Научная статья на тему 'М. А. Шолохов в восприятии сетевых СМИ'

М. А. Шолохов в восприятии сетевых СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
313
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОЛОХОВ / МАСС-МЕДИА / СЕТЕВЫЕ СМИ / РЕЦЕПЦИЯ / МЕДИАДИСКУРС / SHOLOKHOV / MASS MEDIA / NETWORK MASS MEDIA / RECEPTION / MEDIA DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дырдин Александр Александрович

Рассматривается рецепция творчества М. А. Шолохова в современных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reception of creativity of M. A. Sholokhov in modern mass media is considered.

Текст научной работы на тему «М. А. Шолохов в восприятии сетевых СМИ»

УДК 821.161.1 Шолохов М.А.+ 316.77

А. А. ДЫРДИН

М. А. ШОЛОХОВ В ВОСПРИЯТИИ СЕТЕВЫХ СМИ

Рассматривается рецепция творчества М. А. Шолохова в современных СМИ. Ключевые слова: М. Шолохов, масс-медиа, сетевые СМИ, рецепция, медиадискурс.

Критическая литература о М. А. Шолохове обширна. Эстетической, образно-поэтической концепции его творчества, проблемам биографии писателя посвящены многочисленные литературоведческие исследования. Они имеют приоритетное значение для изучения шолоховского художественного мира. Вместе с тем значительный интерес и ценность представляют материалы, отражающие восприятие творческой личности и наследия Шолохова в современных электронных масс-медиа: в интернет-журналистике, на сайтах, создаваемых как профессиональными журналистами, так и обыкновенными пользователями интернета.

Художественный опыт Шолохова и его эстетика ещё не рассматривались в ракурсе их рецепции в интернете. Между тем число сообщений и статей, медиаресурсов на эту тему сегодня огромно. Часто - это короткие информационные сообщения о выходе в свет новых книг о писателе, заметки и очерки о его произведениях, воспоминания о встречах с автором «Тихого Дона», размышления о феномене Шолохова в контексте современных политических событий, отклики об отдельных произведениях в личных блогах. Творчество Шолохова находит сравнительно широкий отклик в российских сетевых СМИ. Произведения писателя и его творческая личность, идейно-художественная позиция вызывают различные оценки.Особняком среди них стоят публикации, связанные с так называемым «вопросом о плагиате»,составляющие незначительную часть сетевых ресурсов, посвящённых Шолохову. В последнее время их количество неуклонно снижается.

Сегодня интерес к Шолохову возрастает. На страницах электронных газет и журналов, в блогах, на коллективных и индивидуальных сайтах и других интернет-площадках стали появляться объёмные литературно-критические эссе и публицистические статьи. Подробнее на некоторых из них остановимся ниже. Наша цель -

© Дырдин А. А., 2018

обратить внимание шолоховедов на этот сегмент современных российских СМИ, на те материалы, в которых содержатся продуктивные, на наш взгляд, наблюдения и мысли. Прежде чем приступить к обзору интернет-источников, следует сказать несколько слов о специфике, группах и видах этого корпуса информации.

Развитие мультимедийных технологий изменило не только процессы книгоиздания и систему традиционных средств информации, но и привело к появлению их нового вида - сетевых СМИ. Для определения данного понятия специалистами используются разные термины: «интернет-СМИ», «онлайновые СМИ», «on-line СМИ», «веб-СМИ», «электронные СМИ», «сетевые СМИ» и т. п. Наиболее распространённым стало понятие «сетевые СМИ». Выделяются различные группы сетевых СМИ (сетевые представительства традиционных медийных структур или интернет-версии печатных изданий и собственно сетевые структуры), а также их виды (сетевые журналы, газеты, информационные агентства, читательские форумы при сайтах СМИ и чаты. К этому же ряду относятся электронные библиотеки, энциклопедии и другие интернет-ресурсы. Ещё одним видом сетевых СМИ можно считать информационно-поисковые системы (ИПС), которые позволяют не только осуществлять поиск необходимой информации по ключевому слову, но и содержат тематически структурированные разнообразные сведения и материалы. Наконец, следует сказать и о порталах. Портал - это собранные на одном веб-сайте поисковые системы, новостные блоки, форумы и т. п. Упомянем здесь о блогах - сайтах, содержание которых регулярно обновляется короткими записями: текстами, изображениям или мультимедиа. Их называют виртуальными дневниками. Блогосферу сегодня тоже предлагают считать видом сетевых СМИ. Электронные СМИ представлены сотнями самых разнообразных и изощрённых форм, их характеристика заняла бы слишком много времени.

Здесь можно обратиться к ряду публикаций в электронном журнале «Медиаскоп» [1].

Этот короткий экскурс в область информационно-коммуникационной терминологии даёт представление о том, как структурированы сетевые СМИ. Материалы о Шолохове, отклики на его произведения мы находим и в оригинальных электронных изданиях, и на личных сайтах, и в социальных сетях, в блогах.

Собственно, работ, посвящённых интерпретации текстов и идейно-эстетических принципов Шолохова, в интернете не так много. На информационных порталах, таких, например, как энциклопедический мультимедийный интернет-ресурс «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефо-дия» [2], учреждённый компанией «Тура Медиа» портал «Русская Семёрка» [3] - проект посвящён ключевым событиям в истории и культуре России, представленным в формате информационных рейтингов ТОП-17, или сайт «Донская электронная библиотека», на котором в открытом доступе находятся копии черновых и беловых рукописей первых пяти частей «Тихого Дона», [4] размещены статьи и библиографические списки, подборки фотографий, воспоминания и биографические материалы о Шолохове.

Интересующие нас тексты относятся к разряду так называемых «окололитературных» медиа, к частно-публичному сегменту рунета. Как правило, в основе этих материалов лежат факты, заимствованные из массмедийных изданий или из общедоступных интернет-ресурсов. В своём большинстве они имеют исключительно информационное значение и не могут рассматриваться в качестве серьёзных научных источников, хотя сегодня границы строго научной информации размыты. При всём том, ряд публикаций в сети заслуживают внимания, поскольку они позволяют проследить изменения в читательской рецепции шолоховского творчества.

Обратимся к появившейся сразу на нескольких сайтах статье известного журналиста Татьяны Щербаковой, которая несколько претенциозно названа «Кто Вы, господин Шолохов? Очерк-версия» [5]. В ней заявлены многие важные шо-лоховедческие проблемы: «Шолохов и Сталин», история создания «Тихого Дона», подробно рассмотрен так называемый «шолоховский вопрос», почти все известные публикации на эту тему, биография писателя и его отношения с Горьким, Солженицыным и другими писателями-современниками. Своеобразно автор очерка объясняет литературный взлёт Шолохова, связывая генезис творчества и многие события в его личной жизни со староверческой традицией. «Как вы думаете, кто такой Михаил Шолохов? Сын скромного служащего на паровой мельнице своего хозяина, выбившийся в люди писатель с че-

тырьмя классами образования. Бедный мальчик из времён царского режима...», - пишет Татьяна Щербакова, а затем решительно заявляет: «Всё -враньё. От первого слова до последнего». По её мнению, подкреплённому теперь уже известными фактами, Шолохов сформировался в старообрядческой среде и только благодаря поддержке старообрядческой общины, свойствам характера окружавших его близких людей (отца, Анастасии Даниловны, семьи Моховых) он смог преодолеть препоны на своём жизненном и литературном пути. Автор статьи выстраивает новую биографию писателя: «Михаил Шолохов -из потомственных известных зарайских (московских) купцов-староверов Шолоховых. Весьма известных в романовской России. И своё, мировой известности произведение „Тихий Дон", принесшее ему Нобелевскую премию, он посвятил донским казакам-староверам». Далее подробно говорится о связи семьи Шолоховых с донскими приверженцами старой веры, о роли, которую сыграл в судьбе юного Миши старовер, промышленник и общественный деятель Павел Григорьевич Шелапутин, помогавший Шолохову при его поступлении в московскую шелапутинскую гимназию, и в лечении глаз в клинике, в которую П. Г. Шелапутин вкладывал значительные средства. В очерке сказано, что учителя-староверы передали увлечённому литературой Шолохову свод исторических народных знаний. Он был выбран староверческой общиной для осуществления особой миссии: создания национальной эпопеи, основанной на мировоззренческом опыте последователей протопопа Аввакума. «Задачи произведения, тема, весь расклад событий, которые требовалось изобразить, ему могли предложить готовыми - как конспект - те, кто был кровно заинтересован в появлении на свет летописи Донского староверческого казачества. Шолохову оставалось лишь наполнить эти рамки образами. А их он брал, не стесняясь, прямо с живых людей, с земляков». По-разному можно относиться к таким констатациям, но пройти мимо них и было бы недальновидно.

Любопытны факты, которые приводит писатель и краевед Евгений Романов в материале, появившемся на разных сайтах под различными заголовками (материал, используемый здесь, взят со страниц крупнейшего российского сервера современной прозы Проза.ру (www.proza.ru)). Исследуя историю одной из улиц г. Богучара - Мещанской (ныне - Прокопенко), писатель рассказывает о том, как перекрещивались биографии и судьбы Михаила Шолохова, Николая Тришина и Андрея Плато -нова, под руководством которого строилась

Богучарская электростанция, расположившаяся в конце той же улицы, где за несколько лет до начала строительства в доме священника Д. И. Тишанского, «на полном пансионе» обитал гимназист Шолохов (с осени 1915 до весны 1918 г.). В этом же доме, ставшем гостиницей, квартировал ученик городского трёхклассного училища Николай Тришин, избранный в 1920 году секретарем укома комсомола, будущий главный редактор «Журнала крестьянской молодёжи» [6].

Есть среди сетевых публикаций и такие, в которых творчество Шолохова предлагается изучать в глобальном масштабе, как явление космологического порядка. В цикле статей Кима Ши-лина «„Тихий Дон" в северном сиянии», опубликованном в июне 2014 года в трёх номерах популярного интернетовского издания - ежедневного сетевого литературно-художественного и философско-культурологического журнала «Топос» [7] - реализована идея эко-анализа шолоховского творчества. В этом аспекте рассмотрена «эко-гармоническая философия Шолохова», принципы экологического гуманизма, традиции которого писатель продолжает и развивает вслед за А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, Л. Н. Толстым, С. А. Есениным, М. М. Пришвиным. Несмотря на некоторую метафоричность и экзотичность авторской терминологии (например, одна из аксиом автора сформулирована следующим образом: Шолохов - классик не только советской, но и мировой (в чём, безусловно, нет сомнений! - А. Д.) - глобальной литературы - культуры экофильного будущего, а одна из целей работы Шилина - показать эко-фильность прозы Шолохова, что, как отмечает автор концепции, «роднит его с культурой Арктики», сближает Шолохова с поэзией Северного сияния). Противопоставляя свой «экофильно-гуманистический» подход подходу социально-экономическому, который, по убеждению автора статей, до сих пор остаётся главенствующим в шолоховедении, он приходит к выводу: Шолохов «осуществил в себе (sic! - А. Д.) и в своём творчестве реальную гармонию (1) изначального, патриархально-казачьего, с (2) экофильно-общечеловечно-неантагонистическим, создавая (3) эко-гармоническое будущее» [8].

Количество сетевых источников, посвящён-ных Шолохову, растёт. Их количество и качество даёт возможность судить о популярности писателя, истинном масштабе его таланта. Не будем останавливаться на многочисленных ссылках на произведения Шолохова, появляющихся в блогах, кратких сообщениях-постах, связанных с личностью писателя и памятью о нём. Часто -это записи в одну или несколько строк, относя-

щиеся к категории новостей. Примером такой информации служит пост от 28.01.2015, связанный с присвоением имени Михаила Шолохова самолёту А330-300 компании «Аэрофлот» [9]. Заметим также, что герои и сюжеты писателя становятся ныне своеобразными интертекстуальными комплексами в оценках, прогнозах и комментариях к современных событиям, в аналитических материалах, посвящённых истории и культуре России минувшего столетия.

В заключение необходимо сказать о специфике массмедийного дискурса. Смысловое поле медиасферы алогично, некогерентно. В сетевых текстах смешиваются высказывания с разнородным содержанием, целевыми установками и средствами выражения. Эта неупорядоченность и бессвязность медиасреды даёт повод многим исследователям говорить о распаде смысловых структур, «клиповом» способе мышления, абсурдно-игровом принципе построения текста в интернет-СМИ [10] .Лексика сетевых публикаций отличается от научного языка значительным субъективизмом. Создатель медиатекста, как правило, употребляет различные вербальные формы, стараясь воздействовать на сознание и чувства читателя, добиться эффекта новизны, а иногда - выполнить определённый заказ. Таким образом, на первый план здесь выходит характерная для языка средств массовой информации воздействующая функция слова. Делается сознательный выбор в пользу конкретных языковых средств (порой весьма колоритных, эмоционально окрашенных), способствующих не столько передаче информации, сколько созданию представления о ней. Основным мотивом автора публикации становится мотив персонализации себя в тексте, создание личностного медиапростран-ства. Иными словами, материалы, размещённые в сети, изначально содержат личностную установку. Здесь основное - поиск автором своей идентичности, задача привлечь читательскую аудиторию неординарностью, эксклюзивностью контента, вызвать интерес к материалу оригинальной, дискуссионной, неоднозначной трактовкой темы, личности или события, о которых идёт речь. Создаётся новая реальность, в которой медиа обладают самостоятельным значением, начинают определять наши мнения и вкусы, картину мира, подчинять себе .

Тем не менее нельзя недооценивать потенциала динамически развивающейся системы интернет-СМИ, их значения в поиске путей к расширению источников научной информации. По оценке авторов коллективной монографии «Русский язык и новые технологии» (2014), коммуникационное пространство интернета в

последние годы расширилось, став «гигантским хранилищем текстовой информации, легкодоступной и востребованной, таким образом обогатив актуальное референтное поле русской культуры, введя в него не только привычную школьную классику, но и разножанровые документы, не самые распространённые языковые пласты и речевые произведения» [11]. Сетевые издания выполняют ныне роль, сходную с ролью «толстых журналов» в докомпьютерную эпоху. «Окололитературные» сюжеты всё чаще возникают и блогосфере. Обсуждение литературных текстов сдвигается в сторону социальных сетей и микроблогов. Появляются мегасайты (см., например, «Журнальный зал „Русского журнала"»), которые являют собой не только «особую форму существования личной блогосферы -дневников и блог-сообществ писателей-читателей», но и новую форму сетевых СМИ -«коллективного блог-поселения редакций „толстых журналов"» [12].Обладая сегодня такими достоинствами, как доступность, временная привязка, структурированность, интернет-СМИ становятся полезными материалами в современных литературоведческих исследованиях. Современная медиасреда зеркально отражает изменения, происходящие в рецепции наследия М. Шолохова, в оценке его роли и места в отечественном литературном процессе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. О современных тенденциях в развитии СМИ и массовой коммуникации см., например :Дзялошинский И. М., Шариков А. В. О современном состоянии и дальнейшем развитии сферы коммуникационных наук в России // Ме-диаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope .гц/2342 http://www. mediascope.ru/2342

2.См.: М. Шолохов. [Электронный ресурс]// URL:http://megabook.ru/article/Шолохов%20 Ми-хаил%20Александрович.

3. См.: Шатрова Фаина. (Фото В. Ахломова). 7 интересных фактов о Михаиле Шолохове [Электронный ресурс]. //URLР:http://russian7.ru/ 2014/02/7-paradoksov-v-sudbe-mixaila-sholoxova.

4. См.: Донская электронная библиотека (ДЭБ).[Электронный ресурс] //URLР: http:www.dspl.ru/eLib/Pages/News/archiv.aspx?/ 188.128.112.196/search/. Наиболее полное представление о творчестве писателя даёт персональное электронное научное издание «Шоло-

хов», входящее в полнотекстовую сетевую многофункциональную информационную систему Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор»: http://feb-web.ru/feb/sholokh/default.asp.

5. Щербакова Татьяна. Кто Вы, господин Шолохов? Очерк-версия. [Электронный ресурс]. //иИЬР: http:// www.proza.ru/2013/04/01/1574.

6. См.: Романов Евгений. Шолохов, Тришин. Улица, улица, улица родная... [Электронный ресурс]

//URLР:http://www.proza.ru/2013/11/22/1454.

7. Шилин Ким. «„Тихий Дон" в северном сиянии» [Электронный ресурс] //URLР:(05/06/2014, 06/06/2014 и 09/06/2014http: //www.topos.ru/article/ ontologicheskie-progulki/tihiy-don-v-severnom-siyanii.

8. Шилин Ким. «„Тихий Дон" в северном сиянии» [Электронный ресурс] //URL: (http://www.topos.ru/article/ ontologicheskie-progulki/ tihiy-don -v- severnom-siyanii-1).

9.См.: Самолёт имени Михаила Шолохова [Электронный ресурс] //URL:http://vshc.ru/? p=497. Сайт Волжского шолоховского центра, на котором размещён этот пост, содержит несколько значимых материалов, объединённых темой «Жизнь и творчество М. А. Шолохова».

10. См. об этом: Кожевников. Е. А. Современные медиадискурсы: специфика и проблемы когерентности// Дискурс в современных масс-медиа в перспективе теорий, социальной практики и образования. - Белгород : КОНСТАНТА, 2014. - С. 57-62.

11.Русский язык и новые технологии. - М., 2014. -256 с.

12. Гусейнов Г. Ч. Блогосфера как коммуникативное пространство// Русский язык и новые технологии. - М., 2014. - С. 50.

Дырдин Александр Александрович, профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

Председатель Международного сообщества «Русская словесность: духовно-культурные контексты».

Поступила 02.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.