Научная статья на тему 'Из доклада М. В. Ломоносов и московский университет'

Из доклада М. В. Ломоносов и московский университет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
574
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из доклада М. В. Ломоносов и московский университет»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 4

К300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

ИЗ ДОКЛАДА "М.В. ЛОМОНОСОВ И МОСКОВСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ" НА ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ,

ПОСВЯЩЕННОМ 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

М.В. ЛОМОНОСОВА (20 ноября 1961 г.)

И.Г. Петровский

Московский государственный университет отметил 250-летнюю годовщину рождения Михаила Васильевича Ломоносова, того, кто, по его собственным словам, "первый причину подал к основанию помянутого корпуса" (т.е. Московского университета) и тем содействовал "к приращению наук, следовательно к истиной пользе и славе отечества".

В истории науки не раз бывало, что заслуги тех людей, которые современникам казались очень большими, не выдерживали проверку временем. С Михаилом Васильевичем Ломоносовым дело обстояло совсем по-другому. В России его времени не было научной общественности. Связь с зарубежной наукой была слабой. Царское правительство не понимало значения науки. В этих условиях научные работы М.В. Ломоносова не могли быть оценены по достоинству. Только потом, через многие десятки лет, после того, как Б.Н. Меншуткин, С.И. Вавилов и другие стали изучать его научные труды, слова великого Ломоносова засияли ярким светом1.

1 В 1923 г. академик В.А.Стеклов писал: "Во времена Ломоносова только один человек ясно понимал всю глубину и самобытность его гения, это — один из величайших геометров мира Эйлер, что стало известно из частных писем Эйлера... Большинство же современных ему ученых относились к идеям Ломоносова безучастно, а иногда даже враждебно..." (Стеклов В. А. Михайло Васильевич Ломоносов. М.; Л., 1923. С. 6). [Здесь и далее — примечания Е.В. Ильченко. — Ред.]

В 1961 г., выступая с речью на сессии Отделения физико-математических наук АН СССР, посвященной 250-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, академик П.Л. Капица сказал: «Естественно предположить, что... гений Ломоносова должен был оставить крупнейший след в отечественной и мировой науке. Но мы знаем, что этого не произошло... Академик П.И. Вальден в своей речи, произнесенной в Академии наук на юбилее Ломоносова в 1911 г., подробно останавливался на этом вопросе, он указывает на "трагизм в участи научных трудов Ломоносова, не оставивших видимых следов в химии и физике". Вальден приводит ряд данных, подтверждающих незнание иностранными историками научной деятельности Ломоносова... Но если на Западе почти не знали научных работ Ломоносова как физика и химика, то и у нас они оставались или неизвестными, или забытыми до самого недавнего времени. Во всех обширных материалах по исследованию Ломоносова до начала нашего века есть только две юбилейные статьи о Ломоносове как физике, обе напечатанные в 1865 г.; одна — Н.А. Любимова,

Празднуя 250-летнюю годовщину рождения Ломоносова, мы вместе с тем празднуем и рождение первого русского университета, нашего Московского университета, рождение русской самостоятельной науки.

Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. вблизи Холмогор Архангельской губернии. Вместе с отцом Ломоносов плавал по Белому морю. Суровые условия Севера воспитали в будущем ученом твердость характера, выносливость, упорство в достижении намеченной цели, закалили его здоровье. Ломоносов страстно хотел учиться.

Поступить в Холмогорскую школу он не мог как сын крестьянина и, чтобы получить знания, отправился в Москву и поступил там в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. В очень тяжелых условиях Ломоносов сделал поразительные успехи в науках. В конце 1735 г. в Славяно-греко-латинскую академию пришло сенатское предписание: учеников "в науках достойных" отправить в Петербургскую академию наук. В числе отобранных оказался и Ломоносов.

Вскоре после прибытия Ломоносова в Петербург Академия наук снаряжала большую экспедицию в Сибирь. Для экспедиции понадобился химик, знающий горное дело. Чтобы подготовить таких химиков, решено было послать в Германию трех студентов Академии. Среди отобранных был Ломоносов. Ломоносов попал в Марбург к философу, физику и математику Христиану Вольфу, который к этому времени достиг большой славы во всей Европе. Под руководством Вольфа Ломоносов прошел очень хорошую научную школу.

В 1745 г. Ломоносов был произведен в профессора химии, что означало его избрание академиком2. Несмотря на то, что конференция Ака-

которая представляет бесталанный пересказ нескольких работ Ломоносова, вторая — всего в пять страничек — Н.П. Бекетова. В обеих больших русских энциклопедиях, как Брокгауза, так и Гранта, так же как и в Британской энциклопедии и во французском Ла-руссе, ничего не говорится о достижениях Ломоносова как физика и химика. Даже в нашем основном и дотошно цитирующем литературу курсе физики О.Д. Хвольсона... не было ни одной ссылки на Ломоносова... Но характерно, что никто из окружающих не мог описать, что же действительно сделал в науке Ломоносов, за что его надо считать великим ученым. Так продолжалось до начала нашего столетия, когда профессор физической химии Борис Николаевич Меншуткин как ученый стал изучать оригинальные научные труды Ломоносова по химии и физике. Меншуткин перевел с латинского и немецкого работы Ломоносова, критически изучил не только основные труды, но и переписку и личные заметки Ломоносова. Начиная с 1904 г. Меншуткин систематически публиковал этот материал. Позднее эту работу стали продолжать С.И. Вавилов... и ряд других ученых. Таким образом, только через 200 лет мы узнали, над чем и как работал Ломоносов» (Капица ПЛ. Письма о науке. 1930-1980. М., 1989. С. 327-328).

2 Как следует из написанного И.Д. Шумахером и датированного "февраля 12 дня 1741 г." документа под названием "Изъяснение о состоянии Академии наук также и Библиотеки и Кунсткамеры", после того, как Петр I "изволил напоследок 28 Генваря 1724 г. учиненное о учреждении оной Академии предложение совершенно подтвердить и подписать своеручно... без всякого замедления выписаны были из других государств потребные к сей Академии Профессоры и прочие члены, из которых большая часть еще в 1725 г.,

демии еще до этого признала, что поданные Ломоносовым труды "достойны профессорского звания", правитель канцелярии Академии Шумахер3 решил послать их Леонарду Эйлеру, надеясь на его отрицательный отзыв, что позволило бы Шумахеру выдвинуть профессором своего ставленника. Но Эйлер не оправдал ожиданий Шумахера. Он прислал в Академию благоприятный отзыв о трудах Ломоносова. Вклад Ломоносова в науку действительно грандиозен. Ломоносов открыл закон сохранения материи, который составляет одну из важнейших вех в развитии науки. Ломоносов заложил основы новой в то время науки — физической химии. Он читал лекции по физической химии, проводил опыты. Он мечтал о математической химии. Он разрабатывал основы молекулярно-кинетической теории теплоты. Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов открыл атмосферу на Венере.

Много новых для того времени идей и наблюдений содержится в труде Ломоносова "О слоях земных". Он отрицал неизменность земной поверхности и писал: "Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены". В

стараниями обретавшихся тогда в Париже и в Берлине чрезвычайных Послов, Князя Бориса Ивановича Куракина и Графа Александра Гавриловича Головкина в Санктпетербург съехались. Вскоре по их прибытии начались Академические лекции и учение в гимназии... Должность и упражнение Профессоров в том состоит, что они обязаны подважды в неделю присутствовать в Академических конференциях, а почетырежды своей науке публично учить... Сверх обыкновенных и здесь присутствующих членов Академии Наук, находится и некоторое число чрезвычайных или почетных членов, которые самым делом ни к чему не обязаны: Между тем те, которые от Академии пенсии получают, должны с нею всегда иметь письменное сношение о ученых делах, и свои новые изобретения, также и мнения на все предлагаемые им вопросы, присылать в Академию. Адъюнкты, которые Профессорам в их науках приданы бывают, чтоб со временем, когда себя способными учинят, на их места вступить могли, отправляют между тем, смотря по обстоятельствам, или должность учителей в гимназии, или трудятся в переводах и других до наук надлежащих дел. Равным же образом и Студенты, которые на академическом жаловании содержатся, к Астрономическим обсервациям, к сочинению ландкарт и к другим Академическим делам употребляются, а между тем учение свое и Профессоров всегда продолжают" (Российская академия наук: 275 лет служения России. М., 1999. С. 758—760). В числе первых иностранных ученых, приехавших в Академию наук, были математики Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, историк Г.Ф.Миллер. В 1726 г. членом Академии стал Леонард Эйлер (Там же. С. 8).

3 Шумахер Иван Данилович (Иоганн Даниил) приехал в Санкт-Петербург по приглашению И.Лефорта (племянника Ф.Лефорта) в сентябре 1714 г. В России он провел всю свою жизнь, находясь на службе без малого полвека (скончался 2 июня 1761 г.). "Как бы не относиться к Шумахеру, его имя навсегда связано с историей становления и развития в России Академии наук и важнейших вспомогательных академических структур — Библиотеки, Кунсткамеры, издательства, типографии, архива, системы академического делопроизводства и, наконец, истории самой Академии" (Российская академия наук. 275 лет служения России. М., 1999. С. 756).

то время нужно было большое мужество, чтобы высказать такую мысль, противоречащую церковному учению.

Ломоносов первым понял политическое и экономическое значение освоения Северного морского пути. Он впервые занялся разработкой физической и экономической географии России, будучи во главе географического департамента Академии наук.

Ломоносов верил в русский народ. Он писал: "Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках, и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других военных делах, но и в рассуждении высоких знаний". В то же время Ломоносов был совершенно чужд национальной ограниченности. Он хорошо знал иностранные языки — латинский, немецкий, французский. Он глубоко уважал тех иностранцев, которые честно трудились для развития науки в России, которые без предубеждения относились к русскому народу.

Ломоносов — первый русский историк, выступивший против нор-манской теории происхождения Русского государства4.

Ломоносов много сделал для развития русского литературного языка. Он разработал теорию стихосложения, в которой заменил про-

4 Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Во времена бироновщины, когда отстаивать русское начало в чем бы то ни было оказалось очень трудно, в Петербурге, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен. Славяне 1Х—Х вв. были признаны "живущими звериньским образом" (выражение летописи), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманов, нанимавшиеся на службу к разным властителям и державшие в страхе Северную Европу. Так под пером Зигфрида Байера, Герарда Мюллера и Августа Шлецера родилась идея норманизма, которую часто называют норманской теорией, хотя вся сумма норманистических высказываний за два столетия не дает права не только на наименование норманизма теорией, но даже гипотезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века Русской истории. М., 1984. С. 11).

М.В.Ломоносов взялся за работу по написанию "Истории России" по просьбе И.И. Шувалова в 1751 г. Профессор С.-Петербургской Духовной Академии Михаил Иосифович Коялович (1828-1891), исследуя этот вопрос, констатирует: "Великий русский естественник и словесник погрузился в изучение греческих, римских и западноевропейских писателей о древних временах славянского мира, т.е. Ломоносов, очевидно, решил взвесить силой своего таланта и своей европейской образованности груз немецкой учености Байера, Миллера и других... Ломоносов... открыл более глубокое начало, связывающее всех славян, начало, удерживаемое нашей наукой до сих пор, — единство мифологических явлений славянского мира. Точно так же, перебирая разные теории своих предшественников о начале нашей государственности, о призвании князей, Ломоносов понял... что правда на стороне тех его предшественников... которые ищут наших призванных князей в Поморской стране — в Пруссии. Наши позднейшие летописцы, останавливающиеся на этой же окраине славянского мира, а также Адам Бременский и Гельмольд, несомненно знакомые Ломоносову, давали ему достаточные разъяснения этого дела... <что> новейшие изыскания в нашей науке приводят к тому же выводу — к

стой счет слогов настоящим размером, учитывающим свойственные русскому языку ударные слоги. Он сам был крупным поэтом и широко использовал поэзию для пропаганды передовых научных взглядов, материалистических теорий и открытий.

Не менее чем в развитии науки велика заслуга Ломоносова в создании высшей школы. Ломоносов много сделал для академического университета, но видел, что эти его усилия не могут дать достаточных плодов5.

Нужно было создавать новый университет. В связи с этим он выдвинул мысль о создании университета в Москве6. Университет был открыт в здании аптеки на Красной площади, на том месте, где теперь

призванию князей из Поморской стороны не прусской, а славянской. Словом, вся область русско-славянских древностей давала Ломоносову богатые средства установить свой, русский взгляд на вещи, и он здесь воздвиг себе довольно прочный памятник" (Коя-лович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Минск, 1997. С. 150-151).

5 В ходе празднования в 1999 г. 275-летия Российской академии наук Главный ученый секретарь РАН академик Н.А. Платэ в одном из своих выступлений говорил: «Особенно успешно Академический университет работал в 50-60-е гг., когда его деятельно опекал М.В. Ломоносов. Он также отдавал значительную часть своих сил и времени Академической гимназии, считая, что без нее "Университет как пашня без семян". После открытия в 1755 г. первого самостоятельного российского университета в Москве, и в особенности после смерти М.В. Ломоносова, Академический университет стал угасать и в 1767 г. практически перестал существовать, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков. А в 1805 г. и гимназия при Петербургской академии прекратила свое существование...» (Торжественное заседание Совета Ученых советов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Президиума Российской академии наук, посвященное 275-летию Академии и 200-летнему юбилею А.С.Пушкина. М., 2000. С. 17). Такова последняя по времени научная и официальная позиция РАН по вопросу об Академическом университете. Но как и некоторые другие факты отечественной истории и этот вопрос в постсоветское время был фальсифицирован. По предложению Министерства общего и профессионального образования РФ Председатель правительства РФ В.С. Черномырдин подписал постановление правительства от 1 ноября 1997 г. №1379 "О Санкт-Петербургском университете". В нем фиксируется 275-летний юбилей этого университета. Так инициаторами этого постановления — министром общего и профессионального образования РФ В.Г. Кинелевым и ректором Санкт-Петербургского университета Л.А. Вербицкой была без малого на 100 лет назад отодвинута прежняя исторически достоверная дата основания Санкт-Петербургского университета. "Новая дата" обосновывается вышеупомянутыми лицами якобы преемственностью между Академическим университетом (1724) и Петербургским университетом (1819). Газета "Коммерсант^айу" в номере от 5 февраля 1998 г. в интервью с Л.А.Вербицкой, писала: "Этим постановлением за подписью премьера Черномырдина была поставлена точка в многолетнем споре российских историков о том, какой из университетов России — московский или петербургский — старейший".

6 Говоря о роли М.В. Ломоносова в создании Московского университета, академик В.А. Садовничий пишет: «Наконец, надо было быть тонким психологом и политиком, чтобы понять — идея создания общенационального, русского университета в чиновном Петербурге не осуществима. Об этом более чем красноречиво свидетельствовала судьба университета и гимназии при Петербургской академии наук, созданных в 1725 г. За пер-

установлена памятная доска об этом. Однако очень скоро этого помещения оказалось недостаточно. Ученые университета выдвинули предложение о строительстве университета на Воробьевых (ныне Ленинских)

вые 30 лет существования академическая гимназия не дала своему университету ни одного студента. Отсюда и предложение Ломоносова — "установление онаго университета в Москве тем способнее будет", поскольку Москва расположена "среди Российского государства" . Центральное положение Москвы как исторического и культурного средоточия России впервые выяснено было также Ломоносовым. Вспомним хотя бы его взгляд на основы русского литературного языка: в основе его, по мнению Ломоносова, отныне должен лежать говор московский, не только как понятный во всех концах Русского государства, не только как серединный по своему географическому положению, но центральный и в силу исторического значения Москвы. Но трудно, да и бессмысленно гадать, что сталось бы с идеей Ломоносова об учреждении Московского университета, если бы она не овладела полностью и без остатка мыслями и делами другого великого гражданина и просветителя России, самого близкого к императрице Елизавете Петровне человека, ее фаворита Ивана Ивановича Шувалова... Его заслуга перед Россией состоит прежде всего в том, что как опытный царедворец и государственный деятель он мгновенно оценил план Ломоносова об учреждении университета именно в Москве и провел соответствующее решение-указ императрицы Елизаветы Петровны через Сенат — высший правительственный орган. Одно это потребовало от Шувалова прозорливости и огромного мужества в борьбе с противниками идеи Ломоносова, коих у нее было немало как внутри страны, так и за ее пределами. Однако в еще большей мере мы обязаны воздать должное Шувалову за то, что он отстоял в самых высших эшелонах власти России главное — демократическую сущность Московского университета, его открытость для "разночинцев, по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются". Только на этой почве могла стать плодотворной концепция университетской автономии. В реальных условиях тогдашней России внесословный характер обучения в Московском университете с неизбежностью должен был быть дополнен и его независимостью от всякого рода бюрократического, политического и полицейского вмешательства государства. И Шувалову удалось этого добиться. Московский университет был взят непосредственно под протекцию императрицы, которая управляла им через назначенного ею куратора. Университет был подчинен только Правительствующему Сенату и ни от каких иных государственных структур "повеления принимать не был обязан". Он освобождался от всякого рода налогов и иных поборов. Профессора, преподаватели, студенты и служащие университета не могли "без ведома и позволения" его куратора и директора преследоваться в судебном порядке никаким иным судом, "кроме университетского". 42 года был Иван Иванович Шувалов куратором Московского университета, руководил всеми его делами от финансовых, кадровых до учебных. При нем, если вспомнить, что Ломоносова давно уже не было в живых (он умер в 1765 г.), университет вырос и окреп настолько, что далее смог самостоятельно продолжить плавание в бурных водах России. Это позволяет мне без всяких сомнений приравнять деятельность Шувалова по ее значимости к национальному подвигу во имя России» (Садовничий В.А. Россия, Московский университет. Высшая школа: Статьи. Выступления. Интервью: 1992-1998 гг. М., 1999. С. 244-246).

Это — принципиально важное положение для истории Московского университета. В царской России имя Ломоносова практически не связывалось с созданием Московского университета. Все ограничивалось упоминанием только его как бы разъяснительной беседы с И.И.Шуваловым. Шувалов признавался единоличным основателем университета, например С.М. Соловьевым. Эта позиция сохранялась и в советское время, по крайней мере до 1940 г. Очевидно, что первым, кто назвал М.В. Ломоносова основателем Московского университета, был академик С.И. Вавилов. Он писал: "Если юриди-

горах. Но это предложение не было тогда принято7. Только при Советской власти оказалось возможным осуществить давнюю мечту профессоров университета и воздвигнуть на Ленинских горах величественное здание Московского университета — подлинного дворца науки.

Ломоносов отстаивал доступность образования для всех сословий. Он писал: "В Университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын в том нет нужды". Среди первых студентов университета не было ни одного дворянина. Ломоносов заботился о том, чтобы студенты университета получили хорошее образование. Обучение в университете было по его плану построено так, что все студенты должны были сначала пройти курс философского факультета, в котором они изучали "языки латинский, греческий, российский, по выбору французский или немецкий, историю, географию, древности, чистую математику, физику и логику". Только после окончания философского факультета они могли продолжать обучение на юридическом или медицинском факультете.

С основанием Московского университета русская наука и образование получили возможность полным голосом говорить на родном языке. Ломоносов требовал демократичности и публичности образования. В университете ежегодно устраивались публичные диспуты студентов университета, профессора читали научно-популярные лекции для населения, на ежегодных публичных актах делались доклады на самые широкие темы. Требование преподавания на родном языке тесно связано с развитием национальных культур, с приобщением к культуре самых широких кругов всего многонационального населения нашей страны.

Ломоносовское требование "публичности" получило свое наиболее полное отражение в широких мероприятиях Московского университета по распространению знаний в народных массах. С ломоносовским тре-

ческим основателем университета в силу своего особого положения при дворе императрицы был И.И. Шувалов, то фактическим инициатором и вдохновителем начинания был Ломоносов, которому принадлежит и разработка детальной программы будущего университета и всей его внутренней структуры и постановки дела преподавания" (История Московского университета: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 17). Когда праздновалось 200-летие Московского университета (1955), имя И.И. Шувалова как человека, который вместе с Ломоносовым полностью разделяет лавры его основателей, было вычеркнуто из университетской истории.

7 Вопрос о специальном корпусе встал вскоре после основания университета и признано было желательным начать строительство на Воробьевых горах, называвшихся так по имени боярина Воробьева, у которого бабка Ивана Грозного их купила. На этом месте в XVI столетии была построена летняя резиденция московских царей "Государев изумруд". «Ходатайство о разрешении постройки университета на территории " Государева изумруда" было направлено Екатерине II в 1770 г. ... оно осталось без ответа... В 1804 г. было подано новое ходатайство о разрешении построить на Воробьевых горах университетскую астрономическую обсерваторию и ботанический сад. Начальник дворцового ведомства Валуев отклонил просьбу...» (Зыков И. Дворец науки. Новый мир. № 1. 1953. С. 148-191).

бованием "публичности" связано и создание университетской библиотеки, которая уже в первые годы своего существования широко распахнула двери для всех "любителей чтения книг"8. Нужно упомянуть и об университетской типографии, которая уже в XXVIII в. была крупнейшим центром русского просветительства и книгоиздательства. Ломоносов был инициатором и создания в университетской гимназии "художественных классов", из которых впоследствии образовалась Петербургская академия художеств9.

В 1753 г., еще до открытия Московского университета, Ломоносов просил разрешения выехать в Москву. Об этом сделана следующая запись в журнале Канцелярии Академии наук: "Советнику и профессору господину Ломоносову пашпорту для отъезду в Москву дать не можно для того что по определению Его Высокографского Сиятельства Академии наук господина Президента никого из профессоров от Академии

8 Научная библиотека Московского университета основана в 1756 г. и является одной из старейших научных библиотек России. Объявление в газете "Московские ведомости" извещало, что "Московского университета библиотека, состоящая из знатного числа книг на всех почти Европейских языках, в удовольствие любителей наук и охотников до чтения книг, отворена была сего июля 3 числа и впредь имеет быть отворена каждую среду и субботу с 2 до 5 часов". В Отечественной войне 1812 г. богатейшая университетская библиотека, состоявшая из двадцати тысяч томов, архив и оставленные музейные коллекции погибли во время пожара. Однако к январю 1815 г. книжный фонд превышал 7200 единиц, постоянно пополняясь из частных собраний. В 1906 г. вступил в строй библиотечный корпус на Моховой улице в новом здании, построенном по проекту архитектора К.М. Быковского. В 1932 г. научной библиотеке присвоено имя А.М. Горького.

В Архиве МГУ хранится письмо ректора Московского университета И.С. Галкина в Управление агитации и пропаганды ЦК ВКП (б): «Тов. Суворову С.Г. До войны Научная библиотека им. Горького Московского университета вела книгообмен через ВОКС с 400 иностранными научными учреждениями. Во время войны эта работа сильно сократилась. В 1945 г. библиотека получила право вести самостоятельный книгообмен, который производится исключительно на издания Университета. Уже в первом полугодии работа дала блестящие результаты: если в 1944 г. велся обмен с 44-мя научными учреждениями, то за шесть месяцев 1945 г. количество точек по книгообмену увеличилось до 121. Посланы письма 500 учреждениям о возобновлении книгообмена, прерванного в дни войны, и новым учреждениям о вступлении в обмен. Уже получено много положительных ответов. В 1945 г. предполагается посылка предложений вступить в обмен новым 200 научным учреждениям Европы и Америки. Таким образом, общее число научных учреждений, с которыми будет производиться обмен изданиями, составит в 1946 г. 500-600 точек. С 1 января по 1 июля 1945 г. Научной Библиотекой послано 238 экз. "Ученых Записок" и др. изданий Московского университета. Получено за это же время 331 том ценной научной литературы по профилю Московского Университета. Ввиду увеличения выпуска изданий "Ученых Записок" книгообмен с заграницей в ближайшем будущем значительно расширится. Ректор МГУ проф. И.С. Галкин» (Архив МГУ, ф. строительства новых зданий 9.10.45).

9 Неточность. Скорее всего Ломоносов отношения к созданию академии художеств не имел. Это инициатива И.И.Шувалова.

наук без ордера Его Сиятельства отпускать в Москву не велено". При такой зависимости от канцелярии Академии сам Ломоносов не мог быть на открытии своего детища: чиновники и в 1755 г. снова не пустили его в Москву. Не читал он в Московском университете и лекций. Но его кровные связи с университетом неоспоримы. Видимой связью между Ломоносовым и созданным им Московским университетом были ученики Ломоносова — Н.Н. Поповский и А.А. Барсов, переведенные им из Петербурга в Москву. Поповский преподавал в университете философию, а затем русскую словесность.

Ломоносов всю жизнь был великим тружеником науки. Уже на смертном одре он говорил: "Жалею только, что покидаю несовершенным то, что задумал я для пользы Отечества, для приращения наук".

Московский университет не только носит имя Ломоносова. Он является ломоносовским по своему духу. Ученые университета творчески развивали и развивают принципы, положенные Ломоносовым в основание университета.

За годы Советской власти университет дал стране более 65 тысяч специалистов, которые трудятся в самых различных областях знания, в народном хозяйстве, культурно-просветительных учреждениях, учебных заведениях, государственном аппарате, научных учреждениях. До революции университет более чем за 150 лет подготовил около 40 тысяч студентов.

За последние 15 лет Московский университет подготовил через аспирантуру 2500 кандидатов наук. Сейчас в аспирантуре нашего университета свыше 8 процентов всего числа аспирантов всех высших учебных заведений СССР. Университет вырастил многих крупных ученых. В настоящее время пятую часть всех членов Академии наук СССР составляют воспитанники Московского университета. Три последних президента Академии наук СССР — воспитанники и профессора Московского университета10.

10 Вавилов Сергей Иванович (1891-1951). Член-корреспондент АН СССР (1931). Академик АН СССР (1932). Член Президиума (1935-1938), Президент (1945-1951) АН СССР. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1914). Вел научную работу в физической лаборатории под руководством проф. П.П. Лазарева (1911-1914). Приват-доцент (1918), профессор (1929), первый зав. кафедрой общей физики физико-математического факультета (1929-1932). Действительный член Научно-исследовательского института физики при МГУ (1931-1932). Несмеянов Александр Николаевич (1899-1980). Член-корреспондент АН СССР (1939). Академик АН СССР (1943). Член Президиума (1946-1979), Президент АН СССР (1951-1961). Окончил физико-математический факультет Московского университета (1922). Действительный член Института химии МГУ (1935-1938). Зав. кафедрой органической химии (1944-1979), декан (1945-1948) химического факультета. Ректор МГУ (1948-1951). Келдыш Мстислав Всеволодович (1911-1978). Член-корреспондент АН СССР (1943). Академик АН СССР (1946). Член Президиума (1953-1978), вице-президент (1960-1961), Президент (1961— 1975) АН СССР. Окончил физико-математический факультет Московского университета

Однако не все заветы Ломоносова осуществлены Московским университетом. Так, Ломоносов придавал большое значение взаимовлиянию и взаимосвязи различных наук. Нам до сих пор не удается добиться настоящего взаимодействия и органической связи отдельных наших факультетов, хотя они ведут много комплексных научных исследований и должны быть более тесно связаны между собою. К сожалению, наши факультеты все еще живут разобщенно. Наша задача — устранить этот недостаток.

Московский университет высоко чтит память своего великого основателя. В университете ежегодно проводятся Ломоносовские чтения — научные конференции, на которых подводятся итоги научных исследований ученых. Лучшие из этих исследований ежегодно награждаются премиями имени М.В. Ломоносова11.

"Московский университет ", 24 ноября 1961 г.

Источник. ИльченкоЕ.В. Академик И.Г. Петровский — ректор Московского университета. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 417-430

Сведения об авторе

Петровский Иван Георгиевич (1901-1973) — выдающийся советский математик и деятель отечественного образования. С 1951 по 1973 г. — ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

(1931). Профессор кафедры теории функций и функционального анализа механико-математического факультета МГУ, зав. кафедрой термодинамики физико-технического факультета МГУ.

11 Постановлением СНК СССР "О мероприятиях по укреплению Московского университета им. М.В. Ломоносова" от 29 мая 1944 г. были учреждены премии имени Михаила Васильевича Ломоносова. Пункт 13 этого постановления гласил: "Установить, начиная с 1944 г., в Московском Государственном Университете две ежегодных премии им. М.В. Ломоносова, из которых первую премию в 25 тыс. руб. и вторую в 10 тыс. руб., для присуждения их профессорам и преподавателям Московского Университета за лучшие научные труды. Установить, что премии им. М.В. Ломоносова присуждаются ученым Советом Московского Государственного Университета путем тайного голосования. Поручить Комитету по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР и Наркомпросу РСФСР утвердить Положение о порядке присуждения премии им. М.В.Ломоносова". Чтения проводились в апреле и были приуроченны ко дню торжественного открытия Московского университета. Затем чтения проводились ежегодно за исключением 1955 и 1961 гг. В 1955 г. традиционные Ломоносовские чтения превратились в юбилейную научную сессию, посвященную 200-летию со дня основания Московского университета. На сессии, проходившей в мае на факультетах и в Научной библиотеке им. А.М. Горького, было прочитано 192 доклада. Ломоносовские чтения 1961 г. были посвящены 250-летию со дня рождения М.В.Ломоносова (и решениям XXII съезда КПСС) и перенесены на ноябрь 1961 г. Согласно программе было проведено 85 заседаний, на которых заслушано 296 докладов, из которых итогам работы XXII съезда КПСС было посвящено 40 докладов и 250-летию со дня рождения М.В.Ломоносова — 58. На заседаниях присутствовало более 7000 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.