Council may investigate any dispute, or any situation which might lead to international friction or give rise to a dispute, to determine whether the continuation of this dispute or situation threaten the maintenance of international peace and security (Available at: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vi/index.html). 48. FRUS. 1946. Vol. VII. P. 304.
УДК 94(47+73)«1982-1987»
А. В. Зорин
М. С. Горбачев в аналитических обзорах ЦРУ (1982-1987 гг.)*
Статья посвящена анализу новых и малоизвестных для отечественной историографии источников -оцифрованных и находящихся в открытом интернет-доступе аналитических докладов Центрального разведывательного управления США, посвященных деятельности последнего Генерального секретаря КПСС и главы СССР М. С. Горбачева в 1982-1987 гг. - с момента его появления в перечне возможных преемников Л. И. Брежнева и кандидата на высшие партийный и государственный посты в СССР до первых лет нахождения у власти и начала перестройки. Автор прослеживает эволюцию взглядов экспертов-советологов ЦРУ на личностные качества Горбачёва, черты характера, взгляды и убеждения. Разбираются сравнения с другими советскими лидерами, оценки целей и задач Горбачева, хода и результатов политической деятельности, рассматриваются прогнозы реформ и развития СССР.
The article is devoted to the analysis of some newly digitized and declassified analytical reports of the US CIA, focused on the last CPSU General Secretary and Soviet state leader Mikhail Gorbachev since his appearance in the list of Leonid Brezhnev's successor and a candidate for the top positions in the Soviet Union to the first two years of his leadership and his turn to Perestroika. The author traces the evolution of the CIA experts opinions and views towards Gorbachev's personality, features of character, attitudes and beliefs, comparisons with other Soviet leaders, estimations of Gorbachev's goals and targets, progress and results of his political activity, forecasts for further reforms and development of the Soviet Union.
Ключевые слова: Горбачев, ЦРУ, СССР, разведка.
Keywords: M. Gorbachev, CIA, USSR, intelligence.
В последние годы благодаря развитию информационных технологий у историков появляется все больше возможностей для изучения ранее недоступных или труднодоступных материалов. Одними из наиболее интересных и слабо изученных источников, отражающих события недавнего прошлого, являются постепенно рассекречиваемые документы спецслужб. Если в России процесс доступа к подобным ресурсам по-прежнему остается затрудненным, в США благодаря «Закону о свободе информации» (Freedom of Information Act), предписывающему государственным органам предоставлять доступ к несекретным документам через электронные читальные залы, в последние годы в открытом доступе появляется все больше ранее неизвестных документов времен холодной войны и советско-американского противостояния. Достаточно активно оцифровываются и публикуются рассекреченные материалы одной из наиболее могущественных американских спецслужб - Центрального разведывательного управления (ЦРУ). В настоящий момент они находятся в открытом доступе на интернет-сайте данного ведомства и доступны для всех желающих [1].
Учитывая роль, которую упомянутое ведомство играет с момента своего создания в определении внутри- и внешнеполитического курса Вашингтона, архивы ЦРУ представляют несомненный интерес для изучения не только американской, но и мировой, и российской истории ХХ - начала XXI в. Особый интерес представляют материалы, охватывающие период холодной войны, когда данная спецслужба являлась одним из главных источников разведывательной и аналитической информации, оказывая непосредственное влияние на политику американского руководства. Для нас документы ЦРУ представляют первостепенный интерес, когда они касаются советско- и российско-американских отношений, событий, периодов или фигур, связанных с отечественной историей. Одним из них, безусловно, является последнее десятилетие существования СССР, закончившееся коллапсом и распадом советского государства и образованием современной России. Одним из наиболее спорных и дискуссионных вопросов в современной исто-
© Зорин А. В., 2016
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-01303. 46
риографии можно считать оценку соотношения объективного и субъективного факторов в этих событиях, и особенно роли политических лидеров той эпохи. Ключевой фигурой в их ряду являлся последний Генеральный секретарь ЦК КПСС и глава советского государства М. С. Горбачев, радикальный политический курс которого способствовал началу необратимых процессов в СССР и связанных с ним странах, распаду советской системы и окончанию холодной войны.
Отношение к Горбачеву остаётся неоднозначным с момента его прихода к власти до настоящего времени. С этих позиций представляется интересным рассмотреть, как его деятельность воспринималась американскими аналитиками и экспертами, профессионально занимавшимися изучением и прогнозированием действий СССР. Некоторые из выложенных на сайте ЦРУ документов предоставляют нам такую возможность. Они позволяют раскрыть трансформацию отношения к последнему главе КПСС и СССР на личностном и профессиональном уровнях. Однако, несмотря на большой прогресс в оцифровке ранее секретных документов ЦРУ, к настоящему времени не весь их перечень по затронутому вопросу и периоду является доступным. В имеющихся материалах зачастую присутствуют значительные лакуны - закрытые слова, строчки, абзацы и целые страницы. В связи с этим анализ поставленной проблемы пока что не может претендовать на полноту и исчерпывающий характер. Тем не менее он позволяет составить общий взгляд и представляет значительный интерес.
В рамках данной статьи были проанализированы семь аналитических записок и докладов, охватывающих промежуток в пять лет - с 1982 по 1987 г.: со времени появления Горбачева в перечне потенциальных преемников Л. И. Брежнева до утверждения у власти и перехода к радикальным реформам в рамках политики перестройки. Рассмотренные документы были подготовлены аналитиками ЦРУ (в некоторых в качестве источника указывается Управление советского анализа) и предназначались для высшего руководства страны, в том числе президента США - все они сконцентрированы в фонде Рональда Рейгана. Таким образом, представленные в них соображения и выводы могли оказывать непосредственное влияние на принятие политических решений в отношении СССР.
Рассматривая данные материалы, прежде всего необходимо отметить, что эксперты ЦРУ внимательно следили за происходившими изменениями в сфере высшего руководства СССР. Отдельные доклады имеют большой объем и содержат как разбор текущих событий, так и прогнозы на ближайшее будущее. Судя по контексту, главным источником информации для них служили открытые и общедоступные источники - материалы печати и СМИ. Зачастую тексты содержат ссылки на опубликованные или озвученные речи или слова советских руководителей. Отсылок к секретным разведданным в этих документах не приводится. Можно заметить, что аналитики были не очень хорошо осведомлены о деталях и подробностях внутриполитической борьбы в советском руководстве, часто подчеркивая вероятностный характер своих предположений и выводов и отражая общее видение положения дел.
Проблема перехода власти в советском руководстве по понятным причинам была одной из ключевых в докладах первой половины 1980-х гг. Первые упоминания о М. С. Горбачёве как одном из возможных кандидатов на пост высшего руководителя КПСС и СССР стали появляться в 1982 г. в связи с ухудшением состояния здоровья Л. И. Брежнева, обострившейся в рядах советской элиты борьбой за власть и выбор преемника. Тогда эксперты отмечали, что именно новый лидер будет предопределять дальнейшее развитие СССР, оказавшегося в брежневский период в экономическом и кадровом застое. В первом из рассматриваемых документов - апрельском докладе за 1982 г. - обращалось внимание на наметившийся раскол советской элиты на старых «брежневцев», тяготевших к сохранению текущего курса, и стремившееся к переменам более молодое поколение. Правда, тут же отмечалось, что реальные настроения последнего оставались малоизвестными и последствием утверждения его представителей у власти могла стать не либерализация курса, а «возвращение к той или иной форме неосталинистской ортодоксии». Среди основных претендентов на высший пост указывались три секретаря ЦК КПСС: А. П. Кириленко, К. У. Черненко, М. С. Горбачев. Но шансы последнего в этой тройке оценивались слабо, как имевшего наименьшее влияние и худшие позиции [2]. В другом отчете за тот же период называлось уже пять фамилий: первую тройку претендентов составляли К. У. Черненко, Ю. В. Андропов (глава КГБ СССР), Д. Ф. Устинов (министр обороны), во втором ряду шли В. В. Гришин (первый секретарь Московского горкома КПСС) и Горбачев. У последнего отмечались два преимущества: возраст (он был самым молодым членом Политбюро) и сфера ответственности - сельское хозяйство - аналитики замечали, что аналогичную должность занимал Н. С. Хрущев на своем пути к власти [3]. В дальнейшем сравнение с Хрущевым повторялось неоднократно. Правда, в майском отчете за 1982 г., трактуя возраст Горбачева как преимущество, его узкая сфера работы называ-
лась серьезным недостатком в борьбе за власть. Но отмечалось, что в последнее время он более активно проявлял себя в несельскохозяйственных вопросах [4].
После смерти Брежнева и назначения на высшие посты в СССР Андропова эксперты замечали растущую активность и влияние Горбачева, постепенно уделяя ему больше внимания. В декабре 1983 г. экспертный доклад называл его среди двух главных кандидатов на преемство наравне с Г. В. Романовым (член Политбюро и секретарь ЦК КПСС), причем отмечалось, что положение первого значительно улучшилось благодаря поддержке Андропова. «С точки зрения видимых показателей политического статуса Горбачев далеко впереди Романова. Его положение значительно улучшилось, начиная с вступления Андропова в должность, и его обязанности в настоящее время выходят далеко за пределы его первоначального портфеля сельского хозяйства», - замечалось в документе [5]. Однако, как известно, следующим руководителем КПСС и СССР в 1984 г. стал Черненко, занимавший свой пост до 10 марта 1985 г. Рассмотренные материалы не освещают данный период и не содержат информацию о Горбачеве и процессе его выбора на высшие советские посты.
Следующий доклад относится к июню 1985 г. и имеет дело с Горбачевым уже в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС. Он посвящен рассмотрению первых ста дней нахождения нового советского лидера у власти, детальному анализу его политических планов и личностных характеристик. Документу предшествует интересная записка главы ЦРУ У. Д. Кейси президенту США Р. Рейгану, датированная 27 июня 1985 г.: «Уважаемый господин президент, вы можете найти здесь хороший материал для чтения в самолете. Это хорошее описание стиля Горбачева, целей и методов работы, продемонстрированных в первые 100 дней его руководства. Вам понравится его нацеленность на массивный бюрократический аппарат (далее небольшая лакуна. - А. 5.)» [6].
Доклад акцентировал внимание на значительное отличие нового Генерального секретаря от предшественников. Среди его личностных качеств подчеркивались активность, решительность, бескомпромиссность и даже агрессивность. Ближайшим напоминавшим его советским лидером был Хрущев: «Горбачев продемонстрировал в свои первые сто дней, что он является самым агрессивным и активным советским лидером со времен Хрущева. Он готов принимать спорные и даже непопулярные решения...». По мнению авторов, политика Горбачева определялась двумя главными намерениями: стремлением к расширению и укреплению политической власти («что исторически являлось главной целью каждого нового партийного лидера») и необходимостью сломить сопротивление старой элиты. Для достижения этих целей, замечалось в докладе, он прежде всего старался создать опору в бюрократическом аппарате, вытесняя старую элиту и продвигая своих союзников на ключевые руководящие должности. «За четыре месяца предпринял больше кадровых перемещений в Политбюро и секретариате КПСС, чем его предшественники», - отмечалось в докладе. Еще одной важной задачей Горбачева авторы считали восстановление «общественного доверия к руководству и чиновничеству».
Отмечая отсутствие безоговорочной поддержки нового Генсека в высшем руководстве страны, авторы считали потенциальными сторонниками Горбачева недовольных кадровым «застоем брежневских времен» чиновников среднего звена и общественность. Для получения их поддержки новый глава КПСС активно прибегал к популистским методам: заострял в речах внимание на кризисном состоянии страны, необходимости перемен, критиковал прежнюю экономическую политику, увольнял некоторых чиновников. В докладе отмечалось, что Горбачев умело подстраивал «публичные выступления и свой медиаимидж» к достижению своих целей, с этой целью проявлял «большое внимание к организации своих встреч с общественностью, создавая видимость знания и заботы о жизни граждан» и продолжая «антикоррупционную гонку Андропова», дополнив ее «кампанией по борьбе с алкоголем». Таким образом, Горбачев воспринимался прежде всего как умелый и расчетливый политик, нацелившийся на укрепление личной власти и создание необходимой кадровой опоры. Эксперты не считали, что он предлагал кардинально новый политический курс для СССР, и приходили к выводу, что он лишь продолжил то, что инициировал и не успел реализовать Андропов: «Горбачев начал там, где остановился Андропов». «Анализируя опыт Андропова, Горбачев сознательно создал обстановку срочности и дал понять, что намерен бороться с проблемами», - констатировалось в докладе. Интересно, что авторы замечали и некоторые параллели политики Горбачева и Сталина - в стремлении избежать радикальных перемен «с помощью чистки и обновления партии и государства от вредных элементов». В целом политический курс Горбачёва расценивался как рискованный и авантюрный, встречающий серьезное сопротивление советской элиты. Дальнейшая его судьба и успех его замыслов пока что представлялись неопределёнными. «Горбачев будет находиться под прицелом, вынужденный демонстрировать сохраняющиеся доказательства движения вперед или подвергаться другому
риску, позволяя потенциальным противникам сблизиться и работать против него. Противники будут искать возможности для замедления темпов Горбачева», - заключалось в отчете [7].
Важным этапом в дальнейшей карьере Горбачева, по мнению американских аналитиков, стал проходивший с 25 февраля по 6 марта 1986 г. XXVII съезд КПСС. В докладе, посвящённом разбору итогов данного мероприятия, отмечалось, что после его проведения позиции Горбачева укрепились: он произвел самые кардинальные кадровые перестановки за последние 25 лет и «почти поменял высшее руководство партии», значительно ускорив темпы инициированной Андроповым «дебрежневизации». Тогда же Горбачев стал более активно выступать с критикой предшествующего курса, заявляя, что «кадровая политика Брежнева и стиль руководства привели к накоплению серьезных политических, экономических и социальных проблем, с которыми приходится сталкиваться, чтобы оживить систему». «Расхлябанность Брежнева в общении с подчиненными, его склонность оставлять чиновников на местах даже после того, как они становились слишком старыми или демонстрировали недееспособность на своих постах, его благодушное отношение к кумовству и коррупции способствовали серьезной эрозии центральной власти по отношению к основным партийным и государственным бюрократическим структурам. Концентрация внимания Горбачева на кадровых вопросах может указывать на разделяемую некоторыми членами его команды веру в то, что "человеческого фактора" самого по себе достаточно для коренного улучшения функционирование системы», - заключалось в докладе. Авторы отмечали, что съезд в первую очередь можно было рассматривать как успешный шаг на пути консолидации Горбачевым власти, но оказавший незначительное влияние на решение экономических и социальных проблем СССР. Это усиливало аргументы в пользу довода о том, что советский лидер не хотел и не имел возможности существенно менять советскую систему.
В этом же докладе вновь фигурировало сравнение Горбачева со Сталиным, но отмечались и существенные отличия двух лидеров: «Подход Горбачева действительно имеет больше общего со сталинским, чем подход Брежнева или Хрущева, хотя это сходство не распространяется на широкое использование репрессий. Многие из приоритетов нового генерального секретаря также напоминают Сталина: к примеру, его требование к дисциплине, его призыв к большей дифференциации в оплате труда и его нетерпимость к местным бюрократическим империям. Тем не менее существуют резкие различия между Сталиным и нынешним лидером: призыв к большей управленческой автономии; политика гласности и сокращение партийных привилегий; ограничение полномочий органов безопасности; отсутствие прославления русского национализма» [8].
Последний по времени появления доклад, анализируемый в данной статье, был составлен в июле 1987 г. - после объявления о переходе СССР к политике перестройки. В нем авторы рассматривали Горбачева уже как устоявшегося лидера, нацелившегося на достижение серьезных целей и проведение кардинальных реформ в экономической и социальной сферах: «По собственному признанию Горбачева, СССР сталкивается с системным кризисом. Провал его предшественников в стремлении эффективно бороться с нарастающим упадком в стране и снижение доверия за границей подорвали доверие к советской модели, заставляя как иностранцев, так и местное население сомневаться в том, что система способна на значительное улучшение. Горбачев и его союзники ясно дали понять, что они видят, что ведущая роль партии, статус СССР как супердержавы и будущее коммунистической системы поставлены на карту». В связи с этим общая тональность восприятия Горбачева меняется. Он предстает уже не как расчётливый политик, добивавшийся укрепления личной власти, а прежде всего как решительный и последовательный реформатор: «Михаил Горбачев поставил на карту свое будущее в смелом стремлении оживить советское общество, улучшить способности Москвы конкурировать с Западом и более эффективно продвигать советское влияние на мировой арене. Реформы, которыми он добивается достижения этих целей, способны произвести наиболее значительные изменения в советской политике и управлении со времен сталинской принудительной регламентации страны в конце 1920-х годов». При этом по-прежнему авторы считали, что Горбачев стремился не к созданию новой системы, а к некоторому обновлению старой, элементами которой должны были стать «верховенство Коммунистической партии и стратегический контроль над основными направлениями экономики» при более терпимом отношении со стороны «политического и бюрократического окружения» к «политическим дискуссиям, рыночные силы в экономике, конкуренция между предприятиями и отдельными гражданами, проверки со стороны центральных органов власти и расширенные права индивидов». «Он был намерен обновить основные институты сталинской системы, сохраняя основные черты ленинской», - заключалось в докладе, - но «в некоторых отношениях... отвергнуть сталинизм в пользу ленинизма». С этих позиций, с точки зрения авторов, Горбачев придерживался «традиционных целей: в первую очередь повышения безопасности Со-
ветской Родины; расширения советского влияния во всем мире; вытеснение коммунизмом капитализма по всему земному шару».
Правда, в докладе приводилось и альтернативное мнение директора Агентства национальной безопасности, который считал экономические и социальные реформы Горбачева лишь прикрытием для «фактических чисток партии и государств как традиционного средства восстановления жизненных сил партии» и усиления политического контроля. Итогами такого курса могли стать два варианта событий. Первый предполагал, что Горбачев «преуспеет в очищении партии, но в процессе высвободит многие социальные силы, которые ему затем придется возвращать под контроль с помощью КГБ и партийных средств». Это было бы лучшим результатом для Горбачева, который мог бы «сопровождаться умеренными экономическими улучшениями» и укреплением советской политической системы. Второй (и более вероятный) вариант допускал неудачу в проведении чисток и возвращение к новой брежневской эпохе, проявляющейся в сочетании «внутренней неподвижности с внешний мобильностью». Это создало бы «стабильную, но немного ослабленную политическую систему». «В обоих случаях, - заключалось в прогнозе, - советская внешняя политика, скорее всего, останется мобильной, более искусной и гибкой, чем в последние брежневские годы, и будет большим вызовом для США как в странах третьего мира, так и в про-мышленно развитых странах Европы и Восточной Азии».
Авторы доклада, разбирая дальнейшие планы советского лидера, также отмечали серьезные трудности, давая прогноз в отношении его курса: «Исторически сложилось, что изменения такого масштаба в России и Советском Союзе могли успешно производить только чрезвычайно авторитарные лидеры. У Горбачева нет такой власти, и вряд ли он ее получит. Ему грозит затяжная борьба... Его политическое выживание будет зависеть от сочетания политического мастерства, эффективного управления реформой и преодоления трудностей, которые она неизбежно повлечет за собой, и удачи». Авторы отмечали возможность «существенных изменений» в СССР в следующем десятилетии лишь при сохранении власти за Горбачевым: «Горбачев будет упорно продвигаться вперед в реализации своей программы, делая при необходимости тактические корректировки и задержки. До тех пор пока он остается у руля. остается перспектива значительного прогресса на пути системных реформ. Если он умрет на посту или будет отстранен, существенно возрастет вероятность того, что руководство остановит принципиальные изменения». Таким образом, Михаил Сергеевич считался ключевой фигурой в проведении кардинальных реформ советской системы.
В приложении к данному докладу разбирались его личностные характеристики и акцентировалось внимание на особых качествах: решительности, настойчивости, нетерпимости, твердости, склонности к нетрадиционным методам в достижении целей. Авторы приходили к заключению, что Горбачева не устраивала роль обычного советского руководителя и он заметно отличался от своих предшественников: «Михаил Горбачев является самым грозным советским лидером из всех, с которыми Соединенные Штаты сталкивались со дня смерти Сталина. Он твердо привержен своему курсу на радикальное повышение эффективности и производственной мощи СССР и тем самым увеличение влияния Советского Союза во всем мире. Хотя его шансы на успех вызывают сомнение, его решимость - нет». Хотя у Горбачева не было тщательно продуманного «генерального плана системы, которую он хотел создать», он «решил руководить СССР, а не просто служить в качестве главы Политбюро. В отличие от склонного к консенсусам (consensus-building) Брежнева, Горбачев. готов экспериментировать и рисковать, чтобы вдохнуть новую жизнь в советскую систему. В отличие от Хрущева, однако, его готовность идти на риск смягчается тщательным расчетом возможных последствий своих действий. Он будет упорно продвигаться к своим целям, демонстрируя при этом необыкновенную тактическую гибкость». «Горбачев очень уверен в потенциале СССР и его собственной способности руководить. Если он почувствует, что программа реструктуризации не отвечает его ожиданиям. он продолжит и даже усилит свои усилия. Когда изменения вызовут разногласия и политические потрясения, Горбачев пойдет на компромисс в том, что он считает второстепенными вопросами, и изменит свою тактику, но продолжит настаивать на достижении своих целей. Мы считаем, что он осознает, что проводит потенциально опасный курс, но намерен продолжать его, даже несмотря на риск неудачи, вместо сохранения статус-кво», - заключалось в докладе [9].
Аналитические доклады ЦРУ довольно подробно и разносторонне рассматривают личностные и политические характеристики М.С. Горбачева. В них можно заметить множество соображений, совпадающих и с современными оценками. Но они также показывают, что фигура последнего советского генсека во многом являлась непредсказуемой и слабо прогнозируемой для специалистов-советологов. Действия Горбачева оценивались противоречиво, в форме предположений и гипотетических прогнозов. Большое внимание уделялось психологическому портрету 50
советского лидера и разбору личностных характеристик. Ограниченность выводов во многом определялась и использовавшимися источниками информации. В затронутый период авторы не смогли предложить достаточно точный прогноз дальнейших радикальных действий Горбачева и оценить последствия его политики для СССР, связанных с ним стран и всего мира. Впрочем, это в полной мере относилось и к советскому руководству.
Примечания
1. Электронная библиотека Центрального разведывательного управления США. URL: www.cia.gov/ library
2. The Soviet Political Succession: Institutions, People, and Policies. An Intelligence Assessment. April 1982. URL: www.cia.gov/library/readingroom/docs/19820401A.pdf
3. Memorandum for the President. Soviet Political Succession: Institutions, People and Policies. 22 April 1982. URL: www.cia.gov/library/readingroom/docs/19820422.pdf
4. Special analyses. USSR: Candidates for the Succession. May 4 1982. URL: www.cia.gov/library/ readin-groom/docs/19820504.pdf
5. Whither the Soviet Leadership. National Intelligence Council. 12 December 1983. URL: www.cia.gov/library/readingroom/docs/19831212.pdf
6. William J. Casey to the President. Gorbachev, the New Broom. 27 June 1985. URL: www.cia.gov/library/ readingroom/docs/19850601.pdf
7. Ibid.
8. The 27th CPSU Congress: Gorbachev's Unfinished Business. April 1986. URL: www.cia.gov/library/ rea-dingroom/docs/19860401A.pdf
9. Gorbachev: Steering the USSR Into the 1990s. July 1987. URL: www.cia.gov/library/readingroom/ docs/19870701.pdf
Notes
1. The electronic library of the Central Intelligence Agency of the United States. Available at: www.cia.gov/library
2. The Soviet Political Succession: Institutions, People, and Policies. An Intelligence Assessment. April 1982. Available at: www.cia.gov/library/readingroom/docs/19820401A.pdf
3. Memorandum for the President. Soviet Political Succession: Institutions, People and Policies. 22 April 1982. Available at: www.cia.gov/library/readingroom/docs/19820422.pdf
4. Special analyses. USSR: Candidates for the Succession. May 4 1982. Available at: www.cia.gov/ li-brary/readingroom/docs/19820504.pdf
5. Whither the Soviet Leadership. National Intelligence Council. 12 December 1983. Available at: www.cia.gov/library/readingroom/docs/19831212.pdf
6. William J. Casey to the President. Gorbachev, the New Broom. 27 June 1985. Available at: www.cia.gov/ li-brary/readingroom/docs/19850601.pdf
7. Ibid.
8. The 27th CPSU Congress: Gorbachev''s Unfinished Business. April 1986. Available at: www.cia.gov/ li-brary/readingroom/docs/19860401A.pdf
9. Gorbachev: Steering the USSR Into the 1990s. July 1987. Available at: www.cia.gov/ library/ readin-groom/docs/19870701.pdf'
УДК 94(470):68
Т. И. Лыпка
Социальная политика на промышленных предприятиях Германии
(II половина XIX - начало XX в.)
Статья раскрывает содержание социального законодательства Германии: II половина XIX - начало XX в. Основное внимание уделено активному участию руководителей ведущих промышленных предприятий Германии в решении социальных проблем. Представители первого поколения промышленников олицетворяли в позитивном смысле тип патриархальных предпринимателей, которые претендовали на участие в личной жизни своих рабочих. Последующее поколение предпринимателей с ростом предприятий потеряло личный контакт с работниками своих предприятий и вместе с тем чувство социальной ответственности. В 80-х гг. XIX в. государство приняло на себя часть социальных задач владельцев предприятий. Под руково-
© Лыпка Т. И., 2016