Подготовка аэропортов к Чемпионату мира по футболу — 2018
А. А. Пчелин,
начальник Управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта
При реализации Федеральной программы подготовки в части строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры в городах - организаторах чемпионата мира по футболу 2018 г. предусмотрено 41 мероприятие, в том числе 28 - на объектах аэропортовой инфраструктуры. Министерство транспорта совместно с региональными властями контролирует ход работ на строящихся и реконструируемых транспортных объектах.
Для обеспечения транспортного обслуживания Чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 г., будут использоваться 13 аэропортов в 11 городах — организаторах соревнований. Это Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск и Сочи. Географически пункты
Строительство ВПП-3, РД-Д, РД-Е, РД-Е3 (Аэропорт Шереметьево ВПП-3)
кшш шЛ
Строительство путепровода через Шереметьевское шоссе (Аэропорт Шереметьево ВПП-3)
проведения мундиаля распадаются на 4 кластера (Центральный, СевероЗападный, Волжский и Южный), а также отдельную зону «Урал». В настоящее время инфраструктура четырех аэропортов («Сочи», «Казань», «Внуково», «Пулково») уже готова к транспортному обеспечению проведения матчей, в других городах идут строительные работы. Кратко остановлюсь на каждом объекте.
Центральный кластер
«Домодедово»
В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Домодедово» в настоящее время выполняются строительство новой взлетно-посадочной полосы-2 (ВВП-2) размером 3800*60 м с оборудованием по III категории ИКАО, системы рулежных дорожек, аварийно-спасательной станции, а также реконструкция перрона стоянки воздушных судов с примыкающими рулежными дорожками.
К сожалению, на объекте имеется значительное отставание от утвержденного календарного плана-графика производства работ. В связи с этим АО «Строительное управление № 1» 23 октября 2015 г. утвердило новый график выполнения строительно-монтажных работ, предусматривающий ликвидацию отставания в срок до июня 2017 г. Работы на объекте организованы в две смены, существенно увеличено количество рабочего персонала и техники. В среднем на строительной площадке в декабре было задействовано 650 человек персонала и 160 единиц техники.
Работы обеспечены финансированием, общий объем которого предусматривает выделение 18,2 млрд руб. Объект предполагается к вводу в эксплуатацию в марте 2018 г.
«Шереметьево»
В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Шереметьево» выполняется строительство взлетно-посадочной полосы-3 с оборудованием по III категории ИКАО. Работы ведутся в соответствии с календарным графиком. Строительство комплекса ВПП-3 планируется завершить в мае 2018 г.
В то же время здесь существует дополнительная потребность в финансировании проекта в объеме 13,5 млрд руб. Учитывая дефицит средств, предлагается в рамках формирования проекта Федеральной адресной инвестиционной программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов увеличить финансирование строительства ВПП-3 в 2017-2018 гг. на 8,5 млрд руб. за счет переноса реализации вновь начинаемых объектов на более поздние сроки, а также выделить дополнительные средства из федерального бюджета в размере 5 млрд руб.
Вместе с тем во исполнение поручения первого заместителя председателя правительства И.И. Шувалова от 28 октября 2016 г. Росавиация направила на согласование в Минтранс предложения по увеличению финансирования этого проекта на 1,12 млрд руб.
Данные средства необходимы для оплаты дополнительных работ в рамках подготовленной в 2015-2016 гг. корректировки проектной документации по объекту. Среди них изъятие земельных участков иных объектов недвижимости в зоне строительства, вынос из зоны строительства новой взлетно-посадочной полосы-3 инженерных сетей, распределительных и магистральных газопроводов, корректировка технических решений по I этапу проекта в части трассы распределительных газопроводов и целый ряд других.
Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании у специального представителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С. Б. Иванова, состоявшегося 11 октября 2016 г., Роса-виация направила предложения по увеличению финансирования мероприятия на 800 млн руб. для дополнительных работ по подготовке территории строительства. В рамках внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» предусмотрено пе-
рераспределение указанных средств с других мероприятий государственных программ РФ.
Реконструкцию магистральной рулежной дорожки, мест стоянки воздушных судов сектора Шереметьево-1, патрульной дороги и ограждения планируется завершить в мае 2018 г. Работы обеспечены финансированием. Общий объем средств для реконструкции аэропортового комплекса «Шереметьево» был предусмотрен в размере около 80 млрд руб.
«Внуково»
Во «Внуково» завершены все предусмотренные проектом работы. Введены в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочная полоса-1 размером 3500*60 м со светосигнальным оборудованием по IIIA категории ИКАО, сеть рулежных дорожек, аварийно-спасательные средства, объекты радиотехнического обеспечения полетов, водосточно-дре-нажная система и ряд других объектов.
Северо-Западный кластер
«Пулково» (Санкт-Петербург)
В «Пулково» в 2014 г. завершился четырехлетний полномасштабный проект реконструкции местного аэропорта. В частности, построен новый и реконструирован старый аэровокзалы, которые объединились в централизованный аэровокзал. Также реконструирован аэродром, появились новые современные здания, необходимые для обеспечения жизнедеятельности аэропорта. В частности, это аварийные спасательные станции, энергоцентр, центры технического обслуживания аэропортового транспорта и др. Приятно отметить, что новый терминал аэропорта «Пулково» вошел в десятку самых красивых терминалов мира по версии авторитетного британского издания The Telegraph. Кроме того, новый терминал был признан лучшим в одной из номинаций ежегодной премии Business Travel Awards-2016. А годом ранее воздушную гавань Санкт-Петербурга признали лучшей в Европе по уровню обслуживания пассажиров.
«Храброво» (Калининград)
Реконструкция аэродромного комплекса «Храброво» осуществляется в два этапа.
В рамках первого этапа прошла реконструкция взлетно-посадочной поло-
сы с удлинением до 3350*45 м и оборудованием по II категории ИКАО, а также рулежных дорожек, перрона на 35 мест стоянки воздушных судов, ограждения, патрульной дороги и др.
Поскольку подрядчик ООО «Строй-новация» не принял действенных мер по ликвидации отставания при реализации проекта, контракт с ним был досрочно расторгнут в одностороннем порядке 27 августа 2016 г. Минтранс письмом от 7 ноября 2016 г. направил в аппарат правительства РФ доклад с предложением о целесообразности определения единственным исполнителем работ по объекту «Вторая очередь реконструкции и развития аэропорта „Храброво"» компании ОАО «Центро-дорстрой». Реализацию первого этапа предполагается завершить в 2017 г.
Второй этап — строительство перрона на 5 мест стоянки воздушных судов с устройством его освещения планируется выполнить также в 2017 г. Работы обеспечены финансированием, общий объем которых предусмотрен в размере 7,2 млрд руб.
В итоге в «Храброво» планируется достичь пропускной способности 1250 пассажиров в час, а в дни пиковых нагрузок - 1950 пассажиров. Увеличение пропускной способности аэропорта на вылет будет достигаться с помощью реверсивной схемы обслуживания вылетающих пассажиров. Стоит также отметить, что в «Храброво» планируется преобразить и привокзальную площадь. В первую очередь, это коснется устройства мостовых, тротуаров и озеленения площадей. На площадке перед зданием аэровокзала будет организована остановка автобусов, обслуживающих аэропорт, стоянка для аккредитованного автотранспорта, а также стоянка такси.
Волжский кластер
«Казань» (Казань)
В аэропортовом комплексе г. Казани были проведены масштабные работы по подготовке ко Всемирной Универсиаде 2013 г. В частности, выполнена реконструкция взлетно-посадочной поло-сы-1 с удлинением на 1250 м до 3750 м и оснащением светосигнальным (по схеме ОВИ-П с двух направлений посадки) и радиотехническим оборудованием. Благодаря высокой несущей способности, полоса пригодна для приёма самых тяжёлых воздушных судов. Также реконструирована сеть соединительных
4 | «Транспорт Российской Федерации»
№6 (67) 2016
рулежных дорожек, расширен пассажирский перрон и др.
В итоге казанский аэропорт готов к работе в условиях нагрузок Чемпионата мира по футболу. Совокупная пропускная способность трёх его терминалов составляет 1,3 тысячи пассажиров в час в одну строну. В случае необходимости здесь планируется задействовать дополнительные мощности в аэровокзальном комплексе, установив в зале ВВЛ Терминала 1А стационарные кабины паспортного контроля.
Проект реконструкции аэродрома получил финансирование в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», совокупный объем инвестиций составил почти 4,9 млрд руб.
«Гумрак» (Волгоград)
Реконструкция аэродромного комплекса «Гумрак» осуществляется в два этапа. Первый предусматривал строительство новой взлетно-посадочной полосы № 2, оборудованной по II категории ИКАО, рулежной дорожки, 1 места стоянки воздушных судов, стартовой аварийно-спасательной станции, патрульной дороги и других объектов. В настоящее время этот этап завершен, объекты введены в эксплуатацию в августе 2016 г.
В рамках второго этапа выполняются дооборудование взлётно-посадочной полосы-2 до требований III категории ИКАО, реконструкция перрона с устройством 20 мест стоянок для воздушных судов расчетного типа (А-320) и существующих рулежных дорожек, завершается строительство магистральной рулежной дорожки, создается площадка противообледенительной жидкости (ПОЖ) и др.
Аэропорт нижний новгород
Работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с графиком. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г. Всего на реализацию проекта предусмотрено выделение 3,7 млрд руб, из которых в 2017 г. - 0,9 млрд руб.
«Стригино» (Нижний Новгород)
В Нижнем Новгороде пройдут не только четыре матча группового этапа, но и два матча стадии плей-офф. Соответственно, это привлечет большое количество зрителей.
Реконструкция аэродромного комплекса «Стригино» осуществляется в два этапа. Первый этап - реконструкция части перрона - завершен, объект введен в эксплуатацию 17 октября 2016 г.
В настоящее время в рамках второго этапа выполняются реконструкция взлетно-посадочной полосы-1 размером 3000*45 м с оборудованием по II категории ИКАО, рулежных дорожек, строительство 8 мест стоянки для воздушных судов типа А-320, командно-
Аэропорт курумоч (г. самара). искусственное покрытие перрона с пандусом
диспетчерского пункта, аварийно-спасательной станции.
Работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с графиком. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г. Стоимость проекта 5,5 млрд руб. Из них 1,7 млрд предстоит освоить в 2017 г.
«Курумоч» (Самара)
В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Курумоч» завершена реконструкция торцевого участка взлетно-посадочной полосы-1 с магнитным курсом посадки 231°, рулежных дорожек 7-10, грузового перрона. В настоящее время выполняется реконструкция взлетно-посадочной полосы-2 с оборудованием по III категории ИКАО, рулежных дорожек 3,5-11, перронов, ограждения аэродрома, патрульной дороги и др.
При этом государственные контракты с АО «Сибмост» по объекту были расторгнуты 20 сентября 2016 г. в связи с нарушением сроков их исполнения. Невыполненные подрядчиком работы включены в ведомость объемов работ в рамках нового государственного контракта, заключённого 14 ноября 2016 г. с АО «Ирмаст-Холдинг».
Стройка обеспечена финансированием, общий объем которого составляет 11,1 млрд руб. График работ соблюдается. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г.
«Саранск»(Саранск)
Реконструкция аэродромного комплекса «Саранск» осуществляется в два этапа.
Первый этап — завершение стро-
Аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург)
ительства перрона на 18 мест стоянки воздушных судов - планируется закончить в 2017 г. Государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по 1 этапу реконструкции, заключенный в 2015 г. с ООО «Строительная компания Аэро-дор», был расторгнут 24 мая 2016 г. в одностороннем порядке в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств. Заключение нового контракта предполагается после проведения конкурсных процедур в феврале 2017 г.
В настоящее время в рамках второго этапа реконструируется взлетно-посадочная полоса с оборудованием по I категории ИКАО, строятся рулежные дорожки, патрульная дорога и ограждения.
Пропускная способность аэропорта после реконструкции составит 300 пассажиров в час с возможностью увеличения до 600 пассажиров на время чемпионата. Саранский аэропорт по уровню безопасности полетов будет соответствовать всем современным мировым стандартам и сможет принимать самолеты Boeing 737, Airbus и другие аналогичные воздушные суда.
Работы обеспечены финансированием общим объемом почти 3 млрд руб. и выполняются в соответствии с графиком. Объект должен быть введен в эксплуатацию в 2017 г. В ноябре 2016 г. ход реконструкции аэропорта в Саранске проинспектировал руководитель Федерального агентства воздушной авиации А. В. Нерадько.
Южный кластер
«Сочи»(Сочи)
Как известно, в рамках подготовки аэропорта г. Сочи к Зимней олимпиаде 2014 г. были проведены масштабные реконструкция и строительство
объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта, поэтому весь аэропортовый комплекс полностью готов к работе в рамках Чемпионата мира по футболу и каких-либо дополнительных существенных работ, а соответственно, и выделения федеральных средств здесь не требуется.
«Южный» (Ростов-на-Дону)
Как известно, в Ростове-на-Дону предусмотрено строительство нового аэропорта с полным комплектом зданий и сооружений. Его рабочее название «Южный», новое название, согласно опросу граждан, - «Платов». За счет средств федерального бюджета в рамках проекта предусмотрено строительство аэродромной инфраструктуры. За счет других привлеченных источников здесь строится аэропортовый комплекс и внешняя инженерно-техническая и транспортная инфраструктура.
В частности, проектом предусмотрено строительство нового аэродрома класса Б в составе взлетно-посадочной полосы размером 3600*45 м с оснащением по II категории ИКАО, сети рулежных дорожек, перрона на 45 мест стоянки воздушных судов, ПОЖ и др. Запланированные работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с утвержденным графиком.
В настоящее время полностью завершено устройство искусственных аэродромных покрытий на ИВПП. Завершается устройство покрытий из марочного бетона на перроне и рулежных дорожках. Всего нанесено бетонное покрытие на площади 642,5 тыс. кв. м, что составляет почти 90 % общего объема проекта. Ведутся работы по устройству водосточно-
дренажной сети, водоотводных канав, нагорной канавы, патрульной дороги и др.
Общий объем финансирования составляет 17,8 млрд руб, из которых основная часть была освоена уже в 2010-2016 гг., а 2,5 млрд руб. подлежит освоению в 2017 г. Объект будет введен в эксплуатацию в декабре 2017 г. В ноябре 2016 г. ход работ в строящемся аэропорту проинспектировали министр транспорта М. Ю. Соколов и руководитель Росавиации А. В. Нерадько.
Зона «Урал»
«Кольцово» (Екатеринбург)
В рамках реконструкции аэродромного комплекса «Кольцово» завершена реконструкция магистральной рулежной дорожки, участков пассажирского перрона МС-19-21, 49-52, 60-62. Однако в связи с неисполнением должным образом АО «Строительное управление № 1» договорных обязательств договор строительного подряда с ним был расторгнут в одностороннем порядке.
Объемы невыполненных подрядчиком работ включены в государственный контракт, который 18 октября 2016 г. был заключен с ЗАО «Трест Камдор-строй».
В настоящее время реконструируются взлетно-посадочная полоса-2 с оборудованием по II категории ИКАО, рулежные дорожки, перрон, водосточ-но-дренажная система, очистные сооружения, ограждения аэродрома, патрульная дорога.
Работы обеспечены финансированием и выполняются в соответствии с графиком. Всего на реализацию проекта предусмотрено финансирование в размере 6,1 млрд руб. Объект подлежит вводу в эксплуатацию в 2017 г.
В целом следует заключить, что несмотря на возникающие в ходе реконструкции и строительства ряда аэропортов вопросы, большинство которых связано с невыполнением подрядчиками своих обязательств по соблюдению графиков производства работ, организаторы проектов своевременно предпринимают соответствующие меры для исправления ситуации. Все обязательства по подготовке российских аэропортов к Чемпионату мира по футболу будут выполнены и намеченные проекты реализованы. □
6 | «Транспорт Российской Федерации:
№6 (67) 2016