Научная статья на тему 'ЛЮБОВЬ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ'

ЛЮБОВЬ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
291
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛЮБОВЬ / ОБЩЕСТВО / ЧУВСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самаркин Н.О.

В данной статье любовь рассматривается в социальном смысле, который заключается в понимании ее как одной из фундаментальных характеристик человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа, возникающей в процессе общественного развития человека и связанной с отношениями между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE AS A PROBLEM OF PHILOSOPHY

In this article, love is viewed in the social sense, which consists in understanding it as one of the fundamental characteristics of human existence, the most important component of the human spirit that arises in the process of a person's social development and is related to relations between people.

Текст научной работы на тему «ЛЮБОВЬ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ»

УДК 177.61

Самаркин Н. О. студент 2 курса УлГТУ

Энергетический факультет кафедра «Электроснабжения» научный руководитель: Волков М.П., доктор философских наук

профессор Россия г. Ульяновск

Samarkin N. O. Student of UlSTU 2 courses

Power Engineering Faculty, Department of Electric Power Supply Russia Ulyanovsk scientific adviser Volkov M.P.

Doctor of Philosophy, Professor ЛЮБОВЬ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ LOVE AS A PROBLEM OF PHILOSOPHY

Аннотация: В данной статье любовь рассматривается в социальном смысле, который заключается в понимании ее как одной из фундаментальных характеристик человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа, возникающей в процессе общественного развития человека и связанной с отношениями между людьми.

Ключевые слова: личность, любовь, общество, чувство.

Abstract: In this article, love is viewed in the social sense, which consists in understanding it as one of the fundamental characteristics of human existence, the most important component of the human spirit that arises in the process of a person's social development and is related to relations between people.

Key words: personality, love, society, feeling.

Любовь среди феноменов человеческого существования занимает особое место, находится в центре интересов человека и его жизненных потребностей. Она формирует личность, задает отношение к миру, является одной из фундаментальных характеристик его бытия, осуществляет роль движущей силы жизни, придает ей смысл, а в обществе связывает людей в их стремлениях.

«Любовь - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно-направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему» - это одно из определений «любви». Важным в этом определении является как раз её избирательность и иррациональность, потому что любовь - «это свободное, неподвластное ни внешнему принуждению, ни разуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональное отношение к человеку,

предмету, знанию, деятельности, природе, отечеству». Именно это ставит любовь в разряд особенных явлений. Мы не можем точно сказать, что такое любовь, потому что нам это не дано, мы можем только приближаться к пониманию любви.

Многие ученые считают, что сложность в описании явления любви связана с её неправильным толкованием. Так, Л. Е. Балашов разделяет любовь-деятельность и любовь-чувство: «Могут задать вопрос: почему я связываю продолжение человеческого рода с любовью. Первое — нечто жизненно важное, необходимое, второе — вроде бы всего лишь чувство, нечто эфемерное, не очень обязательное. Действительно, если любовь — только чувство, то, наверное, неправильно связывать ее исключительно лишь с половой любовью, от которой появляются дети. В том-то и дело, что любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность — деятельность ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Как чувство, противоположное ненависти, она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальная деятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины. Половое же общение нужно не только и не столько ради самого общения, сколько для продолжения рода. Значит и любовь в главном своем значении есть то, что лежит в основе продолжения человеческого рода». Он считает, что любовь как чувство обратно ненависти. В основном же своем значении любовь выступает именно как деятельность ума, души и тела: «В основе любви-чувства и любви-деятельности лежит одно и то же стремление - к гармонии, единству, красоте». Балашов считает, что ученые понимают любовь односторонне, как чувство-страсть, поэтому происходит неразбериха в определении любви. Любовь является огромной ценностью, ведь благодаря ей мы получаем положительные эмоции, но также можно стать жертвой любви, если допустить её абсолютизацию.

Корни любви как явления социального уходят в античную философию. Аристотель назвал человека «социальным животным», так как у него есть потребность и стремление к созданию близких долгосрочных отношений с другими людьми. Позже эта особенность человека была разъяснена учеными в качестве чувства любви.

В течении жизни каждый человек вступает в различные отношения с другими людьми, образуя социальные группы. В таких первичных группах, как семья, отношения между людьми основаны на чувствах любви, надежности и собственной значимости и носят доверительный и интимный характер. Таким образом, любовь, как фактор продолжения рода, является некой связью между личностью и обществом.

Под словом «любовь» наиболее часто понимается половая любовь мужчины и женщины, которая является наиболее уникальной по своему характеру. Поэтому большинство современных исследований проблемы

любви основаны на том, что любая ее теория должна начинаться с вопроса о сущности человека и его существовании.

В словаре Р. Кенинга эротическая любовь объясняется как «высшая форма человеческой близости», которая включает в себя такие отношения, как: флирт, сексуальную зависимость, любовные отношения в смысле духовной общности и т.д. В таких разных любовных отношениях общим является проявление и естественной, и социальной природы человека, которая отражает общественное бытие и сознание.

Также существует теория отечественного ученого А. А. Ивина, согласно которой любовь как родовое явление включает девять «ступеней»: 1. эротическая любовь и любовь к самому себе; 2. Любовь к ближнему, включающая любовь к родителям, детям, членам семьи; 3. Любовь к человеку; 4. Любовь к жизни, родине, богу; 5. Любовь к природе, космическая любовь; 6. Любовь к добру, справедливости, истине; 7. Любовь к славе, власти, свободе, творчеству; 8. Любовь к развлечениям, игре, общению, путешествиям; 9. Любовь к пище и т.п. В движении от «первой ступени» до последней уменьшается эмоциональная составляющая любви, уменьшается количество людей, охватываемых ею. Наиболее выраженными становятся влечения. Социальность любви увеличивается из-за уменьшения её конкретности и непосредственности.

Также А. А. Ивин считает, что в разных типах общества господствуют различные формы любви. По его словам, в коллективистическом обществе главную роль играет та любовь, что связывает членов одной целью, а в индивидуалистическом обществе - эротическая любовь и любовь к самому себе. Другими словами, у каждого человека способность любить в различных культурах разная, она зависит от воздействия той самой культуры, которая, в свою очередь, способствует формированию характера.

Разумеется, способность любить у каждого человека зависит от его семейного воспитания. С одной стороны, любовь можно понять как способ выживания человеческой популяции. Но, с другой стороны, любовь является более сложной системой отношений, чем семья. Она объединяет не только супругов и их детей, но может служить основой для объединения любой социальной общности.

В зависимости от видов любви можно выделить такие функции, как репродуктивная, социализирующая, консолидирующая, функция духовного общения и др.

• Репродуктивная функция - продолжение человеческого рода;

• Социализирующая функция - формирование личности, накопление опыта, интеграция в социум;

• Консолидирующая функция - в каждом виде любви есть некая энергия объединения: половая любовь связывает мужчину и женщину, побуждая их к браку; семью сплачивает любовь детей к родителям и сама родительская любовь и т.д.

• Функция духовного общения - любовь является одной из главных тем в мировой культуре; благодаря ей формируется потребность духовного единения; именно любовь является источником положительных эмоций, радости и счастья.

Из всего вышеуказанного следует, что любовь - сложный феномен, точного определения которой точно дать нельзя. Особенность любви заключается в присущих ей духовных, личных, социальных, интимных и других чертах, связанных между собой.

Социальный смысл любви заключается в ее понимании как одной из фундаментальных характеристик человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа, возникающей в процессе общественного развития человека и связанной с отношениями между людьми.

Использованные источники:

1. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев [и др.]. М. : ТК Велби : Проспект, 2007. С. 196.

2. Всемирная энциклопедия : Философия. Минск : Соврем. литератор, 2001. С. 588-590.

3. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1998.

4. Ивин, А. А. Многообразный мир любви // Философия любви : в 2 ч. Ч. 1. М., 1990. С. 10.

5. Ивин, А. А. Философия истории. М., 2000. С. 474.

6. Фромм, Э. Душа человека. М., 1992. С. 153.

УДК 376.42

Сапарова К.Д. студент 5 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Ибрагимова А.Р., к.п.н.

доцент

Россия, г. Симферополь РОЛЬ КУРСА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена роли социально- бытовая ориентировки умственно- отсталых детей в коррекционных школах. Социально- бытовая ориентировка умственно- отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили введение в учебно- воспитательный процесс вспомогательной школы занятий по СБО.

Ключевые слова: социально-бытовая ориентировка, коррекционные школы, умственно-отсталые дети, неполноценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.