Научная статья на тему 'Людмила Георгиевна Парамонова – ученый, педагог, коллега'

Людмила Георгиевна Парамонова – ученый, педагог, коллега Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2890
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Людмила Георгиевна Парамонова – ученый, педагог, коллега»

О.В. Елецкая

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой логопедии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Людмила Георгиевна Парамонова - ученый, педагог, коллега

Людмила Георгиевна Парамонова родилась 16 июня 1931 г. в г. Дно Псковской области. В 1950-51 учебном году после окончания 3-го Ленинградского педагогического училища, Л.Г. Парамонова работала учителем начальных классов 1-й Городской средней школы г. Дно Псковской области. В 1951 г. поступила на I курс дефектологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. После окончания в 1955 г. института и очной аспирантуры при кафедре сурдопедагогики (1955-58 гг.) в течение 4 лет (1958-62 гг.) Людмила Георгиевна работала на отделении патологии речи и голоса в Ленинградском ЛОР НИИ в должности сурдопедагога, логопеда.

В течение пяти лет (1953-58 гг.) под руководством профессора М.Е. Хватцева Л.Г. Парамонова работает над кандидатской диссертацией на тему: «Исследование эффективности применения комплексного метода преодоления заикания в условиях школьного логопедического пункта». Цель работы заключалась в том, чтобы изучить условия применения комплексного метода преодоления заикания на школьном логопедическом пункте с выявлением при этом основных факторов, влияющих на результативность логопедической работы с заикающимися в указанных условиях, и тем самым помочь работе школьных логопедов. Эксперимент осуществлялся на трех логопедических пунктах. Работа с заикающимися проводилась вместе с одними из самых опытных школьных логопедов Ленинграда - Э.М. Иткиной и В.Н. Карандиной, шла в тесном контакте с родителями. Их активное привлечение к логопедической работе начиналось с посещения заикающихся на дому. Людмила Георгиевна регулярно приезжала в семьи заикающихся школьников. Первое посещение семьи посвящалось знакомству с условиями домашней жизни ребенка и сбору подробных анамнестических сведений, ознакомлению родителей с сущностью заикания и методами его преодоления, разъяснению зависимости успеха логопедической работы от активной помощи родителей логопеду. Дальнейшая работа с семьей велась в плане преодоления различных затруднений, возникающих в каждом конкретном случае (нормализация отношения к ребенку, борьба с пропусками логопедических занятий и пр.). Анализ результатов исследования позволил Л.Г. Парамоновой прийти к выводу, что ведущая роль в эффективности логопедической работы с заикающимися принадлежит социальным факторам. К таким факторам автор относит, прежде всего, условия домашней и школьной жизни детей, а также помощь логопеду со стороны родителей заикающихся. Наличие этих важнейших факторов, с точки зрения Л.Г. Парамоновой, в подавляющем большинстве случаев обеспечивают успех логопедической работы даже при тяжелой степени заикания. В 1959 г. работа над диссертацией завершается, происходит её защита и 27 февраля 1960 г.

57

Людмиле Георгиевне Парамоновой присуждается ученая степень кандидата педагогических наук.

Начиная с 1962 года Л.Г. Парамонова работала старшим преподавателем кафедры сурдопедагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена. В 1966 г. она была избрана по конкурсу на должность доцента кафедры психоневрологии и логопедии, а в 1968 г. утверждена в ученом звании доцента и работала в должности доцента кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена по 1986 г. В этот период времени интерес Л.Г. Парамоновой сосредоточен на проблеме выявления и коррекции дефектов звукопроизношения, слуховой дифференциации звуков речи и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих школьников. По результатам работы в этом направлении публикуется серия пособий и статей, содержащих сведения о наиболее типичных для слабослышащих нарушениях устной и письменной речи, о способах их выявления и коррекции.

В 1992 г. Л.Г. Парамонова принимает предложение Н.Я. Головневой и приступает к работе в психолого-педагогическом центре «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга. Практическую деятельность в должности учителя-логопеда она совмещает с научной работой. За годы работы в ППЦ «Здоровье» Л.Г. Парамоновой был проведен ряд статистических исследований. Ею было обследовано свыше 1300 детей из массовых детских садов на предмет выявления у них дефектов звукопроизношения и предпосылок дисграфии. В ходе исследования было установлено, что в первые классы массовых школ поступают 52,5 % детей с нарушениями звукопроизношения и 55 % - с явным отставанием в речевом развитии (бедный словарный запас и несформированность грамматического строя устной речи). Последующие статистические исследования, также охватившие в общей сложности свыше 1500 детей уже школьного возраста, показали вполне закономерную большую распространенность у них дисграфии. Во 2-х классах она выявлена у 53 % учащихся, в 3-х классах - у 37 % и в 8-х классах - у 39 %. Обобщая результаты исследования, Л.Г. Парамонова приходит к заключению, что логопедическая работа по преодолению дисграфии в условиях уже начавшегося школьного обучения малоэффективна, что и заставляет искать пути ее профилактики в дошкольном возрасте, в том числе и за счет возможно более активного включения в этот процесс родителей. Именно для них и для педагогов дошкольных учреждений и были написаны все её многочисленные пособия по преодолению нарушений устной речи детей с целью возможно более полноценной подготовки их к началу школьного обучения и прежде всего - к возможности нормального овладения грамотой.

В 1995 г. Людмила Георгиевна была принята на должность доцента кафедры дефектологии Ленинградского областного педагогического института, однако практическую работу не оставляет и вплоть до 2009 г. продолжает работать логопедом в ППЦ «Здоровье». В этот период выходят в свет многочисленные пособия для специалистов и родителей, среди которых выдержавшее четыре переиздания пособие «Логопедия для всех», программа развития и обучения дошкольника «Узнаю новые сло-

58

ва» и многие другие. Их Людмила Георгиевна посвящает светлой памяти мужа и друга Павла Михайловича Парамонова.

В 2006 г. решением ученого совета ЛГУ им. А.С. Пушкина (приказ № 2/108 от 30 ноября 2006 г.) Л.Г. Парамонова была избрана на должность профессора кафедры логопедии. Научно-исследовательская деятельность Людмилы Георгиевны послужила развитию теории и практики логопедии и подготовке научно-педагогических кадров высокой квалификации. Работая преподавателем кафедры логопедии, Л.Г. Парамонова рецензировала материалы диссертаций аспирантов и соискателей кафедры, учебно-методические пособия сотрудников кафедры и сотрудников других вузов. Выступала в качестве официального оппонента по кандидатским диссертациям. Являлась научным руководителем аспирантов кафедры. За годы работы на кафедре логопедии ЛГУ им. А.С. Пушкина ею была разработана и представлена система профилактики разных видов дисграфии у детей дошкольного возраста, которая может быть использована учителями-логопедами на занятиях в условиях дошкольных образовательных учреждений, а также в процессе вузовской подготовки логопедических кадров (в лекционных курсах и на практических занятиях) и на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

Людмилы Георгиевны Парамоновой не стало 13 ноября 2013 г., но она навсегда останется в памяти всех, кто её знал, неординарной личностью, обладающей мудростью ученого, умением выстраивать доброжелательные, доверительные отношения с людьми разного возраста и социального положения. Она обладала потрясающим умением притягивать к себе людей, разделяла с коллегами беду и радость, болела душой за каждого члена коллектива. В каждом человеке Людмила Георгиевна могла увидеть хорошее, отделить мелкое от существенно важного. Без раздумий принимала на себя боли и проблемы других людей. Ее отличали необыкновенная мудрость и магнетизм души. Нам, своим коллегам, она передала беззаветную преданность своему делу, любовь к людям и к жизни. О себе оставила светлую память, потому что сама была удивительно светлым человеком.

Список основных учебных и учебно-методический пособий Л.Г. Парамоновой

1. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. - Л., 1981.

2. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся 1 отделения. - Л., 1984.

3. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей. Методические рекомендации для педагогов и родителей. - СПб., 1994.

4. С возрастом не пройдет! Методические рекомендации по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения. - СПб., 1994.

5. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. - СПб., 1998.

6. Русский язык - правила в стихах. - СПб., 1999.

7. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовке к школе (в соавт. с Н.Я. Головневой, М.Н. Ильиной). - СПб., 2000.

8. Стихи для развития речи. - СПб., 2000.

9. Слитное и раздельное написание слов. - СПб., 2001.

10. Русский язык - правописание и грамматика. - СПб., 2001.

59

11. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., 2001.

12. Программа развития и обучения дошкольника. Узнаю новые слова. - СПб.,

2003.

13. Правописание. Шаг за шагом. - СПб., 2004.

14. Правила в стихах. - СПб., 2004.

15. Как повысить грамотность учащихся. - СПб., 2005.

16. Как овладеть правописанием «словарных» слов. - СПб., 2005.

17. Нарушение звукопроизношения у детей. - СПб., 2005.

18. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.,

2005.

19. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб., 2006.

20. Развитие словарного запаса у детей. - СПб., 2007.

21. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб., 2008.

22. Дислалия (в соавт. с Р.И. Лалаевой, А.А. Таракановой). - СПб., 2008.

23. Легкий способ стать грамотным. - СПб., 2009.

24. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия. - СПб., 2009.

25. Логопедия в таблицах и схемах (в соавт. с Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской). -М., 2009.

26. Логопедия для всех. - СПб., 2010.

27. О заикании: профилактика и преодоление недуга. - СПб., 2010.

28. Воспитание связной речи у детей: метод. пособие. - СПб., 2011.

29. Нарушение звукопроизношения у детей: метод. пособие. - СПб., 2012.

30. Самостоятельная работа по логопедии. Тестовые задания: учеб.-метод. пособие. (в соавт. с Лалаевой Р.И., Таракановой А.А.). - СПб., 2011.

31. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи: учеб.- метод. пособие. - СПб., 2012.

Э.С. Ершова

студентка, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Использование метода стабилографии в развитии общей моторики у детей с ОНР

В настоящее время развитие координации движений у детей с общим недоразвитием речи является важным аспектом в коррекционной педагогике. Исследованием развития координации у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Л.Н. Ефименкова, Г.В. Чиркина.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.