Научная статья на тему 'Ляо тянь в китайских медиа – update 2019'

Ляо тянь в китайских медиа – update 2019 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / медиа / ток-шоу / ляо тянь / ведущий / Доу Вэньтао / Гао Сяосун / Ло Чжэньюй / Лян Вэньдао

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Виногродская Вероника Брониславовна

В этом обзоре прослеживаются текущие направления развития разговорных ток-шоу, ассоциирующихся с ляо тянь неформальной, приятной и занимательной беседой. Творческие траектории авторов-ведущих, вопросы позиционирования, видоизменения форматов иллюстрируют место ляо тянь как непосредственной неформальной коммуникации в общемировых интернет трендах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIAO TIAN IN THE CHINESE MEDIA UPDATE 2019

This review traces the current trends in conversational talk shows associated with the style of liao tian, an informal, enjoyable and interesting conversation. The most remarkable host's creative trajectories, show positioning and changes of formats illustrate the place of liao tian as direct informal communication in global internet trends.

Текст научной работы на тему «Ляо тянь в китайских медиа – update 2019»

В.Б. ВИНОГРОДСКАЯ

ЛЯО ТЯНЬ В КИТАЙСКИХ МЕДИА — UPDATE 2019

В этом обзоре прослеживаются текущие направления развития разговорных ток-шоу, ассоциирующихся с ляо тянь — неформальной, приятной и занимательной беседой. Творческие траектории авторов-ведущих, вопросы позиционирования, видоизменения форматов иллюстрируют место ляо тянь как непосредственной неформальной коммуникации в общемировых интернет трендах.

Ключевые слова: интернет, медиа, ток-шоу , ляо тянь, ведущий, Доу Вэньтао, Гао Сяосун, Ло Чжэньюй, Лян Вэньдао.

Этот обзор является продолжением темы, начатой в моей статье «Болтовня интеллектуалов: ляо тянь в китайских медиа»1 и небольшого блога «Брызги из китайской инфосферы (люди—мотивы—тренды— форматы)», посвященного этой растущей нише в китайском почти миллиардном интернете2. Ляо тянь Щ^ означает неформальный, приятный и занимательный разговор, а в приложении к современным медиа указывает на авторские ток-шоу, популярность которых в последние годы неизменно на подъеме.

30 декабря 2018 г. Юку запустила новогодний проект видеопоздравлений от «известных деятелей культуры» (вэньхуа минжэнь

1 Виногродская В.Б. Болтовня интеллектуалов: ляо тянь в китайских медиа // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2017—2018. М.: ИДВ РАН, 2018. С. 27—44.

2 ЦКЬ: https://weidehua.livejournal.com/ (дата обращения: 15.06.2019). По тэгу #брызгиизки.

А)3- Около ста самых разных медийных персонажей— актеры, режиссеры, олимпийские чемпионы, представители космической отрасли и образования, писатели, блогеры и т- п- записали коротенькие ролики-поздравления с Новым годом для аудитории популярного видеохостинга Юку- На рекламном постере этого проекта четыре человека — (слева направо) Доу Вэньтао, Гао Сяосун, Бай Яньсун и Ло Чжэньюй- Все они попадают под понятие минцзуй (букв- «знаменитые рты» которое

прежде всего относится к особо успешным и резонантым ведущим теле (и интернет) программ- Бай Яньсун Й^Ш (р- 1968) — яркая личность и замечательный оратор, один из самых авторитетных и любимых в Китае телеведущих и журналистов, но не работает в регистре программ ляо тянъ- Зато остальные трое прочно ассоциируются с ляо тянъ ток-шоу, при всех различиях в личном стиле и форматах их программ- И это красноречиво свидетельствует о том, что так называемые «пан-культурные программы Юку стали популярным трендом»5 — этих людей смотрят, они успешны в нынешней экономике внимания-Компиляция поздравительных обращений начинается:

Не знаю станет ли в 2019 году мир лучше, но он точно станет старше- И каким бы ни стал мир, постараемся стать лучше в том, что мы хотим сделать, и одновременно зафиксировать для истории становящийся старше мир- Я Гао Сяосун-

1 января 2019г- Гао Сяосун НШЙ' объявил у себя на Вэйбо, что этот сезон (январь-май) станет последним для его знакового, культового ток-шоу «Сяо шо» В^Ш (2014—2019)6- В 13-ти выпусках завершающего

3 Юку вэньхуа куанянь дацзя дуйбай 2019 [ÄMS^ft^^^lMÖ 2019]. URL: https://v.youku.com/v_show/id_XNDAxMzU5NDk2NA==.html?refer=seo_operation.liuxi ao.liux_00003311_3000_QfMVj2_19042900 (датаобращения: 15.06.2019).

4 Об этом слове подробнее см.: 3. «Знаменитые рты» vs «красные сети». URL: https://weidehua.livejournal.com/189138.html (дата публикации: 12.11.2018).

5 «Панкультурные программы» (фанъвэнъхуа цзему — термин, запущенный на платформе Юку, указывает на различные «нестрогие» форматы интеллектуальных ток-шоу. Подробнее: URL: http://www.whbc.com.en/j/201808/t20180831 _780628.shtml (датаобращения: 15.06.2019).

6 Подробнее о проекте см.: Виногродская В.Б. Болтовня интеллектуалов... С. 40—41; 4. Не как у людей. URL: https://weidehua.livejournal.com/189269.html (дата публикации: 22.11.2018).

сезона7, помимо привычного монолога в студии или «на натуре» на самые разные темы (мифы Древней Греции в связи с философией или о кинопремии «Оскар»), Гао Сяосун продолжил встречи на пересечении «глубинного интервью» (шэнъду фантанъ ЩЩШШ) и свободной беседы с несколькими именитыми гостями: писатель (блогер, автогонщик, певец, режиссер) Хань Хань ^^ (1982—), писатель-фантаст Лю Цы-синь ЩШШ. (1963—), пианист-виртуоз Лан Лан ЙЦВД (1982— ), японский кинорежиссер (документалист, видеохудожник, писатель) Сюндзи Иваи (1963—).

2-го мая на Юку был выложен «Последний выпуск: Спасибо всем» (Цзуйхоу щи: сесе гэвэй —'Ш: )• Этот 220-й выпуск «Сяо

шо» впервые записан с живой аудиторией в формате вопросы-ответы. В самом начале Гао Сясун обращается к собравшимся — вот наша последняя возможность поболтать (ляо тянъ), а в процессе, попутно, заодно с чем-то еще, в полном соответствии с духом ляо тянъ (лишней информации не бывает, если она интересна) рассказывает, что название для программы ему подкинул вышеупомянутый писатель Хань Хань, утонченный южанин, а не грубоватый пекинец, как сам Гао. Чем южнее, тем и топонимы, как известно, красивее. Благодаря Хань Ханю проект Сяосуна, суть которого состояла в том, чтобы выговориться, появился на свет в радуге смысловых оттенков: «Сяо говорит», или «Утренний зов», или «Ясно объяснить». А если его описать одним словом (вопрос из зала), то Гао Сяосун почти сразу отвечает: «совершенство» (ванъмэй Щ). В тот же день пользователь Picasso оставил на Доубань

коммент:

С тобой 7 лет, ни одного выпуска не пропустил, сколько девушек за это время сменилось, но каждую пятницу непременные 40 минут наедине с Ай Дацзинем («Низкий-Большой-Напряженный»)8. Им восхищался, в нем разочаровывался, и обманутый им считал, что он искренен в своих чувствах, и, насквозь увидев все его трюки, понимал, что этот человек — краснобай с холодным сердцем, а се-

1 иИЬ: https://v.sogou.com/tvshow/orЗhg2dpo5ptembyhaЗdmmijz77mxni.html (дата обращения: 15.06.2019).

8 Гао Сяосун сам так себя называет — Ш^Ж, букв. «Низкий Большой Напряженный» — , саркастически заменив каждый иероглиф собственного имени йЙЙ (букв. «Высокий Ясный Расслабленный») на более соответствующий действительности нелицеприятный «антоним».

годня, прощаюсь, все равно с наставником или с актеришкой — все мы живые смертные создания9, прохожие на общей дороге человеческой жизни — с большой благодарностью10-

Другой проект Гао Сяосуна в сфере ляо тянъ — платный (200 юаней) подкаст «Сяо няньцзянь» Й^Ж, «Ежегодник Сяо» или «Малые анналы» (в зависимости от стратегии перевода), который начинается и заканчивается в день его рождения: 14 ноября 2018г-— 14 ноября 2019 г-11- Это и подарок к собственному 50-летию (13-11-2018) и переход рубикона — «во вторую половину жизни после 50-ти», поэтому Гао Сяосун заявил «Ежегодник» как итоговую программу о вехах своей маленькой жизни на фоне великих вех исторических свершений- О том, что с рейтингами и этого подкаста — 9 из 10-ти на Юку — все в порядке свидетельствует заблокированный в КНР Ютуб, где почти все ценное, популярное или так или иначе кому-то интересное появляется либо мгновенно, либо чуть погодя- «Сяо шо» выходит на официальном канале Юку12, а «Сяо няньцзянь», с добавленными субтитрами и иллюстративным материалом, выкладывает инициативная группа фанатов из Северной Америки —Гао Сяосун Бэймэй чжиинъхуй йЙЙ'ЛЬ^^П^'^13-Новых ток-шоу Гао Сяосун не планирует: «пока отдохну, поучусь серьезно- Уже 50, торопиться некуда»14, хотя сейчас у него на Юку максимальное за 7 лет количество подписчиков15- Впрочем в последнем же выпуске «Сяо шо» он говорит, что не собирается в монахи или умирать, просто пока сказал все, что имел и хотел сказать, и переходит в оффлайн — будет дописывать книгу и организует две некоммерческие

9 Юнъюнъ чжуншэн ^^^^— буддистский термин, букв, «все живые существа».

10 ЦКЬ: ЬИрз://тоу1е^оиЬап.сот/зиЪ^ес1/30459656/соттеп1з?з1а1ш=Р (дата обращения: 15.06.2019).

11 В приложении «Стрекоза РМ» (Цинтин 4нЙ). ЦКЬ: £т/сЬаппек/271526 (дата обращения: 15.06.2019).

12 ШЬ: https://www.youtube.com/channel/UCYQPTeY3HOk0BprrGuCWCaA (дата обращения: 15.06.2019).

13 ЦКЬ: https://www.youtube.com/channel/UC_jz1_yuH0UaZPSCZziXFfQ (дата обращения: 15.06.2019).

14ЦКЬ: http://ent.people.com.cn/n1/2019/0103/c1012-30501797.html (дата обращения: 15.06.2019).

15 Юку с недавних пор не показывает информации о количестве подписчиков на своем сайте, верим на слово.

просветительские площадки — «Сяо-читальня» (Сяо шугуань В^^Ш)16 в Пекине и в Нанкине («Последний выпуск» снят в одной из них). В общем, с одной стороны, этот человек как всегда в тренде и как всегда выделяется из толпы, а с другой — самый востребованный ляотяньщик на пике своей популярности кидает свою аудиторию, которую между прочим, называет не просто «подписчики», «фанаты» (фэньсы ^ Ш) «друзья» (пэнъю ЯЯ^), но чжиинь ^П^— «по-настоящему понимающими». Это всем известная аллюзия на «Ле-цзы». Музыкант Боя говорил, что только Чжун Цзыци в полной мере понимал его игру на цине, будь то «мелодия нескончаемого дождя» или «звучание горного обвала»17, и после смерти друга больше не брался за инструмент.

Также называет своих слушателей и зрителей Доу Вэньтао Ш^Ш, буревестник и апологет принципа ляо тянь в телеэфире еще с прошлого века18, который в последние годы полностью ушел с телевидения в интернет. 17 июня 2019 г. начался 4-ый сезон19 «Круглозастольщиков» или «Фракции круглого стола» (Юаньчжо пай И^Ш, с октября 2016). В описании на Юку этот проект был заявлен как «разговорное реалити-шоу» (ляотянь чжэньжэньсю ИАЖА^), «идеальное под ужин»: «без сценария, в спонтанной беседе, на равных, делимся мудростью друг с другом», «общаемся про ценности, высекаем искры мышления, через границы и времена, еще моложе и плюралистичнее. Привлекательность слов — производительность» (Яньчжи цзю ши шэнчаньли и А, букв.: «Ценность слов — это и есть производящая сила»)20.

В этом неподатливом для перевода слогане по следам «Знание — сила» отражено актуальное противопоставление новой «разговорной» эпохи в развлекательном информационном пространстве — ляотянь шидай "ИА"^^, по определению из газеты «Гуанмин жибао» 0Ш от

16 URL: http://www.xiaoshuguan.cn/ (дата обращения: 15.06.2019).

17 Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит. В. В. Малявина. М.: Мысль, 1995. С. 346.

18 Виногродская В.Б. Болтовня интеллектуалов... С. 29—38; 1. Долгожитель медийного пространства. URL: https://weidehua.livejournal.com/188497.html (дата обращения: 15.06.2019); 2. Трансформации формата. URL: https://weidehua.livejournal. com/188883.html (дата публикации: 29.10.2018).

19 URL: https://listyouliu.com/show/id_zfdedd2bd7e974b899cc2.html (дата обращения: 20.09.2019).

20 2. Трансформации формата. URL: https://weidehua.livejournal.com/188883.html (дата публикации: 05.11.2018).

15 июня 2017г-21- Теперь повсеместная погоня за привлекательностью янъчжи ШШ (букв- «ценность облика», популярный сленг последних лет) уступает востребованности полностью омонимичного янъчжи ШШ (бук-«ценность речей»), что подтверждается и вышеописанным постером с четырьмя немолодыми мужчинами, из которых красотой отличался только Бай Яньсун, да и то лет 15 назад- Гао Сяосун недаром придумал себе прозвище Ай Дацзинь («Низкий-Большой-Напряженный»), Ло Чжэньюй также сам себя величает «толстяком Ло», а Доу Вэньтао всегда описывал себя как заурядного северо-восточного китайца- Между тем, текущий рейтинг 4-го сезона «Юаньчжо пай» на Юку — 9,5, а на Доубань, где рейтинги вообще ниже, — 8,7-22 Для сравнения, 1-сезон на Доубань — 8,9, 2-ой — 9,2, 3-й — 9,1- В 2016 и 2017 гг- «Круглозастольщики» входили в топ наиболее популярных программ Доубань, а в 2018 г- — в топ материковых программ с самой высокой оценкой- Еще один специфически китайский рекорд: первый сезон собрал более 60 тыс- «бегущих комментариев» (данъму — больше всего для культурно-просветительских программ- Общее число просмотров приблизилось к 700 млн-, что очень хорошо даже по китайским меркам23-

В 4-м сезоне стилистика остается неизменной- Традиционный китайский интерьер — фоном, в полумраке- В круге света и в центре действа— стол, как и в «Цянцян сань жэнь син» (ЩЩНА^Т букв: «Звучно втроем идем»), знаковой телепередачи Доу Вэньтао, долгожителе медийного пространства (1998—2017 гг, более 5000 выпусков), которая и вывела его в минцзуй и в признанные авторитеты в области ляо тянъ — поболтать на экране- Но на столе теперь не просто три кружки с жидкостью, как раньше, а целый мир предметов — изысканная чайная утварь, орешки-фруктики, курительница для благовоний, которые в самом начале зажигает ведущий, и рекламная модель машины от спонсора-Доу Вэньтао в пилотном выпуске «Юаньчжо пай» объяснял, что следует традиции литерати вэнъжэнъ ^А, неявно выделяя свой круг общения как из привычной интеллигенции нового и новейшего времени, так и из нынешних интеллектуалов всех мастей- И даже место съемки недвусмысленно указывает на родную традиционную культуру — спе-

21 иКЬ: http://media.people.com.cn/n1/2017/0615/c40606-29341216.html (дата обращения: 15.06.2019).

22 ЦИЬ: https://movie.douban.com/subject/30269908/ (дата обращения: 20.09.2019).

23 ЦИЬ: https://www.bilibili.com/read/cv2562697/ (дата обращения: 20.09.2019).

циализированная дизайнерская компания «Цзыцзаошэ» Пе-

кине и классическая чайная в Гонконге. Фон хорош, но еще сильнее образ — «чаепитие китайских литерати» —, который мгновенно настраивает на разговор не важно о чем (о поколенческих расхождениях, конце отношений, жизни в одиночку, еде и т.д.), главное в правильной компании и правильном состоянии. А у Гао Сяосуна знаковый атрибут — веер, с которым он является даже на пресс-конференции, хотя в наши дни веер в мужских руках воспринимается довольно двусмысленно. Подобное обращение к прошлому у людей, не подверженных ностальгии ни в каких ее видах, основным движущим импульсом которых, по их же собственным признаниям-рассуждениям, является любознательность25 и открытость ко всему миру, по моему мнению, не случайно и является естественной отсылкой к двухтысячелетней традиции активной неформальной коммуникации китайских литерати.

В контексте «эпохи ляотянъ» также имеет значение, что «Юаньчжо пай» начинался в рамках проекта «Кань лисян» ^ЩЙ (анг. Seeing ideal, «Смотря на идеал»)26, который появился как канал на Юку в 2015 г., а с октября 2018 г. ушел в свободное плавание в виде одноименного приложения, обзаведясь заодно трендовым английским переводом — Vistopia27, но с тем же «основным» составом: Доу Вэньтао, Лян Вэньдао, Чэнь Даньцин. Эти люди часто появлялись в гостях у Доу Вэньтао еще в телеэфире «Цянцян сань жэнь син», а в «Кань лисян» выступали как ведущие авторских программ «образовательной» разновидности ляо тянъ. Живописец, теоретик и популяризатор искусства Чэнь Даньцин (р. 195 3)28 с 2015 г. ведет программу о мировом изобразитель-

24 Self-made Company. URL: http://www.zizaoshe.com (дата обращения: 15.06.2019).

25 5. Ловцы душ. URL: https://weidehua.livejournal.com/189873.html (дата публикации: 03.12.2018).

26 URL: https://i.youku.com/i/UMjk00TQ40DIwMA==?spm=a2hzp.8244740.0.0 (дата обращения: 15.06.2019).

27 Слово лисян «идеал», входит в слово сочетании лисянго ЯШН, букв. «идеальное государство», что означает «утопия». Так называется издательский бренд Лян Вэньдао. А кань Щ «смотреть» можно переосмыслить через морфему «виз-», и получаем Vistopia. URL: https://www.vistopia.com.cn/ (дата обращения: 15.06.2019).

28 Также см.: Ван Ицюнь. Современный взгляд на сущность китайских классических произведений — к вопросу о методах искусствоведения в лекциях Чэнь Дань-цина/ пер. А.Ю. Блажкиной //Настоящее издание. С. 89—98.

ном искусстве «Цзюйбу» (букв, «фрагменты», «частности»), Лян Вэньдао с того же времени выпускает литературно-критическую и просветительскую программу «И цянь лин и е» ——(«Тысяча и одна ночь»), Приложение «Визтопия» позиционирует себя как «театр знаний» (чжиши дэ цзюйчан ^PiiWM®) и liberal arts College, предлагая значительно расширенный набор программ и авторов-ведущих в бесплатном и платном режимах, О коммерческих перспективах пока судить рано, но сделано качественно, дорогим разработчиком (Dine) и получает положительные отзывы,

Вдохновителем проекта был Лян Вэньдао (LEUNG Man tao ^^Ж, р, 1970 ), которого неизменно советуют, на вопрос о рекомендациях из разряда ляотянъ цзему и который кстати тоже поучаствовал в поздравительном проекте Юку, Он сам из Гонконга, и гонконгского настроения много в его видео, но предпочитает выпускать свои программы на нормативном в КНР путунхуа, По основному роду деятельности он литературный критик и издатель с собственным брендом — «Лисянго» ЩШ Н (букв, «идеальное государство», англ, Imaginist)29, так на китайский переводится диалог Платона «Государство», В 2015 г он придумал «Кань лисян» как расширение концепта «Лисянго» видео- и аудио- форматами в пространстве социальных сетей с тем же слоганом («представьте другую возможность» ШМй—и посылом: «продвигать повыше-

30

ние культурного уровня и зрелости в эстетике жизни»,

В своей «Тысяча и одной ночи» на пересечении «чтения классики» и «уличности» Лян Вэньдао стремится, по собственному определению, вернуть великие про изведения из храма литературы в современную реальность, Так в «первой ночи» четвертого сезона (июнь 2019)31 ведущий гуляет с книгой Джона Дьюи (1859~1952) «Демократия и образование» по Пекину и рассказывает о том, как американский философ и педагог приехал в Китай в 1920 г,, в разгар «Движения 4 мая» за новую культуру, и неожиданно задержался на два года, прочитав более 200 публичных лекций, В отличие от традиционных просветительских мероприятий здесь непременным требованием является не академичный характер изложения, а разговор с аудиторией буквально на фоне ны-

29 URL: http://www.ilixiangguo.com (дата обращения: 15.06.2019).

30 URL: https://www.vistopia.com.cn/ (дата обращения: 15.06.2019).

31 URL: https://movie.douban.eom/subject/33395140/episode/1/ (дата обращения: 20.07.2019).

нешней повседневности, привязка классики к контексту и современному восприятию, с яркими образами и неожиданными поворотами мысли. Хотя программа выкладывается в записи, создается атмосфера непосредственного взаимодействия со своей аудиторией. Академический и медийный опыт вместе с безупречным художественным вкусом позволяет Лян Вэньдао держать высокий уровень контента и сохранять привлекательность для зрителей. У текущего четвертого сезона на Доубань рейтинг 9,6.32

Третий герой постера Юку — Ло Чжэньюй ^Ш^ (р. 1973 ), который стал сенсацией новых медиа с интернет проектом «Лоцзи сывэй» ^ ШШ.Ш «ЛО-гическое мышление»33 (2012—), в еженедельных видеовыпусках которого он делился впечатлениями и идеями от прочитанного, позиционируя себя как толстяк Ло, который «читает за вас» Его программа, как и у Гао Сяосуна, была максимально проста с точки зрения оформления и обработки. Задник с книжными полками (даже не настоящими, просто картинка) и он сам за столом. На этом фоне он стал в2014 г. человеком года в интернете.

«ЛО-гическое мышление» идет 7-ой сезон, но уже не в формате часовых видео, а 10—15-ти минутных подкастов, но в целом центр внимания самого Ло Чжэньюя сместился, начиная с 2015 г., на «университет нового времени» в приложении Get (дэдао Ш31 )34. Как и у Лян Вэньдао, это просветительский проект (полностью платный), но более крупный, с большой командой и ближе к практике, с курсами лекций приглашенных профессоров ведущих университетов. И, в целом, «Дэдао» уже не ассоциируется с ляо тянъ. Другой резонантый проект, связанный с нашим западным Новым годом — «Друзья времени» (шицзянъ дэ пэнъю ЖШЯ№35 на платформе Юку и кабельном ТВ г.

32 URL: https://movie.douban.com/subject/33395140/ (дата обращения: 15.06.2019). Также см.: Доубань 9,8 фэнь гуйлай дэ «и цянь лин и е», чжуачжулэ вэньхуа цзему хэчжун цзиншэнь [Вернувшаяся на Доубань с рейтингом 9,8 «Тысяча и одна ночь», поймалакакая суть у культурныхпрограмм Я.Ш 9.8 —^^—

URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_3742509 (дата публикации: 08.07.2019).

33 ВиногродскаяВ.Б. Болтовня интеллектуалов... С. 42; 7. Ловля черных лебедей. URL: https://weidehua.livejournal.com/190912.html (дата публикации: 09.01.2019).

34 URL: https://www.igetget.com (дата обращения: 15.06.2019).

35 URL: https://www.youtube.com/watch?v=ugDu_T9wUGs (дата обращения: 15.06.2019).

Шэньчжэня (2016 — ). Это трех- четырех- часовые лекции-встречи Нового года (в реале, в прямом телеэфире и в интернете), которые начинаются 31 декабря, а заканчиваются 1 января. Про третий раз, по поводу ночи с 2017-го на 2018 г. в сети шутили, что Шэньчжэньское кабельное ТВ «одним толстяком «сделало» сотню звезд эстрады»36.

2019-ый Толстяк Ло встретил четвертой лекцией из планируемых двадцати, отсчет которых ведется в обратном порядке, то есть последняя встреча была 17-ая по счету, а следующая, заявленная в сентябре 2019 г.37— 16 -ая. Рейтинг у последних «Друзей времени» не высокий, критики много38 (фигура и проекты Ло Чжэньюя, вообще, вызывают много споров) — 6,7 на Доубань, но все 7880 мест в закрытом стадионе «Кокон» в Шэньчжэне были раскуплены сразу же на старте продаж и Юку (пока платформа не стала скрывать эту функцию) показывала более 20,5 млн просмотров. Успех был и остается настолько оглушительным, что подобные новогодние мероприятия теперь устраивают и другие «знаменитые рты» минцзуй.

Итак, на новогоднем постере Юку, представляющем видеопоздравления «известных деятелей культуры», нет ни актеров, ни политиков, ни спортсменов, ни блогеров, ни космонавтов и итд. Помимо пола и возраста (которые в данном случае можно вынести за скобки), всех их роднит то, что их представляют как ведущих (чжичижэнь ^^ А) и относят к неофициальной категории «знаменитых ртов». Кроме этого очевидного измерения они вполне знаково олицетворяют культуру вэнь-жэнь — гуманитарно образованных интеллектуалов, для которых, вне зависимости от их конкретной сферы профессиональной деятельности, их конкретного приложения в социуме, естественна реализация в пространстве культурной коммуникации, для которых рассуждения (не так

См.: 7. Ловля черных лебедей. URL: https://weidehua.livejournal.com/190912.html (дата публикации: 09.01.2019).

36 URL: https://kknews.cc/entertainment/p2lanoe.html; https://kknews.cc/zh-sg/enter tainment/p2lanoe.html (дата обращения: 15.06.2019).

37 URL: http://tech.ce.cn/cjzx/201909/24/t20190924_33215278.shtml (дата публикации: 24.09.2019).

38 Все большему количеству китайцев словесный водопад «Друзей времени» начинает казаться пустой болтовней, проникнутой «торгашеским духом» Ш^^, «вливанием старого вина в новые мехи» Ш ШШ IHM (переосмысление аллюзии на Евангелие), то есть бессодержательным жонглированием фразами и смыслами, пресловутым «куриным бульоном для души» вперемешку с рекламой спонсоров,

уж важно о чем) — это «режим по умолчанию», привычный способ реагировать на мир, и обыденный разговор ляо тянь которых легко переходит в измерение культуры и духовной жизни. Это те люди, которые, даже не получив признания на поприще служения государству (неудачники от Конфуция до Пу Сун-лина), тем не менее становились «лидерами мнений» (ицзянь линсю М.ЖМ-1Й) и оказывали огромное влияние на общество.

Ло Чжэньюй на своем выступлении в канун 2019 г. говорил: «Раньше изменения были частью жизни, теперь изменения стали самой жизнью» 39 Именно в этом общем контексте было объявлено в известной газете «Гуанмин жибао» 0Ш в 2017 г.40 наступление «разговорной эпохи» (ляотянь шидай "ИА"^^) в ток-шоу. Можно считать, и об этом пишут сами китайцы, что в последние годы это направление набрало моментум, вступило в пору зрелости, обнаружило свои характерные черты, сильные стороны и уязвимые места.

Когда подобных программ и проектов много, становится очевидным, что трудно сразу понять, что взлетит, а что нет, но опыт в традиционных СМИ, похоже, скорее мешает, чем помогает. Например, несомненно качественно и профессионально сделанные «глубинные интервью» в «Позиции» (личан 2019)41 от авторитетной журналистки И Лицзин Ш^-Ж с интересными и популярными (в том числе на мировом уровне) гостями, такими как Ли Кайфу ^^Ж42, были встречены тепло, но особого резонанса не получили и продолжения у нее судя по всему не будет. А совершенно «дикий» интернет-влог «Ли цзыжань шо» ^ Й («Говорит Ли Цзыжань»), снимаемый буквально на телефон в собственных руках во время прогулок по городу никому неизвестным типичным «ботаником», болтался с жалкими тремя сотнями подписчиков после 20-ти выпусков, пока вдруг не взлетел в 2018 г. на теме 50 и новейших стартапов — более 2 млн просмотров на Ютубе к осени 2019.

39 URL: https://www.youtube.com/watch?v=ugDu_T9wUGs (дата обращения: 15.06.2019).

40 0. Очередные переломы. URL: https://weidehua.livejoumal.com/188405.html (дата публикации: 22.10.2018).

41 URL: https://movie.douban.com/subject/30464579// (датаобращения: 15.06.2019).

42 Ли Кайфу — тайваньский предприниматель в области разработок программного обеспечения и искусственного интеллекта, занимавший высшие руководящие посты в китайских отделениях крупнейших американских фирм и ведущий широкомасштабные инвестиционные проекты в Китае. (Википедия)

Ныне Ли Цзыжань продолжает бродить по городу и анализировать стартапы без чтения-суфлера и монтажа, но уже со стабильно растущей базой подписчиков на всех возможных платформах и во всех доступных форматах, и также уже дает интервью где среди своих ориентиров называет Гао Сяосуна и Лян Вэньдао, а его в ответ называют «Гао Сяосу-ном коммерции»-

По выше приведенным примерам, помимо прочего, видно насколько размыты форматы «новой разговорности»- Под зонтик ляо тянъ попадают и разнообразные культурно-развлекательные ток-шоу, и «интервью» (фантанъ цзему @), и научно-популярный контент, но не смотря на размытость границ эта ниша в глазах потребителей и критиков не теряет единства и сохраняет собственную идентичность за счет создателей этого контента и регистра неформального коммуникации, не сливаясь с заполонившим интернет «бульоном для души»43, академичными лекциями, официальным дискурсом и традиционными телеформатами документалистики, интервью и ток-шоу-

В более широкой перспективе — это разговорные программы в пространстве социальных сетей- Именно здесь проходит водораздел между традиционными медиа и новыми СМИ- Из четырех человек с постера новогодних поздравлений от Юку только Бай Яньсун, телеведущий и известный публичный спикер журналист старой традиционной закалки не ассоциируется в глазах своей аудитории с ляо тянъ- На фоне соседей по картинке он выглядит почти консервативно, у него в 2019г-вышел проект совмещающий лекции с интерактивным ток-шоу — «Станет ли лучше этот мир?»44 — в нетипичном для него, но безнадежно «телевизионном» формате, который кажется скучноватым, несмотря на всю любовь китайцев к Бай Яньсуну-

Коренное отличие социальных сетей от традиционных СМИ состоит в том, что в социальных сетях все участники коммуникации одновременно являются и производителями и потребителями контента-Крайнее выражение это получает, с одной стороны, в сотворении собственного образа в публичном пространстве (к чему располагает Инста-грам), а с другой, — в воспроизведении норм неформальной непубличной коммуникации малой группы онлайн, что наиболее ярко и последо-

43 Виногродская В.Б. «Маленький монах Ичань» и «бульон для души» — концепты, запросы и контент в китайском интернете (в печати).

44 ЦКЬ: https://movie.douban.com/subject/30411739/ (дата обращения: 15.06.2019).

вательно отражается в формате интерактивного стрима, неограниченного жестко временными рамками, сценарием, темой, но напрямую зависящего от интенсивности интереса своей аудитории. В стриме становится очевидным изменение формата восприятия и производства контента, которое держится на энергии непосредственного общения в неформальной коммуникации. Это общение на ближней дистанции без жестких ограничений стало возможным в интернете благодаря новым технологиям, оказалось сверх востребованным и превратилось в поле эксперимента — от Дудя на русском и Джо Рогана на английском «из всем известных» с огромной аудиторией и до огромного количества откровенно нишевых стримов, влогов, подкастов.

Разумеется, прототипы были в традиционных СМИ , например Лар-ри Кинг или Доу Вэньтао еще в прошлом веке, но это скорее отдельные очаги, а в целом естественное общение в малой группе, было вынесено за рамки жестко организованной публичной коммуникации в СМИ. Разумеется, не любая повседневная коммуникация становится востребованным контентом. Но каждый ежедневно решает для себя, на какой ролик в рекомендациях кликнуть, какой досмотреть, поставить лайк или дизлайк, написать коммент, подписаться, поделиться. Благодаря всем этим мелким действия, из которых складывается экономика внимания, уже ясно — какая коммуникация нам нужна: свободная, межличностная, нетривиальная.

Именно эта интонация общения на ближней дистанции отразилась в концепте ляо тянь, который был осознан в «наивной картине мира» китайцев и основательно освоен традиционными литерати задолго до прихода интернета и наступления глобализирующей современности, и поэтому так органично идет развитие «разговорности» в нынешней китайской медийной среде, практически без оглядки в этом сегменте на западные образцы, с разнообразием и скоростью, гаантированной огромной интернет-аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.