Научная статья на тему 'Научное творчество М. В. Ломоносова в контексте культурной среды его эпохи'

Научное творчество М. В. Ломоносова в контексте культурной среды его эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
906
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дергачева Ирина Николаевна, Макареня Александр Александрович

В статье показана роль личности ученого-энциклопедиста Ломоносова М.В. в истории цивилизации. Отмечен вклад ученого в развитие химии, физики, технологии, истории, литературы. Выявлены особенности научного творчества ученого. Выделены особенности культуры труда и мышления ученого. Проанализировано содержание некоторых трудов Ломоносова. Раскрыто значение открытий Ломоносова в развитии материальной и духовной культуры и цивилизации. Определено философское значение трудов Ломоносова, которое заключается в создании ученым химической картины природы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное творчество М. В. Ломоносова в контексте культурной среды его эпохи»

РОССИИ ИМЕНА

/ДК 372854 И.Н.ДЕРГАЧЕВА

А. А. МАКАРЕНЯ

Омский государственный институт сервиса

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

М.В. ЛОМОНОСОВА В КОНТЕКСТЕ

КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ЕГО ЭПОХИ

В статье показана роль личности ученого-энциклопедиста Ломоносова М.В. в истории цивилизации. Отмечен вклад ученого в развитие химии, физики, технологии, истории, литературы. Выявлены особенности научного творчества ученого. Выделены особенности культуры труда и мышления ученого. Проанализировано содержание некоторых трудов Ломоносова. Раскрыто значение открытий Ломоносова в развитии материальной и духовной культуры и цивилизации. Определено философское значение трудов Ломоносова, которое заключается в создании ученым химической картины природы.

...И отблеск твой горит и ныне на лучших русских именах.

А.Н. Майков

Пролукт творчества ученого несет в себе культурные смыслы, в связи с его значимостью для человеческого бытия.

Н.С. Злобин

Научное творчество М.В. Ломоносова великого русского ученого-гения, энциклопедиста, «богатыря наук» оставило глубокий след в русской истории.

Ломоносову по широте его научных интересов принадлежит одно из виднейших мест в материальной и духовной культурах человечества. Великий ученый родился в эпоху Петра, названную эпохой реформ и периодом расцвета Российского государства. Благодаря усилиям Петра I, были обеспечены подъем и расцвет во всех сферах жизни общества. Ему принадлежат преобразования, изменившие облик России, науки и культуры. A.C. Пушкин, характеризуя личность Ломоносова, писал: «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеро-лог, художник и стихотворец — он все испытал и все проник». «Он был первым нашим университетом» [15). Академик С.И. Вавилов писалв 1940 г. о Ломоносове: «Великий русский энциклопедист был цельной и монолитной натурой... Энциклопедизм Ломоносова вытекал не из внешних требований, а из внутренней потребности» [14].

Какова же была творческая внутренняя потребность М.В. Ломоносова? Очевидно - это «беззаветное служение науке»! Ломоносов считал необходимым развивать все естественные науки — геологию, химию, географию, биологию, почвоведение, физику, на основе которых могли развиваться промыш-

ленность, торговля, сельское хозяйство, медицина. Он придавал большое значение развитию техники, без которой не могли развиваться ни промышленность, ни наука. И не случайно в центре естественных наук он ставил химию, а среди художеств — мозаичное искусство, невозможное без химической технологии.

Его «Слово о пользе химии» — гимн химии! «...Широко распростирает Химия руки свои в дела человеческие, слушатели ... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания» [5]. «Химия руками, Математика очами Физическими по справедливости назваться может. Но как обе в исследовании внутренних свойств телесных одна от другой необходимо помощи требует, так напротив того умы человеческие нередко в разные пути отвлекают. Химик, видя при всяком опыте... нечаянные явления и приманивать тем к снисканию скорой пользы, Математику как бы только в некоторых тщетных размышлениях о точках и линиях упражняющемуся, смеется» [9].

М.В, Ломоносов (1711-1765) родился в семье крестьянина-помора Василия Ломоносова в Архангельской губернии в деревне Денисовке (Мешанинской).

Чтение книг для Ломоносова с детства было большой радостью и будило в нем непреодолимое стремление к знаниям. Поэтому у Ломоносова рано появилось желание учиться. Зимой 1730 г. он отправляется в Москву, где получает блестящее образование в Славяно-греко-латинской академии. Затем продолжает обучение в Петербурге и Германии (Марбург). С большим удовольствием он изучал математику, механику, гидростатику, гидравлику, физику, историю, логику, философию, немецкий, французский, латинский языки. Ломоносов с детства всегда выделялся среди своих товарищей своими способностями и знаниями. Он штудировал сочинения известные в то время по химии и металлургии на различных языках, занимался поэзией и литературой, историей [ 1 ].

За годы учения Ломоносов сформировался во всестороннего ученого, с большим научным кругозором, знанием промышленности (рудное дело, металлургия), что подготовило его к дальнейшей самостоятельной научной работе.

Академик В.И. Вернадский отмечал, что характерной чертой научной деятельности Ломоносова является: «...применение науки к жизни. Он искал в науке силы для улучшения положения человека» [14]. По мнению С.А. Балезина, творческая деятельность ученого следует разделить на три взаимосвязанных периода. Первый период: с 1741 по 1748 гг., т.е. до постройки химической лаборатории. Этот период был посвящен теоретическим исследованиям в области физики. Второй период охватывал время от постройки химической лаборатории с 1749 по 1757 гг. В эти годы Ломоносов в основном занимался решением вопросов теоретической и экспериментальной химии. Третий период: с 1757 г. - до смерти Ломоносова. В течение этого времени Ломоносов, помимо общих занятий уделяет много времени работам в области различных прикладных наук и административной деятельности [1,5].

Далее остановимся на вопросе роли Ломоносова в развитии прикладной химии. Практическая деятельность Ломоносова в области химии и горного дела началась еще во Фрейберге, столице Саксонии, где проходила завершающая часть обучения русских студентов (1739-1741 гг.). Учителем Ломоносова был воспитанник Йенского университета, автор работ по металлургии, минералогии и горному делу — И.Ф. Ген-кель. Он считал основной формой обучения практические занятия, а также посещение рудников и металлургических заводов [12]. Путешествуя в 1740-1741 гг. по Германии, Ломоносов познакомился с металлургическими заводами Лейдена, рудниками и лабораториями в Гессене и Зигене.

Первой работой Ломоносова после возвращения из Германии в Россию было составление каталога минералов и окаменелостей, находящихся в Минералогическом кабинете Кунсткамеры. В конце 1741 года написал диссертацию «Физико-химические рассуждения о соответствии серебра и ртути». В этом же году Ломоносов увлекся просветительской работой (переводы с немецкого по вопросам соляного дела, металлургии, минералогии).

С 1 января 1742 года ученый был определен адъюнктом физического класса. В этом кабинете и начались его исследования по физике, химии и физической химии, пока в 1748 году ученому не удалось добиться строительства химической лаборатории. В 1745 году он становится профессором химии. Химическая лаборатория Ломоносова стала колыбелью русских лабораторий, в первую очередь — химичес-I кой и физической. Здесь были разработаны основ-

ные законы этих наук, проведены исследовательские работы по изготовлению стекол, мозаики, получения холодильных смесей и изучения растворимости металлов в различных кислотах. Также Ломоносов занимался в лаборатории обучением студентов Академического университета [17]. Он был одновременно и исследователем, и педагогом.

Большое значение ученый придавал измерительным приборам и технике эксперимента, ее надежности, так как хотел сделать химию точной наукой. Магнитные, оптические электрические измерения проводились на наиболее совершенных приборах того времени, многие из них были сконструированы или изготовлены самимученым. Плавильные и перегонные печи он называл «сильнейшим орудием химика». Ими он пользовался при проведении пробирного анализа драгоценных металлов, для варки стекла («финифтяные печи»).

Ученый высоко оценивал значение естественнонаучного эксперимента, в котором видел не только средство в добыче сведений о составе и свойствах объектов, но и как условие для отыскания способов их получения. Ломоносов рассматривал вопросы выварки солей и интересовался строением их кристаллов. Именно он начал выдвигать идеи, получившие в дальнейшем развитие той области физической химии, которая была названа физико-химическим анализом. В 1749 г. Ломоносов написал диссертацию «О рождении и природе селитры», в которойим было выделено это химическое соединение: «Среди тел, которые химики называют солями, особенно выделяется селитра многообразным применением, а особенно изумительным, подражающим молнии, действием, которое она производит в огнестрельном порохе». В этой работе Ломоносов рассматривает состав, происхождение, получение селитры [6]. Ломоносова привлекали вопросы нефти и угля, чернозема и горных пород, распределения флоры и фауны по климатическим зонам.

В 1742 г. Ломоносов написал труд «Первые основания горной науки», в котором описаны горючие вещества и приведенаих классификация. В «Первых основаниях металлургии» Ломоносов весьма подробно описывает свои перегонные аппараты. Перегонный куб Ломоносова, изготовленный мастером Федотом Киселевым на заводе Демидовых, хранится в настоящее время в Историческом музее в городе Москве.

Михаил Васильевич Ломоносов стал автором теории органического происхождения всех ископаемых видов топлива, в том числе и нефти.

Ученый писал, что физические и химические процессы, происходящие в земной коре под действием давления и воды, проникающей в трещины, способствуют процессам окисления одних веществ, растворению других и осаждению третьих. Ломоносовым была поставлена проблема химической переработки топлива. «...Через перегонку дают горные уголья черное, горькое масло и несколько кислой материи. Уголь, вынутый из реторты, перетлевает жаром в пепел, который дает поташу из двух унцов семь гран» [9], В 1763г. вышли «Первые основания металлургии или рудных дел». Эта книга явилась первым русским руководством для технологов и учащихся. В ней автор определял понятие «металлы», также их классификацию и различные технологические вопросы получения «чистых металлов и полуметаллов ». Кроме того, Ломоносов обращал внимание на нахождение металлов в природе, их свойств, разработки руды и горнодобычи; пробирное искусство и процессы полу-

чения железа и цветных металлов. Названные работы ученого получили в дальнейшем высокую оценку таких ученых, как В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, В.Е. Грум-Гржимайло и др. Уже ближайшее поколение русских ученых использовало разработки М.В. Ломоносова в своих работах.

Таким образом., вклад М.В. Ломоносова в области прикладной химии определяется характером его исследовательской программы, главным ядром которой является физическая химия, сыгравшая большую и благотворную роль в развитии химии в целом.

Ломоносов впервые показал роль химико-технологических знаний в развитии материальной и духовной культуры общества. Остановимся далее на этом более подробно.

С именем Ломоносова М.В. связано развитие фарфоровой и стекольной промышленности.

Интерес ученого к стеклу связан с начинаниями Петра I как создателя стекольной промышленности в России. Ведь именно по указу Петра под Москвой в 1705 г. был построен стекольный завод (на Воробьевых горах), который спустя 10 лет перебазируется киевским берегам (Ямбург, Жабино). На поддержание этого интереса могли повлиять знакомство с достижениями мастеров Киевской Руси и знакомство с производством стекла заграницей или с выставкой мозаичных картин итальянских мастеров в Петербурге (1746 г.). Также следует принять во внимание, что современником Ломоносова был создатель русского фарфора Д.И. Виноградов.

В своей химической лаборатории Ломоносов изобрел фарфоровую массу, а также печь, которая по своей конструкции и размерам близка к виноградов-ской. Ломоносов одновременно является изобретателем красок для окрашивания стекла и фарфора. Занимаясь теорией цвета, Ломоносов экспериментально доказал, что из трех основных цветов можно путем сложения или вычитания получить все остальные цвета.

В 1749-1752 гг. он проделал 4000 опытов! Исследование осуществлялось в три этапа:

расширение ассортимента исходных материалов; получение минеральных красителей; изучение действия красителей на стекло.

По мнению И.И. Качалова, который отмечал высокое научное, техническое и методическое достоинства проведенных Ломоносовым экспериментов: «...впервые ставится совершенно четко вопрос о влиянии состава стекла на его свойства. В наше время изучению влияния химического состава на свойства тел отводят целые главы научных книг. Но во времена Ломоносова было иначе. Тогда это было новаторством, свидетельствовавшим об исключительной прозорливости исследователя» [4]. В качестве красителей Ломоносов использовал соединения железа, меди, марганца, кобальта, атакже золото и серу. Он вводил в состав стекла свинец, сурьму и олово.

Заслугой Ломоносова М.В. является восстановление им мозаичного дела в России. Качалов И. И. впоследствии писал: «Ломоносов точно сформулировал закон о необходимости тесного контакта науки с производством» [4]. Усть-Рудицкая фабрика Ломоносова и созданная при ней научная лаборатория были призваны воплотить в жизнь этот закон. Смальты (цветное стекло) и другие материалы, созданные там, были первыми в России свидетельствам и возможностей соединения фундаментальных и прикладных исследований. При получении смальт ученый добился богатейших красных, зеленых и бирюзовых оттенков. В построенную в 1753-1754 гг. фабрику ученый вло-

жил весь свой опыт и талант. На этой фабрике он организовал производство разноцветного стекла, бисера, стекляруса и других изделий. Здесь же был выполнен первый образец мозаичной работы — портрет Петра I. По нашему мнению, особенностью деятельности Ломоносова является сочетание эстетического и научно-технического аспектов. О связи двух сторон культуры Ломоносов сказал: «Науки художествам пути показывают; художества происхождение наук ускоряют». Подтверждением этого является «Письмо о пользе стекла», соединяющее в себе эстетическое и социокультурное. Вот строки из этого произведения, написанного самим ученым [14]:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса...

Стекло в напитках нам не может скрыть примесу.

От недр земных родясь, произошло?

Любезнее дитя, прекрасное Стекло...

Лекарства, что в Стекле хранят и составляют:

В Стекле одном оне безвредны пребывают.

Мы должны здравия и жизни честь Стеклу.

Какую надлежит ему принесть хвалу...

Художественное мышление и научная поэзия прокладывали дорогу и эстетическому взгляду на мир, и химическому миросозерцанию. Ломоносов раскрывал поэтическую сторону науки — вдохновенное творчество и полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы и возможность разумного их использования.

Не менее широка деятельность М.В. Ломоносова в области гуманитарных наук (языкознание, поэзия, литература, география, история). Ученый был первым отечественным историком.

Исторические труды Ломоносова охватывали широкий круг проблем — от древнейшей русской истории до правления Петра I включительно. Обрабатывая отдельные разделы «Древней Российской истории», Ломоносов в 1759 г. составил историческую работу, которую в следующем году издал под названием «Краткий Российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 гг. Научное значение этой книги — облегчение пользованием летописями и другими источниками, атакже краткий, но содержательный свод исторических фактов. Историю Ломоносов сравнивал с течением великой реки, «которая, от источников своих по широким полям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы » [7].

Идеи Ломоносова о происхождении славян явились началом нового периода в развитии русской исторической науки. Концепция ученого утверждала величие славянского народа, подчеркивала независимое существование Древнерусского государства, его важную роль в мировой истории. Тимирязев писал: «Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя — вот материалы, из которых слагается великий ученый. Вспомним имена Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносова. Все они отличались широким видением природы, умением заглянуть в тайники ее понимания и описания» [14].

Не случайно A.C. Пушкин так писал о своем современнике: «...Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью его страстной души» [16].

Сам Ломоносов не отделял свою естественнонаучную деятельность от литературной. Поэт никогда

не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом. В 1846 г. Н.В. Гоголь (1809-1852) писал о Ломоносове так: «Ломоносова называют отцом стихотворной речи. Он стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги. Его поэзия — начинающийся рассвет... Он сам первоначальный пророческий набросок того, что впереди» [14]. О взаимосвязи наук Ломоносов писал так: «Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству» [10].

В заключение необходимо подчеркнуть, что Ломоносов является создателем теоретических основ науки химии и основателем химической статики (на основе понятия корпускула он объяснил такие физические явления, как теплота, физико-химические -растворение и такие геохимические, как образование минералов) и химической динамики (он разработал, в частности, первую классификацию химических реакций: соединения, разложения, замещение, двойного обмена, реакции диспропорционирования).

Философское значение трудов Ломоносова заключается в создании им химической картины природы, основанной на использовании некоторых элементов физической, технологической, эстетической, этической картин природы. Роберт Бойль учением о химической индивидуальности начал разрабатывать функциональную сторону химической картины природы, а структурную сторону этой картины начал рассматривать еще Ломоносов в форме химической атомистики. Функциональную сторону химической картины природы Ломоносова стали развивать в дальнейшем его последователи — отечественные ученые-энциклопедисты: Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, H.H. Семенов, А.И. Виноградов, А.Н. Энгель-гардт, H.H. Бекетов, А.И. Опарин и др.

М.В. Ломоносов был ученым нового типа — экспериментатором, натуралистом, атомистом, стремившимся создать единую картину мира. В.Ф. Одоевский в 1844г. писал так о Ломоносове, обращаясь к будущему поколению: «...вы преклоните колено перед Ломоносовым, этим самородным представителем многосторонней мысли, когда узнаете, что он, наравне с Лейбницем, с Гете открыл в глубине своего духа ту таинственную методу, которая изучает не разорванные члены природы, но все ее части в совокупности и гармонически втягивает в себя все разнообразные знания» [18].

Имя Ломоносова как ученого не должно быть забыто, поскольку оно является олицетворением величия русского народа, его культуры. Еще Менделеев Д.И. отмечал, что «Ломоносов останется с потомками». Сегодня хотелось бы в это искренне верить...

Мы полагаем, что материалы данной статьи необходимо использовать каждому педагогу, живущему

не только в России, но и в г. Омске (или области), который стремится сегодня к реализации главной задачи образования — воспитание всесторонне развитой личности, знающей свою историю и способную к извлечению из нее только полезных уроков.

Библиографический список

1. Балеэин С.А., Бесков С.Д. Выдающиеся русские ученые-химики. М,; Учебно-педагогическое иэд-во Минпросвещения РСФСР. С. 215

2. Вавилов С.И. В кн.: Ломоносов: сб. ст. и матер. М.: Изд-во АН СССР, 1940. С. 3.

3. Гоголь Н.В. Собр. соч. М.:Художественнаялитература, 1959, Т. 6. С. 107.

4. Качалов И.И. Стекло. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

5. Книга для чтения по неорганической химии.Ч 1./Под ред. В.А. Крицмана. М.: Просвещение, 1983.

6. Кострин К.В. Идеи М.В. Ломоносова об органическом происхождении нефти и их развитие советской наукой. Пермь, 1951.

7. Ломоносов М.В. Сочинения, Т. VII. Л.: Изд-во АН СССР, 1934. С. 441.

8. Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. Т. V. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

9. Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. Т. I. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

10. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. IX. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

11. Ломоносов М.В. Полн, собр. соч. Т. II. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

12. Макареня A.A., Рысев Ю.В. Д.И. Менделеев. М.: Просвещение, 1977.

13. Макареня A.A. Менделеев Д.И. и физико-химические науки. М.: Энергоатомиздат, 1982.

14. МихайлоЛомоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников, Суждения потомков. Стихи и проза о нем. / Под ред. Г.Е. Павлова и др. М.: Современник, 1989.

15. Пушкин A.C. Собрание сочинений. Т. 7. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 28.

16. Пушкин АС. Собрание сочинений... С. 277.

17. Раскин Н,М. Химическая лаборатория М.В. Ломоносова. М-Л.: 1962.

18. Соловьев Ю.И., Ушакова H.H. Отражение естественнонаучных трудов М.В. Ломоносова в русской литературе XVHI-X1X вв. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.

ДЕРГАЧЕВАИрина Николаевна, старший преподаватель кафедры ЕНД, аспирант кафедры органической химии и методики обучения и воспитания химии. МАКАРЕНЯ Александр Александрович, доктор химических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.