Научная статья на тему 'Подготовка аэропортов к Чемпионату мира по футболу - 2018'

Подготовка аэропортов к Чемпионату мира по футболу - 2018 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
567
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АЭРОДРОМ / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 / ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / AIRPORT INFRASTRUCTURE / AIR FIELD / 2018 FOOTBALL WORLD CUP / TRANSPORTATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пчелин А.А.

При реализации Федеральной программы подготовки в части строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры в городах организаторах чемпионата мира по футболу 2018 г. предусмотрено 41 мероприятие, в том числе 28 на объектах аэропортовой инфраструктуры. В статье дается оценка хода строительных работ в каждом из реконструируемых или строящихся аэропортов, отмечаются проблемные вопросы и предпринимаемые меры для нормализации ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing airports for the 2018 football World Cup

A total of 41 action items are designated for realisation of the Federal Programme for preparation in building and reconstruction of transport infrastructure of the 2018 football World Cup host cities, including 28 action items on objects of airport infrastructure. The article provides an appraisal of progress of airports under construction or reconstruction, outlines occurring problems and measures being undertaken to normalise the situation.

Текст научной работы на тему «Подготовка аэропортов к Чемпионату мира по футболу - 2018»

Подготовка аэропортов к Чемпионату мира по футболу — 2018

А. А. Пчелин,

начальник Управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта

При реализации Федеральной программы подготовки в части строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры в городах - организаторах чемпионата мира по футболу 2018 г. предусмотрено 41 мероприятие, в том числе 28 - на объектах аэропортовой инфраструктуры. Министерство транспорта совместно с региональными властями контролирует ход работ на строящихся и реконструируемых транспортных объектах.

Для обеспечения транспортного обслуживания Чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 г., будут использоваться 13 аэропортов в 11 городах — организаторах соревнований. Это Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск и Сочи. Географически пункты

Строительство ВПП-3, РД-Д, РД-Е, РД-Е3 (Аэропорт Шереметьево ВПП-3)

кшш шЛ

Строительство путепровода через Шереметьевское шоссе (Аэропорт Шереметьево ВПП-3)

проведения мундиаля распадаются на 4 кластера (Центральный, СевероЗападный, Волжский и Южный), а также отдельную зону «Урал». В настоящее время инфраструктура четырех аэропортов («Сочи», «Казань», «Внуково», «Пулково») уже готова к транспортному обеспечению проведения матчей, в других городах идут строительные работы. Кратко остановлюсь на каждом объекте.

Центральный кластер

«Домодедово»

В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Домодедово» в настоящее время выполняются строительство новой взлетно-посадочной полосы-2 (ВВП-2) размером 3800*60 м с оборудованием по III категории ИКАО, системы рулежных дорожек, аварийно-спасательной станции, а также реконструкция перрона стоянки воздушных судов с примыкающими рулежными дорожками.

К сожалению, на объекте имеется значительное отставание от утвержденного календарного плана-графика производства работ. В связи с этим АО «Строительное управление № 1» 23 октября 2015 г. утвердило новый график выполнения строительно-монтажных работ, предусматривающий ликвидацию отставания в срок до июня 2017 г. Работы на объекте организованы в две смены, существенно увеличено количество рабочего персонала и техники. В среднем на строительной площадке в декабре было задействовано 650 человек персонала и 160 единиц техники.

Работы обеспечены финансированием, общий объем которого предусматривает выделение 18,2 млрд руб. Объект предполагается к вводу в эксплуатацию в марте 2018 г.

«Шереметьево»

В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Шереметьево» выполняется строительство взлетно-посадочной полосы-3 с оборудованием по III категории ИКАО. Работы ведутся в соответствии с календарным графиком. Строительство комплекса ВПП-3 планируется завершить в мае 2018 г.

В то же время здесь существует дополнительная потребность в финансировании проекта в объеме 13,5 млрд руб. Учитывая дефицит средств, предлагается в рамках формирования проекта Федеральной адресной инвестиционной программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов увеличить финансирование строительства ВПП-3 в 2017-2018 гг. на 8,5 млрд руб. за счет переноса реализации вновь начинаемых объектов на более поздние сроки, а также выделить дополнительные средства из федерального бюджета в размере 5 млрд руб.

Вместе с тем во исполнение поручения первого заместителя председателя правительства И.И. Шувалова от 28 октября 2016 г. Росавиация направила на согласование в Минтранс предложения по увеличению финансирования этого проекта на 1,12 млрд руб.

Данные средства необходимы для оплаты дополнительных работ в рамках подготовленной в 2015-2016 гг. корректировки проектной документации по объекту. Среди них изъятие земельных участков иных объектов недвижимости в зоне строительства, вынос из зоны строительства новой взлетно-посадочной полосы-3 инженерных сетей, распределительных и магистральных газопроводов, корректировка технических решений по I этапу проекта в части трассы распределительных газопроводов и целый ряд других.

Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании у специального представителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С. Б. Иванова, состоявшегося 11 октября 2016 г., Роса-виация направила предложения по увеличению финансирования мероприятия на 800 млн руб. для дополнительных работ по подготовке территории строительства. В рамках внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» предусмотрено пе-

рераспределение указанных средств с других мероприятий государственных программ РФ.

Реконструкцию магистральной рулежной дорожки, мест стоянки воздушных судов сектора Шереметьево-1, патрульной дороги и ограждения планируется завершить в мае 2018 г. Работы обеспечены финансированием. Общий объем средств для реконструкции аэропортового комплекса «Шереметьево» был предусмотрен в размере около 80 млрд руб.

«Внуково»

Во «Внуково» завершены все предусмотренные проектом работы. Введены в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочная полоса-1 размером 3500*60 м со светосигнальным оборудованием по IIIA категории ИКАО, сеть рулежных дорожек, аварийно-спасательные средства, объекты радиотехнического обеспечения полетов, водосточно-дре-нажная система и ряд других объектов.

Северо-Западный кластер

«Пулково» (Санкт-Петербург)

В «Пулково» в 2014 г. завершился четырехлетний полномасштабный проект реконструкции местного аэропорта. В частности, построен новый и реконструирован старый аэровокзалы, которые объединились в централизованный аэровокзал. Также реконструирован аэродром, появились новые современные здания, необходимые для обеспечения жизнедеятельности аэропорта. В частности, это аварийные спасательные станции, энергоцентр, центры технического обслуживания аэропортового транспорта и др. Приятно отметить, что новый терминал аэропорта «Пулково» вошел в десятку самых красивых терминалов мира по версии авторитетного британского издания The Telegraph. Кроме того, новый терминал был признан лучшим в одной из номинаций ежегодной премии Business Travel Awards-2016. А годом ранее воздушную гавань Санкт-Петербурга признали лучшей в Европе по уровню обслуживания пассажиров.

«Храброво» (Калининград)

Реконструкция аэродромного комплекса «Храброво» осуществляется в два этапа.

В рамках первого этапа прошла реконструкция взлетно-посадочной поло-

сы с удлинением до 3350*45 м и оборудованием по II категории ИКАО, а также рулежных дорожек, перрона на 35 мест стоянки воздушных судов, ограждения, патрульной дороги и др.

Поскольку подрядчик ООО «Строй-новация» не принял действенных мер по ликвидации отставания при реализации проекта, контракт с ним был досрочно расторгнут в одностороннем порядке 27 августа 2016 г. Минтранс письмом от 7 ноября 2016 г. направил в аппарат правительства РФ доклад с предложением о целесообразности определения единственным исполнителем работ по объекту «Вторая очередь реконструкции и развития аэропорта „Храброво"» компании ОАО «Центро-дорстрой». Реализацию первого этапа предполагается завершить в 2017 г.

Второй этап — строительство перрона на 5 мест стоянки воздушных судов с устройством его освещения планируется выполнить также в 2017 г. Работы обеспечены финансированием, общий объем которых предусмотрен в размере 7,2 млрд руб.

В итоге в «Храброво» планируется достичь пропускной способности 1250 пассажиров в час, а в дни пиковых нагрузок - 1950 пассажиров. Увеличение пропускной способности аэропорта на вылет будет достигаться с помощью реверсивной схемы обслуживания вылетающих пассажиров. Стоит также отметить, что в «Храброво» планируется преобразить и привокзальную площадь. В первую очередь, это коснется устройства мостовых, тротуаров и озеленения площадей. На площадке перед зданием аэровокзала будет организована остановка автобусов, обслуживающих аэропорт, стоянка для аккредитованного автотранспорта, а также стоянка такси.

Волжский кластер

«Казань» (Казань)

В аэропортовом комплексе г. Казани были проведены масштабные работы по подготовке ко Всемирной Универсиаде 2013 г. В частности, выполнена реконструкция взлетно-посадочной поло-сы-1 с удлинением на 1250 м до 3750 м и оснащением светосигнальным (по схеме ОВИ-П с двух направлений посадки) и радиотехническим оборудованием. Благодаря высокой несущей способности, полоса пригодна для приёма самых тяжёлых воздушных судов. Также реконструирована сеть соединительных

4 | «Транспорт Российской Федерации»

№6 (67) 2016

рулежных дорожек, расширен пассажирский перрон и др.

В итоге казанский аэропорт готов к работе в условиях нагрузок Чемпионата мира по футболу. Совокупная пропускная способность трёх его терминалов составляет 1,3 тысячи пассажиров в час в одну строну. В случае необходимости здесь планируется задействовать дополнительные мощности в аэровокзальном комплексе, установив в зале ВВЛ Терминала 1А стационарные кабины паспортного контроля.

Проект реконструкции аэродрома получил финансирование в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», совокупный объем инвестиций составил почти 4,9 млрд руб.

«Гумрак» (Волгоград)

Реконструкция аэродромного комплекса «Гумрак» осуществляется в два этапа. Первый предусматривал строительство новой взлетно-посадочной полосы № 2, оборудованной по II категории ИКАО, рулежной дорожки, 1 места стоянки воздушных судов, стартовой аварийно-спасательной станции, патрульной дороги и других объектов. В настоящее время этот этап завершен, объекты введены в эксплуатацию в августе 2016 г.

В рамках второго этапа выполняются дооборудование взлётно-посадочной полосы-2 до требований III категории ИКАО, реконструкция перрона с устройством 20 мест стоянок для воздушных судов расчетного типа (А-320) и существующих рулежных дорожек, завершается строительство магистральной рулежной дорожки, создается площадка противообледенительной жидкости (ПОЖ) и др.

Аэропорт нижний новгород

Работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с графиком. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г. Всего на реализацию проекта предусмотрено выделение 3,7 млрд руб, из которых в 2017 г. - 0,9 млрд руб.

«Стригино» (Нижний Новгород)

В Нижнем Новгороде пройдут не только четыре матча группового этапа, но и два матча стадии плей-офф. Соответственно, это привлечет большое количество зрителей.

Реконструкция аэродромного комплекса «Стригино» осуществляется в два этапа. Первый этап - реконструкция части перрона - завершен, объект введен в эксплуатацию 17 октября 2016 г.

В настоящее время в рамках второго этапа выполняются реконструкция взлетно-посадочной полосы-1 размером 3000*45 м с оборудованием по II категории ИКАО, рулежных дорожек, строительство 8 мест стоянки для воздушных судов типа А-320, командно-

Аэропорт курумоч (г. самара). искусственное покрытие перрона с пандусом

диспетчерского пункта, аварийно-спасательной станции.

Работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с графиком. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г. Стоимость проекта 5,5 млрд руб. Из них 1,7 млрд предстоит освоить в 2017 г.

«Курумоч» (Самара)

В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Курумоч» завершена реконструкция торцевого участка взлетно-посадочной полосы-1 с магнитным курсом посадки 231°, рулежных дорожек 7-10, грузового перрона. В настоящее время выполняется реконструкция взлетно-посадочной полосы-2 с оборудованием по III категории ИКАО, рулежных дорожек 3,5-11, перронов, ограждения аэродрома, патрульной дороги и др.

При этом государственные контракты с АО «Сибмост» по объекту были расторгнуты 20 сентября 2016 г. в связи с нарушением сроков их исполнения. Невыполненные подрядчиком работы включены в ведомость объемов работ в рамках нового государственного контракта, заключённого 14 ноября 2016 г. с АО «Ирмаст-Холдинг».

Стройка обеспечена финансированием, общий объем которого составляет 11,1 млрд руб. График работ соблюдается. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г.

«Саранск»(Саранск)

Реконструкция аэродромного комплекса «Саранск» осуществляется в два этапа.

Первый этап — завершение стро-

Аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург)

ительства перрона на 18 мест стоянки воздушных судов - планируется закончить в 2017 г. Государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по 1 этапу реконструкции, заключенный в 2015 г. с ООО «Строительная компания Аэро-дор», был расторгнут 24 мая 2016 г. в одностороннем порядке в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств. Заключение нового контракта предполагается после проведения конкурсных процедур в феврале 2017 г.

В настоящее время в рамках второго этапа реконструируется взлетно-посадочная полоса с оборудованием по I категории ИКАО, строятся рулежные дорожки, патрульная дорога и ограждения.

Пропускная способность аэропорта после реконструкции составит 300 пассажиров в час с возможностью увеличения до 600 пассажиров на время чемпионата. Саранский аэропорт по уровню безопасности полетов будет соответствовать всем современным мировым стандартам и сможет принимать самолеты Boeing 737, Airbus и другие аналогичные воздушные суда.

Работы обеспечены финансированием общим объемом почти 3 млрд руб. и выполняются в соответствии с графиком. Объект должен быть введен в эксплуатацию в 2017 г. В ноябре 2016 г. ход реконструкции аэропорта в Саранске проинспектировал руководитель Федерального агентства воздушной авиации А. В. Нерадько.

Южный кластер

«Сочи»(Сочи)

Как известно, в рамках подготовки аэропорта г. Сочи к Зимней олимпиаде 2014 г. были проведены масштабные реконструкция и строительство

объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта, поэтому весь аэропортовый комплекс полностью готов к работе в рамках Чемпионата мира по футболу и каких-либо дополнительных существенных работ, а соответственно, и выделения федеральных средств здесь не требуется.

«Южный» (Ростов-на-Дону)

Как известно, в Ростове-на-Дону предусмотрено строительство нового аэропорта с полным комплектом зданий и сооружений. Его рабочее название «Южный», новое название, согласно опросу граждан, - «Платов». За счет средств федерального бюджета в рамках проекта предусмотрено строительство аэродромной инфраструктуры. За счет других привлеченных источников здесь строится аэропортовый комплекс и внешняя инженерно-техническая и транспортная инфраструктура.

В частности, проектом предусмотрено строительство нового аэродрома класса Б в составе взлетно-посадочной полосы размером 3600*45 м с оснащением по II категории ИКАО, сети рулежных дорожек, перрона на 45 мест стоянки воздушных судов, ПОЖ и др. Запланированные работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с утвержденным графиком.

В настоящее время полностью завершено устройство искусственных аэродромных покрытий на ИВПП. Завершается устройство покрытий из марочного бетона на перроне и рулежных дорожках. Всего нанесено бетонное покрытие на площади 642,5 тыс. кв. м, что составляет почти 90 % общего объема проекта. Ведутся работы по устройству водосточно-

дренажной сети, водоотводных канав, нагорной канавы, патрульной дороги и др.

Общий объем финансирования составляет 17,8 млрд руб, из которых основная часть была освоена уже в 2010-2016 гг., а 2,5 млрд руб. подлежит освоению в 2017 г. Объект будет введен в эксплуатацию в декабре 2017 г. В ноябре 2016 г. ход работ в строящемся аэропорту проинспектировали министр транспорта М. Ю. Соколов и руководитель Росавиации А. В. Нерадько.

Зона «Урал»

«Кольцово» (Екатеринбург)

В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Кольцово» завершена реконструкция магистральной рулежной дорожки, участков пассажирского перрона МС-19-21, 49-52, 60-62. Однако в связи с неисполнением должным образом АО «Строительное управление № 1» договорных обязательств договор строительного подряда с ним был расторгнут в одностороннем порядке.

Объемы невыполненных подрядчиком работ включены в государственный контракт, который 18 октября 2016 г. был заключен с ЗАО «Трест Камдор-строй».

В настоящее время реконструируются взлетно-посадочная полоса-2 с оборудованием по II категории ИКАО, рулежные дорожки, перрон, водосточ-но-дренажная система, очистные сооружения, ограждения аэродрома, патрульная дорога.

Работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с графиком. Всего на реализацию проекта предусмотрено финансирование в размере 6,1 млрд руб. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г.

В целом следует заключить, что несмотря на возникающие в ходе реконструкции и строительства ряда аэропортов вопросы, большинство которых связано с невыполнением подрядчиками своих обязательств по соблюдению графиков производства работ, организаторы проектов своевременно предпринимают соответствующие меры для исправления ситуации. Все обязательства по подготовке российских аэропортов к Чемпионату мира по футболу будут выполнены и намеченные проекты реализованы. □

6 | «Транспорт Российской Федерации:

№6 (67) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.