Научная статья на тему 'История возникновения пассажирских аэровокзальных комплексов и анализ проработки вопросов организации движения людских потоков на их территории'

История возникновения пассажирских аэровокзальных комплексов и анализ проработки вопросов организации движения людских потоков на их территории Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1297
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / AVIATION / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AIR TRANSPORT / ПАССАЖИРСКИЕ АЭРОВОКЗАЛЫ / PASSENGER AIR TERMINALS / ПАССАЖИРОПОТОК / PASSENGER TRAFFIC / ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ТЕОРИЯ ЛЮДСКИХ ПОТОКОВ / THEORY OF THE PASSENGER FLOWS / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПУТИ / THE WAY-FINDING ABILITY / PUBLIC CORRIDOR

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шишов И. А.

Становление авиации и появление первых аэропортов. Проектирование зданий аэровокзалов и прилегающей территории с учетом специфики организации движения людских потоков в современных условиях. Применение теории людских потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF ORIGIN OF PASSENGER AIR TERMINAL COMPLEXES AND THE ANALYSIS ASSESSMENT OF QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF MOVEMENT OF THE PASSENGER FLOWS IN THEIR TERRITORY

Establishment of aviation and appearance of the first airports. Designing of buildings of air terminals and adjoining territory taking adjusted for specificity of the organisation of movement of the passenger modern conditions. Application of the theory of the passenger flows.

Текст научной работы на тему «История возникновения пассажирских аэровокзальных комплексов и анализ проработки вопросов организации движения людских потоков на их территории»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ АЭРОВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И АНАЛИЗ ПРОРАБОТКИ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ЛЮДСКИХ ПОТОКОВ НА ИХ ТЕРРИТОРИИ

HISTORY OF ORIGIN OF PASSENGER AIR TERMINAL COMPLEXES AND THE ANALYSIS ASSESSMENT OF QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF MOVEMENT OF THE PASSENGER FLOWS IN THEIR TERRITORY

И.А.Шишов

I.A.Shishov

МГСУ

Становление авиации и появление первых аэропортов. Проектирование зданий аэровокзалов и прилегающей территории с учетом специфики организации движения людских потоков в современных условиях. Применение теории людских потоков.

Establishment of aviation and appearance of the first airports. Designing of buildings of air terminals and adjoining territory taking adjusted for specificity of the organisation of movement of the passenger modern conditions. Application of the theory of the passenger flows.

Всю свою историю человек стремился подобно птицам покорять небесные просторы. Многие изобретатели и мыслители (летательная машина с машущими крыльями Р.Бэкона [4], орнитоптер Леонардо да Винчи и т.д.) на протяжении веков пытались воплотить мечту летать «по-птичьему».

Создание аэростата в 1783г., положившее начало воздухоплаванию, приблизило человека к заветной мечте, но до создания аппарата тяжелее воздуха, способного помочь человеку бороздить небесные просторы, словно птицы, было еще далеко. И лишь 17 декабря 1903 года братья Уилбер и Орвилл Райт совершили свой сенсационный первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем (приоритет первого полета за братьями Райт признается большинством ученых), ознаменовав тем самым новую эру авиации (франц. aviatio, от латинского avis птица) в истории человечества, способного отныне совершать длительные управляемые полеты на аппаратах тяжелее воздуха.

Для нового вида транспорта потребовалось строительство взлетно-посадочных площадок, которые со временем стали центром тяготения зданий и сооружений для хранения, технического обслуживания и ремонта самолетов. Так во всем мире стали появляться аэродромы. Первый аэродром в царской России появился в 1909г. [1, с. 3] на окраине г. Киева. К началу первой мировой войны в России насчитывалось уже 25 постоянных аэродромов [1, с. 4].

Благодаря научно-техническому прогрессу в области воздушного транспорта появлялась возможность все более и более массового его применения. В связи с этим сначала в странах Зап. Европы в 1922 - 1923гг. (в аэропортах Париж-Бурже, Берлин-Темпельхоф) [2], а затем и в других частях света начали появляться первые аэровокзалы. Первым аэропортом с крупными сооружениями аэровокзального комплекса в СССР стал аэропорт Внуково в Москве, строительство которого началось в 1938 году.

Стремительное развитие авиации после 2-й мировой войны привело к строительству огромного числа пассажирских аэровокзалов (в дальнейшем аэровокзалов) по всему миру. «Строительство аэровокзалов получило значительное развитие в связи с совершенствованием и обновлением парка пассажирских самолётов, а в СССР — особенно после 1958, с вводом в эксплуатацию скоростных многоместных самолётов Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ту-114»[2].

В настоящее время в условиях рыночной конкуренции тенденция к постоянному совершенствованию и обновлению парка пассажирских самолётов сохраняется в большинстве развитых и развивающихся стран мира. Для уменьшения затрат на перевозку пассажиров в условиях постоянно дорожающего топлива появляются все более и более крупные широкофюзеляжные самолеты. К примеру, самый большой пассажирский самолет из существующих в настоящее время - двухпалубный авиалайнер Airbus А380 в чартерной версии способен принять на борт 850 человек [16, с.5].

В свою очередь, воздушный транспорт для нашей страны, занимающей около 1/9 территории суши, всегда являлся стратегическим. В настоящее время транспортная инфраструктура тяготеет к повышению уровня комфортности и безопасности. Воздушный транспорт способствует возрастающей международной и междугородней деловой и туристической активности населения крупных городов. «Удобнее становятся деловые связи, т.к. деловые люди часто избирают аэродромы разных городов для различных совещаний» [11, с.93]. Пассажиропоток аэропортов крупных городов неуклонно растет благодаря постоянному увеличению численности и экономического благополучия населения.

Принимать, отправлять и обслуживать пассажиров «на земле» при неуклонно растущем пассажиропотоке (см. рис. 1) призваны современные аэровокзальные комплексы. Они «занимают центральное место в системе застройки аэропорта, поскольку в пределах его территории осуществляется пересадка пассажиров с наземного транспорта на воздушный и обратно» [8, с.9]. Для решения возложенной задачи аэровокзальные комплексы должны обладать достаточной пропускной способностью всех трех его главных планировочных зон: привокзальной площади, пассажирского аэровокзала, перрона.

гъ

20

f

-г 15

|

ас

| 10 а

5

О

2000 2001 2002 2003 2001 2005 2006 2007 200В 2009 2010

"-Домодедово Внуково -»-Шереметьево

Рис 1. Динамика пассажиропотока международных аэропортов Москвы в период с 2000 по 2010гг. (по данным Международной Ассоциации Аэропортов ACI до 2009г, за 2010 данные прогнозные)

У, и/инп

Рис. 2. Эмпирические зависимости скорости людского потока от его плотности при движении по горизонтальным путям вне зданий и на транспортно-коммуникационных узлах (ТКУ): 1 - торговая улица [5], 2 - распределительная площадка перрона [7, 15], 3 - перроны [7, 15], 4,5 - тротуары ТКУ [7, 15], 6 - тротуары ТКУ [7, 15], 7 - тротуар промышленных узлов [3].

Современные аэровокзальные комплексы являются центрами тяготения для наземного (железнодорожный, автомобильный), а иногда подземного (метро) и морского транспорта, превращая аэропорты в крупные транспортные узлы и крупные объекты градостроительного развития городов. Поэтому перед проектировщиками аэровокзалов закономерно встают вопросы взаимодействия транспортных и людских потоков на территории привокзальных площадей аэровокзалов с учетом возможности дальнейшего развития территории и организации этих потоков для максимально эффективного их взаимодействия между собой. Взаимодействие потоков должно обеспечивать минимизацию встречных и пересекающихся потоков людей, а также уменьшение количества пересечений людских потоков с путями движения транспорта.

Пропускная способность аэровокзалов напрямую связана с принятыми объемно-планировочными решениями и прежде всего с устройством коммуникационных связей. Поэтому коммуникационные помещения играют роль центрального связующего звена в цепи между наземным и воздушным транспортом. При проектировании коммуникационных путей аэровокзалов необходимо учитывать технологическую последовательность операций при движении людских потоков и их неоднородную структуру, образовавших их людей в зависимости от возраста, эмоционального состояния, времени года, наличия инвалидов и наличия у пассажиров багажа (сумок, тележек, рюкзаков) и теплой одежды в зависимости от времени года. Для минимизации пересе-

чений потоков людей, принадлежащим разным категориям пассажиров (прилетающие, вылетающие, встречающие, провожающие), обслуживающего персонала и багажа, внутри зданий аэровокзалов необходимо производить их разделение либо в пределах этажа, либо по разным ярусам.

Итак, организация движения людских потоков по коммуникационным путям аэровокзалов и на прилегающей территории должна обеспечивать безопасность, комфортность передвижения и нормальный уровень эмоционального состояния людей.

В ходе анализа существующих действующих в настоящее время нормативных документов регламентирующих проектирование пассажирских аэровокзальных комплексов [6, 9, 10, 12, 13], а также отечественной [1, 8] и зарубежной [16] литературы зафиксирован ряд практических рекомендаций (по сокращению протяженности пешеходных путей и времени движения, увеличению прямолинейности пути и т.д.) по организации движения людских потоков. Но данные рекомендации сводятся лишь к детерминированному назначению геометрических параметров пешеходных путей, а движение людских потоков в свою очередь носит сложный стохастический (вероятностный) характер, поэтому требует расчета в каждом конкретном случае (см. рис. 2) и лишь на его основании должны определяться геометрические характеристики пешеходных путей.

Для решения данной проблемы необходимо воспользоваться теорией людских потоков, в рамках которой описываются законы движения людских потоков. Но применять эту теорию можно лишь с учетом специфики организации движения потоков людей на территории комплексов зданий аэровокзалов, которая должна быть получена на базе теоретических и практических исследований в данной области.

На фоне недостаточной проработки данного вопроса в отечественной и зарубежной литературе и нормативной базе, а также актуальности проблемы была выявлена необходимость проведения научных исследований в области организации людских потоков на территории аэровокзальных комплексов.

Литература:

1. Блохин, В.И. Основы проектирования аэропортов/Транспор: - М. т, 1985 -208с.

2. Большая советская энциклопедия, 3-е изд. М., 1969-78. "Аэровокзал".

3. Буга П.Г. Исследование пешеходного движения в городских узлах - Дис.. .к.т.н. - М, 1973. - 154с.

4. Бэкон Рене. «О тайных вещах в искусстве и природе», около 1260г. (опубликован в 1542 г.).

5. Григорьянц Р.Г. Исследование движения длительно существующих людских потоков. - Дис.к.т.н. - М,1973. - 195 с.

6. ВНТП 3-81. Ведомственные нормы технологического проектирования аэровокзалов аэропортов/ Министерство гражданской авиации: - М. 1982.

7. Исследование закономерностей движения людских потоков в транспортно-коммуникационных узлах: Отсчет МИСИ им. В.В.Куйбышева; Руководитель работы Холщевников В.В., др.- №ГР75024206; Инв. №Б604428 - М, 1977. - 134с.

8. Комский М.В., Писков М.Г., Аэровокзалы. - М.: Стройиздат, 1987. - 199с.: ил.

9. МДС 32-1.2000. Рекомендации по проектированию вокзалов / Минстрой России: - М.

1997.

10. МДС 32-2.2000. Рекомендации по проектированию общественно транспортных центров (узлов) в крупных городах / ЦНИИП градостроительства: - М, 1997.

11. Мерлен П. Город: Количественные методы изучения / - М. : Прогресс, 1977. - 262 с. -ISBN 818493 : .94 р.

12. Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП II-85-80)/ ЦНИИП градостроительства. - М.: Стройиздат, 1987.

13. Руководство по проектированию аэровокзалов аэропортов/ Министерство гражданской авиации/ - М, 1982.

14. Соболев Д.А. История самолетов. Начальный период. - М.: Рос. полит. энциклопедия, 1995. - 343 с. ISBN 5-86004-023-7

15. Холщевников В.В., Дмитриев А.С. Исследование закономерностей движения людских потоков на пешеходных путях в транспортно-коммуникационных узлах. - М., 1978 - 16с. - Рукопись представлена МИСИ им. В.В. Куйбышева. Дип. ЦИНИС №988.

16. Kazda, A. Airport design and operation/A.Kazda, R.E.Caves - Oxford, U.K.: 2007, 522c ISBN-13: 978-0-08-045104-6.

Ключевые слова: Авиация, воздушный транспорт, пассажирские аэровокзалы, пассажиропоток, пропускная способность, проектирование, теория людских потоков, коммуникационные пути.

Key words: Aviation, air transport, passenger air terminals, passenger traffic, the way-finding ability, design, theory of the passenger flows, public corridor.

Почтовый адрес: 141070, РФ, Моск. обл., г. Королев, ул. Горького, д. 16 Б, кв. 92.

Телефон: 8-926-117-01-30 e-mail: [email protected]

Рецензент: Холщевников Валерий Васильевич, доктор технических наук, профессор, Московский государственный строительный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.