Научная статья на тему '«Приложения платных знаний» и единство интеллектуального пространства в китайском интернете'

«Приложения платных знаний» и единство интеллектуального пространства в китайском интернете Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная среда / китайский интернет / «приложения платных знаний» / Ло Чжэньюй / Лян Вэньдао / Ши Чжань / Ван Ди / Ян Чжао / Сюн И / Сюй Чжиюань / information environment / Chinese Internet / “paid knowledge apps” / Luo Zhenyu / Liang Wendao / Shi Zhan / Wang Di / Xu Zhiyuan

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Виногродская Вероника Брониславовна

Данная статья является продолжением серии материалов по теме использования новых медиа китайскими интеллектуалами. «Приложения платных знаний» 知识付费 App – относительно новый (с 2016 г.) популярный формат, опирающийся на такие особенности китайского интернета, как преимущественно мобильный доступ, подъем индустрии платных знаний и медийность ученых. На примере двух успешных приложений – iGet 得到 (с 2016 г.) и Vistopia 看理想 (с 2018 г.), их основателей, соответственно Ло Чжэньюй 罗振宇 (род. 1973) и Лян Вэньдао 梁文道 (англ. Leung Man-tao (род. 1970), а также некоторых медийных ученых-историков и известных популяризаторов, таких как Ши Чжань 施展 (род. 1977), Ван Ди 王笛 (род. 1956), Ян Чжао 杨照 (род. 1963), Сюн И 熊逸 (род. 197?), в статье показано, как в условиях пузырей фильтров, нишевой культуры и фрагментации внимания поддерживается единство информационной среды и создается общее интеллектуальное пространство – содержательно насыщенное, интерактивное и динамичное, – в котором культурный феномен «приложений платных знаний», несмотря на их «закрытый» и нишевый характер, занимает заметное место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Paid Knowledge Apps” and the Coherence of China’s Online Intellectual Landscape

This article continues case studies on the use of new media by Chinese intellectuals. “Paid knowledge applications” 知识付费App are a relatively recent phenomenon, emerging since 2016. They have gained popularity due to the predominantly mobile nature of the Chinese Internet, the rise of the paid knowledge industry, and the media presence of scholars. Through the examination of two successful applications, iGet 得到 (established in 2016) and Vistopia 看理想 (established in 2018), along with their respective founders, Luo Zhenyu 罗振宇 (born 1973) and Liang Wendao 梁文道 or Leung Man-tao (born 1970), as well as well-known historians and famous popularizers such as Shi Zhan 施展 (born 1977), Wang Di 王笛 (born 1956), Yang Zhao 杨照 (born 1963), and Xiong Yi 熊逸 (born 197?), this article demonstrates how, within the context of filter bubbles, niche cultures, and attention fragmentation, it is possible to maintain cross-platform coherence in the information environment. This allows for the creation of a shared, content-rich, interactive, and dynamic intellectual space, a cultural phenomenon in which “paid knowledge applications”, despite their niche and “closed” nature, play a significant role

Текст научной работы на тему ««Приложения платных знаний» и единство интеллектуального пространства в китайском интернете»

DOI: 10.48647/ICCA.2023.16.13.005

В.Б. Виногродская

«ПРИЛОЖЕНИЯ ПЛАТНЫХ ЗНАНИЙ» И ЕДИНСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КИТАЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ

Аннотация: Данная статья является продолжением серии материалов по теме использования новых медиа китайскими интеллектуалами. «Приложения платных знаний» ЙНД-МЙ App - относительно новый (с 2016 г.) популярный формат, опирающийся на такие особенности китайского интернета, как преимущественно мобильный доступ, подъем индустрии платных знаний и медийность ученых. На примере двух успешных приложений - iGet ЩЩ (с 2016 г.) и Vistopia ШШШ (с 2018 г.), их основателей, соответственно Ло Чжэньюй (род. 1973) и Лян Вэньдао (англ. Leung Man-tao (род. 1970), а также некоторых медийных ученых-историков и известных популяризаторов, таких как Ши Чжань Ж® (род. 1977), Ван Ди Iffi (род. 1956), Ян Чжао ШШ (род. 1963), Сюн И ШШ (род. 197?), в статье показано, как в условиях пузырей фильтров, нишевой культуры и фрагментации внимания поддерживается единство информационной среды и создается общее интеллектуальное пространство - содержательно насыщенное, интерактивное и динамичное, - в котором культурный феномен «приложений платных знаний», несмотря на их «закрытый» и нишевый характер, занимает заметное место.

Ключевые слова: информационная среда, китайский интернет, «приложения платных знаний», Ло Чжэньюй, Лян Вэньдао, Ши Чжань, Ван Ди, Ян Чжао, Сюн И, Сюй Чжиюань.

Автор: ВИНОГРОДСКАЯ Вероника Брониславовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр изучения культуры Китая, Институт Китая и современной Азии РАН (Нахимовский пр., 32, Москва, 117997). ORCID: 0000-0002-3878-1282. E-mail: vinogrodskaya@iccaras.ru

Veronika B. Vinogrodskaya

"Paid Knowledge Apps" and the Coherence of China's Online Intellectual Landscape

Abstract: This article continues case studies on the use of new media by Chinese intellectuals. "Paid knowledge applications" App are a rela-

tively recent phenomenon, emerging since 2016. They have gained popularity due to the predominantly mobile nature of the Chinese Internet, the rise of the paid knowledge industry, and the media presence of scholars. Through the examination of two successful applications, iGet ЩЩ (established in 2016) and Vistopia ШШШ (established in 2018), along with their respective founders, Luo Zhenyu (born 1973) and Liang Wendao or Leung Man-tao (born

1970), as well as well-known historians and famous popularizers such as Shi Zhan (born 1977), Wang Di Iffi (born 1956), Yang Zhao ШШ (born 1963), and Xiong Yi ШШ (born 197?), this article demonstrates how, within the context of filter bubbles, niche cultures, and attention fragmentation, it is possible to maintain cross-platform coherence in the information environment. This allows for the creation of a shared, content-rich, interactive, and dynamic intellectual space, a cultural phenomenon in which "paid knowledge applications", despite their niche and "closed" nature, play a significant role.

Keywords: information environment, Chinese Internet, "paid knowledge apps", Luo Zhenyu, Liang Wendao, Shi Zhan, Wang Di, Xu Zhiyuan.

Author: Veronika B. VINOGRODSKAYA, PhD (Philology), Leading Research Associate, Center for the Study of Chinese Culture, Institute of China and Contemporary Asia, Russian Academy of Sciences (32, Nakhi-movsky Av., Moscow, 117997). ORCID: 0000-0002-3878-1282. E-mail: vinogrodskaya@iccaras.ru

На примере «приложений платных знаний» и участия в них некоторых медийных ученых я хочу показать, как в китайском интернете образуется и функционирует единое интеллектуальное пространство - на-

сыщенное, сложное, динамичное и многогранное1. Приложения с богатым контентом и функционалом хорошо удерживают внимание пользователей и естественным образом приводят к созданию информационных пузырей; платные приложения еще более способствуют отбору и закреплению относительно замкнутой внутри приложения аудитории. С другой стороны, именно неуемная человеческая любознательность приводит многих в «приложения платных знаний», и требуя постоянного обновления и расширения кругозора, она постоянно подталкивает к выходу за пределы уже освоенного и привычного, к экспансии на новых территориях. Таким образом, несмотря на господство «закрытых» приложений [Виногродская 2023], поддерживается кросс-платформенное единство информационной среды.

Китайский интернет стал бурно развиваться прежде всего как интернет с мобильным доступом, и поэтому в настоящее время это в огромной степени интернет приложений, начиная с глобальной экосистемы «суперприложения» Wechat2 и до однодневок, которых не пересчитать. Не менее важной особенностью является высокая герметич-

1 Данная статья продолжает case studies использования новых медиа китайскими интеллектуалами: [Виногродская 2018; 2019; 2019а; 2022; 2023]; презентация «О неожиданной популярности Сюй Чжиюаня». URL: https://www.academia.edu/video/lgProk (дата обращения: 15.08.2023); серия постов 2018-2019 гг. «Брызги из китайской инфосферы (люди-мотивы-тренды-форматы)». 0. Очередные переломы. URL: https:// weidehua.livejournal.com/188405.html (дата обращения: 15.08.2023); 1. Долгожитель медийного пространства. URL: https://weidehua.livejournal.com/188497.html (дата обращения: 15.08. 2023); 2. Трансформации формата. URL: https://weidehua.livejournal.com/ 188883.html (дата обращения: 15.08.2023); 3. «Знаменитые рты» vs «красные сети». URL: https://weidehua.livejournal.com/189138.html (дата обращения: 15.08.2023); 4. Не как у людей. URL: https://weidehua.livejournal.com/189269.html (дата обращения: 15.08.2023); 5. Ловцы душ. URL: https://weidehua.livejournal.com/189873.html (дата обращения: 15.08.2023); 7. Ловля черных лебедей. URL: https://weidehua.livejournal.com/ 190912.html (дата обращения: 15.08.2023).

2 Super App, или, точнее, мультифункциональная платформа социальных медиа (multi-functional social media platform), как по функционалу, так и по числу пользователей ведущая в Китае и на пятом месте в мире, по разным оценкам, от 1,3 млн MAU (ежемесячно активных пользователей) до 1,6 млн MAU в 2023 г. См.: Number of monthly active WeChat users from 2nd quarter 2013 to 2nd quarter 2023. URL: https://www.statista.com/statistics/255778/number-of-active-wechat-messenger-accounts/ (дата обращения: 15.08.2023); WeChat ranks fifth in the most popular social media apps worldwide, with 1.671 billion monthly active users in 2023. (Source: https:// www.bankmycell.com/blog/number-of-wechat-users/ (дата обращения: 15.08.2023).

ность, абсолютное преобладание отечественных платформ в сочетании с нынешним высоким уровнем проникновения интернета (июль 2023 г.: КНР - 74,9%; общемировой - 64,5%, Россия - 88,2%)3 и огромной пользовательской базой - 1,05 млрд при 1,43 млрд населения4. На пересечении платного контента и онлайн-образования к середине 2010-х годов постепенно выделяется сегмент так называемых «платных знаний» или «знаний за плату»

2016 год называют, в подражание традиционным формулировкам летоисчисления с использованием девизов правления, «изначальным годом платных знаний» 2022, URL].

С этого времени «платные знания» становятся заметным явлением на рынке: платные модели начинают широко использоваться в бесплатных проектах (на крупнейшем сервисе вопросов-ответов Zhihu ^6 -с 2017 г.), и один за другим взлетают совершенно новые платные проекты самых разных форматов (ЩЩ, о котором см. ниже, или сервис вопросов-ответов Fenda К 2018 г. готовность платить не за вещи, а за контент становится общепризнанным фактом и ощутимым фактором развития индустрии знаний ^ПВД^Т^. В 2022 г. число покупателей контента составляло уже 530 млн человек, с прогнозом роста рынка на 2023 г. на 60% 2022, URL]. И хотя темпы роста этой

7

индустрии в предстоящие годы значительно замедлятся , а конкуренция на рынке продолжит обостряться, перспективы все еще остаются многообещающими.

Основные потребители относятся к возрастной категории 22-40 лет (86,9%), имеют доход выше среднего (5000-20 000 юаней в месяц -

3 Digital 2023 July Global Statshot Report URL: https://datareportal.com/reports/ digital-2023-july-global-statshot (дата публикации: 20.07.2023).

4 Digital 2023: China. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-china (дата обращения: 15.08.2023).

5 Подробнее см.: «Знание в сети: КНР между открытыми соцсетями и платными приложениями» [Виногродская 2023, в печати] и [ФД^ПгД^Й^Т^ 2022, URL].

6 Zhihu - сервис вопросов-ответов, запущенный в конце 2010 г., первоначально с ограниченной регистрацией по приглашениям, но полностью открытый с 2013 г. и постепенно превратившийся в мультимедийную платформу с разнообразным контентом в разных форматах и интеграцией электронной торговли. В последние годы входит в топы популярных китайских социальных медиа как по числу активных пользователей в месяц, так и по опросам о часто используемых платформах.

7 Снижение до 22,3% в 2025 г. по прогнозу [Market size of paid knowledge industry 2023, URL].

82,6%), из них 33,4% составляют высококвалифицированные специалисты, чуть больше половины живут в самых крупных китайских мегаполисах (51,1% из городов «первой линии»), женщины (63,8%) несколько активнее мужчин 2022, URL]. В настоящее время

рост аудитории продолжается главным образом за счет жителей крупных городов «второй линии» и людей в возрасте 35+. В целом большинство пользователей 35-45 лет отдают «платным знаниям» 2-4 часа своего времени, а после 50 лет большинство ограничиваются двумя часами, но среди тех, кто проводит на ресурсе 4-6 часов в день (9,2%), доля пожилых заметно увеличивается - от 6,5% в 35-45 лет до 40% в 60+ 2022, URL]. В 2022 г. 82,7% потребителей

сообщали, что приобретенные продукты «вполне или совершенно соответствуют их ожиданиям», а 82,2% выразили готовность порекомендовать купленные продукты другим людям [2022-2023 2022, URL].

В индустрии платных знаний предлагается всевозможный контент в самых разных форматах - полноценные учебные курсы с сертификацией и без, мастер-классы всяческих навыков от йоги до кулинарии, аудиокниги и тематические подкасты, продолжается апробация различных гибридных форм и новейших технологий. Тем не менее за прошедшие годы успели кристаллизоваться и стать привычными определенные модели - например, сервисы вопросов-ответов, онлайн-школы или тематические форумы, подкасты или стримы. Выразительным примером сложившегося успешного формата являются так называемые «приложения платных знаний» App широкого профиля, ори-

ентированные на удовлетворение запросов взрослой и уже неплохо образованной аудитории, описанной выше. Контент и формат подачи в них определяется напряжением между двумя одинаково насущными стремлениями подобного бизнеса - максимизировать аудиторию и выделиться на фоне многочисленных конкурентов. В основе рассматриваемого формата - авторские аудиоподкасты, обычно с транскриптом, в режиме регулярно обновляющихся колонок или законченных курсов от так называемых лидеров мнений (KOL - Key Opinion Leader). В связи с ограниченностью пула авторитетных и медийно талантливых лекторов, за которых пользователи готовы платить, не так уж много, а в нынешних китайских реалиях это чаще всего люди, отучившиеся и поработавшие за границей, знакомые не понаслышке с любыми современными

концепциями и отлично разбирающиеся как в отечественной, так и в международной повестке.

В аналитических докладах [2022-2023 2022,

URL] первым в этой категории называется приложение iGet (ШШ Дэ-дао)8, которое вышло на рынок в конце мая 2016 г., т.е. в «изначальный год платных знаний». При загрузке на экране под иконкой оранжевой совы высвечивается слоган «Знание - в обретении» или «Знание - прямо в iGet» ШЯЕЙШЯ9. В 2018 г. Dedao позиционировало себя как «Университет Dedao» ШШJ^^, в котором можно «вместе учиться всю жизнь» Получать знания предлагается в основном

в области новых технологий, бизнеса, гуманитарных и социальных наук. Курсы обычно состоят из серии 10-20-минутных аудиоподкастов10 с полными транскриптами и, при необходимости, с иллюстрациями. Тексты транскриптов можно свободно копировать, создавать и посылать картинками цитаты с QR кодом. Зарегистрированный пользователь может также выделять цитаты и сохранять их в своем профиле. Кроме того, подобные выделения в транскрипте видны другим пользователям с отметкой, сколько человек отметили данный отрывок, и таким образом привлекают внимание к наиболее важным выводам или удачным формулировкам. Но можно и просто слушать аудио, не открывая транскрипт.

Чаще всего курс рассчитан на сезон, в течение которого лектор также отвечает на вопросы, а затем остается доступным для освоения, приобретения и обсуждения в общей библиотеке. Но возможны и многолетние долгоиграющие проекты (см. ниже в данной статье). В рамках приложения в собственной «читалке» также предлагаются электронные книги в огромном и постоянно растущем ассортименте11, в том числе с электронной озвучкой (на выбор - разными голосами). Помимо этого, рекламируются бумажные книги, сопутствующие товары, мерч бренда

8 Официальный сайт URL: dedao.cn, действует с 2020 г. Также есть версия с сильно урезанным функционалом URL: www.igetget.com, ориентированная в основном на скачивание приложения.

9 Игра слов и вполне считываемая аллюзия на общеизвестное выражение «Знание - сила»

10 Допустима некоторая вариабельность. Например, изредка используется видео вместо аудио, или более длинные подкасты, или коллективные курсы и другие эксперименты, но в целом единство формата выдерживается довольно строго.

11 Например, «Тихий Дон» М.А. Шолохова есть в двух переводах.

и оффлайновые события, и конечно, как и везде в последние годы, практически по любому случаю проводятся видеостримы и выкладываются короткие видео. Активно используются личная статистика и геймифи-кация - иконки и медальки полагаются за всевозможные достижения. При таком богатом функционале даже меню профиля пользователя устроено как многослойная капуста и допускает разнообразные сценарии использования.

В iGet особенно ярко выражены две черты, необходимые для успешной реализации такого формата: 1) концептуальное «сильное ядро» с яркими лекторами и спикерами; 2) фокус на качестве контента. Ведущие колонок и курсов - это признанные в своей области ученые и эксперты, которые обычно также являются достаточно заметными медийными личностями. К медийности университетских профессоров китайцы привыкли уже к концу нулевых годов XXI в., когда на центральном телевидении взлетели рейтинги программы «Трибуна ста школ» с лекционными курсами по истории и культуре, и немного позже ученые также стали членами жюри в развлекательных телевизионных «го-сюэ шоу» Ш^^ [Виногродская 2017, URL].

В следующем примере эти особенности слегка сглажены, но также остаются определяющими. Приложение Vistopia (Щ'ЩШ Кань лисян, букв. «Смотря на идеал»)12 стартовало позже, в 2018 г., но также довольно известно и обычно попадает в первые 20-30 строк разнообразных рейтингов «платных знаний», хотя, в отличие от iGet, не становится «напрашивающимся» объектом анализа в исследованиях данной модели в индустрии знаний, но служит хорошим примером успешного нишево-го проекта с аналогичным форматом и демографически схожей аудиторией, преимущественно с уклоном в искусство, философию и культурологию, в отличие от более «практичного» iGet. Vistopia представляет себя не как учебное заведение, где «ходят на занятие и продают курсы», а как «виртуальный театр», «культурный центр», где рядом с библиоте-

13

кой и кинотеатром «непременно стоят лотки с мороженым» .

По сравнению одного блогера, iGet - мегамаркет, Ло Чжэньюй (основатель, подробнее ниже) зазывает: «Покупайте-покупайте! Зна-

12 Официальный сайт URL: http://www.ilixiangguo.com/

13 [Сделаем жизнь светлее, посмотрим на идеал вместе с Лян Вэньдао]. URL: https://ppfocus.eom/0/ho8517c5c.html (дата публикации: 10.01.2021).

ние - сила! Преодолеем вашу тревожность!». Приложение «Фань Дэн читает» / (также один из лидеров данного сегмента) -

торговый зал супермаркета, Фань Дэн зазывает: «Заходите-заходите! Будьте как дома! За год прочитаем 50 книг!». А «Смотря на идеал» -книжный магазинчик в переулке, а Лян Вэньдао (см. ниже), его директор, сидит себе, тихонько читает под непонятным баннером «Увидеть иную возможность» (слоган со стартового экрана),

а заметив вас, робко говорит: «Книги у нас „не гарантируют успеха, необязательно полезны, знание - просто чудесный свет, освещающий мир" ^ШШЙ, Кстати, на

все книги есть скидки, вы посмотрите пока, будут вопросы, обращайтесь» URL].

Продаются в приложениях обычно конкретные курсы, цена на которые сильно варьируется в зависимости от количества материала и востребованности курса, в диапазоне 30-300 юаней. В Vistopia, помимо этого, есть несколько планов подписки (в 2023 г. от 998 юаней до 1398 юаней в год), а для подписчиков курсы бесплатны. В iGet общая подписка отсутствует, и во всех курсах предоставляется возможность бесплатно прослушать значительные фрагменты - порядка пяти полных подкастов для годового курса; но есть подписка на электронные книги внутри приложения (в 2023 г. - 169 юаней в год). Бесплатного контента в подобных приложениях также довольно много. В iGet, например, две ежедневные рубрики вверху главной страницы: 1) с избранными развернутыми новостями, 2) с выборками из имеющихся или выкладывающихся курсов. В Vistopia также ведется несколько бесплатных подкастов с разными ведущими. Маркетинговая политика, как водится, активна и разнообразна, но не агрессивна. Реклама текущих и грядущих курсов появляется всплывающими окнами при загрузке и занимает заметное место на главной странице, но это реклама исключительно контента данного приложения, и она никогда не вмешивается в непосредственный процесс использования - внутри изучаемого курса ничего лишнего не всплывает и не мелькает. Удобство пользователя остается в приоритете - от узнаваемого стильного дизайна и интуитивно понятного интерфейса до интерактивных манипуляций с контентом и разнообразной личной статистикой в профиле.

В обоих случаях проекты не появились ниоткуда, но долго вызревали и основательно готовились - на базе уже состоявшихся «культурных

брендов» и людей с обкатанной интернет-харизмой и нарабо-

танной академической репутацией, - прежде чем выйти на рынок.

Основатель Dedao, Ло Чжэньюй (род. 1973), известный

также как «толстяк Ло» Wffi, получил основательное образование в области СМИ, включая степень доктора наук, затем до 2008 г. работал продюсером и ведущим на телевидении, а к середине 2010-х стал одной из первых (и по времени, и по величине) звезд интернета для интеллектуалов с проектом «Логическое мышление» ^ ^^ Й ШШ, англ. Luogic TalkShow (конец 2012 - 2017) - более двухсот выпусков 30-60-минутных видео-эссе о книгах, идеях и обо всем, что насущно для осмысле-ния14. Позже он ненадолго вернулся на телевидение с авторским ток-шоу «Знание - сила», но в результате полностью «ушел» в приложение iGet.

Ло Чжэньюй отличается незаурядным, хотя с первой минуты и неочевидным ораторским мастерством, умением естественно держаться и увлекательно говорить на камеру, верой в возможности человечества и творческий потенциал отдельно взятого человека, а также амбициозностью на грани эпатажности. Чего стоит, например, заявленный в 2015 г. беспрецедентный проект многочасовых (на три-четыре часа) новогодних лекций «Друзья времени» на которые он каж-

дый год вечером 31 декабря собирал залы порядка десяти тысяч зрителей, чтобы «интеллектуально встретить Новый год» С самого начала Ло Чжэньюй выразил решимость продержаться 20 лет и уже восемь раз провел это мероприятие в огромных залах крупнейших китайских городов. Ковидные локдауны не заставили его сделать перерыв. 31 декабря 2021 г. в 8.30 вечера он вышел с прямой трансляцией на сцену в Чэнду (пров. Сычуань) перед залом на 12 тыс. мест, которые были заняты плюшевыми пандами, согласно санэпидемтребованиям, в рассадке через одно пустующее кресло. Ло со своей командой представил 53 истории успеха с общим лейтмотивом: «А что, так можно было?» ^ ^ШШЖ^^! Восьмая встреча с друзьями времени, 31 декабря 2022 г., «Эта идея вдохновляет» Й^ЙЩ^Й^ состоялась в Шэньчжэне (пров. Гуандун), на этот раз не на стадионе, а в книжном магазине, правда в самом большом в КНР (а возможно, и в мире) книжном магазине -«Шэньчжэньский город книг» площадью 82 тыс. кв. м. Наро-

14 Подробнее см. [Виногродская 2018].

15 Ловля черных лебедей. URL: https://weidehua.livejoumal.com/190912.html (дата обращения: 15.08.2023).

ду было значительно меньше, чем обычно, да и в целом формат несколько утратил привлекательность новизны в глазах интернет-пользователей, но традиция новогодних интеллектуальных шоу успела закрепиться: с 2019 г. такие мероприятия проводит Китайская академия наук16, также уже несколько лет лекции в новогоднюю ночь проводят У Сяобо ^ШШ, Жэнь Цзэпин ЦЩ^, Лю Жунь и немало других

17

менее известных ученых .

За прошедшие годы «толстяк Ло» похудел, сменил футболки поло на безупречно сидящие костюмы, но, несмотря на постоянные обвинения в конъюнктурности, склонности к коучерству в духе «науки об успехе» и даже в еще худшем в глазах китайских интеллектуа-

лов грехе - «бульоне для души» [Виногродская 2022], у него

получается сохранять влияние и держаться на плаву как содержательно, так и финансово. В 2017 г. «ЛОгическое мышление» было включено в топ-30 «определяющих эпоху» китайских бизнесов18 на-

ряду с WeChat и транспортной компанией Didi Chuxing и такими гигантами современных соцсетей, как сервис вопросов-ответов Zhihu и ведущий китайский аудиохостинг Himalaya Ш^Ё®19. Последние также неизменно отмечают рядом с iGet, говоря об успешных моделях «платных знаний».

В Vistopia20 нет одного узнаваемого основателя и фронтмена. Это приложение позиционирует себя, с одной стороны, как продолжение

16 фдщ^к^^ 2023 щ^щ^щщ [Китайская академия наук проводит новогодние лекции 2023 г.]. URL: https://www.iop.cas.cn/xwzx/mtsm/202301/ t20230104_6595118.html (дата публикации: 04.01.2023).

17 [Вы смотрели новогодних лекторов этого года] URL: https://news.pedaily.cn/202301/506323.shtml (дата публикации: 04.01.2023).

18 ^шийлфнй^-й T0P30 [Топ-30 китайских бизнесов, определяющих эпоху] URL: https://www.ftchinese.com/interactive/10557 (дата обращения: 15.08.2023). Полный список (неранжированный):

ШШ, üäff, aaf> Emotech, ^

й, BOSS bg. жйжаш. йжп

р ill,

19 Официальный сайт URL: https://www.ximalaya.com/. ш^ё®, рус. «Гималаи» (осн. 2012 г., 88 млн MAU), см. URL: https://www.statista.com/statistics/1218083/china-leading-audio-apps-based-on-monthly-active-users/ (дата обращения: 15.08.2023). Ведущий в Китае аудиохостинг предлагает сочетание профессионального, профессионально-пользовательского и пользовательского контента разных жанров.

20 Официальный сайт URL: https://www.vistopia.com.cn/

издательского бренда Imaginist Ш®Ш21, а с другой - как коллективного интернет-видео проекта на видеохостинге Youku ffiSn под названием Щ Ш® (букв. «Смотря на идеал», англ. Seeing Ideal, с 2015 г.) [Виногрод-ская 2019], в котором в рамках общего канала велось несколько независимых друг от друга авторских колонок, своего рода «киноизданий» Ш в виде видеопрограмм, подкастов и только-только набирающих обороты стримов. Здесь собрались медийные ведущие и известные деятелей культуры, такие как уже упомянутый Лян Вэньдао телеведущий разговорных ток-шоу Доу Вэньтао Ш^Ш22, знаменитый художник и авторитетнейший искусствовед Чэнь Даньцин Iß^W23, тайваньский музыкальный критик и писатель Ма Шифан ^Щ^, кинорежиссер с мировым именем Цзя Чжанкэ М^М, тайваньский писатель и критик Ян Чжао ШШ (подробнее ниже в данной статье). В настоящее время проект не ведется, остался небольшой скорее рекламный вспомогательный канал с короткими отрывками, который в 2023 г. не обнов-лялся24. Кто-то остался на Youku с собственными проектами, кто-то ушел на другие платформы или вообще отказался от идеи ведения собственного канала, но все они сотрудничали или продолжают непосредственно участвовать в работе приложения Vistopia.

21 Официальный сайт URL: https://www.ilixiangguo.com/. Imaginist (осн. 2010 г.) - один из наиболее влиятельных и перспективных мультимедийных издательских брендов. Основатель - Лю Жуйлинь (жен.).

22 Доу Вэньтао ШЖШ (род. 1967) начинал на спутниковом телевидении «Феникс ТВ» MS^ffi, где стал первопроходцем непостановочных ток-шоу с ежедневной новостной программой «Звучно втроем идем» ffiffiHAff, англ. Behind the Headlines with Wentao (1998-2017). В Seeing Ideal он продолжил разговоры в студии, уже на четверых и на более общие темы в ток-шоу «Фракция круглого стола» /

п (с 2016 г., в 2022 г. 6-й сезон, 2023-7-й?), а сейчас в этом же свободном разговорном жанре ездит по Китаю и миру, делая долгие и подробные видео - «Звучно путешествуя по Поднебесной» ШШ1Т^Т (с 2020 г.) с глубоким погружением в культуру (Ш^^^^Ш&О^^Щ). Третий сезон. URL: https://v.youku.com/ v_show/id_XNTk00DM3MzcxNg==html?spm=a2hje.13141534.100000.d_zj2_4&scm=2 0140719.apircmd.239150.show_ccaaa0d42d414a7f8f0f&s=ccaaa0d42d414a7f8f0f (дата обращения: 15.08.2023).

Подробнее о нем см. [Виногродская 2019]; 1. Долгожитель медийного пространства. URL: https://weidehua.livejournal.com/188497.html (дата обращения: 15.08.2023).

23 Чэнь Даньцин Iß^W (род. 1953). В Seeing Ideal вел «Фрагменты» Подробнее см. [Ван Ицюнь 2019: 89-98].

24 URL: https://i.youku.com/i/UMjk00TQ40DIwMA==?spm=a2h1n.8251843.0.0 (дата обращения: 15.08.2023).

В качестве центральной фигуры здесь можно выделить Лян Вэнь-дао англ. Leung Man-tao (род. 1970). Как и у «толстяка Ло»,

у него есть прозвище - «Старший монах» но характером и ме-

дийными стратегиями они разительно отличаются друг от друга. Лян Вэньдао в Vistopia выступил в неопределенной роли организатора À и вообще предпочитает оставаться на заднем плане. Ло Чжэньюй и другие именитые коллеги по сегменту «платных знаний» советовали ему связать свое имя с брендом, но Лян Вэньдао предпочел этого не делать «Не стоит себя считать чем-то особенно вы-

дающимся, потому что то, что мы хотим сделать, - больше, чем мы» ^

- говорил он часто команде Vistopia [52 ^7 95 ^ШФОДВДМ URL].

Он отличается взвешенными суждениями26 и органичным сочетанием природной и сознательной скромности. Тем не менее его называют среди наиболее влиятельных интеллектуалов Гонконга и журналистов Бэкграунд у Лян Вэньдао довольно запутанный: родился в Гонконге, детство провел на Тайване, в 15 лет вернулся в Гонконг и там получил образование по философии, а по работе в течение многих лет постоянно курсировал между Пекином и Гонконгом. Лян Вэньдао стал колумнистом в нескольких ведущих печатных и онлайн-изданиях (например, «Ш^^Ж)) , ), с 1999 г. регулярно появлялся на популярном спутниковом телевидении, «Феникс ТВ» (Phoenix Television) в качестве приглашенного гостя знаменитого ток-шоу Доу Вэнь-тао «Звучно втроем идем» (1998-2017), а также вел там собственное книжное обозрение «Восемь минут с книгой» ^^A^lt, англ. Eight Minutes Reading (2007-2014 гг., более 1900 выпусков) и т.д. Также Лян Вэньдао был востребован как автор нон-фикшн, в конце нулевых бестселлером стала его книга «Здравый смысл» (2009 г.).

25 Лян Вэньдао - действительно с 2008 г. последователь Тхеравады, но прозелитизмом не занимается, и это прозвище скорее дань уважения, чем указание на вероисповедание, а также аллюзия на последний иероглиф имени - й «Дао». Имя ^й, в свою очередь, является аллюзией на известную цитату из произведения Чжоу Дуньи йй® (1017-1073): «Тексты - чтобы везти Дао» (

sî» ).

26 Лян Вэньдао всегда придерживался оппозиционных взглядов, в частности, вошел в число подписавших «Хартию-2008» ^а^^ с призывом к политическим реформам, но предпочитает оставаться establishment intellectuals (см. ниже в статье) и действовать в родном медийном поле.

Рожденные в 1970-1980-е годы запомнили «почтенного Ляна» ^^ со времен телепрограмм на «Феникс ТВ». Его мягкость в сочетании с острым умом, независимостью суждений и широчайшим кругозором служили образцом для интеллигенции того времени. Доу Вэньтао однажды смиренно противопоставил глубокие познания Лян Вэньдао собственной поверхностной эрудированности (^^^^ffiW, Й^^Й). Нынешняя молодежь узнаёт его на улицах как «Старшего монаха» из Kan Lixiang на Youku или в Vistopia27. В первом Kan Lixiang он

продолжил видеорассказы о книгах. Его рубрика в проекте называлась «Тысяча и одна ночь» — — Й (2015-2019, четыре сезона, более 200 выпусков)28, снималась не в студии, а буквально на ходу, на ночных улицах - «только ночью, только на улицах, только классика» Я^Й.^, ЯШ^Л, классика как китайская, так и всемирная, от «Лао-цзы» до Дьюи и Борхеса. А «8 из 10» А^, англ. Eight Points (20182023?, 450 выпусков) из телепрограммы трансформировался в бесплатный подкаст в приложении Vistopia, который открывается приведенными выше словами: «Не гарантирует успеха, необязательно полезно, знание - просто чудесный свет, освещающий мир»

ffl, ШЯЯ^^ЙЩ^ЙМЖ В начале 2021 г. Лян Вэньдао в связи с операцией на сердце покинул команду Vistopia, но по многочисленным просьбам продолжил вести свой подкаст.

Череда имен и проектов, упомянутых выше, свидетельствует, что успешные приложения платных знаний являются продуктом огромного опыта, как в традиционных, так и в особенности новых медиа. И неважно, за кулисами ли, как Лян Вэньдао, или в огнях рампы, как Ло Чжэньюй, их профессионализм, организаторский талант и известность, подтверждаемая числом просмотров и подписчиков, дают возможность привлекать наиболее авторитетных лекторов и продолжать расширять аудиторию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, как бы ни отличались конкретные проекты по своим заявкам, подходам, стилю и общему настроению, осуществляются и су-

27 52 ^Й^^Й, 95 ШЙФЙВДМ [52-летний Лян Вэньдао стал звездой поколения рожденных после 1995 г.]. URL: https://rn.thepaper.cn/newsDetail_ forward_16165855 (дата публикации: 08.07.2022).

28 Подробнее см.: —^^—Й [Тысяча и одна ночь (программа о книгах Лян Вэньдао)]. URL: https://baike.baidu.hk/item/%E4%B8%80%E5%8D% 83%E9%9B%B6%E4%B8%80%E5%A4%9C/16696572 (дата обращения: 15.08.2023).

ществуют они в едином информационном поле, создаваемом общими темами и так или иначе пересекающимися аудиториями разных платформ. К востребованным в Китае в целом и общим для iGet и Vistopia темам относится история Китая. Если в iGet довольно мало представлены искусство и музыка, а в Каньлисян - бизнес и новости из мира ИИ (искусственного интеллекта), то курсы по истории, как мировой, так и китайской, занимают заметное место и попадают в топы рейтингов внутри приложений.

В Vistopia за отечественную историю и литературные памятники «отвечает» Ян Чжао ШШ (род. 1963)29 - тайваньский писатель и журналист, литературный критик, историк и популяризатор классического наследия. Помимо этого, он работает ведущим на новостном Тайбэй-ском радио News98 АЛ^ИИ30, но его культурные проекты в интернете в основном привязаны к Vistopia. Здесь он ведет сразу несколько многолетных курсов с глубоким погружением; например, «План внимательного прочтения китайской классики» ФШ^ЛЙШ^Й рассчитан на 10 лет (2018-2028, ок. 1700 выпусков) и охватывает 132 произведения с разбегом в 3 тысячи лет (полная цена порядка 2500 юаней или со скидкой порядка 1300 юаней; отдельный сезон - 198 юаней) и несколько специализированных курсов на один сезон. Например, после смерти видного историка китайского происхождения Юй Инши ^"^ВВ (19302021) Ян Чжао приготовил курс из 57 подкастов с транскриптами и иллюстрациями «Китай через призму концепций - очерк историографии Юй Инши» (2023).

В iGet несколько постоянных лекторов занимаются темой отечественной истории и традиционной китайской культуры. Наиболее интригующий среди них - Сюн И ШШ, «Медведь-отшельник» (род. 1976?). Этому «современному мыслителю-отшельнику» удается

сохранять инкогнито уже почти 20 лет. Еще в середине нулевых годов он привлек к себе внимание на интернет-форумах, с 2006 г. выходят из печати его книги по истории [Ш^ 2006], но личность до сих пор не раскрыта, ни реальное имя, ни общественное положение неизвестны. «Сюн И» вполне может быть и нормальным именем, и прозвищем, и до сих пор продолжаются попытки отождествить его с отдельными муж-

29 Ян Чжао ШШ - псевдоним, настоящее имя - Ли Минцзюнь .

30 Радиовещание на волне FM 98.1 и онлайн, официальный сайт URL: http:// www.news98.com.tw/ с 1999 г.

чинами и женщинами, или с целым коллективом авторов. На аватарках и вместо фото этот информационный отшельник использует стилизованные изображения медведя, интервью не дает, в кадре никогда не появлялся, максимум - рабочий стол и руки на клавиатуре или чайнике (в короткой рекламе в приложении, которую я честно посмотрела несколько раз, а сейчас уже отыскать не получается), его настоящий голос звучит чрезвычайно редко, очень недолго и без опции скачивания, а многочисленные курсы начитаны диктором, хотя обычно в жанре учебных подкастов читают сами авторы.

У Сюн И в iGet несколько относительно коротких курсов, например «50 лекций по буддизму» 50 ^ (2018 г., 99 юаней) или «Сюн И рассказывает о Су Ши. 30 лекций» ^ (2020 г., 69 юаней).

А в разгар ковида, в 2020 г. он запустил «исторический марафон»

- углубленное совместное чтение классического исторического труда Сыма Гуана ^МЛ (1019-1086) «Всеобщее обозрение, помогающее управлению» Й^иЙ-М. Это объемное произведение (более 3 млн иероглифов) мало кто прочитал полностью, но оно не теряет популярности и широко представлено в современном информационном пространстве в виде разнообразных бумажных и электронных академических изданий, изданий с популярными комментариями, с параллельным переводом на байхуа, только на байхуа, изданий отрывков и изданий для детей разного возраста, в виде аудиокниг (200 часов на вэньяне, более 400 часов на современном китайском языке). Сюн И еще в детстве увлекся «Обозрением», тогда в желтом 20-томном академическом издании издательства «Чжунхуа шуцзюй» Ф^^М, и считает, что это одна из тех книг, к которым стоит возвращаться снова и снова. Сыма Гуан излагает историю Китая с 403 г. до н.э. до 959 г. н.э. Сюн И к четвертому сезону, который начнется 1 января 2024 г., достигнет начала династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), цена в предварительной продаже 299 юаней, и уже на этой стадии четвертый сезон входит в топ наиболее популярных курсов приложения.

В целом конкретные лекторы сотрудничают с каким-то одним приложением, но это не означает эксклюзивной привязки к нему. Так, Ши Чжань (род. 1977), политолог, профессор НИИ глобальной истории цивилизации Шанхайского университета иностранных языков, ведет курсы в iGet. Здесь в его профиле три курса, и помимо «40 лекций по международной политологии» ЦЦ^Й^и^ 40 ^ (2019 г., 99 юаней)

есть также «Очерк истории Китая в 50 лекциях» ФШ^^Й (2017 г., 129 юаней). В читалке iGet можно приобрести его электронные книги и аудиокниги, в том числе нашумевшую монографию «Ось: 3000 лет Китая» Ш1: 3000 ^Й^ФШ [ММ 2018]. В Vistopia он периодически появляется в подкасте «8 из 10» Лян Вэньдао, и последний подкаст сезона 2023 г., № 450, состоялся как раз с Ши Чжанем.

Историк Ван Ди Ш® (род. 1956) занимается историей повседневности и социальной микроисторией, его знаковые работы посвящены чайным Чэнду, тайным братствам этого региона, социальной истории местных деревень начала XX в. В Vistopia у него есть курс «Новая социальная история Китая в 30 лекциях» (2022 г., 98 юаней), и он принимал участие в длинных подкастах «8 из 10» Лян Вэньдао (№ 429). В iGet у него нет ни курсов, ни собственной страницы с рейтингами и статистикой, но он представлен несколькими монографиями в электронных изданиях и в виде аудиокниг, а также многими упоминаниями в других постоянных рубриках, например «Источники культуры» у Цзя Ханцзя ММтЖ. Его последняя книга «Действенная повседневность: китайское общество и народ в поле зрения микроистории» [iffi 2022] благодаря легкому стилю изложения, доступная даже страшим школьникам, привлекла к себе широкое внимание, и в 2023 г. он появился в качестве гостя в еще одном знаковом для интернета интеллектуалов проекте - «Тринадцать приглашений» Ж—^31. Это так называемые «глубинные интервью», продолжительные высококинематографичные подкасты Сюй Чжиюаня (род. 1976)32 с самыми разными медийными личностями, от бизнеса и сферы развлечений до академической науки. Этот видеопроект привязан к платформе Tencent, но для зрителей бесплатен, а все выпуски также официально выкладываются на YouTube33.

В 2021 г. Сюй Чжиюань разговаривал и с другим медийным ученым - профессором, писателем, «публичным интеллектуалом» ^^^П

31 «Тринадцать приглашений». Седьмой сезон, седьмой выпуск ЖНЙ^^^^ 7 Я, «Сюй Чжиюань и Ван Ди. Для обычных людей также возможна действенная повседневность» W&iMäiffi I f lAft^ÖiitÄ . URL: https:// v.qq.com/x/cover/mzc0020028mcii8/f00462bwxbj.html (дата обращения: 15.08.2023).

32 Подробнее см. мою презентацию: «О неожиданной популярности Сюй Чжи-юаня». URL: https://www.academia.edu/video/lgProk (дата обращения: 15.08.2023).

33 См. URL: https://www.youtube.com/@THIRTEENTALKS/featured (дата обращения: 15.08.2023).

Лю Цином ЭД^ (род. 1963), у которого на iGet есть аудиокурс, посвященный современным западным идеям Ш^Ш^Й® (2020 г., 149 юаней), и видеокурс «ежегодных наблюдений» (2021 г., 49 юаней); также он довольно активно участвует в разных программах и подкас-тах Vistopia. То есть это уже вполне сложившийся медийный маршрут, отслеживаемый и поддерживаемый далее развернутыми обсуждениями на привычных открытых платформах типа 2ЫИи и Baidu [Вино-гродская 2023] и в более новых популярных соцмедиа ^авдИи ТИеРарег ШШ и др.), а также в роликах книжных блогеров от ВШВШ до Douyin.

При этом сохраняется закрытый характер «платных приложений». Их содержимое довольно плохо отражается в поисковых системах и часто остается скрытым от стороннего наблюдателя, если только ему специально не отправят ссылку. Даже в пиратском виде контент относительно редко выходит за пределы своего приложения. Сами приложения хотя и обзавелись десктопными версиями, но их дизайн всячески подталкивает к установке именно приложения. Так, у iGet полноценная версия для ПК появилась только в 2020 г., но без регистрации даже бесплатный контент в ней доступен со значительными ограничениями. У Vistopia сайт также в течение нескольких лет служил просто атмосферной ссылкой на приложение. У приложений есть официальные ак-каунты в популярных соцмедиа, но если не так давно было выражено стремление максимально расширить контент, сейчас на других платформах в основном уведомления, рекомендации или реклама (группы в WeChat, короткие видео на Douyin или Youku).

Тем не менее функционирование всего комплекса полиформатных новых медиа, сочетающего открытые и закрытые платформы, опирающегося на кросс-платформенную мобильность высокорейтинговых медийных личностей и кросс-платформенную активность их аудитории, позволяет органично поддерживать единство интеллектуального пространства, с некоторым явно не обозначенным, но прослеживаемым расхождением с традиционными СМИ-форматами. Так, хотя «Трибуна ста школ» продолжает успешно транслироваться на центральном телевидении, а академические ученые также довольно активно участвуют в других телепроектах (археология в последние годы на подъеме), пересечение с новыми медиа по конкретным персоналиям незначительное. От телепрограмм рассматриваемый контент также отличает выраженное

сближение с профессиональным уровнем подачи материала, вплоть до полного стирания грани между научно-популярным и академическим. Двухчасовой подкаст Лян Вэньдао и Ши Чжаня о философии истории34 не делает никаких скидок на неподготовленного слушателя и ведется так, как мог бы проходить в кулуарах международной научной конференции. В комментах подписчики отмечают непонятность, но негативной реакции это не вызывает, оказывается приемлемым и даже привлекательным в рамках заявленного формата и в отношении конкретных персоналий. Курсы, конечно, строятся и подаются более конвенционально, но обычно не за счет упрощения материала. И благодаря ярко выраженному авторскому подходу к созданию курсов они остаются оригинальными и востребованными, даже при одной заявленной теме. Например, в 2018 г. Ян Чжао делает для Vistopia курс из 124 выпусков по знаменитым «Запискам историка» ^iE ; книга с материалами этих лекций, «Способы чтения „Записок историка"» ^лЕЙ^ШЙ, с 2019 г. представлена в читалке iGet, а в 2022 г. в iGet выкладываются 50 лекций о «Записках историка», записанные специально для этого приложения Ван Динцзе ï^^.

Напоследок хотелось бы привлечь внимание к тому, что рассматриваемый сегмент «интернета интеллектуалов» до сих пор остается малозаметным со стороны. Академическая наука и международная журналистика в основном ориентируются на политические аспекты, прежде всего обращая внимание либо на проправительственных идеологов, либо на диссидентов. А те establishment intellectuals35 (в нейтральной интерпретации Дэвида Оунби)36, которые «играют по правилам», не вступая в конфликт с правительством, но при этом сохраняют относительную независимость, остаются в тени злободневности, хотя, в конечном итоге, именно они определяют общий интеллектуальный настрой эпохи.

34 Подкаст «8 из 10» Д^, № 445 (04.28.2023). «Отношения истории и времени»

35 Подробнее см.: URL: https://www.oxfordbibliographies.com/display/document/ obo-9780199920082/obo-9780199920082-0118.xml (дата обращения: 15.08.2023).

36 Дэвид Оунби (David Ownby, Монреальский университет, Канада) в последние годы сосредоточился на том, чтобы представить картину актуальной интеллектуальной жизни в современном Китае в переводах на своем сайте URL: ReadingTheChinaDream.com (дата обращения: 15.08.2023).

Библиографический список

Ван Ицюнь. Современный взгляд на сущность китайских классических произведений - к вопросу о методах искусствоведения в лекциях Чэнь Даньцина / пер. А.Ю. Блажкиной // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2019. М.: ИДВ РАН, 2019. С. 89-98.

Виногродская В.Б. «Бум телевизионного госюэ» - от образовательных программ к развлекательным шоу. 2017. URL: https://www.academia.edu/ 16301342/_TV_Guoxue_Fever_Educational_Programs_and_Enteitainment_Shows_ in_Russian_ (дата обращения: 15.08.2023).

Виногродская В.Б. Болтовня интеллектуалов: ляо тянь в китайских медиа // Человек и культура Востока. 2017-2018. Исследования и переводы. М.: ИДВ РАН, 2018. С. 27-44.

Виногродская В.Б. Ляо тянь в китайских медиа - update 2019 // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2019. М.: ИДВ РАН, 2019. С. 179-191.

Виногродская В.Б. Ток-шоу, основанные на ляо тянь, в китайских медиа // Россия и Китай: диалог культур. Статьи, доклады, тезисы. М.: ИДВ РАН, Сы-чуаньский университет, 2019. С. 56-67.

Виногродская В.Б. «Маленький монах Ичань» и «бульон для души» - концепты, запросы и контент в китайском интернете // Тексты магии и магия текстов: картина мира, словесность и верования Восточной Азии. М., 2022. С. 298311.

Виногродская В.Б. Новые медиа накануне нового витка технологий // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура 2022. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Институт Китая и современной Азии Российской академии наук. М.: ИКСА РАН, 2023. С. 280-289.

Виногродская В.Б. Знание в сети: КНР между открытыми соцсетями и платными приложениями // Китай и Восточная Азия: философия, литература, культура. Тезисы докладов Международной научной конференции. М.: ИКСА РАН (в печати).

Digital 2023: China. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-china (дата обращения: 15.08.2023).

Digital 2023 July Global Statshot Report URL: https://datareportal.com/reports/ digital-2023-july-global-statshot (дата публикации: 20.07.2023).

Market size of paid knowledge industry and its annual growth rate in China from 2015 to 2022 with forecasts until 2025. URL: https://www.statista.com/statistics/ 1320081/china-paying-for-knowledge-market-size/ (дата публикации: 21.04. 2023).

2022 ^ФД^ПЯЯ-МШ^тФЙ^ [Доклад о китайской индустрии платных знаний в 2022 г.]. URL: https://www.iimedia.cn/c400/85595.html (дата обращения: 15.08. 2023).

2022-2023 ШЯ^Шт^Ш^^ SÄtt^fäÄ

[Индустрия платных знаний в Китае в 2020-

2023 гг.: индустрия платных знаний развивается в направлении диверсификации и вертикализации, ожидается рост спроса на знания в области профессиональных навыков]. URL: https://www.iimedia.cn/c1020/89435.html (дата публикации: 17.10.2022).

52 95 ШЙФЙЙВДМ [52-летний Лян Вэньдао стал звез-

дой поколения рожденных после 1995 г.]. URL: https://rn.thepaper.cn/ newsDetail_forward_16165855 (дата публикации: 08.07.2022).

¿д^Й——[Сделаем жизнь светлее, посмотрим на идеал вместе с Лян Вэньдао]. URL: https://ppfocus.com/0/ho8517c5c.html (дата публикации: 10.01.2021).

Ж®: teffl: 3000 ^ЙЙФД [Ось: 3000 лет Китая]. 2018

ïffi: eSW^: [Действенная повсе-

дневность: китайское общество и народ с точки зрения микроистории]. ^Ьм: Ф{эЖШ±,^2022

ЖЩ^в^Й^ЙЙ "^ЯЙ" [Мне нравится именно так «Смотреть на идеал»]. URL: https://www.cnfeat.com/blog/2021/07/02/vistopia/ (дата публикации: 02.07.2021).

[У Шэнлян. Сегодня и завтра платных знаний - на примере Zhihu, iGet и Himalaya]. ^Ф^Я, 2020 Щ 11 . URL: http://www.qkblh.com/plus/ view.php?aid=51962 (дата обращения: 15.08.2023).

ЙШ: ДМШЙ [Увлекательные «Перемены»].

2006

References

Digital 2023: China. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-china (accessed: 15.08.2023).

Digital 2023 July Global Statshot Report URL: https://datareportal.com/reports/ digital-2023-july-global-statshot (accessed: 20.07.2023).

Market size of paid knowledge industry and its annual growth rate in China from 2015 to 2022 with forecasts until 2025. URL: https://www.statista.com/statistics/ 1320081/china-paying-for-knowledge-market-size/ (accessed: 21.04.2023).

2022 nian Zhongguo zhishi fufei hangye baogao [2022 China paid knowledge industry report]. URL: https://www.iimedia.cn/c400/85595.html (accessed: 15.08.2023). (In Chinese)

2022-2023nian Zhongguo zhishi fufei hangye: zhishi fufei hangye chao duoyuanhua, chuizhihua fangxiang fazhan, zhiye jinenglei zhishi xuqiu youwang tisheng [China's paid knowledge industry in 2022-2023: the paid knowledge industry is developing in a diversified and vertical direction, and the demand for vocational skills knowledge is expected to increase]. URL: https://www.iimedia.cn/c1020/ 89435.html (published: 17.10.2022). (In Chinese)

B.E. Виногродскаx. «npH^o^eHHa n^arabix 3HaHHH»

52 sui de liang Wendao chengle 95hou yanzhong de mingxing [52-year-old Liang Wendao has become a star in the eyes of the post-95 generation]. URL: https:// m.thepaper.cn/newsDetail_forward_16165855 (published: 08.07.2022). (In Chinese)

Gei shenghuo yidian guang, gen Liang Wendao yiqi kan lixiang [Make life a little brighter, see the ideal with Liang Wendao]. URL: https://ppfocus.eom/0/ ho8517c5c.html (published :10.01.2021). (In Chinese)

Shi Zhan (2018). Shuniu: 3000 nian de Zhongguo [Hub - 3000 years of China], Guilin: Guangxi Shifan daxue chubanshe. (In Chinese)

Vinogrodskaja V.B. (2017). «Bum televizionnogo gosjuje» - ot obrazovatel'nyh programm k razvlekatel'nym shou. ["TV Guoxue Fever": Educational Programs and Entertainment Shows]. URL: https://www.academia.edu/16301342/_TV_Guoxue_ Fever_Educational_Programs_and_Entertainment_Shows_in_Russian_ (accessed: 15.08.2023). (In Russian)

Vinogrodskaja V.B. (2018). Boltovnja intellektualov: ljao tjan' v kitajskih media [the Chatter of Intellectuals: Liao Tian in Chinese Media], Chelovek i kul'tura Vostoka. Issledovaniya i perevody. 2017-2018 [Peoples and Cultures of the Orient. Studies and Translations. 2017-2018], Moscow: IDV RAN. 27-44. (In Russian)

Vinogrodskaja V.B. (2019). Ljao tjan' v kitajskih media - update 2019 [Liao Tian in the Chinese Media - Update 2019], Chelovek i kul'tura Vostoka. Issledovaniya i perevody. 2019 [Peoples and Cultures of the Orient. Studies and Translations. 2019], Moscow: IDV RAN. 179-191. (In Russian)

Vinogrodskaja V.B. (2019). Tok-shou, osnovannye na ljao tjan', v kitajskih media [Talk-Shows Based on Liao Tian in the Chinese Media], Rossija i Kitaj: dialog kul'tur. [Russia and China: Dialogue of Cultures], Moscow: IDV RAN - Sichuan University. 56-67. (In Russian)

Vinogrodskaja V.B. (2022). "Malen'kij monah Ichan' " i "bul'on dlja dushi" -koncepty, zaprosy i kontent v kitajskom internete ["Little Monk Yichan" and "chicken soup for the soul" - concepts, queries and content on the Chinese internet], Teksty magii i magija tekstov: kartina mira, slovesnost' i verovanija Vostochnoj Azii [Texts of magic and the magic of texts. World Picture, Narrative Culture and Beliefs of East Asia]. Moscow: HSE Publishing House. 298-311. (In Russian)

Vinogrodskaja V.B. (2023). Novye media nakanune novogo vitka tehnologij [New Media on the Eve of a New Round of Technologies], Kitajskaja Narodnaja Re-spublika: politika, jekonomika, kul'tura 2022 [People's Republic of China: Politics, Economics, Culture. 2022], Moscow: ICCA RAS, 2023: 280-289. (In Russian)

Vinogrodskaja V.B. (2023). Znanie v seti: KNR mezhdu otkrytymi socsetjami i platnymi prilozhenijami [Knowledge on the net: PRC between open social media platforms and paid apps], Kitaj i Vostochnaja Azija: filosofija, literatura, kul'tura. Tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Papers of the International Conference «China and East Asia: Philosophy, Literature, Culture»], Moscow: ICCA RAS, in print. (In Russian)

Wang Di (2022). Lulu youwei: weiguan lishi shiye xia de Zhongguo shehui yu minzhong [Amazing everyday successes: Chinese society and people under microhis-tory], Peking: Zhongxin chubanshe. (In Chinese)

Wang Yiqun (2019). Sovremennyj vzgljad na sushhnost' kitajskih klassicheskih proizvedenij - k voprosu o metodah iskusstvovedenija v lekcijah Chjen' Dan'cina / transl. A.Y. Blajkina [A modern view of the essence of the Chinese classical works -on the question of methods of art criticism in the lectures of Chen Danqing], Chelovek i kul'tura Vostoka. Issledovaniya i perevody. 2019 [Peoples and Cultures of the Orient. Studies and Translations. 2019], Moscow: IDV RAN. 89-98. (In Russian)

Wo jiu shi xihuan zheyang de "Kan lixiang" [I just like this kind of "seeing the ideal"]. URL: https://www.cnfeat.com/blog/2021/07/02/vistopia/ (published: 02.07.2021).

Wu Shengliang (2020). Zhishi fufei de jintian he mingtian - yi Zhihu, Dedao, he Ximalaya wei li [Today and tomorrow of paid knowledge - through the examination of Zhihu, iGet and Ximalaya], Qiye guanli [Business management]. No 11: 81-84. URL: http://www.qkblh.com/plus/view.php?aid=51962 (accessed: 15.06.2023). (In Chinese)

Xiong Yi (2006). Zhou yi jianghu [World of the Changes of Zhou], Xian: Shaanxi shifan daxue chubanshe. (In Chinese)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.