ЛЮДСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ НА ПРИВОКЗАЛЬНЫХ ПЛОЩАДЯХ ПАССАЖИРСКИХ АЭРОВОКЗАЛОВ
HUMAN AND TRANSPORT FLOWS NEAR PASSENGER AIR
TERMINALS
И.А.Шишов
LA.Shishov
МГСУ
В статье рассмотрены вопросы взаимодействия людских и транспортных потоков на привокзальных площадях пассажирских аэровокзалов. А также их разделение и образующиеся при этом схемы движения.
In article questions of interaction of human and transport flows near passenger air terminals are considered. And also their division and schemes of movement formed thus.
Современные аэропорты крупных городов во всем мире испытывают постоянное увеличение годового пассажиропотока. Пассажирские аэровокзальные комплексы (ПАК), предназначенные для осуществления пересадки пассажиров с наземного транспорта на воздушный и наоборот, вынуждены принимать, обслуживать и организовывать все возрастающие потоки людей и транспорта.
Организация людских и транспортных потоков на территории ПАК должна обеспечивать высокий уровень комфорта, безопасности и эмоционального состояния людей, образующих эти потоки. Для практической реализации данных критериев необходимо производить разделение разных категорий пассажиров (отъезжающие, приезжающие, обслуживающий персонал) и автотранспорта посредствам их разграничения.
ПАК можно разделить на три основных планировочных зоны: привокзальная площадь, пассажирский аэровокзал, перрон. Все эти зоны должны иметь четкую функционально-технологическую взаимосвязь и единство архитектурно-планировочного решения. «В зависимости от объемов пассажирских перевозок, технологической схемы перрона, количества мест стоянки самолетов на пассажирском перроне и их расположения относительно аэровокзала могут использоваться одноярусные, двухъярусные, смешанные схемы организации потоков пассажиров и их багажа в аэровокзале» [2, п.1.17.]. Таким образом, решение по организации людских и транспортных потоков привокзальной площади должно соответствовать схеме организации потоков пассажиров и их багажа внутри аэровокзала.
В зависимости от схемы решения движения людских потоков и багажа в аэровокзале существует две схемы организации потоков людей и транспорта (чаще всего автомобильного) на привокзальной площади: одноуровневое и двухуровневое. При двухуровневой системе поток вылетающих пассажиров попадает в аэровокзал по подъездной эстакаде на второй (верхний) уровень, а поток прилетевших пассажиров покидает аэровокзал на первом уровне. При решении привокзальной площади в одном
ВЕСТНИК 4/2010
уровне необходимо разносить входы в залы прибытия, залы отправления и служебные входы (см. рис. 2) для разграничения потоков разных категорий пассажиров внутри здания аэровокзала и уменьшения точек пересечений пешеходных путей на территории привокзальной площади.
^г ~ тг--■ — ■— и
III? шки ииссцжпрын
<>----— — цилстшрщиЧ
♦ —>-—• црнлетмашнх
I ■ I > * ■ Гкцалш шшдажш» ь ф « . НШОТЩОИик
«.........щниотаитамх
Рис 1. Схемы движения людских потоков и багажа по вертикали в аэровокзале: а) одноярусная, б) смешанная, в) двухъярусная.
А1роплоти|
1 (I Г'"-!----------^ 11
I I I * I Ч >11
I 1 Н7Ш1И _^_пЦППнГППи!
- л
(I
■фАн^пиргтин: гтпюнм гтпс^илтгюп о— — — — мшеппшм
ф-— - - ЛрЦИС 1(111
Рис 2. Схемы расположения технологических участков привокзальной площади в одном уровне (а) и в двух уровнях (б) и движение транспортных потоков в зависимости от выбора схемы. 1,2-пассажиры едущие соответственно из города и в город; 3,4- автомобильный транспорт соответственно из города и в город; 5,6,7-стоянки автобус, такси и индивидуальных автомобилей соответственно; 8-кратковременная стоянка транспорта
котики пассажиров к автотранспорта
<.____вылетающих пассажиров
- — прилетающих пассажиров ). I п ми ■ автотранспорт»
Рис. 3. Основные потоки пассажиров на территории ПАК при одноуровневой схеме организации потоков людей и транспорта на привокзальной площади.
1-зал отправления пассажиров, 2 -залы прибытия пассажиров, 3-остановочные пункты автобусов и личного транспорта пассажиров, 4- автобусная станция, 5-ж/д станция
Решение привокзальной площади напрямую зависит не только от внутренних технологических факторов, но и от внешних градостроительных факторов, т.к. она связывает между собой ПАК и город. «Сложность технологической схемы пассажирского комплекса аэропорта во многом зависит от организации авиационно-транспортного узла города, который может быть простым (с одним аэропортом) или сложным (с двумя или несколькими аэропортами» [1, с. 61]. При сложной организации авиационно-транспортного узла каждый из входящих в него аэропортов (аэровокзалов, например, Шереметьево-1 и Шереметьево-2) имеет более однородный поток пассажиров: одного направления или только определенных воздушных линий (местных, дальних или международных). При простой организации технологическая схема ПАК усложняется благодаря повышению неоднородности потоков людей и транспорта.
ВЕСТНИК 4/2010
Наиболее сложной является технологическая схема ПАК, предназначенного для обслуживания пассажиров нескольких видов транспорта (например, авиационного, автомобильного, железнодорожного). Привокзальные площади ПАК крупных городов являются крупными транспортными узлами с большим количеством разнообразных по форме функционирования (кратковременные, длительно существующие, пульсирующие и т.д.) источников людских и транспортных потоков и центров тяготения этих потоков. «Современные схемы привокзальных площадей предусматривают размещение всего фронта остановок транспорта вдоль и по периметру аэровокзала, чтобы пассажиры не пересекали путей движения транспорта» [3, с.17].
Избежать пересечений людских потоков в большинстве случаев не представляется возможным. Решить данную проблему можно воспользовавшись моделированием свободного движения потоков исходя из ограничения их плотности (например, 1 чел на 1м2) и на его основе определением необходимой ширины пешеходных путей по длине пути. Для этого модель должна учитывать специфику устройства привокзальных площадей в транспортных узлах города и быть адекватной реальным ситуациям, т.е. подтверждена натурными наблюдениями.
Однако большое количество источников потоков и различное время их функционирования сделают ручной расчет данной задачи слишком трудоемким. Но в наш век компьютерных технологий моделирование практически немыслимо без применения современных ЭВМ, поэтому модель должна носить не только сугубо теоретический характер, но и быть реализована в виде программы на современном языке программирования.
На данный момент приходится констатировать тот факт, что такая модель и методология решения задачи организации людских потоков на привокзальных площадях ПАК еще не создана, несмотря на актуальность проблемы.
Литература:
1. Викторов, Б. И. Наземные сооружения аэропортов: учеб.для вузов / - М. : Транспорт, 1991. - 392 с.
2. ВНТП 3-81. Ведомственные нормы технологического проектирования аэровокзалов аэропортов .
3. Комский М.В., Писков М.Г., Аэровокзалы/ - М.: Стройиздат, 1987. - 199с.: ил.
Ключевые слова: аэропорт, привокзальная площадь, пассажирские аэровокзальные комплексы, движение автотранспорта, пассажиропоток, проектирование, взаимодействие и разделение потоков.
Key words: airport, passenger air terminals complexes, vehicular traffic, passenger traffic, design, Interaction and division of flows.
Почтовый адрес: 141070, РФ, Моск. обл., г. Королев, ул. Горького, д. 16 Б, кв. 92.
Телефон: 8-926-117-01-30 e-mail: [email protected]
Рецензент: Холщевников Валерий Васильевич, доктор технических наук, профессор, Московский государственный строительный университет