Научная статья на тему 'РОЛЬ КУРСА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ'

РОЛЬ КУРСА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА / КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ / УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапарова К.Д.

Статья роли социально- ориентировки умственно- детей в школах. Социально- ориентировка умственно- детей существенно в силу их познавательной, обусловленной тотальным недоразвитием или. Проблемы социального умственно отсталых обусловили введение учебно- воспитательный вспомогательной школы по СБО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COURSE FO SOCIAL ORIENTATION IN THE CORRECTION SCHOOL

The article is devoted to the role of social orientation of mentally retarded children in correctional schools. The social orientation of mentally retarded children is considerably difficult because of the inferiority of their cognitive activity, conditioned by total mental underdevelopment or dementia. The problems of the social development of mentally retarded children led to the introduction into the teaching and educational process of a secondary school for training by SBO.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУРСА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ»

• Функция духовного общения - любовь является одной из главных тем в мировой культуре; благодаря ей формируется потребность духовного единения; именно любовь является источником положительных эмоций, радости и счастья.

Из всего вышеуказанного следует, что любовь - сложный феномен, точного определения которой точно дать нельзя. Особенность любви заключается в присущих ей духовных, личных, социальных, интимных и других чертах, связанных между собой.

Социальный смысл любви заключается в ее понимании как одной из фундаментальных характеристик человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа, возникающей в процессе общественного развития человека и связанной с отношениями между людьми.

Использованные источники:

1. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев [и др.]. М. : ТК Велби : Проспект, 2007. С. 196.

2. Всемирная энциклопедия : Философия. Минск : Соврем. литератор, 2001. С. 588-590.

3. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1998.

4. Ивин, А. А. Многообразный мир любви // Философия любви : в 2 ч. Ч. 1. М., 1990. С. 10.

5. Ивин, А. А. Философия истории. М., 2000. С. 474.

6. Фромм, Э. Душа человека. М., 1992. С. 153.

УДК 376.42

Сапарова К.Д. студент 5 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Ибрагимова А.Р., к.п.н.

доцент

Россия, г. Симферополь РОЛЬ КУРСА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена роли социально- бытовая ориентировки умственно- отсталых детей в коррекционных школах. Социально- бытовая ориентировка умственно- отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили введение в учебно- воспитательный процесс вспомогательной школы занятий по СБО.

Ключевые слова: социально-бытовая ориентировка, коррекционные школы, умственно-отсталые дети, неполноценность.

Saparova С. D. student

5 course, faculty of "Psychology and pedagogical education" The "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol Supervisor: Ibragimova A. R.

c. p. s, docent

THE ROLE OF THE COURSE FO SOCIAL ORIENTATION IN THE

CORRECTION SCHOOL.

Annotation. The article is devoted to the role of social orientation of mentally retarded children in correctional schools. The social orientation of mentally retarded children is considerably difficult because of the inferiority of their cognitive activity, conditioned by total mental underdevelopment or dementia.

The problems of the social development of mentally retarded children led to the introduction into the teaching and educational process of a secondary school for training by SBO.

Key words: social orientation, correctional schools, mentally retarded children, deficiency.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация — это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.

Согласно Смирнову А.Н., «в современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов социализации является социально- психологическая адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития»183

Однако, умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками у школьников, живущих в интернате. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало.

183 Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей / А.Н. Смирнов. -М.: Владос, 2014. -С.211_

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, в частности предмет -социально-бытовая ориентировка, помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.

На уроках СБО используются разнообразные методы обучения и формы организации деятельности, методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике: Т.С. Зыкова, В.В. Гладкой, В.В. Воронковой.

Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.

Целью является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Школьник должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.

К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому детям необходимо знать медицинские учреждения, в которых следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»).

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета. Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг 184

Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников вспомогательных школ,- формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.

Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия:

-целенаправленность и системность педагогической работы; направленность ее на результативную подготовку каждого ребенка;

-дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в

184 Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / В.В. Гладкая. -М.: НЦ «ЭНАС», 2016. -С.77_

отношении содержания и методов их обучения;

-обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации;

-формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; широкое использование игровых методов и приемов обучения;

-коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений;

-взаимодействие учителя и воспитателей.

Идеальный, желаемый «портрет» выпускника вспомогательной школы можно считать целью процесса социально-бытовой ориентировки. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:

- знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода

);

- умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений

(торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта

;

- экономико-бытовых умений;

- умений организовать свой досуг;

- умений общения;

- волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

- познавательной деятельности;

- эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств 185

Таким образом, социально-бытовая ориентировка имеет огромную значимость для подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.

Использованные источники:

1. Зыкова Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида / Т.С. Зыкова. -М.: Владос, 2014. -200 с.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В.В.воронкова. -М.,2014. -346 с.

3. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / В.В. Гладкая. -М.: НЦ «ЭНАС», 2016. -192 с.

4. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя

185

Воронкова В.В. Социально -бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя / В.В. Воронкова. - М.: Владос, 2016. - С.47

вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей / А.Н. Смирнов. -М.: Владос, 2014. -349 с.

5. Воронкова В.В. Социально -бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя / В.В. Воронкова. - М.: Владос, 2016. - 248 с.

6. Выготский Л.С. Роль курса социально- бытовой ориентировки в коррекционной школе [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/view/340134347/?*=VtN1rTxlSccnq4sdrOJ 5c8Yzv9d7InVybCI6Imh0dHA6Ly9zY2h1dms0ODIubXNrb2JyLnJ1L2ZpbGV

УДК 376.42

Сапарова К.Д. студент 5 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Ибрагимова А.Р., к.п.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ЧЕРЕЗ УРОКИ СБО

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования социально-бытовой компетентности через уроки социально-бытовой ориентации. В качестве основной и важнейшей цели специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех странах мира выдвигается социальная адаптация и интеграция. Успех этого в значительной степени зависит от социальной компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.

Ключевые слова: социально-бытовая ориентация, лица с ограниченными возможностями, социальная адаптация.

Saparova С. D. student

5 course, faculty of "Psychology and pedagogical education" The "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol Supervisor: Ibragimovа A. R.

c. p. s, docent

THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE BY LESSONS OF

SOCIAL ORIENTATION

Annotation. The article considers the methods of social formation and domestic competence through lessons of social orientation. Social adaptation and integration are the main and most important goals of special education for people with disabilities in all countries of the world. The success of these goals largely

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.