посвященное юбилею великого ученого, которое прошло 17 ноября 2011 года в Санкт-Петербургском научном центре РАН. Президиум заседания возглавил Председатель СПбНЦ РАН академик Жорес Алферов. Утром