Научная статья на тему 'Наземное обслуживание рейсов бизнес авиации в Российской Федерации'

Наземное обслуживание рейсов бизнес авиации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТР БИЗНЕС АВИАЦИИ / ОПЕРАТОР / НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / CENTER FOR BUSINESS AVIATION / OPERATOR / GROUND HANDLING / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова А.Р., Цуцкарев В.К.

Развитие бизнес авиации в России напрямую связано с наличием соответствующей аэропортовой инфраструктуры, влияющей на обеспечение безопасности и качество наземного обслуживания рейсов бизнес авиации. Постоянный спрос на выполнение рейсов бизнес авиации способствовал строительству и вводу в эксплуатацию центров бизнес авиации в большинстве своем в аэропортах г. Москва и г. Санкт Петербург. Основными сдерживающими факторами по развитию наземной инфраструктуры и в свою очередь наземного обслуживания рейсов бизнес авиации являются требования нормативных правовых актов РФ и отсутствие заинтересованности инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS FLIGHTS GROUND HANDLING IN RUSSIAN FEDERATION

The development of business aviation in Russia is directly related to the availability of special airport infrastructure that affects the flight safety and ground handling quality for business flights. The stable demand for business flights contributed to the construction new Business Aviation Centers commissioning mostly in the airports of Moscow and St. Petersburg airports. The main constraints of airport ground handling infrastructure and business flights ground handling development are the requirements of Russian Federation legal acts and the lack of investor interest.

Текст научной работы на тему «Наземное обслуживание рейсов бизнес авиации в Российской Федерации»

УДК: 33 ГРНТИ: 06.71.09 DOI: 10.32415/jscientia.2018.11.03

НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕЙСОВ БИЗНЕС АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Р. Панкратова, В. К. Цуцкарев

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Россия, 196210 г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38

S3 Панкратова Айгуль Рамилевна - pankratova999@mail.ru

Развитие бизнес авиации в России напрямую связано с наличием соответствующей аэропортовой инфраструктуры, влияющей на обеспечение безопасности и качество наземного обслуживания рейсов бизнес авиации. Постоянный спрос на выполнение рейсов бизнес авиации способствовал строительству и вводу в эксплуатацию центров бизнес авиации в большинстве своем в аэропортах г. Москва и г. Санкт - Петербург. Основными сдерживающими факторами по развитию наземной инфраструктуры и в свою очередь наземного обслуживания рейсов бизнес авиации являются требования нормативных правовых актов РФ и отсутствие заинтересованности инвесторов.

Ключевые слова: центр бизнес авиации, оператор, наземное обслуживание, инфраструктура.

BUSINESS FLIGHTS GROUND HANDLING IN RUSSIAN FEDERATION

A. R. Pankratova, V. K. Tsutskarev

St. Petersburg State University of Civil Aviation 28 Pilotov St., 196210 Saint Petersburg, Russia

El Pankratova Aigul - pankratova999@mail.ru

The development of business aviation in Russia is directly related to the availability of special airport infrastructure that affects the flight safety and ground handling quality for business flights. The stable demand for business flights contributed to the construction new Business Aviation Centers commissioning mostly in the airports of Moscow and St. Petersburg airports. The main constraints of airport ground handling infrastructure and business flights ground handling development are the requirements of Russian Federation legal acts and the lack of investor interest.

Keywords: center for business aviation, operator, ground handling, infrastructure.

Понятие «центр бизнес авиации» в русском языке происходит от английской аббревиатуры FBO, которая впервые появилась в странах Северной Америки, но наибольшее распространение и применение получила в Западной Европе, в частности Великобритании.

Fixed Base Operator или FBO - оператор по наземному обслуживанию рейсов бизнес авиации, предоставляющий комплекс сервисных услуг по обслуживанию пассажиров, экипажей и воздушных судов (заправка авиационными горюче - смазочными материалами и спецжидкостями, техническое обслуживание и ремонт, ангарное хранение и т.п.). Fixed Base Operator в зарубежной практике может входить в состав аэропорта, быть в собственности местных муниципальных/региональных властей или принадлежать юридическим или физическим лицам.

В современном понимании оператор по наземному обслуживанию рейсов бизнес авиации - это хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты и лицензии на осуществление видов деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс зданий и сооружений, включающий в себя перрон, и (или) терминал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг по обслуживанию пассажиров, экипажей и воздушных судов бизнес авиации.

На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки насчитывается более пяти тысяч FBO, многие из которых управляются по франшизе или находятся в составе крупной сетевой компании. В России количество Fixed Base Operator

не превышает десяти, два из которых являются признанными лидерами отрасли - это ЗАО «ВИППОРТ» и ООО «Джет-Порт СПб».

Появление первого центра бизнес авиации в России связано с группой компаний «АВКОМ», которой в 1995 году был создан Центр деловой авиации «АВКОМ-Д» для обслуживания рейсов бизнес авиации в международном аэропорту «Домодедово». При этом были построены и введены в эксплуатацию: пассажирский терминал повышенной комфортности, просторный перрон и ангар для обслуживания и хранения авиационной техники.

В 1997 году аэропорт «Остафьево» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации становится базовым для ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» - дочерней компании ПАО «Газпром», в 2000 году после проведения масштабной реконструкции аэропорт «Остафьево» получает право обслуживать рейсы бизнес авиации. Таким образом, в современной России появилось первое FBO, созданное практически для нужд конкретной коммерческой компании.

С декабря 2004 года в аэропорту «Внуково» начала осуществлять деятельность компания «ВИППОРТ» - оператор по наземному обслуживанию рейсов бизнес авиации. В 2001 году был введен в эксплуатацию Авиа Бизнес Терминал «Внуково - 3», предназначенный для обслуживания пассажиров внутренних воздушных линий, а в 2006 году -международный терминал. В настоящее время «Внуко-во-3» - это один из крупнейших и самых современных центров бизнес авиации (ЦБА) в России и Восточной Евро-

пе с собственной развитой транспортной инфраструктурой, включающей перрон и ангары для обслуживания и размещения одновременно более 250 воздушных судов различных типов и модификаций, два VIP терминала (внутренний и международный), благоустроенную охраняемую территорию и автомобильные парковки.

С середины 2006 года в международном аэропорту «Шереметьево» функционирует компания «Авиа Групп», основной задачей которой является развитие транспортной инфраструктуры для создания полноценного многофункционального центра бизнес авиации, включающего в себя Терминал «А», ангары для стоянки и хранения воздушных судов бизнес авиации, предангарные площадки и другие здания и сооружения. Помимо этого в аэропорту «Шереметьево» с июня 2006 года открыт терминал для обслуживания пассажиров рейсов бизнес авиации «Премьер Авиа Групп», входящий в группу компаний «Premier».

21 декабря 2011 года состоялась официальная презентация по случаю завершения строительства нового Терминала «А» международного аэропорта «Шереметьево».

В г. Санкт - Петербург широкий спектр услуг по наземному обслуживанию рейсов бизнес авиации предоставляет ООО «ДжетПорт СПб» на базе ЦБА «Пулково - 3». Первое воздушное судно и экипаж были обслужены ООО «ДжетПорт СПб» в октябре 2009 года, а первый пассажир бизнес-авиации - в январе 2010 года.

ЦБА «Пулково - 3» — первый в Северо-Западном регионе и единственный в Санкт - Петербурге центр бизнес авиации, ввод в эксплуатацию которого позволил значительно расширить перечень услуг для рейсов бизнес авиации, в том числе осуществлять базирование воздушных судов. Центр Бизнес Авиации «Пулково - 3» расположен на территории площадью 100 000 м2, включает перрон с 30 местами стоянок для воздушных судов различных типов, пассажирский терминал для обслуживания пассажиров внутренних и международных рейсов и сопровождающих их лиц, ангар для обслуживания и хранения воздушных судов и прочие объекты инфраструктуры (рис. 1).

Рисунок 1. ЦБА «Пулково - 3»

ООО «Авиа Групп Норд» - компания в г. Санкт - Петербург, осуществляющая с марта 2013 года комплексное обслуживание пассажиров внутренних воздушных линий в терминале - реконструированном историческом здании аэровокзального комплекса «Пулково - 2».

Состояние транспортной инфраструктуры напрямую влияет на обеспечение безопасности и качества наземного обслуживания рейсов, а также на развитие бизнес авиации в России в целом. Также следует отметить, что соответству-

ющая инфраструктура развита исключительно в аэропортах Московского авиационного узла и Санкт-Петербурга, что обусловлено возможностью возврата инвестиций в среднесрочной перспективе в связи с наличием постоянного спроса на выполнение рейсов бизнес авиации.

На рисунке 2 приведены данные по количеству рейсов бизнес авиации, обслуженных за период с 2014 по 2017 годы в ЦБА «Внуково - 3», «Пулково - 3», международных аэропортах «Сочи» и «Казань». Представленные статистические данные подтверждают концентрацию и локализацию подавляющего количества обслуженных рейсов бизнес авиации в аэропортах Московского авиационного узла и Санкт-Петербурга.

1ЭЙ77

2:14 год 2315 год 2016 год 2:17 год

■ ЦБА "Внуково-3" ■ ЦЬА "Пулково-3"

■ Мевдународный аэропорт "Сочи" ■ Международный аэролорг"Казапь"

Рисунок 2. Количество рейсов бизнес авиации, обслуженных за период с 2014 по 2017 годы в ЦБА «Внуково-3», «Пулково-3», международных аэропортах «Сочи» и «Казань»

Классический центр бизнес авиации, как уже было отмечено ранее, состоит из перрона, ангара и пассажирского терминала с прилегающей территорией. Основная доля расходов при строительстве приходится на пассажирский терминал в связи с высокими требованиями действующих в России нормативных правовых актов по обеспечению обслуживания пассажиров в здании аэровокзала (терминала), распространяющихся в том числе и на пассажиров бизнес авиации, перрон и привокзальную площадь.

В течение года в ЦБА «Пулково - 3» обслуживается около 24 000 пассажиров, что в среднем сопоставимо с количеством обслуживаемых ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» пассажиров в терминале аэропорта «Пулково» за один день, в ЦБА «Внуково - 3» предоставляется комплекс услуг 100 000 пассажиров в год, такое же количество пассажиров обслуживается в аэровокзале (терминале) международного аэропорта «Внуково» за двое суток.

Согласно требований федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. №142, на привокзальных площадях должны быть созданы зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов (для аэропортов местных воздушных линий данное требование носит рекомендательный характер). В свою очередь допуск транспортных средств к пассажирскому терминалу центра бизнес авиации осуществляется по заранее согласованному списку, поступившему от авиакомпании, после проезда через оборудованный контрольно - пропускной пункт. Учитывая годовые объемы обслуживаемых пассажиров в центрах бизнес авиации, равным десяткам тысяч, а не миллионам, мы считаем возможным упростить указанное требование при проектировании и строительстве ЦБА.

Также федеральные авиационные правила «Требова-

ния авиационной безопасности к аэропортам» обязывают предусматривать в терминалах:

- зоны контроля пассажиров - помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 м2 для предполетного досмотра, оборудованные стационарными техническими средствами досмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее 4 м2 для проведения личного (индивидуального) досмотра;

- помещения для досмотра багажа, почты, грузов и бортовых запасов, оборудованные техническими средствами досмотра;

- зону между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (стерильная зона), площадью не менее 1,7 м2 из расчета на одного пассажира;

- отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета;

- отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ;

- пункты досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы, оборудованные рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

Учитывая вышеуказанные требования в Центре Бизнес Авиации «Пулково - 3» площадь зон (пунктов, помещений) для обеспечения авиационной безопасности составила 476 м2.

При обустройстве воздушного пункта пропуска было задействовано 284 м2, площадь санитарно-технических помещений составила 142 м2, зоны регистрации пассажиров и оформления багажа - 100 м2.

Таким образом, общая площадь технологических зон обслуживания в ЦБА «Пулково-3» занимает более 1000 м2, что составляет более 50 % всей площади первого этажа пассажирского терминала, для обслуживания максимум 50, а иногда и менее 10 пассажиров в сутки.

Необходимо обратить внимание и на требование федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. №142, в отношении численности групп предполетного досмотра воздушного судна, которая должна быть не менее 4 человек. Производство предполетного досмотра воздушных судов четырьмя инспекторами зачастую не представляется возможным ввиду летно - технических характеристик и особенностей некоторых типов воздушных судов бизнес авиации. В связи с чем, мы считаем необходимым пересмотреть и утвердить численный состав групп, задействованный в предполетном досмотре воздушного судна, исходя из разделения типов воздушных судов бизнес авиации на несколько групп в зависимости от максимальной-взлетной массы воздушного судна, в пределах от 1 до 50 тонн так как подавляющее большинство воздушных судов бизнес авиации ведущих мировых производителей, такие как Cessna, Bombardier, Gulfstream, Embraer, Dassault Falcon и даже Sukhoi Superjet 100 имеют максимальную-взлетную массу менее 50 тонн.

В настоящей статье представлена лишь часть требований законодательства РФ, обязательных для исполнения, пересмотр которых с учетом специфики функционирования бизнес авиации в России, позволит значительно уменьшить инвестиции в аэропортовую инфраструктуру, предназна-

ченную для обслуживания рейсов бизнес авиации, что в будущем будет способствовать активизации инвесторов в отношении строительства и ввода в эксплуатацию новых центров бизнес авиации в региональных аэропортах, в связи с чем будут созданы новые рабочие места, возможно сформированы сетевые обслуживающие компании для удобства клиентов и поддержания единых стандартов обслуживания, несмотря на невысокую частоту выполнения рейсов бизнес авиации в подавляющее большинство региональных аэропортов.

В будущем создание аэропортовой инфраструктуры для обслуживания рейсов бизнес авиации возможно на базе уже введенных в эксплуатацию аэропортов, представленных далее.

Аэропорт Бованенково расположен в северо-западной части полуострова Ямал, в 40 км от побережья Карского моря, в 399 км северо-западнее пос. Яр Сале, административно входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа. Аэропорт имеет стратегическое значение для освоения Бованенковского месторождения, которое официально введено в эксплуатацию 23 октября 2012 года. Эксплуатан-том аэропорта Бованенково является ООО Авиапредприятие «Газпром авиа».

В октябре 2012 года в аэропорту приземлился первый пассажирский самолёт Ту-154 авиапредприятия «Газпром авиа», совершивший рейс по маршруту Внуково — Рощи-но - Бованенково.

Аэродром имеет одну взлётно-посадочную полосу с искусственным покрытием. В настоящее время на перроне имеется 9 мест для стоянки воздушных судов. Предусмотрено расширение перрона. В аэропорту Бованенково предоставляется полный спектр услуг по обеспечению аэропортового и наземного обслуживания.

Аэропорт Сабетта - аэропорт на полуострове Ямал у берега Обской губы близ одноимённого вахтового посёлка Ямало-Ненецкого автономного округа России. Аэропорт является важным стратегическим элементом транспортной инфраструктуры масштабного проекта «Ямал СПГ», который реализуется крупнейшим независимым производителем газа в России - компанией НОВАТЭК совместно с французской нефтегазовой компанией Total и китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC. Оператором аэропорта является ООО «Международный аэропорт Сабетта» - дочернее предприятие ПАО «Ямал СПГ».

4 декабря 2014 года в аэропорту Сабетта приземлился первый пассажирский самолёт Boeing 737 ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», совершивший технический рейс. Со 2 февраля 2015 года аэропорт Сабетта начал обслуживать вахтовые авиаперевозки проекта «Ямал СПГ».

Аэропорты Бованенково и Сабетта активно используются для обслуживания рейсов высшего руководства головных компаний (инвесторов), не имея при этом соответствующей для рейсов бизнес авиации инфраструктуры.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортовой инфраструктуры, в том числе для обслуживания рейсов бизнес авиации, происходит преимущественно по инициативе и за счет коммерческих компаний.

2. Развитие аэропортовой инфраструктуры для обслуживания рейсов бизнес авиации наблюдается исключительно в городах со стабильным и постоянно растущим

объемом указанных рейсов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сочи, г. Казань).

3. Появление новых аэропортов (аэродромов) происходит в тех регионах, в которых реализуются масштабные инвестиционные проекты, что может благоприятно повлиять

ЛИТЕРАТУРА

на развитие транспортной инфраструктуры для обслуживания рейсов бизнес авиации.

4. Внесение изменений в нормативные правовые акты РФ будет способствовать открытию новых центров бизнес авиации в региональных аэропортах.

1. Приказ Минтранса России от 28.11.2005 № 142 (ред. от 12.02.2018) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 23.01.2006. № 4.

2. Приказ Минтранса России от 25.07.2007 № 104 (ред. от 30.03.2018) «Обутверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» // Российская газета. 17.08.2007. № 180.

3. Интернет сайты. URL: http://www.aerotrans.aero, http://www.gazpromavia.ru, http://www.jetport.ru, http://www.vnukovo3.ru, http://bac-dmd.ru.

Поступила в редакцию 28.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.