Научная статья на тему 'Научно обоснованный анализ выполнимости развития сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном'

Научно обоснованный анализ выполнимости развития сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициатива «Пояс и путь» / китайско-киргизское сотрудничество в области высшего образования / метод научно обоснованного анализа / анализ достоинств и недостатков / выполняемость развития сотрудничества / “One Belt / One Road” / higher education cooperation between China and Kyrgyzstan / evidence-based approach / strengths and weaknesses analysis / feasibility of cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Сюемэй, Чжао Ханьцин, Тянь Айся

Кыргызстан является важным участником инициативы «Пояс и путь» и одной из ключевых стран – участниц саммита «Китай – Центральная Азия». Сотрудничество и обмены в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном способствуют подготовке международных специалистов, обеспечивают талантливую поддержку строительства инициативы «Пояс и путь», продвигают к политическому согласованию, строительству единой дорожной сети, укреплению торговых связей и усилению валютных потоков между двумя странами. Конечно, они также играют важную роль в укреплении народных связей между двумя государствами и ускорении строительства системы китайского дискурса и нарратива. В данной работе проанализированы достоинства и недостатки развития высшего образования Китая и Кыргызстана посредством научно обоснованного метода, с тем чтобы найти веские причины для осуществления сотрудничества в области высшего образования и указать направление для углубления такого сотрудничества между двумя странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ван Сюемэй, Чжао Ханьцин, Тянь Айся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVIDENCE-BASED ANALYSIS OF THE FEASIBILITY OF HIGHER EDUCATION COOPERATION BETWEEN CHINA AND KYRGYZSTAN

Kyrgyzstan is an important participant of the “One Belt and One Road” initiative and one of the important participants of the Central Asia Summit. The cooperation and exchange of higher education between China and Kyrgyzstan can help cultivate international talents, provide human resources support for the construction of “One Belt and One Road”, provide support for policy communication, facility connection, trade smoothly and capital integration between the two countries, achieve people-to-people contact, and accelerate the construction of Chinese discourse and Chinese narrative. This paper proposes to adopt an eclectic approach-evidence-based method to analysis the strengths and weaknesses of higher education development in China and Kyrgyzstan, to provide “evidence” for the cooperation between China and Kyrgyzstan in higher education and to show the direction for deepening the cooperation between the two countries.“One Belt, One Road”, higher education cooperation between China and Kyrgyzstan, evidence-based approach, strengths and weaknesses analysis, feasibility of cooperation

Текст научной работы на тему «Научно обоснованный анализ выполнимости развития сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном»

УДК 378 + 339.9 (574)

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2024-1-77-85

I

I

Научно обоснованный анализ выполнимости развития сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном*

Ван Сюемэй, Чжао Ханьцин, Тянь Айся

Синьцзянский университет, 830046, г. Урумчи, Китай E-mail: qiqigemijia@163.com E-mail: hantsintchzhao@yandex.com E-mail: asya0086@yandex.ru

Резюме: Кыргызстан является важным участником инициативы «Пояс и путь» и одной из ключевых стран - участниц саммита «Китай - Центральная Азия». Сотрудничество и обмены в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном способствуют подготовке международных специалистов, обеспечивают талантливую поддержку строительства инициативы «Пояс и путь», продвигают к политическому согласованию, строительству единой дорожной сети, укреплению торговых связей и усилению валютных потоков между двумя странами. Конечно, они также играют важную роль в укреплении народных связей между двумя государствами и ускорении строительства системы китайского дискурса и нарратива. В данной работе проанализированы достоинства и недостатки развития высшего образования Китая и Кыргызстана посредством научно обоснованного метода, с тем чтобы найти веские причины для осуществления сотрудничества в области высшего образования и указать направление для углубления такого сотрудничества между двумя странами.

Ключевые слова: инициатива «Пояс и путь», китайско-киргизское сотрудничество в области высшего образования, метод научно обоснованного анализа, анализ достоинств и недостатков, выполняемость развития сотрудничества.

Для цитирования: Ван Сюемэй, Чжао Ханьцин, Тянь Айся Научно обоснованный анализ выполнимости развития сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном // История и педагогика естествознания. 2024. № 1. С. 77-85. D0I:10.24412/2226-229B-2024-1-77-B5

EVIDENCE-BASED ANALYSIS OF THE FEASIBILITY OF HIGHER EDUCATION COOPERATION BETWEEN CHINA AND KYRGYZSTAN

Wang Xuemei, Zhao Hanqing, Tian Ayixia

Xinjiang University, 830046, Urumqi, China E-mail: qiqigemijia@163.com E-mail: hantsintchzhao@yandex.com E-mail: asya0086@yandex.ru

Abstract: Kyrgyzstan is an important participant of the "One Belt and One Road" initiative and one of the important participants of the Central Asia Summit. The cooperation and exchange of higher education between China and Kyrgyzstan can help cultivate international talents, provide human resources support for the construction of "One Belt and One Road", provide support for policy communication, facility connection, trade smoothly and capital integration between the two countries, achieve people-to-people contact, and accelerate the construction of Chinese discourse and Chinese narrative. This paper proposes to adopt an eclectic approach-evidence-based method to analysis the strengths and weaknesses of higher education development in China and Kyrgyzstan, to provide "evidence" for the cooperation between China and Kyrgyzstan in higher education and to show the direction for deepening the cooperation between the two countries. Key words: "One Belt, One Road", higher education cooperation between China and Kyrgyzstan, evidence-based approach, strengths and weaknesses analysis, feasibility of cooperation.

For citation: Wang Xuemei, Zhao Hanqing, Tian Ayixia EVIDENCE-BASED ANALYSIS OF THE FEASIBILITY OF HIGHER EDUCATION COOPERATION BETWEEN CHINA AND KYRGYZSTAN. History and Pedagogy of Natural Science. 2024, no. 1, pp. 77-85. DOI:10.24412/2226-2296-2024-1-77-85

Введение

Образование представляет собой приоритетное направление осуществления великого возрождения нашей нации. Образование является основой основ процветания страны и счастья народа, а также играет фундаментальную и ориентирующую роль в совместном строительстве инициативы «Пояс и путь» [1]. Сотрудничество и взаимодействие в области образования между странами, примыкающими к Шелковому пути, не только являются неотъемлемой частью

совместного сотрудничества инициативы «Пояс и путь», но и обеспечивают его талантливой поддержкой. Как наш сосед, Кыргызстан является одной из важных стран - участниц инициативы «Пояс и путь», и его общий объем товарооборота с Китаем в 2022 году достиг 15 млрд 502 млн 932 тыс. долл. США, причем рост по сравнению с аналогичным периодом составил 105,6% [2]. Такой темп роста оказывается довольно высоким среди всех торговых партнеров Китая на территории Центральной Азии, уступая лишь Казахста-

* Данная работа представляет собой промежуточный результат общего исследовательского проекта социально-гуманитарных наук «Исследование устойчивого развития международного сотрудничества в сфере высшего образования между Китаем и странами Центральной Азии в рамках инициативы «Пояс и путь» (номер ратификации проекта: 20XJJC880002).

ну. После обретения независимости Кыргызстан активно продвигает реформу образования и достиг определенных успехов, однако все-таки остаются некоторые недостатки, такие как недостаточные инвестиции в высшее образование, недостаточные внутренние движущие силы для развития высшего образования, несоответствие полученных в сфере высшего образования результатов требованиям рынка труда, необходимость повышения комплексного качества преподавателей вузов и т.д. Развитие китайского высшего образования также имеет и свои собственные недостатки, например неравномерное развитие в экспорте услуг высшего образования между внутренними регионами Китая, и неравномерное развитие мирового рынка. Северо-западные провинции Китая, такие как Синьцзян-Уйгур-ский автономный район (СУАР), оказываются слабым регионом по экспорту образовательных услуг, а пять стран Центральной Азии - мягким рынком экспорта китайских образовательных услуг. Развитие высшего образования в двух странах имеет свои преимущества и недостатки, и возможно осуществить дополнение друг друга с взаимной выгодой. В этом заключается большой потенциал для развития сотрудничества между двумя странами.

В данной работе мы намерены использовать компромиссный подход - научно обоснованный анализ, чтобы сократить расстояние между теорией и практикой образования. Доказательная педагогика также известна как обоснованная педагогика. Обсуждение о взаимосвязи между теорией и практикой образования имеет долгую историю, даже вышло за рамки научной категории, превратившись в спор о том, кто является первичным среди исследователей и практиков образования. Следуя процедуре «постановка проблемы - форматирование проблемы - выбор конкретных аспектов для решения проблемы - поиск наилучших доказательств - вмешательство в наилучшие доказательства - формирование ориентации на решение проблемы» [3], в данной работе мы анализировали преимущества и недостатки в высшем образовании между Китаем и Кыргызстаном, чтобы предоставить ориентацию на углубление сотрудничества в данной области между двумя странами.

Научно обоснованный анализ развития высшего образования Кыргызстана

Обзор состояния развития высшего образования

Кыргызстана, соответствующей политики

и законодательства

В Кыргызской Республике функционируют 73 вуза, в том числе 33 государственных и 40 частных, в которых работает около 12 тыс. преподавателей, включая 9128 штатных и 3017 совместителей, причем в 2017 году из общего числа преподавательского состава около 6% преподавателей имели ученую степень доктора наук. Кыргызская Республика относительно молодая страна по возрастной структуре населения, с большой долей молодежи, численность которой в возрасте 20-29 лет составляет 1 129 040 человек (данные всенародной переписи 2018 года), что составляет около 18% от общей численности населения. Доля населения призывного возраста к высшему образованию высока, но средняя доля населения, получившего высшее образование, низка: валовой показатель охвата высшим образованием в 2020 году составит 46,45% [4] по сравнению с другими странами Центральной Азии, что ниже, чем в Казахстане, но выше, чем в Туркменистане и Узбекистане. В период 2017-2018 годов среди каждых 10 тыс. человек 269 были студентами высших учебных заведений, а 82 - их выпускниками [5].

После обретения независимости в 1991 году правительство Кыргызстана активно продвигает реформу образова-

ния, пытается изучить современные тенденции развития высшего образования и активно участвует в Болонском процессе. В ходе реформ особое внимание уделялось повышению качества образования, его оперативности и интеграции в мировое образовательное пространство. По мере углубления глобализации и региональной интеграции подготовка высококвалифицированных кадров становится приоритетным направлением экономического развития страны. Министерство образования Кыргызской Республики ускоряет модернизацию системы образования, совершенствует контроль качества образования и стремится к подготовке кадров, удовлетворяющих потребностей рынка труда.

Согласно закону Кыргызской Республики об образовании, была введена многоуровневая система высшего образования, включая систему подготовки бакалавров/ магистров и специалистов (с выдачей диплома) на основе системы высшего образования советского периода. Настоящая система была завершена Законом КР от 30 апреля 2003 года № 92 «Об образовании», в котором определены способы продолжения обучения для обладателей степеней бакалавра и магистра и предусмотрено, что «высшее образование включает в себя подготовку бакалавров, специалистов и магистров в целях удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования» [6]. С учетом конкретной национальной действительности правительство Кыргызской Республики приняло Постановление № 496 от 23 августа 2011 года, которое установило двухуровневую структуру высшего образования (бакалавриат и магистратура). Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы (далее - Стратегия развития образования до 2020 года) была разработана на основе перспектив и целей развития государства согласно текущему уровню социально-политического и экономического развития Кыргызстана. В стратегии большое внимание уделялось трем направлениям развития: управление образованием, финансирование образования, оценка и контроль системы образования, с тем чтобы оптимизировать структуру и повысить уровень развития высшего образования, совершенствовать систему обеспечения качества высшего образования, пересмотреть существующий механизм финансирования высшего образования, изучить возможность перехода от государственных бюджетных вузов к самофинансируемым, а также сократить разрыв между высшим образованием и рынком труда [7]. Стратегия развития образования до 2020 года в определенной степени повысила качество образования, способствовала социально-политическому и экономическому развитию Кыргызстана, обеспечила повышение его международной конкурентоспособности и регионального влияния. Исходя из вышеупомянутых фактов, очевидно, что Кыргызстан открыто относится к развитию высшего образования, активно внедряет передовые образовательные механизмы, идет вслед за передовым мировым образованием и непрерывно продвигает интернационализацию отечественной системы образования.

Анализ преимуществ и недостатков развития высшего образования Кыргызстана

Преимущества развития высшего образования

Кыргызстана

Стимулирующая роль экономического развития

в модернизации образования

После получения независимости правительство Кыргызской Республики активно корректировало свою экономическую политику и прилагало огромные усилия к развитию

экономики, что заложило определенную материальную основу для развития высшего образования. В последние годы Кыргызстан постепенно трансформируется в рыночную экономику, сохраняется тенденция низкого роста экономики, оживает промышленное производство. По данным статистики, ВВП Кыргызстана с января по июль 2022 года составил 425 млрд сомов (около 5,144 млрд долл. США), увеличившись на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом [8]. Кыргызстан - одна из первых стран, которая активно поддерживает и принимает участие в строительстве инициативы «Пояс и путь». Китай и Кыргызстан совместно реализуют ряд ключевых проектов в рамках инициативы «Пояс и путь». Магистраль Китай—Кыргызстан—Узбекистан играет все более важную роль как транспортная магистраль в Центральной Азии. В январе 2019 года товарооборот между Китаем и Кыргызстаном достиг 195 млн долл. США, увеличившись на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом. Китай является крупнейшим торговым партнером Кыргызстана (42,7% его общего объема внешнеторгового оборота) и крупнейшим источником импорта (51,6% его общего объема импорта) [9].

Однако промышленная база Кыргызской Республики относительно слаба, машиностроение, перерабатывающая промышленность и сельское хозяйство все еще остаются отсталыми, и существует острая необходимость в капитальных инвестициях и технологической модернизации, но для этого решающим фактором в действительности являются именно высококвалифицированные кадры. Экономика Кыргызстана срочно нуждается в динамичном развитии, и требуется большое количество талантов с высокотехнологичными и управленческими знаниями, а огромный спрос на экономическое развитие, в свою очередь, заставляет создать качественное высшее образование, чтобы обеспечить соответствующие отрасли технологической и талантливой поддержкой.

Создание механизмов многостороннего сотрудничества

в области высшего образования

В области международного сотрудничества в сфере высшего образования Министерство образования Кыргызской Республики активно участвует в процессе взаимодействия с Европейским союзом, Китаем, Турцией, Японией и странами СНГ. Конкретные проекты сотрудничества осуществляются через такие международные или региональные институты, как ЮНЕСКО, ПРООН, Японское агентство международного сотрудничества (JICA), Германская служба академических обменов (DAAD), программы Erasmus, TEMPUS и др.

Болонский процесс - это проект, направленный на развитие образовательного партнерства, продвижение образовательных реформ в государствах-членах, интеграцию ресурсов высшего образования Европейского союза и строительство единых образовательных систем. Его реализация сильно ускоряет интеграции европейского образования.

Принимая активное участие в Болонском процессе, Кыргызстан получает определенную финансовую помощь, ускоряет переход на трехступенчатую структуру (бакалавриат, магистратура, докторантура), повышает одобрение о ценности этих степеней у народа, начинает постепенно заменять бывшую профессиональную квалификацию, внедряет современные технологии обучения и оценки в соответствии с международными стандартами качества, развивает академические обмены в высшем образовании и повышает его международное признание.

После установления дипломатических отношений 5 января 1992 года китайско-киргизские отношения выдержали испытания международной турбулентности, и в июне 2019

года в Бишкеке состоялась презентация книги «Си Цзинь-пин о государственном управлении» на киргизском языке.

По мере строительства инициативы «Пояс и путь» культурные обмены и образовательное сотрудничество между Китаем и Кыргызстаном также вступили в новый этап своего развития. Правительство Китая оказало Кыргызстану безвозмездную помощь для строительства в Бишкеке общеобразовательной школы с изучением китайского языка, а Бишкекский гуманитарный университет (БГУ) при финансовой поддержке Информационного бюро Госсовета КНР принял участие в фирменном международном проекте «Китайский павильон» и создал четыре института Конфуция в Кыргызстане. В июне 2008 года был создан Институт Конфуция при БГУ, это первый институт Конфуция на территории Кыргызстана (партнер - Синьцзянский университет). Затем на территории Кыргызстана были последовательно основаны еще три института Конфуция, это Институт Конфуция при Киргизском национальном университете им. Жусупа Баласагына (партнер - Синьцзянский педагогический университет), Институт Конфуция при Ошском государственном университете (партнер - Синьцзянский педагогический университет), и Институт Конфуция при Джалал-Абадском государственном университете (партнер - Синьцзянский педагогический университет). Благодаря ряду мероприятий, таких как Неделя китайской культуры и лекции выдающихся лиц, всесторонне развиваются сотрудничество и обмены между Китаем и Кыргызстаном в области высшего образования в рамках инициативы «Пояс и путь».

Недостатки в развитии высшего образования

Кыргызстана

Недостаточное финансирование высшего образования

Бюджетные расходы на образование находятся на низком уровне - 0,55% ВВП в 2021 году, а финансовые вложения в высшее образование остаются невеликими. Кроме оплаты труда персонала, в период 2016-2019 годов доля текущих расходов учреждений образования Кыргызстана отдельно составляет 13,0; 14,4; 14,6 и 14,1%, а доля расходов на оплату труда всех персоналов учреждений - 69,2; 70,7; 72,7 и 75,7%. В 2016-2019 годы государственные расходы на образование отдельно составили 448,72 млн, 464,19 млн, 459,27 млн и 476,09 млн долл. США, что значительно ниже, чем у другой страны Центральной Азии - Казахстана, чьи годовые расходы на образование в аналогичный период со-ставляот 4 млрд 088 млн 280 тыс., 4 млрд 588 млн 520 тыс., 4 млрд 691 млн 44 тыс. и 5 млрд 190 млн 170 тыс. (долларов США) [10], Кроме того, в 2016 и 2017 годах расходы на высшее образование в Кыргызстане составили всего 13,56 млн и 16,07 млн долл. США, при этом увеличенные бюджеты идут только на стипендии студентов и зарплаты преподавателей, а деятельность государственных университетов не финансирует государство.

Недостаточные внутренние движущие силы в развитии

высшего образования

Доля расходов на исследования и разработки от ВВП за последние пять лет (2015-2021) снижается и составляет 0,12; 0,11; 0,11; 0,10; 0,09 и 0,09% [11], при этом количество международных публикаций и опубликованных научных работ остается маленьким, а исследованием и разработкой занимается всего 12% преподавательского состава государственных вузов. В ходе образовательного реформирования в Кыргызской Республике не получилось построить механизм совместного использования педагогических, научных и талантливых ресурсов, а также соответствующий механизм оценки; отсутствует долгосрочный механизм и культурная атмосфера для глубокой интеграции, взаимного

содействия и положительной циркуляции между образованием, наукой, техникой и талантливыми ресурсами. Положительную циркуляцию между наукой, преподаванием, исследованием и рынком труда сформировать пока не удалось.

Несоответствие между достижением в области высшего образования и потребностями рынка труда В настоящее время рынок труда играет незначительную роль в высшем образовании, особенно в разработке учебных программ. В 2007 году правительство Кыргызстана выдвинуло предложение по обновлению национальных образовательных стандартов, которое было реализовано в 2009 году и продолжается в настоящее время. Бакалавриат и магистратура плохо признаются на рынке труда, народ и работодатели скептически относятся к их эквивалентности дипломам специалистов. Такое отношение препятствует внедрению программ магистратуры и бакалавриата и приводит к постепенному прекращению действия профессиональных квалификаций, что создает неравномерность (нехватку или избыток) между спросом на рынке и образовательными услугами.

Срочная потребность в повышении общего качества преподавательского состава вузов Со времени ухода на пенсию ученых бывшего СССР в научной и учебной институции Кыргызстана возникла, постепенно упрочилась и получила широкое распространение чрезвычайная ситуация, связанная с сокращением числа высококвалифицированных преподавателей, низким уровнем квалификации преподавательского состава, а также с малым количеством и старением профессорского состава. В вузах Кыргызской Республики работает более 12 тыс. преподавателей, из которых 6,2% имеют степень доктора наук, 4,9% —звание профессора, 26,8% - кандидаты наук, 17,8% - доценты. Учебная нагрузка в государственных вузах велика, например 850 часов для преподавателей, 800 часов для старших преподавателей и 750 часов для профессоров, что составляет около 70% общего учебного времени. В 2008-2009 годах из 13 025 сотрудников около трети преподавали более чем в одном учебном заведении. Заработная плата преподавателей долгое время находится на исторически низком уровне. Снижаются также условия для приема преподавателей: официально для занятия должности преподавателя требуется степень магистра, однако на практике на работу может быть принято лицо со степенью бакалавра.

Научно обоснованный анализ развития высшего образования КНР

Обзор состояния развития высшего образования КНР, соответствующей политики и законодательства

В 2020 году на территории Китая насчитывается 2738 вузов обычного типа (включая 241 независимый институт). В том числе 1270 институтов или университетов обычного типа с основными курсами, 1468 высших специальных учебных заведений, а также 827 аспирантур. В 2022 году общее число студентов, обучающихся в вузах, достигло 46,55 млн человек, валовой показатель охвата высшим образованием - 59,6%, а число студентов, обучающихся в вузах, составляло 3126 человек на 100 тыс. населения. В целом повысился уровень квалификации преподавателей вузов обычного типа, но заметно ужесточилось распределение преподавательского состава. По всей стране количество штатных преподавателей в вузах обычного типа составляет 1,833 млн и состав преподавателей по уровню квалифика-

ции продолжает улучшаться: доля преподавателей с послевузовским образованием в вузах обычного типа выросла до 75,8%, из них 86,0% - в институтах или университетах обычного типа с основными курсами, 52,4% - в высших специальных учебных заведениях [12].

После проведения политики реформы и открытости Китай придает большое значение развитию высшего образования, придерживается стратегии наращивания государственной мощи посредством кадров, подготавливает кадры в соответствии с требованиями развития новой эпохи, идет по пути самостоятельной подготовки и расширяет их открытость для внешнего мира. Статья 67 главы 8 Закона КНР об образовании предусматривает, что государство поощряет внешние обмены и сотрудничество в области образования, поддерживает внедрение школами и другими учебными заведениями высококачественных образовательных ресурсов, международное сотрудничество по совместной организации обучения в соответствии с законодательством, развитие международных образовательных услуг и подготовку международных кадров [13]. В 2016 году Министерство образования Китая выпустило уведомление о содействии совместному строительству образовательной программы «Пояс и путь», в котором говорится о том, что совместное строительство экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века предоставляет широкие возможности для расширения открытости, усиления обменов и интеграции регионального образования. Страны, примыкающие к Шелковому пути, плечом к плечу углубляют взаимопонимание, расширяют открытость, укрепляют сотрудничество, учатся друг у друга, стремятся к общим интересам и прилагают совместные усилия к созданию образовательного сообщества «Пояс и путь». Это свидетельствует о том, что Китай будет последовательно придерживаться принципа открытости образования для внешнего мира, глубоко интегрироваться в мировую тенденцию реформирования и развития образования, настаивать на стратегии «Идти вовне» и «Выход за границу» в сфере образования, способствовать как реформированию и развитию китайского образования, так и глубоким изменениям в образовании в других странах мира, чтобы найти общий знаменатель для сотрудничества в области образования.

Анализ преимуществ и недостатков развития высшего образования КНР

Преимущества развития высшего образования КНР

Сильная экономическая мощь

Сильная экономическая мощь предоставляет надежную гарантию для развития образования, свидетельством тому является следующая таблица: в 2018 году ВВП Китая составил 91 трлн 928 млрд 100 млн юаней, в 2019 году - 98 трлн 651 морд 500 млн юаней, в 2020-м - 101 трлн 356 млрд 700 млн юаней, в 2021-м - 114трлн 923 млрд 700 млн юаней, в 2022 году - 121 трлн 020 млрд 72 млн юаней причем темпы роста достаточно высоки, а бурное развитие экономики служит фундаментом для развития высшего образования. В 2021 году общие расходы на образование составляли 5 трлн 787 млрд 367 млн юаней, рост достиг 9,13% по сравнению с аналогичным периодом, в том числе государственные бюджетные расходы на образование составляют 4 трлн 583 млрд 531 млн юаней, что на 6,82% больше, чем в предыдущем году [14]. Расходы Китая на исследования и разработки выросли с 1,03 трлн юаней в 2012 году до 2,44 трлн в 2020-м. В этом отношении Китай занимает второе место в мире, и сравнительные преимущества в области талантов неуклонно наращиваются.

Относительно сильное международное влияние

в сфере высшего образования

Выдвижение инициативы «Пояс и путь» придало новый импульс интернационализации высшего образования КНР. Китай подписал соглашения о взаимном признании ученых степеней с 46 странами и регионами, среди которых 24 являются странами - участницами настоящей инициативы, активно продвигая подключение стандартов сертификации ученых степеней. В 2016 году в рамках Плана действий по обучению за рубежом китайских граждан было отправлено всего 226 специалистов по страноведению и регионоведению в 34 страны и 908 кадров (в программе есть 37 специальностей, не связанных с общепринятым языком) были отправлены на обучение за рубежом. Осуществляя программу «Помощь в области образования» в рамках инициативы «Пояс и путь», Китай постепенно наращивает объем помощи в сфере образования, в центре которой стоит цель вкладывать средства в образование людей, в оказание им помощи и действовать им на благо. Благодаря обмену студентами, совместной организации обучения и оказания помощи в области образования достижения Китая в этой области максимально приносят пользу народам стран, расположенных по маршруту проекта «Пояс и путь», и с каждым днем растет влияние высшего образования КНР.

Недостатки развития высшего образования Китая

К недостаткам развития высшего образования Китая прежде всего стоит отнести неравномерное развитие регионов в этой области: на востоке уровень развития высокий, а на западе - низкий. Во-вторых, это неравномерное развитие в экспорте услуг высшего образования между внутренними регионами Китая и неравномерное развитие мирового рынка. Северо-западные провинции Китая занимают неблагоприятное положение в сфере экспорта образовательных услуг, ярким примером тому является СУАР, а пять стран Центральной Азии - это мягкий рынок экспортных образовательных услуг Китая. Путем проведения льготной политики для вузов западного региона Китая можно придать импульс для их выхода во внешний мир, чтобы дополнять друг друга с взаимной выгодой и сократить дефицит экспорта образовательных услуг Китая в Центральную Азию. Это будет не только способствовать развитию западного региона, но и усиливать влияние Китая в Центральной Азии, словом, это идет на пользу развитию регионального экономического сотрудничества между Китаем и Центральной Азией.

Неравномерное развитие в области высшего образования между регионами Китая В целях удовлетворения потреб- 40 ностей национальной стратегии раз- 35 вития, увеличения темпов строительства «Университетов мирового класса и первоклассных специальностей», подготовки первоклассных кадров и достижения уровня мирового класса Министерство образования КНР опубликовало список второго раунда строительства «Университетов мирового класса и первоклассных специальностей» в 2022 году, в нем имеется всего 147 вузов (рис. 1) Данный график составлен на основе списка второго раунда «Университетов мирового класса и первоклассных специальностей», опубликованного Министерством образования КНР.

30 25 20 15 10 5 0

34

Ц|

Исходя из графика на рис. 1, очевидно, что количество университетов мирового класса и первоклассных специальностей относительно большое в восточных прибрежных экономически развитых провинциях, таких как Пекин, Цзянсу, Шанхай и др. Наоборот, в центральных и западных провинциях их количество значительно меньше, к тому же такой вуз даже во многих западных провинциях имеется лишь один. Тенденция графика показывает, что с востока к центральной, а затем к западной части провинций (автономных районов, городов центрального подчинения) количество университетов мирового класса и первоклассных специальностей уменьшается, что свидетельствует о неравномерном развитии вузов между регионами.

Неравномерное развитие экспорта услуг в сфере

высшего образования между регионами Китая

Торговля услугами в сфере высшего образования - это своего рода платный обмен продуктами или услугами по части высшего образования между странами в экономических целях. Наиболее распространенным видом торговли услугами в области высшего образования является обучение за рубежом, однако, как крупная образовательная страна, Китай давно имеет огромный дефицит в торговле этого вида услуг. Как видно из нижеприведенной табл. 1, международная студенческая мобильность (количество въезжающих студентов минус количество выезжающих студентов) является более объективным показателем для оценки экспорта услуг определенной страны. Если настоящий показатель положительный, то это означает, что торговля услугами данной страны находится в профиците, а если отрицательный - в дефиците. Проведя поиск в обратном порядке, из базы данных ЮНЕСКО можно заметить, что Китай находится в конце базы данных и долгое время испытывает огромный дефицит в торговле услугами в сфере высшего образования (см. табл. 1).

Неравномерность в развитии экспортной торговли услугами в сфере высшего образования между регионами заключается также в редких обменах студентами между Китаем и Кыргызстаном. Сравнивая данные табл. 2 и 3, можно сделать вывод, что количество студентов, обучающихся в Кыргызстане, из других стран СНГ выше количества студентов из стран дальнего зарубежья, это обусловлено естественно-географическими и историческими факторами. Однако среди стран дальнего зарубежья Китай, как сосед Кыргызстана, по количеству студентов, приезжающих учиться туда, занимает довольно низкое место, намного уступая другим странам, таким как Индия, Турция и т.д.

55443333

22222 ■ ■ ■ ■ ■

11111111111

х х

СК X со са

с! \о х ^ са X

I

СО <1

к к

О 2

> ^ га со

х \о«а к сох

со Х'З

© 2

Рис. 1. Количество университетов мирового класса и первоклассных специальностей

з

8

3

Таблица 1.

Топ-7 стран с отрицательной международной студенческой мобильностью в 2019-2020 годах*

Таблица 2.

Количество студентов из стран СНГ, обучающихся в Кыргызстане в 2015-2018 годах [5]

Страна 2019 г. Страна 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай -88 865,00 Китай -863 366,00

Индия -413 317,00 Индия -466 890,00

Вьетнам -11 825,00 Вьетнам -123 913,00

Казахстан -66 617,00 Казахстан -68 079,00

Туркменистан -63,423,00 Туркменистан -66 787,00

Бразилия -59 916,00 Бразилия -51 852,00

Колумбия -48 164,00 Колумбия -49 591,00

* Настоящая таблица составлена на основе данных, опубликованных ЮНЕСКО

Страна Учебный год

2015/16 2016/17 2017/18

Азербайджан 56 153 33

Казахстан 5184 4655 3294

Россия 1186 910 1535

Таджикистан 1840 1864 1856

Туркменистан 111 60 51

Таблица 3. Количество студентов из стран дальнего зарубежья, обучающихся в Кыргызстане в 2015-2019 годах

Страна Учебный год

2015/16 2016/17 2018/19

Китай 187 269 273

Индия 3917 4745 6828

Турция 695 655 624

Пакистан 413 390 579

Непал 17 15 24

Кроме того, хотя с 2010 по 2018 год число студентов из Центральной Азии, обучающихся в Китае, непрерывно росло с 11 930 в 2010 году до 29 885 в 2018-м со среднегодовым темпом роста 12,33% [15], что выше, чем в других странах, расположенных по маршруту проекта «Пояс и путь». Но в то же время большое число иностранных студентов, обучающихся в Китае приезжает из Центральной Азии, например из Казахстана, а из Кыргызстана их все-таки намного меньше. Соответственно, можно говорить о том, что пять стран Центральной Азии, в частности Кыргызстан, являются самым мягким рынком для экспорта услуг высшего образования КНР, но в то же время и потенциальным рынком с огромными возможностями.

Во-вторых, северо-западные провинции Китая, такие как СУАР, являются наиболее мягким регионом в экспорте образовательных услуг. В 2013 году общее число иностранных студентов, обучающихся в Китае, составило 356 499 человек, среди них количество обучающихся в вузах пяти северо-западных провинций - 16 916 человек, то есть лишь 4,75% общего числа, что отражает низкую степень интер-

национализации высшего образования в Северо-Западном Китае.

В то же время число иностранных студентов, приезжающих в Китай из пяти стран Центральной Азии, составило 20 118 человек, то есть 5,64% общего количества, и этот показатель улучшился по сравнению с 2012 годом [5]. Однако пять стран Центральной Азии в целом не занимают большой доли на рынке экспорта китайского образования

Таблица 4.

Количество иностранных студентов из пяти стран Центральной Азии и количество иностранных студентов, обучающихся в пяти провинциях Северо-Западного Китая

Регион Аттестованный студент Неаттестованный студент Итог

бакалавр маг истр доктор специальное образование Частичный итог высшие академические курсы обычные академические курсы Языковое обучение краткосрочное обучение Частичный итог

5 стран Центральной Азии Казахстан 4266 858 62 144 5330 17 199 4128 1491 5835 11165

Кыргызтан 628 345 17 13 1003 3 97 1420 592 2112 3115

Туркменистан 1069 26 1 8 1104 1 14 710 260 985 2089

Таджикистан 378 134 10 2 524 2 28 939 451 1420 1944

Узбекистан 374 135 29 11 549 18 49 913 276 1256 1805

5 северозападных провинций Китая Шэньси 2469 567 250 1 3287 19 68 2003 1750 3840 7127

Ган ьсу 348 589 60 - 997 10 244 906 58 1218 2215

Нинся 238 23 6 - 267 - 2 202 98 302 569

Цинхай 40 - - - 40 1 112 426 44 583 623

Синьцзян 1388 595 25 36 2044 1 105 2139 2093 4338 6382

по сравнению с другими соседними странами Китая, импорт образовательных услуг относительно низок. Кроме того, подавляющее большинство аттестованных студентов из этих стран обучается за рубежом для получения степени бакалавра, а неаттестованных студентов - для краткосрочного обучения за рубежом или изучения языков.

Таким образом, очевидно, что пять северо-западных китайских провинций являются слабыми регионами экспорта образовательных услуг, а пять стран Центральной Азии -мягким рынком китайского экспорта образовательных услуг (табл. 4).

Выполнимость углубления китайско-киргизского сотрудничества в области высшего образования

Научно обоснованный анализ выступает за то, что образование должно основываться на строгих научных данных, причем важнейшим является сопоставление соответствующих данных и информации, расчеты и на этой основе получение доказательств, которыми можно руководствоваться в практической деятельности. Из сопоставления перечисленных выше данных и примеров, расчетов и анализа можно прийти к направлению для решения проблемы, то есть к основе китайско-киргизского сотрудничества в области высшего образования и потенциалу его дальнейшего развития.

Основа для развития сотрудничества

Направленность политики и законодательства в области высшего образования Китая и Кыргызстана является взаимодополняемой, что создает политическую основу для развития сотрудничества в области высшего образования между двумя странами. Кыргызстан придерживается принципа открытости и совместного участия в построении системы высшего образования, активно внедряет передовые образовательные механизмы, чтобы не отстать от передового мирового образования и способствовать интернационализации системы образования. Китай стремится развивать крупные региональные образовательные обмены и интеграцию, продвигать образовательные действия в рамках инициативы «Пояс и путь», расширять открытость, учиться друг у друга, придерживаться принципа выхода китайского высшего образования во внешний мир, чтобы усилить международное влияние китайского высшего образования. Китайское высшее образование выходит во внешний мир, а киргизское привлекает зарубежное - таким образом, у обеих сторон существует политическая основа для развития сотрудничества.

Инициатива «Пояс и путь» открывает новые возможности для развития сотрудничества в области высшего образования между двумя странами. Осуществляя программу «Помощь в области образования» в рамках инициативы «Пояс и путь», Китай постепенно наращивает объем помощи в сфере образования, в центре которой стоит цель вкладывать средства в образование людей, оказание им помощи и действовать им на благо. Обмен студентами, совместная организация обучения и помощь в сфере образования придают новый импульс для развития сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном.

Торгово-экономические связи заложили основу для дальнейшего развития сотрудничества в области высшего образования между двумя странами. Китай всегда является основным источником иностранных инвестиций в Кыргызстан. По данным статистики, прямые китайские инвестиции в Кыргызстан в 2020 году составили 140 млн долл. США, что занимает четверть общего объема прямых иностранных инвестиций, привлеченных Кыргызстаном за тот же

период. Китайские инвестиции в Кыргызстан затрагивают такие сферы, как строительство инфраструктуры, разработка минеральных ресурсов, энергетика, переработка нефти и газа, производство строительных материалов, сельское хозяйство, медицинское обслуживание и другие, вливая жизненную силу в развитие реального сектора экономики Кыргызстана, создавая большое количество рабочих мест и достигая хороших социально-экономических результатов. Торгово-экономические связи являются краеугольным камнем сотрудничества между двумя странами и стимулируют, в частности, сотрудничество в области высшего образования.

Китай и Кыргызстан - это дружественные соседи, соединенные общими горами и реками. Культурные связи между этими двумя странами довольно тесны и имеют длинную историю, и душа в душу живут два народа. В ноябре 2001 года в Бишкекском гуманитарном университете торжественно отметили 1300-летие великого китайского поэта Ли Бо. Бывший президент А. Акаев выступил на конференции с речью: «Эта конференция станет важным событием в истории киргизско-китайской дружбы, ведь древний Шелковый путь связывает наши народы». В том же году в Бишкеке был опубликован первый перевод собрания стихотворений Ли Бо с русского языка на киргизский, а в 2005 году в Бишкекском гуманитарном университете состоялось торжественная презентация второй части собрания стихотворений Ли Бо на китайском, русском и киргизском языках.

Китайско-киргизские отношения имеют давнюю историю - от мифологического «Жизнеописание сына Неба Му» до путешествия Чжан Цяня в западные области при династии Хань, от знаменитого среднеазиатского города Суяб при династии Тан до Чагатайского улуса при династии Юань. Гомологичные трансграничные этнические группы и длительная история, также частые и тесные культурные связи заложили глубокую культурную основу для развития сотрудничества в области высшего образования между двумя странами.

Потенциал для развития сотрудничества

Сотрудничество в области высшего образования между Китаем и Кыргызстаном основывается на взаимодополняемости. Общая сила киргизского высшего образования слаба, а Китай имеет более передовое высшее образование, однако в нем не хватает внутренней движущей силы развития. Кажется, невозможно установить сотрудничество между сильной и слабой сторонами наблюдается неравномерное развитие в экспорте услуг высшего образования как между внутренними регионами Китая, так и на мировом рынке, в частности, северо-западные провинции Китая, например СУАР, являются слабой стороной экспорта образовательных услуг Китая, а с другой стороны, пять стран Центральной Азии являются мягким рынком экспорта образовательных услуг Китая. Таким образом, обе стороны дополняют друг друга и представляют собой общую силу, поэтому два региона имеют определенную основу и потенциал для развития сотрудничества в высшемобразовании.

Кроме того, Синьцзян и Кыргызстан связывают давняя история и гомологичная трансграничная этническая группа - киргизы, проживающие в основном в Кызылсу-Кир-гизском автономном округе СУАР. Ее гомологичная этническая группа за рубежом при переводе на китайский язык называется и является доминирующей этнической

группой в Кыргызстане, составляя 69,2% общей численности населения.

Гомологичные трансграничные этнические группы имеют много общего в питании, одежде, традиции и обычаях, а между народами связывается чувство культурной идентичности. Для Синьцзяна и Кыргызстана имеются одинако-

л " щ Jji' НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

вые приоритетные сферы социально-экономического развития, такие как энергетика, информационные технологии, транспорт, текстильная промышленность и т.д., поэтому для вузов двух регионов ориентация подготовки кадров совпадает. В последние годы в Синьцзяне хорошо развивается база международного образования, а синьцзянским вузам придают предпочтение студенты, приезжающие из стран Центральной Азии, особенно из Кыргызстана. Путем проведения льготной политики для вузов западного региона Китая можно придать импульс для их выхода во внешний мир, чтобы дополнять друг друга с взаимной выгодой и сократить дефицит экспорта образовательных услуг Китая в Центральную Азию. Это будет как способствовать развитию западного региона, так и усиливать влияние Китая в Центральной Азии и пойдет на пользу развитию регионального экономического сотрудничества между Китаем и Центральной Азией.

Заключение

Образование - это основа основ государства. Китайско-киргизское сотрудничество в области высшего образования может способствовать развитию торговли между двумя странами и обеспечить поддержку талантливых людей для экономического развития, которое будет способствовать продвижению развития образования, что создает положительный цикл. Развитие высшего образования в Ки-

тае и Кыргызстане имеет свои собственные преимущества и недостатки. Исходя из научно обоснованного анализа можно сделать вывод, что сотрудничество в области высшего образования между двумя странами имеет крепкий фундамент с точки зрения политики, экономики, торговли, культуры, истории и других аспектов. Кыргызское высшее образование пока не вышло по своему качеству на мировой уровень, Китай же имеет более передовое высшее образование, однако ему не хватает внутренней движущей силы развития. Кажется, невозможно установить сотрудничество между сильной и слабой стороныами, однако, с одной стороны, существует неравномерное развитие в экспорте услуг высшего образования между внутренними регионами Китая и неравномерное развитие мирового рынка (в частности, северо-западные провинции Китая, такие как СУАР, является слабой стороной экспорта образовательных услуг Китая), с другой стороны, пять стран Центральной Азии являются мягким рынком экспорта образовательных услуг Китая. Путем проведения льготной политики для вузов западного региона Китая можно придать импульс для их выхода во внешний мир, чтобы дополнять друг друга с взаимной выгодой и сократить дефицит экспорта образовательных услуг Китая в Центральную Азию. Это будет способствовать как развитию западного региона, так и усилению влияния Китая в Центральной Азии и в целом пойдет на пользу развитию регионального экономического сотрудничества между Китаем и Центральной Азией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уведомление Министерства образования Китайской Народной Республики об издании «Образовательной акции по содействию совместному строительству «Пояса и пути». URL: http://www.moe.gov.cn/sгcsite/A20/s70B8/201B08/t201B0811_274B79.html(дата обращения 15.08.2023).

2. Таблица общей стоимости импортных и экспортных товаров по странам (регионам) Китайской Народной Республики в декабре 2022 года (в долларах США). URL: http://www.customs.gov.en//customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302277/30227B/4807727/index (дата обращения 15.08.2023).

3. Ян Вэндэн, Е. Хаошэн Сокращение расстояния между образовательной теорией и практикой: взгляд, основанный на доказательной педагогике // Образовательные исследования и эксперименты. 2010. № 134(03). С. 11-17.

4. Национальное бюро статистики Китайской Народной Республики: Общий коэффициент охвата высшим образованием в некоторых странах. URL: https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=G0104 (дата обращения 15.08.2023).

5. Статистический сборник «Образование и наука в Кыргызской Республике» за 2013-2017 годы. URL: 31BdBe77-b0da-4013-acBd-14e80e57101f.pdf (stat.kg) (дата обращения 15.08.2023).

B. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92. Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/121B (дата обращения 15.08.2023).

7. Чжан Дэсян, Ли Сяоин. Политика и правила в области образования Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана М.: Изд-во Далянь. технолог. ун-та, 2020. С. 43-71.

8. За январь-июль 2022 года ВВП КР увеличился на 7,7% в годовом исчислении. URL: http://kg.mofcom.gov.cn/article/ jmxw/202208/20220803340093.shtml (дата обращения 15.08.2023).

9. В январе 2019 года объем двусторонней торговли между Китаем и Кыргызстаном составил 195 миллионов долларов. URL: http://kg.mofcom. gov.cn/article/zxhz/201904/201904028514B5.shtml (дата обращения 15.08.2023).

10.Государственные расходы на образование. URL: http://data.uis.unesco.org (дата обращения 15.08.2023).

11.Государственные расходы на образование в процентах от ВВП - данные ЮНЕСКО. URL: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения 15.08.2023).

12.Развитие национального образования в 2020 году. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/s5990/202111/t20211115_579974.html (дата обращения 15.08.2023).

13.3акон Китайской Народной Республики об образовании. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyfl/202107/t20210730_547843. html (дата обращения 15.08.2023).

14.Статистическое объявление Министерства образования, Национального бюро статистики и Министерства финансов о реализации национального финансирования образования в 2021 году. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A05/s3040/202212/t20221230_10372B3.html (дата обращения 15.08.2023).

15.Молодежь Центральной Азии продолжает получать образование в Китае URL: http://switzerlandemb.fmprc.gov.cn/web/ziliao_B74904/ zt_B74979/dnzt_B74981/zgzyfh/bjzl/202305/t2023051B_110782B8.shtml (дата обращения 15.08.2023).

ЖЛю Цзюнься. Концепция межрегионального сотрудничества в области высшего образования между пятью провинциями Северо-Западного Китая и пятью странами Центральной Азии //Современный менеджмент образования. 201B. № 317(08). С. 8-13.

17.Национальное исследование влияния проектов Erasmus+ на наращивание потенциала в сфере высшего образования в Кыргызстане, Бишкек, 2021 г. URL: National-Impact-Study.pdf (erasmusplus.kg) (дата обращения 15.08.2023).

18.Обзор системы высшего образования, 2017 г. Национальный офис Erasmus+ в Кыргызстане. URL: https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus_ en (дата обращения 15.08.2023).

19.Состояние и перспективы системы обеспечения качества образования в Кыргызской Республике: Сб. ст.

URL: https://erasmusplus.kg/en/wp-content/uploads/Current-Context-and-Perspectives-of-Quality-Assurance-in-Education-of-the-Kyrgyz-Republic.pdf

(дата обращения 15.08.2023).

REFERENCES

1. Uvedomleniye Ministerstva obrazovaniya Kitayskoy Narodnoy Respubliki ob izdanii «Obrazovatel'noy aktsii po sodeystviyu sovmestnomu stroitel'stvu «Poyasa Iputi»» (Notification of the Ministry of Education of the People's Republic of China on the issuance of the «Educational Action to Promote the Joint Construction of the Belt and Road») Available at: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A20/s70B8/201B08/t201B0811_274B79.html (accessed^ August 2023).

2. Tablitsa obshchey stoimosti importnykh I eksportnykh tovarov po stranam (regionam) Kitayskoy Narodnoy Respubliki v dekabre 2022 goda (v dollarakh SSHA) (Table of the total value of imported and exported goods by country (region) of the People's Republic of China in December 2022 (in US dollars)) Available at: http://www.customs.gov.cn//customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302277/30227B/4807727/index (accessed 15 August 2023).

3. Venden Yan, Khaoshen Ye. Reducing the distance between educational theory and practice: a view based on evidence-based pedagogy. Obrazovatel'nyye issledovaniya i eksperimenty, 2010, no. 134(03), pp. 11-17 (In Russian).

4. Natsional'noye byuro statistiki Kitayskoy Narodnoy Respubliki: Obshchiy koeffitsiyent okhvata vysshim obrazovaniyem v nekotorykh stranakh (National Bureau of Statistics of the People's Republic of China: Higher education enrollment ratio in selected countries) Available at: https://data. stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=G0104 (accessed 15 August 2023).

5. Statisticheskiy sbornik «Obrazovaniye i nauka v Kyrgyzskoy Respublike» za 2013-2017gody (Statistical collection "Education and Science in the Kyrgyz Republic" for 2013-2017) Available at: 31BdBe77-b0da-4013-acBd-14e80e57101f.pdf (stat.kg) (accessed 15 August 2023).

B. Zakon Kyrgyzskoy Respubliki «Ob obrazovanii» ot 30 aprelya 2003 goda № 92. Ministerstvo yustitsii Kyrgyzskoy Respubliki (Law of the Kyrgyz Republic "On Education" dated April 30, 2003 No. 92. Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic) Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/121B (accessed 15 August 2023).

7. Chzhan Desyan, Li Syaoin. Politika i pravila v oblasti obrazovaniya Kazakhstana, Kyrgyzstana, Uzbekistana, Turkmenistana i Tadzhikistana [Policies and rules in the field of education of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Turkmenistan and Tajikistan]. Moscow, Dalyan'skogo tekhnologicheskogo universiteta Publ., 2020. pp. 43-71.

8. Za yanvar'-iyul' 2022 goda VVP KR uvelichilsya na 7,7% vgodovom ischislenii (In January-July 2022, the GDP of the Kyrgyz Republic increased by 7.7% year on year) Available at: http://kg.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202208/20220803340093.shtml (accessed 15 August 2023).

9. Vyanvare 2019goda ob"yem dvustoronney torgovli mezhdu Kitayem i Kyrgyzstanom sostavil 195 millionov dollarov (In January 2019, bilateral trade between China and Kyrgyzstan amounted to $195 million) Available at: http://kg.mofcom.gov.cn/article/zxhz/201904/201904028514B5. shtml (accessed 15 August 2023).

10. Gosudarstvennyye raskhody na obrazovaniye (Government spending on education) Available at: http://data.uis.unesco.org (accessed 15 August 2023).

11. Gosudarstvennyye raskhody na obrazovaniye v protsentakh ot VVP -dannyye YUNESKO (Government expenditure on education as a percentage of GDP - UNESCO data) Available at: http://data.uis.unesco.org/ (accessed 15 August 2023).

12. Razvitiye natsional'nogo obrazovaniya v 2020 godu (Development of national education in 2020) Available at: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/ s5990/202111/t20211115_579974.html (accessed 15 August 2023).

13. Zakon Kitayskoy Narodnoy Respubliki ob obrazovanii (Law of the People's Republic of China on Education) Available at: http://www.moe.gov.cn/ jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyfl/202107/t20210730_547843.html (accessed 15 August 2023).

14. Statisticheskoye ob"yavleniye Ministerstva obrazovaniya, Natsional'nogo byuro statistiki i Ministerstva finansov o realizatsii natsional'nogo finansirovaniya obrazovaniya v 2021 godu (Statistical announcement from the Ministry of Education, the National Bureau of Statistics and the Ministry of Finance on the implementation of national education funding in 2021) Available at: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A05/s3040/202212/ t20221230_10372B3.html (accessed 15 August 2023).

15. Molodezh' Tsentral'noyAzii prodolzhayet poluchat' obrazovaniye v Kitaye (Central Asian youth continue to receive education in China) Available at: http://switzerlandemb.fmprc.gov.cn/web/ziliao_B74904/zt_B74979/dnzt_B74981/zgzyfh/bjzl/202305/t2023051B_110782B8.shtml (accessed 15 August 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1B. Lyu TSzyun'sya. The concept of interregional cooperation in the field of higher education between the five provinces of northwestern China and the five countries of Central Asia. Sovremennyymenedzhment obrazovaniya, 201B, no. 317(08), pp. 8-13 (In Russian).

17. Natsional'noye issledovaniye vliyaniya proyektov Erasmus+ na narashchivaniye potentsiala vsfere vysshego obrazovaniya v Kyrgyzstane, Bishkek, 2021 g. (National study of the impact of Erasmus+ projects on ca pacity building in higher education in Kyrgyzstan, Bishkek, 2021) Available at: National-Impact-Study.pdf (erasmusplus.kg) (accessed 15 August 2023).

18. Obzor sistemy vysshego obrazovaniya, 2017 g. Natsional'nyy ofis Erasmus+ v Kyrgyzstane (Review of the higher education system, 2017. National Erasmus+ Office in Kyrgyzstan) Available at: https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus_en (accessed 15 August 2023).

19. Sostoyaniye i perspektivy sistemy obespecheniya kachestva obrazovaniya v Kyrgyzskoy Respublike. Sbornik statey (State and prospects of the system for ensuring the quality of education in the Kyrgyz Republic. Digest of articles) Available at: https://erasmusplus.kg/en/wp-content/uploads/ Current-Context-and-Perspectives-of-Quality-Assurance-in-Education-of-the-Kyrgyz-Republic (accessed 15 August 2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ван Сюемэй, к.п.н., доцент факультета русского языка Института иностранных языков Синьцзянского университета. Чжао Ханьцин, магистрант филологических наук, студент факультета русского языка Института иностранных языков Синьцзянского университета. Тянь Айся, магистрант переводчик, студент факультета русского языка Института иностранных языков Синьцзянского университета.

Wang Xuemei, Ph.D., Assoc. Prof., Department of Russian Language, Institute of Foreign Languages, Xinjiang University.

Zhao Hanqing, Master of Linguistics, student of Russian Department, Institute of Foreign Languages, Xinjiang University.

Tian Ayixia, Master of Translation, student of Russian Department, Institute of Foreign Languages, Xinjiang University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.