Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР СО СТРАНАМИ СНГ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР СО СТРАНАМИ СНГ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
451
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / КИТАЙ / ЭНЕРГЕТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНИЦИАТИВА ПОЯС И ПУТЬ» / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лю Янь

Тема статьи посвящена изучению энергетической сферы сотрудничества Китая и государств СНГ в рамках реализации Пекином инициативы «Один пояс - один путь». Автор пишет о том, что инициатива «Один пояс, один путь» создала условия для более тесной кооперации различных стран, в том числе и для странами СНГ, сотрудничество которых выходит на принципиально новый уровень взаимодействия. Обращается внимание на то, что укрепление связей с государствами, входящими в СНГ, содействует общему развитию. Сотрудничество КНР со странами Содружества в области энергетики играет одну из центральных ролей в реализации инициативы «Пояса и пути», а Центральная Азия в данном контексте является ядром «Пояса и пути». Показано, что в рамках своей энергетической стратегии Китай рассматривает страны Центральной Азии в качестве важных и перспективных энергетических партнеров, а развитие энергетического сотрудничества с этими странами - в качестве одного из ключевых направлений энергетической политики в отношении данного региона. Характеризуя энергетическое сотрудничество, автор останавливается на т.н. «новой энергетике» и указывает, что в целях дальнейшего углубления сотрудничества между двумя сторонами в этой области и содействия развитию «Экономического пояса Шелкового пути» сотрудничество в области новой энергетики было включено в компоненты и общие цели инициативы. Таким образом, создан новый эффективный механизм консультаций по энергетической политике и укреплен диалог на высоком уровне. Автор констатирует, что новые энергетические проекты требуют и технологических исследований, разработок и инноваций и характеризуются высокими инвестиционными требованиями, большими капитальными затратами и длительными периодами окупаемости, что открывает широкие возможности для Китая и на этом треке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S ENERGY COOPERATION WITH CIS COUNTRIES IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE BELT AND ROAD INITIATIVE

The topic of the article is devoted to the study of the energy sphere of cooperation between China and the CIS countries within the framework of Beijing's implementation of the "One Belt, One Road" initiative. The author writes that the Belt and Road initiative has created conditions for closer cooperation between various countries, including for the CIS countries, whose cooperation is reaching a fundamentally new level of interaction. Attention is drawn to the fact that strengthening ties with the CIS member states contributes to the overall development. China's cooperation with the CIS countries in the field of energy plays one of the central roles in the implementation of the Belt and Road initiative, and Central Asia in this context is the core of the Belt and Road. It is shown that within the framework of its energy strategy, China considers the countries of Central Asia as important and promising energy partners, and the development of energy cooperation with these countries as one of the key directions of energy policy in relation to this region. Describing the energy cooperation, the author dwells on the so-called and indicates that to further deepen cooperation between the two sides in this area and promote the development of the Silk Road Economic Belt, cooperation in the field of new energy has been included in the components and overall goals of the initiative. Thus, a new effective mechanism for consultations on energy policy has been created and a high-level dialogue has been strengthened. The author states that new energy projects require both technological research, development and innovation and are characterized by high investment requirements, large capital expenditures and long payback periods, which opens wide opportunities for China on this track as well.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР СО СТРАНАМИ СНГ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»»

КНР НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / PRC IN THE POST-SOVIET SPACE

Научная статья / Research article

Энергетическое сотрудничество КНР со странами СНГ в условиях реализации инициативы «Один пояс - один путь»

Лю Янь (Китай)

Хэйлунцзянский университет технологий и бизнеса, Харбин, КНР e-mail: [email protected]

Аннотация. Тема статьи посвящена изучению энергетической сферы сотрудничества Китая и государств СНГ в рамках реализации Пекином инициативы «Один пояс - один путь». Автор пишет о том, что инициатива «Один пояс, один путь» создала условия для более тесной кооперации различных стран, в том числе и для странами СНГ, сотрудничество которых выходит на принципиально новый уровень взаимодействия. Обращается внимание на то, что укрепление связей с государствами, входящими в СНГ, содействует общему развитию. Сотрудничество КНР со странами Содружества в области энергетики играет одну из центральных ролей в реализации инициативы «Пояса и пути», а Центральная Азия в данном контексте является ядром «Пояса и пути». Показано, что в рамках своей энергетической стратегии Китай рассматривает страны Центральной Азии в качестве важных и перспективных энергетических партнеров, а развитие энергетического сотрудничества с этими странами - в качестве одного из ключевых направлений энергетической политики в отношении данного региона. Характеризуя энергетическое сотрудничество, автор останавливается на т.н. «новой энергетике» и указывает, что в целях дальнейшего углубления сотрудничества между двумя сторонами в этой области и содействия развитию «Экономического пояса Шелкового пути» сотрудничество в области новой энергетики было включено в компоненты и общие цели инициативы. Таким образом, создан новый эффективный механизм консультаций по энергетической политике и укреплен диалог на высоком уровне. Автор констатирует, что новые энергетические проекты требуют и технологических исследований, разработок и инноваций и характеризуются высокими инвестиционными требованиями, большими капитальными затратами и длительными периодами окупаемости, что открывает широкие возможности для Китая и на этом треке.

Ключевые слова: СНГ, Китай, энергетика, сотрудничество, инициатива Пояс и путь», новые технологии, новая энергетика.

Для цитирования: Лю Янь Энергетическое сотрудничество КНР со странами СНГ в контексте реализации инициативы «Один пояс - один путь». Постсоветские исследования. 2022;3(5):263-277.

China's energy cooperation with CIS countries in the context of the implementation of the Belt and Road initiative

Liu Yan (China)

Heilongjiang University of Technology and Business, Harbin, PRC e-mail: [email protected]

Abstract. The topic of the article is devoted to the study of the energy sphere of cooperation between China and the CIS countries within the framework of Beijing's implementation of the "One Belt, One Road" initiative. The author writes that the Belt and Road initiative has created conditions for closer cooperation between various countries, including for the CIS countries, whose cooperation is reaching a fundamentally new level of interaction. Attention is drawn to the fact that strengthening ties with the CIS member states contributes to the overall development. China's cooperation with the CIS countries in the field of energy plays one of the central roles in the implementation of the Belt

and Road initiative, and Central Asia in this context is the core of the Belt and Road. It is shown that within the framework of its energy strategy, China considers the countries of Central Asia as important and promising energy partners, and the development of energy cooperation with these countries as one of the key directions of energy policy in relation to this region. Describing the energy cooperation, the author dwells on the so-called and indicates that to further deepen cooperation between the two sides in this area and promote the development of the Silk Road Economic Belt, cooperation in the field of new energy has been included in the components and overall goals of the initiative. Thus, a new effective mechanism for consultations on energy policy has been created and a high-level dialogue has been strengthened. The author states that new energy projects require both technological research, development and innovation and are characterized by high investment requirements, large capital expenditures and long payback periods, which opens wide opportunities for China on this track as well.

Keywords: CIS, China, energy, cooperation, Belt and Road initiative, new technologies, new energy.

For citation: Liu Yan. China's energy cooperation with CIS countries in the context of the implementation of the «One Belt, One Road» initiative. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;3(5): 263-277. (In Russ.)

За годы, прошедшие после выдвижения инициативы «Один пояс, один путь», она стимулировала энтузиазм многих отраслей промышленности Китая в отношении сотрудничества со странами вдоль «Пояса и пути», особенно со странами СНГ. В то же время «Один пояс, один путь» является связующим звеном между «выходом» отечественных избыточных мощностей и «втягиванием» стран СНГ. На фоне протекционизма и односторонности, влияющих на международное

сотрудничество, Китай все больше становится лидером многосторонности и международного сотрудничества. В настоящее время направления

сотрудничества между Китаем и странами СНГ включают энергетику, строительство инфраструктуры и коммерческую торговлю. Благодаря всестороннему сотрудничеству в различных областях было обеспечено общее развитие региональной экономики. Однако различия в природных условиях, условиях развития и внешней среды между странами СНГ также создают множество проблем для дальнейшего развития сотрудничества. В настоящее время важная роль китайско-российских отношений в мировой структуре также заставляет европейские и американские страны беспокоиться о подъеме Китая. В нынешних условиях ужесточения санкций против России со стороны западных стран Китай в очередной

раз заявил, что китайско-российские отношения являются наиболее важными близкими соседями и стратегическими партнерами. Инициатива «Один пояс, один путь» предоставила более широкую платформу для развития различных стран, а проектное сотрудничество между Китаем и странами СНГ также достигло нового беспрецедентного апогея. Укрепление связей с Содружеством Независимых Государств и содействие общему развитию.

Сотрудничество в сфере энергетики

В настоящее время восстановление мировой экономики сталкивается со многими проблемами. Глобальные проблемы, такие как изменение климата, стихийные бедствия и распространение эпидемий, оказали беспрецедентное воздействие на человеческое общество. В то же время всесторонняя конкуренция между Китаем и США продолжает обостряться, конфликт между Россией и Украиной еще более обостряется, а международная обстановка для совместного строительства «Пояса и пути» становится все более сложной. В нынешний день китайский импорт энергоносителей и полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь и уран, в основном распределяется по странам вдоль «Пояса и пути». Как известно, с 1993 г. Китай стал нетто-импортером нефти, а в 2003 г. Китай вышел на второе место в мире (после США) по потреблению нефти и

нефтепродуктов1, и по оценкам к 2020 г. зависимость КНР от поставок нефти составит 60%. В то же время Китай на 30% зависит от импорта природного газа2.

Китай был в числе первых государств, признавших суверенитет Казахстана. Многогранное двустороннее сотрудничество эти страны начали развивать с момента установления дипломатических связей (январь 1992г.), а в энергетической сфере — с 1997 года, когда Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) стала основным акционером компании

«Актобемунацгаз» (60,3%). (Соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере правительства обеих стран подписали в сентябре. Тогда же Министерство Таблица 1 Импорт энергоресурсов Китая ]

в 2

энергетики и минеральных ресурсов Казахстана и КННК заключили Генеральное соглашение о разработке месторождений и сотрудничестве нефтепровода в Китай.)3 В 2021 г. Китай импортировал 4,49 млн т и 363,92 млн т нефти из Центральной Азии и стран «Пояса и пути», что составляет 0,9% и 71,0% от общего объема импорта соответственно; Импорт природного газа Китаем из Центральной Азии и стран вдоль «Пояса и пути» составил 439 м3 и 101,8 млрд м3, что составляет 26,2% и 60,8% от общего объема импорта соответственно; Китай импортировал 540 000 т и 277,93 млн т угля из Центральной Азии и стран «Пояса и пути», что составляет 0,2% и 86,0% от общего объема импорта соответственно. ( Таблица 1) Центральной Азии и стран «Пояса и пути» г.

Страна / регион Нефть/10 000 т Природный газ/100 млн м3 Уголь/10 000 т

Казахстан 449 63 54

Туркменистан 0 331 0

Узбекистан 0 45 0

Центральная Азия 449 439 54

Вдоль «Пояса и пути» 36 392 1 018 27 793

Мир 51 288 1 675 32 322

Доля Центральной Азии в мире/% 0.9 26.2 0.2

Доля стран «Один пояс - один путь» в мире/% 71.0 60.8 86.0

Международное сотрудничество в области энергетики играет важную роль в строительстве «Пояса и пути», а Центральная Азия является ядром «Пояса и пути». Будучи крупной страной в Центральной Азии, Казахстан богат нефтью и газом, углем, ураном и другими энергетическими и минеральными ресурсами, а также является экономическим

лидером и первой остановкой для расширения на запад китайского проекта «Один пояс, один путь». Энергетическая стратегия Китая тесно связана с вопросами обеспечения энергетической безопасности страны. Казахстан относительно богат энергетическими и минеральными ресурсами: доказанные остаточные извлекаемые запасы нефти и природного газа

1 Энергетические измерения международныхотношений и безопасности в Восточной Азии / под руковод. и с предисл. А.В. Торкунова, научн. ред. - сост. А.Д. Воскресенский. -М.: МГИМО, 2007. - C. 681,701. [Energeticheskie izmereniia mezhdunarodnyh otnoshenii i bezopasnosti v Vostochnoi Azii / pod rukovod. i s predisl. A.V Torkunova, nauchn. red.-sost. A.D. Voskresenskii. - M.: MGIMO, 2007. - S. 681,701].

2 Ma, Damien. China's Search for A New Energy Strategy

/ Damien Ma // Foreign Affairs. - 2013. - V.92. - No 3. -Mode of access:

http://www.foreignaffairs.com/articles/139425/damienma /chinas-search-for-a-new-energy-strategy. 3 Есимова Каламкас Казахстанско-китайское сотрудничество в энергетической сфере // Центральная Азия и Кавказ. 2005. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kazahstansko-kitayskoe-sotrudnichestvo-v-energeticheskoy-sfere (дата

обращения: 24.03.2022).

занимают 12-е и 16-е место в мире соответственно, доказанные извлекаемые ресурсы урана занимают второе место в мире, а добыча урана занимает первое место в мире. Центральная Азия является ключевым регионом для инвестиций в разведку и разработку энергетики и полезных ископаемых в рамках инициативы «Один пояс, один путь», особенно Казахстан и Туркменистан, которые являются важными поставщиками нефти, газа, урана и других энергоносителей для инициативы «Один пояс и один путь».1

С 1993 г. китайские энергетические компании активно реализовывали стратегию «выхода вон» и добились больших успехов. По состоянию на конец 2021 г. зарубежный нефтегазовый бизнес Китая в основном распределен в пяти регионах Центральной Азии-России, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Америки, при этом добыча нефти и газа превышает 200 миллионов тонн нефтяной эквивалент. Центральная Азия богата нефтью, природным газом, ураном и другими энергетическими и минеральными ресурсами и является важным регионом сотрудничества Китая с зарубежными энергетическими и минеральными ресурсами.

По мнению некоторых исследователей, важным составным элементом стратегии обеспечения нефтяной безопасности для Китая служит политика «выхода за пределы» (цзоучуцюй), под которой понимается, в том числе, участие в освоении зарубежных нефтяных месторождений с помощью китайских технологий и китайского капитала. Как считает Я. Бергер, эта политика обращена в первую очередь на прилегающие к территории КНР страны. В своей работе «Об энергетической стратегии Китая» он приводит следующую цитату из статьи Ся Ишаня «Ситуация в энергетике Китая и стратегия её развития», опубликованной в

1 Ли Фубин, Ван Цзяньчжун, Янь Чуньфэн и др. Промышленная цивилизация «Один пояс и один путь»: энергетическое сотрудничество [М]. Пекин: Издательство электронной промышленности, 2019.

2 Бергер Я. Об энергетической стратегии Китая

[http://obzor.ava.ru/news/economic/2004/10/12/5459_10

газете «Жэньминь жибо»: «Россия, Казахстан и Центральноазиатские государства обладают богатыми

нефтегазовыми ресурсами, являются дружественно настроенными соседями и обладают относительной политической стабильностью, поэтому с точки зрения долгосрочной перспективы центр тяжести должен находиться здесь»2. Китай и страны Центральной Азии обсуждали, строили и делились вместе, совместное строительство «Пояса и пути» расцвело в Центральной Азии, а китайские энергетические компании добились замечательных результатов в Центральной Азии. Инвестиции китайских нефтяных компаний в Центральную Азию в основном включают разведку и разработку, строительство нефте- и газопроводов, инженерно-технические услуги. Крупные совместные проекты по разведке и разработке нефти и газа включают Кашаганское месторождение, Разведку и разработку природного газа на правом берегу Амударьи, Актюбинский нефтегазовый проект, Северное месторождение Бузаки, Нефтяную компанию ПК, КАМ, АДМ и др. В 2013 г. Китайская национальная нефтяная корпорация приобрела долю КМГ в месторождении Кашаган примерно за 5 млрд долларов, а CNPC владела 8,33% доли в месторождении. В 2015 году China Petroleum & Chemical Corporation потратила 1,087 млрд долларов на приобретение 50% акций Caspian Resources Company, принадлежащих Люку3. Кроме того, в 2021 г. один за другим будут завершены и введены в эксплуатацию китайско-казахстанские проекты

сотрудничества в области возобновляемых источников энергии Занаташская ветряная электростанция и Тургусунская ГЭС.

В качестве области экономического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии, поскольку Китай постепенно становится основным мировым потребителем энергии, сотрудничество в

97565874],12 мая 2004.

3 Официальный сайт Китайской национальной нефтяной корпорации [EB/OL]. https: У www. чпк. ком. cn/cnpc/cnpczqq/global_index. HTML

области энергетики станет новой точкой роста для сотрудничества между Китаем и странами региона. В настоящее время реализованы крупномасштабные проекты сотрудничества в области энергетики, такие как нефтепровод Китай-Казахстан и газопровод Китай-Центральная Азия. 1 Основные трубопроводы для

транспортировки энергоносителей,

построенные в Китае и Центральной Азии, включают линию А/В/С газопровода Китай-Центральная Азия, трубопровод сырой

нефти Китай-Казахстан, линию D газопровода Китай-Центральная Азия и т. д. Среди них Китайско-Казахстанский нефтепровод является первым

стратегическим транснациональным

импортным нефтепроводом Китая общей протяженностью 2835 км и проектной годовой мощностью транспортировки нефти 20 млн т; Годовой объем транспортировки газа составляет 55 млрд м3; D газопровода Китай-Средняя Азия не достроен и не введен в эксплуатацию. (Таблица 2).

Таблица 2. Строительство трубопроводов для импорта нефти и газа в Китае и

Название канала Проектная способность перевода Отправная точка Входная точка Сроки эксплуатации

Нефтепровод Китай-Казахстан 20 миллионов тонн Атырау Алашанькоу 2009 г

Трубопровод природного газа Китай-Центральная Азия Линия А/В/С 55 млрд м3/год Гдайм Хоргос, Синьцзян 2009-2014 гг.

Трубопровод природного газа Китай-Центральная Азия, линия D 30 млрд м3/год Газовое месторождение Фусин Синьцзян Юкиа строительство в ходу

Нефть, импортируемая Китаем из Центральной Азии, поступает из Казахстана и транспортируется по трубопроводу сырой нефти Китай-Казахстан, объем

импортируемой сырой нефти составляет менее четверти пропускной способности трубопровода. Импорт природного газа Китаем из Центральной Азии составил 26,2% от его общего объема импорта, в основном из Туркменистана, импорт в основном соответствовал пропускной способности газопровода Китай-Центральная Азия, на долю которого приходилось почти 80% пропускной способности газопровода. По мере того, как цели Китая по «углеродному пику» и «углеродной нейтральности» продвигаются планомерно. Завершение и

1 Чжан, Ч. Исследование правовых вопросов энергетического сотрудничества между Китаем и Казахстаном на фоне строительства экономического пояса Шелкового пути / Ч. Чжан // Юридический форум : сборник статей III Международной научно-

ввод в эксплуатацию линии D газопровода Китай-Центральная Азия неизбежны.

Центральная Азия расположена в центре Евразийского континента, является транспортным узлом, соединяющим Евразийский континент, мостом между цивилизациями Востока и Запада, ключевым узлом «Пояса и пути», важным этапом игры мировых Его стратегическое положение очень важно. Китай и пять стран Центральной Азии последовательно установили стратегические партнерские отношения. В рамках Шанхайской организации сотрудничества они углубили политическое взаимное доверие, взаимную выгоду и взаимовыгодные результаты. Углубленное сотрудничество в политике,

практической конференции, Пенза, 30 апреля 2021 года. - Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и Просвещение", 2021. - С. 117-120.

экономике, энергетике, безопасности, и культура эффективно способствовали стабильности и развитию региона Центральной Азии.

В области энергетического

сотрудничества первоочередной задачей является сосредоточение внимания на регионе СНГ для содействия качественному сотрудничеству в области природного газа, нефти и других источников минеральной энергии, уделение внимания комплексному развитию добычи и переработки нефти и газа и постоянное приобретать качественные энергетические проекты. Активно участвовать в глобальном управлении энергетикой, придерживаться взаимной выгоды и взаимовыгодных результатов, формировать сообщество интересов и постепенно формировать

диверсифицированную схему поставок энергии за границу. Во-вторых, укрепление инфраструктуры строительства. Возьмите улучшение инфраструктуры в качестве базового проекта для углубленного энергетического сотрудничества. На основе хорошей работы в традиционном энергетическом сотрудничестве необходимо постоянно укреплять сотрудничество в области зеленой энергии, культурных обменов, обучения персонала и других областях, а также развивать новые точки роста сотрудничества. В-третьих, обновить модель энергетического сотрудничества и усилить исследования и разработки ключевых энергетических технологий. Поощрение и поддержка китайских энергетических компаний в постоянном продвижении международного

энергетического сотрудничества,

исследований и инновационных методов сотрудничества, а также взаимная выгода и взаимовыгодные результаты являются ключевыми. Цель глобальной разведки и разработки нефти и газа постепенно смещается с традиционной нефти и газа на нетрадиционную нефть и газ. От нефти к газу, от суши к морю, от мелководья к глубоководью. Сложность добычи

1 Wang Jiang, LI Fubin, HUANG Shujun, et al. The oil and gas cooperation process and proposals of countries of the

становится все выше и выше, а требования к технологиям и оборудованию становятся все выше и выше. Ключом к основной конкурентоспособности нефтяных компаний моей страны для «выхода на мировой уровень» является технология. Необходимо продолжать внедрять основные

национальные нефтяные и газовые научно-технические проекты и расширять ключевые технологии для разведки и разработки нефти и газа за рубежом.1

История сотрудничества 13 июня 2013 г. главы государств Китая и Казахстана выступили с совместным заявлением, надеясь содействовать развитию новой энергетической отрасли посредством сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра и солнечная энергия. Сотрудничество между Китаем и Казахстаном в области новой энергетики сыграло образцовую роль для других стран Центральной Азии. В феврале 2021 г. Председатель Си Цзиньпин по видеосвязи председательствовал на саммите лидеров Китая и ЦВЕ в Пекине и выступил основное выступление. Используя «Год сотрудничества Китая и ЦВЕ в области зеленого развития и защиты окружающей среды» в 2021 г., можно углубить обмены и сотрудничество в области «зеленой» экономики, чистой энергии и других областях. Китай и страны Центральной Азии достигли консенсуса по сотрудничеству в области новой энергетики, совместно продвигают строительство «Пояса и пути» и трансформируют политическое взаимное доверие на высоком уровне в более ощутимые результаты сотрудничества. В целях ускорения продвижения

стратегического сотрудничества китайские предприятия и предприятия Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и другие предприятия совместно строят и инвестируют в новые энергетические проекты. Китайские предприятия обладают технологическими преимуществами в области новой энергетики, и в сочетании с конкретными потребностями различных

Belt and Road [J]. China Mining Magazine, 2019, 28(2): 18-24.

стран в развитии новой энергетики и прошлой практики сотрудничества они внедрили инновационные методы сотрудничества в области энергетики и углубили финансовое сотрудничество со странами Центральной Азии.

Говоря об энергетической стратегии КНР следует также упомянуть ряд стратегических задач, которые страна ставит перед собой в области обеспечения энергетической безопасности. Во-первых, Китай стремится не допустить утраты способности к самообеспечению энергетическими

ресурсами и попадания в чрезмерную зависимость от международной рыночной конъюнктуры. Эта задача является частью стратегии «опоры на собственные силы» и подразумевает усиление геологической разведки и рациональное освоение уже разведанных энергетических ресурсов (в особенности нефти и газа), а также совершенствование структуры потребления энергоресурсов, повышение эффективности добычи и производства нефти для более эффективного обеспечения потребностей внутреннего рынка, повышение

энергоэффективности и усиление экономии энергии и рационального использования энергоресурсов, внедрение новых энергосберегающих технологий,

совершенствование структуры производства. Во-вторых, КНР работает в направлении создания дополнительных энергетических резервов, необходимых для поддержания высоких темпов экономического роста. Эта задача подразумевает создание

стратегических нефтяных и газовых запасов, проведение стратегического

энергетического планирования, привлечение

капитала, инвестиций и технологий извне для улучшения качества разработки имеющихся месторождений и ряд других мер. В-третьих, Китай стремится обеспечить гарантии реализации своих национальных интересов и укрепления своих позиций на мировом энергетическом рынке. Данная задача подразумевает проведение дальнейшей реструктуризации и

интернационализации крупных

государственных нефтегазовых предприятий таким образом, чтобы повысить их конкурентоспособность на международных рынках, а также создание благоприятных условий для деятельности китайских нефтегазовых корпораций в других странах.1 Состояние сотрудничества между Китаем и пятью странами Центральной Азии в области новой энергетики

В рамках своей энергетической стратегии Китай рассматривает страны Центральной Азии в качестве важных и перспективных энергетических партнеров, а развитие энергетического сотрудничества с этими странами - в качестве одного из ключевых направлений энергетической политики в отношении данного региона. Важное место, которое страны Центральной Азии занимают в энергетической стратегии КНР, определяется целым рядом политических и экономических факторов.2 Страны Центральной Азии богаты нефтяными и газовыми ресурсами, а также богаты возобновляемыми источниками энергии, такими как энергия ветра, солнечная энергия, энергия биомассы и энергия воды, с огромным потенциалом развития. Страны Центральной Азии очень богаты ресурсами солнечной энергии, в

1 (2030, 2050)

[«Стратегия развития энергетики Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу (до 2030 и 2050 гг.)»], Китай, 2011. - Режим доступа: http://scitech.people.com.cn/GB/14029104.html; Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / под руковод. и с предисл. А.В. Торкунова, научн. ред.-сост. А.Д. Вос- кресенский. - М.: МГИМО, 2007. - С. 704; Фан Тинтин. Энергетическая политика Китая на современном этапе: монография / МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. мировой политики. - Москва: МАКСПресс, 2012. - С. 71-84, 98-103.

[Energeticheskie izmereniia mezhdunarodnyh otnoshenii i bezopasnosti v Vostochnoi Azii / podrukovod. i s predisl. A.V Torkunova, nauchn. red.sost. A.D. Voskresenskii. -M.: MGIMO, 2007. - str.704; Fan Tintin. Energeticheskaia politika Kitaia na sovremennom etape: monografifi ia / MGU im. M.V. Lomonosova, Fak. mirovoi politiki. -Moskva: MAKS Press, 2012. - S. 71- 84, 98-103]. 2 Поштич Мина Сравнительный анализ энергетической стратегии кнр в отношении стран Центральной Азии // Сравнительная политика. 2015. №3 (20). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-energeticheskoy-strategii-knr-v-otnoshenii-stran-tsentralnoy-azii.

среднем 2200-3000 часов солнечного сияния в год, производя около 2 миллиардов киловатт тепловой энергии. Наиболее перспективным возобновляемым

источником энергии в Казахстане является энергия ветра, которая может ежегодно производить 1,885 млрд кВтч электроэнергии. Кыргызстан больше выделяется гидроэнергетическими

ресурсами, которые составляют около 70-80 миллиардов киловатт. Туркменистан богат нефтегазовыми ресурсами, запасы ветровой энергии составляют около 500 000 мегаватт. Ожидается, что малая гидроэнергетика в Таджикистане будет иметь установленную мощность 20 000 МВт. Электричество и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энергия Узбекистана в основном представлены гидроэнергетикой с установленной мощностью более 10 000 МВт. В этом контексте новые энергетические проекты между Китаем и странами Центральной Азии стали ярким пятном в энергетическом сотрудничестве. Существует огромное пространство для сотрудничества в области новой энергетики, и перспективы сотрудничества широки. В этом контексте новые энергетические проекты между Китаем и странами Центральной Азии стали ярким событием в энергетическом сотрудничестве. Существует огромный потенциал сотрудничества в области новой энергетики. (Таблица 3)

Таблица 3. Проекты сотрудничества в области новой энергии между Китаем и странами Центральной Азии (2021-2022) 1

Дата Страна Название проекта Орган строительства

2022.01 Казахстан Генеральный подряд ЕРС проекта казахстанской электростанции China Tianchen Engineering Corporation

2021.11 Кыргызстан Первый в Кыргызстане масштабный фотоэлектрический проект China RAILWAY 20 BUREAU GROUP Corporation

2021.11 Узбекистан Государственный сетевой проект Узбекистана Shandong Electric Group Co., Ltd.

2021.08 Узбекистан Навоийская фотоэлектрическая электростанция Узбекистана подключена к сети для выработки электроэнергии SEPCOIII Electric Power Construction Corporation

2021.08 Казахстан Казахстанская ветроэлектростанция « Ybyrai » подключена к сети Guoneng Huantai New Energy Co., Ltd

2021.07 Казахстан Казахстанская Тургуссонская ГЭС введена в эксплуатацию для выработки электроэнергии China Three Gorges Corporation

2021.06 Кыргызстан Проект увеличения мощности и реконструкции ГЭС Кыргызстана China National Electric Engineering Co., Ltd.

2021.06 Узбекистан Узбекистан RCT Каскадный гидроэнергетический проект China National Electric Engineering Co., Ltd.

2021.06 Казахстан Казахстанский ветроэнергетический проект Zanatas полностью подключен к сети Power Construction Corporation of China, Ltd

2021.06 Казахстан Завершен проект ветроэнергетики мощностью 100 МВт в Занатасе, Казахстан Power Construction Corporation of China, Ltd

2021.04 Украина Подписан контракт на проект ветроэнергетики мощностью 800 Power Construction Corporation of China,

1 ф Щ — ^ — ££ Щ (yidaiyilu.gov.cn) URL : https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?cat_id=11432

МВт в Украине Ltd

2021.04 Узбекистан Введена в эксплуатацию Зарчобская ГЭС Узбекистана Orient International (Holding) Co., Ltd.

2021.02 Украина Подписан контракт на украинский проект ветроэнергетики Зофья China Energy Construction Group Co., Ltd.

В настоящее время сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии в области новой энергетики относительно простое, в основном основанное на проектных контрактах. Содержание сотрудничества в основном сосредоточено на строительно-монтажных работах в производственной сфере.

На фоне «Один пояс, один путь» китайские инвестиции в Центральной Азии в основном связаны с новой энергетикой. С углублением инвестиций и развития сотрудничество между Китаем и пятью странами Центральной Азии также сталкивается с новыми вызовами. В настоящее время и Китай, и страны Центральной Азии сталкиваются с необходимостью энергетического перехода. Хотя существуют различия в природных запасах энергии, а также в структуре и потреблении энергии, обеим сторонам необходимо противостоять постоянно растущему спросу на энергию и упорно высоким ценам на нефть, а также совместно бороться с глобальным изменением климата. В соответствии с этой международной тенденцией переход от традиционной энергии к новой энергии стал стратегическим выбором для многих стран. Поэтому сотрудничество в области новой энергетики вновь привлекло внимание всех стран. 29 ноября 2021 г. Национальное управление энергетики Китая обнародовало «14-й пятилетний план научно-технических инноваций в энергетическом секторе», в котором уточнено общее направление развития энергетики Китая на новом этапе.1 В «14-м пятилетнем плане» определены задачи по продвижению передовых возобновляемых источников энергии, новых

1 sмшит ^й^ш^ер^е+иг-шм^ штшэд»ш» wамMiiütt

(nea.gov.cn) URL : http://zfxxgk.nea.gov.cn/2021-11/29/c_1310540453.htm

энергосистем, безопасной и эффективной ядерной энергетики, разработки и использования зеленой и эффективной ископаемой энергии, цифровой и интеллектуальной энергетики и т. д., развернуты соответствующие

демонстрационные проекты, и

сформулировал технологическую дорожную карту.2

Рыночная конкуренция со стороны развитых стран

После международного финансового кризиса развитые страны, как правило, столкнулись с проблемами слабого экономического роста и нехватки традиционных энергоресурсов. Чтобы избавиться от дилеммы экономического роста, правительства разных стран сформулировали и обнародовали долгосрочные цели развития для Альтернативная энергетика. Например, 14 июля 2021 г. Европейская Комиссия утвердила пакет законопроектов, которые приспособят политические меры ЕС в сферах климата, энергетики, землепользования, транспорта и налогообложения к сокращению чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 г. по сравнению с показателями 1990 г. Обеспечение такого уровня сокращения выбросов в следующие десять лет имеет решающее значение для достижения Европой климатической нейтральности к 2050 году первой в мире и для реализации Европейского зеленого курса. Европейская Комиссия представила механизмы правового регулирования, которые позволят достигнуть согласованных Европейским климатическим правом целей и коренным образом преобразовать экономику и общество для

Щ (nea.gov.cn) URL : http://www.nea.gov.cn/2022-04/02/c 1310540855.htm

обеспечения справедливого, экологичного и благополучного будущего. 1 Видно, что правительства развитых стран стремятся направить поток рыночных ресурсов в новое энергетическое поле и предсказать будущие перспективы рынка. Развитые страны также направили свои инвестиции в Центральную Таблица 4. Статус строительства экологич

Азию. В данном контексте Китай также сталкивается с конкурентным давлением со стороны развитых стран в сфере энергетического сотрудничества в Центральной Азии. Далее возьмем

Узбекистан в качестве примера: Таблица 4.

:и чистых электростанций в Узбекистане15

№ Тип электроста нции Район Дата ввода в эксплуат ацию Мощност ь установк и Орган строител ьства Объём инвестиц ий Расчетна я мощность

1 Фотоэлектр ическая электроста нция Навоий ская область сентябрь 2021 г. 100 МВт Masdar, ОАЭ 100 миллионо в долларов 260 млн кВтч

2 Фотоэлектр ическая электроста нция Самарк андская область декабрь 2021 г. 100 МВт TOTAL Eren, Франция 150 миллионо в евро (160 миллионо в долларов) » 260 млн кВтч

3 Ветряная электроста нция Навоий ская область Конец 2024 г. 1,5 ГВт Masdar, ОАЭ 1,8 миллиард а долларов -

4 Ветряная электроста нция Бухарск ая область декабрь 2023 г. 1000 МВт ACWA Power, Саудовска я Аравия 130 миллионо в долларов -

5 Фотоэлектр ическая электроста нция Нурати нский район Навоий ской области 2 квартал 2023 г. 200 МВт Phanes Energy Holding III B.V., Голландия - -

6 Фотоэлектр ическая электроста нция Сурхан дарьинс кая область 2 квартал 2023 г. 457 МВт Masdar, ОАЭ 200 миллионо в долларов 1,04 млрд кВтч

7 Фотоэлектр ическая электроста нция Самарк андская область 4 квартал 2022 г. 220 МВт Masdar, ОАЭ 400 миллионо в долларов 1,04 млрд кВтч

1 EUR-Lex - 52021DC0550 - EN - EUR-Lex (europa.eu) content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021DC0550 URL : https://eur-lex.europa.eu/legal- 15 Министерство энергетики Республики Узбекистан

(minenergy.uz) URL: https://minenergy.uz/ru

8 Фотоэлектр ическая электроста нция Джизак ской области 220 МВт

9 Ветряная электроста нция Республ ика Каракал пакстан Середина 2023 г. 100 МВт ACWA Power, Саудовска я Аравия 140 миллионо в долларов 400 млн кВтч

Для китайских предприятий основной орган, участвующий в сотрудничестве в области новой энергетики в странах Центральной Азии, является относительно единственным, ограниченным крупными государственными предприятиями, и несколько частных предприятий вошли в сферу новой энергетики. Финансирование стало основным проблема для предприятий "выйти на мировой уровень". В системе доминируют государственные банки и коммерческие банки. Единый канал инвестиций и финансирования и обременительные процедуры

финансирования затрудняют для китайских предприятий инвестирование в новые энергетические проекты за рубежом, и они не могут удовлетворить текущие гибкие инвестиционные потребности. Кроме того, отсутствуют диверсифицированные

механизмы компенсации рисков

финансирования технологических

инноваций, а отсутствие поддержки финансовой системой иностранных инвестиций предприятиями окажет влияние на углубленное развитие обеих сторон в области новой энергетики.

Принципы развития сотрудничества Китая и пяти стран Центральной Азии в области новой энергетики

Прежде всего, в ответ на сложные изменения текущей международной энергетической ситуации Китай и страны Центральной Азии сформулировали краткосрочные цели развития и долгосрочные стратегические планы в области новой энергетики. В целях дальнейшего углубления сотрудничества между двумя сторонами в области новой энергетики и содействия развитию «Экономического пояса Шелкового пути» сотрудничество в области новой энергетики было включено в компоненты и общие цели

инициативы. Таким образом, будет создан новый эффективный механизм консультаций по энергетической политике и укреплен диалог на высоком уровне. Активно использовать различные механизмы международного сотрудничества, такие как ШОС и АБИИ.

Во-вторых, Китаю следует активно развивать техническое сотрудничество с Центральной Азией в области новой энергетики. Китай обладает передовыми технологиями и зрелым управленческим опытом для создания основной конкурентоспособности новых

энергетических предприятий, внедрения инновационных идей в страны Центральной Азии, а также обеспечения технической поддержки и гарантии плавного развития проекта. При разработке и строительстве объектов китайские предприятия, исходя из принципа приверженности рыночной экономике, оказывают экономическую помощь странам Центральной Азии в пределах своих возможностей, помогая им развиваться в новой энергетической отрасли.

В-третьих, Китай и многие страны мира сталкиваются с ухудшением состояния окружающей среды, потребление традиционной энергии превышает несущую способность окружающей среды, а противоречие между экономическим развитием и имеющимися ресурсами становится все более заметным. Общей тенденцией является замена традиционной энергии новой энергией, основанной на энергии ветра и солнечной энергии. Обе стороны надеются совместно справиться с энергетическим кризисом, скорректировать энергетическую структуру и повысить эффективность использования ресурсов за счет международного сотрудничества в области новой энергетики. В области новой энергетики Китай должен реализовать

диверсифицированные поставки и технологические инновации, адаптироваться к новой тенденции развития международной энергетики, сотрудничать с

международными высокотехнологичными предприятиями новой энергетики, продвигать процесс развития

индустриализации новой энергетики и ускорять преобразование структура энергопотребления. Китай и Центральная Азия могут улучшить свою экологию и среду обитания, а также улучшить экологическую среду посредством нового энергетического сотрудничества.

Основной путь нового

энергетического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии

В настоящее время инвестиции Китая в Центральную Азию имеют одно направление, в основном в области энергетики, и новая энергетическая область нуждается в совершенствовании. После обретения независимости странам Центральной Азии необходимо постоянно совершенствовать свои промышленные системы, чтобы быстро вступить на путь индустриализации. Китайские предприятия должны обратить внимание на процесс индустриализации стран Центральной Азии и участвовать в нем, а их инвестиции в области торговли и традиционной энергетики должны развиваться в углубленном направлении. Китайские предприятия могут активно развивать сотрудничество со странами Центральной Азии в области переработки и производства, осуществлять глубокую переработку ресурсов и формировать разделение труда в цепочке создания стоимости в различных областях промышленности, чтобы создать

эффективный цикл ресурсов. Такой вид торгового сотрудничества выгоден странам Центральной Азии, а Китаю также выгоден перенос избыточных производственных мощностей в условиях, когда пропускная способность ресурсов и окружающей среды становится все более жесткой и промышленная структура нуждается в модернизации, такая глубокая интеграция и доброжелательное взаимодействие будут выгодны для экспортных товаров Китая.

Существует определенный эффект замещения, таким образом формируя механизм обратной силы для отечественных товаров, чтобы реализовать модернизацию структуры продукции Китая, повысить основную конкурентоспособность и сотрудничество должно быть выгодным для обеих сторон.

В области инвестиций в новую энергетику можно поощрять китайские предприятия, особенно частные предприятия, к инвестированию в области новой энергетики, а также к инвестициям в проекты по производству энергии ветра, гидроэнергетики и солнечной

фотоэлектрической энергии. С точки зрения технического сотрудничества Китай имеет технологические преимущества в разработке и использовании новой энергии, а некоторые ключевые технологии уже находятся на передовом уровне в мире. Страны Центральной Азии сотрудничают с развитыми странами в проектах ветровой и гидроэнергетики на ранней стадии. Благодаря команде с определенным управленческим опытом и зрелой технической базой обе стороны могут максимизировать свои соответствующие технические преимущества и увеличить локализацию и преобразование новых энергетических технологий. Используйте для углубления долгосрочных обменов и взаимодействия между двумя странами с точки зрения знаний и технологий, тем самым способствуя эффективности сотрудничества.

Новые энергетические проекты требуют определенного объема технологических исследований, разработок и инноваций и характеризуются высокими

инвестиционными требованиями, большими капитальными затратами и длительными периодами окупаемости. Они являются наукоемкими и капиталоемкими отраслями. Китайские и центральноазиатские компании могут рассчитывать на платформы международных организаций, в которых они участвуют, для получения финансовой поддержки от Союза Шанхайской организации сотрудничества,

государственной помощи, Азиатского банка

инфраструктурных инвестиций, Фонда Шелкового пути и других международных финансовых организаций.

С точки зрения экономического сотрудничества в области новой энергетики оно имеет огромные социальные и экономические преимущества. Развитие новой энергетической отрасли приносит положительные изменения в экономику, окружающую среду и общество, способствует здоровому низкоуглеродному потреблению и обеспечивает гармоничное сосуществование и устойчивое развитие потребителей, предприятий и окружающей среды. Исходя из вышеуказанных концепций, предложение инициативы «Один пояс, один путь» открывает возможности для сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии в области новой энергетики. Китай уже имеет передовой опыт в области новой энергетики, и появилось несколько компаний,

занимающихся новыми энергетическими технологиями. Страны Центральной Азии и Китай должны создать модель сотрудничества, подходящую для их собственного развития, найти точки соприкосновения, сохраняя при этом различия, сосредоточиться на развитии новой энергетической отрасли и объединить существующие технологии новой энергетической отрасли Китая для решения энергетических проблем и достижения экономического роста. Казахстан богат всеми видами новых энергетических ресурсов и может сотрудничать во всех видах новой энергии. Кыргызстан и Таджикистан богаты гидроэнергетикой, поэтому Китаю и Таджикистану следует сосредоточиться на сотрудничестве в области гидроэнергетики. Туркменистан и Узбекистан богаты ресурсами солнечной энергии, поэтому у Китая, Турции и Узбекистана есть потенциал для сотрудничества в области использования солнечной энергии. Определяя

направленность сотрудничества в соответствии с различиями в обеспеченности ресурсами пяти стран Центральной Азии, необходимо также стремиться к многостороннему сотрудничеству между Китаем и ними в области новой энергетики.

Китай и Содружество Независимых Государств являются близкими соседями, а их географические преимущества создают благоприятные условия для

межрегионального сотрудничества. Все стороны в регионе должны в полной мере использовать это преимущество, исследовать новые области сотрудничества, наращивать усилия по сотрудничеству и компенсировать недостатки, чтобы сделать региональное сотрудничество более перспективным. Китай — большая энергопотребляющая страна, а Центральная Азия богата энергоресурсами. По сравнению с Россией, имеющей огромные запасы энергоносителей, но трудно осваиваемой, развитие энергетики в Центральной Азии намного проще. На данном этапе Китай может импортировать нефть из Казахстана по наземным трубопроводам для импорта сырой нефти, а предложение инициативы «Пояс и путь» поможет улучшить транспортные связи между Китаем и Центральной Азией и открыть новые виды транспорта, что значительно сократить время

транспортировки время, увеличив общий объем транспорта. Центральная Азия обширна и малонаселена, богата энергией ветра, солнечной энергии и другими ресурсами. Китай может использовать свои преимущества в технологиях и оборудовании, чтобы помочь странам Центральной Азии развивать энергетические проекты, углублять энергетическое сотрудничество в различных областях и в полной мере использовать преимущества друг друга для достижения взаимовыгодного и сотрудничества. В то же время российский рынок продолжал консолидироваться. Китай и Россия имеют естественные рыночные преимущества. От развития приграничной торговли в приграничных городах до реализации масштабных национальных проектов китайский и российский рынки продолжают расти. Китаю и России необходимо усердно работать, чтобы сформулировать более взаимную политику для преодоления многих препятствий, с которыми сталкиваются предприятия, финансируемые Китаем. Российский рынок обладает огромным потенциалом, и еще много возможностей для сотрудничества в

области энергетики, крупнотоннажного проектов национального сотрудничества.

оборудования и военной техники. В Две стороны также должны полностью

последние годы обмены на высоком уровне координировать системные подразделения,

между Китаем и Россией были частыми, и такие как таможня и банки, чтобы дать

лидеры двух сторон поддерживали тесные толчок для работы проекта. связи и подписали много крупномасштабных

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Wang Jiang, Li Fubin, Huang Shujun, et al. The oil and gas cooperation process and proposals of

countries of the Belt and Road [J]. China Mining Magazine, 2019, 28(2): 18-24. Акишев У.У. Энергетический потенциал и энергетическая инфраструктура республик

Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 1. С. 829-844. Гусев Л.Ю. Китай и Центральная Азия: основные направления развития сотрудничества в сфере экономики и энергетики // Mолдавский журнал международного права и международных отношений. 2016. Т. 11. № 3. С. 367-375. Джумадурдыев К. Энергетический фактор в китайско-туркменских отношениях //

Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 4. С. 343-350. Макенова А.Б. Республика Казахстан и европейский союз: характер и особенности энергетического сотрудничества // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 5. С. 472-481. Поштич М. Сравнительный анализ энергетической стратегии КНР в отношении стран

Центральной Азии // Сравнительная политика. 2015. Т. 6. № 3. С. 85-103. Салицкий А.И., Семенова Н.К. Центральная Азия: политико-энергетическая проблематика в

формате РФ-КНР // Азия и Африка сегодня. 2019. № 2. С. 2-9. Сыроежкин К. Присутствие Китая в энергетическом секторе Центральной Азии //

Центральная Азия и Кавказ. 2012. Т. 15. № 1. С. 23-46. Фан Тинтин Энергетическая политика Китая на современном этапе: монография / M^ им.

M3. Ломоносова, Фак. мировой политики. - M., 2012. - C. 71-84, 98-103. Цзюаньцзюань Ч. Сотрудничество КНР со странами Центральной Азии в сфере энергетики на

примере Казахстана // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 7. С. 586-592. Цзюаньцзюань Ч. Энергетическое взаимодействие КНР и стран Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 6. С. 514-520. Чжан Ч. Исследование правовых вопросов энергетического сотрудничества между Китаем и Казахстаном на фоне строительства экономического пояса Шелкового пути / Ч. Чжан // Юридический форум : сборник статей III Mеждународной научно-практической конференции, Пенза, 30 апреля 2021 г. - Пенза, 2021. С. 117-120. Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / под руковод. и с предисл. А.В. Торкунова, научн. ред. - сост. А.Д. Воскресенский. - M.: MГИMО, 2007. - C. 681,701.

REFERENCES

Wang Jiang, Li Fubin, Huang Shujun, et al. The oil and gas cooperation process and proposals of

countries of the Belt and Road [J]. China Mining Magazine, 2019, 28(2): 18-24. Akishev U. U. Energeticheskij potencial i energeticheskaya infrastruktura respublik Central'noj Azii //

Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 1. S. 829-844. Gusev L. Yu. Kitaj i Central'naya Aziya: osnovnye napravleniya razvitiya sotrudnichestva v sfere ekonomiki i energetiki // Moldavskij zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij. 2016. T. 11. № 3. S. 367-375. Dzhumadurdyev K. Energeticheskij faktor v kitajsko-turkmenskih otnosheniyah // Postsovetskie

issledovaniya. 2021. T. 4. № 4. S. 343-350. Makenova A.B. Respublika Kazahstan i evropejskij soyuz: harakter i osobennosti energeticheskogo sotrudnichestva // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 5. S. 472-481.

Poshtich M. Sravnitel'nyj analiz energeticheskoj strategii KNR v otnoshenii stran Central'noj Azii // Sravnitel'naya politika. 2015. T. 6. № 3. S. 85-103.

Salickij A.I., Semenova N.K. Central'naya Aziya: politiko-energeticheskaya problematika v formate RF-KNR // Aziya i Afrika segodnya. 2019. № 2. S. 2-9.

Syroezhkin K. Prisutstvie Kitaya v energeticheskom sektore Central'noj Azii // Central'naya Aziya i Kavkaz. 2012. T. 15. № 1. S. 23-46.

Fan Tintin Energeticheskaya politika Kitaya na sovremennom etape: monografiya / MGU im. M.V. Lomonosova, Fak. mirovoj politiki. - M., 2012. - C. 71-84, 98-103.

Czyuan'czyuan' Ch. Sotrudnichestvo KNR so stranami Central'noj Azii v sfere energetiki na primere Kazahstana // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 7. S. 586-592.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Czyuan'czyuan' Ch. Energeticheskoe vzaimodejstvie KNR i stran Central'noj Azii (Turkmenistan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tadzhikistan) // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 6. S. 514520.

Chzhan Ch. Issledovanie pravovyh voprosov energeticheskogo sotrudnichestva mezhdu Kitaem i Kazahstanom na fone stroitel'stva ekonomicheskogo poyasa SHelkovogo puti / Ch. Chzhan // YUridicheskij forum: sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 30 aprelya 2021 g. - Penza, 2021. S. 117-120.

Energeticheskie izmereniya mezhdunarodnyh otnoshenij i bezopasnosti v Vostochnoj Azii / pod rukovod. i s predisl. A.V. Torkunova, nauchn. red. - sost. A.D. Voskresenskij. - M.: MGIMO, 2007. - C. 681,701.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Лю Янь, магистр в области Liu Yan, Master of International Relations. «Международных отношений». Харбин. Harbin, PRC. E-mail: [email protected] КНР. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.